Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутригосударственная защита прав человека и гражданина.

Поиск

Внутригосударственная защита прав человека. Реализация системы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина находит высшее выражение в деятельности конституционного правосудия, в осуществлении конституционного контроля в этой сфере. Важно, что по Закону о Конституционном Суде граждане и их объединения имеют право подачи индивидуальной или коллективной жалобы на нарушение конституционных прав и свобод. Кроме того, допустима и процедура оспаривания закона, подлежащего применению в конкретном деле.

Особое значение имеет и процедура конкретного контроля, которая осуществляется путем проверки конституционности законов по запросам других судов, что содействует защите конституционной законности.

К числу гарантий при ограничении прав человека относится отсылка к закону и в соответствии со ст. 56 Конституции РФ. Практическое значение при этом имеют также отсылки к нормам международного права, в соответствии с которыми ограничения прав человека могут вводиться лишь в целях общественной и государственной безопасности. Конституционный Суд РФ является основным институтом защиты прав человека уже в силу того, что его решения по правовым вопросам являются окончательными, общеобязательными, действуют непосредственно и вступают в силу немедленно после их провозглашения. Закон о Конституционном Суде также предусматривает ответственность за неисполнение его решений. Защита прав человека любым государством является в настоящее время и международно-правовой обязанностью.

Обязанность рассматривать обращения граждан возложена на каждый суд, входящий в судебную систему, с соблюдением соответствующих правил подсудности. В гражданском и арбитражном процессе права граждан защищаются с помощью института иска или жалобы. В уголовном процессе к числу гарантий можно, например, отнести права обвиняемого и подозреваемого, потерпевшего, презумпцию невиновности, суд присяжных заседателей и др. Среди административно-правовых форм защиты прав и свобод граждан можно отметить: административный (внесудебный) порядок обжалования действий органов исполнительной власти, специфические формы государственного контроля (Президента, Правительства, министерств и ведомств), прокурорский (общий) надзор за соблюдением законов органами исполнительной власти, Непосредственное значение имеют также законодательные гарантии прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности исполнительной власти.

Важное значение в системе гарантий прав и свобод имеет деятельность парламентского Уполномоченного по правам человека. Несмотря на сложности в реализации международных стандартов по правам человека, в последнее время можно говорить и о позитивных моментах, особенно о становлении фундаментальной отрасли прав человека в рамках международного права. Индивид приобретает право требовать от государства исполнения взятых на себя международных обязательств.

Должность Уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года. Пункт «д» части 1 статьи 103 Конституции относит к ведению Государственной Думы назначение и освобождение от должности Уполномоченного, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ. Статья 1 этого закона гласит: «Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами».

Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Учреждение института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации как государственного органа - одно из важнейших достижений демократических преобразований в России. Для нашей страны создание такого института было явлением новым, хотя в мировой истории он известен давно. В классическом виде институт омбудсмена, - так называют уполномоченных по правам человека в Европе и в мире, - был создан в 1809 году в Швеции.

Появление Уполномоченного по правам человека в России является следствием демократизации общества, усвоения гражданами соответствующих институтов и практик. Однако, эффективность функционирования этого института зависит от понимания его роли и места государственными структурами, структурами гражданского общества, отдельными гражданами.

Деятельность Уполномоченного по правам человека в Рос­сийской Федерации способствует имплементации норм междуна­родного права в области прав человека в российское законодательст­во.Эффективный внутригосударственный механизм защиты прав человека возможен только при согласованной работе всех по­литических институтов в стране, в том числе и при активном участии института Омбудсмена.

 

23. Международная защита прав человека: понятие и механизм реализации.

Международные механизмы защиты прав человека образуют специальные органы, осуществляющие международный контроль за деятельностью государств в сфере обеспечения и охраны прав человека.

Международно - правовая защита прав человека. Систему международных стандартов по правам человека правомерно связывать с деятельностью ООН, которая выработала Билль о правах человека. Билль о правах человека включает в себя следующие соглашения: Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, второй Факультативный протокол.

Права человека выступают базовой отраслью современного международного права. В основе международных соглашений в этой сфере находятся такие общепризнанные принципы как уважение суверенитета государств, самоопределение наций, равноправие всех людей и защита их от дискриминации, равенство прав мужчины и женщины, соблюдение прав человека в условиях вооруженных конфликтов и др. Нормы по правам человека формируются в результате многосторонних международных договоров. Определяющее положение при этом занимает ООН.

