В зависимости от чего человек обладает всеми правами и свободами? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В зависимости от чего человек обладает всеми правами и свободами?



1)от национальности, расы;

2)пола;

3)религии;

4)от богатства;

5)политических убеждений;

Ни от чего, (все должны обладать равными правами).

В 1948 году ООН был принят документ, в котором отражены основные права и свободы человека. Как называется этот документ?

1)«Декларация прав гражданина и человека РФ»;

2)«Закон о правах и свободах граждан»;

Всеобщая декларация прав человека».

6. Появление III поколения прав человека связано с:

1)борьбой буржуазии за личную свободу;

2)борьбой широких народных масс за возможности удовлетворения индивидуальных интересов;

С падением мировой колониальной системы.

7. Когда была создана Организация Объединенных Наций (ООН)?

а) после первой мировой войны;

б) во время второй мировой войны;

в) после второй мировой войны.

8. Третье поколение прав человека можно назвать:

1) индивидуальными правами;

2) солидарными (коллективными) правами;

3) естественными правами.

9. После Второй мировой войны необходимость обеспечения основных прав человека:

1) была признана в большинстве развитых стран;

2)не была признана в большинстве развитых стран.

10. Второе поколение прав человека называют еще системой:

1) негативных прав;

Позитивных прав.

 

Литература:

51. Права человека: Учебное пособие. Автор/создатель: Саблин Д.А. – Режим доступа: http://window.edu.ru/library/pdf2txt/491/19491/2703.

52. Предотвращение торговли людьми: Учебно-метод. пособие. – Харьков: Изд–во Нац. ун–та внутр. дел, 2001. – 174 с. – Режим доступа: http://zakoni.com.ua/node/222.

53. Хван Г.Права человека в современном мире/ Г. Хван - Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/Vlast/2008/12/Prava%20cheloveka.pdf.

54. Занкина Ю.А. Понятие и сущность прав человека - Режим доступа: http://www.lawmix.ru/comm/1867.

55. Конституция Украины Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР Украины), 1996, № 30, ст. 141- Режим доступа: http://portal.rada.gov.ua/rada/control/ru/publish/article/system?art_id=153863.

56. Шафиев К. Универсальность прав человека и принцип культурного релятивизма. - Режим доступа: http://www.ca-c.org/c-g/2008/journal_rus/c-g-1/11.shtml.

57. Капицын В.М. права человекаи механизмы их защиты. Учебное пособие- Режим доступа: http://www.svn-s.ru/kbook02.php.

 


 

 

Лекция 2. Типология и виды прав и свобод человека

 

План.

1. Основания классификации прав человека.

2. Негативные и позитивные права человека.

3. Права человека по сфере их реализации в общественной жизни.

4. Международно-правовые стандарты в области прав человека

 

Цель лекции: Изучить классификацию прав человека и ее основания, международно-правовые стандарты в области прав человека.

 

 

Ключевые понятия: права человека, установленные права, негативные права человека, позитивные права человека,

 

1.Чтобы получить представление об основаниях классификации прав человека, надо выявить пределы свободы индивида, различие между его свободами и правами. Древнегреческие мыслители считали, что свобода одного человека кончается там, где начинается свобода другого. Можно условиться, что права человека– это возможности действовать свободно, ограниченные свободами других людей. В данном случае возникает вопрос о праве как норме свободы (нормативном оформлении достоинства как свободы). Тогда, следуя за И.Кантом, можно считать, что права человека – это объективные и субъективные рамки, в которых произвол одного совместим с произволом других при общем стремлении к свободе. Есть традиция, идущая от античности, различения прав естественных,данных от природы вместе с рождением, и прав установленных (приобретенных). Наиболее явно это деление выражено у Т.Пейна в памфлете «Права человека»: а) естественные неотъемлемые права; б) гражданские права – фиксированный нормами результат учреждения, нормирования, организации, т.е. институционализации достоинства в правилах.

Это различие проявляется в процессе реализации прав. В соответствии с концепцией естественных прав человек рождается свободным и по факту рождения имеет «неотъемлемые», «прирожденные» права. Ст. 1 Всеобщей Декларации прав человека формулирует принцип: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Естественное право может декларироваться даже для еще не родившихся, но зачатых детей. Например, Конституционный Суд ФРГ подтвердил этот принцип, закрепленный в норме, запрещающей искусственное прерывание беременности. Конституционный суд ФРГ в 70-х гг. рассмотрел жалобы от женских организаций на ущемление этой нормой их прав (на планирование своей жизни, карьеры). Тем не менее, этот суд посчитал право на жизнь зачатого человека выше названных прав женщин. В дальнейшем развитие контрацептивных средств сняло остроту этого вопроса. Правда, церковь до сих пор отрицательно относится к абортам и даже контрацептивам.

