Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Двойственный характер процесса обучения

Поиск

Таблица 4

ПРОЦЕСС ПРЕПОДАВАНИЯ Деятельность педагога ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ПРОЦЕСС УЧЕНИЯ Деятельность учащихся
 
1. Анализ содержания учебного материала. 2. Планирование (календарно-тематическое и поурочное). 3. Подготовка средств обучения ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП план, содержание учебного материала технические средства обучения учебно-наглядные пособия 1.Актуализация знаний и способов деятельности. 2. Выполнение домашних заданий. 3. Подготовка необходимых учебных принадлежностей
 
     
1. Создание проблемной ситуации. 2. Постановка цели и задач, формирование мотивов учебной деятельности. 3. Обсуждение плана предстоящей работы   ВВОДНО – МОТИВАЦИОН- НЫЙ ЭТАП мотивация цель задачи 1. Осознание необходимости, цели, задач предстоящей учебно-познавательной деятельности. 2. Принятие плана. 3. Анализ своих учебных возможностей
     
     
1. Обеспечение необходимой учебной ин- формацией; инструктаж. 2. Организация и руководство учебной деятельностью. 3. Текущий контроль и оценивание качества и предварительных результатов учебной работы     ОПЕРАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП формы, методы приемы, средства 1. Учебно-познавательная деятельность учащихся: усвоение учебного материала и способов деятельности. 2. Структура процесса усвоения: восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение
     
     
1. Контроль результатов учебно-познавательной деятельности. 2. Корректировка педагогической технологии и деятельности учащихся. 3- Оценка   КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП анализ и коррекция педагогических технологий и результатов деятельности, оценка 1. Самоконтроль: анализ процессуальной стороны и результатов деятельности. 2. Внесение коррективов в свою деятельность. 3. Самооценка
     

 


Основные принципы процесса обучения

  ТОЛКОВЫЙ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПРИНЦИП (лат. Principium) – основа, первоначало) – основоположение, руководящая идея, основное правило поведения, деятельности.

 

Общепедагогические принципы организации и функционирования
процесса обучения:

· принцип целостного подхода к обучению и воспитанию;

· принцип непрерывности обучения и воспитания;

· принцип целенаправленности в обучении и воспитании;

· принцип интеграции и дифференциации совместной деятельности педагогов и учащихся;

· принцип природосообразности;

· принцип культуросообразности;

· принцип последовательности и систематичности в обучении и воспитании;

· принцип единства и адекватности управления и самоуправления в процессе обучения;

· принцип оптимизации (Ю.К Бабанский) – постоянного приведения методов и приемов деятельности в соответствии с целями и содержанием процесса обучения, реальной психологической ситуацией.

Дидактические принципы

Дидактические принципы – это, как уже отмечалось, руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению процесса обучения. Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения.

Принципы рождаются на основе научного анализа обучения и связаны с закономерностями процесса обучения, устанавливаемыми дидактикой. В практическом опыте принципы обучения носят исторический характер они могут изменяться, дополняться в зависимости от особенностей образовательной ситуации.

1. Принцип единства образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения. Этот принцип означает, что процесс обучения должен быть направлен на решение задач обучения, воспитания и развития личности. Реализация этого принципа предполагает, что при подготовке и реализации каждого занятия должны планироваться и решаться задачи обучения, воспитания и развития обучающихся.

2. Принципы целостности процесса обучения означает, что все компоненты процесса обучения должны быть взаимосвязаны. Реализация данного принципа предполагает, что содержание, формы, методы и средства обучения направлены на достижения поставленных целей.

3. Принцип научности содержания и методов процесса обучения означает, что содержание обучения должно соответствовать объективным научным фактами, теориям, законам, отражать современное состояние наук, культуры и техники. Выполнение этого принципа отражается ГОС, в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в обучении учащихся научному поиску, методам науки.

4. Принцип связи обучения с практикой означает, что процесс обучения должен стимулировать обучающихся использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность на основе полученных знаний, вырабатывая собственные взгляды.

5. Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенных порядке, системе.

Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения, что выражается в соблюдении ряда правил. Например, первое – изучаемый материал планируется, делится на логические разделы – темы, устанавливая порядок и методику работы с ним; второе – в каждой теме надо установить содержательные центры, выделить главные понятия, идеи, структурировать материал урока; третье – при изучении курса устанавливаются внешние и внутренние связи между теориями, законами, фактами.

Требование систематичности и последовательности в обучении нацелено на сохранение преемственности содержательной и процессуальной сторон обучения, при которой каждый урок – это логическое продолжение предыдущего как по содержанию изучаемого учебного материала, так и по характеру, способам выполняемой учащимися учебно-познавательной деятельности. Следуя этому положению, исходные понятия изучаются раньше, а тренировочные упражнения, как правило, следуют за изучением теории.

