Общая характеристика ресурсной базы СКД



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика ресурсной базы СКД



Все ресурсы, входящие в классический для экономики перечень, имеют применительно к специфике социально-культурной сферы целый ряд особенностей в трактовке и понимании. Ресурсная база предстает здесь как совокупность основных компонентов, необходимых для производства конкретного культурного продукта, культурных благ или услуг. Уже сам факт наличия ресурсов определяет производственный потенциал субъектов социально-культурной деятельности, реальную возможность реализации социально-культурных проектов и инициатив. Ресурсную базу характеризуют несколько разновидностей ресурсов.Нормативный ресурс представляет собой массив правовых и организационно-технологических документов и инструктивной информации, определяющий организационный порядок подготовки и проведения социально-культурной деятельности.К кадровому (интеллектуальному) ресурсу относится номенклатура специалистов, а также технического и вспомогательного персонала, по своим характеристикам, прежде всего профессиональному и интеллектуальному уровню, соответствующих назначению (набору функций) организации и обеспечивающих качество производимого культурного продукта (благ и услуг).Финансовый ресурс состоит из бюджетных и внебюджетных источников финансирования, использование которых не противоречит действующему в Российской Федерации законодательству.Материально-технический ресурс включает в себя специальное оборудование, имущество, инвентарь для производства и эксплуатации культурного продукта (благ и услуг) и создания соответствующей среды для обеспечения культурной, просветительской и досуговой деятельности. Составной частью материально-технического ресурса является недвижимость, необходимая для оптимального функционирования объектов социокультурного назначения. К видам недвижимости относятся: здания, помещения, специально обустроенные сооружения и территория под ними. Социально-демографический ресурс обозначает совокупность физических лиц, проживающих на территории конкретного региона (города, микрорайона, поселка). Эти лица различаются по возрастным, социальным, профессиональным, этническим и другим признакам. Они представляют собой категорию либо активно задействованных участников социально-культурной деятельности (реальную аудиторию клуба, парка, музея и др.), либо на данный момент по ряду объективных причин (в том числе личного характера) не участвующих в социокультурных мероприятиях (потенциальную аудиторию).В информационно-методическом ресурсе объединены все возможные средства и способы организационно-методического руководства, информационно-методического обеспечения, переподготовки и повышения квалификации кадров в области социально-культурной деятельности. Производство культурного продукта, благ и услуг не может обойтись без морально-этического ресурса. Он необходим для реализации совокупности принципов, норм и требований, определяющих согласованность профессионально-нравственных позиций, норм общения и поведения участников социально-культурной деятельности, основанных на совпадении их интересов и доброй воли.

 

Особенности производственных ресурсов отрасли культуры.

Источники любого производства – это ресурсы которыми располагает общество.Ресурсы производства – совокупность тех природных, социальных, духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей.Ресурсы принято делить на 4 группы:1. природные2. материальные – все созданные человеком средства производства, которые сами являются результатом производства3. трудовые – население в трудоспособном возрасте4. финансовые – денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства.Специфика СКС с точки зрения ее экономической характеристики проявляется прежде всего в особенностях ее ресурсного потенциала.Л.И.Якобсон выделяет 4 вида ресурсов:- трудовые- материальные- природные- информационныеГ.М.Галуцкий подразделяет ресурсы на две группы:1. ресурсы творческого производства (трудовые, энергетические, информационные, материальные)2.ресурсы духовного восприятия (уровень культуры населения и резерв свободного времени)Особенности ресурсного потенциала в сфере культуры1. предметом труда в сфере культуры является человек2. в СКС имеет место сочетания высокой трудоемкости услуг с относительно малой фондо- и материалоемкостью3. трудовые ресурсы сферы отличаются более высоким уровнем профессиональной квалификации4. в сфере культуры особенности технологии социально-культурного обслуживания не позволяют замещать живой труд овеществленным

Бюджетное и благотворительное финансирование сферы культуры.

