Предмет науки истории государства и права зарубежных стран. Место науки в системе юридических наук. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет науки истории государства и права зарубежных стран. Место науки в системе юридических наук.



Предмет науки истории государства и права зарубежных стран. Место науки в системе юридических наук.

ИГПЗС изучает государство и право отдельных (зарубежных) стран мира в процессе их возникновения и развития в определенной конкретно-исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления, как общеисторических закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ.

ИГПЗС относится к числу тех общественных наук, которые принято называть историко-правовыми, поскольку они имеют прямое отношение, как к науке истории, так и к науке о государстве и праве. По своему характеру ИГПЗС - правовая (юридическая) наука. В отличие от общей истории историко-правовые науки не исследуют общество в целом, а имеют предметом своего изучения исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических учреждений. Но история государства и права не представляет собой простой набор знаний о прошлом государства и права. Она ставит своей целью выявление исторических закономерностей развития государства и права.

ИГПЗС тесно связана с другой юридической наукой и учебной дисциплиной - теорией государства и права (ТГП), также изучающей закономерности развития государства и права. Но ТГП с помощью логического метода отражает исторический процесс в абстрактной форме, освобожденной от всех исторических случайностей. Она вырабатывает свою систему общеправовых понятий и категорий, которые широко используются в учебном курсе истории государства и права. В отличие от ТГП историко-правовые науки изучают конкретные процессы развития государственно-правовых институтов и явлений, развивающихся в хронологической последовательности и проявляющихся в определенном историческом пространстве.

 

 

Теоретическое и практическое значение изучения истории государства и права зарубежных стран.

Историю часто называют памятью народа, она представляет собой гигантскую лабораторию мирового социального опыта. В силу своей познавательной ценности, информативности история государства и права - действенный инструмент формирования исторического сознания. Эта наука дает возможность не только глубже понять государственно-правовые реалии современности, но и прогнозировать дальнейшее развитие государства и права. Она вооружает современных юристов необходимыми знаниями, которые помогут им в практической деятельности по дальнейшему осуществлению программы глубоких экономических реформ, по демократизации политической жизни и охране прав граждан, по реализации конституционной идеи правового государства в Российской Федерации.

 

 

Методология науки истории государства и права зарубежных стран.

Подходы к изучению

В историко-правовой литературе разных стран можно видеть много концепций, объясняющих происхождение и последующую эволюцию государства и права, начиная от религиозных теорий (неотомизм, исламский фундаментализм) и кончая марксистскими и иными леворадикальными теориями, рассматривающими историю государства и права главным образом через призму классовой борьбы. Например, взгляд на историю в свете господствовавшей в течение ряда десятилетий марксистской пятичленной формационной периодизации исторического процесса (первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм). В настоящее время широко используется цивилизационный подход, в рамках которого выделяется, например, восточная цивилизация, отличающаяся не только особой, "азиатской", системой производственных отношений, сопряженной со стойкой многоукладностью, но и глубочайшим влиянием на всю общественную жизнь религиозной идеологии, традиций и пр.

Методы

1.Конкретно-исторический метод предполагает рассмотрение государственно-правовых явлений в тех особых и неповторимых условиях, в которых они сложились и получили развитие, т.е. в той социальной среде, которая обусловливает своеобразие, а в ряде случаев и уникальность того или иного государства или же правовой системы.

2.Использование сравнительного метода, напротив, позволяет выявить некоторые общие закономерности и совпадающие признаки в развитии государства и права в одно и то же время, но в разных странах (синхронное сравнение) или же в разных временных срезах исторических эпох (диахронное сравнение).

3. С помощью метода системного анализа возможно вычленение из всей взаимосвязанной структуры государственно-правовых явлений отдельных ее элементов, в которых наиболее ярко отражаются существенные признаки или же, наоборот, неповторимые особенности конкретных государств или правовых систем.

 

 

Периодизация истории государства и права зарубежных стран.

 

ИГПЗС изучает историю государственно-правовых институтов отдельных стран в рамках четырех основных периодов: ИГП Древнего мира, ИГП Средних веков, ИГП Нового времени, ИГП Новейшего времени.

Эта периодизация соответствует четырем основным эпохам развития общества, важнейшей частью которого является государство и право.

