Школа научного менеджмента и ее современные модели (1885 – 1920). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Школа научного менеджмента и ее современные модели (1885 – 1920).



Школа научного менеджмента и ее современные модели (1885 – 1920).

Ф. Тейлор – создатель школы научного управления, американский инженер-практик и менеджер. «Принципы научного упр-я», 1911г. – Мен-т – это наука, базирующаяся на определенных законах, правилах и принципах. Их правильное использование позволяет решить проблему роста производительности труда. Основной задачей менеджмента должно быть обеспечение наибольшего процветания предпринимателя вкупе с максимумом благосостояния каждого работника. 4 принципа управления: 1. научн. подход к вып-ю кажд. эл-та труда. 2. научн. подход, подбор, обучение. 3. кооперация с рабочими. 4. разделение отв-ти за результаты между мен-ми и рабочими.

Система Тейлора была внедрена на заводах и принесла свои результаты – высокую производительность труда рабочих.

Г.Л. Гантт. Рабочие – основная переменная в достижении максимальной производительности труда и все остальные параметры должны приспосабливаться к ним. Система поощрительных премий для поддержки усилий человека.

Г. Эмерсон. «Двенадцать принципов производительности». Он впервые ввел понятие производительности как эффективности, что означает максимально выгодное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами.
Г. Форд – основатель американского автомобилестроения. Он осуществил организацию массового поточного производства, стандартизацию и унификацию технологических процессов, ввел четкую систему контроля и планирования, организовал непрерывные технологические процессы. На своих предприятиях он ввел конвейерную систему, установил восьмичасовой рабочий день.

Ф. Гилбрет и Л. Гилбрет анализировали физическую работу в производственных процессах для установления более точных рабочих норм и устранения излишних движений и усилий, т.е. изучали движения с использованием измерительных методов и приборов, таких, как шкалограммы, киносъемка, микро хронометр и др. Л. Гилберт положила начало области управления кадрами. Она исследовала вопросы, связанные с подбором, расстановкой и подготовкой кадров.
Формирование школы научного управления базировалось на трех основных моментах, которые послужили исходными принципами для развития менеджмента: 1.Рациональная организация труда. 2.Разработка формальной структуры организации. 3. Определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего.

Основные положения школы:

1. Использование материального стимулирования работников с целью увеличения производительности и объема производства.
2. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задач (работ).
3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для выполнения задач.
4. Отбор работников под определенные задачи и их обучение.
5. Выделение управленческих функций в самостоятельный вид деятельности.
6. Утверждение рациональных способов управления, доказательство факта, что научное управление возможно.

 

Административная (классическая) школа менеджмента.

А. Файоль - основатель классической школы. В труде «Общее и промышленное управление» (1916 г.) он разработал подход к анализу деятельности администрации и сформулировал некоторые, строго обязательные принципы управления (14 принципов: разделение труда; равновесие между полномочиями и ответственностью; дисциплина; единоначалие, работник подчиняется только одному руководителю; единство направления движения всех подразделений организации; главенство общих интересов над личными; достойное вознаграждение как условие верности работников; равновесие между централизацией и децентрализацией; иерархичность организации; порядок во всем; 11) справедливость, представляющая собой сочетание доброты и правосудия; 12) стабильность персонала и недопустимость текучки кадров; 13) инициативность в построении и выполнении плана; 14) корпоративный дух — ощущение себя членом команды). Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций. Он выделил пять ее элементов:
1) предвидеть, т.е. учитывать грядущее и вырабатывать программу действия;
2) организовывать, т.е. строить двойной – материальный и социальный – организм предприятия;
3) распоряжаться, т.е. заставлять персонал надлежащим образом работать;
4) координировать, т.е. связывать, объединять, гармонизировать все действия и усилия;
5) контролировать, т.е. заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и распоряжениям.

