Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение в педагогическую деятельность

Поиск

ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Учебно-методические материалы

 

 

Составитель: Г.Г. Зайдуллина канд. пед. наук,

доцент

Нижневартовск

Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета

Нижневартовского государственного гуманитарного университета

 

Рецензент: канд. пед. наук, доцент, заведующая кафедрой

гуманитарных наук Южно-Уральского

государственного университета Г.Г. Харисова

 

Введение в педагогическую деятельность: Учебно-методические материалы /Сост. Г.Г. Зайдуллина. – Нижневартовск: НГГУ, 2007. – 48с.

Учебно-методические материалы по дисциплине «Введение в педагогическую деятельность» составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста цикла общепрофессиональных дисциплин федерального компонента государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по направлению 050700.62 «Педагогика» и предназначена для студентов очной формы обучения.

© Г.Г.Зайдуллина, 2007

© НГГУ, 2007

 

Тематический план издания учебно-методической литературы для внутривузовского пользования на первое полугодие 2007 года.

Позиция №_________

 

 

Подписано в печать____________Формат 60x84/16.

Усл. печ. листов_______ Тираж 50 экз.

 

 

Отпечатано в издательстве НГГУ

 

 

Оглавление

Пояснительная записка 4

 

Организационно-методический раздел 6

 

Содержание курса 8

 

Распределение часов по темам и видам работ 11

 

Вопросы к зачету 12

 

Тематика и планы семинарских занятий 14

 

Примерная тематика рефератов

и методические рекомендации к

его написанию 21

 

Тематика контрольных работ 24

 

Учебно-методическое обеспечение курса 25

 

Задания в тестовой форме для

самостоятельной работы студентов

по дисциплине «Введение в

педагогическую деятельность» 26

 

Глоссарий 32

Пояснительная записка

В современных условиях, когда образование воспринимается большинством людей как одна из высших ценностей жизни, резко возрастает значимость педагогической деятельности и растет потребность в специалистах, которые сознательно избирают педагогическую профессию.

Дисциплина «Введение в педагогическую деятельность» является одним из основополагающих курсов для освоения дисциплин педагогического цикла.

Изучение данной дисциплины необходимо студенту для более глубокого понимания современных проблем педагогической науки и практики, а также формирования общей и педагогической культуры, поскольку дает знания о сущности, своеобразии и значении педагогической деятельности в жизни человека. Тем самым содействует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма студентов, обучающихся по педагогическим специальностям.

Курс «Введение в педагогическую деятельность» рассчитан на 72 часа. Из них 36 часов аудиторных занятий (16 часов – лекционных, 20 часов – семинарских занятий), 36 часов отводится на самостоятельную работу студентов.

Программа дисциплины «Введение в педагогическую деятельность» включает в себя следующие темы: Сущность и особенности педагогической деятельности, Спектр педагогических профессий в современном мире, Коммуникативная природа педагогической деятельности, Педагогическая культура личности как условие профессиональной педагогической деятельности, Образование как основная сфера педагогической деятельности, Профессиональное становление педагога.

Изучение курса предполагает включение студентов в творческую, исследовательскую деятельность с использованием различных форм работы: терминологические диктанты, выполнение тестовых заданий, сравнительный анализ идей, позиций, концепций, предложенных в разных учебных пособиях, научных источниках разными авторами; выполнение творческих заданий, реферативных обзоров. Форма отчетности по данной дисциплине – зачет.

Цель данного пособия – оказание помощи студентам ОДО в организации изучения курса и предназначено для студентов дневной формы обучения, обучающихся по направлению 050700.62 «Педагогика».

Курс предназначен для обеспечения учебного процесса, подготавливающего специалистов в области педагогического образования.

В пособии содержатся:

1) пояснительная записка,

2) организационно-методический раздел,

3) содержание курса,

4) распределение часов по темам и видам работ,

5) вопросы к зачету,

6) тематика и планы семинарских занятий,

7) примерная тематика рефератов и методические рекомендации к его написанию,

8) тематика контрольных работ,

9) учебно-методическое обеспечение курса,

10) задания в тестовой форме для самостоятельной работы студентов,

11) глоссарий.

 

I. Организационно – методический раздел

1. Цель курса: формирование общепрофессиональной компетентности студентов путем освоения основ стратегии личностного и профессионального роста в сфере педагогической деятельности.

