Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и динамика развития рекреационно-развлекательной деятельности

Поиск

Организация отдыха и развлечений является одной из основных социальных функций современного УК. Любой вид свободной дея­тельности несет в себе как функцию восстановления сил, так и функ­цию развития знаний или способностей человека. Культурный отдых — это не только средство избавления от уста­лости, но и средство нейтрализации и компенсации негативных сторон повседневного образа жизни элементов монотонности и жестких стереотипов. Основное внимание современные клубы сосредотачивают на орга­низации активного отдыха. Это предпочтение имеет и чисто физио­логическое значение. Каким бы ни был по своему характеру труд, про­цесс утомления распространяется как на мышечную, так и на нервную систему. В наибольшей степени оно всегда затрагивает высший от­дел головного мозга — кору больших полушарий. При этом снижает­ся работоспособность отдельных участков коры. Истощенные нервные клетки могут восстановить растраченные питательные вещества и де­еспособность только после временного торможения. При этом наи­более действенным способом снятия утомления является не просто временный покой утомленных органов, а покой, связанный с работой других органов. Этот эффект лег в основу целостной теории активно­го отдыха. Суть ее заключается в периодическом чередовании раз­ных видов деятельности. Но работа по организации полноценного досуга связана с воздействием не только на биологическую, а и на духовную сферу личности. Отдых не может и не должен сводиться лишь к восстановлению сил уставшего человека.В большинстве слу­чаев современные исследователи четко разграничивают понятия отдых и развлечения. В традиционном словоупотреблении «раз­влечениями» именуют такие виды деятельности в свободное вре­мя, которые дают возможность повеселиться, приятно провести время, отвлекают от повседневных дел, доставляют удовольствие. В отличие от отдыха, который может быть пассивным и полупас­сивным, развлечения всегда требуют активности, предполагают определенную подготовку и организацию. Отдых необходим, обя­зателен для человека — развлечение не столь непреложно: оно может быть отодвинуто, перенесено на другое время без суще­ственного ущерба для здоровья. Если в процессе отдыха удовлет­воряются в основном физиологические потребности, то развле­кательные занятия связаны главным образом с реализацией по­требностей психологического плана.Педагогические возможности отдыха и развлечений довольно разнообразны. На отдыхе люди могут получать новую информацию, обогащаться интеллектуально. В развлекательных занятиях человеку предоставляются широкие возможности для тренировки и появле­ния сообразительности, находчивости, изобретательности. Клубные игры почти всегда требуют гибкости ума, творческой выдумки, ост­роумия. Соревновательная обстановка, присущая многим игровым развлечениям, особенно активизирует мысль. Клубный досуг спосо­бен оказать положительное влияние на нравственное становление личности,в частности на выработку чувства коллективизма. Отдых и развлечения могут эффективно способствовать и эстетическому раз­витиюличности,формированию художественного вкуса.

