Специфика менеджмента в сфере культуры.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика менеджмента в сфере культуры.



Специфика менеджмента в сфере культуры.

Социально-культурной сфера - совокупность отраслей, предприятия которых производят товары и услуги, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностей человека. Деятельность в социально-культурной сфере осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами. Социально-культурная сфера включает в себя деятельность как сугубо некоммерческую, так и коммерческую (платные услуги), как местного, так и (в том числе – применительно к тому же виду деятельности) международного масштаба. Обычно специфику менеджмента в сфере культуры связывают с особенностями «духовного производства». «Продукты» такой деятельности носят не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменами сознания (восприятия, понимания, мышления, переживания и т. д.), не поддаются непосредственному прямому счету, складированию. Благоприятными условиями для организации менеджмента в социально-культурной сфере являются: реалистическая оценка социально-культурной ситуации, сложившейся в данном регионе; диалог с отдельными гражданами, их общественными представителями и другими членами экосоцио-системы вместо авторитарного «давления» на социокультурную среду; решение досуговых и проблем методом проб и ошибок, но не через разрушение и переделку сложившегося культурного окружения.

 

Функции и принципы менеджмента.

Менеджмент – система управленческой деятельности обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов – организаций, призванных осуществлять некоторую социально-значимую деятельность. Технология менеджмента – конкретные способы осуществления менеджмента, зависит от социально-экономического развития общества и конкретной сферы, информационного обеспечения, от действующего законодательства. Функции менеджмента: целеполагание, планирование, организация деятельности, контроль, коммуникация, мотивация и стимулирование, прогнозирование, маркетинг. Принципы менеджмента (с латинского - основа) 1. принцип единоначалия (начальник один)2. принцип экономичности; достижение результатов с наименьшими затратами3. принцип правильного подбора и расстановки кадров4. принцип делегирования полномочий. Делегирование – передача власти, задания от руководителя к подчиненному.Требования к делегированию (- задание должно быть понятным.определены сроки данных заданий и ответственные по заданиям. у работников должно быть право выбора данных занятий)5. принцип Монтера Мечникова. Предполагает обязательное документирование устных договоров6. принцип правовой защищенности управленческого решения. Требует от руководителя организации знание действующего законодательства и принятия управленческих решений только с учетом соответствия решений, действующим правовым актом.7. принцип оптимизации управления повышает эффективность управляемой системы8. принцип соответствия работника занимаемой должности. Работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя.9. принцип автоматического замещения отсутствующего работника. Замещение отсутствующих должно решаться автоматически на основе действующих, служебных, должностных инструкций и регулироваться формально.10. принцип первого руководителя. При организации выполнения важного производственного задания контроль за ходом работ должен быть оставлен за первым руководителем организации.11. принцип новых задач. Применение современных систем материального программирования и технических средств обработки информации позволяет решать и накапливать принципиально новые производственные и научные задачи.

 

Информационные системы социально-культурного менеджмента.

Информационные системы менеджмента обеспечивают приня­тие стратегических, тактических и операционных решений. Информация, заложенная в информационных системах менеджмен­та, имеет несколько признаков, которые характеризуют ее полезность.1Информация к действию и информация к сведению.2Неповторяющаяся и повторяющаяся информация. признаком неповторяющейся информации является уникальность, одноразо­вый характер информации, которая может быть получена в резуль­тате социологических и иных исследований в коллективе, среди на­селения и служит основой для принятия радикальных решений.3Документированная информация фиксируется в письменной форме, на электронных носителях, источником же недокументиро­ванной информации служат личные наблюдения, устные коммуни­кации между людьми.4Следует различать внутреннюю и внешнюю информации, ко­торые также служат целям планирования и контроля, маркетинга, управления кадрами и т.д. Информационная система, как правило, состоит из нескольких подсистем, отражающих основные информационные потоки дея­тельности каждой организации, учреждения, предприятия, фирмы. Центральной подсистемой, в которой концентрируются важ­нейшие статистические данные, отражающие деятельность учреж­дения, является бухгалтерско-статистическая информация (годовые, квартальные и месячные финансовые планы, планы по труду и заработной плате, годовые, квартальные бухгалтерс­кие отчеты и балансы, банковские и кассовые документы, документы по оценке основных фондов (акты, расчеты, заключения, ведомости и др.), акты о приеме, сдаче и списании имущества и материалов) Подсистема учета и работы с кадрами. (данные о численности работников, заме­щенных и вакантных должностях, квалификации и образовании, за­работной плате и т.д.) Подсистема документация по организации труда и производственно-творческой деятельности.( годовые отчеты по труду, числен­ности сотрудников, нормативы по труду (если такие имеются), рас­ценки, разработанные учреждением, должностные инструкции, справки об условиях труда и техники безопасности, коллективный договор между администрацией и профсоюзом) К документам, определяющим принципы организационной дея­тельности (как делать), являющимся продолжением стратегии (что делать), относятся источники управленческой информации: устав, по­ложение, договор, учреждающий юридический статус организации, штатное расписание, положения о структурных подразделениях. Каждое учреждение, организация осуществляет документационную поддержку управления, для чего в специальных журналах ведет регистрацию приказов, распо­ряжений, поручений; поступающих и отправляемых документов, телеграмм, телефонограмм, факсов; составляет реестры и описи на отправляемую корреспонденцию; ведет журнал учета бланков строгой отчетности; номенклатуру дел; формирует фонд докумен­тов для передачи в архив на длительное хранение. В структуре управленческой информации социально-культурных учреждений особое значение имеет социальная информация(факты, собы­тия, процессы общественной жизни, включая материальные, ду­ховные, культурные, нравственные и бытовые взаимоотношения групп людей.), кото­рая позволяет изучать социальные процессы, протекающие во внеш­ней среде, и полнее учитывать их в практической деятельности.

