Особенности правовых систем стран ортодоксального и реформируемого социализма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности правовых систем стран ортодоксального и реформируемого социализма.



Страны идеологического (социалистического) права, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ основано на коммунистической идеологии. Куба, Сев. Корея, Лаос, Вьетнам, Китай.

§ Отрицание преемственности.

§ Правление носит политический и классовый характер.

§ Нетерпимость к инакомыслию – оно подавляется, либо вытесняется.

§ Пренебрежение принципами права, законности.

§ Несудебные репрессии.

Категории (типы социалистических стран)˸

1. Страны ортодоксального социализма. Сев. Корея самая социалистическая, Куба – исключительное положение о строительстве коммунизма в конституции; система однопартийная; выборы под руководством правительства

2. Китай, Лаос, Вьетнам – строят социалистическое правовое государство на идеях Мао Дзе Дуна и Хо Ши Мина. Используют право для коренного реформирования экономики. Допускаются иностранные инвесторы, разрешается частная собственность, однопартийная система, контроль руководства партии и государства.

Характерные черты˸

1. отличное от существующего ранее;

2. высший тип права, который закрепляет новые ценности;

3. классовое право;

4. идеологическое право – деи̌ствуют партийные постулаты;

5. политическое право – страны социализма и коммунизма;

6. упрощенная процедура начал права.

Постсоветская правовая семья˸ тенденции современного развития

Постсоветское право – страны СНГ – 12 государств, бывших союзных республик (кроме стран Балтии).

Характерно ˸

По направленности развития права модели˸

1. Прозападная – развивают свою пр.
Размещено на реф.рф
систему на базе западной. Грузия, Украина, Молдавия.

2. Провосточная – правовая система с мусульманским правом; турецкое правовое влияние. Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан.

3. Пророссийская модель – берут российские образцы. РФ, Казахстан, Киргизия, Белоруссия.

. Правовая система России˸ исторические и современные аспекты функционирования

Характерно˸

1. правопреемственность – не отказываются от своего прошлого

2. идентичные основы построения правовых систем

3. правопонимание нормативистское – законодатель всœегда прав

4. сохранение значительной части актов советского периода

5. определ œенные права и координация в рамках СНГ. Принимаются модельные законы, разрабатываются нормативные акты, но они необязательны к исполнению.

Преемственностьправа – право начало формироваться в IX в.

5 периодов развития˸

1. древнерусское

2. право московского государства

3. имперское (российской империи)

4. советское

5. постсоветское

Следует отметить, что фактически многие нормы социалистического права были признаны в России и сохраняют силу до сей поры при соответствии их Конституции. В ряде стран – Куба, Китай, Северная Корея – действуют социалистические конституции и законы.. Социалистическая правовая система возникает только в результате социалистической революции, которая независимо от того, к мирной или немирной форме она осуществляется, выражается в революционном взятии государственной власти трудящимися во главе с рабочим классом.

институты.

Советское право принадлежало к одной из трех основных правовых систем современного мира – к семье социалистического права, являясь ее первым и классическим образованием. Правовые системы большинства стран, входивших в социалистический лагерь, ранее относились к романо-германской правовой семье, поэтому они сохранили с ней внешнее сходство. Так, в обеих правовых семьях – и в романо-германской, и в социалистической – норма права всегда понималась как общее правило поведения. В них сохранялись также прежняя юридическая терминология и старое, досоциалистическое деление права на отрасли. И, тем не менее особенности социалистической правовой системы оказались настолько значительными, что она выделилась из романо-германской правовой семьи и образовала самостоятельную правовую семью – сначала в РСФСР – СССР, затем в странах Восточной Европы (1945–1950 гг.) и на Кубе (60-е годы).

После Второй мировой войны возникла восточноазиатская группа социалистической правовой семьи – право КНР, Северной Кореи и Вьетнама, – развивавшаяся на основе средневекового китайского права, что обусловило ее своеобразие и особое положение по отношению к европейско-американской группе социалистического права.

Для советского права характерна концепция правовой нормы, которая мало чем отличается от французской или немецкой концепции. Исходя из этого, многие западные авторы, особенно англичане и американцы, отказываются видеть в советском праве оригинальную систему, и помещают ее в романо-германские правовые системы. Социалистические юристы единодушно защищали противоположный тезис. Для них право - это надстройка, отражение определенной экономической структуры.

Социалистическое право обусловлено ярко выраженным классовым характером. Единственным или основным социалистического права являлось вначале революционное творчество исполнителей, а позднее нормативно-правовые акты, в отношении которых декларировалось, что они выражают волю трудящихся, подавляющего большинства населения, а затем всего народа, руководимого коммунистической партией. Принимавшиеся нормативно-правовые акты, большую часть которых составляли подзаконные (секретные и полусекретные приказы, инструкции и т.д.) фактически выражали, прежде всего, и главным образом волю и интересы партийно-государственного аппарата.

Социалистическое право рассматривается как реализация марксистско-ленинской доктрины.

95. Правовые системы стран постсоветского зарубежья: тенденции современного развития.

