СИСТЕМА ХРАНЕНИЯ МУЗЕЙНЫХ ФОНДОВ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СИСТЕМА ХРАНЕНИЯ МУЗЕЙНЫХ ФОНДОВ



СИСТЕМА ХРАНЕНИЯ МУЗЕЙНЫХ ФОНДОВ

В понятие хранение муз. фондов входят:

- вопросы организации структуры муз. хранения и систем хранения муз. предметов.

- режим музейного хранения

- консервация и реставрация, связанные с естественным старением муз. коллекций.

Виды хранения: комплексное, раздельное, открытое.

Комплексное хранение – в одном хранилище располагаются предметы из разного материала.

Раздельное хранение - предметы из одного материала или близких по хранению.

Открытое хранение происходит в фондохранилищах и в эксплуатационном пространстве, т.е. демонстрация коллекционного хранения фондов с использованием спец. оборудования, сохранения условий хранения. Цель – знакомство посетителей с уникальными коллекциями. Открытое хранение возможно при организации дополнительных систем хранения, связанных с системой безопасности и соблюдением режима хранения.

Наиболее безопасное открытое хранение с точки зрения воздействия на материал для керамики, бесцветного стекла, некоторых видов металлов, палеонтологических материалов.

Режим хранения:

1. Температурно-влажностный. В зависимости от материала предметы испытывают различное воздействие температуры и влажности. С помощью кондиционера можно поддерживать оптимальную температуру и влажность. В его отсутствии достичь этих результатов можно при помощи проветривания, увлажнителей, осушителей.

2. Мероприятия по защите от загрязнителей воздуха. Основные загрязнители: хлор, пыль, сажа, сероводород. Уборка, обработка от пыли, герметизация помещений, использование чехлов, футляров, папок. Раз в месяц санитарный день.

3. Световой режим. Естественный свет наиболее разрушителен. В хранилищах запрещены люминисцентные лампы. Безвредны – лампы накаливания, но они выделяют много тепла.

Музейные предметы по степени воздействия на них света бывают:

- с высокой светостойкостью (металл, керамика, гипс);

- со средней (кость, кожа, дерево, масленая и темперная живопись);

- с низкой (фотографии, бумага, ткани).

4. Мероприятия по защите от биологических вредителей: плесень, насекомые, грызуны. Причины их появления – нарушение темпер.-вл. режима, загрязнение предметов, использование продуктов питания в фондохранилищах. Меры борьбы – дезинфекция.

5. Экстренные ситуации в музее: пожар, аварии электросети, водопроводной сети, канализационных и отопительных систем, хищения. Необходимое обеспечение сигнализации оранной и противопожарной. Фондохранилища необходимо запирать, опломбировать, опечатывать.

Внешние причины разрушения муз. предметов: резкие колебания и нарушения темп.-вл. режима, вредное воздействие света или недостаток его, засорение воздуха, биологические вредители, механические повреждения (при работе с предметами желательно обеспечить их устойчивое положение, работать в перчатках), при перемещении обеспечить соответствующую упаковку, неправильное хранение до поступления в музей, аварии и стихийные бедствия, несвоевременная реставрация и консервация предметов.

Организация хранения предполагает использование специального оборудования или строительства зданий для фондохранилищ. Оборудование должно позволять безопасный осмотр и изучение муз. предметов.

Правильный выбор помещений для фондохранилищ. Они должны быть изолированы, отвечать требованиям защиты муз. предметов от всех возможных нарушений режима их хранения. Основные требования – наличие отопительных и венциляционных систем. Хранилища должны быть обеспечены системами противопожарной сигнализации, иметь металлические двери, решетки на окнах, систему охраны.

Оптимальный вариант оборудования для хранения – передвижные многосекционные стеллажи, металлич. шкафы и сетки.

Оборудование хранилищ должно отвечать сл. требованиям: - способность обеспечить макс. сохранность предметов, - рациональное использование площади фондохранилищ, - удобство для работы.