-

2. Задачи курса:

· сформировать знания об особенностях педагогической деятельности, о нормативных и законодательных основах профессиональной педагогической деятельности;

· развить основные информационно-педагогические умения, связанные с получением, переработкой и освоением информации, полученной из различных источников (монографии, учебники, научно-популярная литература,художественные и публицистические произведения, электронные средства массовой информации и др.);

· развить умения проектировать индивидуальный маршрут в педагогическом образовании; сформировать готовность заниматься профессиональной педагогической деятельностью и использовать ее возможности в других профессиях;

  • содействовать осознанию ценностно-смысловой природы педагогической деятельности, ее гуманистической направленности и востребованности в современном обществе.

 

3. Место курса в системе профессиональной подготовки выпускников

Курс «Введение в педагогическую деятельность» в соответствии с учебным планом направления 050700.62 «Педагогика» рассчитан на 72 часа. Из них 36 часов аудиторных занятий (16 часов – лекционных, 20 часов – семинарских занятий), 36 часов отводится на самостоятельную работу студентов.

Требования к уровню освоения содержания курса

 

Студенты в конце курса должны

Знать:

1) происхождение, сущностные характеристики и специфику педагогической деятельности; понятие о профессиональной компетентности педагога, её сущность, структуру и содержание. Перспективы развития педагогических профессий в новых социально-экономических и информационных условиях. Стратегию развития современной системы отечественного образования.

2) Сущность, виды, средства и стили педагогического общения. Профессионально-значимые качества личности педагога, пути их развития и совершенствования. Основные факторы и этапы становления профессиональной деятельности педагога.

Уметь:

1) Работать с педагогической литературой, сравнивать суждения различных авторов по одной проблеме.

2) Выделять главное, анализировать и конспектировать литературные источники.

3) Составлять аннотацию, резюме к статье, книге; готовить реферат по проблеме.

 

 

Государственный образовательный стандарт дисциплины ОПД.Ф.05 «Введение в педагогическую деятельность»

Направление 050700.62 «Педагогика»

Образовательная политика в России. Основные направления модернизации. Педагогическая деятельность: её сущность и ценностные характеристики. Профессиональная компетентность педагога. Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности. Гуманистическая природа педагогической деятельности и культура педагога. Источники педагогических идей. Современная педагогическая публицистика, научная и художественная литература. Современная система отечественного образования: стратегия развития. Педагогические учебные заведения. Образовательно-профессиональный путь студента педагогического вуза. Карьера педагога.

 

 

II. Содержание курса

Тема 5. Образование как основная сфера педагогической деятельности

Образовательная политика в России. Основные направления модернизации. Образование как отражение экономического, социокультурного, духовного развития общества. Образование как приобщение к ценностям культуры. Общечеловеческое и национальное в образовании. Современная система отечественного образования: стратегия их развития. Педагогические учебные заведения.

Вопросы к зачету

1. Возникновение и становление педагогической деятельности.

2.Особенности педагогической деятельности: гуманистическая природа труда педагога, коллективный и творческий характер педагогической деятельности.

3. Перспективы развития педагогической деятельности.

4. Профессиональная деятельность педагога. Сущность педагогической деятельности.

5. Основные виды педагогической деятельности: воспитательная работа, преподавание; их взаимосвязь.

6. Структура педагогической деятельности.

7. Педагог как субъект педагогической деятельности.

8. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.

9. Личность педагога. Требования к личности педагога в работе с детьми.

10. Педагогическое мастерство педагога. Различные подходы к определению понятия «педагогическое мастерство», его составляющие.

11. Понятие о профессионально- педагогической компетентности педагога.

12. Структура профессиональной компетентности педагога.

13. Соотнесите понятия: «профессионально-педагогическая компетентность», «профессионально-педагогическая компетенция».

14.Теоретические умения педагога, их содержательная характеристика: аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные умения.

15. Содержание практической готовности педагога: организаторские, информационные, развивающие, ориентационные, мобилизационные, прикладные, умения педагога.

16. Содержание коммуникативных умений педагога, их структура: перцептивные умения, умения собственного общения, умения и навыки педагогической техники.

17. Источники педагогических идей. Современная педагогическая публицистика, научная и художественная литература.

18. Общение как условие педагогической деятельности. Индивидуальный стиль общения.

19. Стили, виды и средства педагогического общения.

20. Понятие профессионального самовоспитания и его роль в становлении личности педагога.

21. Профессиональный идеал и средства профессионального самовоспитания педагога.

22. Профессиональная этика педагога.