В настоящее время всю систему международных соглашений по правам человека принято разделять на три группы: первую группу составляют акты, регулирующие права человека в мирных условиях (Всеобщая декларация прав человека, Пакты о правах человека), вторую группу составляют акты, защищающие человека в условиях вооруженных конфликтов (Гаагские и Женевские конвенции о законах, обычаях войны, защите жертв войны и др.), в третью группу входят международные документы, устанавливающие ответственность за преступления против прав человека, как в мирное, так и в военное время (Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него, Статут Международного Уголовного Суда).

В международной системе защиты прав человека непосредственное значение имеет деятельность главных и вспомогательных органов ООН. Главную ответственность за соблюдение прав человека несет Генеральная Ассамблея ООН, ее Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Важное значение имеет также деятельность Комиссии ООН по правам человека, которая работает с законодательством по правам человека, обращает внимание на способы и процедуры защиты меньшинств и предотвращения дискриминации и др. Особую деятельность Комиссии выполняют ее специальные органы по проведению конкретных расследований систематических нарушений прав человека, применения апартеида, пыток и др.

Распространенной формой работы Комиссии ООН по правам человека является создание тематических механизмов (рассмотрение нарушений прав человека в определенной сфере), которые позволяют вести диалог с государствами, где нарушаются права человека или рекомендовать необходимость вмешательства ООН с применением в отношении государств системы санкций. При ООН также создано Управление Верховного комиссара по правам человека, который координирует деятельность ООН в указанной сфере.

В настоящее время одной из эффективных региональных систем является Европейская система защиты прав человека. Среди организаций данной системы, выполняющих важные функции, можно назвать Совет Европы, Европейскую комиссию по правам человека, Европейский Суд по правам человека. Наряду с Советом Европы большое внимание защите прав человека уделяется в деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).Сложилась определенная система международного гуманитарного права, действие норм которого распространяется на все государства.

 

24. Основные концепции государства.

Современные концепции государства очень разнообразны, что обусловлено:

• сложностью социальной структуры современного общества;

• историческими особенностями развития тех или иных стран;

• разнообразием методологических подходов к определенной проблеме;

• существованием стран разной степени развития и др.

В основном в государстве видят механизм обеспечения целостности общества, решения общих дел, социального компромисса и всеобщего согласия.

1. Представители теории государства всеобщего благоденствия (первая половина XX в. - Дж. Кейнс) считают, что общество и государство уже лишились или интенсивно избавляются классового характера, а государство становится органом, который функционирует на благо всех членов общества. Характерной чертой такого государства является сужение репрессивно-карательных функций и существенное ограничение государственного принуждения. Основными функциями государства становятся: культурно-образовательная деятельность, здравоохранение, социальное обеспечение, защиту работников от чрезмерной эксплуатации со стороны работодателей.

2. Теория элит (20-30-е годы XX в. - Г. Моска.В. Парето) основывается на идее неспособности широких масс населения к управлению государством. Поэтому политика - сфера борьбы двух противоположных групп: господствующей меньшинства (элиты), что овладела государством, и подчиненной ей большинства (все остальное население страны). Эта элита образуется путем выдвижения индивидов, достигших в своем деле наибольших успехов.

Демократию по этой теории определяют как утопию, марево. Некомпетентное населения, борясь демократию, прокладывает путь к тоталитаризму (социализма, фашизма). Сторонники этой теории связывали свободу человечества не из демократией, а с управлением государством компетентной правящей элитой. Но каждая элита рано или поздно успокаивается на достигнутом, тратит свои лучшие качества, творческую энергию и вырождается. В обществе появляется новая потенциальная элита, стремится к власти. Поэтому смена элит, как правило, осуществляется путем насилия (переворотов, революций). Эти явления, по мнению авторов упомянутой теории, являются естественными и полезными.

Одной из течений теории элит является технократическая доктрина, согласно которой ученые, технические специалисты сосредотачивают в своих руках не только производственные и научно-исследовательские функции, но и политическую власть. Следовательно, возникает новая общественно-политическая система - технократия.

