Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагог подводит итог по выполненному домашнему заданию.

Поиск
Учащиеся открываю тетради, и смотрят на пример. Учащиеся рассказывают условие, решение и вывод из примера, отвечая на вопросы преподавателя.     Учащиеся разбирают пример вместе с преподавателем обсуждая результаты и совместно делают вывод.   Учащиеся смотря на данные излагают свои выводы по данному примеру.
Объяснение нового материала Итак, давайте продолжим дальше рассматривать примеры, и теперь рассмотрим пример №4 (диктует пример) Исследование отношения покупателей к практике торговых скидок.
Регулярно покупают по скидкам Каждую неделю сравнивают цены Никогда не сравнивают цены Обследуют полки в поисках товаров со скидкой Покупают больше, если предлагается скидка
18,6 29,6 36,0 78,0 67,3

Вывод: большинство покупателей предпочитают экономить, но покупая товар со скидками и выбирают магазины с низкими ценами.

Пример№5 Исследование покупателей по возрасту

до 29 лет 30-39 40-49 50-59 60 и старше
         

 

Анализ возрастного состава важен, так как у каждого возраста свои приоритеты покупок и степень влияния на общие семейные расходы.

Потребительские расходы в группе детей растут на 20% быстрее, чем в каждой из остальных возрастных групп.

 

Пример №6 Исследование о намерении совершить покупку

 

Собираетесь ли вы приобрести данный товар в течение ближайших 6-ти месяцев
нет маловероятно небольшая вероятность большая вероятность весьма вероятно уверен

Заполните данную таблицу опросив 50 респондентов

Расчет экономических параметров

Параметры Величины показателей руб.
  Товар базовый товар конк.А товар конк.Б товар конк.В
1Себестоимость 2.Цена отпускная 3Цена розничная 4Стоимость обслуж.: ремонт замена ф-ры цена чист.средств Итоговая цена потребления          

 

Учащиеся начинают конспектировать, и обсуждать пример с педагогом вместе делая вывод.   Учащиеся анализируют данные и высказывают свое мнение.   Учащиеся записывают пример и записываю домашнее задание
Практическая работа Теперь начинаем практическую работу на тему «Разработка критериев оценки различных стилей потребления». Запишите порядок работы: 1. Выбор товара и определение его свойств. Вы должны самостоятельно выбрать товар и описать по принятой номенклатуре показатели качества. Например, в обувной отрасли приняты следующие группы показателей: эргокономические, функциональные и эстетические. В кожгалантерейной отрасли: показатели назначения, показатели технологичности и эстетические. В пределах каждой группы показателей- подгруппы. Информацию вы можете посмотреть в конспекте по товароведению и конспект по организации и технологии. 2. Описание требований к товару в зависимости от стиля потребления. Дается определение стиля потребления и классификации потребителей по стилю потребления: · отрицатели моды; · равнодушные; · расчетливые; · практично- модные, придерживающиеся провинциального типа моды; · лидеры моды. За выборку следует принять состав учебной части. 3.Разработать анкету, опросить респондентов для оценки качества товара. При оценки показателей качества использовать пятибалльную шкалу. Результат работы оформить в табличной форме.  
  Тип потребителя стиль потребления   % Показатели качества товара, балл Средн балл
Эргономические Функциональная Эстетические Цена  
               
Отрицатель моды М            
Равнодушный М            
Расчетливый С            
Практично- модный В            
Придерживающийся пров.типа моды В            
Лидер моды В            
Итого              

М- маловероятный стиль.

С- среднеразвитый стиль.

В- высокоразвитый стиль.

Средние баллы параметров показателей качества по каждому типу потребителей определяются по формуле простой среднеарифметической, а соответствующие показатели по всей совокупности потребителей- по формуле среднеарифметической взвешенной.

4. Вывод: показать отношение каждого типа потребителя к товару и определить потенциального покупателя.

Теперь вы можете приступать к выполнению работы, если есть какие- то вопросы, то вы можете обратиться к педагогу.

Учащиеся выполняют практическую работу
Заключение Педагог подводит итоги урока: итак, на сегодняшнем уроке мы подвели итоги по пройденному материалу прошлого урока, и начали практическую работу. Дает домашнее задание: кто не усел ее закончить, доделайте к следующему уроку. Это и будет вашим домашним заданием, а так же пример №6. Педагог просит убрать за собой свое рабочее место, благодарит за хорошую работу Записывают домашнее задание в тетрадях.

