Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение к рабочеЙ программе

Поиск

1.1. Актуальность, роль и место преподаваемой дисциплины в структуре учебного плана

Дисциплина «Общая и профессиональная педагогика» в составе подготовки педагогов профессионального обучения предполагает введение студентов в проблематику современной общей и профессиональной педагогики. Изучение данного предмета соотносится с контекстами, обозначенными в философии, психологии, социологии, и занимает важное место в структуре педагогических наук.

Содержание дисциплины предполагает развитие у студентов коммуникативной культуры знаний, умений и навыков, связанных с педагогической деятельностью.

Дисциплина «Общая и профессиональная педагогика» способствует развитию педагогического мышления, дает представление о сущности, целях, задачах и закономерностях воспитания и обучения, их роли в жизни общества и развития личности.

1.2. Цель преподаваемой дисциплины

Сформировать и развить у студентов педагогического мышления, умения анализировать педагогические проблемы и успешно решать их в своей профессиональной деятельности.

1.3. Задачи преподаваемой дисциплины

1. Познакомить студентов с основными положениями педагогики как науки, ее методами, средствами и формами, определить место общей и профессиональной педагогики в структуре педагогической науки.

2. Раскрыть перед студентами особенности педагогического процесса, как способа организации воспитательных отношений.

3. Сформировать у студентов знания, умения и навыки, связанные с педагогической деятельностью.

4. Дать студентам знания, связанные с процессом педагогического проектирования, его этапах и общем алгоритме.

1.4. Требования к знаниям и умениям, приобретаемым в процессе изучения дисциплины

После освоения программы студент должен

знать:

- характеристику педагогического процесса в профессиональной школе;

- сущность, структуру, основные направления развития, специфику системы образования и деятельности;

- основные категории и понятия соответствующих разделов, педагогические теории;

- актуальные проблемы воспитания и образования.

уметь:

- применять теоретические положения на практике;

- анализировать учебные и реальные педагогические ситуации;

- вычленять на основе такого анализа педагогические задачи;

- применять алгоритм решения учебных педагогических задач;

- самостоятельно подбирать литературу по проблеме и конспектировать ее;

- наблюдать, выявлять и оценивать основные результаты воспитания и обучения;

- находить адекватные методики изучения учеников и ученических коллективов.

2. Содержание дисциплины

2.1. Выписка из государственных образовательных стандартов

ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. Педагогический процесс в профессиональной школе: сущность, состав, структура, движущие силы, основные направления развития. Цели, принципы, содержание, методы, средства и формы организации и осуществления педагогического процесса. Основы педагогического проектирования. Актуальные проблемы воспитания и образования. Индивидуальный стиль деятельности педагога. Педагогические основы профессионального становления педагога профессионального обучения.