Ведущей тенденцией развития Древнего мира (4 тыс. до н. э. – 5 в. н. э) стало утверждение и развития рабовладельческого общества, для Средних веков (5 в. – 17-18 вв) – феодального общества, для Нового времени (18 в. – конец 19 в.) – буржуазного общества. Новейшее время – (20 в) – начальная ступень современной эпохи.

 

 

Особенности возникновения и развития государства и права в странах Древнего Востока (Древний Египет, Древний Вавилон, Древняя Индия, Древний Китай).

Особенности цивилизации Востока обусловлены его географическим положением и климатическими условиями. Для создания ирригационных (поливных) сооружений требовались коллективные усилия. Поэтому большую роль играли сельские общины с натуральным характером производства, с сочетанием ремесла и земледелия в рамках каждой общины (например, в Др. Китае патронимии (цзун) объединяли несколько сотен семей, принадлежащих к одной родственной группе). Главное отличие Востока от Запада – слабое развитие товарно-денежных отношений, частной собственности, отсутствие классовой борьбы. Общее между древн. гос-вами Востока: Владельцем-собственником земли была сама община. Государство (=выделившиеся надобщинные управленческие структуры) выступало в качестве верховного собственника, получая с общинников ренту-налог. В результате за счет присвоения общинных земель создавались царско-храмовые хозяйства. Особенности: В Др. Вавилоне крупное царско-храмовое хозяйство сосуществовало с относительно обособленными общинно-частными хозяйствами.

В Др. Египте общинно-частный сектор был поглощен основанным на рабской и полурабской эксплуатации царско-храмовым хозяйством. В Др. Индии - жесткое сословное деление на четыре варны (брахманов, кшатриев, вайшиев и шудр), с присущей ему особой общинной организацией, отличающейся высокой степенью замкнутости и автономности. В Др. Китае рано сложилась система эксплуатации управленческой знатью общинников-крестьян путем взимания ренты-налога, вначале в форме отработок на общественных полях, а затем путем присвоения правящей верхушкой части урожая с крестьянского надела.

 

 

Образование сословно-представительной монархии во Франции XIV-XV вв. Великий мартовский ордонанс 1357 г.

В XIV в. объединение страны завершается. Государство принимает форму сословно-представительной монархии. Относительно сильная власть сочетается с представительством от сословий - Генеральными штатами.

Можно выделить три основные причины усиления королевской власти и преодоления раздробленности. Это поддержка городов, мелкого и среднего дворянства и необходимость борьбы с врагом.

Начало работы представительных собраний от сословий позволило консолидировать все общественные силы, выступающие за объединение страны. Короли получили возможность обращаться за поддержкой к сословиям, минуя правителей крупнейших сеньорий. На этих собраниях обсуждались вопросы внутренней и внешней политики, но прежде всего введение новых налогов. Введение постоянных общегосударственных налогов позволило королевской власти создать постоянную профессиональную армию взамен рыцарского ополчения и бюрократический аппарат управления.

В 1302 г. впервые было созвано общефранцузское собрание сословий, получившее название Генеральных штатов.

Первая палата состояла из высшего духовенства. Во второй - заседали выборные от дворянства. Причем наиболее знатные в состав палаты не входили, а принимали участие в работе королевской курии. Третье сословие, как правило, состояло из представителей городских советов (эшвенов). Каждая палата имела один голос, а поскольку решения принимались большинством голосов, привилегированные сословия имели преимущество.

Генеральные штаты созывались по инициативе короля, и он имел возможность навязать нужное им решение.

Но в 1357 г., в период глубокого политического кризиса, королевская власть была вынуждена издать указ, получивший название "Великий мартовский ордонанс". Согласно ему Генеральные штаты собирались два раза в год без предварительной санкции короля, имели исключительное право введения новых налогов и контроля за расходами правительства, давали согласие на объявление войны или заключение мира, назначали советников короля.

После окончания Столетней войны значение Генеральных штатов падает, и с XV в. они перестают созываться.

К органам центрального управления в этот период относились Государственный совет, осуществлявший руководство и контроль отдельных звеньев государственного аппарата, и Счетная палата - орган финансового управления.

На местах страна была разделена на бальяжи и превотажи во главе с бальи и прево, осуществлявшими текущее управление, сбор налогов и наблюдение за судебными органами.

 

Основные конституционные акты английской буржуазной революции (Петиция о праве 1628 г., 3-годичный акт 1641 г., Великая ремонстрация 1641 г., О верховной власти 1649 г., Акт об отмене королевского звания 1649 г., Акт об отмене палаты лордов 1649 г.)

