Глава 1. Диалектика менеджмента, его методологические основы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Диалектика менеджмента, его методологические основы



Основы теории менеджмента

 

 

Учебное пособие

 

Ярославль

 
 
УДК 338.242 (075,8) ББК 65.9 (2) 21 Г 67

 


Рецензенты:

Основы теории менеджмент: учеб. Пособие / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Е.В. Горголы. – Ярославль: ЯГПУ, 2010. – с.

 

Настоящее учебное пособие охватывает теоретическую проблематику курса «Основы менеджмента» в соответствии с требованиями ГОС ВПО, касающуюся основ теории управления на микроуровне. В учебном пособии обобщены достижения современной управленческой науки, представлены некоторые практические рекомендации по организации экономической деятельности в новых условиях хозяйствования.

Учебное пособие целесообразно использовать, кроме того, при изучении соответствующих тем по дисциплинам: «Экономическая теория», «Маркетинг», «Финансовый менеджмент», «Стратегический менеджмент».

Учебное пособие рекомендуется студентам заочной формы обучения, обучающимся в системе высшего образования по специальностям «Менеджмент», «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», соискателям, преподавателям и практическим работникам.

Авторы: д-р экон. наук, проф. Е.В. Горгола, д-р пед. наук, доцент А.В. Золотарева, канд. экон. наук, доц. В.А. Кваша.

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………….. Глава 1. Диалектика менеджмента, его методологические основы………………………..  
 
1.1. Менеджмент как учебная и научная дисциплина…………………………………..  
1.2. Управление и менеджмент: соотношение и содержание понятий………………...  
1.3. Основные категории менеджмента………………………………………………….  
1.4. Этапы развития менеджмента………………………………………………………..  
1.5. Развитие менеджмента в России…………………………………………………….  
1.6. Системы и методология менеджмента……………………………………………...  
1.7. Современные концепции управления………………………………………………. Глава 2. Процесс управления организацией……………………………………………..  
 
2.1. Сущность управления организацией………………………………………………..  
2.2. Сущность процесса управления предприятием……………………………………  
2.3. Управленческие проблемы и решения………………………………………………  
2.4. Принятие рационального решения и его реализация………………………………  
Заключение……………………………………………………………………………………..  
Библиографический список…………………………………………………………………..  
Приложение…………………………………………………………………………………….  

Введение

 

Современный этап развития российской экономики связан с формированием эффективной социально-ориентированной модели рыночного хозяйства. В результате десятилетий реформ основ конституционного и экономического строя общество вышло из системного кризиса, преодолело тяжелые последствия тоталитаризма и первых непродуманных шагов на пути создания современного динамичного хозяйственного механизма. Наиболее общие, характерные черты российской экономики следующие:

– пока еще низкий уровень жизни большинства населения;

– усиление неравномерности развития территорий;

– крайне низкий уровень капиталовложений, особенно в производственную сферу;

– бюрократические препятствия на пути развития предпринимательства, инициативы и деловой активности граждан;

– сохранение серьезных экономических и социальных рисков;

– отставание в развитии и реформировании социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства;

– продолжающийся отток капиталов из страны, низкая капитализация российского фондового рынка;

– преимущественно рентный, сырьевой, а не производительный характер экономики;

– возрастающая зависимость от процессов глобализации финансово-хозяйственной деятельности;

– сохраняющаяся высокодоходность распределительных и перераспределительных отношений в экономике по сравнению с производственной деятельностью;

– продолжающийся кризис банковской системы; проблемы денежного обращения, связанные с инфляционными ожиданиями;

– сохраняющаяся опасность прогрессирующего экономического отставания.