2.2. Наименование тем, их содержание и объем

Наименование и содержание тем Объем выделяемого времени, час
Раздел 1. Теоретико-методологические основы общей и профессиональной педагогики  
Тема 1.1. Общая и профессиональная педагогики как научные отрасли: объект и предмет познания, задачи и функции, место и взаимосвязь в системе педагогических наук Педагогика как научная область знания о человеке. Объект и предмет познания общей педагогики. Система педагогических наук, отрасли и ветви современной педагогической науки. Профессиональная педагогика как отрасль педагогической науки, ее место и функции в системе педагогических наук, объект и предмет познания. Методы педагогического исследования. Взаимосвязь педагогической теории и практики. Этапы становления научной педагогики. Перспективы развития педагогической науки. Педагогические основы профессионального становления педагога профессионального обучения. Индивидуальный стиль деятельности педагога.  
Тема 1.2. Основные педагогические категории Понятийный аппарат науки как ее основа Особенности понятийного аппарата педагогики. Сущность понятия "категория". Характеристика основных педагогических и профессионально-педагогических категорий: воспитание, образование, обучение, самовоспитание, самообучение, самообразование, работник, рабочий, профессия, специальность, профессиональная квалификация, профессиональное мастерство. Понятие личностного трудового потенциала работника  
Тема 1.3. Тенденции развития общего и профессионального образования в современный период Понятие профессионального образования. Взаимосвязь профессиональной подготовки с основными направлениями научно-технического и социального развития общества. Актуальные проблемы воспитания и образования. Общество как воспитательная система. Воспитательные функции государства и особенности их реализации в современный период. Закон об образовании Российской Федерации, как государственный документ регулирующий разлитие системы образования. Место и задачи профессионального образования в системе образования Российской Федерации: профессиональные программы Принципы государственной политики в области образования. Проявление дореволюционных и советских образовательных традиций в подготовке будущих специалистов. Новые типы учебных заведений и особенности профессиональной подготовки в них. Переход от единообразия к разнообразию в организации и управлении учебно-воспитательного, процесса начального профессионального образования. Переход к многоуровневому профессиональному образованию. Система непрерывного профессионального образования. Преемственность в профессиональном образовании. Интеграция в профессиональном образовании. Болонский процесс. Государственный стандарт начального профессионального образования его назначение, структура, содержание.  
Раздел 2. Педагогический процесс в профессиональной школе: сущность, состав, структура, движущие силы, основные направления развития  
Тема 2.1. Общая характеристика педагогического процесса в профессиональной школе. Понятие педагогического процесса как способа развития личности, его сущность, состав, структура, основные направления развития. Единство и взаимосвязь процессов воспитания, обучения и развития в формировании личности. Виды педагогического процесса. Структура педагогического процесса и его основные компоненты. Педагогические цели, принципы, содержание педагогического процесса, педагогические методы, формы и средства как основные компоненты любого педагогического процесса, их особенности в профессиональной подготовки. Движущие силы развития педагогического процесса. Управление педагогическим процессом - понятие и структура.  
Тема 2.2. Характеристика педагогических целей Понятие педагогических целей. Особенности педагогических целей Цели как системообразующий фактор развития педагогического процесса. Разновидности педагогических целей: нормативные и инициативные; цели обучения, воспитания, развития; цели организационные и методические. Структура пед. целей. Специфика основных педагогических целей для профессиональной подготовки. Построение "Дерева целей". Процесс педагогического целеполагания. Требования к формулированию целей. Особенности диагностично поставленных целей. Ошибки в формулировании целей.  
Тема 2.3. Характеристика педагогических принципов Общенаучное понятие принципов. Сущность педагогических принципов и их роль в построении педагогического процесса. Требования и правила реализации педагогических принципов. Общепедагогические принципы и их характеристика, особенности реализации в системе начального профессионального образования. Дидактические принципы и их характеристика, особенности реализации в системе начального профессионального образования. Принципы профессионального образования, их характеристика и реализация  
Тема 2.4. Характеристика содержания подготовки специалистов. Общенаучное понятие содержания. Сущность содержания-образования. Функции содержания педагогическом процессе. Уровни формирования содержания. Состав и структура содержания образования. Компоненты содержания образования знания умения и навыки. Сущность содержания начального, среднего и профессионального образования. Характеристика содержания общеобразовательной и профессиональной подготовки в проф. училище. Специфика технического знания и особенности изучения предметов профтехцикла. Компоненты содержания учебного материала Выбор, и виды анализа содержания учебного материала Характеристика основныхнаправлений воспитания будущих рабочих. Выбор содержания внеурочной воспитательной работы в учебном заведении. Обучение учащихся выбору содержания самовоспитания и самообразования. Развитие содержания воспитания и обучения в истории педагогики Взаимосвязь общего и профессионального образования. Перспективы развития содержания профессионального образования. Взаимосвязь содержания общения и методики преподавания конкретной учебной дисциплины  
Тема 2.5. Характеристика педагогических методов Общенаучное понятие метода Сущность пед. методов Подходы к трактовке пед. методов Роль методов в организации педагогических процессов в учебном заведении. Из истории развития методов и приемов воспитания и обучения. Классификации методов обучения, различные подходы к классификации методов обучения. Педагогические приемы как компоненты методов. Психолого-педагогические основы выбора методов. Перспективы развития методов обучения и воспитания в педагогической теории и практике  
Тема 2.6. Характеристика педагогических средств Общенаучное понятие средств сущность педагогических средств. Понятие педагогических средств в широком и узком значении. Признаки пед. средств. Материально-техническая базаучебного заведения. Классификации педагогических средств. Виды педагогических средств: сущность и особенности применения в профессиональном образовании. Психолого-педагогические основы выбора педагогичёских средств. Требования к разработке и использованию педагогических средств. Взаимосвязь средств обучения и воспитания с педагогическими методами и приёмами. Перспективы развития педагогических средств в теории и практике профессионального обучения. Создание индивидуальной системы педагогических средств воспитания и обучения будущих специалистов  
Тема 2.7. Формы организации и осуществления педагогического процесса Общенаучное понятие форм обучения, взаимосвязь понятий «форма» «содержание». Сущность форм обучения. Взаимосвязь форм обучения с педагогическими методами и содержанием педагогического процесса Краткая история развития педагогических форм. Классификации форм обучения и воспитания. Классификация по степени сложности: простые, составные и комплексные. Выбор педагогических форм. Характеристика урока как основной формы организации обучения. Особенности уроков теоретического и производственного обучения. Классификации уроков по типам и видам, психолого-пед. основы их выбор  
Раздел 3. Основы педагогического проектирования  
Тема 3.1. Проектирование педагогических систем Понятие о педагогических системах. Признаки пед. систем и их классификация. Проектирование личностного трудового потенциала будущего рабочего как модели специалиста: общее понятие; формы проектирования (профессиограммы, профессиональные характеристики). Проектирование системы практической подготовки на разных ступенях проф. обучения: учебный план и программа как формы проектирования практической подготовки, их хар-ка, и особенности с точки зрения системы производственного обучения, проблемы и требования к разработке. Проектирование системы теоретической подготовки в профессиональном образовании: учебный план и программы как формы проектирования теоретической подготовки, юс характеристика и особенности с учетом специфики технического знания, проблемки требования к разработке. Проектирование системы внеучебной деятельности учащихся: задачи, особенности и формы проектирования на различных этапах  
Тема 3.2. Проектирование педагогического процесса Разработка простых форм, организаций педагогического процесса согласно выделенных структур: педагогической, методической и психологической. Проектирование сложных (составных) форм организации педагогического процесса. Проектирование комплексных форм организации пед. процесса. Проектирование педагогического процесса урока. Основные трудности в разработке уроков. Традиционная структура уроков. Подходы к разработке структуры современного урока по М И. Махмутову. Педагогическая структура. Дидактическая структура. Методическая структура. Психологические структуры (познания, решения проблемы, мотивации учения и труда и др.). Алгоритм подготовки уроков. Требования к уроку  
Тема 3.3. Основные пути трансформации классно-урочной системы обучения Понятие классно-урочной формы обучения и ее признаки. Урок как основная форма классно-урочной системы. Достоинства и недостатки классно-урочной системы. Пути преодоления недостатков. История становления и развитие классно-урочной системы, ее принятие и отрицание. Перспективы организации классно-урочной формы обучения: новые структуры, типы и виды уроков. Передовой педагогический опыт использования различных видов уроков.  
ВСЕГО:  