Л. Урвик сформулировал основные элементы административной деятельности: планирование, организация, укомплектование штата, руководство, координация и составление бюджета. Основное внимание он уделял разработке принципов построения формальной организации, не потерявших актуальность до настоящего времени.
Макс Вебер, немецкий социолог. Его основная работа «Теория общества и экономическая организация» посвящена анализу проблемы лидерства и бюрократической структуре власти в организации. Вебер выделил три основных типа организаций в зависимости от характера власти, которой обладает руководитель: харизматический, традиционный и идеальный (или бюрократический). Характеристики идеальной (бюрократической) организации, предложенные Вебером, позволили выделить определенные параметры организации и определить направления формирования ее деятельности.

 

Школа человеческих отношений и ее развитие.

Основатель – Г. Мюнстербергом, М. Фолеттом и Э. Мэйо. В ее основу положены достижения психологии и социологии. Формирование этой школы было обусловлено принципами Тейлора и развитие идей Файоля.

Мейо – проводил эксперименты, посвященные производительности труда. Он установил должн-е инструкции оказывают меньшее влияние, чем члены коллектива.

Впервые исслед-л влияние неформ. групп – развивалось социология, потом психология. Суть Работ Мейо – работники получают возможность реализовать свой потенциал. С ростом потребностей и их удовл-м растет и производительность труда.

По мнению предст-й шк. чел-х отношений направления линии власти с верху в низ по иерархии не может быть эффективным, поэтому координация отношений упр-я должна осущ-ся и по горизонтали.

Делегирование отв-ти должно рассм-ся как двухстор-й процесс, при кот незав-е ур-ни организации делегируются на верх административные функции, а верхние делигируют вниз право выпололнить указан действия.

В обязанности руководителя вкл-ся всестороннее изучение своих подчиненных, этим обеспечивать надежность выполнения передовых функций.

Из ученых этого направления можно выделить Мэри Паркер Фоллетт, проанализировавшую стили руководства и разработавшую теории лидерства и конфликтов в организации.

 

Школа поведенческих наук.

Акцент в неоклассической школе поведенческих наук делается на системат-е обращение к индив. поведению и неформам-й организации.

К представителям этой школы можно отнести Криса Арджириса, Ренсиса Лайкерта, Дугласа Мак-Грегора, Фредерика Герцберга, Абрахама Маслоу.

Д. Макрегор в книге «Человеческая сторона предприятия» выдвинул в 1960 г. два следующих положения, характеризирующих представление управляющих об отношении работников к труду – «Теорию Х» и «Теорию У». «Теория Х»: «Средний индивидуум туповат, ленив, стремится при первой возможности избежать труда, поэтому необходимо постоянно понукать, угрожать наказанием, чтобы он работал напряженно для достижения целей фирмы.». «Теория У»: «Затраты физических и умственных усилий человека в процессе труда столь же естественны, как в играх, на отдыхе. Средний индивидуум при соответствующей подготовке и условиях не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней».
Ф. Герцберг в книге «Труд и сущность человека» (1960 г.) изложил теорию мотивационной гигиены. В ее основе лежит тезис о том, что труд, приносящий удовлетворение, способствует психологическому здоровью человека.
Самой популярной теорией является теория иерархии потребностей А. Маслоу (пирамида Маслоу). Он предложил классификацию потребностей индивидуума и ранжирование их по степени важности.
Н.А. Витке – отечественный представитель школы человеческих отношений. Он полагал, что управление состоит в целесообразном сочетании людских воль. Суть управления заключается в создании благоприятной социально-психологической атмосферы в коллективах, «духа улья».

Достижение школы человеческих отношений - доказательство необходимости расширения границ организационного анализа за пределы должностной структуры.

П. Дракер объединил классическое и бихевиоральное направления менеджмента в единую науку. Он является родоначальником широко известной школы рационального менеджмента. Согласно определению Дракера, менеджмент увязывает между собой три элемента: сферу бизнеса, организацию (фирму) и личность менеджера. Этот треугольник признан сторонниками как жесткого администрирования в рамках классического подхода, так и гибкого бихевиорального направления, но каждая из сторон рассматривает треугольник со своих позиций.