Поэтому в из ежегодном Послании Президента РФ Федеральному собранию говорится: «Никакая модернизация не возможна без квалифицированных специалистов, талантливых ученых, без качественного образования и постоянного профессионального обучения»1. Ключевым вопросом в решении экономических проблем страны, а во многом и политических, является подготовка грамотных управленцев и создание эффективной системы управления народным хозяйством на всех уровнях, адекватной современным представлениям о социальном рыночном хозяйстве. К основным факторам, влияющим на становление новой системы управления, в российской экономике можно отнести:

– формирование рыночного механизма и сочетание его с государственным регулированием;

– изменения в структуре потребностей общества в продукции и услугах, ориентация преимущественно на удовлетворение потребностей в предметах потребления;

– обострение внутренней конкуренции вследствие ограниченности ресурсов и снижения спроса на традиционные отечественные продукты и услуги;

– интернационализация конкуренции и связанная с этим принудительная адаптация к международным стандартам;

– усиление социальных и экологических требований к деятельности организаций и учреждений, ориентация менеджмента на внешние факторы эффективности организаций;

– возрастающая степень комплексности реализуемой продукции и услуг, диверсификация и кооперация организаций;

– профессионализация управленческой деятельности, повышение ее общественной значимости и оценки, стремление к обучению и повышению профессиональной квалификации.

Создаваемая в России система управления может обеспечить эффективность экономического развития при соблюдении двух главных условий. Во-первых, в ней требуется учесть особенности предшествующего развития и современного состояния экономики, менталитет и поведенческие характеристики населения, продолжительность периода преобразований. Во-вторых, в ее основу должны быть положены принципы и механизмы, господствующие в менеджменте стран с рыночной экономикой.

Существуют некоторые характерные особенности управления, связанные с российским менталитетом:

1) неуважение и несоблюдение собственных законов;

2) отношение к собственности основано на принципе: «Ты здесь хозяин, а не гость, тащи отсюда каждый гвоздь»;

3) стремление получить много и сразу, а не заниматься кропотливой работой.

Таким образом, наиболее общие принципы создаваемой в РФ системы управления должны предусматривать:

1) гибкое сочетание методов рыночного регулирования с государственным регулированием социально-экономических процессов;

2) формирование и функционирование рыночных хозяйствующих субъектов как открытых и социально-ориентированных систем;

3) самоуправление на всех уровнях и переход к полицентрической системе хозяйствования;

4) сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями государственного сектора экономики.

Можно выделить четыре основных направления перестройки системы управления:

1) в принципах управления: переход от централизации к децентрализации управления в связи с изменением стратегического курса, но в то же время усиление программно-целевого управления для сосредоточения ресурсов;

2) в аппарате управления: перегруппировка подразделений, изменение их взаимосвязи; реорганизация внутренних структур управления и создание на их базе новых подразделений; создание в аппарате управления все большего числа промежуточных управленческих звеньев – специализированных подразделений;

3) в функциях управления: стратегическое планирование и прогнозирование, опирающееся на разработку долгосрочной экономической и технической политики; усиление контроля за качеством продукции на всех этапах – от разработки конструкции изделия до его выпуска; всемерное повышение уровня экономической эффективности и интенсивности; выпуск продукции в ассортименте, номенклатуре и структуре в установленные и приемлемые для потребителя сроки; повышение эффективности затрат на проведение маркетинговой деятельности; усиление роли финансового анализа за счет привлечения и использования данных управленческого производственного учета. Вопросы финансового и производственного учета должны быть взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, контроле за их реализацией в системе маркетинга, т.е. в системе управления производством и реализацией продукции, ориентированной на рынок;

4) в хозяйственной деятельности: изменение технологического процесса; применение гибких автоматизированных технологий; широкое использование высокопроизводительного оборудования; создание совместных производственных предприятий, особенно в перспективных отраслях; усиление сотрудничества на международном уровне в области специализации, кооперирования и интеграции; определение потребности в инвестициях, их использование, предполагаемые источники финансирования, пути и сроки возвращения кредитов, возможные риски и вознаграждения, ожидаемые инвесторами.

Особенно важно при этом глубокое изучение методологии современного менеджмента, его теоретических основ, обуславливающих реальную эффективность управленческих воздействий.

Понятий

 

Независимо от характера господствующих производственных отношений, специфики организации производства, никакая экономическая система не может существовать без управления. К. Маркс в «Капитале» писал: «Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма в отличие от движения его самостоятельных органов»[1].

