Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Введение к рабочеЙ программе
1.1. Актуальность, роль и место преподаваемой дисциплины в структуре учебного плана
Дисциплина «Общая и профессиональная педагогика» в составе подготовки педагогов профессионального обучения предполагает введение студентов в проблематику современной общей и профессиональной педагогики. Изучение данного предмета соотносится с контекстами, обозначенными в философии, психологии, социологии, и занимает важное место в структуре педагогических наук.
Содержание дисциплины предполагает развитие у студентов коммуникативной культуры знаний, умений и навыков, связанных с педагогической деятельностью.
Дисциплина «Общая и профессиональная педагогика» способствует развитию педагогического мышления, дает представление о сущности, целях, задачах и закономерностях воспитания и обучения, их роли в жизни общества и развития личности.
1.2. Цель преподаваемой дисциплины
Сформировать и развить у студентов педагогического мышления, умения анализировать педагогические проблемы и успешно решать их в своей профессиональной деятельности.
1.3. Задачи преподаваемой дисциплины
1. Познакомить студентов с основными положениями педагогики как науки, ее методами, средствами и формами, определить место общей и профессиональной педагогики в структуре педагогической науки.
2. Раскрыть перед студентами особенности педагогического процесса, как способа организации воспитательных отношений.
3. Сформировать у студентов знания, умения и навыки, связанные с педагогической деятельностью.
4. Дать студентам знания, связанные с процессом педагогического проектирования, его этапах и общем алгоритме.
1.4. Требования к знаниям и умениям, приобретаемым в процессе изучения дисциплины
После освоения программы студент должен
знать:
- характеристику педагогического процесса в профессиональной школе;
- сущность, структуру, основные направления развития, специфику системы образования и деятельности;
- основные категории и понятия соответствующих разделов, педагогические теории;
- актуальные проблемы воспитания и образования.
уметь:
- применять теоретические положения на практике;
- анализировать учебные и реальные педагогические ситуации;
- вычленять на основе такого анализа педагогические задачи;
- применять алгоритм решения учебных педагогических задач;
- самостоятельно подбирать литературу по проблеме и конспектировать ее;
- наблюдать, выявлять и оценивать основные результаты воспитания и обучения;
- находить адекватные методики изучения учеников и ученических коллективов.
2. Содержание дисциплины
2.1. Выписка из государственных образовательных стандартов
ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. Педагогический процесс в профессиональной школе: сущность, состав, структура, движущие силы, основные направления развития. Цели, принципы, содержание, методы, средства и формы организации и осуществления педагогического процесса. Основы педагогического проектирования. Актуальные проблемы воспитания и образования. Индивидуальный стиль деятельности педагога. Педагогические основы профессионального становления педагога профессионального обучения.
2.2. Наименование тем, их содержание и объем
Наименование и содержание тем
| Объем выделяемого времени, час
| Раздел 1. Теоретико-методологические основы общей и профессиональной педагогики
|
| Тема 1.1. Общая и профессиональная педагогики как научные отрасли: объект и предмет познания, задачи и функции, место и взаимосвязь в системе педагогических наук
Педагогика как научная область знания о человеке. Объект и предмет познания общей педагогики. Система педагогических наук, отрасли и ветви современной педагогической науки. Профессиональная педагогика как отрасль педагогической науки, ее место и функции в системе педагогических наук, объект и предмет познания. Методы педагогического исследования. Взаимосвязь педагогической теории и практики. Этапы становления научной педагогики. Перспективы развития педагогической науки. Педагогические основы профессионального становления педагога профессионального обучения. Индивидуальный стиль деятельности педагога.
|
| Тема 1.2. Основные педагогические категории
Понятийный аппарат науки как ее основа Особенности понятийного аппарата педагогики. Сущность понятия "категория". Характеристика основных педагогических и профессионально-педагогических категорий: воспитание, образование, обучение, самовоспитание, самообучение, самообразование, работник, рабочий, профессия, специальность, профессиональная квалификация, профессиональное мастерство.
Понятие личностного трудового потенциала работника
|
| Тема 1.3. Тенденции развития общего и профессионального образования в современный период
Понятие профессионального образования. Взаимосвязь профессиональной подготовки с основными направлениями научно-технического и социального развития общества.
Актуальные проблемы воспитания и образования. Общество как воспитательная система. Воспитательные функции государства и особенности их реализации в современный период. Закон об образовании Российской Федерации, как государственный документ регулирующий разлитие системы образования. Место и задачи профессионального образования в системе образования Российской Федерации: профессиональные программы Принципы государственной политики в области образования.