 

Бюджетное и благотворительное финансирование сферы культуры.

По своей структуре бюджетная система РФ состоит из трёх звеньев: федерального (республиканского) бюджета, регионального, местного.Поступления из бюджетов этих уровней всегда являлись традиционным источником финансирования творческо-производственной деятельности, социального развития государственных учреждений культуры. Прямое государственное финансирование осуществляется по следующим направлениям: программное финансирование;финансирование социально-творческих заказов;субсидирование (в виде выделяемых грандов, премий и т.п.)Выделяется также косвенное бюджетное финансирование в виде различных налоговых, таможенных и других льготах. Финансирование - это процесс передачи денежных средств от одного хозяйственного субъекта другому с целью экономической поддержки его деятельности, снабжение предприятий и учреждений денежными средствами из определенных источников на конкретные цели.Существуют определенные направления, которые рассматриваются в качестве приоритетных и по которым финансирование осуществляется по форме программного:сохранение и восстановление памятников истории, культуры и архитектуры;сохранение народных традиций (поддержка фольклорных ансамблей и центров декоративно- прикладного творчества и самодельного народного творчества и др.);развитие национальных культур малочисленных народов (создание центров национальных культур, проведение национальных фестивалей и т.п.);развитие творчества детей и поддержка молодых дарований;организация семейного отдыха и создание условий для здорового образа жизни. При разработке программ органы культуры преследуют некоторую социально-значимую и общественно-необходимую цель, которая может быть достигнута разными исполнителями с различной эффективностью.Финансирование социально-творческих заказовСледующий источник финансирования сферы культуры обусловлен в значительной степени выполнением социально-творческих заказов. Социально-творческие заказы на проведение фестивалей, смотров, конкурсов, выставок, представлений и т.п. должны на конкурсной основе выдаваться различным культурным учреждениям городскими комитетами, районными отделами по культуре, муниципальными органами. Получение подобного заказа является достаточно важным для финансовой стабильности, поскольку позволяет развивать творческую деятельность повышать свой культурно-художественный потенциал.Учреждения культуры могут также выполнять на договорной основе заказы различных общественных, коммерческих организаций (празднование юбилеев, проведение рекламных кампаний и т.п.), однако, в отличие от стабильности социально-творческих заказов, данный источник финансирования, как правило, носит эпизодический характер.Бюджетное финансирование автономным некоммерческим организациям обеспечивается при условии исполнения ими государственного заказа.Выполняя государственный заказ, автономная некоммерческая организация культуры реализует государственные программы и проекты развития культурного уровня населения. Бюджетное финансирование автономным некоммерческим организациям обеспечивается при условии исполнения ими муниципального заказа.СубсидированиеК государственным источникам финансирования и поддержки социально-культурной сферы можно также отнести выделяемые премии, гранды, льготы, которыми пользуются различные группы творческих деятелей, выдающиеся представителями художественной элиты, преуспевающая в обучении творческая молодёжь, победители различных конкурсов и т.д.Правительство РФ регулярно и ежегодно выделяет субсидии на проведение фестивалей и конкурсов, организацию гастролей и творческих командировок. Оно стимулирует создание благотворительных фондов и фондов поддержки и развития культуры. Наряду с государственной поддержкой сферы культуры существует негосударственная поддержка.Существенно возрастает роль внебюджетных источников финансирования. К ним относятся:спонсорство;благотворительность (для культуры и искусства - меценатство);патронаж;предпринимательская деятельность;коммерческая деятельность (платные услуги);кредиты банков. Благотворительность (для культуры и искусства - меценатство)
Является проявлением филантропии, не предполагая каких-то финансовых и прочих обязательств со стороны получающих поддержку. Благотворитель демонстрирует акт свободной воли при оказании поддержки. Поэтому и оформляется благотворительность обычно актом дарения. Благотворительность как любое социальное явление выполняет конкретные функции:1) коммуникативную (учреждения культуры, созданные меценатами способствуют сближению высокой и массовой культуры в России; меценаты содействуют сохранению произведений российской и зарубежной культуры для потомков);2) формирование социального сознания членов российского общества (музеи, галереи, выставки, театры, созданные при финансовой поддержке меценатов, влияют на социально-культурный облик россиян, способствуют формированию и определению социального сознания людей, их ценностных ориентации);3) функция социальной памяти (благодаря усилиям меценатов многие памятники истории и культуры сохранены для потомков).Меценатство наиболее свободное выражение сотрудничества делового мира и сферы культуры.

