Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Двойственный характер процесса обученияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Таблица 4
Основные принципы процесса обучения
Общепедагогические принципы организации и функционирования · принцип целостного подхода к обучению и воспитанию; · принцип непрерывности обучения и воспитания; · принцип целенаправленности в обучении и воспитании; · принцип интеграции и дифференциации совместной деятельности педагогов и учащихся; · принцип природосообразности; · принцип культуросообразности; · принцип последовательности и систематичности в обучении и воспитании; · принцип единства и адекватности управления и самоуправления в процессе обучения; · принцип оптимизации (Ю.К Бабанский) – постоянного приведения методов и приемов деятельности в соответствии с целями и содержанием процесса обучения, реальной психологической ситуацией. Дидактические принципы Дидактические принципы – это, как уже отмечалось, руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению процесса обучения. Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы рождаются на основе научного анализа обучения и связаны с закономерностями процесса обучения, устанавливаемыми дидактикой. В практическом опыте принципы обучения носят исторический характер они могут изменяться, дополняться в зависимости от особенностей образовательной ситуации. 1. Принцип единства образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения. Этот принцип означает, что процесс обучения должен быть направлен на решение задач обучения, воспитания и развития личности. Реализация этого принципа предполагает, что при подготовке и реализации каждого занятия должны планироваться и решаться задачи обучения, воспитания и развития обучающихся. 2. Принципы целостности процесса обучения означает, что все компоненты процесса обучения должны быть взаимосвязаны. Реализация данного принципа предполагает, что содержание, формы, методы и средства обучения направлены на достижения поставленных целей. 3. Принцип научности содержания и методов процесса обучения означает, что содержание обучения должно соответствовать объективным научным фактами, теориям, законам, отражать современное состояние наук, культуры и техники. Выполнение этого принципа отражается ГОС, в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в обучении учащихся научному поиску, методам науки. 4. Принцип связи обучения с практикой означает, что процесс обучения должен стимулировать обучающихся использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность на основе полученных знаний, вырабатывая собственные взгляды. 5. Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенных порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения, что выражается в соблюдении ряда правил. Например, первое – изучаемый материал планируется, делится на логические разделы – темы, устанавливая порядок и методику работы с ним; второе – в каждой теме надо установить содержательные центры, выделить главные понятия, идеи, структурировать материал урока; третье – при изучении курса устанавливаются внешние и внутренние связи между теориями, законами, фактами. Требование систематичности и последовательности в обучении нацелено на сохранение преемственности содержательной и процессуальной сторон обучения, при которой каждый урок – это логическое продолжение предыдущего как по содержанию изучаемого учебного материала, так и по характеру, способам выполняемой учащимися учебно-познавательной деятельности. Следуя этому положению, исходные понятия изучаются раньше, а тренировочные упражнения, как правило, следуют за изучением теории. 6. Принцип доступности требует чтобы в процессе обучения учитывались особенности развития учащихся, анализировался материал с точки зрения их реальных возможностей и организация обучения строилась таким образом, чтобы обучающиеся не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Еще Я.А. Коменский дал несколько правил этого принципа: – переходить от изучения того, что близко (история родного края), к тому, что далеко (всеобщая история); – переходить от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Непосильный для данного возраста и уровня подготовленности учащихся учебный материал вызывает их быстрое утомление, снижение мотивационного настроя на учение, ослабевает волевое усилие и как следствие – падает работоспособность учащихся. Но и излишнее упрощение учебного материала, системы заданий приводит к падению интереса учащихся к учению, искусственно тормозится развитие учащихся. Недоступность обучения, трудности, с которыми сталкивается учащийся в ходе выполнения разнообразных учебных заданий, зависят в равной степени и от сложности содержания учебного материала, и от методического структурирования его, характера, структуры организуемой педагогом деятельности учащихся, применяемых педагогом методов обучения. 7. Принцип наглядности – один из старейших и важнейших в дидактике – означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала, это связанно с особенностями мышления. Это «золотое правило» дидактики сформулировал еще Я. Коменский. В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать – через это вести к знанию. Если нет возможности дать реальные предметы на всех этапах процесса обучения, используются наглядные средства: модели, рисунки, лабораторное оборудование и пр. Однако использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития, стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому. 8. Принцип сознательности и активности учащихся в обучении – (один из главных принципов современной дидактической системы), согласно которой обучение эффективно тогда, когда обучающиеся проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности включаются в процесс самостоятельного добывания знаний. Это выражается в том, что обучающиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решения. Обучающиеся должны осознавать личностную значимость учения и владеть приемами учебной работы, умениями оперирования знаниями в вариативных ситуациях учебной деятельности. Активности и сознательности учащихся в процессе обучения можно добиться, если: – опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте – познавательные интересы, профессиональные склонности; – включать учащимся в решение проблемных ситуаций, в проблемное обучение, в процесс поиска и решения научных и практических проблем; – использовать такие методы обучения, как дидактические игры, дискуссии; – стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие обучающихся в учении. Реализация рассматриваемого принципа способствует не только формированию знаний и развитию детей, но и их социальному росту, воспитанию. 