Раздаточный материал по теме «Эволюция менеджмента»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздаточный материал по теме «Эволюция менеджмента»



 

1. История менеджмента: семь тысячелетий и пять управленческих революций

1.1. Религиозно-коммерческая революция - 5 тыс. лет до н.э.)- зарождение письменности в древнем шумере образование особого слоя жрецов-бизнесменов.

1.2. Светско-административная революция издание свода законов управления государством, регулирующих общественные отношения различных социальных групп населения-вавилонский царь Хаммурапи (1792-1750 гг до н.э.).

1.3. Производственно-строительная революциянаправленная на соединение госуправления с контролем за деятельностью производства и страительства-правление Навуходоносора (605-652 г.г. до н.э.)

1.4. Капиталистическая революция (XVII-XVIII века) - зарождение капитализма и профессионального управления.

1.5. Бюрокрактическая революция (конец XIX –начало XX века) - в основе концепция «рациональной бюрократии», результатами которой явилось разделение и нормирование управленческого труда, установление должностных обязанностей и ответственности менеджеров.

Значение революционных преобразований несомненно, но развитие менеджмента - это эволюционный процесс, характеризуемый непрерывностью.

 

  1. Эволюция управленческой мысли

В XX в. научные разработки в области управления развивались по следующим направлениям (Таблица).

2.1. Школа научного управления – основатель Фредерик Уинслоу Тейлор четыре параметра управления индивидуальным трудом рабочих:

· нормирование работ;

· фактор времени и задач;

· систематический отбор и обучение;

· денежные стимулы.

Внимание - выполнению простейших операций и физиологическим аспектам деятельности человека.

Цель - повысить эффективность труда за счет устранения лишних, непродуктивных движений на основе создания специальных методов наблюдения и анализа трудовых процессов.

Последователи: Френк и Лилиан Гилберт использовали для изучения совершенствования трудовых процессов киносъемку.

 

Таблица 8

Временные этапы развития менеджмента

№ п/п Основные направления научной мысли (школы и подходы) 1885г XX столетие Начало XXI в
20-е 30-е 40-е 50-е 60-е 70-е 80-е 90-е
2.1. Школа научного управления                    
2.2. Классическая административная школа                    
2.3. Школа человеческих отношений                    
2.4. Школа поведенческих наук                    
2.5. Количественный подход                    
2.6. Процессный подход                    
2.7. Системный подход                    
2.8. Ситуационный подход                    

 

2.2. Классическая административная школа.

 

Цель - выработка подходов к совершенствованию управления организаций в целом.

Представители: Анри Файоль, Гаррингтон Эмерсон, Дж.Д.Муни, Л.Урвик, Макс Вебер, Генри Форд.

Главные достижения:

· формирование принципов менеджмента;

· формирование оргструктуры управления организации.

Г. Эмерсон: 12 принципов управления, обеспечивающих рост производительности труда:

1) отчетливо поставленные цели;

2) здравый смысл в организации;

3) квалифицированный совет;

4) дисциплина;

5) честное поведение;

6) быстрая и систематическая проверка результатов;

7) порядок работы;

8) существование норм и образцов;

9) соответствующие условия работы;

10) разработанные методы действия;

11) точный инструктаж работы;

12) система поощрения.

 

А. Файоль: 14 принципов менеджмента:

  1. Разделение труда.
  2. Полномочия и ответственность.
  3. Дисциплина.
  4. Единоначалие.
  5. Единство действий.
  6. Подчиненность интересов.
  7. Вознаграждение персонала.
  8. Централизация.
  9. Скалярная цепь.
  10. Порядок.
  11. Справедливость.
  12. Стабильность персонала.
  13. Инициатива.
  14. Корпоративный дух.

 

Г. Форд: некоторые правила «философии практики» XX вв.

- разделение и структурирование труда;

- система подчиненности;

- способ достижения максимальной эффективности осуществляемой деятельности.

 

М. Вебер: «Идеальный тип» административной организации (основные положения):

- выделение элементарных операций, строгое регламентирование функций, прав, обязанностей, использование специалистов-профессионалов и полная ответственность за выполнение своих обязанностей;

- иерархия подчиненности и единоначалие;

- регулирование деятельности организации на основе последовательной системы правил, обеспечивающих единообразие в осуществлении функций;

- справедливое отношение руководителя к подчиненным, недопущение неформальных отношений;

- соответствие квалификации работника занимаемой им должности и карьерный рост;

- соответствие миссии, целям и задачам деятельности организации.

 

Основа классического учения о менеджменте – отделение руководящих от руководимых с приоритетами первых.

 

2.3. Школа человеческих отношений – как осознание человеческого фактора в основе эффективности организации.

Представители: Элтон Мэйо, Мери Паркер Фоллет.

Исходным пунктомсоздание этой школы и смены парадигмы в исследовании менеджмента явился многолетний эксперимент Элтона Мэйо в американском городе Хотторн.

Концепция школы – удовлетворение социальных потребностей членов организации как основное условие ее эффективности.

Рекомендации школы – использование приемов управления человеческими отношениями, включающими консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе.

 

2.4. Школа поведенческих наук – это трансформация школы человеческих отношений на основе использования достижений в сопредельных науках (психология, социология, соционика) и изучения: социального взаимодействия, мотивации, феномена власти, лидерства и авторитета, коммуникационных процессов, характера и содержания работы, а также качества трудовой жизни.

Применение теории потребностей А. Маслоу к проблемам управления персоналом явилось толчком развития школы поведенческих наук. Значительный вклад внесли Д. МакГрегор, Ф. Герцберг, а также представители более позднего развития школы В. Врум, М. Портер, Э. Лоулер и др.

