ТОП 10:

Тема 8. Защита прав человека в условиях вооруженных конфликтов.



План.

1.Процесс формирования современной системы международно-правовых норм по обеспечению прав человека в условиях вооруженных конфликтов.

2.Защита прав комбатантов и некомбатантов во время войны.

3.Раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение

4. Защита гражданского населения.

 

Цель лекции:рассмотреть процесс формирования современной системы норм права которые касаются прав человека в условиях международных конфликтов.

 

Ключевые понятия:комбатанты, некомбатанты, защита прав человека в период вооруженных конфликтов, гражданское население.

 

 

1.Статистика Международного комитета Красного Креста свидетельствует, что за последние 5 тыс. лет произошло около 14 тыс. войн, в которых погибло около 5 млрд. человек. За последние 3 тыс. 400 лет на Земле было только 250 лет всеобщего мира.

Первая мировая война повлекла гибель 10 млн. человек (в пропорции 20 комбатантов на одну гражданское лицо) и еще около 21 млн. погибло от эпидемий. Во Второй мировой войне было убито 40 млн. человек, примерно одинаково комбатантов и гражданских лиц. Только в период между 1945 и 1966 гг на Земле произошло не менее 73 вооруженных конфликтов. По подсчетам экспертов, в современных вооруженных конфликтах соотношения убитых среди комбатантов и гражданских лиц будет уже обратным: в обычной войне - 10 гражданских лиц на одного комбатанта; в ядерной войне - 100 гражданских лиц на одного комбатанта.

С учетом этого защита прав человека в период вооруженных конфликтов приобретает незаурядное значение.

Первые попытки разработать универсальные международно-правовые механизмы защиты прав человека в условиях войны имели место еще во второй половине XIX в. Так, в 1864 г. по инициативе Международного комитета помощи раненым (нынешнее название - Международный Комитет Красного Креста) 12 европейских государств подписали Конвенцию об облегчении участи раненых на поле боя. Конвенция предусматривала, специально подготовленный персонал будет оказывать помощь раненым на поле боя и доставлять их в госпиталь, при этом персонал, оказывает такую ​​помощь, является нейтральным, неприкосновенным и не может быть взят в плен.

Процесс формирования современной системы международно-правовых норм, направленных на обеспечение защиты прав человека в условиях вооруженных конфликтов (т.н. "женевское право") состоит из трех основных этапов:
1) принятие в 1929 г. двух первых Женевских конвенций - об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях и о режиме военнопленных. Нормы, закрепленные этими конвенциями стали рассматриваться как основополагающие принципы международного гуманитарного права, подлежат неукоснительному выполнению воюющими государствами независимо от того, ратифицированы они этими государствами. Основной чертой этих конвенций является их направленность на обеспечение защиты прав раненых, больных и пленных военнослужащих государств;
2) принятие в 1949 г. четырех Женевских конвенций о защите жертв войны, в отличие от предыдущего этапа, принятые конвенции направлены на защиту прав не только военнослужащих воюющих государств, но и гражданского населения. Это такие конвенции: Конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г.;
Конвенция об обращении с военнопленными 1949 г.; Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г.; Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 г.

3) принятие в 1977 г. двух дополнительных протоколов к Женевским конвенциям 1949 г., направленных на обеспечение прав жертв военных конфликтов, не рассматриваются международным правом как войны: Дополнительный протокол к Женевским конвенциям, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, 1977 г.; Дополнительный протокол к Женевским конвенциям, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера, 1977 г.

Выделяются следующие основные принципы "женевского права": Воюют армии, а не народы; Мирное население пользуется специальным правовой защитой во время войны или других вооруженных конфликтов; Военнопленные пользуются специальным правовым защитой; Раненые и больные имеют право не медицинскую помощь, в т.ч. и со стороны противника и нейтральных государств; Запрет применять особенно жестокие виды оружия (разрывные пули, противопехотные мины) и оружие массового уничтожения (химическое, токсичное и бактериологическое оружие и т.п.); Наделение особыми правами персонала Красного Креста и Красного Полумесяца.

