Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Управленческая культура руководителя.

Поиск

Цель: формировать представление об управленческой культуре руководителя образовательного учреждения.

Вопросы для обсуждения:

1.Дайте определение управленческой культуры.

2.Назовите составляющие управленческой культуры руководителя.

3.Сопоставьте различные структуры управленческой культуры. Возможно ли свести одну из них к другой. Ответ аргументируйте.

4.Как вы считаете, достаточно ли полно характеризует сущность управленческой культуры представленный набор компонентов? Не является ли он избыточным? Докажите.

Литература:

1. Коджаспирова, Галина Михайловна. Педагогика: учеб. для студ. вузов / Г. М. Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2007. - 528 с

2. Коджаспирова, Галина Михайловна. Педагогика: учеб.для студ.вузов / Г.М.Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2004. - 528 с. –

3. Педагогика: учеб.пособие для вузов / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко и др. - 4-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2002. - 512 с.

4. Сластенин, Виталий Александрович. Общая педагогика: в 2-х т.: учеб.пособие для вузов. Ч.2 / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 256 с

5. Шамова, Татьяна Ивановна. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко, Г.Н.Шибанова. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2005. - 384 с.

Дополнительная литература:

1. Алексеев,В.Директор школы – лидер и менежер. /В. Алексеев//// Народное образование.- 2002 - №10 - с. 138-144.

2. Афина Е. Педсоветы в Интернет. // Народное образование.- 2002 - №9- с. 51-54.

3. Бережнова, Л.Педсовет: школьная практика./ Л.Бережнова, Л. Лаптева. // Народное образование.- 2003 - №5- с. 31-49.

4. Березовин, Николай Александрович. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие для студ.вузов / Н.А.Березовин, В.Т.Чепиков, М.И.Чеховских. - Минск: Новое знание, 2004. - 336 с. - (Социально-гуманитарное образование.

5. Григорович, Л. А. Педагогика и психология: учебное пособие для вузов / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2001. - 480 с

6. Искусство проведения совещаний. // Школьные технологии. – 2001.-№3.- с. 140-147.

7. Кротова, К и др. Об этапах и методике подготовки и проведения педсоветов в школе./ К.Кротова, Н Буканова, Т. Буздалова. // Народное образование.- 2004 - №4 - с. 145-150

8. Курганский,С.М. Управление школой в "режиме развития" // Школьные технологии. - 2002.-№ 2.-С.68-85.

9. Сенновский,И.Б. Управленческая деятельность учителя / И.Б.Сенновский // Школьные технологии. - 2003.-№ 3.-С.68-75.

 

Содержание лекционных и семинарских занятий по дисциплине «История образования и педагогической мысли»

Лекционные занятия

Тема 1. История образования педагогической мысли как область научного знания (1 час). Исторический подход в изучении педагогических явлений. Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки. Теоретико-методологические основы изучения дисциплины. Методы исторического анализа педагогических событий и явлений (сравнительно- сопоставительный, сравнительно-генетический, парадигмальный,

метабиографический и др.)

Тема 2. Зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества (2 часа). Великие цивилизации (Дальневосточная, Южно-азиатская, Ближневосточная, Западная), их значение в развитии традиций инноваций в педагогике, связанные с ними типы культуры. Ведущие идеи в истории человечества на разных этапах развития. Взаимообусловленность развития философской культуры и становления образовательных систем в Древнем мире. Особенности обучения и воспитания в школах Древнего Востока. Философско-педагогические идеи мудрецов Древнего Китая. Кастовое воспитание в Индии.

Тема 3. Воспитание и школа в античном мире (2 часа).

Эллинская культура и образование. Педагогические идеи Демокрита, Сократа, Платона и Аристотеля. Теория и практика античного воспитания. Спарта и Афины – два взгляда на воспитание ребенка. Воспитание и обучение в древнем Риме. Воспитание в семье, тривиальные, грамматические, риторские школы. Педагогическая мысль в Римской республике: Сенека, Цицерон, Квинтилиан.

Тема 4. Христианская педагогика и ее влияние на дальнейшее развитие педагогической мысли (2 часа). Зарождение христианства. Влияние образования в античном мире на становление западноевропейского воспитания и образования. Образование в Европе в первые века христианства. Изменение взглядов на человека под влиянием христианского учения.