Распад СССР. Формирование ближнего зарубежья

 

«Ближний круг», или ближнее зарубежье, России сформировался после распада Советского Союза. 8 декабря 1991 г. руководители России, Украины, Белоруссии (Б. Ельцин, Л. Кравчук, С. Шушкевич) на встрече в Беловежской Пуще (Республика Беларусь) констатировали, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность фактически перестал существовать. Одновременно они подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Постепенно (до конца 1991 г.) к СНГ присоединились остальные бывшие союзные республики, кроме стран Прибалтики (Латвии, Литвы, Эстонии) и Грузии (вошла в СНГ только в 1993 г.).

. Большинство союзных республик стали, по сути, многонациональными образованиями. Но после обретения независимости во всех постсоветских государствах, за исключением России, стали формироваться моноэтнические государства титульных наций. А любые попытки введения федеративных отношений стали рассматриваться как сепаратизм.

Наиболее уродливые формы эти тенденции приняли в таких странах Прибалтики, как Латвия и Эстония, где сотни тысяч этнических русских до сих пор имеют статус «неграждан».

В Закавказье Армения и Азербайджан в начале 90-х гг. вели кровопролитную войну из-за Нагорного Карабаха, населенного преимущественно армянами. Конфликт не урегулирован до сих пор. Грузия, приняв конституцию, которая не предусматривает никаких прав автономий, вступила в вооруженный конфликт с Абхазией и Южной Осетией, который практически продолжается и сейчас. Его сдерживают российские миротворческие Вооруженные силы, действующие по мандату СНГ и других международных организаций.

С нежеланием кишиневских властей создать реальное федеративное государство связан и конфликт между Молдовой и Приднестровьем.

В странах Центральной Азии (Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан) межнациональные конфликты не приобретали столь острого характера и выливались в основном в массовый отъезд в Россию и другие страны Европы русских и русскоязычных граждан.

Правовые системы бывших союзных республик можно отнести к постсоветской правовой системе, которая формировалась на основе сравнительно однородного правового пространства Содружества Независимых Государств. Говоря о тенденциях в правовом развитии стран «ближнего зарубежья», то с определенными оговорками возможно выделение следующих моделей правовых систем [1]:

1. Правовые системы стран, традиционно ориентированных на близкое сотрудничество с Россией, входящих вместе с ней в совместные военно-политические и политико-экономические союзы, координирующие на практике правовые проекты (Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия). Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана постепенно обретает свои контуры. C 1 июля 2010 года вступил в силу единый Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС). В указанном правовом акте произведена интеграция и объединение таможенных законодательств трех стран - России, Беларуси и Казахстана. Посол Киргизии в Казахстане Джаныш Рустембеков сообщил о намерениях своей страны «обязательно» войти в Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии.

2. Правовые системы стран, однозначно избравших путь на тесное сближение с Западной Европой, на вхождение в Европейский Союз, подчиняясь его жестким политико-правовым требованиям (Украина, Молдавия, Армения и вышедшая из состава СНГ Грузия). С начала 90-х годов, сразу же после провозглашения независимости, Республика Молдова занимает конструктивную позицию по отношению к ее европейским партнерами и сотрудничает с международным сообществом. Одним из важнейших аспектов процесса интеграции является гармонизация молдавского законодательства с европейским законодательством и практикой. Гармонизация законодательной системы Республики Молдова с европейской служит катализатором процессов институционального развития страны, помогая ускорить реформы во всех областях ее жизни и создавая основу для долгосрочной перспективы развития отношений с европейскими партнерами [2].

Интеграция Армении в европейские структуры с самого начала обретения ею независимости была и остается приоритетной задачей внешней политики страны.Это четко отражается как в сотрудничестве с Европейским Союзом, Советом Европы, НАТО и другими европейскими организациями, так и в двусторонних отношениях Армении со странами этого региона. Для Армении, стремящейся в Европу, именно отношения Армения-Евросоюз имеют ключевое значение. В этом направлении задачей Армении является максимальное приближение законодательства Республики Армения к имеющимся европейским нормам и стандартам. Основными сферами сотрудничества являются таможенное и налоговое законодательство, правовое регулирование деятельности компаний, банковское законодательство, трудовое законодательство, здравоохранение, защита окружающей среды, транспорт и т.д. ЕС, в свою очередь, взяло на себя оказание всемерной помощи армянской стороне по всем этим вопросам, в том числе путем обмена экспертов, организации семинаров и т.д.

3. Правовые системы стран с преобладающим мусульманским населением, ориентированных на светскую модель права турецкого типа (Азербайджан, страны Центральной Азии). Особенностью стран СНГ с мусульманским населением является восприятие религии ислама как части культуры народа, как носителя общечеловеческих ценностей, хранителя национальных духовных традиций. Правосознание граждан этих стран наполнено традициями, обычаями и моральными нормами, унаследованными из прошлого. Например, для узбекского образа жизни характерны общинность и патернализм государства. Коллективистские начала, коллективные интересы здесь всегда превалировали над интересами частными, индивидуальными[3]. Большое число обычаев и традиций сопровождает всю жизнь местных жителей и быт семейства в Туркмении. Например, в Туркмении было подписано президентом постановление «О государственном калыме», предусматривающее внесение в государственную казну определенной денежной суммы, чтобы взять в жены гражданку Туркмении. Согласно Конституции Киргизии в Кыргызской Республике народные обычаи и традиции, не ущемляющие права и свободы человека, поддерживаются государством (статья 37) [4].

