Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История управленческой мысли↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ Методические рекомендации по изучению курса для студентов направления 080200 «Менеджмент» всех форм обучения
Кемерово 2012 Составители: И.Н. Биктагирова, к.э.н., профессор; Н.В. Грищенко, ст. преподаватель
Теория менеджмента: история управленческой мысли [Текст]: методические рекомендации по изучению курса для студентов направления 080200 «Менеджмент» всех форм обучения / [cост. И.Н. Биктагирова, Н.В. Грищенко]; Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ. – Кемерово: Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2012. – 56 с.
Составлены на основе рабочей программы профессора кафедры менеджмента Кемеровского института (филиала) РГТЭУ И.Н. Биктагировой и в соответствии с требованиями ГОС ВПО по направлению 080200 «Менеджмент», квалификация (степень) выпускника – бакалавр. Дисциплина входит в базовую (общепрофессиональную) часть профессионального цикла и является обязательной для изучения. Содержат описание цели и задач дисциплины, ее места в образовательном процессе, требования к результатам освоения дисциплины и ее содержанию, описание оценочных средств входного, промежуточного и заключительного контроля. Предназначены для студентов направления 080200 «Менеджмент» всех форм обучения.
Ó Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2012 СОДЕРЖАНИЕ
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Целью изучения дисциплины «Теория менеджмента: история управленческой мысли» является формирование у обучающихся основополагающих представлений об управлении социальными системами и об эволюции этих представлений, а также знаний, умений и навыков эффективного менеджмента на предприятиях различного профиля в условиях рационализации хозяйственной деятельности, адаптированной к ресурсным ограничениям, и получения высоких конечных результатов при оптимизации затрат. В соответствии с целью дисциплины необходимо комплексное и последовательное решение следующих задач: - ознакомление обучающихся с историческими предпосылками и современными методологическими аспектами теории менеджмента; - рассмотрение существующего российского и зарубежного практического опыта по управлению организацией; - создание у обучающихся необходимой теоретической базы в области менеджмента для последующего освоения профессиональных компетенций; - обучение практическим навыкам организационно-управленческой и информационно-аналитической деятельности; - формирование у обучающихся способности к организационному проектированию, распределению функций, готовности к разработке процедур, методов контроля и оценки деятельности системы управления. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Теория менеджмента: история управленческой мысли» включена в базовую (общепрофессиональную) часть профессионального цикла. Учебная дисциплина является частью читаемых кафедрой дисциплин в области теории менеджмента. Общие требования к входным знаниям, умениям и компетенциям определены стандартом среднего (полного) общего образования или стандартами среднего профессионального образования по профилю обучения (в рамках укрупнённой группы специальностей). Обучающийся должен знать основы функционирования современного общества и государства, основные исторические периоды развития современной цивилизации и экономики. В методическом плане дисциплина опирается на знания, умения и компетенции, сформированные при изучении следующих учебных дисциплин: психология, социология, экономическая теория, правоведение. Полученные в процессе обучения знания и умения могут быть использованы при изучении таких дисциплин, как: «Организационное поведение», «Теория организации», «Стратегический менеджмент», «Корпоративная социальная ответственность», «Инновационный менеджмент» и др. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Процесс изучения дисциплины «Теория менеджмента: история управленческой мысли» направлен на формирование следующих компетенций: - знание базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1); - владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5); - способность находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8); - умение использовать нормативно правовые документы в своей деятельности (ОК-9); - способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13); - владеть методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-15); - способность учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20); - знание основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК- 1); - способность разрабатывать корпоративную стратегию (ПК-2); - способность разрабатывать программы организационного развития и обеспечивать их реализацию (ПК- 4); - способность эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5); - владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6); - владение методами стратегического анализа (ПК-7); - способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-9); - готовность учувствовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента (ПК-15); - способность учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК -16); - владеть методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (ПК-18); - знание современных концепций организации операционной деятельности и готовностью к их применению (ПК-22); - имение применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31); - способность проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений (ПК-47). В результате изучения дисциплины студент должен: знать: - роли, функции и задачи менеджера в современной организации; - основные этапы развития менеджмента как науки и профессии; - принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования; - типы организационных структур, их основные параметры; - виды управленческих решений и методы их принятия; - основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля; - виды и особенности межличностных, групповых и организационных коммуникаций; - основные теории мотивации, лидерства и власти; - теорию управления конфликтами; уметь: - ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций; - анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию; - анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию; - анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности. - управлять конфликтными ситуациями в компании; - использовать количественные и качественные методы принятия управленческих решений; - применять основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач; - проводить оценку результатов и осуществлять контроль реализации управленческих функций и решений; - использовать разработки основных школ менеджмента в практике управления компанией; владеть: - методами реализации основных управленческих функций (планирование, организация, мотивирование и контроль). - методами управления, разработанными в рамках основных школ менеджмента; - навыками формирования и совершенствования организационной структуры компании; - методами осуществления контроля реализации управленческих функций; - методиками эффективной мотивации персонала компании; - методами принятия управленческих решений; - методами управления конфликтными ситуациями в компании. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ а) основная литература: 1. Кнорринг, В. И. Теория, практика и искусство управления: учеб. / В.И. Кнорринг. 3-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2009. 544 с. 2. Логинова, Е. Ю. Искусство управления в малом бизнесе: учеб.-практ. пособие / Е. Ю. Логинова, О. Д. Прянина. М.: Дашков и К, 2011. 296 с. 3. Маршев, В. И. История управленческой мысли: учеб./ В. И. Маршев. М.: ИНФРА-М, 2011.731 с. 4. Менеджмент: учеб./ под ред. М.Л. Разу. 2-е изд., стер. М.: КноРус, 2009. 472 с. б) дополнительная литература: 1. Лукачёва Л.И. Менеджмент организации: теория и практика: учеб. для бакалавров / Л.И. Лукачёва, Е.В. Егорычева; под.ред. Ю.П. Анискина. М.: Омега-Л, 2011. 488 с. 2. Менеджмент: теоретический аспект: учеб. пособие для студентов спец-ти 080507 / И.Н.Биктагирова [и др.]: под ред. Б.Н. Клещевского, И.Н. Биктагировой. М.: Изд-во РГТЭУ, 2007. 363 с. 3.Менеджмент: теория и практика в России: учеб. для вузов / под ред. А.Г.Поршнева, А.В. Тихомировой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ФБК-Пресс, 2003. 528 с. 4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер.с англ. М.: Вильямс, 2008. 528 с. 5. Орлов А.И. Менеджмент. Организационно-экономическое моделирование: учеб. пособие. Р-н/Д: Феникс, 2009. 6. Теоритические основы менеджмента // Менеджмент: учеб./ под ред. М.Л. Разу. 2-е изд., стер. М.: КноРус, 2009. Гл.,2. С.9-61. 7. Теория менеджмента: учеб. / под ред. А. М. Лялина. СПб.: Питер, 2010. 464 с. в) базы данных, информационно-справочные и поисковые сис-темы Федеральный образовательный портал - http://www.ecsocman.edu.ru/ Российский журнал менеджмента - http://www.rjm.ru/ Журнал «Менеджмент в России и за рубежом»http://www.mevriz.ru/ Журнал «Секрет фирмы» - http://www.sf-online.ru/ Журнал «HR Менеджмент» - http://www.4hr.ru/ Справочно-правовая система «Гарант» - http://www.garant.ru/ Справочно-правовая система «Консультант Плюс» - http://www.consultant.ru/ Экономический портал - http://institutiones.com/ ДИСЦИПЛИНЫ Аудиторная база Кемеровского института (филиал) РГТЭУ, кабинет межуровневой подготовки менеджеров, компьютерное и проекционное оборудование, электронная база образовательных и инновационных технологий Кемеровского института (филиал) РГТЭУ.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Деловые игры, дискуссии, анализ практических ситуаций, разработка проектов, тестирование. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 25% аудиторных занятий. Лекционные занятиясоставляют 38% аудиторных занятий.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА 10.1. Оценочные средства для входного контроля - письменный опрос с целью выявления уровня освоения студентами базовых знаний для данной дисциплины. Примерная тематика для заданий для входного контроля знаний студентов: 1. Понятие общества. Сферы общественной жизни. 2. Рыночные отношения в современной экономике. 3. Человек, индивид, личность. 4. Человеческая деятельность, ее многообразие. 5. Экономика России на современном этапе. 6. Деятельность и общение. 7. Государство и экономика. 8. Социальные нормы. 9. Человек в системе рыночных отношений. 10. Социальная структура. Тенденции изменения социальной структуры российского общества. 11. Научное познание. Значение научной теории. 12. Социальный статус личности, социальные роли личности. 13. Трудовая деятельность человека. 14. Права человека, их закрепление в Конституции Российской Федерации. 15. Свобода в деятельности человека. 16. Правовое государство. 17. Исторический процесс и его участники. 18. Прогресс и регресс. Критерии прогресса. 19. Развитие знаний об обществе. Общественные науки. 20. Цивилизации и формации. 21. Традиционное и индустриальное общество. 22. Общество и научно-технический прогресс.