86 Классификация и виды игр в деятельности учреждений СКС

Исследования теории игры начались еще во второй поло­вине XIX века. На сегодняшний день существует множество понятий «игра», раскрывающих спектр различных трактовок этого определения. Одни считают это процессом, дающим опре­деленные установки для исполнения определенной роли (Д.Г. Мид), другие — развитие и воспитание (Н. Ушинский, Л.С. Выготский и др.). Точное раскрытие определения игры невозможно, так как каждый автор придерживается собствен­ной научной теории игр, раскрытой в процессе исследований. Автор игры — человек (или группа людей), создавший кон­цепцию (или идею) принципиально ноной формы игровой дея­тельности. Наиболее подробное определение понятию «игра» даст В.И. Даль в своем Толковом словаре живого великорусского языка. «Игра – это то, чем играют и во что играют: забава, установ­ленная по направлениям, и вещи, для того служащие».Рассматривая точнее можно сказать об организации меро­приятия развлекательного характера или пользуясь современ­ным языком – досуге. Поэтому правомочно сказать, что досуг - это часть нерабочего времени, предназначенного для актив­ного отдыха. Активность проявляется в непосредственном участии зрителей, отсюда появление понятия зрелищное, как основной характеристики мероприятия, где существует раз­деление на исполнителей и зрителей, и которому присуща яркая форма и выбор наиболее действенных средств внешней вырази­тельности, предназначенных исключительно для визуального восприятия. Привлечение зрителей в процесс игры развлекательного мероприятия можно определить как игровую акцию, следует игровая акция - совокупность игровых действий (актов), направленная на достижение конкретной постановочной цели (вовлечение зрителей в действие, объединение или разъединение зрителей, повышение их активности и т.д.). С термином «игра» тесно взаимосвязан термин «игровая деятельность». В человеческой практике игровая деятельность занимает ведущее место, особенно в детском возрасте, и ей при­сущи такие функции, как: развлекательная, социокультурная, диагностическая, коррекционная, коммуникативная, социали­зирующая, воспитательная, познавательная, самореализации, игротерапевтическая. Последняя из вышеназванных играет немаловажное значение, так как способствует преодолению раз­личных трудностей, возникающих в других видах жизнедея­тельности человека.К основным характеристикам игровой деятельности можно отнести: доступность, активность, прогрессивность, состязательность, эмоциональную приподнятость, адаптивность, импровизационность, добровольность, креативность, удоволь­ствие.Таким образом, зрелищно-игровой досуг - это форма креа­тивной деятельности человека, направленная на его самореали­зацию (в качестве организатора, исполнителя, зрителя) в игровой акции и обладающая при этом значительным зрелищным эффектом. Классификация игр по месту и времени их проведения. Это игры на воздухе и в помещениях, игры на воде и спортивной площадке, зимние и летние игры. Все это подводит к некоторому разделению игр: по области деятельности (физические, интеллекту­альные, трудовые, социальные, психологические); по характеру педагогического процесса (обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познава­тельные, воспитательные, развивающие, репродук­тивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехни­ческие); по игровой методике (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, соревновательные, драмати­зации); по предметной области (математические, экологи­ческие, физические, искусствоведческие, музыкальные, литературные, прикладные, производственные, спор­тивные, народные, туристические, управленческие, эко­номические, педагогические, досуговедческие и др.); по игровой среде (с предметами и без предметов, компью­терные (игры-автоматы и аттракционы), осуществление посредством технических приспособлений; пространственно-временные).Из всего многообразия игр нами выделены основные группы, которые можно отнести к условиям проведения игр, содержащим классификационные признаки:игры по времени проведения;игры по месту проведения;игры по возрасту участников;игры по степени регулирования;игры с предметами и без предметов;игры по содержанию. Компьютерные игры Как и любое другое явление культуры, компьютерные игры выполняют в обществе определенные функции:креативную (преобразование и освоение виртуального мира);коммуникативную (передача виртуальной информации);нормативную (определение культурных норм игрока);релаксационную (снятие напряжения, эмоциональное расслабление);адаптивно-компенсаторную (возможность восполнения пустот реальной жизни). Телевизионные игры Телевизионные игры имеют большую популярность в сред­ствах массовой информации. Популярными жанрами отечественных игр являются:1. Формы викторин:музыкальные;семейные, командные;аукционные и киновикторины;викторины для профессионалов.2. Телеигры: игры-казино (спортлото);шоу-программы (соединение казино и викто­рины-игры);любовные игры;телеконкурсы;интернациональные игры;национальные игры.Таким образом, любая игровая телепрограмма, как и мно­жество других игр, подвержена модернизации, варьированию структуры игрового действия. Творческие конкурсы. Игровые конкурсные программы Этот вид игровой деятельности, который имеет наряду с традиционными элементами игрового действа (алгоритм орга­низации) нестандартное нововведение, содержащее в равной мере талант творчества и фантазии. Интеллектуально-творческие игры Творческие конкурсы всегда интересны, ярки и надолго остаются и памяти участников, помогают раскрыть каждому свой индивидуальный, творческий потенциал. Дидактические игры Дидактические игры входят в интеллектуально-творческие игры и подразделяются по области деятельности. К ним относят дидактический материал, содержащий задачи, карточки-упраж­нения, занятия-упражнения (обучение основам сравнения и группировки предметов по внешним признакам, их назначе­нию). В результате подобных упражнений игровых действий воспитываются сосредоточенность, внимание, настойчивость, развиваются познавательные способности. Азартные игры Азартные игры с давних пор люди пытались выделить и обустроить в специально отведенные места. Виды этих игр относят к предметной области. В современной трактовке наравне с азартными играми (в старину назывались роковыми или отважными) близко находятся коммерческие (интеллектуальные - бридж, преферанс и др.) и престижные (шахматы, шашки, спортивные игры). Объединяет их то, что в них часто играют на деньги.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.74.47 (0.007 с.)