В самом общем виде можно дать следующее определение системы управления производством.

Управление производством – это целенаправленное воздействие на производство в соответствии с требованиями экономических законов, в интересах хозяйствующих субъектов для достижения поставленных ими целей.

Конечной и главной целью любого производства в его общественном масштабе является создание материальных благ и удовлетворение потребностей людей, а средствами ее достижения являются рост и совершенствование производства, повышение его эффективности, прибыльности, ускорение НТП и т. д. На уровне предприятия (фирмы) конечная цель – это получение дохода, прибыли, а удовлетворение потребностей людей – средство достижения цели.

Конкретно система управления производством состоит из следующих элементов:

– механизм управления (хозяйственный механизм) – включает в себя функциональные блоки управления – планирование, ценообразование, финансово-кредитный механизм и т. д.;

– структура управления – включает систему органов управления, кадры управления, технические средства и т. д.;

– процесс управления – это деятельность всех звеньев управления по достижению поставленных целей с помощью выбранной системы методов управления, в основе этой деятельности лежит процесс принятия и реализации решений.

Управление достигает стоящих перед ним целей применением соответствующих методов, организационных форм, инструментов управления, работой управленческих кадров.

Субъекты и объекты управления. Их иерархия может быть представлена следующим образом: само производство как совокупность техники, технологии и материальных ресурсов (вещественный фактор) всегда выступает как объект управления.

Личный фактор – люди, управленческие органы, управленческие кадры могут выступать как субъектами, так и объектами управления:

а) органы управления и управленческие кадры по отношению к вещественному фактору и подчиненным трудовым коллективам и работникам являются субъектами управления, последние выступают как объекты;

б) органы управления, руководители по отношению к вышестоящим органам являются объектами управления;

в) работники, участвуя в различных органах производственного самоуправления, могут являться субъектами управления по отношению к вещам и производственным процессам.

Функции управления. Основополагающий элемент системы управления – это сама управленческая деятельность, осуществление различных функций управления. Такими функциями являются:

– сбор, обработка информации и анализ объекта управления;

– выбор стратегии производственной деятельности;

– планирование;

– организация и регулирование;

– учет и контроль.

Реализацию некоторых функций осуществляет общее руководство предприятием. Для осуществления других функций создаются специальные органы управления, которые поэтому и носят название функциональных.

Методы управления. Особое место в системе управления занимают методы управления, которые представляют собой способы воздействия на людей в процессе производства для достижения поставленных целей. Методы управления объективно обусловлены существующими в экономике отношениями и являются важнейшим средством реализации объективных законов развития общества. В зависимости от сложившихся в обществе экономических отношений и политической надстройки различают две группы методов управления:

1) административные;

2) экономические.

Характерными чертами административных методов управления являются:

– управление с помощью отдачи команд и приказов сверху вниз;

– основа управления – плановые задания, которые имеют адресный, директивный характер;

– использование преимущественно натуральных показателей и игнорирование стоимостных, товарно-денежных;

– приоритет общегосударственных интересов перед коллективными и личными и др.

Характерными чертами экономических методов управления являются:

– отсутствие прямой адресности и директивности в руководстве;

– широкое использование косвенных инструментов воздействия на производство;

– использование коллективных и личных материальных интересов;

– опора на товарно-денежные отношения и стоимостные категории.

Категория «управление» неразрывно связана с понятием «менеджмент».

Менеджер – в переводе с английского – управляющий, а менеджмент – искусство управления. Иногда под менеджментом понимают руководство предприятия, фирмы. Но руководство есть и в правительстве, и в армии, и в церкви, но никто и никогда не называет министра, командира полка, настоятеля менеджером. Поэтому понятие «менеджмент» применяется только в экономике, когда речь идет об управлении собственностью с целью извлечения прибыли или достижения коммерческих целей. Следовательно, появление менеджмента следует связывать с появлением частной собственности в таких размерах, которые требовали выделения специальных функций для управления ею.

