Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности правовых систем стран ортодоксального и реформируемого социализма.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Страны идеологического (социалистического) права, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ основано на коммунистической идеологии. Куба, Сев. Корея, Лаос, Вьетнам, Китай. § Отрицание преемственности. § Правление носит политический и классовый характер. § Нетерпимость к инакомыслию – оно подавляется, либо вытесняется. § Пренебрежение принципами права, законности. § Несудебные репрессии. Категории (типы социалистических стран)˸ 1. Страны ортодоксального социализма. Сев. Корея самая социалистическая, Куба – исключительное положение о строительстве коммунизма в конституции; система однопартийная; выборы под руководством правительства 2. Китай, Лаос, Вьетнам – строят социалистическое правовое государство на идеях Мао Дзе Дуна и Хо Ши Мина. Используют право для коренного реформирования экономики. Допускаются иностранные инвесторы, разрешается частная собственность, однопартийная система, контроль руководства партии и государства. Характерные черты˸ 1. отличное от существующего ранее; 2. высший тип права, который закрепляет новые ценности; 3. классовое право; 4. идеологическое право – деи̌ствуют партийные постулаты; 5. политическое право – страны социализма и коммунизма; 6. упрощенная процедура начал права. Постсоветская правовая семья˸ тенденции современного развития Постсоветское право – страны СНГ – 12 государств, бывших союзных республик (кроме стран Балтии). Характерно ˸ По направленности развития права модели˸ 1. Прозападная – развивают свою пр. 2. Провосточная – правовая система с мусульманским правом; турецкое правовое влияние. Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан. 3. Пророссийская модель – берут российские образцы. РФ, Казахстан, Киргизия, Белоруссия. . Правовая система России˸ исторические и современные аспекты функционирования Характерно˸ 1. правопреемственность – не отказываются от своего прошлого 2. идентичные основы построения правовых систем 3. правопонимание нормативистское – законодатель всегда прав 4. сохранение значительной части актов советского периода 5. определ енные права и координация в рамках СНГ. Принимаются модельные законы, разрабатываются нормативные акты, но они необязательны к исполнению. Преемственностьправа – право начало формироваться в IX в. 5 периодов развития˸ 1. древнерусское 2. право московского государства 3. имперское (российской империи) 4. советское 5. постсоветское Следует отметить, что фактически многие нормы социалистического права были признаны в России и сохраняют силу до сей поры при соответствии их Конституции. В ряде стран – Куба, Китай, Северная Корея – действуют социалистические конституции и законы.. Социалистическая правовая система возникает только в результате социалистической революции, которая независимо от того, к мирной или немирной форме она осуществляется, выражается в революционном взятии государственной власти трудящимися во главе с рабочим классом. институты. Советское право принадлежало к одной из трех основных правовых систем современного мира – к семье социалистического права, являясь ее первым и классическим образованием. Правовые системы большинства стран, входивших в социалистический лагерь, ранее относились к романо-германской правовой семье, поэтому они сохранили с ней внешнее сходство. Так, в обеих правовых семьях – и в романо-германской, и в социалистической – норма права всегда понималась как общее правило поведения. В них сохранялись также прежняя юридическая терминология и старое, досоциалистическое деление права на отрасли. И, тем не менее особенности социалистической правовой системы оказались настолько значительными, что она выделилась из романо-германской правовой семьи и образовала самостоятельную правовую семью – сначала в РСФСР – СССР, затем в странах Восточной Европы (1945–1950 гг.) и на Кубе (60-е годы). После Второй мировой войны возникла восточноазиатская группа социалистической правовой семьи – право КНР, Северной Кореи и Вьетнама, – развивавшаяся на основе средневекового китайского права, что обусловило ее своеобразие и особое положение по отношению к европейско-американской группе социалистического права. Для советского права характерна концепция правовой нормы, которая мало чем отличается от французской или немецкой концепции. Исходя из этого, многие западные авторы, особенно англичане и американцы, отказываются видеть в советском праве оригинальную систему, и помещают ее в романо-германские правовые системы. Социалистические юристы единодушно защищали противоположный тезис. Для них право - это надстройка, отражение определенной экономической структуры. Социалистическое право обусловлено ярко выраженным классовым характером. Единственным или основным социалистического права являлось вначале революционное творчество исполнителей, а позднее нормативно-правовые акты, в отношении которых декларировалось, что они выражают волю трудящихся, подавляющего большинства населения, а затем всего народа, руководимого коммунистической партией. Принимавшиеся нормативно-правовые акты, большую часть которых составляли подзаконные (секретные и полусекретные приказы, инструкции и т.д.) фактически выражали, прежде всего, и главным образом волю и интересы партийно-государственного аппарата. Социалистическое право рассматривается как реализация марксистско-ленинской доктрины. 95. Правовые системы стран постсоветского зарубежья: тенденции современного развития. Распад СССР. Формирование ближнего зарубежья
