Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма правления в государстве.

Поиск

Форма гос. правления - элемент формы гос-ва, котор. определяет систему организации высших органов гос. власти, порядок их образования, сроки деят-ти и компетенцию, порядок взаимод-вия дан. органов м/у собой и с населением, степень участия населения в их форм-нии.

Форма правления показывает: - как создаются высшие органы власти в государстве, - их структуру, - какие принципы лежат в основе взаимодействия между гос. органами, - как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами, - в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

Порядок замещения должности главы государства определил две основные формы правления: монархию и республику. Разновидности же их определяются соотношением полномочий законодательной и исполнительной власти, распределенных между главой государства, парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим отсюда порядком их формирования.

Монархия - единовластие, единодержавие - форма правления, где вся верховная власть пожизненно принадлежит одному лицу - монарху, который наследует ее как представитель правящей династии, выступает единоличным главой государства и не отвечает перед населением за свои властные действия. Типичные черты:

• а) существование единоличного носителя верховной государственной власти;

• б) династическое наследование верховной власти;

• в) пожизненная принадлежность власти монарху: законы монархии не предусматривают отстранения монарха от власти ни при каких обстоятельствах;

• г) власть монарха предстает как непроизводная от власти народа;

• д) отсутствие юр. ответственности монарха за свои действия как главы государства.

Бывает абсолютная и ограниченная монархия (сословно-представительная; конституционная – парламентская и дуалистическая).

Республика - такая Форма гос. правления, при которой верховная гос. власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Признаки:

1. Существование единоличного и коллегиального главы государства;

2. Выборность главы государства и других верховных органов на опр. срок;

3. Осуществление государственной власти по поручению народа;

4. Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусм. законом;

5. Обязательность решений верховной гос. власти для всех других гос. органов;

6. Защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства.

1. Бывает парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).

Вместе с тем в современных условиях некоторые различия этих форм стираются. Возникают смешанные формы, в монархии появляются черты республики, а в республике складываются, по существу, монархич. элементы (пожизнен. президенты); создаются полупрез., полупарламентарн. республики, сочетающие черты различных форм; даже абс. монархия все чаще принимает внешне конституц. оболочку (дарован. конституции, консультативн. парламенты). Выделяют также теократическую республику (исламскую республику).

Форма внутригосударственного (территориального) устройства и ее виды.

«гос. устройство» обозначается политико-территориальная организация государства, в том числе характер взаимоотношений между центральными и местными властями. Иногда пишут, что гос. устройство - это организация территории государства, соотношение государства как целого с его составными элементами (частями).

История свидетельствует, что разные гос-ва всегда отличались друг от друга внутренним строением, способом территориального деления, а также степенью централизации гос. власти.

Гос. власть и гос. управление строятся но территориальному принципу. На форму государства влияют разнообразные факторы: тип государства, эк. строй общества, нац. состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др.

Существует две разновидности государственного устройства: простая (унитарное государство) и сложная (федеративное государство).

Унитарное государство представляет собой единое, слитное государство, не имеющее в своем составе государственных образований. Ему присущи следующие черты:

1. единый центр государственной власти, т.е. единая, общая для всей страны система высших и центральных органов власти (парламент, правительство, Верховный суд);

2. одна система законодательства;

3. единое гражданство;

4. единая судебная система;

5. одноканальная система налогов - все налоги собир.по стране и аккумулир. в центре;

6. административно-территор. единицы не обладают политич. самостоятельностью, но наделяются достаточно широкой компетенцией в эк., соц., культурной сферах.

Федерация - сложное гос.устройство, для которого характерно наличие в составе государства других гос. образований. В строго научном смысле федерацией является союз государств, основанный на договоре или конституции. Гос. образования, входящие в федерацию, носят название субъектов. Федерации характеризуются следующими чертами:

1) определенная политическая и юридическая самостоятельность субъектов;

2) двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами имеются органы власти субъектов федерации;

3) две системы законодательства - общефедеральная и субъектов;

4) в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов;

5) наличие двойного гражданства (не во всех федерациях);

6) двухканальная система налогов;

7) разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов.

Форма межгосударственного устройства: современная классификация.

Конфедерация — союз суверенных гос-в для достижения конкретных целей, при котором объединившиеся гос-ва, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих собственных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в одной федерации, гос-во м.б. членом нескольких К одновременно. Исторический опыт показывает, что К весьма неустойчива: она либо распадается, либо преобразуется в федерацию.

Конфедерация — самая редко встречающаяся форма гос. устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать К полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком гос. устройстве будет слабой: центральный орган в К не обладает непосредств. юрисдикцией над гражданами гос-ва и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов К. В К нет единого высшего законодательного органа, также как и единого гражданства. Страны-участницы К имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор. Согласно Э.Хейвуду, концепция К — самая слабая форма наднационального сотрудничества. Она охватывает любые формы взаимодействия государств, которые сохраняют независимость и суверенитет каждой страны.

Известны К.: Рейнская К. (1254-1350 гг.), Ганзейская лига (1367-1669 гг.), Швейцарская К. (1291-1798 гг., 1815-1848 гг.), К. в Нидерландах - Республика Соединенных провинций (1579-1795 гг.). К. США (1781-1787 гг.), германский союз (1815-1866 гг.), Конфедеративные штаты Америки (1861-1865 гг.), образовавшиеся во время гражданской войны в США.

Основой образования К. является договор между ее членами. Органы К. обычно образуются из представителей всех государств-членов; их решения принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов. Для вступления в силу таких решений чаще всего необходима их ратификация государствами-членами. Имущество К. образуется из взносов государств-членов. Собственно конфедеративная правовая система обычно не создается.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.192.2 (0.008 с.)