 

 

Цели менеджмента.

Цель-желаемый результат, которого стремятся добиться. Требования к целям:д.б. конкретными и измеримыми, ориентация во времени, достигаемые цели, операционность целей, множество целей, достижение 1 цели не должно мешать достижению другой.

Цели менеджмента можно классифицировать по следующим признакам:

1. период установления цели:

- стратегические

- тактические

- оперативные (текущие)

2. содержание цели:

- экономические

- организационные

- научные

3. сфера действия:

- производственные

- финансовые

- кадровые

- административные

- инновационные

4. место проявления цели:

- внешние

- внутренние

5. измеримость:

- количественные

- качественные

6. повторяемость:

- постоянные

- разовые

7. исполнения:

- цели организации

- цели структурных подразделений

Цели по основным подсистемам управления:

1. Производство: достижение наивысшей производительности труда, повышение эффективности производства.

2. маркетинг: сохранение определенного имиджа, выход на первые места, освоение новых рынков сбыта

3. менеджмент: определение критической области управленческого воздействия

4. персонал: повышение уровня заинтересованности работников, творческого потенциалаю

5. финансы: сохранение и поддержание на необходимом уровне финансовых ресурсов, рациональное их использование.

6. инновации: завоевание передовых позиций по производству новых видов продукции.

 

Задачи менеджмента

 

Типы задач:

1. управленческие: связанные с оперативным управлением и руководством предприятия, с реализацией функций управления, с распределением прав и полномочий.

2. организационно-экономические: связаны с обеспечением единства и организационной целостности соц.-экономических систем, с соблюдением финансово-производственных и трудовых дисциплин

3. идейно-воспитательные: связаны с формированием нравственных и моровоззренческих критериев и идеалов, которые соответствуют общественным взглядам и установкам.

4. социально-психологические: связаны с совершенствованием взаимоотношений между членами коллектива, с формированием благоприятного психологического климата в коллективе.

5. научно-технические, технологические задачи: связаны с обеспечением исследований, конструкторскими и технологическими решениями.

Примеры задач:

1. создание условий для автоматизации производства

2. переход к более эффективному использованию рабочей силы

3. изучение возможных выходов на новые рынки

4. определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения

5. установление контроля за исполнением поставленных задач.

Элементы организации.

Организация - группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

РЕСУРСЫ. Основные ресурсы это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация.

ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ. Ни одна организация не может быть «островом в себе». Организации полностью зависимы от окружающего мира — от внешней среды - как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей их результатами, которых они стремятся достичь. Термин внешняя среда включает экономические условия, потребителей, профсоюзы, правительственные акты, законодательство, конкурирующие организации, систему ценностей в обществе, общественные взгляды, технику и технологию и другие составляющие. Эти взаимосвязанные факторы оказывают влияние на все, что происходит внутри организации. Например, введение новой автоматизированной технологии может обеспечить организации преимущество в конкуренции.

ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА - разделение всей работы на составляющие компоненты обычно если, по крайней мере, два человека работают вместе для достижения одной цели, они должны делить работу между собой. Разделение большого объема работы на многочисленные небольшие специализированные задания, позволяет организации производить гораздо больше продукции, чем если бы то же самое количество людей работало самостоятельно. В малых организациях горизонт разделение труда может не прослеживаться достаточно четко.

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ. Сложные организации осуществляют четкое горизонта разделение за счет образования подразделений, выполняющих специфические конкретные задания и добивающихся конкретных специфических целей. НЕОБХОДИМОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ. Для того, чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации.По мере разрастания организации людям сложнее ориентироваться, от кого они должны непосредственно принимать указания. На этом уровне, для того чтобы организация могла действовать успешно, работа по управлению должна быть четко отделена от неуправленческой работы, т.е. организации должны назначать руководителей и определять круг их обязанностей и ответственности.

