Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 1. Характеристика психолого-педагогической деятельности

Поиск

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

«Введение в психолого-педагогическую деятельность»

для ООП «050400.62 – Психолого-педагогическое образование»

профиль: Психология образования

по циклу Б3 − профессиональный цикл

(вариативная часть)

Очная форма обучения Курс – 1 Семестр – 1 Трудоемкость – 4 ЗЕ Объем в часах всего – 180 т.ч.: лекции – 32 практические занятия – 30 лабораторные занятия – 0 самостоятельная работа – 118 Экзамен – 1 семестр Зачет Курсовая работа Заочная форма обучения Курс – 1 Семестр – 1 Трудоемкость – 4 ЗЕ Объем в часах всего – 180 т.ч.: лекции – 8 практические занятия – 12 лабораторные занятия – 0 самостоятельная работа – 160 Экзамен – 1 семестр Зачет Курсовая работа

Екатеринбург 2013

 

Рабочая учебная программа по дисциплине

«Введение в психолого-педагогическую деятельность»

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2013. ______ с.

 

Составитель: Братчикова Юлия Владимировна, доцент кафедры психологии образования

 

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры психологии образования УрГПУ

Протокол № 1 от 29 августа 2013 г.

Зав. кафедрой ______________Н.Н. Васягина

Руководитель учебного подразделения ____________ С.А. Минюрова

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1.1. Цели и задачи дисциплины

Современная образовательная парадигма характеризуется гуманистической ориентацией в сфере образования, что определяет необходимость ориентации подготовки бакалавров психолого-педагогического образования на актуальные сегодня ценности: саморазвитие, самообразование и самопроектирование личности.

Цель курса – формировать у студентов ценностное отношение к психолого-педагогической деятельности, представления о ее целях и содержании, о подготовке и профессиональном становлении педагога-психолога.

Задачи курса:

1. Ознакомить студентов с общей характеристикой психолого-педагогической деятельности, с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к личности и профессиональной компетентности бакалавра.

2. Формировать у студентов представления о специфике профессионального и личностного становления педагога-психолога.

3. Формировать умения самостоятельной организации учебной деятельности при обучении в вузе, совершенствовать умения конспектировать, работать с учебной и периодической литературой и т.п.

4. Воспитывать профессиональные ценности, гражданскую ответственность, правовое самосознание, самостоятельность, желание самосовершенствоваться.

Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначена для подготовки студентов по направлению «050400 Психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) «Бакалавр»). Содержание может быть реализовано как в очной, так и в заочной форме обучения.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП. Учебная дисциплина «Введение в психолого-педагогическую деятельность» относится к вариативной части профессионального цикла Б.3. Данная дисциплина изучается в первом семестре и является предшествующей ко всем дисциплинам профессионального цикла. Успешность изучения содержания во многом определяется наличием у студентов основ таких общекультурных компетенций, как информационная, коммуникативная, речевая.

В содержании дисциплины прослеживается связь с такими дисциплинами профессионального цикла, как «Теория обучения и воспитания», «История педагогики и образования», «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности».

Курс «Введение в психолого-педагогическую деятельность» дает первичное обзорное знакомство с психологией и педагогикой на уровне представлений, в свою очередь, при изучении других курсов, которые следуют далее, предусмотрена опора на имеющиеся у студентов знания.

1.3. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

− способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);

− готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11);

- способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: требованияк личности и профессиональной компетентности педагога-психолога, специфику профессионального и личностного становления педагога-психолога; основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов.

Уметь: самостоятельно организовывать учебную деятельность, уметь конспектировать, работать с учебной и периодической литературой, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

Владеть:

− пониманием высокой социальной значимости профессии (ОПК-8).

1.4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.

Учебный курс ориентирован на обеспечение ситуации вхождения человека в профессиональную деятельность на этапе адаптации, освоения первоначального ее смысла, на представление предметно-содержательных аспектов психолого-педагогической деятельности. В программе большое внимание уделяется представлению ресурсного обеспечения (нормативно правового, информационного, методического и так далее) вхождение в образовательное пространство каждого студента. Пропедевтическая функция курса может быть полностью реализована только в том случае, если на лекциях и семинарских занятиях должное внимание уделяется становлению психолого-педагогического мировоззрения студентов, формированию представлений о содержании и функциях психолого-педагогической деятельности, которые адекватны современному уровню развития гуманистических идей. В ходе изучения курса необходимо чаще использовать такие активные методы обучения, групповую работу, анализ конкретных ситуаций, подготовку докладов и рефератов.