В связи с этим отметим точку зрения, связывающую менеджмент с управленческой деятельностью в условиях развитого товарного производства, т. е. рыночной экономики. Однако большинство современных авторов отмечают идентичность понятий «управление» и «менеджмент» и используют как взаимозаменяемые термины. Тогда в расширительном толковании категория менеджмент – это область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов. Однако, мы считаем что следует различать понятия: управление, менеджмент и руководство.

Управление > Менеджмент

Менеджмент > Руководство

Основная цель менеджмента – обеспечение гармонии в развитии организации, т. е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.

Из приведенных определений следует, что менеджмент можно трактовать как:

– процесс управления хозяйственной деятельностью организации;

– процесс управления производством (продажами) товара или услуги;

– функции управления организацией;

– персонал (аппарат) управления организацией.

Кроме того, если рассматривать менеджмент в аспекте исторического развития человеческого общества в целом, то его следует по­нимать и как искусство управления, и как науку управления.

Аргументацией в пользу каждой из сторон категории «менеджмент» может служить следующий экскурс в его содержание.

Процессный аспект менеджмента заключается в том, что специально подготовленные люди формируют организацию, ставят перед ней цели и задачи, обеспечивают посредством планирования достижение последних через эффективное управление людьми и ресурсами.

Функциональный аспект менеджмента предполагает в ходе управления выполнение следующих функций: целеполагание, планирование, организовывание, координирование, учет, контроль, анализ. Посредством выполнения этих функций менеджеры обеспечивают условия и организуют эффективное использование труда, производственного аппарата, материальных и финансовых ресурсов организации.

Чтобы обеспечивать условия для эффективного и целенаправлен­ного использования ресурсов организации в процессах производства товара или услуги, осуществления хозяйственной деятельности, необходимы люди, умеющие профессионально управлять организацией и претворяющие это умение на практике. Такие профессионально подготовленные люди, умеющие воздействовать на труд отдельного работника, группы и целой организации, являются менеджментом организации, эту категорию персонала называют менеджерами.

Менеджеры в организации взаимодействуют между собой посредством вертикальных и горизонтальных связей и образуют специфический орган – аппарат управления. Последний является составной частью любой организации, а задача работающих в нем людей состоит в обеспечении эффективности использования всех ресурсов для достижения целей организации.

Менеджмент выступает одновременно и как наука, и как искус­ство. В предисловии к книге «Основы менеджмента» по этому поводу сказано, что менеджмент – «самостоятельная область знаний, отдельная дисциплина, а точнее – междисциплинарная область, которую правильнее всего назвать «управленческая мысль», сочетающая в себе науку, опыт, «ноу-хау», приумножаемые управленческим искусством...»[2].

В оценке менеджмента как науки аргументами служат следующие соображения: управление – это наука, которая имеет свой предмет, сумму накопленных за тысячелетия человеческих знаний, представленных различными концепциями, теориями, и как любая другая наука имеет свои проблемы, принципы и методы их решения.

Как наука менеджмент раскрывает природу управленческого труда, причинно-следственные связи, факторы и условия совместного труда людей; изучает экономические отношения в сфере производства, распределения и обмена материальных и нематериальных благ, базируется на познании и использовании экономических законов и закономерностей.

Понимание менеджмента как искусства основывается на учете особенностей организации, а также специфики каждой человеческой личности, составляющей эту организацию. Любая организация – это сложная, как правило, открытая система, на функционирование которой оказывают влияние множество факторов внешней и внутренней среды. В этих условиях не каждый человек, даже профессионально подготовленный, способен управлять деятельностью других людей (членов коллектива), оперативно принять нужное решение, взять ответственность за это решение и претворить его в жизнь. Именно в этом и заключаются проблемы менеджмента как искусства. Чтобы таких проблем не возникало, менеджер должен опираться на науку и искусство управления, объединив их в единый процесс. В результате этого процесса появляется качественно новый специалист – менеджер, способный соединить в едином действии постоянно пополняемые научные знания и личностные качества, формируемые как природой человека, так и развиваемые практическим опытом, накапливаемыми знаниями.

