Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональная терминология работника культуры.

Поиск

Терминология – это совокупность терминов, слов или словосочетаний, являющихся названиями определенных понятий специальных областей науки техники и искусства. (насчитывают 600-800 терминов)Терминология отличается строгой нормированностью, унифицированностью. Терминология ряда отраслей стандартизирована. В теории СКД подробный стандарт не выработан, отсюда возникают такие проблемы как, разночтение определения, отсутствие спец. словарей, неопределенность круга спец. терминов, неоправданная заимственность терминов их др. наук. Многие проблемы развития терминологии СКД порождены тем, что она относится к категории естественно сложившихся терминологии. Термины рождает практика, поэтому часто теория от нее зависима. На обработку понятий требуется определенное время, ряд понятий требуют дополнительных исследований, а в некоторых случаях их комплекс. Термин – слово или словосочетание с оттенком спец. его значения, уточняемого в контексте или какой-либо теории. 1)Устойчивые словосочетания, существенно не изменяющиеся, отражают крупные явления УК, отличаются стабильностью.(библиотеки, театры, культура, искусство). 2)Абсолютно новые термины или появившиеся недавно (презентация, казино, шоу-бизнес). 3)Архаизмы относятся устаревшие термины, вышедшие из употребления (изба-читальня, культ. просвет. работа, красный уголок). Основными понятиями называются наиболее объемные в проф. языке понятия которые использовались и будут использоваться еще долгое время (творчество, искусство, духовная жизнь, досуг и т.д.). Отраслевые понятия относятся к отдельным сферам и направлениям СКД, конкретизируя основные (клуб.формирования, самодеятельность, культура молодежи). К числу локальных понятий относ.наиболее конкретные, отражающие узкоспециализированную направленность СКД (дискотека, вечер отдыха).Значимость профессиональной терминологии для СКД:технологическая - терминология используется в обучении, подготовке специалиста.практическая - терминология используется на практике, существует для практиков. Ошибки терминологического характера или неточности в определениях неизбежно влекут за собой ошибки практического характера.научная - без использования специальных терминов нельзя развивать теорию. Любая наука есть система теорий, а теория, в свою очередь, есть система понятий. В конечном счете, и сама наука является системой понятий.Терминология теории СКД относится к разряду естественно сложившейся профессиональной терминологии. Термины рождает практика.

 

46.Возникновение клубов в России.
Впервые клубы появились в Англии. Клуб от английского слова «klan» - собрание, помещение.Клуб – это общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного с политическими, художественными, спортивными и другими интересами, а также для совместного отдыха и развлечения. С конца XVIII века в России стали возникать клубные формы проведения досуга. В 1770 году в Петербурге, а затем через два года в Москве появились первые Английские клубы, в число членов которых могли входить только потомственные дворяне. Эти клубы ставили своей задачей организацию отдыха, общения, развлечений для представителей дворянских кругов.Создавались и более узкие дворянские объединения клубного типа, как, например, Императорский яхт-клуб, основанный в 1848 году в Санкт-Петербурге, в который имели доступ только представи­тели высшей аристократии.Конец XVIII - начало XIX века явилось временем развития са­лонов, кружков, обществ различной направленности: музыкальных, литературных, спортивных и др. Салоны и кружки были узкосослов­ными, дворянскими. Достаточно известный салон 3. Волконской лю­бил посещать А.С. Пушкин. Здесь для специалистов особый интерес представляет отличие кружка от салона, которое состояло в том, что кружок подразумевал объединение по интересам вокруг какой-нибудь единой темы, предмета, а салон не был тематически направ­ленным объединением. В салоне особый статус имел хозяин или хо­зяйка. Салоны были похожи на гостевые вечера, но в отличие от по­следних их организация предполагала наличие четкого сценария, главным компонентом которого был концерт или публичное чтение и т.п.В 50-х годах XIX века в России стали возникать купеческие клубы, которые действовали как сословные досуговые объединения. В конце XVIII века в Москве и других крупных городах России начали распространяться сословно-профессиональные и внесословные клубы и клубные учреждения, объединявшие более широкие, чем представителей конкретного сословия, слои горожан. Среди приказчичьих или коммерческих клубов (наиболее крупным и из­вестным являлся Московский приказчичий клуб, располагавшийся на знаменитой «клубной» улице - Дмитровке). Вокруг клубов группи­ровались мелкие служащие, чиновники низших рангов, торговцы из мещан и часть купечества. Приказчичьи клубы представляли те средние круги города, которые ориентировались в своих устремлени­ях на дворянско-буржуазные верхи. Эти клубы своим устройством и характером деятельности стремились подражать «благородным» - Дворянскому собранию и Английскому клубу.На рубеже XIX-XX веков в России появились первые Народные дома, ставящие целью организацию разумных развлечений для народа.