Достоинство человека институционализируется через норму права; тем самым человеку дается позитивная поддержка, гарантии уважения в любом его состоянии, в том числе при болезни, немощи, заключении под стражу, отбывании уголовного наказания. Существует даже понятие «права мертвого человека», реализующееся через обязанность общества обеспечить необходимые почести и юридически значимые действия после смерти людей. Большой резонанс получили факты эвтаназии – умерщвления неизлечимого больного по его просьбе. Проблема эвтаназии может иметь, помимо метафизической, и криминальную сторону. Факт эвтаназии даже из благих стремлений создает прецедент пренебрежения к неотъемлемому праву на жизнь со стороны самих охранителей здоровья и жизни – медиков. Так институционализируется возможность соучастия в пассивном самоубийстве. Не снята с повестки дня проблема применения смертной казни. Общественность указывает на следственные и судебные ошибки при вынесении приговоров о смертной казни. Проблема абортов, эвтаназии, смертной казни – это вопрос сочетания антропологических констант, культурных и гуманитарных универсалий. Поэтому его решение требует этического обоснования, юридической институционализации и политической легитимации достоинства в праве на жизнь. Он не снимается с помощью медицины; только переводится в другую плоскость. Усиление виртуализации и плюрализации понятия «жизнь» (Интернет, клонирование человека) чреваты опасными модификациями права на жизнь.

Установленные права – те, которые не даны от природы, а устанавливаются в результате индивидуальных и коллективных усилий, в том числе государства и общественных объединений. Феминистки добивались права женщин на равенство с мужчинами, и в значительном числе государств такое равенство установлено. В СССР, где преобладала концепция установленных прав, это равенство стало реальным в ряде сфер и преподносилось (с весомыми основаниями) как завоеванное трудящимися. Зеленые боролись за широкий круг экологических прав, и во многих странах их закрепили в конституциях. Борьба профсоюзов за повышение заработной платы, надлежащие условия и охрану труда, государственное социальное страхование, на забастовку привела к включению этих прав в международные документы и конституции. Даже признание естественных прав пришлось тоже завоевывать в огне революций.

Аболюционисты в США отстаивали права негров. Население колоний боролось за независимость. Это в целом не ставит под сомнение то, что элементы достоинства человека возникают с его рождением. Но оно связано также и с формированием личности, влиянием правовой идентификации и социализации. Даже личные права подходят под понятие «естественных прав» с определенной оговоркой. А остальные (политические, экономические, социальные) невозможно подогнать под понятие «естественные». Это права приобретенные.

 

2. Современная типология прав и свобод, а следовательно, и обязанностей, весьма разнообразна.

Самой их классификацией является деление прав на: негативные и позитивные.

Такое различение прав основано на фиксации в них негативного и позитивного аспектов свободы. В негативном значении свобода понимается как отсутствие принуждения, ограничений по отношению к личности, в том числе и со стороны государства; в положительном - как свобода выбора, создаваемая государством, а главное - способность человека достичь своих целей и обязанность государства предоставлять гражданину те или иные социальные блага.

Согласно таких аспектов свободы негативные права заключаются в праве индивида на защиту от какого-либо вмешательства, в том числе и государственного, в осуществлении гражданских прав (как члена гражданского общества) и политических прав (как участника политической жизни). Эти права охраняют лицо от нежелательных и таких, которые нарушают Ее свободу, вмешательств и ограничений. Негативные права - основа индивидуальной свободы. Например, почти все содержание Билля о правах 1791 г. (США) направлено на ограждение личности от разного рода несправедливых и нежелательных последствий вмешательства со стороны правительства. Термин «не должен», что касается правительства, есть почти во всех статьях этого документа. Так, первая статья (поправка) Билля о правах гласит: «Конгресс не должен издавать законы, устанавливающие любую религию или запрещающих ее свободное исповедание, ограничивающих свободу слова или прессы или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями о прекращении злоупотреблений».