Итак, сделаем попытку дать обобщенное определение понятия «менеджмент», включив в него следующее содержание.

Менеджмент – это комплексный процесс обеспечения достижения коммерческих целей организации, наиболее эффективного использования факторов производства находящихся в частной собственности, который основывается на системе принципов, функций, методов и организационной структуре управления соответствующей условиям развитой рыночной экономики.

«Современный экономический словарь» дает следующие определения термина «менеджмент»: «1) совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственным персоналом с использованием достижений науки управления. Основная цель менеджмента – достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании; 2) руководство предприятия, фирмы, руководящий орган».

Менеджмент как междисциплинарная область человеческой деятельности базируется на нескольких концепциях, что позволяет рассматривать его также в нескольких аспектах:

– управление операциями раскрывает технический аспект менеджмента в организации;

– управление трудовыми операциями – социальный аспект;

– управление маркетингом – рыночный аспект;

– управление коммуникациями – информационный аспект;

– управление собственностью – имущественный аспект.

В организации указанные аспекты менеджмента системно связаны между собой и должны развиваться комплексно. Однако в зависимости от вида деятельности, формы собственности, правовой формы организации акцент в менеджменте может делаться на различные сочетания перечисленных концепций. Всестороннее рассмотрение понятия «менеджмент» позволяет подчеркнуть его не адекватность понятию «управление», что делает не возможным их идентифицировать, т.к. объекты управления шире и многообразнее.

Методология – это учение о научном методе познания, принципах и способах организации теоретической и практической деятельности. Научное познание ставит своей целью проникнуть в сущность процессов и явлений и в их взаимосвязи, раскрыть и научиться использовать причины и источники развития этих процессов и явлений.

В менеджменте как науке используются следующие методы научного познания: наблюдение объекта исследования, сбор, обработка и изучение полученной информации об объекте исследования посредством анализа и синтеза, индукции и дедукции, комплексного и системного подходов, разработка гипотез и их проверка, проведение экспериментов, моделирование в логических и математических формах. Эти методы широко применяются и в других гуманитарных, естественных и технических науках.

Наиболее широко в курсе используется метод научной абстракции, т. е. освобождение представлений о предмете и объекте исследования от частного, случайного, нетипичного, кратковременного, единичного и, напротив, нахождение в них существенного, общего, постоянного. Далее начинается движение от общего к частному.

Логика курса должна содержать в себе ответ на вопрос: при каких условиях действительны высказываемые положения. Эти условия всегда характеризуются ограниченностью ресурсов для производства материальных и нематериальных благ, поэтому в процессе изучения курса должен быть получен ответ на следующие вопросы: Что? Как? Для кого?

Следовательно, цель и задачи курса «Менеджмент» состоят в выработке у будущего менеджера конкретных знаний и практических навыков, позволяющих управлять трудовой деятельностью персонала через систему мотивации труда, принимать научно обоснованные управленческие решения, структурировать деятельность других людей, управлять организацией. Знать основные положения и практический инструментарий менеджмента необходимо каждому специалисту.

Базируясь на основных положениях макро- и микроэкономики, кибернетики, психологии, философии и педагогики, курс «Менеджмент» служит основой для изучения ряда прикладных дисциплин, которые являются приложением основных его положений к отдельным элементам и всей системе управления организацией.

Организация представляет собой сложную организационно-про­изводственную систему управления.

Одно из первых определений понятия «система» мы встречаем в работе К. Болдуинга: «Система – это совокупность из двух или более элементов, удовлетворяющих следующим условиям:

– поведение каждого элемента влияет на поведение целого;

– поведение элементов и их взаимодействие на целое взаимозависимы;

– если существуют подгруппы элементов, то каждая из них влияет на поведение целого и ни одна из них не оказывает такого влияния независимо».

Из этого следует, что «система» представляет собой некое единство, а не простую совокупность составляющих ее частей. По этому поводу Р. Акофф отмечает, что «когда система расчленена, она теряет свои сущностные свойства»[3].