Классификация музейных предметов или источникам по типам:

1. Письменные: рукописные и печатные документы, редкие книги.

2. Вещевые: археологические, нумизматические коллекции, изделия из металла, керамика, мебель, оружие.

3. Изобразительные: живопись, графика, скульптура

4. Кино …

5. Фото …

6. Фоно источники: негативы, пластинки, видео – кино материалы.

Каждый тип муз. предметов подразделяется на виды: материал, вид искусства, назначение, техника, коллекция.

Хранение документальных и изобразительных источников. При хранении муз. предметов на бумажной основе учитываются атрибутивные признаки (датировка и техника). Запрещается хранить их в открытом виде на столах, полках, перегибать материалы, прибивать, наклеивать. Документы и произведения графики можно хранить в папках. Рукописные книги хранятся в специальных шкафах, в чехлах.

УЧЕТ МУЗЕЙНЫХ ФОНДОВ

Учет музейных фондов – деятельность, связанная с закреплением принадлежности предметов к данному музею, а также гарантирования юридических прав на них.

Учет необходим для юридического оформления положения предмета в фондах музея: его принадлежности к музейным предметам, фиксация предметов за определенными научными сотрудниками, хранителями.

Учет музейных предметов необходим с точки зрения оформления движения музейных предметов внутри и вне музея.

Учетная документация, которая фиксирует движение и состояние музейных предметов, коллекций, собраний.

Учетная документация составляется по установленным нормам:

- содержит данные об отдельных предметах,

- порядке поступления в музей и фондовые подразделения (акты приема, книги поступлений, научные инвентари, учетные картотеки, карточки научного описания),

- о группах предметов, объединенных общностью происхождения, принадлежности, местонахождения (акты приема, коллекционные описи, полевые описи)

Задачи учета музейных фондов:

- закрепление принадлежности предметов данному музею гарантирование его прав на них;

- оформление юр. положение предмета в фондах музея, его принадлежности к основному или научно-вспомогательному фонду;

- закрепление предметов за конкретными научными сотрудниками;

- оформление предметов временного хранения;

- оформление перемещения предметов внутри музея;

- контроль наличия принадлежащих музею предметов и оформление происходящих в них изменениях;

- возможность быстрого получения сведений о наличии и местонахождении предметов;

- установление ответственности музея, хранителей, подразделений музея за принадлежащие музею предметы.

Различают фондовую и учетную документацию. Фондовая документация отражает историю развития фондов. Учетная документация фиксирует движение и состояние музейных предметов, коллекций, собраний

Учет музейных фондов производится в 2-а этапа:

1.Первичная обработка поступивших в музей предметов, оформляются:

- акты приема, наименование, краткое описание, сохранность, количество;

- в книге поступлений фиксируется – номер по порядку, дата записи, время и источник поступления, наименование и краткое описание предмета, количество, материал, техника, размер, вес, стоимость, номер науч. инвентаря, собрание, куда поступил предмет, акты движения предмета. Вторичная обработка предполагает его дальнейшее изучение. Предмет классифицируется, передача его ответственному сотруднику происходит на основании акта, который имеет заверительную подпись директора и печать музея.

2.Научная инвентаризация – фиксация информации о предмете в инвентарных книгах (шифр, номер по порядку, дата записи, фамилия лица, сделавшего запись, номер по книге поступлений, наименование и развернутое описание предмета, история предмета, публикации о нем, материал и техника изготовления, сохранность, размер и вес, источник поступления, старые инвентари, примечания). Одновременно с инвентарными книгами составляются инвентарные карточки, каталоги, картотеки. Вся документация является документами внутреннего пользования и из фондов не выдается.

Музейные предметы основного фонда проходят второй этап учета – инвентаризацию. Научный инвентарь включает описание предмета с клеймами, монограммами, подписями и надписями, данные об авторе, месте и времени создания, история предмета, публикация о предмете, технике изготовления, вес, размер, степень сохранности. В соответствующих графах указывают данные первичного учета, старые учетные обозначения, данные об источнике и способу поступления, цена.