23. Общая и педагогическая культура педагога, их взаимосвязь. Основные компоненты педагогической культуры.

24. Образование как основная сфера педагогической деятельности. Общечеловеческое и национальное в образовании.

25. Образовательная политика в России. Основные направления модернизации.

26. Современная система отечественного образования: стратегия развития. Педагогические учебные заведения.

 

Тематика и вопросы семинарских занятий

Семинарское занятие №1 (4 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Сущность педагогической деятельности.

2. Происхождение педагогической деятельности.

3. Педагогическая деятельность как профессия. Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность.

4. Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности.

5. Ценностные характеристики педагогической деятельности.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. В чем заключается сущность и своеобразие профессиональной

педагогической деятельности?

2. Чем отличается профессиональная педагогическая деятельность

от непрофессиональной?

3. Законспектируйте § «Ценностные характеристики педагогической деятельности», используя для этого учебник: Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др., Под ред. А.С. Роботовой. – М.,2002. С.39-45.

4. Можете ли вы доказать, что педагогическая деятельность – это всепроникающий вид человеческой деятельности? Постройте свою систему доказательств.

Основная литература

1. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др., Под ред. А.С. Роботовой. – М.,2002.

2. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. 3-е изд. М., 2000.

Дополнительная литература

1. Остапчук Н.В., Петрунина Т.А. Общение в структуре педагогической деятельности.– Екатеринбург, 1998.

2. Профессиональная культура учителя /Под ред. В.А.Сластенина. М., 1993.

3. Основы педагогического мастерства /Под ред. И.А.Зазюна. М., 1989.

 

Семинарское занятие №2 (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Принцип гуманизма и его реализация в истории педагогики.

2. Гуманистическая природа педагогической деятельности: сущность педагогической деятельности, его виды и структура.

3. Пути и основные средства реализации задач гуманистической педагогики.

4. Гуманизация образования на современном этапе.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Найдите и выпишите высказывания общественных деятелей, педагогов, писателей о гуманистической природе труда учителя и педагогической профессии в целом.

Основная литература

1. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. 3-е изд. М.,2000. С.24-40.

2. Смятских Л. Принцип гуманизма и его реализация в истории развития педагогического образования //Дошкольное воспитание. 1996. № 8.

3. Петровский А.В. Учимся общаться с ребенком. – М., 1989.

Дополнительная литература

 

1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие. СПб; Ростов- н / Д., 1999.

2. Калмыкова З.И. Педагогика гуманизма. М., 1990.

Семинарское занятие №3 (4 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Понятие о профессиональной компетентности педагога, его структура.

2. Содержание профессиональной компетентности педагога: теоретические и практические умения педагога, их характеристика.

3. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.

4. Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Разъясните сущность понятий «педагогическая компетентность», «педагогическое мастерство». Выпишите из изученных вами источников несколько определений, отражающих вашу точку зрения. Дайте обоснование своего выбора.
  2. Какова структура профессиональной компетентности педагога?
  3. Выделите основные педагогические умения учителя (теоретические и прикладные). Результаты оформите в таблицу.
  4. Подготовьте выступление, реферат по теме: «Профессионализм педагога. Многообразие его проявлений в практической деятельности» (2-5 источников).
  5. Составьте аннотацию или резюме на любую книгу или статью из журнала, использованную для выполнения задания № 4.

Основная литература

1. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов. /В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. 3-е изд. М., 2000. С. 40-56.

2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних учебных заведений. М., 2000. 176с.

3. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А.Зазюна. М., 1989.

Дополнительная литература

1. Лихачев Б. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие. М., 1992.

2. Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А.Сластенина. М., 1993.

Семинарское занятие №4 (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Сущность педагогического общения.

2. Функции и средства общения.

3. Стили общения и стили педагогического руководства.

4. Педагогический такт.

5. Общение: наука и искусство.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризуйте стили педагогического общения и стили педагогического руководства, видите ли вы взаимосвязь между ними?

2. Подготовьте эссе на тему: «Общение: наука и искусство».

Основная литература

1. Петрова Г. А. Жесты в педагогическом общении. – М.: 1998.

2. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др., Под ред. А.С. Роботовой. – М.,2002.

3. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов /В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. 3-е изд. М., 2000.

Дополнительная литература

1. Остапчук Н.В., Петрунина Т.А. Общение в структуре пед. деятельности. – Екатеринбург, 1998.

2. Основы педагогического мастерства /Под ред. И.А.Зазюна. М., 1989.