3. Фашистские идеи государственности - это смесь различных положений, целью которых является оправдание, поощрения самых низких человеческих инстинктов. Одной из главных составляющих фашистской теории является расизм, что разделяет людей по биологическим и социальным признакам на несколько групп (рас), одна из которых провозглашается истинным представителем человеческого рода. Поэтому задача государства обеспечения процветания господствующей расы путем завоевания других государств для расширения "жизненного пространства", распространение "культурной расы". При этом государственные органы должны руководствоваться партийными идеологическими установками, действиями вождя, является истиной в последней инстанции. В сфере международных отношений фашизм выходит из культа грубой силы. Насилие провозглашается важнейшим фактором развития, а гуманизм - проявлением неполноценности расы, попыткой оправдания ее слабоволие и трусости

4. Концепция национального государства - главным в этой концепции является обоснование того, что основное назначение государства состоит в обеспечении создания благоприятных условий для существования и развития определенной нации. Сейчас эта теория получила распространение в странах бывшего СССР, Восточной и Юго-Восточной Европы. В условиях формирования национального рынка во времена феодализма или в условиях борьбы за освобождение от колониальной зависимости идея создания национального государства имела положительное значение "способствуя историческому прогрессу. Сегодня, особенно в условиях многонациональных стран, она может иметь место лишь при определенных условиях, и прежде всего, когда учитывается реальное состояние межнациональных отношений и интересы национальных меньшинств.

Етатична концепция государства. Сущность этатизма заключается в обосновании необходимости максимального вмешательства государства в жизнь общества и каждого конкретного человека. Жизнь современного общества постоянно усложняется, появляются и развиваются новые взаимосвязи как между его составляющими, так и между отдельными гражданами. Это предопределяет необходимость существования своеобразного "социального дирижера", который бы упорядочил, то есть регламентировал и контролировал общественные отношения. Такую роль и должно взять на себя государство, учитывая только ей одной присущие свойства (наличие специального аппарата управления и принуждения, способность предоставлять своим волнением общеобязательный характер и т.д.). При этом утверждается необходимость практически неограниченного вмешательства государства почти во все сферы общественной жизни.

Анархистская концепция государства. Основная идея анархизма состоит в необходимости создания общества, в котором, с одной стороны, максимально ограничиваются возможности вмешательства государства в повседневную жизнь общества и личности, а с другой - максимально повышается роль населения в управлении общественными делами.

Согласно анархистскими взглядами, во внешних отношениях на государство должна возлагаться только обеспечение обороны страны и поддержания необходимых, прежде всего экономических, связей с другими государствами. Внутри страны функции государства должны сводиться только к принятию небольшого количества важнейших законов, положения которых имеют исключительное значение для существования и развития всей страны, а также к обеспечению их неукоснительной реализации. Все другие внутренние вопросы должны решаться населением всей страны или отдельных частей ее территории непосредственно (путем референдумов, собраний) или органами местного самоуправления, избираемых населением соответствующих территорий. Положения этой концепции способствуют широкому развитию местного самоуправления.

25. Понятие государства: исторические и современные трактовки.

26. Признаки современного государства и их сравнительная характеристика

Признаки:

Публично-политическая власть. Административно-территориальное деление. Налоги. Суверенитет. Законодательство.

Государство – политико-территориальная организация политической власти, с целью осуществления управленческой, обеспечительной, охранительной функций и способность делать свои веления обязательными для населения всей страны.

Значение признаков государства: Позволяет понять сущность государства. Позволяет определить место и роль государства в обществе. Позволяет получить знания для государственного строительства. Позволяет осуществить типологию государств.

Публично-политическая власть (государственная власть) – это руководство обществом при помощи государственного аппарата. Это власть является элитной. (Элитарное). Власть аппаратная – власть осуществляется специальным аппаратом чиновников, состоящих на государственной службе. Легитимированная власть –легальная, законная, юридически обоснованная, т.е. признаваемая обществом и мировым сообществом. Основана на авторитете силы.

Территориальный признак. Государственная территория – часть земной поверхности находящееся под суверенитетом данного государства. Фиксирует принадлежность части земного шара к определенной общности. Государственная граница –второстепенный признак государства. Территория фиксирует принадлежность населения к определенному государству, т.е. устанавливает гражданство, подданство. Гражданство – это устойчивые политико-правовые связи личности с государством, в соответствии распространением на неё (личность) власти государства, как на территории государства так и в не её. Подданство – правовая связь личности с государством, государство имеет неограниченные права в отношении к своим жителям. Территория не имеет значения для признания государства. Она может состоять из нескольких частей: земля (суша), водная территория (морские заливы и т.д.), воздушное пространство. Территория - основа организации населения внутри территории. Деление населения на части территории (округа, штаты, области).