Информация инвентарных книг составляется на основе карточек научного инвентаря. Сведения в карточках в процессе работы могут дополняться и уточняться. На основе этих карточек составляется инвентарная картотека.

В работе отечественных музеев используются системы КАМИС (комплексная автоматизированная муз. информационная система), НИКА-Музей, АИС МУЗЕЙ. Используемые в российских музеях программы принципиально отличаются друг от друга. В КАМИС учет и хранение взаимосвязаны, в АИС учет и хранение состоит из двух частей, поэтому в каждой из модулей формируются свои документы. НИКА успешно внедрена и используется в ведущих российских музеях.

Новые информационные технологии используются в музее при проектировании экспозиций и выставок. Посетитель может получить углубленную информацию о событиях, связанных с темой экспозиции, об экспонируемых предметах, совершить виртуальную экскурсию по музею с помощью электронного путеводителя.

Применение информационных технологий в фондовой работе: автоматизированная подготовка документов, создание каталога музейных собраний: учетно-хранительская работа, реставрационная деятельность (составление реставрационных паспортов), научная работа (составление научных описаний и ведение инвентарных книг), выставочно-экспедиционная работа (подбор экспонатов, подготовка выставочных каталогов), пропаганда музейных коллекций (публикации, создание мультимедийных изданий, сайты).

 

Паспорт музея. Общие положения.

1. Паспорт составляется каждым государственным музеем.

2. Паспорт составляется ежегодно, отражает состав, состояние, объем и условия хранения документов Архивного фонда РФ и хранится постоянно.

3. Паспорт составляется на основе данных первичного учета (акты приема-передачи, книги поступлений основного фонда), а также данных основных учетных документов:

книги учета поступлений документов;

списка фондов;

листов фондов;

архивных описей (на правах научного инвентаря).

4. Музеи , являющиеся источниками комплектования государственных архивов, в паспорт включают данные только о документах основного фонда музея. Учету в паспорте подлежат включенные в состав основного фонда музея письменные документы на бумажных носителях (рукописи, рукописные книги, письма, автографы, дневники, нотные и текстовые записи фольклора и музыки), фотодокументы (негативы, позитивы, фотоальбомы), кинодокументы, а также карты, планы, чертежи, плакаты, афиши, марки, открытки, листовки, вырезки из газет и журналов.

5. Исправления, вклейки не допускаются.

 

СТРУКТУРА МУЗЕЕВЕДЕНИЯ

1. История и историография исследует историю появления музеев, их функционирование в различных исторических условиях, формирование музейной сети, а также отражение всей этой проблематики в науч. литературе и историю самой науки.

2. Теория музееведения изучает закономерности развития и функционирования музея.

3. Музейное источниковедение занимается исследованием музейных предметов с точки зрения источниковедения, комплектования.

4. Прикладное музееведение включает разделы: научная методика, техника музейной работы; организацию музейного дела и управление музейной деятельностью.

Четыре элемента теории музейного дела:

1. Общая теория музееведения познает объект, предмет, метод музееведения; исследует природу, феномен музейного предмета, музей как культ; разрабатывает классификацию музеев, терминологию.

2. Теория документирования изучает проблемы, связанные с комплектованием музейных фондов. Теория документирования рассматривается и как доказательная процедура исторического процесса через собрание музейных коллекций; собирание и фиксация всей возможной информации о предмете музейного значения, его связях со средой бытования и превращение его в музейный предмет.

3. Теория тезаврирования – это теория научно-фондовой работы. Она связана с процессом познания ценности музейных предметов и включает: их исследование (классификация, систематизация); учетная деятельность; охрана.

4. Теория коммуникации изучает музей как один из коммуникационных институтов, специфику передачи информации, проблему воздействия музейных средств на различные категории посетителей.