10.2. Оценочные средства текущего контроля - реферат, тест, ситуационные задачи[†], деловые и имитационные игры**, контрольная работа для студентов очной формы обучения, контрольная работа для студентов заочной и ускоренной форм подготовки.
10.2.1. Примерные темы рефератов для студентов очной формы обучения 1. Современный американский менеджмент. 2. Современный японский менеджмент. 3. Основные черты западноевропейского менеджмента. 4. Особенности Российского менеджмента. 5. Менеджмент в малом бизнесе. 6. Социальный профиль российского менеджера. 7. Карьера менеджера. 8. Гендерный менеджмент. 9. Тайм-менеджмент. 10. Формирование миссии и целей организации.
12. Выработка и реализация стратегии организации.
14. Принятие решения в системе менеджмента. 15. Группы и их влияние в системе организации. 16. Власть и влияние, лидерство и авторитет в системе менеджмента.
21. Мотивация деятельности сотрудников организации. 22. Коммуникации в управлении. 23. Инициативная тема. Примечание: Рекомендуемая литература представлена в списках основной и дополнительной литературы.
Варианты контрольных работ для текущего контроля по дисциплине для студентов Очной формы обучения Вариант 1 1. Основные понятия и содержание менеджмента. 2. Соотношение понятий мотивация, мотив и стимул, их характеристика.
Вариант 2 1. Характеристика школ управления и их вклад в развитие менеджмента. 2. Понятие функции контроля и ее характеристика.
Вариант 3 1. Характеристика подходов менеджмента. 2. Способы проявления социальной ответственности и ее отличие от юридической ответственности.
Вариант 4 1. Сущность управленческого решения и его виды. 2. Характеристика и особенности содержательных теорий мотивации.
Вариант 5 1. Сущность организационного управления и характеристика его составляющих. 2. Взаимосвязь и взаимозависимость управленческих решений.
Вариант 6 1. Мотивация и компенсация: соотношение, сходство, различия. 2. Сущность метода принятия управленческих решений «Дерево решений».
Вариант 7 1. Методы принятия управленческого решения и их краткая характеристика. 2. Понятие стратегии и стратегического планирования.
Вариант 8 1. Делегирование, ответственность, полномочия: понятие, особенности, соотношение. 2. Характеристика и особенности процессуальных теорий мотивации.
Вариант 9 1. Причины проявления социальной ответственности и отказа от неё. 2. Характеристика факторов возникновения конфликтов в системе организации.
Вариант 10 1. Характеристика внутренней и внешней среды организации. 2. Понятие власти, влияния, лидерства и авторитета, их значение в деятельности организации. 10.2.3. Варианты контрольных работ для студентов Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Анализ внутренней и внешней среды
Целью данного занятия являются закрепление теоретических знаний студентов, выработка умения студентов обобщать и систематизировать полученную информацию. В аудитории на доске очень свободно располагаем элементы внутренней среды организации, ориентируясь на традиционную, схему с тем, чтобы в процессе работы студенты могли дополнить схему исчерпывающей информацией по данному вопросу, а также подробно охарактеризовать все составляющие, их структуру, значение, особенности, взаимозависимости, взаимосвязи и обусловленности. Примером может служить следующая схема (рис.1). Рис.1 Схема внутренней среды организации
К примеру: заполняя квадрат с надписью «люди», студенты должны охарактеризовать эту составляющую внутренней среды такими понятиями как способности, одаренность, точка зрения, потребности, группы, лидерство и т.д. Все это заносится в квадрат, тем самым расширяется информационность схемы. Устно подробно раскрывается каждое из этих понятий. Таким же образом, осуществляется работа по всем остальным составляющим: цели, задачи, структуры и технологии. Результатом данной работы должно явиться формирование системного представления об организации любого типа с ее подсистемами в их взаимосвязи и взаимном влиянии. Домашнее задание по данной теме предполагает групповую работу студентами (по 3-4 человека), включающую: 1. Выбор предприятия /организации, действующего на рынке г.Кемерово или Кемеровской области. 2. Анализ организационно-правовой формы и ее особенностей. 3. Описание характеристик внутренней и внешней среды выбранного предприятия. 4. Анализ характеристик факторов внешней среды. 5. Проведение SWOT-анализа. 6. Проведение B C G-анализа. 7. Формулирование выводов по деятельности предприятия/организации. Литературный источник для подготовки и выполнения домашнего задания: 4.