Негативные права считаются основными, абсолютными. Они появились исторически раньше, чем другие права, и развивались как группа прав на независимость от власти (свобода веры, свобода вероисповедания и свобода совести, право на личную свободу, право на приобретение и неприкосновенность частной собственности, свобода передвижения по территории всего государства; тайна и неприкосновенность переписки, свобода слова и свобода мысли и объединений, право на неприкосновенность жилища, свобода выбора профессии и т.п.). Перечисленные права называют еще «правами свободы», «правами гражданских свобод» или «гражданскими свободами и правами».

Они отличаются от «политических свобод и прав», под которыми понимается право на участие граждан во власти (активное и пассивное избирательное право, право граждан участвовать в управлении делами государства, право гражданина лично обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления и т.п.). Однако и те, и другие хотя и возникли в ряде стран в разное время, относятся к категории негативных прав, осуществление которых зависит от ресурсов государства, уровня социально-экономического развития страны.

В отличие от негативных прав, позитивные права фиксируют права индивида на улучшение своего положения и повышение культурного статуса, обеспечиваемые государством. Это - экономические, социальные и культурные права как отдельная группа гражданских прав субъекта, характеризующие правовое государство новейшего периода ее развития. К ним относятся: право на образование, свобода любой творческой деятельности, право на интеллектуальную собственность, право на свободное использование своих способностей и имущества, право на социальную безопасность и защиту в условиях безработицы, право на благоприятную окружающую среду, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на достойную жизнь и тому подобное.

В обязанности государства входит осуществление постоянной образующей деятельности, направленной на обеспечение граждан теми или иными благами, создание социальных программ, гарантирующих провозглашенные социальные, экономические и культурные права. Реализовать эти права гораздо сложнее, чем права негативные. Непосредственная защита их правовыми средствами не возможна, так как определение конкретных социальных выплат в задачи суда не входит. Осуществление позитивных прав требует достаточных ресурсов государства, их конкретное наполнение напрямую зависит от национального дохода страны и ее политического режима. При ограниченности ресурсов и антидемократичное режима позитивные права могут гарантировать гражданам лишь «равенство в нищете, как это имело место в подавляющем большинстве так называемых «социалистических» государств во времена тоталитарных режимов.

Некоторые государства не присоединились к Международному пакту о социальных, экономических и культурных правах. Они руководствовались убеждением, указанных в Пакте права не являются субъективными, потому что не могут быть защищены в суде. Эти соображения не лишены смысла, однако присоединение к Пакту создает обязательства для государства совершенствовать внутреннее законодательство и стремиться, чтобы реально превратиться в социальную правовое государство.

 

3. Основные права и свободы человека и гражданина различают также по сфере их реализации в общественной жизни: личные (гражданские), политические, экономические, социальные, культурные, экологические.

Личные (гражданские) права - это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека, имеющие в основном характер негативного права. Они происходят от естественного права на жизнь и свободу, которое от рождения обладает каждый человек, и призваны гарантировать индивидуальную автономию и свободу, защищать лицо от произвола со стороны государства и других людей. Эти права позволяют человеку быть самим собой в отношениях с другими людьми и государством.

К гражданским правам относят возможности человека, необходимые для обеспечения его физической и морально-психологической (духовной) индивидуальности. Согласно этому гражданские (личные) права подразделяют на физические и духовные. Физические права: на жизнь, личную неприкосновенность, свободу передвижений, выбор места жительства, безопасную окружающую среду, жилье и т.п.. Духовные права: на имя, честь и достоинство, на справедливый, независимый и публичный суд.

В конституциях многих государств личные (гражданские) права объединяют в одну группу с политическими правами. Основанием для этого служит преимущественно негативный характер обоих, а также направленность обоих видов этих прав на обеспечение свободы личности в ее индивидуальных и общественных проявлениях.

Политические права - возможности (свободы) гражданина активно участвовать в управлении государством и в общественной жизни, влиять на деятельность различных государственных органов, а также общественных организаций политической направленности. Это - право избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти и местного самоуправления, право создавать общественные объединения и участвовать в их деятельности, свобода демонстраций и собраний, право на информацию, свобода слова, мнений, в том числе свобода прессы, радио, телевидения и др..

Экономические права - возможности (свободы) человека и гражданина распоряжаться предметами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности: собственностью и трудом, проявлять предприимчивость и инициативу в реализации своих способностей и приобретении средств для существования, участвуя в производстве материальных и иных благ.

