ТОП 10:

Теоретические основы научного проектирования экспозиции



Понятие экспозиции в расширительном смысле трактуется как совокупность предметов, специально выставленных для осмотра, обозрения. В музее это - часть музейного собрания, выставленная для обозрения. Одно из определений музейной экспозиции рассматривает ее как «целостную предметно-пространственную систему, в которой музейные предметы и другие экспозиционные материалы объединены концептуальным (научным и художественным) замыслом».

Принято считать, что истоки музейной экспозиции уходят вглубь веков и связаны с формированием различных ситуаций экспонирования предметов. Собственно же музейная экспозиция ведет свое начало с момента выделения из состава музейных собраний демонстрационных коллекций, что явилось следствием демократизации и развития «музея как образовательного учреждения» в конце XIX – начале XX в. Экспозиция в своем развитии прошла путь от простой выкладки предметов до сложных многокомпонентных композиций в специально организованном архитектурном пространстве.

Музейная экспозиция выступает как продукт и результат проектирования экспозиции. Это,с одной стороны,-процесс создания проекта, прототипа, прообраза будущей экспозиции, а, с другой, -современная форма его организации. «Словарь актуальных музейных терминов» определяет проектирование экспозиции как «вид проектной междисциплинарной научно-художественной деятельности по формированию предметной, содержательной и пластической среды музейной экспозиции, включающей научное, художественное, технологическое проектирование, а также информационное обеспечение».[1] Результатом проектирования является научная концепция- документ, содержащий изложение основ экспозиционного замысла и научную трактовку темы экспозиции; художественная концепцияпроектный директивный документ в форме текста и художественного проекта, содержащий представления о художественно-образном решении будущей экспозиции, стилевых и пространственно-композиционных принципах ее построения; технический рабочий проект- комплекс документации, необходимой для изготовления и сборки экспозиционного оборудования,осветительной аппаратуры, технических средств,изготовления научно-вспомогательных материалов. Основными субъектами проектирования выступают экспозиционер и художник - научный сотрудник или коллектив музея, а также дизайнер или архитектор, специализирующиеся в области экспозиционной работы.

Содержание экспозиции материализуется в ее пространственной форме, которая воспринимается визуально. Пространственная структура экспозиции определяется взаимосвязями основных элементов – архитектурного объема – пространства, обладающего рядом объективных характеристик (расположением, формой, входом, структурой, шириной и глубиной). Пространство вмещает в себя экспозиционное оборудование - вспомогательные конструкции и приспособления, применяемые при создании экспозиций. Оборудование, в свою очередь, выступает основным условием размещения экспозиционных материалов.

Экспозиционные материалы- система объектов экспозиционного показа, раскрывающих на основе концептуального (научного и художественного) замысла тему музейной экспозиции и ее основную проблематику. Система экспозиционных материалов включает:

· Основные материалы - объекты показа, имеющие значение подлинника, первоисточника знаний и эмоций о природе и обществе;

· Вспомогательные материалы - объекты показа, специально изготовленные для экспозиции и не являющиеся первоисточниками знаний и эмоций о природе и обществе.

В состав основных материалов входят:

· Музейные предметы – движимые объекты культурного и природного наследия, первоисточники знаний и эмоций, изъятые из среды бытования или музеефицированные вместе с фрагментом среды и включенные в музейное собрание.

· Музейные объекты – объекты культурного и природного наследия, недвижимые, средовые и нематериальные первоисточники знаний и эмоций, музеефицированные и актуализируемые в процессе музейной деятельности.

· Предметы и объекты музейного значения – предметы и объекты, обладающие музейной ценностью и свойствами музейного предмета, выявленные в процессе изучения окружающего мира, но не включенные в состав музейного собрания.