9. Принцип прочности требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учащихся, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения. Психология учит, что запоминание и воспроизведение зависят не только от материала, но и от отношения к нему. Поэтому для прочного усвоения требуется сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу. Есть и другие правила этого принципа, а именно: – прочное усвоение происходит, если учащийся проявляет интеллектуальную, познавательную активность; – для прочного усвоения надо правильно организовать количество и периодичность упражнений и повторения материала, учесть индивидуальные различия; – прочность знаний обеспечивается, когда материал структурируется, выделяется главное, обозначаются логические связи; – прочность знаний обеспечивается систематическим контролем над результатами обучения, проверкой и оценкой. Принцип прочности в первую очередь связывается со смысловой памятью, на основе которой в обучении ранее усвоенные знания, навыки и умения вводятся в структуру личного опыта учащегося, а также с самостоятельным добыванием знаний, которые прочно оседают в сознании и постепенно переходят в убеждения. Реализация принципа прочности обучения в реальной педагогической практике осуществляется через упражнения в применении знаний, навыков и умений, обсуждения и дискуссии, доказательства и аргументированные выступления и т.п. 10. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы означает, чтовпроцессе обучения преподаватель может и должен использовать самые разнообразные формы организации обучения: урок, экскурсии, практикумы, а также различные способы взаимодействия учащихся в учебном процессе: индивидуальную работу, работу в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах. Кроме того, обучение можно осуществлять в разнообразных видах деятельности обучающихся вне урока: в походах, поездках, кружках, клубах, различных объединениях по интересам и других. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Дайте характеристики общепедагогическим принципам организации и функционирования процесса обучения, выделив условия их применения. 2. Обобщите выше изложенный материал и полученную информацию на лекции по данной теме и напишите СИНКВЕЙН.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Проанализируйте урок (или конспект урока см. проблемно-аналитический материал Темы 2.2.) с позиции реализации общепедагогических и дидактических принципов, оцените реализацию этих принципов. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 2.2. Характеристика педагогических В результате изучения темы, Вы должны: · знать, что такое цели образования и обучения, понимать их сущность; · знать классификацию целей; · понимать их взаимосвязь с другими компонентами педагогического процесса; · знать способы постановки целей; · уметь строить «Дерево целей»; · продолжить составление краткого педагогического словаря и выполнить ряд заданий для самостоятельной работы. При работе над данной темой может быть использована следующая литература: 1. Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика М., 2001 2. Кларин М. В. Технология обучения: идеал и реальность. – Рига, «Эксперимент», 1999 г.–180 с. 3. Коджаспирова Г.М. Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2005. 4. Краевский В.В. Методология педагогики: прошлое и настоящее // Педагогика, 2002, № 1 5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 1999 6. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983. – 608 с. 7. Педагогика. Под ред. Пидкасистого П.И.; Высшее образование; 2007 г.; 430 с. 8. Педагогика /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2002. – 512 с. 9. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: В 2-х кн. - М.: Владос, 2000. -КнЛ.-С. 6-228. 10. Полонский В.М. Научно-педагогическая информация. Словарь-справочник. Изд-во «Новая школа» Москва, 1995- 256 с. 11. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям./ Под ред. Батышева С.Я. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. – 512 с 12. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Предисловие // Ушинский К. Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. – М.,1974.-Т.1.-С. 235. 13. Харламов И.Ф. Педагогика. 4-е изд., перераб. и доп. -М.: Гардарики, 2005. -520 с ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
Целеполагание всегда рассматривалось как важнейшая категориальная характеристика дидактического процесса. Исследованию этой проблемы уделяли особое внимание такие ученые-педагоги, как Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, Т. А. Ильина, В. В. Краевский, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина и другие. Однако, как показывает анализ, степень научной разработки данной проблемы и ее современное состояние могут быть, в общем, и целом квалифицированы как сложные и противоречивые. Способы постановки целей: · определение целей через изучаемое содержание; · определение целей через деятельность педагога; · определение целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного и т.п. развития обучающегося; · определение целей через учебную деятельность учащихся.
Рисунок 10 Стратегическая цель современного образования – создание благоприятных условий для всестороннего развития гармоничной личности во всем богатстве её индивидуального проявления Цель можно самостоятельно разрабатывать или, использовать готовые цели, отбирать и корректировать их.
Педагогические технологии – это алгоритмизированный процесс построения учебного процесса, целенаправленный, обеспечивающий активную деятельность педагога и учащегося, с гарантированным результатом В педагогических технологиях используется таксономия целей. Таксономия – классификация и систематизация объектов, построенная на основе их взаимосвязи, которая использует для описания объектов категории, расположенные последовательно, по нарастающей сложности. [2] Таксономия педагогическая – построение четкой системы педагогических целей, внутри которой выявлены их категории и последовательные уровни (иерархия). [3] Особенность таксономии целей в том, что цели формулируются через глаголы действия учащихся и поддаются однозначной диагностике достижения. Широкую известность получили таксономии учебных целей, (Б.С. Блумом) в следующих сферах: Таблица 5
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.117.89 (0.01 с.) |