По своей структуре бюджетная система РФ состоит из трёх звеньев: федерального (республиканского) бюджета, регионального, местного.Поступления из бюджетов этих уровней всегда являлись традиционным источником финансирования творческо-производственной деятельности, социального развития государственных учреждений культуры. Прямое государственное финансирование осуществляется по следующим направлениям: программное финансирование;финансирование социально-творческих заказов;субсидирование (в виде выделяемых грандов, премий и т.п.)Выделяется также косвенное бюджетное финансирование в виде различных налоговых, таможенных и других льготах. Финансирование - это процесс передачи денежных средств от одного хозяйственного субъекта другому с целью экономической поддержки его деятельности, снабжение предприятий и учреждений денежными средствами из определенных источников на конкретные цели.Существуют определенные направления, которые рассматриваются в качестве приоритетных и по которым финансирование осуществляется по форме программного:сохранение и восстановление памятников истории, культуры и архитектуры;сохранение народных традиций (поддержка фольклорных ансамблей и центров декоративно- прикладного творчества и самодельного народного творчества и др.);развитие национальных культур малочисленных народов (создание центров национальных культур, проведение национальных фестивалей и т.п.);развитие творчества детей и поддержка молодых дарований;организация семейного отдыха и создание условий для здорового образа жизни. При разработке программ органы культуры преследуют некоторую социально-значимую и общественно-необходимую цель, которая может быть достигнута разными исполнителями с различной эффективностью.Финансирование социально-творческих заказовСледующий источник финансирования сферы культуры обусловлен в значительной степени выполнением социально-творческих заказов. Социально-творческие заказы на проведение фестивалей, смотров, конкурсов, выставок, представлений и т.п. должны на конкурсной основе выдаваться различным культурным учреждениям городскими комитетами, районными отделами по культуре, муниципальными органами. Получение подобного заказа является достаточно важным для финансовой стабильности, поскольку позволяет развивать творческую деятельность повышать свой культурно-художественный потенциал.Учреждения культуры могут также выполнять на договорной основе заказы различных общественных, коммерческих организаций (празднование юбилеев, проведение рекламных кампаний и т.п.), однако, в отличие от стабильности социально-творческих заказов, данный источник финансирования, как правило, носит эпизодический характер.Бюджетное финансирование автономным некоммерческим организациям обеспечивается при условии исполнения ими государственного заказа.Выполняя государственный заказ, автономная некоммерческая организация культуры реализует государственные программы и проекты развития культурного уровня населения. Бюджетное финансирование автономным некоммерческим организациям обеспечивается при условии исполнения ими муниципального заказа.СубсидированиеК государственным источникам финансирования и поддержки социально-культурной сферы можно также отнести выделяемые премии, гранды, льготы, которыми пользуются различные группы творческих деятелей, выдающиеся представителями художественной элиты, преуспевающая в обучении творческая молодёжь, победители различных конкурсов и т.д.Правительство РФ регулярно и ежегодно выделяет субсидии на проведение фестивалей и конкурсов, организацию гастролей и творческих командировок. Оно стимулирует создание благотворительных фондов и фондов поддержки и развития культуры. Наряду с государственной поддержкой сферы культуры существует негосударственная поддержка.Существенно возрастает роль внебюджетных источников финансирования. К ним относятся:спонсорство;благотворительность (для культуры и искусства - меценатство);патронаж;предпринимательская деятельность;коммерческая деятельность (платные услуги);кредиты банков. Благотворительность (для культуры и искусства - меценатство)
Является проявлением филантропии, не предполагая каких-то финансовых и прочих обязательств со стороны получающих поддержку. Благотворитель демонстрирует акт свободной воли при оказании поддержки. Поэтому и оформляется благотворительность обычно актом дарения. Благотворительность как любое социальное явление выполняет конкретные функции:1) коммуникативную (учреждения культуры, созданные меценатами способствуют сближению высокой и массовой культуры в России; меценаты содействуют сохранению произведений российской и зарубежной культуры для потомков);2) формирование социального сознания членов российского общества (музеи, галереи, выставки, театры, созданные при финансовой поддержке меценатов, влияют на социально-культурный облик россиян, способствуют формированию и определению социального сознания людей, их ценностных ориентации);3) функция социальной памяти (благодаря усилиям меценатов многие памятники истории и культуры сохранены для потомков).Меценатство наиболее свободное выражение сотрудничества делового мира и сферы культуры.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.223.5 (0.008 с.)