 

2. Согласно Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. армия воюющего государства делится на две категории лиц - комбатантов и некомбатантов.
Комбатанты - это лица, принимающие непосредственное участие в боевых действиях, то есть личный состав частей и соединений сухопутных, морских и воздушных вооруженных сил, а также личный состав внутренних войск, милиции, полиции и служб безопасности, непосредственно принимает участие в боевых действиях . Кроме того, к числу комбатантов также относятся участники вооруженного ополчения, отрядов добровольцев, партизан и гражданское население, стихийно совершает вооруженное сопротивление противнику. Характеристикой принадлежности к комбатантов является наличие у них постоянных признаков, отличающих от гражданского населения - военной формы, знаков различия, а также подчинение единому командованию и открытое ношение оружия в зоне ведения боевых действий.

Принадлежность лица к категории комбатантов наделяет ее правом участия в боевых действиях, а в случае захвата в плен - статусом военнопленного и распространения на нее режима военного плена. На комбатантов возлагается обязанность неуклонного исполнения законов и обычаев войны, в частности соблюдение запретов или ограничений в применении отдельных видов оружия, правил обращения с военнопленными и гражданским населением и т.д.. Невыполнение подобных требований является основанием для лишения лица статуса комбатанта и объявления его военным преступником.
Некомбатанты - это лица, входящие в состав воюющей армии, но не принимают непосредственного участия в боевых действиях (медицинский и интендантский персонал, военные музыканты, юристы, инженеры, капелланы, похоронные команды и т.п.). Эти лица имеют право применять оружие только для самообороны. К некомбатантов не могут быть применены меры военного насилия и режим военного плена. Воюющая сторона, захватившая некомбатантов обязана обеспечить ему возможность выполнять свои функции, в частности, оказывать медицинскую, духовную или легальную помощь, некомбатанты не могут быть обязаны к выполнению каких-либо принудительных работ, не связанных с их непосредственными обов ' связками.

Согласно к IV Гаагской конвенции 1907 г. особым юридическим статусом наделяются переговорщики, лица, специально уполномоченные военным командованием одной воюющего государства на ведение переговоров с военным командованием другого государства. Переговорщик и все лица, сопровождающие его, пользуется неприкосновенностью под прикрытием белого флага. Несмотря на то, что поднятие белого флага не обязывает противника прекращать боевые действия, обстрел парламентерским группы считается недопустимым, а нарушение неприкосновенности ее членов рассматривается как военное преступление.

Не относятся ни к категории комбатантов, ни к категории некомбатантов наемники и военные шпионы.

Военные шпионы (лазутчики) - это лица, которые тайно или под фальшивым предлогом действующих на территории одной из воюющих государств с целью сбора сведений, имеющих военное значение. Как военные шпионы рассматриваются лица, выполняющие тайные разведывательные операции не только в местах расположения войск противника, но и в его тылу. На военных шпионов не может быть распространен режим военного плена, в случае захвата противником они подлежат суду и наказанию за шпионаж в соответствии с законодательством противника. От военных шпионов следует отличать военных разведчиков, на вражеской территории выполняют разведывательные операции, не скрывая своего статуса, в т.ч. и в собственной военной форме. На военных разведчиков полностью распространяется статус комбатантов.

Наемники - это лица, участвующие в боевых действиях на стороне одной из воюющих государств, не являющихся гражданами этого государства, не входят в состав ее вооруженных сил и получают вознаграждение, значительно превышает обычный размер оплаты в соответствующей армии. Наемники рассматриваются как военные преступники и на них не распространяется режим военного плена.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что исследование проблемы комбатантов в современных вооруженных конфликтах остается актуальным, поскольку четкое определение и международно-правовое закрепление этого понятия имеют важное значение как для обеспечения прав самих комбатантов, так и для защиты гражданского населения.