«Ближний круг», или ближнее зарубежье, России сформировался после распада Советского Союза. 8 декабря 1991 г. руководители России, Украины, Белоруссии (Б. Ельцин, Л. Кравчук, С. Шушкевич) на встрече в Беловежской Пуще (Республика Беларусь) констатировали, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность фактически перестал существовать. Одновременно они подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Постепенно (до конца 1991 г.) к СНГ присоединились остальные бывшие союзные республики, кроме стран Прибалтики (Латвии, Литвы, Эстонии) и Грузии (вошла в СНГ только в 1993 г.). . Большинство союзных республик стали, по сути, многонациональными образованиями. Но после обретения независимости во всех постсоветских государствах, за исключением России, стали формироваться моноэтнические государства титульных наций. А любые попытки введения федеративных отношений стали рассматриваться как сепаратизм. Наиболее уродливые формы эти тенденции приняли в таких странах Прибалтики, как Латвия и Эстония, где сотни тысяч этнических русских до сих пор имеют статус «неграждан». В Закавказье Армения и Азербайджан в начале 90-х гг. вели кровопролитную войну из-за Нагорного Карабаха, населенного преимущественно армянами. Конфликт не урегулирован до сих пор. Грузия, приняв конституцию, которая не предусматривает никаких прав автономий, вступила в вооруженный конфликт с Абхазией и Южной Осетией, который практически продолжается и сейчас. Его сдерживают российские миротворческие Вооруженные силы, действующие по мандату СНГ и других международных организаций. С нежеланием кишиневских властей создать реальное федеративное государство связан и конфликт между Молдовой и Приднестровьем. В странах Центральной Азии (Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан) межнациональные конфликты не приобретали столь острого характера и выливались в основном в массовый отъезд в Россию и другие страны Европы русских и русскоязычных граждан. Правовые системы бывших союзных республик можно отнести к постсоветской правовой системе, которая формировалась на основе сравнительно однородного правового пространства Содружества Независимых Государств. Говоря о тенденциях в правовом развитии стран «ближнего зарубежья», то с определенными оговорками возможно выделение следующих моделей правовых систем [1]: 1. Правовые системы стран, традиционно ориентированных на близкое сотрудничество с Россией, входящих вместе с ней в совместные военно-политические и политико-экономические союзы, координирующие на практике правовые проекты (Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия). Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана постепенно обретает свои контуры. C 1 июля 2010 года вступил в силу единый Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС). В указанном правовом акте произведена интеграция и объединение таможенных законодательств трех стран - России, Беларуси и Казахстана. Посол Киргизии в Казахстане Джаныш Рустембеков сообщил о намерениях своей страны «обязательно» войти в Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии. 2. Правовые системы стран, однозначно избравших путь на тесное сближение с Западной Европой, на вхождение в Европейский Союз, подчиняясь его жестким политико-правовым требованиям (Украина, Молдавия, Армения и вышедшая из состава СНГ Грузия). С начала 90-х годов, сразу же после провозглашения независимости, Республика Молдова занимает конструктивную позицию по отношению к ее европейским партнерами и сотрудничает с международным сообществом. Одним из важнейших аспектов процесса интеграции является гармонизация молдавского законодательства с европейским законодательством и практикой. Гармонизация законодательной системы Республики Молдова с европейской служит катализатором процессов институционального развития страны, помогая ускорить реформы во всех областях ее жизни и создавая основу для долгосрочной перспективы развития отношений с европейскими партнерами [2]. Интеграция Армении в европейские структуры с самого начала обретения ею независимости была и остается приоритетной задачей внешней политики страны.Это четко отражается как в сотрудничестве с Европейским Союзом, Советом Европы, НАТО и другими европейскими организациями, так и в двусторонних отношениях Армении со странами этого региона. Для Армении, стремящейся в Европу, именно отношения Армения-Евросоюз имеют ключевое значение. В этом направлении задачей Армении является максимальное приближение законодательства Республики Армения к имеющимся европейским нормам и стандартам. Основными сферами сотрудничества являются таможенное и налоговое законодательство, правовое регулирование деятельности компаний, банковское законодательство, трудовое законодательство, здравоохранение, защита окружающей среды, транспорт и т.д. ЕС, в свою очередь, взяло на себя оказание всемерной помощи армянской стороне по всем этим вопросам, в том числе путем обмена экспертов, организации семинаров и т.