№16. Содержание процесса управления.

Процесс управления – последовательность действий менеджера, направленных на достижение целей. Этапы управления: 1) разработка планов. 2) организация людей для выполнения планов. 3) мотивация персонала. 4) контроль выполненной работы.5) координация. Процесс управления раскрывается через основные функции менеджера. Управление рассматривается как процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления:

1.Планировани е- выработка направлений, путей, целей организации и их достижения. С этой функции начинается процесс управления.

Планирование подразделяется на перспективное и текущее.

Кроме этого на п\п составляется, так называемый генеральный, или бизнес- план.

2. Организация. Сущность функции состоит в том, чтобы обеспечить выполнение запланированных целей с организационной стороны.

Содержанием функции является:

-определение видов работ, которые следует выполнить, чтобы решить поставленные задачи;

-оценку имеющихся людских ресурсов;

-группировку видов работ и ресурсов;

-объед-е людей в раб группы, подразделения,

-определение ответственности и характера полномочий;

-оформление и утверждение должностных инструкций, схем, нормативов (доведение до каждого).

3. Мотивация -это процесс побуждения личности к деятельности для достижения целей предприятия.

Все теории мотивации можно разделить на две основные группы:

1группа - содержательные теории мотивации, базирующиеся на исследовании внутренних побуждений субъекта, которые заставляют людей действовать так, а не иначе;

К ним относятся:

· А.Маслоу

· Дэвида Мак-Клеланда, он выделил 3 уровня потребностей(потребность власти, п-ть успеха, п-ть в причастности)

· двухфакторная теория Федерика Герцберга, он выделил 2 фактора, влияющих на поведение людей:

1)гигиенические факторы(условия труда, стиль руководства, климат в орг-и),

2)факторы мотивации(работа как ценность сама по себе)

 

2 группа- процессуальные теории мотивации, основывающиеся на факторе поведения людей с учетом их воспитания и познания.

Среди проц-х теорий выделяют:

· теорию ожиданий (человек верит, что его труд приведет к цели и получению ценного для него вознаграждения).

· т.справедливости(люди склонны сравнивать свое вознаг-е с возн-ем других.

· т.Портера-Лоуренса рассматривает мотивацию как функцию затраченных усилий, полученных результатов, степень удовлетворения.

 

5. Контроль - процесс проверки и сопоставления того, что есть, с тем, что должно быть достигнуто.

Выделяют следующие виды контроля:

-предварительный контроль.

-текущий контроль -сопоставление нормативов с фактической деятельностью

-заключительный контроль предусматривает обработку информации после проведеня к-ля и корректировку действий в дальнейшем.

6. Координация - это согласование действий в работе всех звеньев организации, а также регулирование и маневрирование материальными и финансовыми ресурсами.

Специализированные функции включают в себя управление: производством, финансовыми ресурсами, персоналом, маркетингом, технической политикой и инновациями, вспомогательными процессами, капитальным строительством, социальным развитием (подсобные хозяйства, оздоровительные комплексы, санатории и т.д.)

№17. Организационные формы и структура управления организацией

Организационные формы классифицируются по двум типам:

- единичные организационные формы: предприятия или организации, в которых среди учредителей не более одного юридического лица. Например, небольшие строительные фирмы, банки, биржи, мастерские, фабрика, консультационная фирма, школа;

- объединения на основе либо принципа кооперации, либо концентрации. Т.е. объединения, представляющие интересы нескольких юридических лиц: ассоциация, комбинат, концерн, синдикат, картель, трест и другие.

Концерн – долговременное договорное объединение ряда организаций транспорта, промышленности, банков, рекламных агентств и других для формирования системной технологической цели: производство-сбыт-производство-сбыт.