 

 

3. В то время как в Женевских Конвенциях 1949 года положения по данному вопросу можно найти в разных документах (так, раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, из состава вооруженных сил находятся под защитой Конвенций I и II, а раненые и больные гражданские лица - IV Kонвенции), часть II Протокола I объединяет их всех вместе под общим заголовком “Раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение”. Термины “раненые” и “больные” означают лиц (как военнослужащих, так и гражданских), которые нуждаются в медицинской помощи или уходе и воздерживаются от любых враждебных действий. В отношении всех раненых и больных, независимо от того, к какой стороне они принадлежат, запрещаются следующие действия: - всякие виды убийств, физические увечья, жестокое обращение, пытки и истязания;- медицинские или научные эксперименты;- удаление тканей или органов для пересадки;- взятие заложников;- посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное или унижающее обращение;- осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий. Под “лицами, потерпевшими кораблекрушение” понимаются военнослужащие и гражданские лица, которые подвергаются опасности на море или в других водах (таких, как реки или озера) в результате несчастья, случившегося с ними, и которые воздерживаются от любых враждебных действий. Из данного определения явствует, что “потерпевшее кораблекрушение” - это временное состояние лица. Оно завершается как только данное лицо оказывается высаженным на берег и тем самым приобретает иной статус, например, военнопленного, “раненого” или гражданского лица. Женевские Конвенции устанавливают, что во всякое время, и в особенности после боя, стороны, находящиеся в конфликте, должны принять все возможные меры к тому, чтобы разыскать и подобрать раненых, больных и потерпевших кораблекрушение, оградить их от ограбления и дурного обращения и обеспечить им необходимый уход, а также к тому, чтобы разыскать мертвых и воспрепятствовать их ограблению. Более того, военные власти могут обращаться к гражданскому населению и обществам помощи с просьбой подбирать раненых, больных и потерпевших кораблекрушение, разыскивать погибших и сообщать об их местонахождении. При ведении боевых действий на мер то же самое относится к нейтральным торговым судам, яхтам и другим мелким судам, к капитанам которых стороны, находящиеся в конфликте, могут обратиться с просьбой принять на борт раненых, больных и потерпевших кораблекрушение и обеспечить им уход, а также подбирать погибших (ст. 21 II Конвенции). Наконец, необходимо подчеркнуть, что раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, оказавшиеся на территории нейтрального государства, подлежат интернированию, а попавшие во власть неприятеля считаются военнопленными, и к ним применяются соответствующие нормы международного права. Гуманное обращение с военнопленными. Под военным пленом понимается ограничение свободы лиц, принимавших участие в военных действиях, в целях пресечения их дальнейшего участия в вооруженной борьбе. Режим военного плена призван обеспечить не только сохранение жизни военнопленного, но и защиту его неотъемлемых человеческих прав. В этой связи необходимо всегда помнить о том, что военнопленные находятся во власти Державы противника, а не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен (ст. 12 III Конвенции). Следовательно, за все, что происходит с военнопленными, несет ответственность государство неприятеля, но это не умаляет, однако, индивидуальной ответственности лиц в случае нарушения ими правил обращения с военнопленными. III Конвенция подробно регламентирует порядок содержания военнопленных: - их размещение, обеспечение питанием и одеждой;- требование гигиены и оказание медицинской помощи;- религиозную, интеллектуальную и физическую деятельность и т.д. В соответствии со ст. 122 воюющие страны обязаны организовать справочные бюро по делам военнопленных, которые должны давать ответы на все вопросы, связанные с военнопленными. Не пытаясь охватить все стороны, касающиеся защиты прав военнопленных, выделю лишь те из них, которые, на мой взгляд, являются наиболее важными. Первое. III Конвенцией устанавливается институт доверенных лиц. Ст. 79 предусматривает, что во всех местах содержания военнопленных, за исключением тех, где находятся офицеры, военнопленные имеют право свободно путем тайного голосования избирать доверенных лиц, которые должны представлять их перед военными властями, Державами-Покровительницами, Международным Комитетом Красного Креста и перед всякой другой организацией, оказывающей им помощь. В лагерях для офицеров и приравненных к ним лиц и в смешанных лагерях старший по званию военнопленный офицер признается доверенным лицом. Второе. Конвенцией предусматривается, что военнопленные должны подчиняться законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах держащей в плену Державы (ст. 82). Власти этой Державы могут применить судебные и дисциплинарные меры наказания в отношении военнопленного. Но при решении данного вопроса они должны проявлять максимальную снисходительность и по возможности прибегать к дисциплинарным мерам, а не к судебному преследованию. Так, например, в III Конвенции содержится несколько положений, касающихся побега и попыток к бегству. Общепризнанно, что данный поступок не противоречит мужества, чести и любви к отечеству военнослужащего, поэтому в случае неудавшегося побега к нему применяются только дисциплинарные меры (даже в случае рецидива). Третье. Даже во время военных действий Конвенцией (в ст. 109) предусматривается непосредственная репатриация раненых и больных, чьи умственные и физические способности, по всей видимости, сильно снизились (неизлечимые, тяжелораненые и тяжелобольные, излечившиеся), и госпитализация в нейтральных странах определенных категорий больных и лиц с менее тяжелыми ранениями. Завершая рассмотрение данного вопроса, необходимо подчеркнуть, что пленные, не имеющие признанного статуса военнопленных, тем не менее всегда имеют право на основные гарантии, предусмотренные ст. 75 Дополнительного протокола. 