Музейная коммуникация – процесс общения посетителя с музейными экспонатами (Камерон). Язык вещей – реализуется сотрудниками музеев, дизайнерами -экспозиционерами, психологами. Музейный предмет, как документальное подтверждение исторической правды и логики, феномен истории и культуры.

В музейном собрании музейный предмет превращается в документальное свидетельство, знак, символ конкретного факта, события, явления, процесса. В ходе изучения музейного предмета специалисты реконструируют его отношение со средой обитания, выявляют ему присущие характеристики.

При выявлении музейных предметов обращают на такие качества, как информативность (его способность выступать в качестве источника сведений об исторических, культурных, общественных, и природных процессах и явлениях.), аттрактивность (способность привлекать внимание) и экспрессивность (способность вызывать у человека ассоциации, сопричастность к определенным событиям, явлениям) и репрезентативность (уникальность и мемориальная значимость).

В музейных собраниях выделяют 6 типов источников: вещественные, изобразительные, письменные фонические, фото-кино источники.

Методы исследования музейных предметов:

- вспомогательные исторические дисциплины как раздел источниковедения и история материальной культуры и быта.

Прикладное музееведение – исследует проблемы, пути решении практических задач музейной деятельности. Оно включает в себя три раздела:

1. Научная методика охватывает все формы музейной деятельности. Включает ряд принципов:

- методические принципы построения экспозиции как особой формы коммуникации,

- принципы хранения музейных фондов,

- принципы экскурсионной работы.

2. Техника музейной работы – совокупность музейных ресурсов, стратегий, позволяющие музею выполнять социальные функции:

- проектирование музейных зданий,

- техника экспонирования музейных материалов базируется на пяти факторах эффективности экспозиции – подлинный музейный предмет, новизна, раритетность, комфортные условия восприятия, отсутствие отвлекающих моментов,

- технические средства передачи информации (язык аудиовизуальных средств),

- техника исследования физического состояния музейных предметов, их консервацию и реставрацию.

3. Организация музейного дела и управление музейной деятельностью:

- музейный менеджмент (совокупность принципов, методов, средств и форм управления музейным делом через планирование, организацию и реализацию деятельности),

- музейный маркетинг (увеличение посещаемости музея, расширение аудитории).

4. Информационные технологии.

 

 

МУЗЕЕВЕДЕНИЕ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Музееведение – наука, изучающая функционирование музея, его взаимодействие с наследием и обществом.

В 1727 г. Каспар Найкель ввел в научный оборот термин музеография – это издания о музее, характеризующее всю деятельность музея - путеводители, справочники, отчеты. Музеография - отрасль музееведения, задачи которой состоят в описании музеев, их экспозиций и коллекций.

Термин музеологияпоявился в 1877 г. в «Журнале по музеологии и антиквароведению». Его перевели как музееведение. Первоначально музеология воспринималась как раздел музееведения, посвященный группе музейных учреждений. Сегодня музеология – альтернатива традиционному музееведению.

Музееведение сегодня - общественная наука, изучающая процессы сохранения информации, передачи знаний и эмоций посредством музейных предметов. Оно охватывает все стороны музейного дела – история, теория и практика.

Музеи входят в систему научно-исследовательских учреждений. Музееведческие исследования: научные концепции деятельности музея, изучение фондов, исследования в области хранения и охраны фондов, музейные коммуникации, истории музейного дела, историография. Вся деятельность музея опирается на исторические науки: история, археологии, этнографии, историографии, источниковедения, вспомогательная история, геральдика, нумизматика, бонистика, палеография.

Объектом изучения музееведения является музей и его деятельность: собирание, изучение, хранение, демонстрация музейных предметов – памятников истории.

Предмет музееведения включает:

- историю музейного дела,

- организацию музейного дела,

- музейное источниковедение,

- практическое музееведение, объектом изучения являются музеи различных стран мира.

Основные подходы в определении предмета музееведения:

- Институциональный подход рассматривает предмет музееведения через определение музея как социального института.

- Предметный подход: предметом изучения является музейный предмет.