47.Становление социалистической системы культурно-просветительной работы в России (1917-1925).

Страна переживает тяжелые экономические трудности, гражданскую войну, голод, разруху, классовую борьбу.Самый главный негатив до революции и после совершения их влияния – безграмотность населения, по времени 1917 г. насчитывается: 75% неграмотных, 7% грамотных (чуваши), 3% таджики, 48% национальностей не имели письменности.В 1922 г. вывезены из России более 100 крупных ученых. Под видом уничтожения старых политиков разрушаются церкви, храмы, монастыри. Многие культурные ценности вывезены за границу, разворовываются фондыПобедившая партия утверждает свою идеологию, все учреждения культуры используют средство для пропаганды советской власти. 1918 год – декрет о свободе совести церковных и религиозных обществ. В результате него церковь отделяется от государства (государство носит светский характер). В учебных заведениях отменяется изучение божьего закона. Проводится активная, антирелигиозная пропаганда – т.е. отрицание любых решений.1918 г. совет народных комиссаров принимает декрет о мобилизации грамотных на борьбу с безграмотностью. 26.12.1919 г. – декрет о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР.2 декрет: обучение граждан от 8 до 50 лет.3 декрет: о снятии памятников царских деятелей и создание новых памятников.Были национализированы многие театры, кино, народные дома, музеи, богатейшие коллекции произведения искусства: Питер – Эрмитаж, Москва – Третьяковская галерея.1919 г. – создан руководящий орган – наркомпрос (отдел искусства, отдел внешкольной работы). Во главе: Луначарский, Крупская. Финансировался государством и выдвигал задачи:1. строительство новых учреждений внешкольного образования2. создание единой сети УК3. подготовка кадров.Июль 1920 г. – комиссия по ликвидации неграмотности. Основные принципы культурно-просветительской работы: 1. Принцип партийности2. Принцип научности3. Принцип связи с жизнью.Съезд вынес постановление о политической пропаганде и культурно-просветительской работе в деревне, т.к. считается, что основами просвещения должны являться – коммунистическая пропаганда, общее и агропромышленное образование.1918 г. – первый всероссийский съезд по просвещению.1919 г. – первый всероссийский съезд по внешкольному образованию, который вынес решение об объединении внешкольной просветительской работы в РСФСР, решение о ликвидации безграмотности, решение о создании государственной системы учреждений внешкольного образования. В стране происходит культурная революция:1 этап. Построение социалистической культуры Задачи: 1. ликвидация безграмотности2. создание единой сети внешкольного образования и просвещения3. развитие советской науки и техники4. развитие советской литературы и искусства5. создание советской интеллигенции.Задачи, выдвинутые Лениным:1. воспитание женщин2. уделить внимание национальным окраинам3. введение русского языка 2 этап. Построение коммунистической культуры.Итог: с первых дней октября перед учреждениями культуры ставится задача идейно-политического воспитания и просвещения.