Конфликт, зревший в недрах английского общества, начал перерастать в открытое противостояние после подачи в 1628 г. королю Карлу I парламентом "Петиции о праве", содержащей положения, ограничивающие королевские полномочия. Поскольку петиция апеллировала к старинной "Хартии вольностей", Карл I был вынужден утвердить "Петицию о праве" как закон. Но в 1629 г. он распускает парламент и вплоть до 1640 г. в Англии сохраняется состояние так называемого "беспарламентского" правления. Это был период полного королевского произвола, приведшего страну в состояние кризиса. В 1640 г. Карл I был вынужден снова созвать парламент. С этого момента принято начинать хронологию английской революции.

Первый этап революции – мирный (1640-1642гг.). Во-первых, король согласился на упразднение Звездной палаты и Высокой комиссии; во-вторых, король допустил суд над своим чиновником Страффордом, который был в порядке импичмента осужден на смертную казнь; в-третьих, король утвердил 3 годичный акт, по которому срок беспарламентского правления не мог быть больше 3 лет.

В 1642 г. парламент предложил королю подписать акт «Великая ремонстрация», в котором существенно ограничивалась власть монарха.

Возмущенный Карл I отказался подписать этот акт и попытался арестовать лидеров палаты общин. Покинул Лондон и стал собирать своих сторонников. Так завершился первый этап революции и начало второго этапа – гражданской войны. (1642-1648 гг.).

В ходе гражданской войны произошло окончательное размежевание политических сил. Сторонники короля – кавалеры, выражали интересы землевладельцев, английской церкви и части крупной буржуазии, имевшие привилегии от короля.

Противники короля – пуритане. Внутри них:

- пресвитериане – крупная буржуазия и часть джентри, которые выступали лишь за ограничение власти короля. В церковных вопросах они требовали устранения церкви по шотландскому образцу – существуют отдельные христианские общины во главе с выборными старостами – пресвиторами и народными общинами стоит совет этих пресвиторов.

- Индепеденты (независимые) – средняя буржуазия и джентри. Большинство их выступали за конституционную монархию, свободу торговли. В церковных вопросах резко раск. с пресвит. выступали за существование полноправной независимой христианской общины.

- Левеллеры (уравнители) – мелкая буржуазия, которая выступала за упразднение монархии, установление республики и всеобщего мужского избирательного права.

- Детеры – коммунистическое течение в революции, которое выступало за возврат к общинному землевладению.

На I этапе революции, в начале гражданской войны, ведущей силой были пресвитериане, т.к. они обладали большинством в палате общин, но в ходе гражданской войны расстановка политических сил изменилась: в начале король одерживал победы, т.к. парламентская армия была плохо организована и не было постоянного командования. Поэтому в ходе войны были приняты два акта:

1. «О самоотречении» – запрещал занимать командные посты с членством в палате общин. Большинство лидеров – пресвитериан оставались в парламенте и официально состав армии был в основном из индепендентов.

2. «О новой модели» – в парламентской армии была введена строгая дисциплина и отбор. Особой популярностью стал пользоваться Оливер Кромвель. В 1647 г. король потерпел поражение и попал в плен. Над ним состоялся суд и Карл I был казнен.

Пресвитериане, поняв, что они упустили инициативу в революции, попытались расформировать революционную армию, но индепенденты в ходе гражданской войны заключили союз с левеллерами, поэтому при их поддержке индепенденты изгнали из палаты общин сторонников просветериан.

В 1648г. приняли законы:

- об упразднении королевского звания,

- об упразднении палаты лордов,

- о провозглашении палаты общин носительницей верховной власти.

Т.о. начался III этап революции – индепендентской республики. Т.о. индепенденты выполнили лишь первое обещание, данное левеллерам, которые стали требовать отмены имущественного ценза, а также перераспределения земли.

 

 

Образование конфедерации США (штаты конфедерации 1781 г.)