- Комплексный подход: накопление и сохранение социальной информации, передача знаний, традиций, представлений и эмоций посредством музейных предметов; возникновение, развитие и общественное функционирование музея, музейного дела.

Для музееведения характерно использование целой системы методов:

- общенаучные – рассмотрение предметов, явлений в их взаимосвязи и развитии,

- частнонаучные – ведущее место занимают исторический, археологический, этнографические методы.

Функции музееведения:

- документирование - работа с музейными фондами,

- научно- исследовательская деятельность – анализ, исследование музейных предметов,

- реконструкция минувших периодов истории – метод «погружения в эпоху»,

- культурно-просветительская – человек в ходе посещения музея получает новые знания,

- рекреативная – функция отдыха,

- идеологическая – музеи всегда функционируют в условиях конкретной исторической эпохи,

- нравственно-воспитательная – формирует отношение к нравственным постулатам общества.

Музейный предмет - движимый объект культурного и природного наследия, являющийся носителем социокультурной и естественнонаучной информации, изъятый из среды бытования.

Предмет музейного значения – движимые памятники естественной истории, объекты познавательного интереса, культурно-исторические ценности, как включенные в музейные собрания, так и не изъятые из среды обитания.

Вещественные памятники – информация закреплена на материальном носителе. Музейные предметы могут быть вещественными, изобразительными, письменными, фоническими, фото и кинодокументы, т.е. носителями информации.

Собрание музейное – совокупность музейных предметов и их коллекций, научно-вспомогательных материалов.

Коллекция – совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или нескольких признаков (авторство, предметность, материал, тематика, время).

Методы и подходы музееведческих исследований:

- культурологический подход,

- аксиологический подход - связан с передачей ценностей,

- антропологический подход, т.е. обращение к человеку,

- информационный метод, позволяет выявлять, оценивать, систематизировать информацию,

- метод исторической науки, которая изучает процессы развития человеческого общества,

- источниковедческий анализ памятников при помощи методов источниковедения,

- методы вспомогательных исторических дисциплин – системный анализ внешних и внутренних особенностей документов:

1. Палеография – изучение внешних признаков рукописей.

2.Дипломатика – изучение происхождения и структуры различных официальных систем.

3. Историческая хронология – системы времяисчисления.

4. Историческая метрология - система мер.

5. Сфрагистика – изучение печатей.

6. Геральдика.

7.Нумизматика и бонистика – система денежного обращения.

8.Вексиология – гос. и военные регалии.

- методы археологических исследований – полевые исследования,

- методы этнографических исследований – наблюдение, анкетирование, полевые исследования,

- методы искусствоведения направлены на формирование эстетического отношения к прошлому, настоящему, будущему,

- педагогический подход – для выполнения образовательной, коммуникативной, и культурологической составляющей музейного института,

- методы естественных наук интересуют музееведение с позиции практического применения к обеспечению сохранности музейных раритетов и сохранения информации о развитии данных отраслей знаний,

- специфические методы используются в различных сферах музейной деятельности:

1. в области комплектования и охраны памятников истории культуры, т.е. изъятие предмета из привычной среды обитания с целью максимального сохранения,

2. в области экспозиционной – включение архитектурно-художественных приемов организации пространства для демонстрации музейных предметов.

3. в области хранительской – режим и система хранения.

4. в организационной сфере деятельности – при планировании и реализации деятельности.

5. в коммуникативной деятельности – инновационные и традиционные методы работы.

 

МУЗЕЙНОЕ ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ

Экскурсия – форма музейной работы, основанная на коллективном осмотре объектов музейного показа по заранее определенной теме и специальному маршруту под руководством специалиста – экскурсовода. Участники экскурсии, посетители называются экскурсантами. Экскурсионный маршрут – это наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Существует три варианта построения маршрута: хронологический – экскурсии посвященные жизни и деятельности выдающихся людей, тематический – экскурсии связанные с раскрытием определенной темы в жизни города и тематико-хронологический – все обзорные городские экскурсии.