Синдикат – объединение предприятий, которое берет на себя осуществление всей коммерческой деятельности при сохранении производственной и юридической самостоятельности входящих в него предприятий, но потере ими коммерческой независимости.

Организационная структура управления – это совокупность взаимосвязанных элементов управления. Элементы: отдела и службы на п/п; группы работников или отдельные работники; уровни управления(низший и высший); связи(горизонтальные и вертикальные).

Управленческие решения.

Одним из показателей деятельности менеджера является его способность принимать правильные решения.

Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей. Под управленческим решением понимают выбор альтернативы; акт, направленный на разрешение проблемной ситуации.

В более широком понимании управленческое решение рассматривают как основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.

В управленческой практике сложились два основных подхода к принятию решений: индивидуальный и групповой.

В рамках индивидуального подхода наибольшую значимость приобретает централизация принятия решений. Т.е. е акцент стараются делать на то, чтобы решения принимались высшим звеном управления.

При групповом подходе к принятию решения менеджер любого управленческого уровня привлекает служащих.

Классический подход к принятию управленческого реше­ния состоит в соблюдении определенной процедуры и выполнении обязательных действий:

1. Постановка проблемы

2. Выявление ограничений и определение альтернатив.

3. Принятие решения.

4 Реализация решения

5. Контроль за исполнением решения

Все методы принятия управленческих решений можно объединить в три группы:

1) Неформальные (эвристические) методы принятия решений (Это совокупность логических приемов и методики выбора оптимальных решений руководителем пу­тем теоретического сравнения альтернатив с учетом накопленного опыта);

2) Коллективные методы обсуждения и принятия ре­шений (1. "мозговая атака" - совместное генерирование новых идей и последую­щее принятие решений; 2. Метод Дельфы- много туровая процедура анкетирования. После каждого тура данные анкетирования дорабатываются и полученные результат сообщаются экспертам с указанием расположения оценок);

3) Количественные методы принятия решений (В их ос­нове лежит научно-практический подход, предполагающий вы­бор оптимальных решений путем обработки больших массивов информации).

Организация выполнения решений - это специ­фическая деятельность руководителя, завершающая управлен­ческий цикл. Организационно-управленческие решения оформляют в виде приказа или распоряжения, после чего они приобретают силу закона. организация исполнения решений немыслима без контроля.

Контроль исполнения решений является заключительной (завершающей) стадией управленческого цикла. Он принимает форму обратной связи, посредством которой можно получить информацию об исполнении решения, достижении организацией поставленных целей.

В практике управления организацией применяются три основные разновидности контроля: предварительный, текущий, последующий.

 

Коммуникации в менеджменте

Для осуществления своей деятельности руководитель должен постоянно производить обмен информацией. Обмен информацией встроен во все виды управленческой деятельности и является связующим процессом или коммуникацией.

Коммуникация - это процесс передачи информации кому-либо. Такая передача может осуществляться в явной форме (посредством языка или графических иллюстраций) или неявно (жесты, выражение лица и т. д.).

Отсутствие эффективных коммуникаций приводит к тому, что организация становится неуправляемой. Поэтому налаживанию и осуществлению этих процессов посвящено значительное время в работе руководителя. По некоторым данным руководитель тратит от 50 до 90% времени на коммуникации. Эффективно работающие руководители - это те, кто эффективен в коммуникациях.

Средствами коммуникации является все, что позволяет передавать информацию от субъекта управления к объекту и обратно. К ним относятся: совещания, личные беседы, служебные записки, отчеты о работе, телефонные разговоры, видеоролики, электронная почта, Internet и т. д.

Рассмотрим коммуникационные процессы, имеющие место в организациях.

Неформальные коммуникации

Каналом неформальной коммуникации являются слухи, один из самых быстрых способов распространения информации. Руководители зачастую используют этот канал передачи информации для изучения мнений сотрудников, их готовности к переменам и принятию нового, определения "узких" мест в руководстве организацией.