Проявление дореволюционных и советских образовательных традиций в подготовке будущих специалистов. Новые типы учебных заведений и особенности профессиональной подготовки в них. Переход от единообразия к разнообразию в организации и управлении учебно-воспитательного, процесса начального профессионального образования. Переход к многоуровневому профессиональному образованию. Система непрерывного профессионального образования. Преемственность в профессиональном образовании. Интеграция в профессиональном образовании. Болонский процесс.
Государственный стандарт начального профессионального образования его назначение, структура, содержание.
|
| Раздел 2. Педагогический процесс в профессиональной школе: сущность, состав, структура, движущие силы, основные направления развития
|
| Тема 2.1. Общая характеристика педагогического процесса в профессиональной школе.
Понятие педагогического процесса как способа развития личности, его сущность, состав, структура, основные направления развития. Единство и взаимосвязь процессов воспитания, обучения и развития в формировании личности. Виды педагогического процесса.
Структура педагогического процесса и его основные компоненты. Педагогические цели, принципы, содержание педагогического процесса, педагогические методы, формы и средства как основные компоненты любого педагогического процесса, их особенности в профессиональной подготовки. Движущие силы развития педагогического процесса.
Управление педагогическим процессом - понятие и структура.
|
| Тема 2.2. Характеристика педагогических целей
Понятие педагогических целей. Особенности педагогических целей Цели как системообразующий фактор развития педагогического процесса. Разновидности педагогических целей: нормативные и инициативные; цели обучения, воспитания, развития; цели организационные и методические. Структура пед. целей. Специфика основных педагогических целей для профессиональной подготовки. Построение "Дерева целей". Процесс педагогического целеполагания. Требования к формулированию целей. Особенности диагностично поставленных целей. Ошибки в формулировании целей.
|
| Тема 2.3. Характеристика педагогических принципов
Общенаучное понятие принципов. Сущность педагогических принципов и их роль в построении педагогического процесса. Требования и правила реализации педагогических принципов.
Общепедагогические принципы и их характеристика, особенности реализации в системе начального профессионального образования.
Дидактические принципы и их характеристика, особенности реализации в системе начального профессионального образования.
Принципы профессионального образования, их характеристика и реализация
|
| Тема 2.4. Характеристика содержания подготовки специалистов.
Общенаучное понятие содержания. Сущность содержания-образования. Функции содержания педагогическом процессе. Уровни формирования содержания.
Состав и структура содержания образования. Компоненты содержания образования знания умения и навыки. Сущность содержания начального, среднего и профессионального образования. Характеристика содержания общеобразовательной и профессиональной подготовки в проф. училище.
Специфика технического знания и особенности изучения предметов профтехцикла. Компоненты содержания учебного материала Выбор, и виды анализа содержания учебного материала
Характеристика основныхнаправлений воспитания будущих рабочих. Выбор содержания внеурочной воспитательной работы в учебном заведении. Обучение учащихся выбору содержания самовоспитания и самообразования.
Развитие содержания воспитания и обучения в истории педагогики Взаимосвязь общего и профессионального образования. Перспективы развития содержания профессионального образования. Взаимосвязь содержания общения и методики преподавания конкретной учебной дисциплины
|
| Тема 2.5. Характеристика педагогических методов
Общенаучное понятие метода Сущность пед. методов Подходы к трактовке пед. методов Роль методов в организации педагогических процессов в учебном заведении. Из истории развития методов и приемов воспитания и обучения.
Классификации методов обучения, различные подходы к классификации методов обучения. Педагогические приемы как компоненты методов.
Психолого-педагогические основы выбора методов. Перспективы развития методов обучения и воспитания в педагогической теории и практике
|
| Тема 2.6. Характеристика педагогических средств
Общенаучное понятие средств сущность педагогических средств. Понятие педагогических средств в широком и узком значении. Признаки пед. средств.
Материально-техническая базаучебного заведения. Классификации педагогических средств. Виды педагогических средств: сущность и особенности применения в профессиональном образовании.
Психолого-педагогические основы выбора педагогичёских средств. Требования к разработке и использованию педагогических средств. Взаимосвязь средств обучения и воспитания с педагогическими методами и приёмами. Перспективы развития педагогических средств в теории и практике профессионального обучения. Создание индивидуальной системы педагогических средств воспитания и обучения будущих специалистов
|
| Тема 2.7. Формы организации и осуществления педагогического процесса
Общенаучное понятие форм обучения, взаимосвязь понятий «форма» «содержание». Сущность форм обучения. Взаимосвязь форм обучения с педагогическими методами и содержанием педагогического процесса Краткая история развития педагогических форм.
