Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические основы научного проектирования экспозицииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие экспозиции в расширительном смысле трактуется как совокупность предметов, специально выставленных для осмотра, обозрения. В музее это - часть музейного собрания, выставленная для обозрения. Одно из определений музейной экспозиции рассматривает ее как «целостную предметно-пространственную систему, в которой музейные предметы и другие экспозиционные материалы объединены концептуальным (научным и художественным) замыслом». Принято считать, что истоки музейной экспозиции уходят вглубь веков и связаны с формированием различных ситуаций экспонирования предметов. Собственно же музейная экспозиция ведет свое начало с момента выделения из состава музейных собраний демонстрационных коллекций, что явилось следствием демократизации и развития «музея как образовательного учреждения» в конце XIX – начале XX в. Экспозиция в своем развитии прошла путь от простой выкладки предметов до сложных многокомпонентных композиций в специально организованном архитектурном пространстве. Музейная экспозиция выступает как продукт и результат проектирования экспозиции. Это,с одной стороны, - процесс создания проекта, прототипа, прообраза будущей экспозиции, а, с другой, -современная форма его организации. «Словарь актуальных музейных терминов» определяет проектирование экспозиции как «вид проектной междисциплинарной научно-художественной деятельности по формированию предметной, содержательной и пластической среды музейной экспозиции, включающей научное, художественное, технологическое проектирование, а также информационное обеспечение».[1] Результатом проектирования является научная концепция - документ, содержащий изложение основ экспозиционного замысла и научную трактовку темы экспозиции; художественная концепция – проектный директивный документ в форме текста и художественного проекта, содержащий представления о художественно-образном решении будущей экспозиции, стилевых и пространственно-композиционных принципах ее построения; технический рабочий проект - комплекс документации, необходимой для изготовления и сборки экспозиционного оборудования,осветительной аппаратуры, технических средств,изготовления научно-вспомогательных материалов. Основными субъектами проектирования выступают экспозиционер и художник - научный сотрудник или коллектив музея, а также дизайнер или архитектор, специализирующиеся в области экспозиционной работы. Содержание экспозиции материализуется в ее пространственной форме, которая воспринимается визуально. Пространственная структура экспозиции определяется взаимосвязями основных элементов – архитектурного объема – пространства, обладающего рядом объективных характеристик (расположением, формой, входом, структурой, шириной и глубиной). Пространство вмещает в себя экспозиционное оборудование - вспомогательные конструкции и приспособления, применяемые при создании экспозиций. Оборудование, в свою очередь, выступает основным условием размещения экспозиционных материалов. Экспозиционные материалы- система объектов экспозиционного показа, раскрывающих на основе концептуального (научного и художественного) замысла тему музейной экспозиции и ее основную проблематику. Система экспозиционных материалов включает: · Основные материалы - объекты показа, имеющие значение подлинника, первоисточника знаний и эмоций о природе и обществе; · Вспомогательные материалы - объекты показа, специально изготовленные для экспозиции и не являющиеся первоисточниками знаний и эмоций о природе и обществе. В состав основных материалов входят: · Музейные предметы – движимые объекты культурного и природного наследия, первоисточники знаний и эмоций, изъятые из среды бытования или музеефицированные вместе с фрагментом среды и включенные в музейное собрание. · Музейные объекты – объекты культурного и природного наследия, недвижимые, средовые и нематериальные первоисточники знаний и эмоций, музеефицированные и актуализируемые в процессе музейной деятельности. · Предметы и объекты музейного значения – предметы и объекты, обладающие музейной ценностью и свойствами музейного предмета, выявленные в процессе изучения окружающего мира, но не включенные в состав музейного собрания. Эта группа материалов составляет основу экспозиции. Материалы, не являющиеся подлинниками, образуют в экспозиции комплекс вспомогательных материалов и могут быть классифицированы следующим образом: · Воспроизведения музейных предметов/объектов – предметы, создаваемые с целью максимально точной передачи внешнего облика и основных характеристик музейного предмета, важных