 

Основные понятия и категории проектирования социально-культурных процессов.

Социокультурное проектирование– это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей..Объектом социокультурного проектирования является проблемная ситуация.Задачипроектной деятельности:анализ ситуации, то есть всесторонняя диагностика проблем и четкое определение их источника и характера;поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;выбор наиболее оптимального решения и его проектное оформление;разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношениях.Результатом социокультурного проектирования является проект. Проект – это выраженная в соответствующей знаковой форме идеальная модель социокультурного объекта (словесное описание, схемы, матрицы).Важнейшим структурным элементом технологии проектирования является исследовательская деятельность, поскольку именно проектировщик должен, во-первых, знать, видеть реальные проблемы функционирования той или иной объектной области (например, культуры региона), во-вторых, иметь представление об идеальном состоянии целого и способах его поддержки.Приоритетные области проектирования–это наиболее значимые в социальном и личностном плане сферы социокультурной жизни, характеризующиеся максимальной концентрацией проблем и обладающие возможностями и ресурсами оптимизации человеческой жизнедеятельности.Приоритетные области проектирования направлены на решение таких проблем в сфере культуры, как: неосвоенность накопленных в культуре инноваций, расхождение между запросами членов общества и возможностями их удовлетворения и др.В этой связи ведущими целевыми ориентациями проектирования являются:создание условий для развития социокультурного субъекта (личности, общности), самореализации человека в основных сферах его жизнедеятельности путем оптимизации его связей с социокультурной средой, активизации совместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в пригодном для жизни состоянии:обеспечение благоприятных условий для саморазвития культурной жизни посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых социокультурных технологий, элементов, явлений. Таким образом, приоритетные направления социально-культурной деятельности – это одновременно:а) способ решения проблем определенной социальной группы;б) путь блокирования возможного источника социальной напряженности;в) потенциальная сфера деятельности населения, то есть своеобразное пересечение интересов государства в сфере культурной политики и различных социальных групп.

 

Имидж делового человека

Имидж – целенаправленное формирование образа, лица, явления предмета, призванный оказать эмоционально – психологическое воздействие в целях популяризации, рекламы и т.п., одно из средств пропаганды.Исследователи имиджа определяют его как набор определенных качеств, которые ассоциируют с определенной индивидуальностью. 1. персональные качества;2. социальные качества;3. символические качества.Имидж складывается из следующих составляющих:1) внешний облик (манера одеваться);2) тактика общения (умелая ориентация в конкретной ситуации, владение механизмами психологического воздействия и т.д.);3) этика делового общения.Внешний обликНеобходимо помнить, что одежда отражает и подчеркивает индивидуальность, характеризует делового человека как личность.Осуществляя подбор костюма в широком смысле (т. е. учитывая все сопутствующие компоненты), деловой человек должен руководствоваться следующими общими правилами:динство стиля;соответствие стиля конкретной ситуации;разумная минимизация цветовой гаммы («правило трех цветов»);сопоставимость цветов в цветовой гамме;совместимость фактуры материала;сопоставимость характера рисунка в различных компонентах одежды;соответствие качественного уровня аксессуаров (обуви, папки для бумаг, портфеля и т. п.) качеству основного костюма.Тактика общенияДля имиджа делового человека очень важна тактика общения, к которой предъявляются следующие требования:1. Необходимо обладать несколькими вариантами поведения в однотипной ситуации и уметь оперативно пользоваться ими.2. В деловом общении не следует допускать какой-либо конфронтации, а тем более конфликта. Однако по принципиальным позициям, возможны споры и расхождения. Главное, чтобы противостояние не переросло в личную неприязнь.3. Умело использовать механизмы психологического воздействия: привязанность, симпатия, доверие, уважение и манеры.Этика делового общенияФормирование у деловых людей соответствующих нравственных качеств и правил профессиональной этики является необходимым условием их повседневной деятельности. Как говорил наш великий русский писатель А.П.Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно – и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

 

Функции делового общения.

