ТОП 10:

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин



3. Конвенция о дискриминации в отношении женщин.

 

3. Что согласно «Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» не считается дискриминацией по отношению к женщине:

Предоставление декретного отпуска.

2. работа женщин на подземных работах.

 

4. Специальный советник Генерального секретаря по гендерным проблемам и улучшению положения женщин ______ Генерального секретаря и _____за работой Отдела по улучшению положения женщин.

Консультирует

2. принимает меры

Наблюдает.

5. Пекинская Платформа для действийв отношении женщин определяет____ 12 важнейших и требующих внимания направлений.

1.10 направлений.

Направлений.

3. 15 направлений.

 

6. добровольный фонд, оказывающий финансовую поддержку и техническую помощь новаторским программам и стратегиям, содействующим расширению прав и возможностей женщин, и гендерному равенству это:

1.МОТ

2. ЮНЕСКО

3.ЮНИФЕМ.

7. Причисляло ли традиционное гуманитарное право изнасилование или обращение в сексуальное рабство к военным преступлениям или к серьезным нарушениям Женевской конвенции?

Не причисляло

2. причисляло.

 

58. В каких документах изнасилование признавалось преступлением против человечности и принималась стратегия обвинения, классифицирующая изнасилования как преступление, аналогичное пыткам и преднамеренному убийству, обращению в рабство и признаками намерения совершения геноцида?

 

Статутов, учреждавших трибуналы в Гааге и в Руанде.

2. Нюренбергского и Токийского статута.

3. Женевской конвенции.

 

9. Первое международное дело по домашнему насилию и нарушению прав женщин было возбуждено :

1. 1937 году.

2. 1998 году.

3.1923 году.

 

10. Основной правовой нормой Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979) является

1) запрещение всех форм дискриминации в отношении женщин

2) запрещение расовой дискриминации в отношении женщин

3) запрещение экономической дискриминации женщин.

Литература:

.

1. Всеобщая декларация прав человека . Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. - Режим доступа http: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml

2. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин Принята резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1979 года. - Режим доступа http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cedaw.shtml.

3. Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Принята резолюцией 3452 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года - Режим доступа http: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/torture.shtml

4. Декларация о праве на развитие. Принята резолюцией 41/128 Генеральной Ассамблеи от 4 декабря 1986 года. - Режим доступа http: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/right_to_development.shtml

5. Декларация об участии женщин в содействии международному миру и сотрудничеству . Принята резолюцией 37/63 Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1982 года . - Режим доступа http: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/women_participation.shtml.

6. Конвенция МОТ № 89 о ночном труде женщин в промышленности, 1948. - Режим доступа http: http://www.lawrussia.ru/texts/legal_456/doc456a803x944.htm.

7. Конвенция МОТ № 45 о применении труда женщин на подземных работах и шахтах любого рода, 1935 г. - Режим доступа http: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=239.

8. Конвенция МОТ № 156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями, 1981. - Режим доступа http: http://www.a-z.ru/women/texts/171r.htm.

9. Конвенция МОТ об охране материнства, 1952. - Режим доступа http: http://zakon0.rada.gov.ua/laws/show/993_294.

10. Конвенция о дискриминации в области труда и занятий [Конвенция 111]. Принята 25 июня 1958 года на сорок второй сессии Генеральной Конференции Международной организации труда. - Режим доступа http: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/labour.shtml.

11.Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся обращения с женщинами-заключенными и мер наказания для женщин-правонарушителей, не связанных с лишением свободы (Бангкокские правила).Приняты резолюцией 65/229 Генеральной Ассамблеи от 21 декабря 2010 года. - Режим доступа http: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/bangkok_rules.shtml.

12. Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков. Открыта для подписания и ратификации резолюцией 1763 А (XVII) Генеральной Ассамблеи от 7 ноября 1962 года - Режим доступа http: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/conmarr.shtml

13.


 


Лекция 7. Специальные права человека. Права ребенка.

План.

1. Становление и развитие международной защиты прав ребенка

2. Истоки прав детей.

3. Специальные меры международно-правовой защиты прав детей

 

Цель лекции:рассмотреть права ребенка в контексте прав человека.

 

Ключевые понятия:права ребенка, обеспечение прав ребенка, детский труд, эксплуатация детей, реализация прав детей.