4. Если взглянуть на историю войн, то можно увидеть, что больше всего от последствий военных действий страдает гражданское население, а в XX веке это положение приобрело ужасающую тенденцию. Так, в ходе первой мировой войны 95% потерь составляли военнослужащие и лишь 5% - гражданские лица. Во время второй мировой войны картина оказалась совершенно иной: 75% потерь составили гражданские лица и 25% - военнослужащие. В некоторых современных вооруженных конфликтах свыше 90% потерь составляют гражданские лица. Можно с уверенностью сказать, что в ходе третьей мировой войны, которая закончится ядерной катастрофой, 100% потерь составит гражданское население.Приведенные цифры со всей очевидностью свидетельствуют о необходимости защиты отдельных гражданских лиц и гражданского населения в целом от последствий войны. Излишне говорить о том, что принципы защиты всех покровительствуемых лиц, изложенные мною выше, характерны и для гражданского населения. Впервые попытка дать определения “гражданское лицо” и “гражданское население” была предпринята авторами IV Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны. Согласно ст. 4 под покровительство данной Конвенции подпадают лица, которые в какой-либо момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей Державы, гражданами которой они не являются. Исключение составляют:а) граждане какого-либо государства, не связанного положениями указанной конвенции;б) граждане какого-либо нейтрального государства, находящиеся на территории одного из воюющих государств, пока государство, гражданами которого они являются, имеет нормальное дипломатическое представительство при государстве, во власти которого они находятся;в) граждане какого-либо с воюющего государства (при том же условии);г) лица, состоящие под защитой трех других Женевских конвенций: раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, а также военнопленные. Дополнительный протокол I выработал более удачную формулировку понятий гражданского лица и гражданского населения, отразившую суть их правового положения в период вооруженных конфликтов. П. 1 ст. 50 гласит:“Гражданским лицом является любое лицо, не принадлежащее ни к одной из категорий лиц, указанных в ст. 4 III Конвенции и ст. 43 настоящего Протокола”. Иными словами, гражданское лицо - это любое лицо, не принадлежащее к категории комбатантов. Важно добавить, что в случае сомнения относительно того, является ли лицо гражданским, оно считается таковым. Согласно Протоколу I гражданское население состоит из всех лиц, являющихся гражданскими лицами. При этом устанавливается, что гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями. В соответствии с п. 3 ст. 50 вышеупомянутого Протокола присутствие среди гражданского населения отдельных лиц, не подпадающих под определение гражданских лиц, не лишает это население его гражданского характера. Отсюда вытекает, что гражданское население лишается своего статуса и права на защиту, если среди него находятся военные подразделения и формирования. Что касается гражданских лиц, то они пользуются защитой, предусмотренной нормами международного права, “за исключением случаев и на такой период, пока они принимают непосредственное участие в военных действиях” (п. 3 ст. 51). Современное международное право, применяемое в период вооруженных конфликтов, предусматривает предоставление гражданскому населению и отдельным гражданским лицам как общей, так и специальной защиты от последствий военных действий. Различие заключается в том, что общая защита предоставляется всему гражданскому населению и отдельным гражданским лицам независимо от из пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, политических или религиозных убеждений. Специальная защита предоставляется отдельным категориям гражданского населения и обусловлена либо их повышенной уязвимостью в условиях боевых действий (раненые, больные, женщины, дети и т.д.) , либо особенностями профессиональных функций, выполняемых ими в период вооруженного конфликта (персонал медицинских формирований и организаций гражданской обороны, журналисты и т.д.). Кроме этого, при всех обстоятельствах запрещаются:- акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население;- нападения неизбирательного характера, подробно регламентируемые п. 4 и п. 5 ст. 51 Протокола I;- нападения на гражданское население или отдельных гражданских лиц в порядке репрессалий;- использование присутствия или передвижения гражданского населения или отдельных гражданских лиц для защиты отдельных пунктов или районов от военных действий, в частности, в попытках защитить военные объекты от нападения или прикрыть военные действия, содействовать или препятствовать им. Безусловно, запрещается использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны (ст. 54). Любое нарушение этих запрещений, говорится в заключительном положении ст. 51, не освобождает стороны, находящиеся в конфликте, от их правовых обязательств по отношению к гражданскому населению и гражданским лицам, в том числе от обязательства принимать меры предосторожности, предусмотренные в ст. 57 Протокола I. В ней указываются следующие меры предосторожности, которые должны приниматься воюющими сторонами при планировании или осуществлении нападения:а) делать все практически возможное, чтобы удостовериться в том, что объекты нападения не являются ни гражданским лицами, ни гражданскими объектами и не подлежат особой защите;б) принимать все практически возможные меры предосторожности при выборе средств и методов нападения с тем, чтобы избежать случайных потерь среди гражданского населения, ранения гражданских лиц, во всяком случае свести их к минимуму;в) отменять или приостанавливать нападение, если становится очевидным, что оно, как можно ожидать, вызовет случайные потери среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и нанесет случайный ущерб гражданским объектам;г) делать эффективное заблаговременное предупреждение о нападениях, которые могут затронуть гражданское население, за исключением тех случаев, когда обстоятельства этого не позволяют.