Традиции, торжества и обряды, как источники права Таджикистана, получили официальное оформление после принятия специального Закона Республики Таджикистан от 7 июня 2007 года
№331 «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан» [5]. Им придано общеобязательное значение, поскольку данный закон распространяется «на государственные органы, организации, учреждения и предприятия, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, а также на все физические лица, независимо от их социального положения и национальной принадлежности» (ч. 3 ст. 1). Традиции, торжества и обряды имеют национальный характер, поэтому являются элементами «национальной культуры» (ч.2 ст. 1 Закона), а также имеют отношение к исламу (мусульманские религиозные обряды)

96. Правовая система России: исторические и современные аспекты функционирования

Становление и развитие российской правовой системы происходило по общим законам, присущим становлению и развитию любой правовой системы, хотя в этих процессах были и свои особенности. Глубинные истоки представлений о правильном, справедливом, нормальном лежат еще в мифологии, в которой тот или иной этнос осознает окружающую природную и социальную действительность, самого себя, свое происхождение, нормы и обычаи своей жизни. Если сравнить древнерусскую мифологию с мифологией этносов, известных своей высокой правовой культурой (например, древнегреческой, древнеримской), то можно обнаружить, что древнерусская мифология, языческая религия сосредоточены главным образом на осознании и понимании природных явлений и процессов. Славянская мифология носила в основном аграрно-природный характер. Древнерусский человек не выделял, не воспринимал и не осознавал еще с достаточной четкостью социальности своего бытия, его нормативности, упорядоченности и иных характеристик, складывающихся в предправовой комплекс. Он был погружен в природность, натурность, в кровнородственные (те же природные) связи и зависимости. Языческая религия, как известно, была бедна организационными, нравственными и общественными идеаламиПраво, правовая система и правовая культура экономически сопряжены с индивидуальной собственностью, а идеологически, точнее, духовно - с осознанием человеком своей индивидуальности, самостоятельности, собственной сущности. Эти понятия близки и с точки зрения происхождения, этимологии: индивидуальность, самостоятельность и собственность, присвоение имущества, где слово "собственность" образовано от слова "себе", и означает принадлежащее индивиду.

Коллективная форма общежития русского крестьянства - община - была одним из фундаментальных факторов развития российского общества, значительно повлиявшим на его политическую и духовную жизнь и культуру. Сильная община препятствовала становлению индивидуального начала в хозяйственной и духовной жизни, создавала условия для почти полного поглощения лица миром и рационального отрицания всякого личного права. И тем не менее русское право, российская правовая система в целом, как и любая другая правовая система, формировались с ориентиром на личностные начала, хотя сперва это была личность главным образом представителя господствующего класса. В 60-е годы XIX в. в стране появляются благоприятные условия для развития правовых начал, что выразилось в освобождении крестьянства от крепостной зависимости и в разворачивании крупнейшей в истории нашей страны правовой реформы, заложившей основы правовой государственности в России. В процессе правовой реформы в России была ликвидирована сословность суда, провозглашено равенство всех перед судом и законом, было произведено отделение суда от административной власти, установлены выборность и несменяемость судей, коллегиальность рассмотрения дел и состязательность процесса, провозглашены гласность суда и право на защиту, введен институт присяжных заседателей. Таким образом, в конце XIX - начале XX в. в России был заложен основательный, хотя и непрочный фундамент современной правовой государственности, позволяющий, если бы у нас продолжалось эволюционное развитие, выйти в XX столетии на передовые рубежи мировой правовой культуры. Развитие российской правовой системы в X - XIX вв., восприятие ею византийской культуры, православия, духа позднеримского права, а также североевропейских влияний позволяют сделать вывод о вхождении ее в романо-германскую семью правовых систем на правах особой - евразийской - разновидности. Особенности эти заключаются в следующем:

1. Высокая, приоритетная защита общих интересов, общего дела, дух соборности в ущерб личным притязаниям индивида, его правам и интересам, составляющие, с нашей точки зрения, смыслосодержательный корень, основание права и правовой культуры как таковых.

2. Слабость личностного и, следовательно, правового начала в культуре вообще.

3. Широкое распространение неправовых регуляторов в обществе: моральных, морально-религиозных, корпоративных и т.д.

4. Отрицательное отношение православной религии к фундаментальным устоям правового общества, а тем самым и к праву, правовой культуре.

5. Высокая степень "присутствия" государственности в общественной жизни, в государственной идеологии, огосударствление многих сторон общественной жизни, подчиненность права государству.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 674; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.104.229 (0.11 с.)