 

1. Обеспечение прав ребенка относится к глобальным проблемам современности, в решении которых заинтересовано все мировое сообщество. Это объясняется определяющей ролью подрастающего поколения в гарантировании жизнеспособности общества и прогнозировании его будущего развития. Однако следует признать, что ни одно государство в мире не может претендовать на роль образца в области соблюдения прав ребенка. Даже для самых демократических и экономически развитых государств характерны рост преступности несовершеннолетних, наличие семей с низким жизненным уровнем, смертность детей из-за недостаточного медицинского обслуживания, рост беспризорных детей. Все эти факторы доказывают невозможность разрешения детской проблемы только национальными средствами и вызывают необходимость объединения усилий мирового сообщества в целом, что и обусловило возникновение института международно-правовой защиты прав ребенка.

Международная защита прав ребенка представляет систему взаимосогласованных действий государства и неправительственных международных организаций, направленных на разработку и обеспечение прав ребенка с целью формирования полноценной и гармонически развитой личности, содействие их закреплению в национальном законодательстве и оказание международной помощи детям слаборазвитых государств.

Вопрос о необходимости регулирования прав детей возник сравнительно недавно. Губительные последствия Первой мировой войны в отношении гражданского населения и растущий интерес к проблеме защиты детей в большинстве стран Европы и Северной Америки вызвал необходимость Лиги Наций создать в 1919 г. Комитет детского благополучия, который рассматривал права детей в основном в контексте мер, которые нужно было принять в отношении беспризорных детей, рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Большую роль в разработке социальных стандартов защиты детей в этот период сыграли неправительственные организации, в частности Международный союз спасения детей, основанный англичанкой Эглантайн Джебб. В 1923 г. в рамках этой организации была разработана декларация, содержащая основные условия, которым должно следовать общество, чтобы обеспечить соответствующую защиту детей и заботу о них.

В 1924 г. в Женеве Лига Наций на своей 5-й сессии приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребенка. Это был первый документ международно-правового характера в области охраны прав и интересов детей. Декларация, состоящая из 5 принципов, сформулировала цели международно-правовой защиты детей: ребенку должна предоставляться возможность нормального развития, как материального, так и духовного (пр. 1); голодный ребенок должен быть накормлен, больному ребенку должен быть предоставлен уход, порочные дети должны быть исправлены, сиротам и беспризорным детям должно быть дано укрытие и все необходимое для их существования (пр. 2); ребенок должен быть первым, кто получит помощь при бедствии (пр. 3); ребенку должна быть предоставлена возможность зарабатывать средства на существование, и он должен быть огражден от всех форм эксплуатации (пр. 4); ребенок должен воспитываться с сознанием того, что его лучшие качества будут использованы на благо следующего поколения (пр. 5). В Декларации впервые подчеркивалось, что забота о детях и их защита не является больше исключительной обязанностью семьи, общества или даже отдельной страны — все человечество должно заботиться о благополучии детей.

Однако окончательно система международной защиты прав ребенка как составной части защиты прав человека сложилась после Второй мировой войны в рамках Организации Объединенных Наций, одним из основополагающих принципов которой было провозглашение уважения к правам и свободам человека без какой-либо дискриминации. Принцип уважения прав человека был закреплен в Уставе ООН. В преамбуле Устава говорилось о решимости народов "вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности". В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Устава ООН одной из целей Организации являлось "осуществление международного сотрудничества... в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии" путем содействия ООН "всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех" (п. с ст. 55).

Устав определил также органы, которые координировали сотрудничество государств по защите прав человека: Генеральная Ассамблея организует исследования и дает рекомендации, Экономический и Социальный совет делает рекомендации и создает комиссии по поощрению прав человека. Для этих целей были также созданы специальные органы как универсального характера (Комиссия по правам человека), так и функционального — по защите отдельных категорий населения (Комиссия по положению женщин, Комиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, Управление Верховного комиссара по делам беженцев, Конгресс ООН по борьбе с преступностью и обращению с правонарушителями).

Таким образом, Устав ООН создал правовую основу для формирования механизма международной защиты прав человека, который включает в себя разработку международных стандартов в области защиты прав человека и создание международных контрольных органов за их соблюдением.