Классификации форм обучения и воспитания. Классификация по степени сложности: простые, составные и комплексные. Выбор педагогических форм.
Характеристика урока как основной формы организации обучения. Особенности уроков теоретического и производственного обучения. Классификации уроков по типам и видам, психолого-пед. основы их выбор
|
| Раздел 3. Основы педагогического проектирования
|
| Тема 3.1. Проектирование педагогических систем
Понятие о педагогических системах. Признаки пед. систем и их классификация.
Проектирование личностного трудового потенциала будущего рабочего как модели специалиста: общее понятие; формы проектирования (профессиограммы, профессиональные характеристики).
Проектирование системы практической подготовки на разных ступенях проф. обучения: учебный план и программа как формы проектирования практической подготовки, их хар-ка, и особенности с точки зрения системы производственного обучения, проблемы и требования к разработке.
Проектирование системы теоретической подготовки в профессиональном образовании: учебный план и программы как формы проектирования теоретической подготовки, юс характеристика и особенности с учетом специфики технического знания, проблемки требования к разработке.
Проектирование системы внеучебной деятельности учащихся: задачи, особенности и формы проектирования на различных этапах
|
| Тема 3.2. Проектирование педагогического процесса
Разработка простых форм, организаций педагогического процесса согласно выделенных структур: педагогической, методической и психологической. Проектирование сложных (составных) форм организации педагогического процесса. Проектирование комплексных форм организации пед. процесса.
Проектирование педагогического процесса урока. Основные трудности в разработке уроков. Традиционная структура уроков. Подходы к разработке структуры современного урока по М И. Махмутову. Педагогическая структура. Дидактическая структура. Методическая структура. Психологические структуры (познания, решения проблемы, мотивации учения и труда и др.). Алгоритм подготовки уроков. Требования к уроку
|
| Тема 3.3. Основные пути трансформации классно-урочной системы обучения
Понятие классно-урочной формы обучения и ее признаки. Урок как основная форма классно-урочной системы. Достоинства и недостатки классно-урочной системы. Пути преодоления недостатков. История становления и развитие классно-урочной системы, ее принятие и отрицание. Перспективы организации классно-урочной формы обучения: новые структуры, типы и виды уроков. Передовой педагогический опыт использования различных видов уроков.
|
| ВСЕГО:
|
| 3. Тематический план
3.1. Лекции
Номера изучаемых тем
| Очное
обучение
| Очно-заочное (вечернее) обучение
| Заочное
обучение
| Номер семестра
| Объем,
час.
| Номер семестра
| Объем,
час.
| Номер семестра
| Объем,
час.
| 1.1
|
|
|
|
|
|
| 1.2
|
|
|
|
|
|
| 1.3
|
|
|
|
|
| -
| 2.1
|
|
|
|
|
|
| 2.2
| 5,6
|
|
|
| 5,6
|
| 2.3
|
|
|
|
|
|
| 2.4
|
|
|
|
|
|
| 2.5
|
|
|
|
|
|
| 2.6
|
|
|
|
|
|
| 2.7
|
|
|
|
|
|
| 3.1
|
|
|
|
|
|
| 3.2
|
|
|
|
|
|
| 3.3
|
|
|
|
|
|
| Всего:
|
|
|
|
|
|
| 3.2. Практические (семинарские) занятия
Номера изучаемых тем
| Наименование практических занятий
| Очное
обучение
| Очно-заочное (вечернее) обучение
| Заочное
обучение
| Номер
семестра
| Объем,
час.
| Номер
семестра
| Объем,
час.
| Номер
семестра
| Объем,
час.
| 1.2
| Общая и профессиональная педагогика как научные отрасли: объект и предмет познания, задачи и ф-ции, место и взаимосвязь в системе пед. наук
|
| -
|
|
|
| -
| 1.3
| Основные пед. категории
|
| -
|
|
|
| -
| 2.1
| Тенденции развития общего и профессионального образования в современн. период.
|
| -
|
|
|
| -
| 2.2
| Общая хар-ка пед. процесса в проф. школе.