3. Тематический план

3.1. Лекции

Номера изучаемых тем Очное обучение Очно-заочное (вечернее) обучение Заочное обучение
Номер семестра Объем, час. Номер семестра Объем, час. Номер семестра Объем, час.
1.1            
1.2            
1.3           -
2.1            
2.2 5,6       5,6  
2.3            
2.4            
2.5            
2.6            
2.7            
3.1            
3.2            
3.3            
Всего:            

3.2. Практические (семинарские) занятия

Номера изучаемых тем Наименование практических занятий Очное обучение Очно-заочное (вечернее) обучение Заочное обучение
Номер семестра Объем, час. Номер семестра Объем, час. Номер семестра Объем, час.
1.2 Общая и профессиональная педагогика как научные отрасли: объект и предмет познания, задачи и ф-ции, место и взаимосвязь в системе пед. наук   -       -
1.3 Основные пед. категории   -       -
2.1 Тенденции развития общего и профессионального образования в современн. период.   -       -
2.2 Общая хар-ка пед. процесса в проф. школе.   -       -
2.3 Хар-ка пед. целей 5,6       5,6 -
2.4 Хар-ка пед. принципов            
2.5 Хар-ка содержания подготовки специалистов           -
2.6 Хар-ка пед. методов            
2.7 Хар-ка пед. средств            
3.1 Формы организации и осуществления педагогического процесса           -
3.2 Проектирование педагогических систем            
3.3 Проектирование педагогического процесса            
Всего:              