Необходимость разработки мер по охране прав ребенка, в силу его физической и умственной незрелости, потребовала выделение международной защиты прав детей в особое направление. С этой целью в ООН были созданы Социальная комиссия и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Кроме того, защитой прав детей в отдельных областях занимаются специализированные учреждения ООН: Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Организация Объединенных Наций по вопросам науки, культуры и образования (ЮНЕСКО).

Организацией, которая занимается исключительно детскими проблемами, является Детский фонд ООН. ЮНИСЕФ был создан резолюцией Генеральной Ассамблеи 57(1) об учреждении ЮНИСЕФ от 11 декабря 1946 г. В ней было сказано, что Фонд создается для оказания помощи детям в послевоенной Европе. Он должен быть организован и использован в пределах имеющихся в его распоряжении средств, а получающие помощь от ЮНИСЕФ правительства обязаны распределять эту помощь соответственно потребностям и без дискриминации в отношении расы, религии, национальности и политических убеждений. Согласно резолюции был создан руководящий орган ЮНИСЕФ — Исполнительный совет. Исполнительный совет был набран ЭКОСОС из кандидатов, предоставленных государствами — членами ООН. В резолюции были названы 25 членов Исполнительного совета: представители США, СССР, Австралии, Бразилии, Великобритании, Канады, Китая, Франции, Польши, Швеции, Югославии. Исполнительный директор был назначен Генеральным секретарем ООН в консультации с Исполнительным советом. Свое первое заседание Исполнительный совет ЮНИСЕФ провел 19 декабря 1946 г. В 1953 г. Детский фонд вошел в систему ООН (резолюция Генеральной Ассамблеи 802(8) от 6 октября 1953 г.) и его полномочия были расширены: ему предоставлялось право долгосрочной помощи детям, которые терпели лишения в результате сложившейся экономической и политической обстановки в их странах, а также во время вооруженных конфликтов. Основная функция ЮНИСЕФ — помощь правительствам развивающихся стран в виде поставок оборудования для школ, продуктов питания, медикаментов, предоставления стипендий для преподавателей. Исполнительный совет ЮНИСЕФ, состоящий из 36 членов, определяет основные направления деятельности, анализирует программы и утверждает бюджеты Фонда. Секретариат ЮНИСЕФ, штаб-квартира которого находится в Нью-Йорке, проводит свою работу через свои бюро (более 200), расположенные более чем в 140 странах (в том числе и Беларуси). В рамках ЮНИСЕФ функционирует Международный центр развития ребенка. Он был создан в 1988 г. в качестве специализированного исследовательского и учебного учреждения при базовой финансовой поддержке правительства Италии.

Международная защита прав ребенка осуществляется по нескольким направлениям: 1) разработка деклараций, резолюций, конвенций с целью подготовки международных стандартов в области прав ребенка; 2) создание специального контрольного органа по защите прав ребенка; 3) содействие приведению национального законодательства в соответствие с международными обязательствами (имплементационная деятельность); 4) оказание международной помощи через Детский фонд ООН.

 

2. В рамках международной защиты прав человека Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека, а в 1966 г. Международные пакты о правах человека. В Декларации и пактах был сформулирован ряд положений, непосредственно касающихся прав и интересов детей: принцип равенства детей, нормы о защите материнства и младенчества, о защите детей от эксплуатации, право детей на образование.

В Декларации и пактах провозглашается принцип равенства детей. В Пакте о гражданских и политических правах устанавливается, что каждый ребенок без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны семьи, общества и государства (п. 1 ст. 24). Пакт об экономических, социальных и культурных правах запрещает дискриминацию по признаку семейного происхождения или по иному признаку (п. 3 ст. 10). В Декларации говорится о равенстве детей независимо от того, рождены они в браке или вне его: "Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой" (ст. 25).

В статье 25 Декларации сказано, что "материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь". Пакт об экономических, социальных и культурных правах предусматривает, что семье должна "предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании" (п. 1 ст. 10), а также признает, что под особой охраной должны находиться матери в течение разумного периода до и после родов (п. 2 ст. 10). В Пакте о гражданских и политических правах говорится, что семья имеет право на защиту со стороны общества и государства (ст. 23). Согласно Пакту об экономических, социальных и культурных правах государства будут принимать меры для "обеспечения сокращения мертворождаемости и детской смертности и здорового развития ребенка" (ст. 12).