В процессе изучения курса предполагаются формы отчетности в виде активного участия в обсуждении проблем предлагаемых планом семинарских занятий и письменного выполнения конкретных заданий по каждой теме курса. В разделе «Самостоятельная работа» представлены вопросы для самостоятельного изучения, данный материал необходим для подготовки к экзамену.

В конце изучения курса предусмотрен экзамен. Вопросы носят обобщающий, проблемный характер, что способствует становлению собственной профессиональной позиции, стимулирует самостоятельность и активность студентов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения

№ п/п Наименование темы Всего трудоемкость Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Всего (в т.ч. и в интерактивной форме) Лекции Практические Лабораторные  
1. Характеристика психолого-педагогической деятельности     6(2)        
2. Педагог-психолог в обществе, истории и культуре.         6(2)                
3. Профессиональная деятельность педагога-психолога     10(2)   6(2)   4(2)    
4. Профессионально-значимые качества личности педагога-психолога. Профессиональные способности     8(2)   4(2)   4(2)    
5. Подготовка, профессионально-личностное становление педагога–психолога     6(2)     4(2)    
6. Профессиональная компетентность педагога- психолога     6(2)     4(2)    
7. Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности педагога психолога                      
8. Профессиональное самопознание, саморазвитие, самообразование педагога-психолога         10(2)     4(2)     6(2)      
9. Профессиональная карьера педагога-психолога         6(2)     4(2)              
  Итого   62 (16) (6) (10)    

2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения

№ п/п Наименование темы Всего трудоемкость Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Всего (в т.ч. и в интерактивной форме) Лекции Практические Лабораторные  
1. Характеристика психолого-педагогической деятельности            
2. Педагог-психолог в обществе, истории и культуре.     2 (2)        
3. Профессиональная деятельность педагога-психолога   4(2)   2(2)    
4. Профессионально-значимые качества личности педагога-психолога. Профессиональные способности            
5. Подготовка, профессионально-личностное становление педагога–психолога   2 (2)   2(2)    
6. Профессиональная компетентность педагога- психолога   2(2) 2(2)      
7. Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности педагога психолога              
8. Профессиональное самопознание, саморазвитие, самообразование педагога-психолога     2(2)   2(2)    
9. Профессиональная карьера педагога-психолога              
  Итого   20(8) 8(2) 12(6)    

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема № 5. Подготовка, профессионально-личностное становление педагога психолога

Профессия, специальность. Профессия «педагог», педагогические специальности. Характеристика специальности «Педагогика и психология», квалификационная характеристика выпускника. Общая характеристика системы обеспечения успешного усвоения профессии педагога-психолога, государственный образовательный стандарт, учебный план, учебная программа как документы регламентирующие содержание высшего профессионального образования. Специфика учебного процесса в вузе. Средства и формы освоения смыслов психолого-педагогической профессии. Квалификационные требования к педагогу-психологу. Функциональные и должностные обязанности педагога-психолога.

Вопросы для контроля и самоконтроля

1. В чем заключается гуманистическая направленность психолого-педагогической деятельности?

2. Как педагог-психолог может влиять на развитее личности ребенка?

3. Какие группы психолого-педагогических понятий можно выделить?

4. В чем заключается культурно-историческая роль педагога-психолога?

5. Каков нравственно-этический образ современного педагога-психолога?

6. Каковы основные перспективы психолого-педагогической деятельности?

7. Каковы основные цели и задачи психолого-педагогической деятельности?

8. В чем заключаются основные отличия психолого-педагогической деятельности в образовательных учреждениях различного типа?

9. В чем выражается взаимосвязь видов профессиональной деятельности педагога-психолога?

10. Какие профессионально-значимые качества личности педагога-психолога способствуют эффективности профессиональной деятельности?

11. Как развивать психолого-педагогические способности?

12. Как соотносятся понятия «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация»?

13. Каковы основные средства и формы освоения смыслов психолого-педагогической профессии?

14. Каковы требования к профессиональной компетенции педагога-психолога?

15. В чем заключаются основные требования к общей и профессиональной культуре педагога-психолога?

16. Каковы основные группы требований к профессиональной этике педагога-психолога?

17. В чем заключаются основные направления образовательной политики Российской Федерации?

18. Каковы основные направления развития системы образования Свердловской области?

19. Как защищаются права ребенка в мире и в России?

20. Как соотносятся понятия «профессиональное самопознание», «профессиональное саморазвитие», «профессиональное самообразование», «профессиональное самосовершенствование», «профессиональное самовоспитание»?