Приложение 4 Приложение 5 Самофотография расходования недельного фонда времени (168 часов)
Проведение самофотографии – это самостоятельное наблюдение за расходованием собственного времени. Оформляется в виде подробного дневника за определенный отрезок времени, в данном случае, за неделю. Эти данные служат базой для анализа, обобщения, выявления потерь времени, определение нерациональных затрат. На основании этих данных обязательно делаются выводы и намечаются пути улучшения использования собственного времени. Проводя данную работу, студенты могут воспользоваться матрицей Д.Эйзенхауера. Работа представляется в виде сводки одноименных затрат времени за неделю, отмечаются потери и нерациональные затраты времени. Определяется процент полезного использования времени и намечаются пути его увеличения, а также направление сокращения неоправданных затрат времени. Приложение 6 Принятие решения Цель- выработка навыков принятия индивидуального оптимального решения в условиях неопределенности. Вводная часть: В ы получили предложения от организации, с которой сотрудничаете, о заключении контракта на основной и единственный вид деятельности в ее структуре. У вас есть постоянное место работы, менять которое вы не собирались. Тем не менее, полученное предложение вас заинтересовало. Вам дали срок на обдумывание решения. Вам необходимо принять правильное решение. Параметры, характеризующие имеющийся и предлагаемый вариант, представлены в таблице 6. Таблица 6
Характеристики постоянного и предлагаемого места работы
Каждый студент самостоятельно принимает решение по данному вопросу «принять предложение или остаться на прежнем месте работы?», но ответ не должен быть просто «да» или «нет». Свой выбор каждый должен обосновать, привести аргументы «за» или «против», указать фактор, сыгравший главную роль при принятии решения. В итоге индивидуальной работы организуется дискуссия в группе. Для этого формируются две группы. Одна группа – те, кто принял предложение, вторая – те, кто остался на прежнем месте работы. Дается время на формирование доводов и аргументов, обосновывающих правильность сделанного выбора. Главная задача каждой команды убедить своих оппонентов в правильности своего выбора. Определение ценностно-ориентированного единства группы (методика Р.С. Вайсмана).