 

Заключение: Квинтэссенцией положений международного гуманитарного права,применяемого в период вооруженных конфликтов, являются следующие основные правила:1. Лица, вышедшие из строя (hors de combat) , и те кто не принимает непосредственного участия в боевых действиях, имеют право на уважение к их жизни, на моральную и физическую неприкосновенность. При всех обстоятельствах они имеют право на защиту и гуманное обращение без какой- либо дискриминации.2. Запрещается убивать или наносить увечье противнику, который сдается в плен или является вышедшим из строя (hors de combat).3. Раненые и больные должны подбираться и обеспечиваться уходом той стороной конфликта, во власти которой они находятся. Защите также подлежат медицинский персонал, учреждения, транспортные средства и оборудование. Эмблема красного креста или красного полумесяца обозначает право на такую защиту и должна уважаться.4. Захваченные в плен участники боевых действий (далее именуемые комбатантами) и гражданские лица, находящиеся на территории, контролируемой противником, имеют право на уважение к их жизни, достоинству, личным правам и убеждениям. Им должна быть обеспечена защита от насилия и репрессалий, они имеют право на переписку со своей семьей и на получение помощи.5. Каждый имеет право на основные юридические гарантии. Никто не должен подвергаться физическим и моральным пыткам, телесным наказаниям, а также жестокому или унизительному обращению.6. Стороны в конфликте и их вооруженные силы не могут пользоваться неограниченным выбором методов и средств ведения войны. Запрещается использовать такое оружие и такие методы ведения боевых действий, которые по своему характеру могут вызвать не обусловленные необходимостью потери или повлечь за собой чрезмерные страдания.7. Стороны в конфликте обязаны постоянно делать различие между ражданским населением и комбатантами и по возможности щадить гражданское население и имущество. Ни гражданское население в целом, ни отдельные гражданские лица не должны быть объектом нападения.

Вопросы для самоконтроля:

1. Когда были сформулированы и открыты к подписанию 4 Женевских конвенции и Дополнительные протоколы к ним?

2. Какие категории граждан и в каких условиях защищает Международное гуманитарное право?

3. Кто такие комбатанты?

4. Чем отличается правовой статус шпона и разведчика?

5. Назовите основные международные акты регулирующие защиту прав человека в условиях вооруженных конфликтов.

 

Тесты:







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.01 с.)