Главная цель – помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к управлению организацией.

 

2.5. Количественный подход. Развитие количественного подхода непосредственно связано с развитием компьютерной техники, внедрением информационных технологий, реинженирингом.

В управлении количественный подход предполагает после постановки проблемы разработку модели ситуации. Модель упрощает реальность, сокращает число переменных, подлежащих рассмотрению. Переменным задаются количественные значения, а дальше уже производятся расчёты с помощью техники. Большой вклад в разработку экономико-математических методов и моделей в 60-70 годы XX вв. внесли советские ученые.

 

2.6. Процессный подход. В ходе формирования процессного подхода произошло смещение акцентов с внимания выполнению главных функций менеджмента (планирование, организация, координация, мотивация и контроль) на отдельные технологически завершенные процессы, т.е. бизнес-процессы, в рамках которых конкретизируются основные функции менеджмента, направленные на конкретные интересы потребителей.

 

2.7. Системный подход. Как следствие разработки общей теории систем, позволяющих рассматривать организацию в единстве составляющих ее частей на фоне внешней среды. Эта теория интегрирует вклады всех школ, которые доминировали ранее.

Важнейшие положения системного подхода:

- рассмотрение объекта как единого целого во взаимодействии с окружающей средой;

- ориентация на конечный результат всех элементов, входящих в состав объекта;

- приоритет решению ключевых проблем;

- распределение ресурсов в соответствии с важностью проблем;

- полный жизненный цикл системы и прогнозирование ее развития.

2.8. Ситуационный подход. В центре - ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые существенно влияют на организацию в данный отрезок времени.

Методология ситуационного подхода:

· руководитель должен быть знаком со средствами эффективного профессионального управления;

· руководитель должен уметь предвидеть все положительные и отрицательные последствия применения различных подходов, методов, концепций и программ в управлении;

· руководитель должен уметь принимать и увязывать конкретные наиболее эффективные приемы и методы управления с конкретными ситуациями на основе достижений НТП в своей и сопредельных сферах деятельности.

 

3. Теории стратегии, инноваций и лидерства

3.1. Школа моделирования (дизайна)60 годы XX вв.

Представители: Филипп Слезник, Альфред Чандлер, Ричард Румельт.

Главная идея – построение стратегии как попытка достижения соответствия внутренних и внешних возможностей

Основа:

· последовательность;

· согласованность;

· преимущество;

· осуществимость.

Недостатки: схематичность, упрощенность построения модели, ограничивающие перспективу организации.

 

3.2. Школа стратегического планирования– 70-е годы XX вв.

Представители: Игорь Ансофф, Джордж Стейнер.

Главная идея: разработка обширных процедур, призванных разъяснить и количественно определить цели организации.

Основа: специалисты-плановики, сценарное планирование, цели как средство контроля, управление деньгами на основе финансового анализа.

Недостатки: нет четкого ориентира выбора стратегии, т.е. какой вариант выбирать - наиболее вероятный, наиболее выгодный, наиболее защищенный или наиболее гибкий?

 

3.3. Школа рыночного позиционирования (80-90-е гг. XX вв.) М.Портер и его публикации «Конкурентная стратегия» и «Конкурентное преимущество».

Данная школа, признавая многие исходные положения предшествующих школ, добавила два основных момента:

- важен не только процесс формирования стратегий, но и их суть;

- возможность определить, каким организациям в каких ситуациях какая стратегия будет наиболее эффективна.

Главная идея: определение ключевых стратегий, позволяющих компании занять выгодные рыночные позиции.

Основа: созданный и отшлифованный ряд аналитических приемов с использованием такого инструментария как конкурентный и отраслевой анализы.

 

3.4. Школа предпринимательства (90-е годы XX в) – Йозеф Шумпетер, А.Коул, Генри Минцберг. Школа рассматривает стратегический процесс, сквозь призму действий одного человека (первого руководителя) на основе его видения. По сути, признается субъектизм и диктат индивида.

Структура стратегического мышления:

- взгляд вперед, назад, сверху и вглубь;

- творческий подход и инверсия;

- создание целостной картины будущего организации.

 

3.5. Эмпирическая школа – движение от практики к науке управления. Одним из ярких представителей является Питер Драккер. Он соединил теорию и практику, мысль и эксперимент, практическую работу и обучение.

 

  1. Определения менеджмента: искусство, наука, область деятельности.

4.1. Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

4.2. Менеджмент – это вид деятельности по руководству людьми в разнообразных организациях.

4.3. Менеджмент– это область человеческих знаний, помогающая осуществлять функции управления людьми и/или предприятиями.

4.4. Три инструмента менеджмента:

·иерархия, т.е. принуждение и контроль сверху;

·культура, т.е. необходимость поведения в обществе по принятым канонам;

·рынок, т.е. равновесие продавца и покупателя.

 

Учебное издание

ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА:

ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ

 

Методические рекомендации по изучению курса

для студентов направления 080200 «Менеджмент»

всех форм обучения

 

Составители:

БиктагироваИрина Николаевна

ГрищенкоНаталья Васильевна

Подписано в печать 16.04.2012. Формат 60х84 1/16.

Гарнитура «Таймс». Усл. печ. л. 3,5. Тираж 50 экз. Заказ № 101

 

Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ.

650992, г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 39


* Методические рекомендации по проведению деловой игры «Вертушка общения» / И.Н. Биктагирова, Н.В. Грищенко. Кемерово: Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2009.

[†] Приложения 2,3,4,5

 

** Приложения 1,6,7,8

* Методические рекомендации по проведению деловой игры «Вертушка общения» / И.Н. Биктагирова, Н.В. Грищенко. Кемерово: Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2009.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.58.199 (0.012 с.)