 


План-конспект занятия

Составлен студенткой 4 курса СЗППИ

Тема урока: «Искусство эпохи Возрождения в Италии»

Цель урока: ____________________________________________________________________

Задачи урока:

Образовательная: ________________________________________________________________

Развивающая: ___________________________________________________________________

Воспитательная: _________________________________________________________________

Тип занятия: сообщение новых знаний

Средства обучения: инновационные технологии (Презентация на компьютере), изображение на доске, раздаточный материал.

Ход занятия

Таблица 7

Этапы занятия Деятельность преподавателя Деятельность учащихся
1. Организационный момент 1.1.Подготовка кабинета и дидактических средств. 1.2.Приветствует учащихся. 1.3. Проверяет присутствующих. 1.4.Сообщение темы: «Тема сегодняшнего урока - Искусство эпохи Возрождения в Италии». Организация рабочих мест Учащиеся приветствуют учителя и переписывают тему урока с доски
2. Объяснение нового материала.   2.1. Сегодня мы познакомимся с культурой очень интересного периода в истории: культурой Возрождения. Для начала вспомним, какая эпоха была предшественницей Возрождения? (Средневековье 476г.-сер.XVII) Откройте свои словарики и запишите термин: Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века. "Я создал тебя существом не небесным, но и не только земным, не смертным, но и не бессмертным, чтобы ты, чуждый стеснений, сам себя сделал творцом и сам выковал окончательно свой образ. Тебе дана возможность пасть до степени, но также и возможность подняться до степени существа богоподобного- исключительно благодаря своей внутренней воле..."- так говорит бог Адаму в трактате итальянского гуманиста Пикоделла Мирондола "О достоинстве человека". В этих словах сжат духовный опыт эпохи Возрождения, выражен сдвиг в сознании, который она совершила. Когда говорят: "искусство Возрождения"- какие ассоциации возникают прежде всего? Вспоминаются лица. Лица крупным планом, высветленные, отчеканенные с четкостью медали, иногда замечательно красивые, иногда неправильные, но всегда значительные. Это была эпоха бурного творческого подъема, освободившейся от гипноза церковной схоластики, жаждущая познать и понять мир, каков он действительно есть, эпоха больших открытий, которая, как говорил Энгельс, "нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страстности и характеру, по многосторонности и учености". Сегодня нам предстоит вспомнить имена великих мастеров эпохи Возрождения, их шедевры, а также обобщить полученные знания по теме "Искусство эпохи Возрождения".Отличительная черта эпохи возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин. 2.2. Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках. Хочу немного рассказать вам про Италию. Давайте рассмотрим её географическое положение. Учитель рисует на доске Аппенинский п-ов (см.приложение 1) и показывает на нём крупные основные города. Торговля была главным связующим среди городов Италии и всей Европы. Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе. Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов. В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе. 2.3. Запишите в тетрадях следующее: Периоды эпохи: 1.Раннее Возрождение. 2.Высокое Возрождение. 3.Позднее Возрождение. 2.4.Начнём с первого периода- Раннее Возрождение. Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях. Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия, не производя, впрочем, ничего особенно замечательного. 2.5. Высокое Возрождение Второй период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно от 1500 по 1580 год. В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших артистов Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художествам. При этом папе и его ближайших преемниках, Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства. 2.6. Позднее Возрождение Третий период Возрождения, так называемый период «позднего Ренессанса», отличается каким-то страстным, беспокойным стремлением художников совсем произвольно, без разумной последовательности, разрабатывать и комбинировать античные мотивы, добиваться мнимой живописности утрировкой и вычурностью форм. Признаки этого стремления, породившего стиль барокко, а затем, в XVIII столетии, стиль рококо, выказывались ещё в предшествовавшем периоде в значительной степени по невольной вине великого Микеланджело, своим гениальным, но слишком субъективным творчеством давшего опасный пример крайне свободного отношения к принципам и формам античного искусства; но теперь направление это делается всеобщим. 2.7. Изобразительное искусство Возрождения Для живописи и ваянии эпохи Возрождения характерно сближение художников с природой, ближайшим проникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений. Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении. 2.8.Архитектура Возрождения Главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция. Жемчужина ренессансной архитектуры (показ картинки с изображением собора, см. приложение) 2.9. Показ презентации «Шедевры Возрождения». Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию. Над созданием зданий там трудились великие архитекторы — Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Донато Браманте, Джорджо Вазари и многие другие.   Учащиеся отвечают на вопросы   Делают записи в своих тетрадях   Учащиеся перерисовываю с доски.     Учащиеся выделяют основные разделы и записывают под диктовку.   Смотрят изображение собора.   Учащиеся смотрят презентацию.  
3. Закрепление пройденного материала.   Преподаватель задаёт вопросы: 1. Как ещё можно назвать эпоху Возрождения? (Ренессанс). 2.Сколько основных периодов встречается в этой эпохе? Перечислить. (Раннее, Высокое и Позднее Возрождение). 3. Почему эту эпоху называют ещё эпохой Гуманизма? Что означает слово гуманный? (человечный). 4. Какие культурные центры Италии вы можете назвать? (Рим, Флоренция, Венеция, Милан, Генуе…) 5. Какая Архитектурная постройка считается жемчужиной ренессансной архитектуры? (Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция). Учащиеся поднимают руку и отвечают на заданные вопросы  
4. Заключение. Преподаватель подводит итоги урока, оценивает работу учащихся, даёт домашнее задание: учащимся необходимо найти известные имена эпохи Возрождения в различных направлениях (искусство, наука, архитектура, музыка, литература, политика.) Преподаватель просит убрать за собой своё рабочее место, благодарит за хорошую работу и прощается. Учащиеся записывают домашнее задание в тетрадях. Убирают рабочее место, прощаются с учителем.