 

48.Государственная культурная политика в 1930-е и предвоенные годы

Культурно - просветительная деятельность в Советском Союзе, наряду с остальными видами деятельности во всех сферах и отраслях производства осуществлялась на основе долгосрочного планирования. Социально-культурное строительство подразумевало выполнение пятилетнего Госплана.Отправные важнейшие директивы в области культуры впервые со всей четкостью были даны в резолюции XV съезда партии. Пункт 12 данной резолюции формулирует основное содержание поставленной задачи следующим образом:
"повышение культурного уровня населения города и деревни,
"развитие национальных культур народностей СССР,
" подготовка квалифицированных специалистов и научных работников.Поставленные задачи активно реализовывались, тем самым обогащая культурно-просветительную работу новыми формами и содержанием.К началу 30-х годов закончилась деятельность по ликвидации безграмотности. Возросшему уровню грамотности населения страны не могли соответствовать старые тины учреждений культуры. Параллельно с клубами в городах открывались дома и дворцы культуры, парки культуры и отдыха, технические библиотеки, а в деревне - сельские и колхозные клубы, массовые библиотеки и дома социалистической культуры в районных центрах.
За годы первой и второй пятилеток сеть клубных учреждений увеличилась почти в два раза, с 39 тыс. до 53 тыс. В 1929 г. в клубах функционировало 15 тыс. производственных кружков, в которых обучалось 200 тыс. рабочих. Существенную роль в улучшении работы досуговых учреждений играла радиофикация. С 1928 по 1940 гг. сеть радио расширилась с 92 до 7 тыс. единиц; в 1931 г. вышел на экраны первый звуковой фильм "Путевка в жизнь".2. Увеличилось штатное расписание учреждений культуры, более подготовленными стали работники. В 1920-е и 1930-е гг. были сделаны серьезные шаги в подготовке кадров для культурно-досуговых учреждений. 30-е гг. - один из самых противоречивых периодов истории культурно-досуговой деятельности. С одной стороны, в этот период были достигнуты определенные успехи. Социальные потрясения предыдущего периода повлияли на досуговую деятельность населения, принадлежность к сословиям перестали определять способы проведения свободного времени. Получили развитие общественные массовые формы досуга. Культурно-досуговая деятельность обогащалась культурным содержанием, чему способствовало повышение уровня образованности, была создана новая государственная система культурно-досуговых учреждений, система руководства ими в центре и на местах. Были выработаны основные направления работы, формы и методы просвещения, воспитания и досуга.С другой стороны в 1930-е годы, в сравнении впредыдущим периодом жизнь учреждений культуры осложнилась. Сталинские репрессии 30-х г. не обошли деятелей культуры. Запретительство и указания "сверху" стали для учреждений культуры привычными. Утвердившийся сталинский террор, естественно, оказал негативное воздействие на культуру и досуговые учреждения с точки зрения чрезвычайной централизации и резкого уменьшения демократических, самодеятельных начал в деятельности клубов, домов культуры и библиотек.Принятые в 30-е гг. постановления партии и правительства по вопросам культурно-просветительной работы раскрывают сущность репрессивной обстановки. Например, постановление ЦК партии "О задачах культурно-просветительной работы профсоюзов" (1929 г.) по существу было разгромом профсоюзов; в постановлении отмечалось, что "содержание работы профсоюзов не соответствует задачам социалистического строительства". В числе выдвигаемых задач были: борьба с кулацкими элементами, атеистическая работа. Ничего, к сожалению, не говорилось о просвещении населения, художественном воспитании и организации досуга.В 1926 году страна приступила к индустриализации. Вся деятельность УК перестраивается, ставится основная задача – пропаганда труда, производства, достижений крупной промышленности.Клубы популяризовывали опыт последователей Алексея Стаханова, организовывали слеты передовиков. Подъем уровня работы сказывается как на городских, так на сельских УК. В городах – дворцы культуры, в селах – дома культуры.Новым этапом в развитии КПР явились годы 3-ей пятилетки. Накануне ВОВ предавалось большое значение военно-патриотическому воспитанию всего населения страны. В этих целях УК развернули пропаганду успехов социалистического строительства. Пропагандировали достижения советских ученых, изобретателей, работу пограничников и летчиков. Формы и методы были различны:- лекции- беседы с пограничниками- с бойцами и командирами красной армии- выставки репродукций картин советских художников- специальные фотовыставки- литературно-художественные вечера