21. Есть ли ограничения для профессионального роста педагога-психолога? В чем они заключаются?

22. Каковы основные характеристики индивидуального стиля в психолого-педагогической деятельности?

23. Каковы основные задачи каждого из этапов профессионального роста специалистов?

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ

Темы контрольных работ

1. Гуманистическая природа психолого-педагогической деятельности.

2. Личность как предмет психолого-педагогической деятельности.

3. Базовые психолого-педагогические понятия: образование, образовательное пространство, система образования, воспитание, обучение, развитие, личность.

4. Социокультурная ситуация в современном образовании.

5. Психологическое обеспечение образовательного процесса, система психологической помощи в современном отечественном образовании.

6. Нравственно - этический образ современного педагога-психолога.

7. Аспекты и направления психолого-педагогической деятельности.

8. Виды профессиональной деятельности педагога-психолога.

9. Особенности профессиональной деятельности педагога-психолога в образовательных учреждениях различного типа.

10. Профессионально-значимые качества личности.

11. Профессиональные способности педагога-психолога.

12. Профессиональная культура педагога-психолога.

13. Профессия, специальность.

14. Общая характеристика системы обеспечения успешного освоения профессии педагога.

15. Профессиональная компетентность педагога-психолога.

16. Профессиональная этика педагога-психолога.

17. Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности педагога-психолога.

18. Профессиональное самопознание, саморазвитие, самообразование педагога-психолога.

19. Профессиональное становление, индивидуальный стиль психолого-педагогической деятельности.

 

Примерные темы рефератов

1. Становление будущего педагога-психолога.

2. Идеальный образ педагога-психолога.

3. Талант и призвание в психолого-педагогической деятельности.

4. Профессионально важные личностные качества педагога-психолога.

5. Мотивы выбора психолого-педагогической профессии.

6. Гуманистический характер психолого-педагогической деятельности.

7. Общая и профессиональная культура педагога-психолога.

8. Права ребенка в современном мире.

9. Воспитанность, ее диагностика.

10. Образование в современном мире.

11. Этические основы психолого-педагогической деятельности.

12. Успешность обучения как психолого-педагогическая проблема.

13. Педагогическое общение.

14. Особенности работы педагога-психолога с детьми разного возраста.

15. Психологическая готовность к школе.

16. Адаптация первоклассников к школе.

17. Общение в группе подростков.

18. Работа педагога-психолога по профессиональной ориентации старшеклассников.

19. Психологические причины слабой успеваемости школьников.

20. Межличностные отношения педагогов и учащихся.

21. Работа педагога-психолога с родителями учащихся.

22. Выявление индивидуальных особенностей учащихся.

23. Психологический климат в образовательном учреждении.

24. Выявление и развитие способностей детей.

25. Работа педагога-психолога с «трудными» детьми.

26. Работа педагога-психолога в учреждениях дополнительного образования.

 

Вопросы для экзамена

1. Характеристика психолого-педагогической деятельности.

2. Возникновение, развитие и перспективы психолого-педагогической деятельности.

3. Гуманистическая природа психолого-педагогической деятельности.

4. Социокультурная ситуация в современном образовании.

5. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования как вид профессиональной деятельности бакалавра психолого-педагогического образования.

6. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании как вид профессиональной деятельности бакалавра психолого-педагогического образования.

7. Социально-педагогическая деятельность как вид профессиональной деятельности бакалавра психолого-педагогического образования.

8. Педагогическая деятельность в дошкольном образовании как вид профессиональной деятельности бакалавра психолого-педагогического образования.

9. Педагогическая деятельность на начальной ступени общего образования как вид профессиональной деятельности бакалавра психолого-педагогического образования.

10. Общекультурные компетенции, которыми должен обладать бакалавр психолого-педагогического образования.

11. Профессиональные компетенции, которыми должен обладать бакалавр психолого-педагогического образования.

12. Компетенции в деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального.

13. Компетенции в области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании.

14. Компетенции в социально-педагогической деятельности.

15. Компетенции в педагогической деятельности в дошкольном образовании.

16. Компетенции в педагогической деятельности на начальной ступени общего образования.

17. Проблема профессионально значимых качеств личности педагога-психолога.

18. Психолого-педагогические способности, их развитие.

19. Система профессиональной подготовки педагога-психолога.

20. Профессиональная компетентность педагога-психолога.

21. Профессиональная культура педагога-психолога, профессиональный такт.