В июне 1776 г. Первый Континентальный конгресс назначил комитет для подготовки Статей конфедерации. Подготовленный им проект был одобрен конгрессом 15 ноября 1777 г. Однако процесс ратификации всеми 13 штатами затянулся на три с лишним года, и Статьи конфедерации вступили в силу только 1 марта 1781 г. Статьи конфедерации юридически оформили и закрепили, как сказано в преамбуле, создание “вечного Союза между Штатами”. В ст. II особо подчеркивалось, что “каждый штат сохраняет свой суверенитет, свободу и независимость и всякую власть, юрисдикцию и право, за исключением тех, которые совершенно точно делегированы этой конфедерацией Соединенным Штатам, собравшимся в Конгрессе”. Названием конфедерации, сказано в ст. 1, будет “Соединенные Штаты Америки”, что должно пониматься как “объединившиеся государства Америки”. Речь шла о 13 независимых республиках. Конфедеративный союз 13 суверенных государств (штатов) ставил перед собой прежде всего внешнеполитические задачи. В тогдашних условиях это была война за независимость против Британии. Неудивительно, что после победы и обретения независимости в полном объеме этот союз утратил свой смысл.

Конфедерация Соединенных Штатов Америки не была государством в собственном смысле слова. Она представляла собой не союзное государство, а союз самостоятельных государств. Поэтому Статьи конфедерации представляют собой некую разновидность международного договора, а не основной закон единого государства. Хотя конфедеративный союз суверенных американских штатов и не был государством в собственном смысле слова, но в его рамках были заложены некоторые экономические, политические и психологические основы той американской государственности, юридической основой которой явилась Конституция 1787 г.

Статьи конфедерации не установили единого гражданства. В ст. IV говорится о “свободных жителях каждого из этих штатов”, о “свободных гражданах в различных штатах” (из числа их исключаются не только рабы, но и пауперы, бродяги и лица, уклоняющиеся от правосудия), а не о гражданах союза.

“Для более удобного управления делами соединенных штатов” согласно Статьям конфедерации учреждался Конгресс (фактически сохранялся старый Континентальный конгресс), в состав которого входили делегаты (от двух до семи), ежегодно назначаемые штатами в установленном ими порядке. Делегаты могли быть в любое время отозваны и заменены другими. Каждый штат в Конгрессе имел один голос. В случае раскола (например, два — за, два — против) делегация теряла свой голос. Конгресс не был парламентом в обычном для того времени понимании. Он представлял собой “собрание дипломатов”, а делегаты были не депутатами, а “дипломатическими агентами”.

Конгресс формально обладал всеми внешнеполитическими полномочиями. Он объявлял войну и заключал мир, посылал и назначал послов, заключал международные договоры, управлял торговлей с индейскими племенами. Во внутренней сфере его полномочия были весьма скромными. Достаточно сказать, что он не имел права налогообложения и тем самым был лишен собственной финансовой базы. Все военные и иные мероприятия Конгресса финансировались штатами. Хотя он формально имел право устанавливать “стандарты денежных единиц”, фактически штаты чеканили собственную монету. Таким образом, узость объема полномочий усугублялась организационным бессилием Конгресса (для принятия наиболее важных решений необходимо было согласие 9 штатов из 13).

Конгресс после победоносного завершения войны за независимость принял знаменательные Северо-Западные ордонансы 1784, 1785 и 1787 гг., которые создали юридическую базу для территориальной экспансии США и установили процедуру создания новых штатов и принятия их в союз.

 

Образование двухпартийной системы США в XIX в.

Американская конституция полностью игнорировала партии. В то время в общественном мнении существовала острая неприязнь к партиям, или, как их тогда называли, фракциям. Выборы первого президента и конгресса носили непартийный характер. Однако практика показала, что пришедший к власти буржуазно-плантаторский блок не может быть монолитным. Первая администрация Дж. Вашингтона по видимости была монолитной, но уже тогда существовали серьезные разногласия между А. Гамильтоном, возглавлявшим казначейство, и государственным секретарем Т. Джефферсоном. Оба они убедили Дж. Вашингтона выдвинуть свою кандидатуру на второй срок. Открытый раскол произошел летом 1793 г., когда Джефферсон заявил о своей отставке. Хотя она была удовлетворена только к концу того года, фактически партии уже стали реальностью политической жизни. Федералисты, возглавляемые А. Гамильтоном, выражали интересы промышленного Севера, а демократические республиканцы Т. Джефферсона опирались прежде всего на рабовладельческие штаты Юга. Первоначально партии действовали как фракции в конгрессе, затем созданные ими кокусы (собрания партийных фракций) стали органами, с помощью которых выдвигались кандидаты. Уже к концу первого десятилетия существования республики партии практически монополизировали выборы. В 1796 г. выборы президента носили уже откровенно партийный характер. Первые два президента — Дж. Вашингтон и Д. Адаме — были федералистами. В 1800 г. в результате раскола голосов коллегии выборщиков палатой представителей был избран президентом республиканец Т. Джефферсон. К этой же партии принадлежали президенты Дж. Медисон (1809—1817), Дж. Монро и Дж. Адаме (1825—1829).