д. 3. Правовые системы стран с преобладающим мусульманским населением, ориентированных на светскую модель права турецкого типа (Азербайджан, страны Центральной Азии). Особенностью стран СНГ с мусульманским населением является восприятие религии ислама как части культуры народа, как носителя общечеловеческих ценностей, хранителя национальных духовных традиций. Правосознание граждан этих стран наполнено традициями, обычаями и моральными нормами, унаследованными из прошлого. Например, для узбекского образа жизни характерны общинность и патернализм государства. Коллективистские начала, коллективные интересы здесь всегда превалировали над интересами частными, индивидуальными[3]. Большое число обычаев и традиций сопровождает всю жизнь местных жителей и быт семейства в Туркмении. Например, в Туркмении было подписано президентом постановление «О государственном калыме», предусматривающее внесение в государственную казну определенной денежной суммы, чтобы взять в жены гражданку Туркмении. Согласно Конституции Киргизии в Кыргызской Республике народные обычаи и традиции, не ущемляющие права и свободы человека, поддерживаются государством (статья 37) [4]. Традиции, торжества и обряды, как источники права Таджикистана, получили официальное оформление после принятия специального Закона Республики Таджикистан от 7 июня 2007 года 96. Правовая система России: исторические и современные аспекты функционирования Становление и развитие российской правовой системы происходило по общим законам, присущим становлению и развитию любой правовой системы, хотя в этих процессах были и свои особенности. Глубинные истоки представлений о правильном, справедливом, нормальном лежат еще в мифологии, в которой тот или иной этнос осознает окружающую природную и социальную действительность, самого себя, свое происхождение, нормы и обычаи своей жизни. Если сравнить древнерусскую мифологию с мифологией этносов, известных своей высокой правовой культурой (например, древнегреческой, древнеримской), то можно обнаружить, что древнерусская мифология, языческая религия сосредоточены главным образом на осознании и понимании природных явлений и процессов. Славянская мифология носила в основном аграрно-природный характер. Древнерусский человек не выделял, не воспринимал и не осознавал еще с достаточной четкостью социальности своего бытия, его нормативности, упорядоченности и иных характеристик, складывающихся в предправовой комплекс. Он был погружен в природность, натурность, в кровнородственные (те же природные) связи и зависимости. Языческая религия, как известно, была бедна организационными, нравственными и общественными идеаламиПраво, правовая система и правовая культура экономически сопряжены с индивидуальной собственностью, а идеологически, точнее, духовно - с осознанием человеком своей индивидуальности, самостоятельности, собственной сущности. Эти понятия близки и с точки зрения происхождения, этимологии: индивидуальность, самостоятельность и собственность, присвоение имущества, где слово "собственность" образовано от слова "себе", и означает принадлежащее индивиду. Коллективная форма общежития русского крестьянства - община - была одним из фундаментальных факторов развития российского общества, значительно повлиявшим на его политическую и духовную жизнь и культуру. Сильная община препятствовала становлению индивидуального начала в хозяйственной и духовной жизни, создавала условия для почти полного поглощения лица миром и рационального отрицания всякого личного права. И тем не менее русское право, российская правовая система в целом, как и любая другая правовая система, формировались с ориентиром на личностные начала, хотя сперва это была личность главным образом представителя господствующего класса. В 60-е годы XIX в. в стране появляются благоприятные условия для развития правовых начал, что выразилось в освобождении крестьянства от крепостной зависимости и в разворачивании крупнейшей в истории нашей страны правовой реформы, заложившей основы правовой государственности в России. В процессе правовой реформы в России была ликвидирована сословность суда, провозглашено равенство всех перед судом и законом, было произведено отделение суда от административной власти, установлены выборность и несменяемость судей, коллегиальность рассмотрения дел и состязательность процесса, провозглашены гласность суда и право на защиту, введен институт присяжных заседателей. Таким образом, в конце XIX - начале XX в. в России был заложен основательный, хотя и непрочный фундамент современной правовой государственности, позволяющий, если бы у нас продолжалось эволюционное развитие, выйти в XX столетии на передовые рубежи мировой правовой культуры. Развитие российской правовой системы в X - XIX вв., восприятие ею византийской культуры, православия, духа позднеримского права, а также североевропейских влияний позволяют сделать вывод о вхождении ее в романо-германскую семью правовых систем на правах особой - евразийской - разновидности. Особенности эти заключаются в следующем: 1. Высокая, приоритетная защита общих интересов, общего дела, дух соборности в ущерб личным притязаниям индивида, его правам и интересам, составляющие, с нашей точки зрения, смыслосодержательный корень, основание права и правовой культуры как таковых. 2. Слабость личностного и, следовательно, правового начала в культуре вообще. 3. Широкое распространение неправовых регуляторов в обществе: моральных, морально-религиозных, корпоративных и т.д. 4. Отрицательное отношение православной религии к фундаментальным устоям правового общества, а тем самым и к праву, правовой культуре. 5. Высокая степень "присутствия" государственности в общественной жизни, в государственной идеологии, огосударствление многих сторон общественной жизни, подчиненность права государству.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 741; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.195.79 (0.015 с.) |