Статья 26 Декларации провозглашает право каждого человека на образование: "Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования; начальное образование должно быть обязательным", и предусматривает также, что "родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей". В Пакте об экономических, социальных и культурных правах также говорится об обязательном и бесплатном для всех начальном образовании (ст. 13).

Пакт об экономических, социальных и культурных правах призван обеспечить защиту детей и подростков от экономической и социальной эксплуатации, запрещение использования труда малолетних и применения детского труда в областях, вредных для нравственности и здоровья (ст. 10).

В Пакте о гражданских и политических правах предусматривается, что каждый ребенок должен быть зарегистрирован немедленно после его рождения и должен иметь имя (п. 2 ст. 24). Каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства (п. 3 ст. 24). В нем также говорится о необходимости защиты детей в случае расторжения брака (п. 4 ст. 24), запрещении вынесения смертных приговоров за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет, содержится ряд правил уголовно-процессуального и гражданско-процессуального характера в отношении несовершеннолетних (стст. 6, 14).

Среди конвенций, регулирующих права женщин, следует отметить конвенции, направленные на охрану материнства. В рамках Международной организации труда были приняты Конвенция № 103 об охране материнства (пересмотренная) (1952), Конвенция № 89 о ночном труде женщин (пересмотренная) (1948), Конвенция № 111 о дискриминации в области найма и работы, в которых предусматриваются особые меры по охране материнства, предоставляющие определенные привилегии женщинам: право трудящейся женщины на обязательный и дополнительный отпуск после родов, на выплату денежного пособия в период отпуска, на сохранение работы во время отпуска по беременности, запрещение ночного труда женщин и т. д.

Важное значение для охраны здоровья детей и их прав имеют международно-правовые нормы о запрещении детских браков. В Конвенции о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков 1962 г. предусматривается принятие государством законодательных актов, устанавливающих минимальный брачный возраст. Конвенция запрещает "заключение брака с лицом, не достигшим установленного возраста, кроме случаев, когда в интересах сторон, вступающих в брак, компетентный орган разрешает сделать исключение из этого правила" (ст. 2). Рекомендация о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации браков и Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин, принятые Генеральной Ассамблеей ООН соответственно 1 ноября 1965 г. и 7 ноября 1967 г., содержат положения о запрещении вступления в брак в детском возрасте и обручения молодых девушек, а также предлагают государствам принять эффективные меры по установлению минимального возраста для вступления в брак и регистрации браков в официальных учреждениях.

Следует отметить также международные соглашения, связанные с рабством и работорговлей детьми, а также посвященные борьбе с торговлей женщинами и детьми с целью проституции. В 1953 г. Генеральная Ассамблея своей резолюцией 794(8) одобрила Протокол о внесении изменений в Конвенцию 1926 г. о рабстве. На конференции в Женеве в 1956 г. была принята Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством. Конвенция предусматривает, в частности, отмену такого института, сходного с рабством, как эксплуатация детского труда. Под этим подразумевается любой институт или обычай, "в силу которого ребенок или подросток моложе 18 лет передается одним или обоими своими родителями или своим опекуном другому лицу за вознаграждение или без такового, с целью эксплуатации этого ребенка или подростка или его труда" (п. d ст. 1). Конвенция предусматривает установление уголовного наказания за работорговлю.

20 октября 1947 г. ООН был принят Протокол к Международной конвенции о борьбе с торговлей женщинами и детьми 1921 г. и к Конвенции о борьбе с торговлей совершеннолетними женщинами 1933 г. В Конвенциях и Протоколе предусматривается обязанность государств привлекать к уголовной ответственности лиц, занимающихся вовлечением женщин в проституцию и торговлей женщинами и детьми, сообщать друг другу сведения о профессиональных торговцах женщинами и детьми.

ЮНЕСКО 14 декабря 1960 г. приняла Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования, содержащую обязательства государств не допускать дискриминацию в области образования по признаку расы, пола, языка, религии, социального происхождения, политических убеждений и предпринимать, если нужно, все меры по устранению дискриминации при получении образования. В Конвенции, в частности, содержится положение, в соответствии с которым государство обязуется сделать начальное образование обязательным и бесплатным (п. а ст. 4).

