Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры



Основные направления информационно-просветительной деятельности. Содержание социально-культурной деятельности явля­ется и формой интеграции основных направлений информаци­онно-просветительной деятельности. При этом следует отме­тить что, как на содержание социально-культурной деятельности, так и на направления информационно-просве­тительной деятельности оказывают влияние социокулътурная ситуация в обществе и происходящие процессы. Политическое просвещение является одним из основных и приоритетных в деятельности учреждений культуры и досуга, и оно направлено на активное привлечение населения страны к государственной и общественной жизни страны; на раскрытие общих закономерностей внешней и внутренней политики госу­дарства.Основными задачами историко-культурного направления является привлечение населения для участия в охране и освое­нии историко-культурной и экологической среды своего региона, а также сохранение исторической памяти народа и воспита­ние молодежи на основе контакта с историей и культурой. Экономическое просвещение ставит своей задачей разви­тие у населения гибкого экономического мышления в сфере про­изводственных и внепроизводственных отношений.Особенностями нравственного просвещения являются поиск методов ненасильственного развития личности и возвра­щение человека к идеалам добра, справедливости и милосердия. Художественное и эстетическое просвещение является в настоящее время одним из основных и должно решать задачи массового эстетического воспитания населения, формирования художественной культуры личности и создания условий для приобщения населения к художественным ценностям.Ведущую роль в работе многих учреждений культурно-досуговой деятельности играет экологическое просвещение и воспитание. Вместе с тем следует отметить, что существует большое разнообразие других видов просвещения, среди кото­рых можно отметить педагогическое, психологическое, физкультурно-оздоровительное, научно-техническое и многие другие. Социальная информация -это информация, создаваемая и передаваемая людьми, отражающая определённые знания и эмоции, волевые воздействия, включенные в коммуникационный процесс. особенности социально-культурной информации: • актуальность, злободневность, своевременность;• возможность использования самых разнообразных средств воздействия, таких, как живое слово, печатные, наглядные, художественные, электронные, синтети ческие средства;• возможность и потребность выносить на общественное мнение проблемы частного (локального) и общего (глобального) значения. Средства массовой информации и учреждения досуга. Исторически сложились следующие способы их взаимовлияния и взаимодействия:1) практика живых газет 20-30-х годов, когда нехватка периодики восполнялась ее сценическим «прочтением» в клубах и избах-читальнях;2) коллективное прослушивание радиопередач, позже - просмотр ТВ программ с последующим обменом мнениями, «оргвыводами» идеологов, проводившиеся в клубных холлах, библиотеках, красных уголках;3) тиражирование в учреждениях культуры и досуга форм, родившихся на радио, ТВ:• конкурсные программы: КВН, «А ну-ка, девушки!», «А+Б» (агитбригад), «Алло, мы ищем таланты!»;• театрализованные информационно-развлекательные про граммы: «От всей души», «Огонек», «С добрым утром»;• интеллектуальны ешоу: «Счастливыйслучай», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Умники и умницы». В свою очередь, из клубов и Домов культуры на экраны, в эфир пришли:• традиционные устные альманахи: «В мире животных», «Кинопанорама», «Здоровье», «Кинопутешествия»;• фестивали: «Радуга», «Виктория»;• праздники народного творчества: «Играй, гармонь», «Шире круг», «Эх, Семеновна!»;• клубные гостиные: «Зеленая лампа», «В нашу гавань за ходили корабли», «Театр + ТВ», «Белый попугай»;• встреча с интересным человеком: «Студия Останкино приглашает», «VI?», «Персона грата», «ЖЗЛ»;• всевозможные ток-шоу: «Тема», «Мы», «Глас народа», суть которых - клубный диспут, распространенный в за рубежном досуге дискуссионный клуб;4) практика образовательных программ на радио, ТВ, специальных периодических изданий и отдельных рубрик в помощь школьникам, студентам, всем желающим получить ту или иную полезную информацию;5) освещение в СМИ проблем культуры, искусства, досуга; популяризация культурно-досуговых программ, рек ламная информация;6) развитие новых форм досуга на основе современной информационно-коммуникативной техники: интернет-кафе, интернет-клубы, компьютерные классы, холлы, центры; вирту альные шоу, вакационные парки, электронные библиотеки.7) создаваемые в системе общественного досуга мультимедийные центры (обучение всех желающих навыкам овладения современными информационными технологиями), медиаобразовательные программы (обучение рациональному пользованию информационными источниками); воспитание культуры потребления информации. Виды информационно-просветительской деятельности В.Я. Суртаев в зависимости от способа осмысления и подачи социальной информации условно разделяет клубные формы на четыре группы:1) рационально-познавательные (лекции, беседы, встречи за «круглым столом»);2) эмоционально-зрелищные (спектакли, концерты, театрализованные представления);3) познавательно-поведенческие (участие в работе инициативных любительских и общественно-политических клубов);4) комплексные (праздники и обряды, дискотеки, многообразные виды тематических вечеров) При этом он отмечает, что важным основанием для классификации просветительных мероприятий является степень участия в них масс.Чаще всего формы информационно-просветительской дея тельности разделяют на три вида: монологические, в которых преобладает речь ведущего или лектора (популярная лекция, публичная речь, экспресс-информация, брифинг, консультаци онно-справочная работа); диалогические формы, в которых происходит взаимодействие информатора или ведущего и ауди тории. К ним относятся: встречи с интересными людьми вечер вопросов и ответов, ток-шоу, диспут, круглый стол, аукцион идей; комплексные формы, которые входят в работу лекториев, университетов. Среди них различные месячники (культуры, искусства, памяти, согласия и т.д.); чтения (литературные, педагогические, тематические циклы).Наиболее ярким проявлением сущности развивающей, информационно-познавательной технологии служит диалог как эффективное средство взаимопонимания, развития гласности, открытости, демократии, партнерского отношения людей в сфере свободного времени. Диалог и диалоговые программы (лекции-диалоги, круглые столы, ток-шоу) выступают в качестве обязательного элемента социотренинга людей разных возрастов и профессий. Учреждения культуры и досуга переходят сегодня на более интенсивное использование новых носителей информации, видеотехники, компьютерной техники. Массовое культурологическое просвещение подразу мевает и актуальное сегодня медиаобразование - подготовку молодежи к более углубленному восприятию кино, телевидения, видеопрограмм и других средств массовой коммуника ции. Остро встает вопрос иммунитета против «кислотности» массовой культуры.На стыке традиционных направлений информационно-просветительной деятельности жизнь подсказывает новые идеи:• социально-досуговая терапия для детей, инвалидов, по жилых людей;• обучение релаксаторским технологиям: от простейших до комплексных;• последовательное развитие навыков самоорганизации рационального досуга;• мультикультура в сфере досуга как новая модель организации социального поведения и др.В отличие от других социальных институтов, учреждения культуры создают для развития информационно-просветительской деятельности свою специфику: доступность, свободу выбора, нерегламентированный характер образовательных и познавательных программ, альтернативные методики, сочетающие научные и художественно-выразительные средства, гибкое реагирование на конъюнктуру досуговых интересов, возможность связать в единую социально-педагогическую цель информационную, образовательно-кружковую, индивидуально-консультационную работу.