Сложившаяся в тот период двухпартийная система, не имевшая еще четкого организационного оформления, просуществовала до 1824 г. Состоявшиеся в этом году президентские выборы свидетельствовали о распаде партийной системы, состоявшей из джефферсоновских республиканцев и федералистов. Формирование новых партий, заменивших старую двухпартийную систему, шло в сложных условиях, ибо в американском обществе еще не закончилась классовая дифференциация.

В 1828 году на смену джефферсоновским республиканцам приходит Демократическая партия, в создании которой решающую роль сыграл президент Э. Джексон (1829—1837). В 30-х гг. на развалинах партии федералистов возникает новая политическая организация буржуазии Севера — виги. В это же время на смену кокусам приходят национальные партийные конвенты, монополизировавшие процедуру выдвижения кандидатов в президенты, возникает система ротации (“система добычи”), согласно которой смена партийной принадлежности президента сопровождается заменой федерального аппарата по партийному признаку.

Двухпартийная система “демократы—виги” отличалась некоторыми особенностями от своей предшественницы. Специфической чертой этой системы было то, что ни одна из главных партий не обладала преобладающим влиянием в традиционных регионах своего первоначального возникновения. Отсутствие четкого идейного противостояния, свойственное первоначальным партиям, обусловило и пестроту их массовой базы.

Резкое обострение противоречий по вопросу о рабстве поставило в 50-е гг. XIX в. обе партии в крайне тяжелое положение. Попытки спасти систему “демократы—виги” закончились полным провалом. В результате серии расколов Демократическая партия превратилась в экстремистскую рабовладельческую фракцию. Сложная внутрипартийная борьба происходила и в лагере вигов. В конечном счете они сошли с политической арены, ив 1854 г. была создана Республиканская партия, выступившая с критикой системы рабовладения.

Конституция Италии 1947 г.

В Учредительном собрании большинство мест получили три партии: христианские демократы (35% голосов), социалисты (21%) и коммунисты (19%). После длительных дебатов в Учредительном собрании 22 декабря 1947 г. Конституция Итальянской республики была утверждена и 1 января 1948 г. вступила в силу.

Конституция провозгласила Италию демократической республикой и установила, что суверенитет принадлежит народу. Задачей республики было объявлено устранение препятствий экономического и социального характера, которые фактически ограничивают свободу и равенство граждан, мешают полному развитию человеческой личности и действительному участию всех в политической, экономической и социальной жизни страны. В частности, предусматривалась возможность национализации предприятий, имеющих важное общественное значение. Эти положения представляли собой юридическую базу, опираясь на которую, демократические силы могли вести борьбу за прогрессивные преобразования не только в политической, но и социально-экономической сферах.

В Конституции закреплен широкий круг демократических прав и свобод граждан: равенство всех перед законом, равноправие граждан независимо от социальных, политических, национальных и иных различий, свобода личности и ее неприкосновенность, свобода собраний, союзов, политических партий, слова, печати. В числе социально-экономических прав были провозглашены право на труд, право на справедливое вознаграждение за него, равенство мужчины и женщины в экономической области, свобода профсоюзов и стачек, участие трудящихся в управлении предприятиями.

Высшим органом законодательной власти стал двухпалатный парламент. Нижняя палата — палата депутатов — по избирательным законам 1948 г. выбирается всеобщими и прямыми выборами по пропорциональной избирательной системе. Верхняя палата — сенат — избирается по областям Италии по смешанной избирательной системе, содержащей элементы мажоритарной и пропорциональной систем. Палаты равноправны в вопросах законодательства и контроля над правительством.

Главой государства является президент, избираемый на совместном заседании палат с участием представителей от областей сроком на 7 лет. К полномочиям президента относится верховное командование вооруженными силами, назначения на высшие государственные должности, право помилования, представительство республики в международных отношениях. Он может на один месяц задержать вступление закона в силу, в особых случаях издавать декреты, имеющие силу закона, и имеет право роспуска парламента. Акты президента нуждаются в контрасигнации премьер-министра правительства.

Правительство Италии назначается президентом, но ответственно перед парламентом. Конституция допускает (с некоторыми ограничениями) делегацию законодательных полномочий парламентом правительству и предоставляет правительству право в чрезвычайных обстоятельствах издавать декреты, имеющие силу закона.