Особо следует выделить международные соглашения, касающиеся защиты женщин и детей в период вооруженных конфликтов. Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г. и Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям, принятые в 1977 г., предусматривают предоставление женщинам и детям специальной защиты от последствий военных действий. В 1974 г. была принята Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов, содержащая рекомендации государствам предоставлять особую защиту женщинам и детям, относящимся к гражданскому населению.

Международные нормы об охране труда детей содержатся в конвенциях, принятых Международной организацией труда. Проанализируем содержание некоторых из них. В 1973 г. была принята Конвенция № 138 о минимальном возрасте приема на работу, в соответствии с которой государства обязуются "обеспечить эффективное упразднение детского труда и постепенное повышение минимального возраста для приема на работу до уровня, соответствующего наиболее полному физическому и умственному развитию подростков" (ст. 1)9. В Конвенции предусматривается, что каждое государство, ратифицировавшее эту Конвенцию, в специальном приложении должно сообщить данные о минимальном возрасте приема на работу подростков на своей территории. Конвенции МОТ № 77 и № 78, принятые в 1946 г., предусматривают обязательное проведение медицинского освидетельствования детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности и на непромышленных предприятиях. В них устанавливается, что дети и подростки моложе 18 лет не будут приниматься на работу, если в результате медицинского освидетельствования будет установлено, что они не пригодны для работы, на которой они должны быть использованы. Конвенции № 79 и № 90 направлены на ограничение ночного труда детей и подростков на непромышленных работах и в промышленности.

Конгресс ООН по борьбе с преступностью и обращению с правонарушителями разработал ряд важных международных актов относительно защиты прав несовершеннолетних правонарушителей в период отправления правосудия, отбывания наказания в местах лишения свободы, мер предупреждения преступности среди несовершеннолетних. Это Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних 1985 г. (известные как "Пекинские правила") и принятые в 1990 г. Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних и Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы.

Специальным документом, полностью посвященным правам ребенка, стала Декларация прав ребенка. При подготовке Всеобщей декларации прав человека Экономический и Социальный совет предложил Комиссии по правам человека рассмотреть одновременно Всеобщую декларацию прав человека и проект Декларации прав ребенка. В 1946 г. Экономический и Социальный совет решил, что, хотя принципы Женевской декларации должны оставаться применимыми, Объединенные Нации нуждаются в обновленном документе, соответствующем уставным целям Организации Объединенных Наций в области прав человека. И в том же году Социальная комиссия обсуждала возможность разработки декларации. На 6-й сессии Социальной комиссии (1950) был принят проект Декларации под названием "Декларация прав ребенка". Экономический и Социальный совет в 1950 г. передал проект этой Декларации на рассмотрение Комиссии по правам человека, которая включила вопрос о Декларации прав ребенка в повестку дня своей 13-й сессии (1957). Подготовив проект Декларации на своей 15-й сессии в январе 1959 г., Комиссия представила его 14-й сессии Генеральной Ассамблеи, где он рассматривался Комитетом по социальным, гуманитарным и культурным вопросам. Проект Декларации вызвал острую дискуссию. Представители СССР и других социалистических стран считали, что провозглашения общих принципов защиты прав детей в Декларации недостаточно и что ее следует дополнить указанием конкретных мер, которые должны быть приняты государствами для содействия осуществлению этих прав. Представители же западных стран подчеркивали, что в Декларации следует перечислить лишь принципы, так как данный документ является не более чем утверждением добрых намерений и носит лишь рекомендательный характер. В результате предложение СССР было отклонено. 20 ноября 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией 1383(14) приняла Декларацию прав ребенка.

Декларация прав ребенка расширила 5 принципов Женевской декларации 1924 г. до 10 принципов. В ее Преамбуле отмечается, что "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения". В Декларации говорится о недопущении в отношении детей дискриминации по каким бы то ни было признакам (пр. 1); о праве ребенка на нормальное развитие (пр. 2); о праве на получение образования (пр.7). Согласно Декларации, ребенок должен быть защищен от жестокости и эксплуатации (пр. 9); ему должно предоставляться право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание (пр. 4). Один из принципов Декларации устанавливает обязанность общества осуществлять особую заботу о детях, неполноценных в физическом, психическом или социальном отношении (пр. 5). Последний принцип посвящен вопросам воспитания ребенка (пр. 10). Таким образом, Декларация прав ребенка 1959 г. сформулировала принципы, на которых должна базироваться государственная политика по обеспечению прав ребенка.