- постановка спектаклей- показ кинофильмов. Вывод: годы пятилеток были решающим этапом в культурном строительстве страны. Вся КПР по сути была всенародной. За эти годы была решена основная задача – ликвидация всеобщей неграмотности.

 

49.Работа учреждений культуры в годы Великой Отечественной войны (1941-1945).

1. Содержание, направления, формы и методы работы культурно-досуговых учреждений в условиях военного времени. 2. Культурно-досуговая работа в Вооруженных силах.3. Художественная самодеятельность в тылу и на фронте.4. Спасение и охрана культурных ценностей.1. Перестройка хозяйственной деятельности страны на военный лад под лозунгом "Все для фронта! Все для победы!" коснулась и учреждений культуры. Деятельность каждого из них была подчинена организации масс на защиту Родины и решение насущных народнохозяйственных задач военного времени. Перестройка работы культурно-досуговых учреждений в соответствии с требованиями военного времени осуществлялась на основе приказа Наркомпроса РСФСР "О работе политико-просветительных учреждений в военное время". С началом войны резко сократились ассигнования на содержание клубов, библиотек, домов культуры, уменьшилась их сеть. На фронт и в партизанские отряды ушла значительная часть профессиональных работников учреждений культуры. Многие учреждения культуры стали базой военных госпиталей, воинских частей и эвакуированного населения.Перед работниками культуры стояла важнейшая и непростая задача - поддерживать боевой дух народа, воспитывать стойкость, и веру в победу. Исходя из этого основным содержанием работы домов культуры, клубов, библиотек, музеев, изб-читален на основе перестройки стало:— разъяснение характера и цели войны;— освещение ее хода;— разоблачение фашизма;— ознакомление с международным положением Советского Союза. В связи с коренным изменением условий труда с началом войны учреждения культуры вынуждены были отказаться от привычных форм и методов работы. Фактически остались в прошлом массовые формы клубной работы: вечера, смотры художественной самодеятельности, праздники, гуляния и др. В основном использовались групповые и индивидуальные формы работы с населением: беседы, читки газет, небольшие концерты в перерывах между сменами, встречи с фронтовиками, прибывшими в краткосрочный отпуск по ранению. Необходимым условием в выборе форм и методов работы условиях военного времени стала простота, доходчивость, эмоциональность и наглядность. В июне 1941 г. было создано Совинформбюро, сводки которого широко использовались клубами и библиотеками для информации о положении на фронте. Культурно-досуговые учреждения широко использовали наглядные материалы, в том числе плакаты, фотовитрины, специально выпускали "листовки-молнии", "боевые листки" по опыту армейских политработников, освещали успехи на фронте, трудовые достижения в тылу.Необходимо выделить широкую разъяснительную и справочную работу, которую вели работники культуры города и деревни: писали письма на фронт, наводили справки о судьбе близких и родных, пропавших без вести, подбирали материал по изготовлению пищевых суррогатов, борьбе с последствиями голодания, например в условиях блокады Ленинграда.Сельские учреждения культуры проводили работу по сбору теплых вещей для фронтовиков, организовывали вечера-посиделки, на которых женщины пряли шерсть, вязали теплые носки и варежки для воинов, а в это же время кто-нибудь рассказывал о положении на фронте, читал статьи или рассказы о воинах-героях. Читались вслух также письма с фронта.