3.3. Лабораторные занятия

Не предусмотрено

4. Курсовое проектирование

Не предусмотрено

5. Дополнительные Формы контроля и закрепления знаний и
навыков студентов

 

Номера тем, по которым проводится контроль Форма контроля знаний Очное обучение Очно-заочное (вечернее) обучение Заочное обучение
Номер семестра Колич. Номер семестра Колич. Номер семестра Колич.
1.2-2.3 Промежуточный тестовый контроль            
2.4-3.3 Промежуточный тестовый контроль            

6. Самостоятельная работа студента

Виды самостоятельной работы студента Очное обучение Очно-заочное (вечернее) обучение Заочное обучение
Номер семестра Объем, час. Номер семестра Объем, час. Номер семестра Объем, час.
Усвоение теоретического материала по дисциплине 5,6       5,6  
Подготовка к практическим (семинарским) и лабораторным занятиям 5,6       5,6  
Выполнение домашних заданий 5,6       5,6  
Подготовка к зачетам и экзаменам 5,6       5,6  
Выполнение курсовых проектов (работ)   -       -
Выполнение учебно- или научно- исследовательских работ 5,6       5,6  
Всего:            
Доля самостоятельной работы студента в % от общего объема работы            

 

7. Учебно-методические материалы по дисциплине

7.1. Перечень основной и дополнительной литературы

а) основная литература

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 304 с.: ил.

2. Жуков Г.Н. Основы общей и профессиональной педагогики. М.: Гардарики,2005 – 200с.

3. Педагогика: учеб. пособие для вузов по пед. специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина.-5-е изд., стер. - М.: Академия, 2006.-576 с.

4. Общая и профессиональная педагогика: Учебн. пособие для студентов пед. вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2005.

5. Педагогика; Под ред. Пидкасистого П.И.; Высшее образование; 2007 г.; 430 с.

6. Сластенин В.А. Профессиональная педагогика. М.: Академия. 2004. – 368 с.

7. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2005.

 

б) дополнительная литература

8. Балл Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. М., 1990.

9. Введение в педагогику: курс лекций: учеб. пособие по пед. специальностям (ОПД.Ф.02-Педагогика)/И. Ф. Свадковский; под ред. В. А. Сластенина.-М.:Академия, 2005.-160 с.-

10.Введение в педагогическую деятельность: учеб. посоВ24 бие для пед. вузов/под ред. А. С. Роботовой.-3-е изд., стер.-М.:Академия,2006.-208 с

11.Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус.– М.: Роспедагентство, 2005.

12.Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос./ А.А. Орлов, А.С. Агафонова. Под ред. А.А. Орлова. - М.: Академия, 2004.

13.Педагогическая антропология: учеб.пособие для вузов по специальности "Педагогика"/В.И.Максакова.-3-е изд., стер.-М.:Академия,2006.-208 с.-(Высшее профессиональное образование).

14.Педагогический словарь: для высших и средних пед. учеб. заведений/Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров.-2-е изд., стер.-М.:Академия,2005.-176с.

15.Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2003.

16.Природосообразная педагогика; Беспалько ВП.; 2008; Народное образование, М.:НИИ школьных технологий.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Впишите правильный ответ:

Нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету, называется – ___________________________

2. Впишите правильный ответ:

Учебный план, служащий основой для разработки региональных и рабочих учебных планов школы, называется – ___________________________

 

3. Впишите правильный ответ:

Учебный план, разрабатывающийся региональными органами управления образования и носящий рекомендательный характер, называется –

___________________________

 

4. Впишите правильный ответ:

Учебный план, разрабатывающийся на основе базисного и регионального учебных планов на длительный период, и отражает особенности конкретной школы, называется – ___________________________

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.217.100 (0.01 с.)