Дислокация государственного аппарата – территориальный принцип организации государственного аппарата (центральное и местное управление).

Административно-территориальное деление. Делиться на территории где есть государственный аппарат. Простое строение – унитарное государство, сложное – федеративное. Территория наиболее зримая часть государства, материальная основа государства, признак который символизирует о суверенитете государства, т.к. территория не прикосновенна. Территория является пределом государственности, осуществления власти данного государства.

Налог – побор с населения взыскивающийся в принудительном порядке за ранее установленным размером и в определенный срок. (В средние века подать, дань) Принудительный и конкретный.(твердая сумма или %) Устанавливается законодательным органом. средства на которые содержится государство (главный источник дохода бюджета). Средство закрепления определенной политики.

Средство регулирования общественных отношений (льготный режим экономики).

Суверенитет – это верховное не отчуждаемое право государства самостоятельно решать вопросы внутреннего и внешнего характера. «то право представлять общество в целом. право на не зависимости власти. Универсальное право, т.е. власть распространяется на всех людей и все организации внутри данного государства. Это право не отчуждаемое не делимое. Внешняя – независимость государственной власти. Проявляется в: признание данного государства международным сообществом (т.е. являться субъектом международных отношений). осуществлении самостоятельной внешней политики. Не вмешательство других государств во внутренние и внешние дела других государств. Внутренняя – верховенство власти. Исключительное право представлять все общество, а не части.

Законодательство (система права) – система общеобязательных правил поведения исходящих от государства.

27. Проблемы международного признания современного государства.

28. Классификация функций современного государства.

Функции Российского государства – это характер и направленность государственной деятельности, которая имеет решающее влияние на всю структуру государственного аппарата.

1.По направленности: внутренние и внешние

В связи с этим, можно определить внутренние функции современногоРоссийского государства как:

- Охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка. Эта деятельность государства направлена на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь статьи 2 конституции РФ, согласно которой "человек, его права и свободы являются высшей ценностью";

- Экономическая. Здесь весьма важен вопрос о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями; если в условиях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений - прежде всего экономическими методами, то есть посредством налогов, кредитов, льгот и т.д.;

- Налогообложение. В современных экономических условиях налог становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и социальной, и в юридической, и во внешнеполитической и т.п.;

- Социальная защита. Прежде всего речь идет об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться - об инвалидах, пенсионерах, студентах и других; кроме того, государство призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт и т.п.;

- Экологическая. С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания и т.д.;

- Культурная. Содержание ее сегодня составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры – литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр. Необходимо отметить важную роль культуры в формировании государственного, общесоциального, правового сознания общества, без высокого уровня которого, без осознания самим обществом своей ответственности за те процессы, которые происходят в нем, невозможны демократические преобразования.

В качестве основных внешних функций современного Российского государства можно отметить следующие:

- Оборона страны. Основывается на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его национальной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов;

- Поддержание мирового порядка. Это деятельность Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий, участию в регулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов;

 

- Сотрудничество с другими государствами в различных сферах. Это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие экономических, политических, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других государств и т.п.

2. По времени действия различаются постоянные и временные функции. К постоянным относятся такие, которые существуют на всех этапах развития гос-ва. К временным – которые существуют непродолжительное время на отдельных этапах развития гос-ва. Напр., если новое гос-во создается насильственным, революционным путем, оно, как правило, вынуждено подавить вооруженное сопротивление тех, кто сопротивляется.

 

3. По социальной значимости различаются основные и иные функции. Основные (общие) функции (напр., охрана прав и свобод граждан) выполняются всеми органами гос-ва во взаимодействии. Иные, производные и отдельные функции (напр., борьба с преступностью как производная от функции охраны правопорядка) выполняются конкретными государственными органами.

4. По правовым формам реализации: правотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность.

 

29. Государственная власть в системе властных институтов общества.

Государственная власть возникает одновременно с государством и является его неотъемлемым атрибутом. Государственная власть – это политическое руководство обществом осуществляемое при помощи органов государства и других государственных учреждений в интересах либо народа, либо классов, либо социальных групп.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1721; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.124.161 (0.017 с.)