22. Принципы профессиональной этики в психолого-педагогической деятельности.

23. Права ребенка.

24. Правовые основы психолого-педагогической деятельности.

25. Профессиональное самопознание педагога-психолога.

26. Профессиональное саморазвитие и самообразование педагога-психолога.

27. Стиль психолого-педагогической деятельности.

28. Основы профессионального мастерства педагога-психолога.

29. Профессиональное становление педагога-психолога.

30. Условия успешности в психолого-педагогической профессии.

31. Профессия и личность педагога-психолога.

Примерный перечень контрольных мероприятий

1. Контрольная работа по теме «Профессиональная деятельность педагога-психолога».

2. Контрольная работа по теме «Профессиональная компетентность педагога-психолога».

3. Контрольная работа по теме «Профессиональное самопознание, саморазвитие, самообразование педагога-психолога».

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. Рекомендуемая литература

Основная

1. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2007. - 304 с. Кол-во экз.: 20 http://e-lib.uspu.ru/book.php?view=f&did=19

2. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / А. С. Роботова [и др.]; под ред. А. С. Роботовой. - М.: Академия, 2007. - 208 с. Кол-во экз.: 20

3. Орлов А. А., Агафонова А. С. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: практикум: учеб. пособие для студентов вузов по спец. "Педагогика и психология" / А. А. Орлов, А. С. Агафонова. - М.: Академия, 2008. - 256 с. Кол-во экз.: 5

4. Харламов И. Ф. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов пед. спец. / И. Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2007. - 520 с. Кол-во экз.: 1 http://e-lib.uspu.ru/book.php?view=f&did=19

Дополнительная

1. Битянова М. Зачем директору психолог? / М.Битянова. Источник: Упр.шк.: Прил.к газ."Первое сент.".-2005.- №16.- С.3-6

2. Битянова М. Психолог образования: вид сверху [Текст] / М. Битянова. Источник: Школ. психолог: прил. к газ. "Первое сент.".-2009.- № 18.- С. 6-7.

3. Битянова М., Беглова Т. Модели деятельности психолога в образовательном учреждении [Текст] / М. Битянова, Т. Беглова. Источник: Школ. психолог: прил. к газ. "Первое сент.".-2010.- № 2.- С. 35-37.

4. Битянова М.Личность педагога как инструмент воспитания: [Тренинг "Я-воспитатель" для клас.рук.и освобождён.воспитателей] / М. Битянова. Источник: Школ.психолог: Прил.к газ."Первое сент.".-2005.- №17.- С.41-44.

5. Братчикова Ю. В. Введение в психолого-педагогическую деятельность [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Ю. В. Братчикова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б. и.], 2005. - 107 с. Кол-во экз.: 3

6. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов по пед. спец. / А. С. Роботова [и др.]; под ред. А. С. Роботовой. - М.: Академия, 2007. - 224 с. Кол-во экз.: 5

7. Дедушкина Е.М. Диагностика успешности педагога / Е.М.Дедушкина. Источник: Завуч.-2005.- №5.- C.82-83.

8. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е. Психология как учебный предмет общеобразовательной школы / И.В.Дубровина, А.Д.Андреева, Е.Е.Данилова. Источник: Нач.шк.плюс До и После.-2005.- №6.- С.59-65.

9. Коджаспирова Г. М. Педагогика: Учеб.для студентов вузов по пед.спец. (ОПД.Ф.02 - Педагогика) / Г.М.Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2004. - 528с. Кол-во экз.: 1

10. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.
Педагогический словарь: Для студентов высш.и сред.пед.учеб.заведений / Г.М.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. - М.: Академия, 2003. - 176с. Кол-во экз.: 5

11. Кукушин В. С. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / В. С. Кукушин. - Ростов н/Д: МарТ, 2005. - 256 с. Кол-во экз.: 2

12. Никитина Н. Н., Кислинская Н. В. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов по пед. спец. (ОПД.Ф.02 - Педагогика) / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. - М.: Академия, 2008. - 224 с. Кол-во экз.: 5

13. Орлов А. А., Агафонова А. С. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.пособие для студентов пед.вузов / А.А.Орлов, А.С.Агафонова. - М.: Академия, 2004. - 256с. Кол-во экз.: 5

14. Педагогический словарь [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / авт.-сост. В. И. Загвязинский [и др.]; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. - М.: Академия, 2008. - 352 с. Кол-во экз.: 5

15. Попова Л. Имидж современного педагога Источник: Нар.образование.-2003.- №2- С.234-237.