Принято считать, что слухи - это менее точная информация, однако от них во многом зависит весь коммуникационный процесс.

Управленческая решетка ГРИД

В ГРИД наглядно представлены различные способы реализации полномочий руководителем. Действия руководителя, согласно управленческой решетки ГРИД, осуществляются в двух основных измерениях (рис.)

Рисунок «Таблица для определения типов управления»

забота о производстве (ось X) - стремление к получению положительных производственных результатов;

забота о людях (ось Y) - стремление руководителя к достижению конечных результатов на основе доверия и уважения работников, симпатии друг к другу, понимания и поддержки. Это создание благоприятных условий труда, ходатайство о повышении зарплаты, премирование и т.п.

Управленческая решётка ГРИД построена следующим образом. Взаимосвязь измерений для определения типов управления схематически может быть представлена в виде таблицы с 9-балльной оценкой. В таблице ГРИД 1 балл - это низкая степень измерения, а 9 баллов - высокая. Другие показатели обозначают промежуточные степени того или иного измерения.

Конкретный тип руководства базируется на конкретной системе допущений в отношении способов использования власти и полномочий в интересах объединения людей в рамках трудового коллектива. Из всей совокупности типов руководства можно выбрать пять, которые характеризуются индивидуальными свойствами поведения руководителей.

Управленческую решётку ГРИД рассмотрим на примерах:

9.1 —Руководитель типа 9.1 отдает приоритет максимизации производственных результатов, диктуя подчиненным, что и как они должны делать.

1.9 —Основное внимание уделяется сохранению дружеских отношений между работниками, пусть даже и за счет производственных показателей.

1.1 — Руководитель данного типа принимает лишь минимальные усилия, которые требуются для того, чтобы сохранить свое место в организации.

5.5 —"золотая середина". В ее основе лежит система допущений, обеспечивающих мирное сосуществование руководителя и подчиненных.

9.9 — В действиях руководителя типа 9.9 преобладают демократические приемы и способы решения производственных и личных задач.

 

Стили руководства.

Стиль руководства – совокупность методов, приемов и действий наиболее характерных для руководителей в его отношении с подчиненными, наиболее привычная для него манера общения.

Классификация стилей управления:

1.Традиционная: авторитетный, демократический, либеральный стили;

2.Система ГРИД

Авторитетный стиль управления характеризуется:

1.большая концентрация власти руководителя

2.присвоение права всеобщего контроля

3. высшая степень регламентации деятельности подчиненных

4. отстранение подчиненных от процесса выработки решений

5. требования неукоснительно соблюдать собственные решения.

Демократический стиль хар-ся:

1.наличие доброжелательных советов

2. предоставление подчиненных возможность выбрать собственное решение

Либеральный стиль хар-ся:

1.предоставление подчиненным полной свободы выбора и контроля за собственной работой

2. минимальное участие руководителя в управлении коллективом, не вмешиваться в работу подчиненных

3. минимальное участие руководителя в принятии решений.

На практике руководитель должен уметь сочетать стили зависимости от изменения ситуаций и объектов руководства.

Классификация в системе ГРИД была предложена в 1954, в которой стили руководства по 9-бальной шкале по 2-м показателям:

1.забота о производстве;

2.забота о персонале.

Кроме основных стилей существуют:

1.Патернализм – подразумевает создание чувства единая семья.

2.Оппортунизм – руководитель пытается укрепить собственное положение и влияние, при этом он использует все доступные средства и методы

3. Фасадизм – стремление быть своими среди подчиненных.

 

Искусство общения.

Общение – основная форма человеческого бытия, извечное свойство человека.

Общение – важнейшая форма взаимодействия людей.

Общение служит жизненно важной цели установления взаимосвязи и сотрудничества людей.

Менеджмент относится к числу важнейших областей, где общение играет определяющую роль.

