Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возникновение музея как социокультурного института в эпоху Возрождения.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ренессанс - период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии 14-16 вв., в других странах кон. 15-16 вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Предпосылки коллекционирования и возникновения музеев в эпоху Возрождения • Развитие светского начала в культуре эпохи Возрождения; • Формирование идей гуманизма - интереса к исследованию сферы «человеческого» (кроме грамматики и риторики, традиционной для средневековья, в культуре Ренессанса получают развитие история, этика, философия, поэтика, педагогика). Формирование нового слоя интеллигенции – гуманистов (поэты, философы, филологи, историки, светские лица и деятели церкви). • Формирование научной картины мира, уверенности в его познаваемости. Достоинство человека в эпоху Возрождения определяется гуманистической «ученостью». Вера в возможности человеческого разума вызвала потребность в опытном знании и эксперименте. Возникла необходимость в коллекциях как исследовательской базе для естествоиспытателей. • Целенаправленный (в сравнении со Средневековьем) характер коллекционирования. В центре внимания – античное наследие как первоисточник знаний и эстетического наслаждения. • Развитие искусства, расцвет светского заказа и меценатства. • Великие географические открытия XV – XVI в. сделали экзотику одним из приоритетов коллекционирования. Основные типы ренессансных коллекций: Студиоло – специальные помещения для гуманистических занятий появились на виллах римских интеллектуалов под влиянием античных идеалов созерцательной жизни и «ученого досуга». Их владельцы посвящали свободное время чтению древних авторов и рассуждениям на философские темы. Первоначально студиоло включали только библиотеку, но с развитием коллекционирования в XV в. В них стали помещать и художественные коллекции. В основе декоративного оформления студиоло лежали образы и аллегории, выражавшие определенную идею, связанную с воззрениями владельца, его причастностью к гуманистическим занятиям. Студиоло Франческо I Медичи, созданное во флорентийском палаццо Векьо во Флоренции (1570 – 1575 г.) под руководством Д. Вазари, олицетворяло «мир в миниатюре». Кроме произведений искусства в нем разместились редкости, естественно-научные образцы, рисунки художников с изображением экзотических животных, птиц и растений. Студиоло символически изображало идею господства божественного в мире и месте в нем Франческо I – правителя и властелина. Т.о. со временем изменился не только облик студиоло, но и назначение. Они стали местом созерцания искусства и редкостей самим владельцем и его ближайшим окружением. Антикварии – многочисленные римские коллекции античной скульптуры, возникшие в результате хаотических и грабительских раскопок. Наиболее известные из них разместились на площади Капитолийского холма и во дворе виллы Бельведер в Ватикане. На Капитолийском холме еще в XV в. размещались статуи, принадлежавшие папам. Собрание было общедоступным и имело большую известность. По проекту Микеланджело Капитолий был упорядочен и 1471 г. принят за дату основания Капитолийских музеев. Бельведерский дворик (Антикварий статуй) в Ватикане был организован при папе Юлии II, в первой четверти XVI в. доступ к нему был свободным, после чего, статуи были закрыты деревянными нишами, т.к. увлечение искусством было признано греховным. Только в 1773 г. Бельведерский двор обрел новую жизнь, когда на его основе был создан музей Пио-Клементино. С создания Бельведерского двора начинается история музеев Ватикана. Галерея – удлиненный зал с большим количеством окон, удобный для экспонирования картин и скульптуры. В галереях размещались художественные собрания европейских правителей – императоров, королей, князей, герцогов, римских пап. Некоторые из них, будучи созданными в эпоху Возрождения, переросли в музеи современного типа. Одна из старейших - галерея Уффици связана с историей знаменитого рода Медичи, правившего Флоренцией, а затем и великим герцогством Тосканским почти 300 лет. Начало собранию Медичи положилКозимо Медичи Старший(1389 – 1464), заказывавший картины знаменитым флорентийцам (Пантормо, Андоеа дель Сарто, Вазари) для украшения дворцов и