16. Рубцов В.В. Служба практической психологии образования: современное состояние и перспективы развития / В.В.Рубцов. Источник: Вопр.психологии.-2003.- №6.-С.32-39.

17. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учеб.пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений по пед.спец.(ОПД.Ф - 02 - педагогика) / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред.В.А.Сластенина; Междунар.акад.наук пед.образования. - М.: Академия, 2004. - 576с. Кол-во экз.: 20

18. Успенский В. Б., Чернявская А. П. Введение в психолого-педагогическую деятельность: Учеб.пособие для студентов вузов по спец.031000 "Педагогика и психология" / В.Б.Успенский, А.П.Чернявская. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 176с. Кол-во экз.: 30 http://e-lib.uspu.ru/book.php?view=f&did=439

 

6.2. Информационное обеспечение дисциплины

1. Виртуальный педагогический институт. Проект РГПУ им. А.И. Герцена. Дистанционная поддержка студентов, учителей, проектов для школы. Модульные курсы «Введение в педагогику», «История образования» и другая педагогическая информация.

http://www.emissia.spb.su/

2. Газета «Первое сентября». Электронная версия педагогической газеты и 18 ее приложений.

http://www. sуptember.su/

http://www. 1sуptember.su/

3. Глоссарий психолого-педагогических терминов.

http://bspu/secna.ru/glossaries/psihological/tituln.html

3. Дидактика. Институт теории образования и педагогики РАО.

http://www.itop.ru/div/didact.html

4. «Директор школы». Профессиональный научно-методический журнал для педагогических работников.

http://www.direktor.ru/

5. Дистанционное образование. Тематический каталог аннотированных Интернет-адресов, представляет сети российских и зарубежных организаций сферы дистанционного образования, ведется календарь конференций, можно получить методическое и программное обеспечение.

http://www.informika.ru/text/distobr/

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

При изучении данной дисциплины рекомендуется использовать:

1. Отрывки из художественных фильмов, затрагивающие проблемы взаимодействия детей, педагогов, родителей и т.п.

2. Видеозаписи и описания различных эпизодов деятельности педагогов-психологов: консультирование, развивающая работа и т.д.

Видеотека (художественные, научно-популярные и учебные фильмы, общее количество 35 шт.)

3. Психодиагностический инструментарий для диагностики индивидуальных особенностей детей и специальных способностей педагогов и психологов.(в наличии - 18 диагностических комплексов, 230 методик на бумажных носителях, 22 методики в электронном варианте)

4. Мультимедийный проектор hp mp 3222, ноутбук ASUS A3500G, видеокамера Panasonic 00676, видеокамера Panasonic NV-GS57EE, телевизор Hitachi, телевизор LG, видеомагнитофон JVC, видеомагнитофон LG, аудиопроигрыватель SAMSUNG, кодоскоп BRO FIZ

5. Выход в Internet(ауд. 353)

6. Компьютерный класс (ауд. З53) 6 машин – Celeron 800, 13 машин – Athlon 1800xp

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

«Введение в психолого-педагогическую деятельность»

для ООП «050400.62 – Психолого-педагогическое образование»

профиль: Психология образования

по циклу Б3 − профессиональный цикл

(вариативная часть)

Очная форма обучения Курс – 1 Семестр – 1 Трудоемкость – 4 ЗЕ Объем в часах всего – 180 т.ч.: лекции – 32 практические занятия – 30 лабораторные занятия – 0 самостоятельная работа – 118 Экзамен – 1 семестр Зачет Курсовая работа Заочная форма обучения Курс – 1 Семестр – 1 Трудоемкость – 4 ЗЕ Объем в часах всего – 180 т.ч.: лекции – 8 практические занятия – 12 лабораторные занятия – 0 самостоятельная работа – 160 Экзамен – 1 семестр Зачет Курсовая работа

Екатеринбург 2013

 

Рабочая учебная программа по дисциплине

«Введение в психолого-педагогическую деятельность»

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2013. ______ с.

 

Составитель: Братчикова Юлия Владимировна, доцент кафедры психологии образования

 

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры психологии образования УрГПУ

Протокол № 1 от 29 августа 2013 г.

Зав. кафедрой ______________Н.Н. Васягина

Руководитель учебного подразделения ____________ С.А. Минюрова

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1.1. Цели и задачи дисциплины

Современная образовательная парадигма характеризуется гуманистической ориентацией в сфере образования, что определяет необходимость ориентации подготовки бакалавров психолого-педагогического образования на актуальные сегодня ценности: саморазвитие, самообразование и самопроектирование личности.