Общие признаки экскурсий:

- протяженность по времени от одного академического часа до одних суток,

- наличие экскурсантов, экскурсовода,

- наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения,

- передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту,

- наличие определенной темы,

- активная деятельность участников: наблюдение, изучение, исследование.

Экскурсионный метод - совокупность способов и приемов сообщения знаний. Цель экскурсионного метода - обучение и воспитание.

Классификация экскурсий ведется по разным признакам:

1. по профилю представляемых коллекций: естественнонаучная, историческая и т.д.;

2. по целевой направленности: общеобразовательные; методические (ориентированы на специалистов); учебные (связаны с реализацией программ учебных заведений), академические или специальные (по профильным дисциплинам для специалистов);

3. по широте охвата тематики: обзорные (по всем экспозициям музея), тематические (детально раскрывают какую-то одну тему или проблему), цикловые (несколько лекций, связанных какой-то сквозной темой; чаще ориентированы на группы постоянных посетителей);

4. по составу экскурсантов: по возрасту (детские, взрослые), по социальному составу (для разных профессиональных групп), по месту жительства (для местных жителей или приезжих, для граждан или иностранцев), по характеру экскурсионных групп (для однородной по составу аудитории или для разнородной, например родители с детьми).

5. по месту проведения и объектам показа:

1) музейная экскурсия: по экспозиции, по временным выставкам, фондовая экскурсия (по открытому хранению или в фонды музея, экскурсия по музейной территории;

2) внемузейная экскурсия: по памятным местам;

3) комплексная экскурсия: объединяет единой темой показ музейной экспозиции и памятников;

6. по способу передвижения: автобусная, пешеходная, морская.

Успешное проведение экскурсии во многом зависит от умения экскурсовода подать материал, заинтересовать посетителя темой.

Текст экскурсии составляется творческой группой. Контрольный текст в большинстве случаев содержит хронологическое изложение материала. На основе контрольного текста экскурсовод строит свой индивидуальный текст.

Экскурсия состоит из трех основных частей: вступительная беседа, основная часть, заключительная беседа.

Любая экскурсия требует подготовки. Работа начинается:

1. С формулировки темы, определения целей и задач, работы с литературой.

2. Далее ведется работа с экспозицией: отбираются объекты показа, разрабатывается маршрут экскурсии, изучаются сведения о предметах на основе фондовой документации, вырабатываются логические связи между объектами и возможности перехода в процессе экскурсии от одного экспоната к другому.

3. На основе результатов этой работы автор экскурсии пишет ее текст и составляет развернутый план, в котором излагается цель экскурсии, дается ее структура, краткое содержание тем и подтем, маршрут, состав объектов показа (экспонатов) и время для их показа.

4. На основе плана проводится пробная экскурсия.

5. По его результатам составляется методическая разработка экскурсии. Итоговый документ обсуждается на методическом совете музея и утверждается руководством.

6. После утверждения экскурсии она осваивается экскурсоводами. Экскурсовод должен владеть темой на высоком профессиональном уровне, текст должен быть выучен наизусть.

Для установления контакта с группой важно правильно выстроить вступительную часть. В этой части экскурсовод должен дать представление о музее, теме экскурсии, порядке ее проведения. Здесь важно расположить к себе аудиторию. Важно выстраивать экскурсию, как беседу, общение.

Важная часть экскурсии – переходы от одного объекта осмотра к другому. Их следует использовать для общения с группой: для ответов на вопросы, уточнения сведений, рассказа о том, что еще предстоит увидеть.

Методы установления и поддержания контакта с посетителем:

1. Эвристический метод предполагает беседу в форме вопросов-ответов.

2. Метод заданий предполагает выполнение каких-то несложных поручений: выбор самого интересного экспоната, рассказ о впечатлении от объекта показа.

Работа с детской и взрослой аудиторией предполагает разные методы построения рассказа. Детям можно давать информацию, делая акцент на ее познавательности и новизне.