Женщины и подростки, которые заменили мужчин на производстве, требовали к себе особого внимания. Война отняла детство у детей и подростков. Культурно-досуговые учреждения устраивали для них специальные вечера, беседы, новогодние елки, "молодежные субботы" и т.п. Работа культурно-досуговых учреждений стала носить передвижной характер. Были созданы самые разнообразные передвижные учреждения культуры. Наиболее распространены были:— походные клубы, — агитэскадрильи, — агиткатера, — библиотеки-передвижки, — агитпоезда, — агитмашины, — агитповозки, — агитсани, — агитпункты. Значимость культурно-досуговой работы в годы Великой Отечественной войны можно проследить также на опыте ее проведения в Вооруженных Силах. Можно с уверенностью сказать, что деятельность армейских клубов, фронтовых бригад помогала сплачивать воинов, поддерживать у них бодрость духа, способствовала более быстрому восстановлению моральных и физических сил солдат и офицеров. При политотделах дивизий имелись дивизионные клубы, в частях отдельных родов войск - клубы частей, полков. В зимнее время оборудовались клубы-землянки, полевые агитземлянки.Руководителями воинских клубов были, как правило, политработники, а иногда и командиры частей. Для работы во фронтовых и армейских учреждениях культуры направлялись призванные в армию учителя школ, преподаватели вузов и ученые-обществоведы. В задачи культурно-досуговых учреждений фронта входила:— пропаганда Советских Вооруженных Сил в войне, — популяризация опыта войны, воинских уставов и наставлений, боевых традиций армии, авиации и флота; — пропаганда русской культуры и русского военного искусства;— организация досуга личного состава.В перерывах между боями, на привалах, в госпиталях проводились мероприятия культурно-досугового характера. Важным средством эмоционального воздействия было кино. За время войны на фронте состоялось свыше 6 млн. киносеансов. Успехом у фронтовиков пользовались кинофильмы, ставшие уже классикой: "Они защищали Родину", "Зоя", "Радуга", "Чапаев", "Мы из Кронштадта", "Народные мстители", "Валерий Чкалов". Перед киносеансом, как правило, проводились беседы.3. Неизменным средством организации отдыха тружеников тыла и солдат стала художественная самодеятельность, которая заняла особое место в деятельности культурно-досуговых учреждений.В мирное время сформировались практически все жанры художественной самодеятельности - музыкальный, театральный, хореографический и др. На период войны все жанры были сконцентрированы в агитбригаде, концертной бригаде. 4. Сеть учреждений культуры и искусства в годы войны пострадала очень сильно: клубы, библиотеки, музеи, особенно на оккупированных территориях, были разграблены, использовались в варварских целях. Были уничтожены и разграблены 427 музеев, 44 тыс. зданий театров, клубов и других культурно-досуговых учреждений. Огромный ущерб нанесла война библиотекам и их книжным фондам. Только в массовых библиотеках СССР было расхищено и уничтожено 100 млн. книг.Перед работниками культуры стояла важная задача спасения культурных ценностей. Значительную работу в данном направлении проводили музеи. Государственный исторический музей (г. Москва) развернул в 1941 г. 38 выставок-передвижек в рабочих клубах и красных уголках предприятий, в Доме Союзов, в парке культуры и отдыха им. Горького, в музеях страны. Сотрудники свердловского музея в 1941-42 гг. провели 180 лекций.

 