Цель курса – формировать у студентов ценностное отношение к психолого-педагогической деятельности, представления о ее целях и содержании, о подготовке и профессиональном становлении педагога-психолога.

Задачи курса:

1. Ознакомить студентов с общей характеристикой психолого-педагогической деятельности, с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к личности и профессиональной компетентности бакалавра.

2. Формировать у студентов представления о специфике профессионального и личностного становления педагога-психолога.

3. Формировать умения самостоятельной организации учебной деятельности при обучении в вузе, совершенствовать умения конспектировать, работать с учебной и периодической литературой и т.п.

4. Воспитывать профессиональные ценности, гражданскую ответственность, правовое самосознание, самостоятельность, желание самосовершенствоваться.

Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначена для подготовки студентов по направлению «050400 Психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) «Бакалавр»). Содержание может быть реализовано как в очной, так и в заочной форме обучения.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП. Учебная дисциплина «Введение в психолого-педагогическую деятельность» относится к вариативной части профессионального цикла Б.3. Данная дисциплина изучается в первом семестре и является предшествующей ко всем дисциплинам профессионального цикла. Успешность изучения содержания во многом определяется наличием у студентов основ таких общекультурных компетенций, как информационная, коммуникативная, речевая.

В содержании дисциплины прослеживается связь с такими дисциплинами профессионального цикла, как «Теория обучения и воспитания», «История педагогики и образования», «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности».

Курс «Введение в психолого-педагогическую деятельность» дает первичное обзорное знакомство с психологией и педагогикой на уровне представлений, в свою очередь, при изучении других курсов, которые следуют далее, предусмотрена опора на имеющиеся у студентов знания.

1.3. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

− способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);

− готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11);

- способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: требованияк личности и профессиональной компетентности педагога-психолога, специфику профессионального и личностного становления педагога-психолога; основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов.

Уметь: самостоятельно организовывать учебную деятельность, уметь конспектировать, работать с учебной и периодической литературой, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

Владеть:

− пониманием высокой социальной значимости профессии (ОПК-8).

1.4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.

Учебный курс ориентирован на обеспечение ситуации вхождения человека в профессиональную деятельность на этапе адаптации, освоения первоначального ее смысла, на представление предметно-содержательных аспектов психолого-педагогической деятельности. В программе большое внимание уделяется представлению ресурсного обеспечения (нормативно правового, информационного, методического и так далее) вхождение в образовательное пространство каждого студента. Пропедевтическая функция курса может быть полностью реализована только в том случае, если на лекциях и семинарских занятиях должное внимание уделяется становлению психолого-педагогического мировоззрения студентов, формированию представлений о содержании и функциях психолого-педагогической деятельности, которые адекватны современному уровню развития гуманистических идей. В ходе изучения курса необходимо чаще использовать такие активные методы обучения, групповую работу, анализ конкретных ситуаций, подготовку докладов и рефератов.

В процессе изучения курса предполагаются формы отчетности в виде активного участия в обсуждении проблем предлагаемых планом семинарских занятий и письменного выполнения конкретных заданий по каждой теме курса. В разделе «Самостоятельная работа» представлены вопросы для самостоятельного изучения, данный материал необходим для подготовки к экзамену.

В конце изучения курса предусмотрен экзамен. Вопросы носят обобщающий, проблемный характер, что способствует становлению собственной профессиональной позиции, стимулирует самостоятельность и активность студентов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения

№ п/п Наименование темы Всего трудоемкость Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Всего (в т.ч. и в интерактивной форме) Лекции Практические Лабораторные  
1. Характеристика психолого-педагогической деятельности     6(2)        
2. Педагог-психолог в обществе, истории и культуре.         6(2)                
3. Профессиональная деятельность педагога-психолога     10(2)   6(2)   4(2)    
4. Профессионально-значимые качества личности педагога-психолога. Профессиональные способности     8(2)   4(2)   4(2)    
5. Подготовка, профессионально-личностное становление педагога–психолога     6(2)     4(2)    
6. Профессиональная компетентность педагога- психолога     6(2)     4(2)    
7. Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности педагога психолога                      
8. Профессиональное самопознание, саморазвитие, самообразование педагога-психолога         10(2)     4(2)     6(2)      
9. Профессиональная карьера педагога-психолога         6(2)     4(2)              
  Итого   62 (16) (6) (10)    

2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения

<
№ п/п Наименование темы Всего трудоемкость


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.221.124 (0.016 с.)