вилл, приобретал произведения римского, греческого, египетского искусства. При нем было начато строительство дворца Уффици (в переводе - «службы» или «канцелярии»). Сын и наследник Козимо I Франческо Iв 1581 г. приказал перенести в Уффици наиболее ценные предметы семейной коллекции и удалить часть административных служб. После остекления в Уффици лоджий верхнего этажа и создания зала Трибуна впервые в истории музейного дела были созданы специально устроенные для посещений выставочные залы. Развитию коллекций Медичи способствовала исключительная роль Флоренции в формировании искусства Проторенессанса - флорентийской школы, наличие системы мастерских (например, мастерская Веррокьо, где учились Леонардо да Винчи, Перуджино, Боттичелли), развитие Флоренции как школы художественного ученичества (например, Рафаэль, Микеланджело приезжали изучать произведения флорентийской школы). Публичная демонстрация сокровищ являлась обязательным проявлением абсолютной власти, элементом экономического и политического соперничества. Поэтому собрание Уффици активно пополнялось всеми представителями династии Медичи вплоть до середины XVIII в.В 1737 г. состояласьпередача всех коллекций рода Медичи в собственность г. Флоренция. Последняя представительница рода Медичи Анной Мария сделала это с условием, что памятники не должны покидать Флоренцию, а коллекция д.б. доступной для всех желающих. Уффици была объявлена «государевой галереей» и приобрела статус публичного музея раньше, чем Лувр, Британский музей и др. музеи Европы. Кунсткамера – кабинет искусства, куда помещали искусные творения, созданные как природой, так и руками человека. Кунсткамеры при дворах князей и монархов выполняли представительские функции. Экспозиция кунсткамеры воплощала идею «театра мира», где соревнуются природа и искусство. Экспонировались прежде всего редкости и диковины. Естественно-научные кабинеты воспринимались как инструмент для исследования природы. В расположении материала использовалась искусственная классификация животных, растений и минералов которая была принята в науке, в фармацевтической и медицинской практике. Вместе с тем было ощутимо пристрастие к редкому и необычному. Образцы демонстрировались так, чтобы создавать «приятный вид». Натуралисты тщательно изучали собрания, создавали каталоги с подробными описаниями. Во второй половине XVII в. критерием ценности научного собрания стала не редкость образцов или их обилие, а систематизированность и полнота.Широкое распространение получили анатомические театры и анатомические кабинеты. Таким образом, музей как социокультурный институт сформировался на основе целенаправленного коллекционерства в XV – XVI в. в Италии. Этому способствовали процессы, получившие название Возрождения. Накоплению коллекционных предметов у правителей государств и знатных лиц способствовали: расцвет изобразительного и прикладного искусства, обнаружение в ходе раскопок произведений античной культуры, выявление в монастырских библиотеках сочинений древних авторов, торговый обмен с другими странами, географические открытия заморских земель. Коллекции и ранние музеи создавали люди, имевшие достаток и досуг, самоутверждавшиеся среди представителей знати и среднего сословия. Возникает тип знатока и любителя редкостей. Коллекции оформляются в виде музея как организационной формы хранения исторических и природных ценностей – студиоло, антиквария, кабинета, галереи, кунсткамеры. Но широкой популярности среди населения эти учреждения еще не имели.
Литература:
Грицкевич, В. П. Возникновение музея как социокультурного института в период Возрождения // Грицкевич, В. П. История музейного дела до конца XVIII века / В. П. Грицкевич; Санкт-Петербург. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб, 2004. – С. 101 - 160.* Калугина, Т. П. Возрождение и маньеризм как важнейшие этапы в развитии праформ музея. На пороге // Т. П. Калугина. Художественный музей как феномен культуры. – СПб, 2008. – С. 62 – 86. Юренева, Т. Ю. Возникновение музеев // Юренева Т. Ю. Музееведение. – М., 2006. – С. 68 – 112*. Юренева, Т. Ю. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения. Естественно-научные кабинеты XVI – XVII в. // Т. Ю. Юренева. Музеи мира: коллекции, шедевры, раритеты. – С. 26 – 60.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.45.82 (0.009 с.) |