Деловое общение представляет собой особую форму взаимодействия людей в процессе определенного вида трудовой деятельности, которая содействует установлению нормальной морально-психологической атмосферы труда и отношений партнерства между руководителями и подчиненными, между коллегами, создает условия для продуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей, обеспечивая успех общего дела
Предметом делового общения является дело, содержанием - социально-значимая совместная деятельность людей, которая предполагает согласованность действий, понимание и принятие каждым ее участником целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей по ее реализации.
Цель делового общения - организация и оптимизация определенного вида совместной предметной деятельности.
Под функциями делового общения понимают те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе совместной деятельности людей:1) информационная - процесс обмена информацией;2) эмотивная - непосредственное выражение чувств, эмоций;3) фатическая - установление контакта между людьми;4) призывная - побуждение, просьба;5) волюнтативная - воздействие, согласование, делегирование полномочий;6) конативная - усвоение, понимание, знание этикета;7) когнитивная - познавательная функция.Деловое общение - это, прежде всего, коммуникация, то есть обмен информацией, значимой для участников общения.Способы делового бщения:1)коллективный(групповой);2)парно-групповой;3)индивидуальный.Стили делового общения

Эффективность коммуникаций часто зависит от выбора соответствующего ситуации стиля общения. Уровень контакта заключается в умении правильно проанализировать ситуацию и в способности сменить стиль общения так, чтобы он был уместен.Большинство стилей концентрируются вокруг четырех основных:— обвинительный,— директивный,— убеждающий— решающий проблему.Деловой человек, использующий обвинительный стиль, пытается найти ошибку или ту личность, которую за нее винить. Тон такого человека - обвиняющий или негативный, он пробуждает отрицательные чувства в собеседнике (получателей информации), и результаты редко бывают позитивными. Директивный — руководящее лицо указывает другим, в частности, подчиненным, как им выполнять свою работу или решать какие - то задачи. Обсуждения сведены к нулю, и коммуникация в основном - односторонняя.Стиль убеждения использует технику рассмотрения и одобрения информации. Сообщение может быть направлено на то, чтобы слушатели (подчиненные) захотели выполнить то, что предлагается руководителем.Стиль разрешения проблемы основан на поиске взаимного согласия сторон общения по поводу результирующих действий, при этом часто достигается компромисс. Здесь требуется двухсторонняя коммуникация. Идеи изучаются и принимаются сообща. Обсуждения, проводимые сторонами, могут привести к плодотворным результатам и взаимному уважению. Некоторые специалисты сходятся во мнении, что система формирования стиля заключается в:1) изучении своих личностных особенностей;2) установлении недостатков в личностном общении;3) работе по преодолению стеснительности, скованности в стиле общения;4) овладении технологией делового общения;5) реальной управленческая деятельность общения.

 

Специфика менеджмента в сфере культуры.

Социально-культурной сфера - совокупность отраслей, предприятия которых производят товары и услуги, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностей человека. Деятельность в социально-культурной сфере осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами. Социально-культурная сфера включает в себя деятельность как сугубо некоммерческую, так и коммерческую (платные услуги), как местного, так и (в том числе – применительно к тому же виду деятельности) международного масштаба. Обычно специфику менеджмента в сфере культуры связывают с особенностями «духовного производства». «Продукты» такой деятельности носят не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменами сознания (восприятия, понимания, мышления, переживания и т. д.), не поддаются непосредственному прямому счету, складированию. Благоприятными условиями для организации менеджмента в социально-культурной сфере являются: реалистическая оценка социально-культурной ситуации, сложившейся в данном регионе; диалог с отдельными гражданами, их общественными представителями и другими членами экосоцио-системы вместо авторитарного «давления» на социокультурную среду; решение досуговых и проблем методом проб и ошибок, но не через разрушение и переделку сложившегося культурного окружения.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.21.182 (0.007 с.)