50.Сущность и специфика современных социально-культурных технологий

Культурная деятельность - это деятельность, направлен­ная на создание, сохранение, распространение культурных цен­ностей и приобщение к ним различных слоев населения. Социальная работа - деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям в реализации их материальных и духовных потребностей, обеспечивающая воз­можность их полноценного функционирования в обществе в качестве его субъектов. Социально-культурная деятельность, соответственно, может быть определена как интегративная многофункциональ­ная сфера деятельности; ее целью являются организация рацио­нального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского твор­чества в рамках свободного времени. Социально-культурные технологии это система методов, организующих и направляющих практическую деятельность работников культуры.По видам данные технологии можно подразделить на 4 группы, направленных на:1) формирование и распространение культурных ценностей;2) выявление и сохранение культурных ценностей;3) освоение культурных ценностей;4) организацию досуга.По мнению Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, можно разделить на основные группы: общие технологии ориентируют на наиболее характерные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельности (например, процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга) обучающие; воспитательные. функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направления культурно-досуговой деятельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других);— технология информационно-познавательной деятельности;— технология самодеятельного творчества;— рекреативно-оздоровительная технология. дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными труппами. технология организации досуга детей и подростков;— технология молодежного досуга;— технология семейного досуга;— технология организации досуга лиц среднего и пожилого возраста. Социально-экономические технологии - это система методов, с помощью которых оказывается воздействие на материальные, мо­ральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности людей. К ним относятся: натуральная и денежная по­мощь; установление льгот, пособий и компенсаций; патронаж; быто­вое обслуживание; поощрения и санкции. Организационно-распорядительные технологии - это система методов, с помощью которых оказывается влияние на: мотивы пове­дения людей, как необходимости общественной и трудовой дисцип­лины; формирование чувства долга, ответственности, причастности к принятию решений на производстве. Данные методы опираются на нормативно-правовые документы и их базой служат управленческие решения, такие, как регламентирование, нормирование, инструктиро­вание. Медико-социальные технологии направлены на поддержание и охрану здоровья через деятельность учреждений медицинского и со­циального страхования, социального обеспечения, медицинского об­служивания, медицинской экспертизы, медицинской и социальной реабилитации. Психолого-педагогические технологии - это система методов воздействия на человека через механизм психологической и педаго­гической регуляции его социального самочувствия и поведения. К данной группе относятся методы: социального исследования; наблю­дения; социально-психологической диагностики; внушения; инфор­мирования; психологической коррекции; расширения возможностей для проявления творческих способностей личности. Социально-культурные технологии - это система методов, ор­ганизующих и направляющих практическую деятельность работни­ков культуры. По видам данные технологии можно подразделить на несколько групп, направленных на: 1) формирование и распростра­нение культурных, ценностей; 2) выявление и сохранение культурных ценностей; 3) освоение культурных ценностей; 4) организацию досу­га.Говоря о структуре технологии, следует отметить, что составными ее элементами должны служить: концептуальность, т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения поставленных целей;с истемность, которая заключается в логике и целостности процесса, взаимосвязи всех ее частей; управляемость, предполагающая компетентный анализ конкретной ситуации, разработку и реализацию проектов и программ, диагностику на определенных этапах развития процесса и способность варьировать средствами и методами для достижения результатов;эффективность современных технологий должна заключаться в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение;и еще важный элемент разработанной технологии — это ее воспроизводимость в других однотипных учреждениях и другими субъектами.Технологии как системе присущи основополагающие чер­ты; целостность, целесообразность, функциональное единство её компонентов. А потому, рассматривая социально-культурную тех­нологию как целостный процесс, остановимся на сущности её состав­ляющих. Технология включает в себя комплекс технологических процессов. В группе социально-культурных технологий таким техно­логическим процессом является методика. В свою очередь методикой является «творческий процесс», включающий в себя «совокупность методов, приемов и средств» це­лесообразной организации какой-либо досуговой деятельности. Методика является целостной системой, в ко­торой взаимодействует множество компонентов, представленных в виде подсистем. Следует выделить 4 таких подсистемы: 1) организа­ционная, которая включает в себя управление, финансы, штатное рас­писание, должностные инструкции, наличие секторов и отделов; 2) методическая, включающая в себя сценарии, сценарные разработки, методические рекомендации, описание опыта; 3) режиссерская, за­ключающаяся в разработке замысла, составлении плана репетиций, показе; 4) психологическая, основу которой составляет установление отношений между сотрудниками и мастерство специалистов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.57.145 (0.011 с.)