В системе высших органов республики Конституция предусмотрела также Высший совет магистратуры — орган по руководству судебной системой, и Конституционный суд, предназначенный для проверки конституционности законов и иных актов властей. В случае признания Конституционным судом того или иного акта неконституционным этот акт утрачивает законную силу. Кроме того, к полномочиям Конституционного суда относится рассмотрение споров между областями и республикой и дел по обвинению президента и министров. Члены Высшего совета магистратуры и Конституционного суда избираются парламентом (1/3) и назначаются президентом и судьями (2/3).

Италия согласно Конституции, делится на области, провинции и общины. Во всех территориальных единицах на основе всеобщих выборов создаются представительные органы — областные и провинциальные собрания и муниципалитеты, которые избирали либо коллегиальные, либо единоличные исполнительные органы. Конституция предусмотрела автономию областей с довольно широкой компетенцией местных органов. Однако их деятельность во многом контролируется правительственными комиссарами. Провинциальные и общинные органы в еще большей степени зависят от назначаемых правительством префектов.

В целом можно сказать, что Конституция Италии демократична, хотя демократические институты реализованы в ней с меньшей последовательностью, чем в Конституции Франции 1946 г. Прогрессивные силы страны стремятся оградить демократические институты Конституции от попыток реакции изменить их или ограничить их деятельность.

Это стало насущной задачей уже после первых выборов в парламент, состоявшихся в 1948 г. В обстановке антикоммунистической компании, спровоцированной христианскими демократами и поддержанной католической церковью, больше половины мест в парламенте получила христианско-демократическая партия, тесно связанная с Ватиканом и выражающая интересы монополистической буржуазии и аграриев Италии.

Христианские демократы приложили усилия, чтобы затруднить и задержать реализацию положений Конституции об областной автономии, аграрной реформе, участии трудящихся в управлении производством, возможности национализации монополистических объединений. В течение долгих лет не создавались Конституционный суд и Высший совет магистратуры.

С целью дальнейшего укрепления своих позиций христианским демократам в 1953 г. удалось провести через парламент новый избирательный закон. По этому закону партия, собравшая более 50% голосов, получает 65% депутатских мест. Допускалось для этого и блокирование партийных списков кандидатов. Только если и в этом случае не будет собрано абсолютного большинства голосов, депутатские мандаты распределяются по пропорциональной системе. Однако уже на выборах в том же году желаемый христианскими демократами результат не был достигнут, места в парламенте были распределены по пропорциональной системе, и в 1954 г. к ней пришлось вернуться. Доминирующее положение христианских демократов было поколеблено, и они вынуждены, начиная с 1963 г., создавать коалиционные правительства “левого центра”, в которые кроме них входили представители образовавшейся в 1951 г. социал-демократической, республиканской и (несколько позже) социалистической партии. Эти правительства провели ряд демократических преобразований (национализация за выкуп электроэнергетической промышленности, частичная аграрная реформа и др.).

Правительственные кризисы, возникавшие в результате противоречий между участниками коалиции, привели в 1972 г. к первым в послевоенный период досрочным выборам в парламент, после которых христианские демократы перешли к политике “правого центра”, возглавляя правительство с участием социал-демократов, республиканцев и либералов. Только в 1981 г. впервые в послевоенной истории правительство было сформировано представителем республиканской партии. Но христианские демократы сохраняют позиции ведущей политической силы страны. Активное использование социальной доктрины христианства, идеи классового мира и сотрудничества, поддержка католической церкви позволяют им оказывать влияние на достаточно широкие слои населения.

В целях его укрепления в 1993 г. на фоне упадка влияния и раскола ряда других партий христианско-демократическая партия была преобразована в Итальянскую народную партию.

В том же году были реформированы государственные дотации парламентским партийным фракциям, негосударственное финансирование политических партий и критерии перераспределения средств на избирательные кампании.

Произошли изменения и в избирательной системе: вместо пропорциональной введена смешанная и установлен порог представительства партий в палате депутатов — не менее 4% голосов избирателей.

Политическая нестабильность, связанная с необходимостью санации промышленного производства и решением проблем отсталого юга страны, а также с решением обострившихся в последние десятилетия задач борьбы с мафиозной организованной преступностью и коррупцией государственного аппарата, проявилась, в частности, в формировании и распаде партийных блоков и частой смене правительств.