Основными системными принципами являются:

1) целостность – несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого;

2) структурность – возможность описания системы через установление ее структуры, т. е. обусловленность поведения системы не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры;

3) взаимозависимость структуры и среды – система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом активным элементом взаимодействия;

4) иерархичность – каждый элемент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а исследуемая система представляет собой один из элементов более широкой, глобальной системы;

5) множественность описания каждой системы, которая имеет макроскопическое, микроскопическое, иерархическое, функциональное и процессуальное представление о системе. В связи с этим задачей системного подхода является идентифицировать целое, объяснить поведение и свойства целого с точки зрения его роли и функции. Система управления организацией с позиции системного подхода может быть определена как:

1) концептуальная, если она рассматривается как модель системы управления;

2) эмпирическая, если рассматривается конкретная организация;

3) искусственная, поскольку она создана и используется людьми;

4) «человеко-машинная» («человеко-компьютерная»), поскольку в контур управления включена автоматизированная информационная система;

5) замкнутая или открытая в зависимости от решаемых задач и используемой для этого информации – только внутренней или связанной с окружающей средой;

6) временная, поскольку она периодически подвергается формальным или неформальным изменениям.

Термин «система» наиболее часто употребляется в значении интегральной системы. Меньшие системы в рамках такой организации называются подсистемами, а их составляющие – элементами или компонентами.

Система управления организацией состоит из отдельных подсистем, каждая из которых может быть описана как некоторая система, однако в ней возможно выделить компоненты, которые существуют на самом нижнем уровне иерархии организации. Компоненты системы обладают определенными свойствами или характеристиками. Эти характеристики воздействуют на функционирование организации, ее динамичность, точность, надежность, гибкость и другие параметры, что предопределяет многовариантность построения организации.

Организация представляет собой систему, предназначенную для достижения поставленных целей, которые реализуются с помощью решения проблем и осуществления операций. Лица, ответственные за принятие решений, – менеджеры и исполнители решений – специалисты-управленцы объединены между собой системами взаимодействия. Существуют два типа взаимосвязей: формальные (вертикальные и горизонтальные), отражающие организационную структуру организации, и неформальные (в основном горизонталь­ные), возникающие на основе реализации интересов между отдель­ными менеджерами и специалистами. Тут и возникает проблема менеджмента как искусства, которое, подобно, скажем, медицине или инженерному делу, должно опираться на определенную науку – концепции, теории, принципы, механизмы и методы. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, их способностей применять знания в практической работе. Чтобы люди, работающие в организации, направляли свои усилия на достижение ее целей, менеджеры должны постоянно взаимодействовать с ними и создавать условия для наиболее полного раскрытия потенциала работников. Связь между научным знанием и искусством удачно выразил профессор Л.И. Евенко, отметив также, что на управленческую мысль влияют достижения многих наук, а эволюция управления в XX в. как раз и состоит в использовании этих достижений для решения главной проблемы – как получить желаемые результаты на основе согласованных действий многих людей, производящих продукцию и услуги, и использующих многообразные ресурсы.

 

Этапы развития менеджмента

 

История возникновения и развития менеджмента насчитывает, по крайней мере, семь тысячелетий и пять управленческих революций, радикально менявших роль и значение рассматриваемого феномена в жизни общества. За начало отсчета в литературе принимают зарождение письменности в древнем Шумере, относимое к пятому тысячелетию до нашей эры. Считается, что это революционное достижение в жизни человечества привело к образованию особого слоя жрецов-бизнесменов, связанных с торговыми операциями, ведущих деловую переписку и коммерческие расчеты. Поэтому в литературе по истории менеджмента эта первая управленческая революция характеризуется как «религиозно-коммерческая».