|
| -
|
|
|
| -
| 2.3
| Хар-ка пед. целей
| 5,6
|
|
|
| 5,6
| -
| 2.4
| Хар-ка пед. принципов
|
|
|
|
|
|
| 2.5
| Хар-ка содержания подготовки специалистов
|
|
|
|
|
| -
| 2.6
| Хар-ка пед. методов
|
|
|
|
|
|
| 2.7
| Хар-ка пед. средств
|
|
|
|
|
|
| 3.1
| Формы организации и осуществления педагогического процесса
|
|
|
|
|
| -
| 3.2
| Проектирование педагогических систем
|
|
|
|
|
|
| 3.3
| Проектирование педагогического процесса
|
|
|
|
|
|
| Всего:
|
|
|
|
|
|
|
| 3.3. Лабораторные занятия
Не предусмотрено
4. Курсовое проектирование
Не предусмотрено
5. Дополнительные Формы контроля и закрепления знаний и навыков студентов
Номера тем, по которым проводится контроль
| Форма
контроля
знаний
| Очное
обучение
| Очно-заочное (вечернее) обучение
| Заочное
обучение
| Номер
семестра
| Колич.
| Номер
семестра
| Колич.
| Номер
семестра
| Колич.
| 1.2-2.3
| Промежуточный тестовый контроль
|
|
|
|
|
|
| 2.4-3.3
| Промежуточный тестовый контроль
|
|
|
|
|
|
| 6. Самостоятельная работа студента
Виды
самостоятельной
работы студента
| Очное
обучение
| Очно-заочное (вечернее) обучение
| Заочное
обучение
| Номер семестра
| Объем, час.
| Номер семестра
| Объем, час.
| Номер семестра
| Объем, час.
| Усвоение теоретического материала по дисциплине
| 5,6
|
|
|
| 5,6
|
| Подготовка к практическим (семинарским) и лабораторным занятиям
| 5,6
|
|
|
| 5,6
|
| Выполнение домашних заданий
| 5,6
|
|
|
| 5,6
|
| Подготовка к зачетам и экзаменам
| 5,6
|
|
|
| 5,6
|
| Выполнение курсовых проектов (работ)
|
| -
|
|
|
| -
| Выполнение учебно- или научно- исследовательских работ
| 5,6
|
|
|
| 5,6
|
| Всего:
|
|
|
|
|
|
| Доля самостоятельной работы студента в % от общего объема работы
|
|
|
|
|
|
|
7. Учебно-методические материалы по дисциплине
7.1. Перечень основной и дополнительной литературы
а) основная литература
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 304 с.: ил.
2. Жуков Г.Н. Основы общей и профессиональной педагогики. М.: Гардарики,2005 – 200с.
3. Педагогика: учеб. пособие для вузов по пед. специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина.-5-е изд., стер. - М.: Академия, 2006.-576 с.
4. Общая и профессиональная педагогика: Учебн. пособие для студентов пед. вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2005.
5. Педагогика; Под ред. Пидкасистого П.И.; Высшее образование; 2007 г.; 430 с.
6. Сластенин В.А. Профессиональная педагогика. М.: Академия. 2004. – 368 с.
7. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2005.
б) дополнительная литература
8. Балл Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. М., 1990.
9. Введение в педагогику: курс лекций: учеб. пособие по пед. специальностям (ОПД.Ф.02-Педагогика)/И. Ф. Свадковский; под ред. В. А. Сластенина.-М.:Академия, 2005.-160 с.-
10.Введение в педагогическую деятельность: учеб. посоВ24 бие для пед. вузов/под ред. А. С. Роботовой.-3-е изд., стер.-М.:Академия,2006.-208 с
11.Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус.– М.: Роспедагентство, 2005.
12.Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос./ А.А. Орлов, А.С. Агафонова. Под ред. А.А. Орлова. - М.: Академия, 2004.
13.Педагогическая антропология: учеб.пособие для вузов по специальности "Педагогика"/В.И.Максакова.-3-е изд., стер.-М.:Академия,2006.-208 с.-(Высшее профессиональное образование).
14.Педагогический словарь: для высших и средних пед. учеб. заведений/Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров.-2-е изд., стер.-М.:Академия,2005.-176с.
15.Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2003.
16.Природосообразная педагогика; Беспалько ВП.; 2008; Народное образование, М.:НИИ школьных технологий.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Впишите правильный ответ:
Нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету, называется – ___________________________
2. Впишите правильный ответ:
Учебный план, служащий основой для разработки региональных и рабочих учебных планов школы, называется – ___________________________
3. Впишите правильный ответ:
Учебный план, разрабатывающийся региональными органами управления образования и носящий рекомендательный характер, называется –
___________________________
4. Впишите правильный ответ:
Учебный план, разрабатывающийся на основе базисного и регионального учебных планов на длительный период, и отражает особенности конкретной школы, называется – ___________________________
|