Тема 5. Воспитание и образование в эпоху Средневековья. (1час).

Человек и его воспитание в христианской идеологии. Монополия церкви на воспитание молодого поколения. Организация церковных и светских школ. Сословное воспитание (цеховые, гильдейские школы). Происхождение и развитие средневековых университетов. Развитие схоластики и педагогической мысли (П.Абеляр, А. Алкуин, Фома Аквинский и др.) Влияние Реформации на воспитание и образование молодого поколения (И.Штурм, М.Лютер, Т.Мюнцер). Контрреформация и ее влияние на практику школы. Школа и педагогика иезуитов.

Тема 6. Истоки гуманистических идей педагогики (2 часа).

Философия гуманизма в образовании. Теоретическое обоснование идеала

нового человека, содержания образования, новой школы. Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения (14-17 вв.). Зарождение школ нового типа: «Дом радости» Витторино да Фельтре, французские коллежи, «паблик скулз». Идеи воспитания в трудах Ф.Рабле, М.Монтеня, Р.Агриколы, Х.Вивеса, Т.Мора, Т. Кампанеллы. Гуманизм педагогических идей Э.Роттердамского.

Тема 7. Основные авторские педагогические системы прошлого (2 часа).

Значение философского учения Ф.Бекона для развития педагогических теорий нового времени. Я.А.Коменский – основоположник дидактики как науки. Историческая обусловленность создания системы традиционного обучения. Педагогическая система Я.А.Коменского. Принцип природосообразности как философская основа дидактики Коменского. Этапы возрастного развития человека и школьная система по Я.А.Коменскому. Содержание природосообразного воспитания и образования. Д.Локк и английская буржуазная революция. Педагогическая деятельность Локка и его «Мысли о воспитании». Воспитание истинного джентльмена – основная цель педагогической теории Д.Локка. Педагогическое творчество И.Г.Песталоцци, его жизнь и педагогическая деятельность. Идеи развивающего поэлементного начального обучения и воспитания. Развивающая и воспитывающая роль детского труда. Концепция, правила развивающего и воспитывающего обучения в теории и практике А.Дистервега.

Тема 8. Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России (2 часа).

Идеи естественного и свободного воспитания Ж.Ж.Руссо – философско- концептуальная основа теории и практики свободного воспитания. Содержание воспитания и обучения ребенка на разных этапах возрастного развития. Социально-педагогический роман «Эмиль, или О воспитании». Воспитание женщины по Руссо. Влияние идей естественного свободного воспитания на последующее развитие педагогической мысли в Западной Европе и в России. Свободное воспитание в понимании Л.Н.Толстого. Особенности работы. Яснополянской школы: цель, организация обучения, содержание и методы обучения детей. Учебные книги Л.Н.Толстого.

Тема 9. Реформаторская педагогика и школа конца 19– нач. 20 века (2 часа).

Реформаторская педагогика как альтернативное движение к.19-н.20 вв. Социально-экономические, политические и педагогические предпосылки реформаторской педагогики. Многообразие концепций, течений, направлений реформаторской педагогики: движение трудовой школы, прагматическая педагогика, вальдорфская педагогика, экспериментальная педагогика, идеи свободного воспитания, движение «новое воспитание и новые школы», педология. Практическая деятельность педагогов-реформаторов (О.Декроли, П.Петерсен, С.Френе, А.Ферьер, Г.Винекен, Г.Шаррельман, Г.Литц и др.). Влияние идей реформаторской педагогики на теорию и практику воспитания, обучения и образования 20 века как зарубежом, так и в России. Педагогика ненасилия Януша Корчака.

Тема 10. Воспитание и отечественная школа с древнейших времен и до 17 века (2 часа).