В древнейших обществах – Шумере, Египте и Аккаде – происходила трансформация высшей касты священников в религиозных функционеров. Это удалось сделать благодаря удачно переформулированным религиозным принципам. Известный американский историк менеджмента Ричард Ходжеттс в своей книге «Менеджмент прогресса и практики», изданной в Филадельфии в 1975 г., писал, что если раньше боги требовали человеческих жертв, то позднее, как заявляли жрецы, им стала нужна не человеческая кровь, а символическая жертва, достаточно, если верующие ограничивались подношением денег, скота, масла, ремесленных изделий и т. д.

В результате на свет появился принципиально новый тип деловых людей – еще не коммерческих дельцов или капиталистических предпринимателей, но уже и не религиозных деятелей, чуждых всякой наживе. Собираемая с населения дань под видом отправления религиозного обряда не пропадала даром. Она накапливалась, обменивалась и всячески пускалась в дело. Оборотистые шумерские жрецы вскоре стали богатым и влиятельным классом, хотя это не был еще класс собственников, так как приносимое в жертву принадлежало не людям, а, по сути дела, богам.

Жрецы помимо соблюдения ритуальных почестей заведовали сбором налогов, управляли казной, имущественными делами. Сохранились глиняные таблички, на которых жрецы Шумера аккуратно вели юридические и деловые записи. Шумерские священники прилежно вели деловую документацию, бухгалтерские расчеты, осуществляли снабженческие, контрольные, плановые и прочие функции, которые в настоящее время составляют содержание управленческого процесса.

Побочный результат управленческой деятельности жрецов – появление письменности. Запомнить весь объём деловой информации было невозможно, к тому же приходилось выполнять непростые расчеты. Проникновение письменности в народные массы происходило не как благотворительная акция жрецов, а по причинам прагматического характера. Овладение навыками письменности вызывалось необходимостью отвечать на различные вопросы, официальными приказами, ведением тяжб, расчетом бюджетов. Итак, на первом этапе менеджмент формировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, превращаясь в социальный институт и профессиональное занятие.

Вторая управленческая революция связывается с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.), издавшего свод законов управления государством для регулирования всего многообразия общественных отношений между различными социальными группами населения. Этими законами вводился светский стиль управления, усиливался контроль и ответственность за выполнение работ. Вот почему вторую управленческую революцию считают «светско-административной».

Выдающийся политик и полководец подчинил большую часть Месопотамии и Ассирии. Для управления обширными владениями требовалась эффективная администрация, примеры которой Хаммурапи не смог найти ни у одного из своих предшественников. Главное достоинство последних заключалось в том, что они управляли подданными на основе неписаных законов, народного права и обычаев. Знаменитый свод Хаммурапи, содержащий 285 законов управления государством, – ценный памятник древневосточного права и этап в истории менеджмента.

Уникальное значение кодекса Хаммурапи, регулировавшего все многообразие общественных отношений между социальными группами населения, в том, что он давал руководство для администраторов всей империи. Хаммурапи выработал официальный лидерский стиль, постоянно поддерживая образ самого себя как опекуна и защитника людей. Для традиционного метода руководства это было явным нововведением.

Суть данной революции в менеджменте заключается в появлении чисто светской манеры управления, возникновении первой формальной системы организации и регулирования отношений людей, зарождения первых ростков лидерского стиля и методов мотивации поведения.

Третья управленческая революция известна как «производственно-строительная», ибо она была направлена на соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства. Произошла она во времена правления Навуходоносора II (605–562 гг. до н. э.).

Только через тысячу лет после смерти Хаммурапи Вавилон возрождает былую славу и вновь напоминает о себе как о центре развития практики менеджмента. Царь Навуходоносор II (605–562 гг. до н. э.) являлся автором проектов не только Вавилонской башни и висячих садов Семирамиды, но и системы производственного контроля на текстильных фабриках и в зернохранилищах. На текстильных фабриках Навуходоносора применялись цветные ярлыки. С их помощью определялась пряжа, поступавшая в производство каждую неделю. Такой метод контроля позволял точно установить, как долго находилась на фабрике та или иная партия сырья.

Если революционные изменения Хаммурапи носили светско-административный, то нововведения Навуходоносора – производственно-строительный характер.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.128 (0.071 с.)