Вплоть до середины XX в. важнейшие из этих прав - право на частную собственность, предпринимательскую деятельность и свободное распоряжение рабочей силой - обычно рассматривали как фундаментальные, основополагающие права личности и объединяли их с правами личными (гражданскими). В современных конституциях и других нормативно-правовых актах эти права чаще называют экономическими и выделяют в относительно самостоятельную группу, которая является одного порядка с правами гражданскими (личными), политическими.

Особое место среди экономических прав занимает право на частную собственность. В странах Запада, да и в Украине до октября 1917 г. (в конституционных документах гетмана Павла Скоропадского - в 1918 p.), Это право рассматривалось как одно из первых, основных прав человека, без которого не возможны гражданское общество и индивидуальная свобода. В социалистических государствах с тоталитарным режимом это право вообще отрицалось как свидетельство классовое ограниченного буржуазного подхода к правам человека.

Опыт длительного существования всех без исключения стран коммунистической ориентации показал, что запрет частной собственности противоестественной и, в конечном счете, подрывает мотивацию добросовестного, инициативному труду, порождает массовое социальное иждивенчество, безответственность и т.д. Человек, лишенный условий для проявления предприимчивости, попадает в тотальную зависимость от власти, лишается всякой свободы и индивидуальности.

Вместе с тем опыт истории свидетельствует о необходимости ограничения права частной собственности, как и почти любого другого права. Потребности экономического развития, рост демократического движения народных масс привели к существенным изменениям в самом трактовке частной собственности, к ее социализации, с четко выраженной ее социальной функции, отношении под контроль демократического государства.

Сегодня мало кто настаивает на абсолютном характере частной собственности. В законодательстве ФРГ, Франции, Италии и других стран устанавливаются допустимые пределы частной собственности, говорится о ее использование в интересах общества. Введение такого рода ограничений отнюдь не означает отбрасывание фундаментального характера права частной собственности.

Социальные права - возможности (свободы) лица и гражданина свободно распоряжаться своей рабочей силой, использовать ее самостоятельно или по трудовому договору, то есть право на свободный труд (выбор вида деятельности, безопасные условия труда, гарантированные минимальные размеры ее оплаты и пр.), право на социальное обеспечение, отдых, образование, достойный уровень жизни и др..

Право на труд четко проводит грань между так называемыми первым и вторым поколениями прав человека. К первому поколению прав принадлежат права личные (гражданские), политические и экономические, которые трактуются в духе либеральных свобод. Они носят характер преимущественно негативного права.

В течение почти двух веков конституции демократических государств Запада ограничивались правами первого поколения. Жизнь показала недостаточность такого подхода для создания каждому человеку достойных условий существования, равноправного участия в делах общества и государства.

В XX в. под влиянием рабочего движения, социалистических (левых и правых) партий, а также деятельности социалистических государств (в том числе СССР) был поставлен вопрос об углублении понимания экономических прав, о социальных и культурных правах человека и гражданина. Важнейшие из них были включены Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Статья 11 Международного пакта провозгласила, что должно быть обеспечено право каждого человека на достаточный уровень для себя и своей семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилье.

Социальные, культурные и некоторые экономические права, понимаемые в положительном смысле, определяют обязанности государства обеспечить каждому нуждающемуся минимум средств существования, социальной обеспеченности, т.е. так называемую социальную безопасность, без которой невозможно поддержание человеческого достоинства, нормальное удовлетворение первичных потребностей и духовного развития.

Культурные права - возможности (свободы) сохранения и развития национальной самобытности человека, доступа к духовным достижениям человечества, их усвоения, использования и участия в дальнейшем их развитии. К ним относятся права на образование, обучение на родном языке, на использование отечественных и мировых достижений культуры и искусства, на свободную научную, техническую и художественное творчество.

Экологические права - возможности (свободы) пользоваться природной средой как естественной средой обитания. Это - права на благоприятную окружающую среду, охрану здоровья от его неблагоприятного влияния, возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу экологическими правонарушениями, на природопользование и др..

 

 

4. Защита прав человека является одной из главных задач мирового сообщества. Поэтому в области прав человека существует около 300 деклараций, конвенций, хартий, в разное время созданных и признанных мировым сообществом.

Международно-правовые стандарты в области прав человека - это установленные в договорном порядке правовые нормы минимально допустимого поведения государства с проживающими на его территории индивидами (гражданами, иностранцами, апатридами).