Семинарское занятие №5 (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Общие представления о средствах педагогического воздействия: речевых и невербальных.

2. Значение невербальных средств общения и возможности их использования в работе педагога.

3. Типичные ошибки и нецелесообразное использование жестов в профессиональной деятельности педагога.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Подберите игры и упражнения на формирование умений наблюдать, выделять в наблюдаемом главное и существенное; определять настроение и чувства партнера по внешним признакам.

2. Подберите упражнения на закрепление умений действовать в типичных педагогических ситуациях; производить на аудиторию благоприятное впечатление; упражнения на формирование навыков педагогической импровизации в общении, используя разнообразные средства общения (слово, интонацию, жесты, проксемические средства).

3. Составьте тезисы по статье Пиз А. Общие понятия о языке жестов «невербальная коммуникация».

Основная литература

1. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979. С.34.

2. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. М., 1995. С.72-92.

3. Пиз А. Общие понятия о языке жестов «невербальная коммуникация» // В кн. Хрестоматия по социальной психологии: Учебное пособие для студентов / Сост. Т. Кутасова. М.,1995. С.46-54.

4. Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе. М., 1998.

Дополнительная литература

1. Атватер И.Я. Я вас слушаю. М., 1984.

2. Ниренберг Д., Калеро Г. Как «читать» человека, словно книгу. М., 1992.

3. Пиз Л. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. Н.Новгород, 1992.

4. Вачков И.В. Психологические игры и упражнения для ведущего тренингов

//Школьные технологии. 2001. № 5-7.

5. Бабайцева В.Ю. Личностно-ориентированный тренинг в процессе подготовки будущих учителей к воспитательной работе с трудными детьми: Учебное пособие. М.,1997.

Семинарское занятие №6 (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Общая культура – условие профессионализма педагога.

2. Научная эрудиция, ценностные ориентации как компоненты педагогической культуры.

3. Этика и эстетика педагогического труда.

4. Педагогическое творчество и мастерство.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Раскройте сущность и основные компоненты индивидуальной педагогической культуры?

2. Какие этические нормы взаимоотношений педагога с детьми вы считаете наиболее значимыми?

3. Соотнесите понятия: «педагогическая техника», «педагогическое мастерство», «педагогическое творчество».

4. Подготовьте групповые проекты: педагогический журнал, хрестоматие «Идеал педагога».

Основная литература

1. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др., Под ред. А.С. Роботовой. – М.,2002.

2. Профессиональная культура учителя /Под ред. В.А.Сластенина. М., 1993.

3. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов /В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. 3-е изд. М., 2000.

Дополнительная литература

1. Остапчук Н.В., Петрунина Т.А. Общение в структуре пед. деятельности. – Екатеринбург, 1998.

2. Основы педагогического мастерства /Под ред. И.А.Зазюна. М., 1989.

 

Семинарское занятие №7 (4 часа)

Подготовка и профессиональное становление личности педагога

Вопросы для обсуждения

1. Образование как основная сфера педагогической деятельности.

2. Образовательная политика в России. Основные направления модернизации.

3. Личностное и профессиональное становление. Факторы профессионального становления. Этапы становления профессиональной деятельности педагога.

4. Источники и пути самообразования педагога. Понятие личностной и профессиональной перспективы. Карьера педагога.

5. Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога.

6. Взаимосвязь профессионального и личностного становления как условие самореализации человека.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Напишите мини – сочинение на тему «Почему я выбрал(-а) педагогическую профессию?»

2. Составьте программу профессионального самовоспитания на ближайший период (три месяца, полгода, год).

Основная литература

1. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов /В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев и др. 3-е изд. М., 2000. С.56-72.

2. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально – педагогической культуры преподавателя в высшей школе. М., 1993.

3. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др., Под ред. А.С. Роботовой. – М.,2002.

Дополнительная литература

1. Мудрик А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение. М., 1986.

2. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. М., 1995.

 

 

Примерная тематика рефератов и

методические рекомендации к его написанию

Примерная тематика рефератов

1. Профессионализм учителя. Многообразие его проявлений в практической деятельности.

2. Педагогические аспекты в различных видах профессиональной (непедагогической) деятельности.

3. Педагогические конфликты: их причины, разрешение и последствия. (Работа с педагогической периодической печатью).

4. Учитель-мастер: педагогическая характеристика.

5. Аналитическое описание образовательной системы одной из школ города.

6. Мастерство и вдохновение на уроке.