для цели данного воспроизведения. Создаются в тех случаях, когда подлинный предмет не может быть представлен в экспозиции по причине его отсутствия, плохой сохранности или невозможностью ее обеспечить в процессе экспонирования. Воспроизведения могут быть классифицированы в соответствии с объектами. Например, изобразительные источники воспроизводятся в технике копий, реплик, репродукций; со скульптурных произведений могут быть выполнены слепки. Вещевые источники также копируются или представляются в форме слепков. Утраченные или руинированные предметы материальной культуры демонстрируются с помощью реконструкций. Макеты и модели воспроизводят музейные объекты – памятники, ансамбли, достопримечательные места, а также объекты науки и техники, как правило, в определенном масштабе. В отличие от макетов модели демонстрируют внутреннее устройство или принцип действия технически сложного объекта. · Научно-вспомогательные материалы – материалы, содержащие научно-обоснованную информацию в виде карт, схем, диаграмм, мультимедиа программ и пр. · Тексты в экспозиции – цельная многоуровневая система текстового сопровождения всех структурных единиц экспозиции (от экспозиции в целом до отдельного экспоната) · Произведения экспозиционного искусства – произведения живописи, графики, скульптуры, бутафории, создаваемые специально для данной экспозиции, призванные служить активным проводником экспозиционного образа,выражением замысла экспозиции, акцентным элементом архитектурно-художественного решения. Отдельныепредметы/объекты, выставленные для обозрения; являются элементарной структурной единицей экспозиции и называются экспонатами. Группа предметов, объединенных по содержанию в целостную композицию образует экспозиционный комплекс. Основными принципами проектирования современной экспозиции являются научная объективность, предметность и коммуникативность. Экспозицию как форму музейной коммуникации можно рассмотреть на основе теоретической модели коммуникации, разработанной в 1940-60-е г. К. Шенноном и М. Мак-Люэном. В упрощенном виде она сводится к цепочке процессов: источник – процесс кодирования – канал – сообщение – процесс декодирования – получатель. Применительно к музейной деятельности теория коммуникации была рассмотрена канадским музеологом Д. Камероном в 1960-е г. Теоретическая модель коммуникации применительно к музейной экспозиции трансформируется в следующую схему. В качестве источника информации в процессе коммуникации выступает музейный предмет. Материальная ценность и духовная сущность музейного предмета образуют его коммуникативные свойства. На этапе научного проектирования осуществляется процесс кодирования информации – интерпретация музейного предмета в соответствии с замыслом послания (темой, идеей экспозиции), обращенного к будущему посетителю. Интерпретация – итог изучения предмета в контексте конкретно-исторической реальности. Процесс кодирования позволяет трансформировать предметы в знаки, образы, символы. Но расшифрованы они могут быть только при соотнесении с социальными явлениями, которые их детерминируют. Таким образом, реконструкция культурно-исторического контекста, осуществляемая через отбор предметов-знаков, использование вспомогательных материалов и создание информационного сопровождения формирует новое сообщение – «текст» экспозиции в соответствии со структурой ее содержания, описанной выше. Средства коммуникационного дизайна - цвет, свет, звук, композиционные приемы их организации в пространстве (ритм, контраст, нюанс) – позволяют претворить этот «текст» в специфический канал передачи сообщения – собственно экспозицию как особым образом организованную предметно-пространственную среду. Следующий этап – декодирование сообщения – осуществляется «получателем» - посетителем экспозиции с помощью посредника-экскурсовода либо в процессе самостоятельного «прочтения». Такова структура экспозиции как коммуникативной системы, которая в реальности экспозиционного проектирования реализуется через создание многоуровневой экспозиции, адресованной различным целевым группам посетителей с учетом их потребностей и возможностей визуального восприятия.
Литература: Гнедовский М. Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации (на материале музееведческой литературы капиталистических стран) / М. Б. Гнедовский // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. – М., 1988. – С. 16–34. Основы музееведения / Отв. ред. Э. А. Шулепова. – М., 2005. – С. 264 – 274. Юренева Т. Ю. Музееведение. – М., 2006. – С.427 – 429; 438 – 444.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1532; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.145.37 (0.007 с.) |