Важно и то, как экскурсовод двигается, его жестикуляция, он не должен закрывать собой объекты показа, не должен становиться к ним спиной, а вполоборота. Экскурсовод должен указывать на предметы, выделять их для осмотра по ходу рассказа, определять положение предмета или какого-то фрагмента (слева – справа, внизу – вверху и т.д.). При этом обязательно и самому посмотреть на предмет. Важно дать возможность рассмотреть хорошо объект показа, сделав паузу.

В заключительной части экскурсии важно предусмотреть часть, состоящую из ответов на вопросы.

Портфель экскурсовода – комплект наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Эти пособия обычно помещаются в папке или небольшом портфеле. Задача портфеля – восстановить недостающие звенья при показе (первоначальный вид места, исторические здания разрушенные временем, фотографии людей). В портфель включаются фотографии, географические карты, схемы, чертежи, рисунки, образцы продукции.

Методическая разработка – документ, который помогает провести экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Оформление методической разработки:

- на титульном листе располагаются данные: наименование экскурсионного учреждения, название темы экскурсии, вид экскурсии, протяженность маршрута, продолжительность, состав экскурсантов, дата утверждения экскурсии

- на следующей странице излагается цель и задачи экскурсии, схемы маршрута с указанием объектов и остановок во время экскурсии.

ИСТОРИЯ

Экскурсии, как форма образовательной и воспитательной работы, появились в России в конце XVIII в. под влиянием идей Я.А. Коменского. Отдельные элементы экскурсии присутствовали в работе музеев изначально: объяснения, даваемые хранителями посетителям музеев, можно считать своеобразными предшественниками современных экскурсий. В России формирование экскурсионной работы как особого направления музейной деятельности относится к 1870-м гг. К концу XIX в. с формированием музейной педагогики появляются экскурсии, рассчитанные на разные возрастные, социальные, профессиональные категории.

В конце XIX - начале XX вв. получают развитие экскурсии, лекции, которые мы теперь называем традиционными формами музейной работы. Начинает формиро­ваться отечественная экскурсионная школа, получает широкое развитие экскурсионное дело.

В 1960-1980-е гг. в работе с аудиторией наблюдаются значительные изменения не только в раз­витии новых (нетрадиционных) форм музейной работы: факультативов, устных журналов, уроков мужества, но и в методических приемах экскурсион­ной работы. Экскурсия начинает рассматриваться как диалог, а экс­курсант - как равноправный его участник. Вводится вопросно-от­ветная, игровая методика, применяется театрализация.

Проявляется тенденция дифференцированного, гибкого подхо­да к различным категориям музейной аудитории - школьникам, сту­денчеству, взрослым посетителям, иностранным туристам, местным жителям.

На рубеже 1980-х-1990-х гг. продолжают развиваться как традицион­ные, так и новые формы работы с посетителем, построенные на ди­алоговых формах и интерактивной методике.

МУЗЕЙНЫЙ ДИЗАЙН

Дизайн - это сочетание науки и искусства - деятельность, связанная с социальной психологией, теорией света, цвета, цветоведением. Дизайн воздействует на человека на трех уровнях: 1. Физиологический (реакция на окружающий мир - свет, цвет); 2. Психологический – по разному воздействует на разные группы людей (этнические группы – скандинавский, мексиканский, марокканский; гендерное – предпочтение в цвете, в формах, в свете в зависимости от пола); 3. Эстетический.

Дизайн среды – включает проектирование интерьеров, ландшафтный дизайн - озеленение и благоустройство территории: парков, садов, усадеб. Сегодня внешний вид музея и прилегающая территория – это важный элемент рекламы. Отреставрированное здание, окруженное зеленой зоной, декорированной с использованием ландшафтного дизайна, повышают авторитет музея.

При организации пространства важно учитывать форму и композицию.

Форма – своего рода внешность объекта, несущая информацию, она является определяющей в дизайне. Построение композиции – процесс создания единого стиля в интерьере и экстерьере любого объекта: размеры, пропорции, фактура, цвет.