Формы общения – процесс взаимодействия людей, специфика их поведения по отношению друг к другу.

Компоненты общения:

- коммуникатор – тот, кто инициирует общение, сообщает информацию.

- аудитория – тот, кому говорят, сообщают информацию.

- сообщение – то, что говорят, содержание информации.

- средства общения – технические средства, благодаря которым информация попадает получателю.

Основные формы общения:

- косвенное – через посредников, телефон, факс и т.д.

- непосредственное – вступление собеседника в контакт.

Организация общения: общение отличает то, что в его процессе информация не только передается, но и формируется, уточняется, изменяется.

Цель общения – формулировка идеи. Менеджер должен заранее сформировать идеи, они могут быть разными.

Подготовка к общению рекомендуется подумать о том, как вы будите себя вести.

После проведения комплекса подготовительных к деловому общению мероприятий следует подготовить место, где пройдут переговоры. 2 условия:

1.ничто не должно отвлекать или мешать общению

2. хорошее оснащение места проведения делового общения.

Определение стратегии и тактики общения. Важно определить главную и второстепенную цели общения. К тактике общения относиться и умение задавать вопросы.

Подведение итогов делового общения. Искусство общения проверяется после состоявшегося разговора.

Межличностное общение базируется на навыках, которые постоянно совершенствуются в процессе своей трудовой деятельности. Руководитель нее должен не должен недооценивать искусство общения, без которого невозможно эффективное управление организацией.

Школа научного менеджмента и ее современные модели (1885 – 1920).

Ф. Тейлор – создатель школы научного управления, американский инженер-практик и менеджер. «Принципы научного упр-я», 1911г. – Мен-т – это наука, базирующаяся на определенных законах, правилах и принципах. Их правильное использование позволяет решить проблему роста производительности труда. Основной задачей менеджмента должно быть обеспечение наибольшего процветания предпринимателя вкупе с максимумом благосостояния каждого работника. 4 принципа управления: 1. научн. подход к вып-ю кажд. эл-та труда. 2. научн. подход, подбор, обучение. 3. кооперация с рабочими. 4. разделение отв-ти за результаты между мен-ми и рабочими.

Система Тейлора была внедрена на заводах и принесла свои результаты – высокую производительность труда рабочих.

Г.Л. Гантт. Рабочие – основная переменная в достижении максимальной производительности труда и все остальные параметры должны приспосабливаться к ним. Система поощрительных премий для поддержки усилий человека.

Г. Эмерсон. «Двенадцать принципов производительности». Он впервые ввел понятие производительности как эффективности, что означает максимально выгодное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами.
Г. Форд – основатель американского автомобилестроения. Он осуществил организацию массового поточного производства, стандартизацию и унификацию технологических процессов, ввел четкую систему контроля и планирования, организовал непрерывные технологические процессы. На своих предприятиях он ввел конвейерную систему, установил восьмичасовой рабочий день.

Ф. Гилбрет и Л. Гилбрет анализировали физическую работу в производственных процессах для установления более точных рабочих норм и устранения излишних движений и усилий, т.е. изучали движения с использованием измерительных методов и приборов, таких, как шкалограммы, киносъемка, микро хронометр и др. Л. Гилберт положила начало области управления кадрами. Она исследовала вопросы, связанные с подбором, расстановкой и подготовкой кадров.
Формирование школы научного управления базировалось на трех основных моментах, которые послужили исходными принципами для развития менеджмента: 1.Рациональная организация труда. 2.Разработка формальной структуры организации. 3. Определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего.

Основные положения школы:

1. Использование материального стимулирования работников с целью увеличения производительности и объема производства.
2. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задач (работ).
3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для выполнения задач.
4. Отбор работников под определенные задачи и их обучение.
5. Выделение управленческих функций в самостоятельный вид деятельности.
6. Утверждение рациональных способов управления, доказательство факта, что научное управление возможно.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1885; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.136 с.)