 

 

53.Особенности драматургии культурно-досуговых программ, их музыкальное оформление.

Драматургия является первичным компонентом при создании духовных ценностей. В КДД следует различать предметную деятельность (результат-создание определенных духовных ценностей, приобретение умений, навыков в художественном, техническом творчестве). Культурно-досуговая программа - сценическое или площадное произведение, которое по своей природе должно иметь драматургию. Виды драматургии:Драматургия драматического театраОперы и балетаКино и телевидения и.т.дВиды различаются спецификой подхода к раскрываемому материалу. Но есть у них и общее - действие, жизнь в движении. Во-первых, драматургическое действие всегда развивается на наших глазах, в настоящем времени. Во-вторых, действие только тогда и называется действием, когда оно требует преодоления препятствий. Без драм. конфликта нет и не может быть драматургии. В-третьих, драматургическое действие всегда делает зрителя свидетелем, не оставляет его равнодушным. (Эта особенность драматургии очень важна)Однако не всякое явление жизни может стать объектом драматургической разработки конкретных видов искусства. Драматургия культурно - досуговых программ предполагает действие, преломленное через конкретные образы (поступки, мысли людей, столкновение характеров). Специфика культурно - досуговых программ обусловлена природой учреждения культуры. Процесс воздействия в учреждении культуры по линии внутриаудиторного воздействия, общения. Этой проблемой занимался Г. А. Товстоногов, рассматривал «контакт сцены и зрительного зала, человека на сцене и человека в зале.Драматургия культурно - досуговой деятельности развивается в 3х направлениях:Культурно – досуговые программы.Предметная художественная деятельность в учреждениях культуры.Предметная художественная деятельность в домашнем досуге. Сценарий - подробная разработка программы. Во главе реальный герой, но это не значит, что нельзя обращаться к вымыслу. Однако в основе лежит драматургия факта. Реальность места действия чрезвычайна важна в культурно- досуговой программе. Воспоминания зрителей и использование реальности и художественных, выразительных средств, значительно сильнее действуют на зрителя, чем стихи, песни, рисунки. Основные требования к сценарию программы: Опора на основные закономерности драматургии (фактологичность, сюжет, конфликт, построение композиции действия)Предусмотрение внешних действий для выявления актуальных идей.Соответствие содержания и формы образовательному и культурному развитию. Некоторые драматические приемы: 1Прием создания «сценической напряженности» (заставляет зрителя с напряженным вниманием следить за действом)2Прием «создания беспокойства» (симпатичное зрителю лицо ставится в опасное положение)3Прием «задержка желаемого события» (автор заставляет зрителя сильно желать наступления какого либо события)4Способ «узнавания» (зритель узнает знакомые ему лица)5Прием «обманутого ожидания» (автор неожиданно поворачивает действие на др. путь)6Прием «непоказанное до конца»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 792; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.007 с.)