7. Репродуктивные и творческие аспекты в педагогической деятельности.

Методические рекомендации к написанию рефератов по педагогике

Учебный реферат представляет собой краткое изложение содержания научной монографии, или тематической группы научных статей по определенной тематике, или материалов научных публикаций по определенной проблеме, вопросу, дискуссии или концепции.

Реферат не предполагает самостоятельного научного поиска и не требует определения позиции автора или его оценки излагаемого материала.

Задача реферата – краткое изложение основных точек зрения, существующих в науке на сегодняшний день по выбранной автором теме (проблеме).

Тема реферата определяется студентом по согласованию с преподавателем. Студент вправе предложить свою тему, не указанную в списке примерных тем.

 

Этапы работы над учебным рефератом

1. Выбор темы.

2. Подбор и изучение основных источников по теме.

3. Составление библиографии.

4. Обработка и систематизация информации.

5. Разработка плана реферата.

6. Написание реферата.

 

Примерная структура реферата:

· Титульный лист

· Оглавление (или содержание);

· Введение (обоснование научной значимости темы, определение границ рассмотрения темы, обозначение главных рассматриваемых аспектов, описание используемых литературных источников);

· Основная часть (краткое последовательное изложение основных положений темы: три-четыре пункта, с возможным разбиением на подпункты);

· Заключение (итоги, выводы, нерешенные проблемы, автор здесь может изложить свою точку зрения по рассматриваемой теме (проблеме);

· -Список литературы (реально использованный, 2-5 источников);

· Приложение (если есть).

 

Примерный объём реферата:

· 10-15 машинописных страницы через 1,5 интервала; слева 3,5 см, справа до - 2 см, сверху - 2 см, снизу - 2 см.

 

Рекомендации к составлению реферата

1. Реферат следует записывать лаконичным литературным языком, рассчитанным на определенный круг читателей.

2. Не начинайте текст реферата с повторения его названия.

3. Максимально используйте существующую в данной области терминологию.

4. При первом применении новых терминов объясните их значение, избегая сложных конструкций, а также предложений, не имеющих прямого отношения к определению термина.

5. Строго соблюдайте единообразие условных обозначений, символов, размерностей и сокращений, оформления цитат и примечаний в сносках.

6. Детальные таблицы, схемы, подробные статистические данные лучше помещать в приложении. В тексте реферата дайте их краткую словесную характеристику и сформулируйте выводы, которые следует сделать на основании приведенных материалов.

7. В заключение сделайте краткий вывод по существу реферируемого предмета.

7. Соблюдайте требования ГОСТа при оформлении сносок или списка использованной литературы.

 

Критерии оценки учебного реферата

1. Соответствие содержания теме реферата.

2. Глубина проработки реферата.

3. Правильность и полнота использования источников.

4. Соответствие оформления реферата стандартам.

Тематика контрольных работ

1. Возникновение и становление педагогической деятельности.

2. Сущность и ценностные характеристики педагогической деятельности. Перспективы развития педагогической деятельности.

3. Педагог как субъект педагогической деятельности. Культура педагога.

4. Личность педагога. Требования к личности педагога в работе с детьми.

5. Профессиональная компетентность педагога: сущность, структура, содержание.

6. Теоретические умения педагога, их содержательная характеристика: аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные умения.

7. Содержание практической готовности педагога: организаторские, информационные, развивающие, ориентационные, мобилизационные, прикладные, умения педагога.

8. Содержание коммуникативных умений педагога, их структура: перцептивные умения, умения собственного общения, умения и навыки педагогической техники.

9. Источники педагогических идей. Современная педагогическая публицистика, научная и художественная литература.

10. Общение как условие педагогической деятельности. Индивидуальный стиль общения.

11. Понятие профессионального самовоспитания и его роль в становлении личности педагога.

12. Профессиональный идеал и средства профессионального самовоспитания педагога.

13. Профессиональная этика педагога.

14. Образование как основная сфера педагогической деятельности. Образовательная политика в России. Основные направления модернизации.

15. Современная система отечественного образования: стратегия развития. Педагогические учебные заведения.

 

V. Учебно-методическое обеспечение курса

1. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию. М., 1998.

2. Введение в специальность /Под ред. Л. И. Рувинского. М., 1988.

3. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др., Под ред. А.С. Роботовой. – М.,2002.

4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних пед. учеб. заведений. М., 2000.

5. Краткий словарь педагогических терминов. Для студентов педагогических институтов, педагогических колледжей /Сост. Г.Г.Зайдуллина. – Нижневартовск, 2003.

6. Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. - Новосибирск., 1991.

7. Основы педагогического мастерства / Под. ред. И.Я. Зазюна. М., 1989.

8. Остапчук Н.В., Петрунина Т.А. Общение в структуре педагогической деятельности. – Екатеринбург, 1998.

9. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов / В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М., 2000.

10. Писаренко В.И., Писаренко И.Я. Педагогическая этика. – Минск, 1986.

11. Российская педагогическая энциклопедия. / Гл. ред. В.В. Давыдов. М., 1993. Ч.I – А-М.

12. Российская педагогическая энциклопедия. / Гл. ред. В.В. Давыдов. М., 1999. Ч.II – М-Я.

13. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. М., 1990.

14. Шевченко Л.Л, Практическая педагогическая этика. – М., 1997.

Задания в тестовой форме для самостоятельной работы студентов

по дисциплине «Введение в педагогическую деятельность»

 

Направление 050700.62 «Педагогика»

 

Вопрос или задание Метка правильного ответа
1. Педагогическая деятельность – это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является ____________________________, обучение, образование и развитие детей, подростков, юношества.    
     
2. Компонентами деятельности (в том числе педагогической) являются  
А Цель  
Б Содержание  
В Средство  
Г Действие  
Д Результат  
Е Метод  
     
3. Этимология слова «воспитание»  
А Взаимодействие  
Б Воздействие  
В Вскармливание  
Г Сопровождение  
Д Партнерство  
     
4. Структурные компоненты педагогической деятельности, выделенные Н.В. Кузьминой, имеют следующую последовательность  
  неверно верно  
  1. Коммуникативный    
  2. Гностический    
  3. Организаторский    
  4. Конструктивный    
  5.Проектировочный    
       
5. Учителя в школах грамматистов и кифаристов в древней Греции назывались  
А Педагоги  
Б Дикаскалы  
В Мастера  
Г Педономы  
Д Гувернеры  
     
6. Педагогическая профессия, по классификации Е.А. Климова, относится к следующему типу  
А Человек- Техника  
Б Человек- Природа  
В Человек- Человек  
Г Человек- Знаковая система  
Д Человек- Художественный образ  
     
7. Профессиограмма педагога это – идеальная ________________ учителя, преподавателя, классного руководителя, педагога; образец, эталон, в котором представлены: -основные качества личности, которыми должен обладать учитель; -знания, умения, навыки для выполнения функций учителя.    
     
8. Идеальный педагог - это  
А Учитель, ведущий процесс на образцовом уровне  
Б Абстрактный образ, позволяющий лучше понять цель подготовки учителя  
В Учитель, исповедующий определенные научные цели  
Г Учитель, стремящийся к образцовому порядку в классе  
Д Все ответы верны  
   
9. Содержание теоретической готовности педагога включает в себя следующие умения  
А Аналитические  
Б Проективные  
В Коммуникативные  
Г Рефлексивные  
Д Организаторские  
     
10. Содержание практической готовности педагога включает в себя следующие умения  
А Аналитические  
Б Проективные  
В Коммуникативные  
Г Прогностические  
Д Организаторские  
     
11. Соотнесите:    
Стиль педагогического руководства Характеристика  
1. Авторитарный А. Педагог по сути дела самоустраняется от ответственности за происходящее  
2. Демократический Б. Педагог определяет не только общие цели деятельности и задания, но и указывает способы ее выполнения, пресекает всякую инициативу, оценивает успехи участников субъективно.  
3. Попустительский В. Активное участие группы в обсуждении хода предстоящей работы и ее организации    
   
12. Соотнесите:    
  Понятия Определения  
1. Педагогическая специальность А. Определенный вид деятельности педагога в рамках педагогической специальности.  
2. Педагогическая специализация. Б. Уровень и вид профессионально -педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач.    
3. Педагогическая квалификация В. Вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующейся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией.    
       
13. Профессионально-педагогическая компетентность -это_____________ теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности, характеризующей его профессионализм.      
       
14. Соотнесите:    
Функции общения Характеристика
1. Коммуникативная А. Организация и регуляция совместной деятельности
2. Перцептивная   Б. Обмен информацией
3. Интерактивная В. Восприятие, познание и оценка людьми друг друга
     
15. Постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия есть  
А Толерантность  
Б Рефлексия  
В Эмпатия  
Г


Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 835; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.111 (0.016 с.)