СРЕДСТВА ДИЗАЙНА: Цвет и свет – активные компоненты композиционного ансамбля. Свет – нормативное освещение, как правило, люминесцентное, лучше всего с рассеивателем, для хранилища – бактерицидные лампы.

Проблема освещения музея тесно связана с архитектурой музейного здания, освещением экспозиционных залов и специальным освещением экспонатов (в витринах, на стенах, на подиумах). В музее три системы освещения - естественное, искусственное и комбинированное. Сейчас широко применяется для акцентирования отдельных музейных предметов - "прожекторное" освещение с помощью световых квадратных панелей потолка или "точечного" света ламп, распределенных на потолке. "Высвечивание" особенно удачно для скульптуры.

Цвет имеет максимальное психологическое, эстетическое, физиологическое воздействие. Например, красный цвет активизирует посетителя, но утомляет зрение и поэтому оранжево-красная окраска или освещение такого цвета помещения не рекомендуются.

Особое внимание уделяется выбору цветов фона, например, для ярких по цвету музейных предметов рекомендуется применять нейтральный фон и светлую окраску стен. Черный цвет может вызывать мрачное настроение, зеленый напоминает о природе, красный вызывает активное бодрое состояние, желтый ассоциируется с солнечный светом. Но "нейтральные" предметы, например, изделия из хрусталя, можно располагать на черном или темно-синем фоне.

Экспозиционное оборудование. Витрины: - стеклянные на металлических опорах, любой формы, с освещением; - вертикальные витрины – в основе металлокаркас, безопасное стекло, дверцы с пылезащитными прокладками; - витрины горизонтальные экспозиционные – герметические и пылезащитные.

Большое внимание уделяется экспозиционной мебели, которая, с одной стороны, участвует в создании эстетического облика зала музея, а с другой - выполняет функции защиты музейных предметов от вредного воздействия. Задача дизайнера - при помощи экспозиционного оборудования (витрины, щиты, подставки, комбинированные стенды) так организовать пространство зала, чтобы разместить экспонаты и создать оптимальные условия дли их восприятия. При проектировании экспозиционного оборудования учитывается средний рост посетителя, уровень его глаз, удобный угол зрения, расстояние между посетителем и экспонируемым предметом. Не менее важна и визуальная информация (этикетка) – четкий, хорошо читаемый шрифт, в стиле экспозиции.

В периодизации развития методов художественного построения экспозиции можно выделить три основных этапа, различающихся по ведущему компоненту экспозиции:

- создание гармоничного экспозиционного ансамбля - единство экспоната, архитектуры и экспозиции;

- тенденции к установлению главенствующей роли экспоната в экспозиции;

- построение целостного гармоничного экспозиционного ансамбля на основе ведущей роли экспоната-подлинника – это период развития экспозиции и дизайна. Начал складываться с первой трети XX в. и окончательно сформировался в 70—80-е гг.

Архитектурная среда создавалась практически с первых греческих музейонов, конкретно экспозиционная - с итальянских музеев эпохи Возрождения (галерея Уффици, архитектор Д. Вазарри) при ее строительстве одну из лоджий специально застеклили, создав тем самым длинный, широкий и хорошо освещенный коридор для демонстрации статуй (Галерея статуй). В ХVIII-XIX вв. музеи размещались в дворцовых зданиях, а новые музейные здания строились по типу дворцов с парадными лестницами, с анфиладами залов с пышным декором, в которых произведения искусства становились элементами интерьера. Накопление и рост музейных коллекций в конце XIX - начале XX в. привели к перенасыщению экспозиций, что привело к необходимости выделять наиболее значительные экспонаты. Этот принцип был реализован в галерее Уффици, где была произведена новая развеска картин, и вместо прежней экспозиции, «заполнявшей все стены сверху донизу, подобно ковру, намечены контуры научной систематизации по школам».



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.122.9 (0.038 с.)