Образование и развитие КНР.

В то время, когда мировая война шла к завершению, политическая обстановка в Китае все более обострялась Гоминдановская верхушка отказывалась от создания коалиционного правительства, на чем настаивали демократические организации Китая. В ноябре 1944 г. Чан Кайши произвел некоторые изменения в составе правительства, которые означали фашизацию военно-политического руководства Гоминдана в целях развертывания гражданской войны.

В 1945 г. после поражения Квантунской армии и освобождения советскими войсками северо-востока страны соотношение сил изменилось в пользу народных армий. Народные войска развернули широкие наступательные операции по освобождению Китая. Под контролем коммунистической партии оказались значительные территории. Гоминдановское правительство пыталось воспрепятствовать наступлению Народной Армии и развязало новую гражданскую войну, продолжавшуюся еще три года с 1946 по 1949 гг. Общенародный революционный подъем ускорил развал гоминдановского режима. В январе 1949 г. Чан Кайши обратился к руководству КПК с предложением начать мирные переговоры, что свидетельствовало о признании Гоминданом своего поражения. В результате переговоров был выработан проект мирного соглашения.

21 сентября 1949 г. открылась первая сессия Народной политической консультативной конференции, в работе которой приняли участие представители всех демократических партий и групп. На конференции была принята Общая программа и закон об организации Центрального народного правительства Китайской Народной Республики. Общая программа до принятия Конституции выполняла роль основного закона Китайской Народной Республики. Конференция избрала Центральное народное правительство КНР во главе с Мао Цзэдуном. 1 октября 1949 г. было торжественно провозглашено создание Китайской Народной Республики .

Общая программа провозгласила КНР государством новой демократии, которое ведет борьбу против империализма, феодализма, бюрократического капитала, за независимость, демократию, мир, единство и создание процветающего и сильного Китая.

В Общей программе было определено, что новая государственная власть в Китае представляет собой демократическую диктатуру народа, основанную на союзе рабочих и крестьян, в котором руководство принадлежит рабочему классу. При этом подразумевалось, что руководящая роль рабочего класса в народном государстве осуществляется через КПК, которая стала правящей партией.

Высшим органом государственной власти в КНР был Центральный народный правительственный совет (ЦНПС), который сформировал остальные центральные государственные органы: Государственный административный совет (высший исполнительный орган), Народно-революционный военный совет, Верховный народный суд и Верховную народную прокуратуру. Вместе с ЦНПС эти органы составили Центральное народное правительство КНР. Председателем Центрального народного правительства стал Мао Цзэдун, являвшийся одновременно главой Центрального народного правительственного совета и Народно-революционного военного совета, Председателем ЦК КПК. Центральное народное правительство КНР первоначально было правительством единого фронта. В высших государственных органах, наряду с КПК, игравшей руководящую роль, были представлены численно небольшие буржуазные и мелкобуржуазные партии, поддерживавшие программу КПК и признававшие ее руководство.

В стране начинается восстановительный период, в течение которого были решены основные задачи демократической революции. В 1953 г. генеральной линией коммунистической партии Китая было провозглашено социалистическое направление развития.

В 1953—1954 гг. состоялись первые в истории страны всеобщие выборы в демократические органы власти — собрания народных представителей.

15 сентября 1954 г. в Пекине собралась первая сессия Всекитайского собрания народных представителей , принявшая Конституцию КНР. В соответствии с Конституцией были внесены существенные изменения в структуру государственных органов КНР. Высшим органом власти стало Всекитайское собрание народных представителей, а в период между его сессиями — постоянный комитет ВСНП.

Первая Конституция КНР юридически закрепила главные положения генеральной линии КПК в качестве основного закона государства. В Конституции провозглашались социально-экономические права граждан, их политические свободы и обязанности.

В области внешней политики Конституция предусматривала развитие и укрепление отношений тесной дружбы с СССР и другими социалистическими странами, установление и развитие отношений со всеми странами на основе принципов равноправия, взаимной выгоды, уважения суверенитета и территориальной целостности.

Идеи социалистического развития реализовывались через пятилетние планы развития народного хозяйства, был взят курс на индустриализацию и коллективизацию сельского хозяйства.

В мае 1958 г. КПК выдвигает курс на досрочное построение социализма, получивший название «большого скачка» . Политика «большого скачка» распространялась на все сферы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 3019; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.056 с.)