 

 


ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Впишите правильный ответ:

Конечные и промежуточные результаты обучения, которых достигают учащиеся в когнитивной (познавательной), аффективной (эмоционально-ценностной) и психомоторной областях, называются –

___________________________

 

2. Впишите правильный ответ:

Классификация и систематизация объектов, построенная на основе их взаимосвязи, которая использует для описания объектов категории, расположенные последовательно, по нарастающей сложности, называется –

___________________________

3. Установите правильную последовательность разработки цели:

_________________

  на основе информации сформулировать цель в единстве всех трех ее компонентов;
  принять решение о достижении цели
  сделать выбор наиболее значимой информации
  обобщить, сравнить определенную информацию

 

4. Проанализируйте урок (или конспект урока см. проблемно-аналитический материал) и выделите цель и задачи, которые поставил педагог.

 

Предмет:____________________________________________________________

Тема:________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Цели:_______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задачи:

Образовательная: ________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Развивающая: ___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Воспитательная: _________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема 2.3. Содержание образование

В результате изучения темы, Вы должны:

· знать общенаучное понятие содержания, понимать его сущность;

· уметь доказывать исторический характер содержания профессионального образования;

· знать основные принципы и критерии отбора содержания образования;

· знать нормативные документы отбражающие содержания образования

· продолжить составление краткого педагогического словаря и выполнить ряд заданий для самостоятельной работы.

При работе над данной темой может быть использована следующая литература:

1. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие. – Екатеринбург: Деловая книга, 1996. – 344 с.

2. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: В 2 ч. Материалы экспериментального курса; Часть 1. – Екатеринбург: Уральский госпединститут, 1992. – 73 с. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. – М., 1997. – 288 с.

3. Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика М., 2001

4. Есипов Б.П., Гончаров Н.К. Педагогика. – М., 1950. – С.122.

5. Закон Российской Федерации «Об образовании». 13 января 1996 г. №12-ФЗ //Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию /1996, № 2. – С. 7.

6. Ильина Т.А. Педагогика. – М., 1968. – С. 297.

7. Коджаспирова Г.М. Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2000.

8. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. – М.: Высшая школа, 1991.-224 с.

9. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983. – 608 с.

10. Педагогика /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.

11. Педагогика школы /Под ред. И.Т. Огородникова. – М.,1978. – С. 45.

12. Педагогика: Учебное пособие для педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996. – С.210.

13. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 1996. – 432 с.

14. Харламов И.Ф. Педагогика. – 3-е изд, перераб. и доп. – М., 1997. С. 121.

15. http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_98/322-1.html


ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Известно, что цель, задачи, а, следовательно, и содержание педагогического процесса социально обусловлены и изменяются по мере изменения государственной образовательной политики. Это можно проследить по определениям понятия содержание образования, которые предлагались в учебных пособиях по педагогике:

Таблица 8

«Система знаний, включающая факты и обобщения, и система полезных умений и навыков».[4] Есипов Б.П., Гончаров Н.К. Педагогика (1950 г.)
«...Основные знания, умения и навыки, требуемые спецификой данной области научных знаний».[6] Ильина Т.А. Педагогика (1968 г.)
«...Научные знания, умения и навыки, осмысливание жизненного познавательного опыта учащихся, приобретаемого вне обучения, и формирование познавательных способностей и творческих сил учащихся».[11] Педагогика школы. Под ред. И.Т.Огородникова (1978 г.)
«Содержание образования – это содержание триединого целостного процесса, характеризующегося, во-первых, усвоением опыта предшествующих поколений, во-вторых, воспитанием типологических качеств поведения личности, в-третьих, умственным и физическим развитием человека».[8] Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы (1991 г.)
«...Та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему».[1] Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика (1996 г.)
«Под содержанием понимается система знаний, умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения».[13] Подласый И.П. Педагогика (1996 г.)
«Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие целостного человека: его природных особенностей (здоровья, способности мыслить, чувствовать действовать), его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие и природных, и социальных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность»[10] Сластенин В.А. и др. Педагогика (1997 г.)
«...Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения»[14] Харламов И. Ф. Педагогика (1997 г.)
«Система научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, обладание которыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей воспитанников, формирование их мировоззрения, морали, поведения, подготовку к общественной жизни и труду».[7] Г.М. Коджаспирова Педагогический словарь (2000 г.)

Подходы к конструированию содержания образования:

· знаниево-ориентированный подход согласно которому – содержание образования это отражающая потребности общества и личности, научно ориентированная и педагогически адаптированная система знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к действительности. В центре внимания находятся знания как духовное богатство человечества, накопленное в процессе поисков и накопления исторического опыта.;

· личностно-ориентированный подход предполагает, что абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие целостного человека: его природных особенностей, социальных свойств и свойств субъекта культуры.

Теории формирования содержания образования:

1. Теория дидактического материализма (Я.А.Коменский и др.). Цель образования состоит в передаче обучаемым как можно большего объема знаний из различных областей науки. Выпускник должен стать энциклопедически образованным. Глубина понимания определенного фрагмента действительности пропорциональна количеству изученного материала.

2. Теория дидактического формализма (Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, И. Кант, И.Ф. Гербарт). Сторонники формального образования полагали, что наиболее ценным в образовании следует считать не знание основ наук, а то влияние, которое оно оказывает на развитие способностей и познавательных интересов обучающихся, их внимания, памяти, мышления.

3. теория материального образования. Ее сторонники, отражая требования развивающейся промышленности, считали, что развитие мыслительных способностей происходит само собой на основе приобретения знаний, необходимых для практической деятельности.

4. теория прагматизма (утилитаризма) в образовании (Д. Дьюи, Г. Кершенштейн, Ч. Куписевич, В. Оконь, Ф. Янушкевич и др.), согласно которой отрицается необходимость конкретного и четкого содержания образования. Эта теория не признает значимости научного образования, поэтому отрицает изучение учебных предметов в школе и сводит обучение к узкому практицизму через выполнение учащимися различных проектов. Основной критерий отбора и построения содержания нацелен на то, что обучающийся должен иметь возможность использовать приобретенные знания для решения задач практического характера.

5. концепция определения содержания образования через социокультурный опыт (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), согласно которой в содержание образования необходимо включить четыре компонента социокультурного опыта:

а) знания о природе обществе, мышлении, технике и способах деятельности;

б) опыт осуществления известных способов деятельности (умения и навыки);

в) опыт творческой деятельности по решению новых задач, возникающих перед человеком и обществом;

г) Опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности, выраженного в нормах отношения друг к другу, к окружающему миру, к обществу, к самому себе и т.д.