Несмотря на продуктивность и многоаспектность нормотворческой деятельности в области защиты прав ребенка, к концу 70-х гг. стало очевидным, что существующие нормы по правам человека уже не являются больше адекватными для того, чтобы отвечать специальным нуждам детей. К тому же со времени принятия Декларации были выработаны новые подходы, касающиеся концепции прав ребенка и методов их защиты. Требовался единый международный документ, который соединил бы в себе весь предшествующий опыт нормотворчества и новые представления о защите прав ребенка. Таким документом стала Конвенция о правах ребенка.

Вопрос о необходимости придания правам детей силы международного обязательства встал при подготовке к проведению Международного года ребенка (1979), главной целью которого было "укрепление осознания особых нужд детей среди общественности и правительств" (резолюция Генеральной Ассамблеи 31/169 от 21 декабря 1976 г.). Тогда, в 1979 г. по инициативе Польши Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке специальной Конвенции о правах ребенка. Однако решение о разработке Конвенции не было таким уж очевидным. С самого начала работы над проектом Конвенции обозначилось политическое противостояние между США и СССР и их союзниками. Первоначальный проект Конвенции, представленный Польшей, почти весь был сфокусирован на экономических, социальных и культурных правах, которые западные страны не признавали как юридически обязательные. Ожидалось, что они не поддержат проект, и тогда их можно было бы обвинить в том, что они не заботятся о детях. Соединенные Штаты и их союзники ссылались на то, что права детей уже защищены рядом конвенций по правам человека, в том числе и двумя Пактами о правах человека, и что создание специальной конвенции для детей невыгодно, так как иногда специальное обращение может привести к их дискриминации. В начале 80-х гг. переговоры по поводу Конвенции стали прогрессировать, так как Конвенцию поддержали развивающиеся страны, которые увидели в ней полезный инструмент для поддержки своих требований по поводу глобальной экономической и социальной справедливости. США ответили на эту растущую поддержку предложением новых статей, которые предоставляли детям гражданские и политические права. Они надеялись, что поддерживающие разработку Конвенции страны не согласятся с включением данных прав, которые в большинстве этих стран являлись спорными даже для взрослых, что сделает конвенцию менее приемлемой. Но этого не случилось. В середине 80-х, когда начали происходить перемены в Восточной Европе, "холодная война" подходила к концу, стало возможным продолжать работу над Конвенцией и оказывать повышенное внимание реальной ситуации, сложившейся с защитой прав детей. В это же время в разработку Конвенции активно включились Детский фонд ООН и большое число неправительственных организаций, что значительно ускорило ее принятие.

Сам процесс разработки происходил следующим образом. Проект Конвенции, представленный Польской Республикой, был принят к рассмотрению резолюцией 1978/30 Комиссии по правам человека от 8 марта 1978 г. Генеральная Ассамблея в своей резолюции 33/166 от 20 декабря 1978 г. одобрила инициативу Комиссии по созданию Конвенции о правах ребенка. В период с 1979 г. по 1989 г. Комиссия по правам человека уделяла повышенное внимание разработке Конвенции. Была создана специальная рабочая группа открытого состава, ежегодно докладывающая Комиссии о проделанной работе. В период между 1981 и 1988 гг. Рабочая группа проводила ежегодные однонедельные собрания перед сессиями Комиссии, обсуждая предложения всех заинтересованных правительств, специализированных учреждений ООН, а также международных неправительственных организаций. В 1985 г. 50 международных неправительственных организаций объединились в специальную группу по разработке Конвенции. Специальная группа в сотрудничестве с ЮНИСЕФ организовала консультации с участием представителей правительств, широко способствовала нахождению компромиссов по сложным редакционным проблемам, вела широкую пропаганду проекта Конвенции во всех регионах мира. Ряд статей Конвенции принят по инициативе международных неправительственных организаций или при их непосредственном участии. Следует отметить, что впервые в истории разработки международных соглашений такого типа международные неправительственные организации оказали столь решающее влияние на процесс принятия Конвенции.