Международно-правовые стандарты в области прав человека разнообразны. По действию в пространстве различают универсальные (действуют во всем мире) и региональные (действуют в определенном регионе земного шара) стандарты.
К универсальным относят, например. Всеобщую декларацию прав человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). К региональным - Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Американскую конвенцию прав человека (1969 г.), Африканскую хартию прав человека и народов (1981 г.). Как правило, региональные стандарты более детальные по своему содержанию и, что особенно важно, регламентирующих порядок защиты прав человека в случае их нарушения государством. Например, важным гарантом соблюдения прав и свобод человека в европейских странах является Европейский Суд по правам человека, который рассматривает иски к государству индивидов, подвергшихся притеснений от власти.

Зависимости от действия в отношении определенного круга лиц различают общие (касающиеся прав всех людей) и специальные (касающиеся прав отдельных категорий населения) стандарты. Например, Международный пакт о гражданских и политических правах и Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод относятся к общим стандартам. Примером специальных стандартов является Конвенция о правах ребенка, Конвенция о статусе беженцев, Конвенция о предотвращении рабству и схожим с ним институтам. Специальные международно-правовые стандарты регулируют статус лиц, объективно самых незащищенных: детей, женщин, беженцев, национальных меньшинств.

Международные стандарты прав и свобод человека имеют следующие функции:

1) определение перечня прав и свобод человека, которые в обязательном порядке должны быть признаны государствами-участниками той или иной конвенции

2) формулировка содержания прав и свобод, которые должны воплотиться в конституциях и законах государств-участников конвенции. Например, Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах 1966 г. раскрывает понятие достаточного жизненного уровня. Это понятие включает достаточное питание, одежду и жилище для человека и его семьи;

3) установление обязательств государств по обеспечению реализации провозглашаемых прав и свобод. Например, присоединившись к Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод, Украина была обязана отменить смертную казнь как вид уголовного наказания;

4) фиксация ограничений и запретов, связанных с реализацией прав и свобод человека. Например, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. запрещает пропаганду войны, насилия, национальной, расовой, религиозной вражды.

Международные стандарты бывают в виде деклараций, международных договоров (пакты и конвенции), резолюций международных организаций, руководящих принципов.

Декларации принимаются обычно итоговым документом совещаний межгосударственных органов (например, резолюцией Генеральной ассамблеи ООН) и не имеют обязательной силы. Декларация – это свод принципов, определяющий дальнейшее направление развития международных отношений в определенной сфере. Государство может стараться приводить свое законодательство в соответствии с декларацией, но не обязано это делать.

Основу международной системы защиты прав человека составляют международные договоры (соглашения) – пакты и конвенции. Эти формы международно-правовых актов носят общеобязательный характер для всех государств, их ратифицировавших или к ним присоединившихся. На основе договоров создаются специализированные международные органы для контроля за соблюдением условий соглашений. Так, в рамках ООН функционируют так называемые конвенционные органы по правам человека– семь комитетов, созданных на основании основных международных договоров ООН по защите прав человека для контроля за выполнением государствами обязательств по эти договорам:

· • Комитет по правам человека

· • Комитет по расовой дискриминации

· • Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин

· • Комитет по экономическим, социальным и культурным правам

· • Комитет против пыток

· • Комитет по правам ребенка

· • Комитет по защите всех трудящихся мигрантов и членов их семей

· • Комитет по правам лиц с ограниченными возможностями.

 

Среди указанных комитетов один — Комитет по экономическим, социальным и культурным правам — создан не на основе международного договора, а решением (резолюцией) Экономического и социального совета (ЭКОСОС) — одного из главных органов ООН.

В рамках Совета Европы действует Европейский Суд по правам человека – орган, призванный восстанавливать нарушенные права, созданный в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Но не менее важная функция Суда – выработка стандартов в области прав человека путем толкования указанной Конвенции и придания нового смысле содержащимся в ней положениям, включая содержание конкретных прав и свобод.

К основополагающим документам в области прав человека относятся Устав ООН, Международный Билль о правах человека, Европейская конвенцию о защите прав человека и основных свобод и Европейская социальная хартия.

Устав ООН не содержит конкретного перечня прав человека. Тем не менее, этот документ стал одним из первых важнейших международно-правовых актов, в котором поставлен вопрос о необходимости универсального обеспечения прав личности, закреплен принцип всеобщего уважения прав и свобод всех людей и каждого человека, исключающего какую-либо дискриминацию. Пункт «с» ст. 55 обязывает государства содействовать «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола языка и религии».

Одним из главных достижений стало то, что Устав ООН заложил основы для вывода проблемы соблюдения прав человека из-под исключительной внутренней юрисдикции государства и создал предпосылки для эффективного регулирования этого вопроса непосредственно международным правом.

