ТОП 10:

Менеджмент в системе управления музеем



Менеджмент - процесс руководства (управления) отдельным работником, рабочей группой и организацией в целом. Менеджмент и управление рассматриваются практически с одних и тех же позиций, что отражено в таблице, где представлены наиболее часто используемые подходы к определению их сущности и роли в обществе.

Подходы к определению сущности и роли управления и менеджмента

Управление Искусство (практика) выполнения работы Менеджмент
Наука (область человеческого знания)
Функция (вид деятельности)
Процесс
Люди, управляющие организацией
Орган или аппарат управления

 

Основные функции менеджмента могут быть представлены круговой диаграммой, показывающей содержание любого процесса управления. Стрелки на диаграмме показывают, что движение от стадии планирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организовыванием процесса и с мотивированием работающих. В центре диаграммы находится функция координации, обеспечивающая согласование и взаимодействие всех остальных. Между ними - связующие процессы: принятие решений, коммуникации.

Планирование — это вид управленческой деятельности, связанной с составлением планов организации и ее составных частей. Планы содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимые для достижения поставленных целей.

Организовывание — функция управления, задачей которой
является формирование структуры организации, а также обеспечение
всем необходимым для ее нормальной работы — персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др.
Организовать — это значит разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ.

Мотивация — это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах.

Контроль — это управленческая деятельность, задачей которой
является количественная и качественная оценка и учет результатов
работы организации.

Координация — это функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации — достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникации) между ними.

Основное понятие менеджмента – организация. Это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Музей является организацией сложного типа. Основные черты, присущие музею как организации:

· ресурсы (люди (кадры), финансы, материалы (в т.ч. музейный фонд), технология, информация);

· зависимость от внешней среды- экономических условий, потребителей, профсоюзов, правительственных актов, законодательства, конкурирующих организаций, системы ценностей в обществе, общественных взглядов, техники и технологии, и др.

· горизонтальное разделение труда за счет образования подразделений. Система подразделений образует структуру организации.

· вертикальное разделение труда-
отделение управленческого труда от музейной деятельности за счет создания различных уровней управления – руководителей высшего, среднего и низового звеньев.

Музеи создаются в форме учреждений бюджетного типа. Их деятельность регулируется федеральным законодательством, а также правовыми документами субъектов федерации муниципалитетов.

 

Основные подходы к развитию теории и практики управления:

Выделение различных школ в управлении позволяет рассматривать управление с пяти различных точек зрения – с позиции школы научного управления, административного управления, человеческих отношений, науки о поведении, а также науки управления и количественных методов. Основные положения школы научного управления (1885 – 1920-е г., У. Тейлор)) включали: подход к управлению как к активному фактору производства; выделение планирования в качестве особой функции управления; введение карт-инструкций и норм времени на отдельные операции; стимулирование труда и др.Благодаря формированию концепции научного управления управление стало признаваться самостоятельной областью научных исследований.Недостатком данного этапа исследований являласьнедооценка роли человеческого фактора (работник – «человек экономический»). Классическая (административная) школа управления (1920 – 1950-е гг., А. Файоль, Г. Форд , В.И. Ленин) рассматривали организацию как замкнутую систему и искали внутренние возможности повышения ее эффективности за счет совершенствования управления ею (дисциплина, единоначалие, подчиненность личных интересов общим, централизация, вознаграждение и инициатива персонала, порядок, корпоративный дух, единство направления)и путем создания основ для сотрудничества труда и капитала. Работник в классической школе управления – «человек социальный». Школа человеческих отношений и поведенческих наук (1930 г. по наст. вр., Э. Мейо, А. Маслоу, Г. Мюнстерберг , М. Фоллет) базируется на: развитии у рабочих чувства как индивидуальной, так и коллективной ответственности; создание на предприятии атмосферы «подлинной общности интересов»; применении теории мотивации (5 уровней потребностей: физиологические; потребности в безопасности и уверенности в будущем; социальные потребности; потребности в уважении; потребности в самовыражении и саморазвитии). Изначальный недостаток подходов различных школ к управлению заключается в том, что они сосредоточивают внимание только на одном каком-то важном элементе, а не рассматривают эффективность управления как результат, зависящий от многих факторов. В этом принципиальное отличие современного подхода к управлению.

Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций: планирования, организации, мотивации и контроля, которые объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений.

Системный подход рассматривает организацию как совокупность взаимосвязанных элементов (люди, структура, задачи и технология), ориентированных на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Ситуационный подход предполагает, что применение тех или иных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует великое множество факторов, воздействующих на организацию как внутри нее, так и в окружающей среде, не существует единого лучшего способа управлять ею. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является тот, который более всего соответствует данной ситуации.

Таким образом, основные исходные предпосылки новой концепции управления сводятся к следующему:

• ориентация на самореализующегося человека (в отличие от человека
экономического и человека социального);

• музей рассматривается как открытая система (как живой организм), состоящая из людей, объединяемых совместными ценностями,
формирующими организационную культуру;

• музею должно быть присуще постоянное обновление, нацеленное на адаптацию к внешним фак­торам, главным из которых является посетитель.

Новая парадигма управления, отраженная в концепции музейного ме­неджмента, основана на системном, ситуационном подходе. Музей — открытая система; главные предпосылки эффективного функционирования лежат не внутри, а вовне ее. Успех связывается с тем, насколько удачно музей вписывается во внешнюю среду (культурную, информационную, эко­номическую, социально-политическую) и адаптируется к ней. Как социальный институт музей существенно варьирует формы, методы, системы, стили руководства в зависимости от совокупности конкретных обстоятельств в конкретный временной период. Ситуационный подход к управлению означает, что все внутреннее построение системы управления есть ответ на различные воздей­ствия внешней среды. Организационные механизмы приспосабливаются к вы­явлению новых проблем и выработке новых решений. Таким образом, ме­неджмент создает основательную базу для решения ключевой задачи двуеди­ного характера: сохранение музея как социального института, выполняющего традиционные функции, и становление современного музея, способного жить в XXI в.

Воплощением нового подхода стало стратегическое управление, которое предполагает дополнение традиционного текущего и среднесрочного планирования разработкой стратегии в целях прогнозирования будущего состояния среды и созданием адекватной системы для адаптации к изменениям. Музейный менеджмент требует новых установок персоналу, новой управ­ленческой культуры (стремление к переменам, готовность к риску, ориента­ция на творческое освоение новых возможностей и т. п.).

Теоретики менеджмента справедливо считают, что не существует единой идеальной модели управления, каждый музей выбирает собственную модель, но главное требование к современной системе управления — про­стота и гибкость. По мнению специалистов, она должна иметь следующие ос­новные характеристики: небольшие подразделения, укомплектованные меньшим числом, но более квалифицированных людей; небольшое число уровней управления; структуру, основанную на группах (командах) специали­стов; объем и номенклатуру услуг, характер и критерии оценки качества рабо­ты, ориентированные на пользователя.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.179.0 (0.004 с.)