27 мая 1988 г. резолюцией 1988/40 Экономический и Социальный совет уполномочил рабочую группу провести совещание продолжительностью до двух недель в ноябре—декабре 1988 г. с тем, чтобы завершить второе чтение проекта до начала 45-й сессии Комиссии по правам человека. На этой встрече Рабочей группы был окончательно выработан текст проекта Конвенции. Комиссия по правам человека своей резолюцией 1989/57 от 8 марта 1989 г. одобрила проект Конвенции, предложенный рабочей группой, и постановила передать данный проект Генеральной Ассамблее через ЭКОСОС. Окончательный текст Конвенции был представлен Генеральной Ассамблее III Комитетом. Своей резолюцией 44/25 от 20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея приняла Конвенцию о правах ребенка. 2 сентября 1990 г. после сдачи на хранение 20 ратификационных грамот Конвенция вступила в силу.

Принятие Конвенции стало значительным событием в области защиты прав детей. В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.

Конвенция, состоящая из 54 статей, охватывает как гражданско-политические, так и социально-экономические и культурные права детей от их рождения и до достижения совершеннолетия (18 лет), если национальным законодательством не предусмотрен более ранний возраст достижения совершеннолетия (ст. 1). С принятием Конвенции был введен ряд новых прав ребенка: на выживание и развитие (ст. 6), на сохранение индивидуальности (ст. 8), на право свободно выражать свои взгляды (ст. 12), на неучастие в военных действиях (ст. 38), на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации (ст. 39). В Конвенции впервые особо оговорена роль средств массовой информации: государства-участники обязуются поощрять средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношении, чтобы ребенок имел доступ к информации из различных национальных и международных источников (ст. 17). В соответствии со статьей 42 государства-участники обязуются "широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей".

Впервые в истории в рамках Конвенции был создан международный механизм контроля за выполнением положений Конвенции — Комитет по правам ребенка. Он уполномочен рассматривать периодические (раз в 5 лет) доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции (ст. 44). Кроме того, ст. 45 предусматривает, что Комитет также является координатором международного сотрудничества по выполнению поставленных в Конвенции целей. Для этого в его работе могут принимать участие Детский фонд ООН, специализированные учреждения, международные неправительственные организации. Еще одно новшество Конвенции — это положение, согласно которому государства должны обеспечить "широкую гласность своих докладов в своих странах" (п. 6 ст. 44).

На начало 1998 г. 190 стран ратифицировали Конвенцию о правах ребенка. Из всех стран, признанных международным сообществом как суверенные государства, только 3 еще не ратифицировали Конвенцию (Сомали, Объединенные Арабские Эмираты, Оман). Конвенция о правах ребенка близка к тому, чтобы стать первым в мире договором по правам человека, который ратифицируют все страны мира.

Конвенция о правах ребенка стала отправной точкой для разработки как региональных конвенций о правах ребенка (в рамках Организации африканского единства в 1990 г. принята Африканская Хартия прав и благополучия детей; Советом Европы разрабатывается Европейская конвенция о правах ребенка), так и конвенций, регулирующих отдельные права ребенка (например, Конвенция 1993 г. по защите детей и сотрудничеству в отношении международного усыновления).

Новый виток развития права ребенка получили после состоявшейся 30 сентября 1990 г. в Нью-Йорке Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей. На этой встрече были приняты Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по осуществлению Всемирной декларации. В этих документах сформулированы конкретные цели, которые должны быть реализованы к концу текущего столетия, а именно: борьба с основными детскими заболеваниями; сокращение смертности детей в возрасте до 5 лет; снижение уровня материнской смертности; оказание повсеместной поддержки детям-инвалидам; предоставление защиты детям в условиях вооруженных конфликтов; обеспечение всем детям доступа к базовому образованию. Все государства — участники Всемирной встречи, а также многие другие государства, впоследствии присоединившиеся к Декларации и Плану действий, обязались составить подробные национальные программы для достижения поставленных целей.


3. Сексуальная эксплуатация детей в коммерческих целях – явление не новое, и проявляется оно в разных формах. Иногда детей держат в неволе и подвергают насилию, тогда как в иных случаях дети пользуются неограниченной свободой передвижения и, по-видимому, сами выбирают коммерческий секс в качестве средства заработка. Как показывают наблюдения, новые коммуникационные технолог







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.106.44 (0.015 с.)