Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект, предмет и задачи научно-педагогического исследования

Поиск

Без глубокого знания сложившегося состояния педагогической теории и практики невозможно это состояние изменить, осуществить прогнозирование развития образовательной политики и науки об обучении и воспитании человека. Приобретается это знание в процессе специально организованных научно-педагогических исследований.

 

Объектами научно-педагогического исследования являются педагогические системы, явления, процессы (воспитание, образование, развитие, формирование личности, коллектива); предметом – совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области педагогического объекта, в которой вычленяется проблема, требующая решения.

Классификация педагогических исследований

Таблица 2

Методология педагогики: сфера ее реализации

Объективность полученного знания обусловлена прежде всего выбором методологии исследования.

    ТОЛКОВЫЙ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ   МЕТОДОЛОГИЯ (от греч. methodos – путь исследования или познания, теория, учение и logos – слово, понятие) – 1) «система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности»;[17] 2) «учение о научном методе познания»,[13] 3) «совокупность методов, применяемых в какой-либо науке» [13]

В педагогике методологию определяют как учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности [8]. Принято выделять четыре уровня методологии [7]:

Сферы реализации методологии педагогики

Рисунок 7

Рисунок 8

Методы научно-педагогического исследования

  ТОЛКОВЫЙ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ МЕТОД(от греч. methodos – путь исследования или познания) – путь познания; способ построения и обоснования научного знания; способ, посредством которого познается предмет науки.

Принципы выбора методов научно-педагогического исследования:

· принцип совокупности методов исследования – для решения любой научной проблемы используется не один, а комплекс взаимодополняющих методов.

· принцип адекватности методов существу изучаемого явления, тем результатам, которые предполагается получить, возможностям исследователя.

· принцип запрета экспериментов, использования исследовательских методов, противоречащих нравственным нормам, способным нанести вред испытуемым, образовательно-воспитательному процессу.

Каждая наука разрабатывает и использует методы исследования, отражающие ее специфику; их выбор обусловлен:

· неоднозначностью протекания педагогических процессов, множественностью факторов, одновременно влияющих на их результаты, – это требует использования разнообразных взаимодополняющих исследовательских методов и приемов, проверки и перепроверки полученной информации;

· неповторяемостью педагогических процессов: в отличие от исследований в области естественных наук, где есть возможность многократного повторения опытов и экспериментов, педагогический процесс, педагогическую ситуацию, педагогический эксперимент кратно воспроизвести «в чистоте» практически невозможно – это требует от исследователя корректности в формулировке обобщений и выводов.

Методы педагогического исследования

Таблица 3

Общенаучные Конкретно-научные
теоретические эмпирические
Общетеоретические: · абстракция и конкретизация · анализ и синтез · сравнение · противопоставление · индукция и дедукция социологические: · анкетирование · интервьюирование · экспертные опросы · рейтинг социально-психологические: · социометрия · тестирование · тренинг математические: · ранжирование · шкалирование · индексирование · корреляция · анализ: - литературы, архивных материалов, документации и продуктов деятельности; - понятийно- терминологической системы - аналогий, основанных на общности фундаментальных законов диалектики для процессов различной природы · построение гипотез · построение мысленного эксперимента · прогнозирование · моделирование · наблюдения (включенные и лабораторные; формализованные (по жесткой программе) и неформализованные; прямые и косвенные; сплошные и выборочные; самонаблюдения · беседа · педагогический консилиум · изучение и обобщение массового и индивидуального педагогического опыта · педагогический эксперимент (глобальный, локальный и микроэксперимент; естественный и лабораторный; поисковый, формирующий, констатирующий) · научно-педагогическая экспедиция

 


ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
(ТЕКСТЫ)

«Цель образования»

Цель образования – формирование человека с новым уровнем сознания. Для него характерны следующие личностные структуры:

1. Высочайший уровень самосознания, включающего в себя как способность к созданию объективной картины мира, так и осознание своей личной причастности к его преобразованию, способность к самоанализу и самооценке.

2. Критерием оценки окружающего мира и себя в нем для человека с новым сознанием является эстетический идеал как интегративный образ человека в его единстве с природой, устремленного к нравственному совершенству.

3. Для такого человека характерно обостренное восприятие разрыва между идеалом (должным) и действительностью (сущим) и стремление к их сближению в своей жизни. Отсюда боль за несовершенство этого мира и чуткость ко всему новому, прогрессивному, что зарождается в обществе, ответственность за его развитие и одновременно за судьбу планеты, требующая немалого мужества и усилий воли.

4. Такое отношение к жизни всегда связано с активной жизненной позицией и с творческой продуктивной деятельностью человека в процессе реализации им своих представлений о совершенстве, то есть с преобразованием действительности и себя в ней согласно объективным тенденциям прогрессивного развития.

В этом контексте нравственная целостность личности, с одной стороны, и постоянная потребность в самообразовании – с другой, рассматриваются нами в качестве обязательного фундамента ее творческого развития.

Эти личностные структуры образуют духовную культуру человека.

Она опирается на его универсальные – сущностные – силы».[15]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.8 (0.011 с.)