У каждого отдельного человека есть своя ценностная ориентация. Совокупность индивидуальных ценностных ориентаций составляет ценностно-ориентированное единство коллектива (Цое). Чтобы успешно управлять межличностными отношениями трудового коллектива, нужно знать его Цое. Определяется этот показатель по методике В.Р. Вайсмана. Суть в том, что членам коллектива предъявляется перечень качеств присущих той или иной личности. Каждый должен из этого перечня выбрать пять таких качеств, которые он считает наиболее ценными для успешной совместной деятельности. В основном, в предлагаемом перечне качеств учитывается профессиональная направленность изучаемого коллектива. Уровень Цое в % определяется по формуле:
uде n − сумма выборов, приходящихся на 5 качеств, получивших в данной группе максимальное предпочтение; m − сумма выборов, приходящихся на 5 качеств, получивших минимальное число выборов, N − общее число выборов, сделанное членами группы. Чем ближе Цое к 100%, тем меньше противоречий в коллективе, тем легче им управлять, т.к. можно найти общий подход ко всем членам коллектива. Примерный перечень из 24 качеств личности, входящей в коллектив: 1. Профессионализм. 2. Общительность. 3. Деловитость. 4. Целеустремленность. 5. Отзывчивость. 6. Соблюдение семейных традиций. 7. Расторопность. 8. Карьеризм. 9. Дотошность. 10. Обстоятельность. 11. Правдивость. 12. Уклончивость. 13. Консерватизм. 14. Либерализм. 15. Адаптивность. 16. Прямодушие. 17. Самоуверенность. 18. Дружелюбие. 19. Эрудиция. 20. Изобретательность. 21. Увлеченность. 22. Коллективизм. 23. Надежность. 24. Практичность. Руководитель должен направлять формирование жизненных ценностей членов своего коллектива. Для каждой группы студентов желательно определять Цое в течение всего периода обучения в вузе, как минимум один раз на каждом курсе. Как показывает накопленный опыт на старших курсах процент Цое повышается. Его можно сделать более высоким в случае целенаправленной совместимой работы формальных и неформальных лидеров группы, а также преподавателей и кураторов групп. Приложение 7
Игра «Мир» − моделирование идеального Руководителя
Главное в управлении - это потенциал руководителя организации. Это не только его личные качества, знания, умения, навыки, стиль управления, но и возможности, благодаря которым успешно осуществляется управленческая деятельность. Студентам предлагается заполнить бланк (Таблица 7), включающий характеристики идеального руководителя. Этапы проведения игры: На первом этапе студенты самостоятельно ранжируют качества идеального руководителя. На втором этапе студенты, объединившись в группы по три-четыре человека, разрабатывают групповое решение по распределению качеств. На третьем этапе преподавателем предлагается эталонный перечень качеств идеального руководителя, полученный в ходе социологических и статистических исследований. На четвертом этапе студенты рассчитывают отклонение от эталона индивидуального и группового решения. По итоговой сумме ошибок выявляются победители, при этом обязательно учитываются временные затраты как на индивидуальное, так и на групповое ранжирование. Таблица 7 Бланк играющего
Результатом игры является укрепление навыков работы в малых группах по выработке общего мнения по поводу возникающих проблем и создание эталона руководителя, к которому целесообразно стремиться. Приложение 8
Приложение 9
ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ Методические рекомендации по изучению курса для студентов направления 080200 «Менеджмент» всех форм обучения
Кемерово 2012 Составители: И.Н. Биктагирова, к.э.н., профессор; Н.В. Грищенко, ст. преподаватель
Теория менеджмента: история управленческой мысли [Текст]: методические рекомендации по изучению курса для студентов направления 080200 «Менеджмент» всех форм обучения / [cост. И.Н. Биктагирова, Н.В. Грищенко]; Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ. – Кемерово: Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2012. – 56 с.
Составлены на основе рабочей программы профессора кафедры менеджмента Кемеровского института (филиала) РГТЭУ И.Н. Биктагировой и в соответствии с требованиями ГОС ВПО по направлению 080200 «Менеджмент», квалификация (степень) выпускника – бакалавр. Дисциплина входит в базовую (общепрофессиональную) часть профессионального цикла и является обязательной для изучения. Содержат описание цели и задач дисциплины, ее места в образовательном процессе, требования к результатам освоения дисциплины и ее содержанию, описание оценочных средств входного, промежуточного и заключительного контроля. Предназначены для студентов направления 080200 «Менеджмент» всех форм обучения.
Ó Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2012 СОДЕРЖАНИЕ
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Целью изучения дисциплины «Теория менеджмента: история управленческой мысли» является формирование у обучающихся основополагающих представлений об управлении социальными системами и об эволюции этих представлений, а также знаний, умений и навыков эффективного менеджмента на предприятиях различного профиля в условиях рационализации хозяйственной деятельности, адаптированной к ресурсным ограничениям, и получения высоких конечных результатов при оптимизации затрат. В соответствии с целью дисциплины необходимо комплексное и последовательное решение следующих задач: - ознакомление обучающихся с историческими предпосылками и современными методологическими аспектами теории менеджмента; - рассмотрение существующего российского и зарубежного практического опыта по управлению организацией; - создание у обучающихся необходимой теоретической базы в области менеджмента для последующего освоения профессиональных компетенций; - обучение практическим навыкам организационно-управленческой и информационно-аналитической деятельности; - формирование у обучающихся спо
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 743; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.89 (0.018 с.) |