Содержание опыта творческой деятельности и ее основные черты проявляются в самостоятельном переносе знаний и умений в новую ситуацию; в видении новой проблемы в знакомой ситуации; в видении структуры объекта и его новой функции; в самостоятельном комбинировании известных способов деятельности в новый; в нахождении различных способов решения проблемы и альтернативных доказательств; в построении принципиально нового способа решения проблемы, являющегося комбинацией известных.

6. Концепция определения содержания образования через «опыт личности» (В.С. Леднев) считается более развитой в деятельностном и личностном аспектах. Эта концепция опирается на понятие «опыт личности», которое включает:

· качества личности (направленность, коммуникативность, познавательные, трудовые, эстетические, физические качества);

· опыт личности (ЗУН);

· опыт предметной деятельности, дифференцируемый по степени общности ее видов (обученность в сфере общих и профессиональных видов деятельности человека);

· опыт деятельности, дифференцируемый по творческому признаку (репродуктивная и творческая деятельность).

Исходя из этого, в усваиваемый социокультурный опыт могут быть включены: знания и способы деятельности, отражающие сферы деятельности человека, реализуемые на репродуктивном и творческом уровнях:

· духовно-нравственную;

· социально-политическую (как формирующие направленность личности);

· познавательную (интеллектуальную, научную);

· трудовую;

· профессиональную;

· эстетическую и физическую;

· коммуникативную.

У В.С. Леднева содержание образования представлено как содержание триединого процесса, характеризующегося:

· усвоением опыта предшествующих поколений;

· воспитанием типологических качеств личности;

· умственным и физическим развитие человека.

7. Концепция определения содержания образования через компоненты культуры личности (В.А. Сластенин, О.С. Газман) которая рассматривает «культуру личности» как уровень развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований; совокупность компетенций (круг вопросов, в которых личность обладает познанием, опытом): информационных, мировоззренческих, социальных, политических, нравственных, поведенческих и др.

Авторы концепции выделяют следующие компоненты культуры личности:

· культура жизненного самоопределения;

· экономическая культура;

· интеллектуальная культура;

· нравственная культура;

· гражданская культура;

· экологическая культура;

· эстетическая культура;

· физическая культура;

· культура труда;

· культура семейных отношений.

Современная гуманистическая парадигма в отечественном образовании выдвигает требования к содержанию образования, которым в наибольшей степени соответствует концепция, разработанная И.Я. Лернером. В соответствии с этой концепцией в содержании образования выделяются четыре основных компонента:

Все перечисленные компоненты содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены.

 

 

Основные принципы и критерии отбора содержания образования

Существуют различные подходы к определению принципов отбора содержания образования. Оптимальным представляется вариант, разработанный В.В. Краевским:

· принцип соответствия содержания образования социально-экономическим потребностям, современному состоянию научных знаний, уровню развития производства;

· принцип учета, при проектировании содержания образования, соотнесения учебного материала с формами, способами и средствами процесса обучения;

· принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования: теоретическое представление, учебный предмет, педагогическая деятельность, личность обучающегося.

Нормативные документы,
отражающие содержание образования

Содержание образования определяется следующими нормативными документами: государственным образовательным стандартом, базисным учебным планом образовательного учреждения, учебными программами, учебниками и учебными пособиями.

Государственный образовательный стандарт

ТОЛКОВЫЙ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ СТАНДАРТ(англ..standart) – норма, образец, мерило, основа.

Конституцией РФ (ст.43) и Законом «Об образовании» (ст.7) в Российской Федерации «устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты.

Стандарт образования – это федеральный нормативный документ, в обязательном порядке определяющий:

В стандартах закрепляются цели, задачи и содержание образования, что дает возможность диагностировать его результаты, осуществлять государственный контроль за соблюдением прав граждан на образование, сохранять единое образовательное пространство России. На основе государственных образовательных стандартов разрабатываются учебные планы образовательных учреждений всех типов.

В ближайшее время будут приняты стандарты третьего поколения основанные на компетентностом подходе, который предполагает ориентацию обучения не столько на знания, сколько на способность эффективно решать профессиональные задачи



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 28802; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.176 (0.019 с.)