Международный билль о правах человека включает в себя: Всеобщую декларацию о правах человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Международный пакт об экономических и социальных правах (1966), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966), второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни (1989).

Всеобщая декларация прав человека была принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. День ее принятия отмечается ежегодно как Всемирный день прав человека. В Декларации закреплен широкий перечень гражданских, политических, социально-экономических и культурных прав. В тексте документа отражен естественный характер прав человека, в ст. 1 говорится: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и своих правах».

Всеобщая декларация прав человека носит лишь рекомендательный характер. Но одним из источников международного права является обычай, т.е. сложившаяся практика государств, которая постепенно начинает признаваться в качестве обязательной и оформляться в виде правовых норм. Таким образом, положения Декларации стали для большинства современных государств обязательными, найдя свое отражение в законодательстве этих стран. В конституциях многих государств содержатся непосредственные ссылки на Декларацию, ее положения включены во все основные законодательные акты. Национальные суды нередко признают и используют положения Декларации. Так, в частности, Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении № 8 от 31 октября 1995 г. рекомендовал всем российским судам прямо ссылаться на Всеобщую декларацию прав человека в решениях по соответствующим делам.

Принятие в 1966 г. Пактов о правах человека стало новой вехой в развитии международного права. Впервые индивид стал субъектом не только внутригосударственного, но и международного права. В соответствии с положениями Пактов, все лица, проживающие в государстве-участнике пактов или на которых распространяется юрисдикция этого государства, получают возможность пользоваться правами, предусмотренными пактами, без различия по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Все государства-участники обязаны привести национальное законодательство в соответствие с нормами Пактов. Кроме того, в соответствии с Факультативным протоколом к Пакту о гражданских и политических правах, гражданин любого государства-участника Пакта, подписавшего Протокол, может обращаться непосредственно в Комитет по правам человека за защитой своих прав.

Правом рассматривать индивидуальные сообщения от граждан наделены также Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин и Комитет против пыток и Комитет по правам лиц с ограниченными возможностями.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. закрепляет право гражданина обращаться в первый наднациональный судебный орган – Европейский Суд по правам человека. Причем ответственность государств за невыполнение решений суда предусмотрена гораздо более строгая, чем Первым факультативным протоколом к Пакту о гражданских и политических правах за невыполнение рекомендаций Комитета по правам человека при ООН.

Европейский суд по правам человека рассматривает дела по нарушениям только тех прав, которые записаны в Конвенции. Но поскольку формулировки бывают слишком общие, Суд наделен правом толкования положений Конвенции, при этом его решения являются прецедентными. Это означает, что при рассмотрении похожих дел в будущем следует руководствоваться не прямо положениями Конвенции, а тем их значением, который был раскрыт в прецедентных решениях. Таким образом, более, чем за 50 лет деятельности Суда, содержание прав, записанных в Конвенции, было значительно расширено и конкретизировано решениями Суда.

Следует добавить, что основным условием подачи жалобы как в Комитеты ООН, так и в Европейский суд по правам человека, является исчерпание всех внутригосударственных средств правовой защиты.

 

Заключение: Права человека — это ценностный ориентир, позволяющий применять "человеческое измерение" не только к государству, праву, закону, законности, правовому порядку, но к гражданскому обществу, поскольку степень зрелости и развитости последнего зависит в значительной мере от состояния дел с нравами человека, от объема этих прав их реализации. Права человека дают ему возможность не только участвовать в управлении государством, но дистанцироваться от него, самоопределяться в сфере частной жизни, выборе убеждений, отношении к религии, собственности. Поглощение гражданского общества государством, огосударствление всех сфер жизни происходят там, где права человека либо отсутствуют, либо носят декоративный характер.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте характеристику позитивных прав человека.

2. Дайте характеристику негативных прав человека.

3. В чем суть экономических прав человека?

4. В чем суть трудовых права человека?

5. В чем суть политических прав человека?

6. В чем суть экологических прав человека?

7.Какую роль в становлении прав человека сыграла «Всеобщая декларация прав человека»?

Тесты:

1. Древнегреческие мыслители считали, что свобода одного человека кончается там, где:

1) начинается свобода другого;

2)где нет демоктатии;

3) в тюрьме.

 

2. Ст. 1 Всеобщей Декларации прав человека формулирует принцип: «Все люди рождаются _____»

1) свободными в своем достоинстве и правах



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1810; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.186.72 (0.078 с.)