ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭКСПОЗИЦИИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭКСПОЗИЦИИ



 

Музейная экспозиция (М.Э.) – основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений.

Основные понятия экспозиционной деятельности:

Экспозиция, выставка, реэкспозиция, монтаж, демонтаж, наблюдение за состоянием экспозиции после ее открытия, музейные экспонаты, тексты и этикетаж.

В основе экспозиций и выставок находится экспозиционный материал – средство из которых создается экспозиция.

К нему относятся:

- музейные предметы – подлинные экспонаты, хранящиеся в основном фонде музея;

- воспроизведение музейных предметов, копии, реконструкции, модели, муляжи, слепки, голограммы, реконструкции, новоделы, хранящиеся в научно-вспомогательном фонде музея;

- научно-вспомогательные материалы несут дополнительную информацию – карты, диаграммы, схемы, планы, чертежи, таблицы, выполняемые для конкретной экспозиции;

- функционально-декоративные средства: произведения изобразительного искусства, выполняющая функцию иллюстраций и фотоувеличение письменных источников, произведения живописи, графики;

- аудиовизуальные средства,

- тексты и аннотации, этикетаж составленные для конкретной экспозиции способствует раскрытию содержания экспонатов.

Современные музеи дополнительно к текстам и этикеткам используют фоно-фотокомментарии, электронные каталоги музейных коллекций.

 

Научная экспозиция. Музейная экспозиция формируется на основе научной концепции, определяющей содержание, принципы отбора музейных предметов, их группировку, композицию, интерпретацию и художественное решение. Это позволяет создать экспозиции, отвечающее требованиям научности, познавательности, эмоциональности.

 

Музейный экспонат. Основой экспозиции является музейный предмет-экспонат, создающий особую знаковую систему экспозиции. Экспозиция может рассматриваться как часть действительности, фрагмент природы и материального мира человека, как отраженная картина действительности.

 

Проектирование экспозиции включает разработку основных идей и содержания, архитектурно-художественных принципов построения и решения. Проектирование начинается с определения темы экспозиции, выявления материала, экспозиционного помещениям, материально-технической базы.

 

Основные принципы построения экспозиции:

1. Принцип предметности – опора на подлинники.

2. Принцип коммуникативности – экспозиция – инструмент для реализации диалога между посетителем и предметом.

3. Принцип научной объективности - он выражается уже в предварительной научной обработке каждого музейного предмета, помещаемого в экспозицию, в научном исследовании темы, воплощенном в концепции экспозиции. Он не исключает выражения в экспозиции авторской позиции, но требует от экспозиционера честности и непредвзятости при интерпретации происходивших и происходящих в природе и обществе процессов.

 

26. МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИЯ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ – научно обоснованный порядок группировки и организации экспозиционных материалов. Методы построения экспозиционных материалов:

- коллекционный (размещение однородных предметов в соответствии с классификацией),

- ансамблевый (сохранение или реконструкция обстановки),

- ландшафтный (воссоздание взаимосвязи природных и социальных компонентов),

- тематический – раскрытие темы или сюжета,

- музейно-образный и сюжетно-образный (воплощение авторского ведения исторического процесса, события).

Первым появился систематический (коллекционный) метод. В результате его применения появляются систематические экспозиции, построенные в соответствии с классификацией. Основная структура систематической экспозиции – типологический (систематический) ряд музейных предметов, отражающий эволюцию тех или иных процессов природы, общества. Применяется в естественнонаучных музеях: зоологических, биологических, минералогических. Систематические экспозиции формируются и в художественных музеях: произведения искусства классифицируются по периодам, по странам, по направлениям, по школам. В России первым художественным собранием, использовавшим систематический метод построения экспозиции, был Эрмитаж: после проведенной в 1793 г. ревизии собрания развеска приобрела систематический характер – по странам и школам.

Ландшафтный метод (фрагмент природной среды) в результате которого появляется ландшафтная экспозиция применяется в естественнонаучных музеях. Задача экспозиции воспроизвести взаимосвязь и взаимозависимость каких-то компонентов явления или процесса. Впервые этот метод был применен при показе естественнонаучных коллекций на Всемирной выставке в Лондоне в 1851 г. Характерная черта ландшафтной экспозиции – использование диорам или панорам, содержание которых раскрывается и дополняется музейными предметами. Основой диорамы служит одноплоскостная картина-задник, зритель смотрит экспозицию как бы через окно. Картина-задник дополняется макетом местности, и все это потом наполняется музейными предметами. Панорама отличается картиной, которая охватывает полный круг горизонта (т.е. зритель помещается в центр такой экспозиции).

Ансамблевый метод сохраняет или реконструирует реальную обстановку жизни конкретного человека, типичную для определенного социального слоя конкретной исторической эпохи среду. Этот метод экспозиции применяется при создании этнографических, историко-бытовых, мемориальных экспозиций со 2-й половины XIX в.

Основная структурная единица ансамблевой экспозиции – интерьер, где музейные предметы представлены в среде своего бытования.

- типовой интерьер – созданный из предметов одного времени и сословия,

- подлинный – все вещи остаются на своем месте,

- символичный,

- бытовой.

Тематический метод сформирован на основе ансамблевого метода в 1920-х гг. для историко-революционных музеев. Задача метода – раскрыть с помощью музейных предметов определенный сюжет. В центре такой экспозиции должен быть предмет, обладающий наивысшей коммуникативностью, оостальные предметы формируются вокруг него с целью сопоставления, взаимного документирования.

Музейно-образные и сюжетно-образные - худ. воплощение субъективного авторского видения исторического процесса, события, жизни человека.

Муз.-образный метод появился в 80-е г в период оттепели, когда появилась необходимость пополнить тематические комплексы образностью и эмоциональностью т.к. муз. предмет стал рассматриваться и как свидетель и как символ эпохи.

Образно-сюжетный – самый молодой из методов – используется последовательная смена образов. Основная структурная единица – подлинные исторические предметы, передающие общее содержание и основной содержательный смысл экспозиции.

Экспозиционный комплекс – структурная единица экспозиции предсталяет собой группу предметов, объединенных по содержанию, создающих единый образ. Экспозиционный комплекс – пространство в пределах витрины, стенда, подиума.

Экспозиционные комплексы различают:

- по степени однородности материалов: документальные, вещевые и смешанные,

- по степени сложности, выразительности и глубине образов: музейный натюрморт, символическая инсталляция, экспозиц. худ. образ,

К конкретным видам экспозиционного комплекса относят: этнографический, мемориальный, персональный, археологический.

Три принципа построения экспозиции:

- историко-хронологический, принцип предполагает группировку экспозиционных материалов в соответствии с хронологией;

- комплексно-тематический - предполагает организацию экспозиционных материалов разных типов, связанных одной темой;

- проблемный - группировку экспонатов в соответствии с поставленной в процессе научного проектирования проблемой.

В современных музеях наиболее часто можно наблюдать совмещение различных принципов построения.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.97.64 (0.008 с.)