Эта группа материалов составляет основу экспозиции. Материалы, не являющиеся подлинниками, образуют в экспозиции комплекс вспомогательных материалов и могут быть классифицированы следующим образом:

· Воспроизведения музейных предметов/объектовпредметы, создаваемые с целью максимально точной передачи внешнего облика и основных характеристик музейного предмета, важных для цели данного воспроизведения. Создаются в тех случаях, когда подлинный предмет не может быть представлен в экспозиции по причине его отсутствия, плохой сохранности или невозможностью ее обеспечить в процессе экспонирования. Воспроизведения могут быть классифицированы в соответствии с объектами. Например, изобразительные источники воспроизводятся в технике копий, реплик, репродукций; со скульптурных произведений могут быть выполнены слепки. Вещевые источники также копируются или представляются в форме слепков. Утраченные или руинированные предметы материальной культуры демонстрируются с помощью реконструкций. Макеты и модели воспроизводят музейные объекты – памятники, ансамбли, достопримечательные места, а также объекты науки и техники, как правило, в определенном масштабе. В отличие от макетов модели демонстрируют внутреннее устройство или принцип действия технически сложного объекта.

· Научно-вспомогательные материалы – материалы, содержащие научно-обоснованную информацию в виде карт, схем, диаграмм, мультимедиа программ и пр.

· Тексты в экспозиции– цельная многоуровневая система текстового сопровождения всех структурных единиц экспозиции (от экспозиции в целом до отдельного экспоната)

· Произведения экспозиционного искусствапроизведения живописи, графики, скульптуры, бутафории, создаваемые специально для данной экспозиции, призванные служить активным проводником экспозиционного образа,выражением замысла экспозиции, акцентным элементом архитектурно-художественного решения.

Отдельныепредметы/объекты, выставленные для обозрения; являются элементарной структурной единицей экспозиции и называются экспонатами.Группа предметов, объединенных по содержанию в целостную композицию образует экспозиционный комплекс.

Основными принципами проектирования современной экспозиции являются научная объективность, предметность и коммуникативность. Экспозицию как форму музейной коммуникации можно рассмотреть на основе теоретической модели коммуникации, разработанной в 1940-60-е г. К. Шенноном и М. Мак-Люэном. В упрощенном виде она сводится к цепочке процессов: источник – процесс кодирования – канал – сообщение – процесс декодирования – получатель. Применительно к музейной деятельности теория коммуникации была рассмотрена канадским музеологом Д. Камероном в 1960-е г. Теоретическая модель коммуникации применительно к музейной экспозиции трансформируется в следующую схему. В качестве источника информации в процессе коммуникации выступает музейный предмет. Материальная ценность и духовная сущность музейного предмета образуют его коммуникативные свойства. На этапе научного проектирования осуществляется процесс кодирования информации – интерпретация музейного предмета в соответствии с замыслом послания (темой, идеей экспозиции), обращенного к будущему посетителю. Интерпретация – итог изучения предмета в контексте конкретно-исторической реальности. Процесс кодирования позволяет трансформировать предметы в знаки, образы, символы. Но расшифрованы они могут быть только при соотнесении с социальными явлениями, которые их детерминируют. Таким образом, реконструкция культурно-исторического контекста, осуществляемая через отбор предметов-знаков, использование вспомогательных материалов и создание информационного сопровождения формирует новое сообщение – «текст» экспозиции в соответствии со структурой ее содержания, описанной выше. Средства коммуникационного дизайна - цвет, свет, звук, композиционные приемы их организации в пространстве (ритм, контраст, нюанс) – позволяют претворить этот «текст» в специфический канал передачи сообщения – собственно экспозицию как особым образом организованную предметно-пространственную среду. Следующий этап – декодирование сообщения – осуществляется «получателем» - посетителем экспозиции с помощью посредника-экскурсовода либо в процессе самостоятельного «прочтения». Такова структура экспозиции как коммуникативной системы, которая в реальности экспозиционного проектирования реализуется через создание многоуровневой экспозиции, адресованной различным целевым группам посетителей с учетом их потребностей и возможностей визуального восприятия.

 

Литература:

Гнедовский М. Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации (на материале музееведческой литературы капиталистических стран) / М. Б. Гнедовский // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. – М., 1988. – С. 16–34.

Основы музееведения / Отв. ред. Э. А. Шулепова. – М., 2005. – С. 264 – 274.

Юренева Т. Ю. Музееведение. – М., 2006. – С.427 – 429; 438 – 444.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.169.76 (0.006 с.)