Зарождение воспитания. Средства и способы воспитания. Роль инициаций в обучении детей и молодежи. Основные характеристики воспитания молодого поколения в условиях расслоения первобытнообщинного строя. Воспитательные идеалы в устном народном творчестве. Воспитание детей у славян до принятия христианства. Крещение Руси и его влияние на воспитание и обучение детей и юношества. Древнерусская школа «учения книжного». Просвещение и школа в древнем Новгороде. Школа и педагогическая мысль в Московской Руси. Церковные и монастырские школы. Братские школы на Украине и Белоруссии. Киевская академия. Славяно-греко-латинская академия в Москве. Русские просветители С.Полоцкий, Е.Славинецкий, К.Истомин. Педагогические идеи в древнерусских памятниках (Изборники, Златоструй, «Поучение Владимира Мономаха детям», «Домострой» и др.).

Тема 11. 18 век – век Просвещения в России (2 часа).

Просветительные реформы начала 18 века. Создание государственных, профессиональных, сословных учебных заведений. «Ученая дружина» Петра I. Создание Академии наук в Петербурге. М.В.Ломоносов, его научно-педагогическая деятельность. Ломоносовские регламенты гимназий. Открытие Московского университета. Реформаторские идеи И.И.Бецкого. Организация воспитательных учреждений нового типа по его проектам. Деятельность Ф.И.Янковича. Организация народных училищ. Школьный устав 1786 года. Просветительская демократическая деятельность Н.И. Новикова и А.Н.Радищева. Антикрепостнический характер педагогических идей. Идеал человека, условия и средства его воспитания. Развитие революционно-демократической педагогической концепции в трудах Н.И.Новикова и А.Н.Радищева.

Тема 12. Педагогическая дискуссия по вопросам воспитания в 19 веке в России (2 часа).

Социально-экономическая и политическая ситуация в России в 50-60-е годы 19 века в России. «Вопросы жизни» Н.И.Пирогова об общечеловеческом воспитании подрастающего поколения. Идея народности К.Д.Ушинского как основа воспитания национального самосознания каждого народа, последователи Ушинского. Идеи П.Ф.Каптерева об образовании и его роли в становлении личности. Педагогический эксперимент в Яснополянской школе Л.Н.Толстого.

Тема 13. Развитие школы и педагогики в СССР до Великой Отечественной войны (1918-1941 гг.) (2 часа).

Февральская и Октябрьская революции 1917 года. Первые документы о народном образовании. «Положение о единой трудовой школе» и Декларация. Деятельность Наркомпроса. А.В.Луначарский как нарком просвещения. Педагогическая деятельность Н.К.Крупской. Создание школ различного типа (опытно-показательные школы, ШКМ, ФЗУ, ФЗС). Официальные документы о школьном образовании 30-х годов. Унификация структуры общеобразовательной школы (1934 г.). Педагогические искания и образ школы будущего в трудах С.Т.Шацкого и П.П.Блонского. «Трудовая школа» П.П.Блонского. Педагогика среды С.Т.Шацкого. Уникальная система перевоспитания «трудных подростков» В.Н.Сороки-Росинского. Педагогическое новаторство А.С.Макаренко. Коллектив и личность. «Труд-работа» и «труд-забота». Детское самоуправление в учебно-воспитательных учреждениях А.С.Макаренко. Современное отношение к идеям А.С.Макаренко в России и за рубежом. Развитие общеобразовательной школы и педагогической теории в конце 40-х –60-х годов. Липецкий опыт, новосибирский опыт и др. Проблемы обучения и развития. Совершенствование структуры урока. Коммунарская педагогика И.П.Иванова. Гуманистическая педагогика В.А.Сухомлинского. Павлышская средняя сельская школа как педагогическая лаборатория. Приоритет общечеловеческих духовных ценностей в сочетании с национальными ценностями – основа учебно-воспитательного процесса в школе. Семейно-школьное воспитание. Мысли об учителе. Педагогические труды В.А.Сухомлинского. Современные дискуссии и оценки теоретической и практической деятельности В.А.Сухомлинского.

Тема 14. Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире. Процесс интеграции национальных систем образования (2 часа).

Общеевропейское общеобразовательное пространство и национальные приоритеты. Формирование «европейского сознания» молодежи. Становление системы непрерывного образования. Стратегия обновления содержания общего образования: глобализация знания и идея открытости. Интернационализация образования. Проблемы демократизации и гуманизации школьной образовательной политики.

 

Семинарские занятия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.102.0 (0.007 с.)