6. Принцип доступности требует чтобы в процессе обучения учитывались особенности развития учащихся, анализировался материал с точки зрения их реальных возможностей и организация обучения строилась таким образом, чтобы обучающиеся не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок.

Еще Я.А. Коменский дал несколько правил этого принципа:

– переходить от изучения того, что близко (история родного края), к тому, что далеко (всеобщая история);

– переходить от легкого к трудному, от известного к неизвестному.

Непосильный для данного возраста и уровня подготовленности учащихся учебный материал вызывает их быстрое утомление, снижение мотивационного настроя на учение, ослабевает волевое усилие и как следствие – падает работоспособность учащихся.

Но и излишнее упрощение учебного материала, системы заданий приводит к падению интереса учащихся к учению, искусственно тормозится развитие учащихся.

Недоступность обучения, трудности, с которыми сталкивается учащийся в ходе выполнения разнообразных учебных заданий, зависят в равной степени и от сложности содержания учебного материала, и от методического структурирования его, характера, структуры организуемой педагогом деятельности учащихся, применяемых педагогом методов обучения.

7. Принцип наглядности – один из старейших и важнейших в дидактике – означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала, это связанно с особенностями мышления.

Это «золотое правило» дидактики сформулировал еще Я. Коменский. В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать – через это вести к знанию. Если нет возможности дать реальные предметы на всех этапах процесса обучения, используются наглядные средства: модели, рисунки, лабораторное оборудование и пр.

Однако использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития, стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.

8. Принцип сознательности и активности учащихся в обучении – (один из главных принципов современной дидактической системы), согласно которой обучение эффективно тогда, когда обучающиеся проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности включаются в процесс самостоятельного добывания знаний.

Это выражается в том, что обучающиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решения.

Обучающиеся должны осознавать личностную значимость учения и владеть приемами учебной работы, умениями оперирования знаниями в вариативных ситуациях учебной деятельности.

Активности и сознательности учащихся в процессе обучения можно добиться, если:

– опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте – познавательные интересы, профессиональные склонности;

– включать учащимся в решение проблемных ситуаций, в проблемное обучение, в процесс поиска и решения научных и практических проблем;

– использовать такие методы обучения, как дидактические игры, дискуссии;

– стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие обучающихся в учении.

Реализация рассматриваемого принципа способствует не только формированию знаний и развитию детей, но и их социальному росту, воспитанию.

9. Принцип прочности требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учащихся, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения.

Психология учит, что запоминание и воспроизведение зависят не только от материала, но и от отношения к нему. Поэтому для прочного усвоения требуется сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу. Есть и другие правила этого принципа, а именно:

– прочное усвоение происходит, если учащийся проявляет интеллектуальную, познавательную активность;

– для прочного усвоения надо правильно организовать количество и периодичность упражнений и повторения материала, учесть индивидуальные различия;

– прочность знаний обеспечивается, когда материал структурируется, выделяется главное, обозначаются логические связи;

– прочность знаний обеспечивается систематическим контролем над результатами обучения, проверкой и оценкой.

Принцип прочности в первую очередь связывается со смысловой памятью, на основе которой в обучении ранее усвоенные знания, навыки и умения вводятся в структуру личного опыта учащегося, а также с самостоятельным добыванием знаний, которые прочно оседают в сознании и постепенно переходят в убеждения.

Реализация принципа прочности обучения в реальной педагогической практике осуществляется через упражнения в применении знаний, навыков и умений, обсуждения и дискуссии, доказательства и аргументированные выступления и т.п.

10. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы означает, чтовпроцессе обучения преподаватель может и должен использовать самые разнообразные формы организации обучения: урок, экскурсии, практикумы, а также различные способы взаимодействия учащихся в учебном процессе: индивидуальную работу, работу в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах. Кроме того, обучение можно осуществлять в разнообразных видах деятельности обучающихся вне урока: в походах, поездках, кружках, клубах, различных объединениях по интересам и других.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Дайте характеристики общепедагогическим принципам организации и функционирования процесса обучения, выделив условия их применения.

2. Обобщите выше изложенный материал и полученную информацию на лекции по данной теме и напишите СИНКВЕЙН.

 

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Проанализируйте урок (или конспект урока см. проблемно-аналитический материал Темы 2.2.) с позиции реализации общепедагогических и дидактических принципов, оцените реализацию этих принципов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


Тема 2.2. Характеристика педагогических
целей

В результате изучения темы, Вы должны:

· знать, что такое цели образования и обучения, понимать их сущность;

· знать классификацию целей;

· понимать их взаимосвязь с другими компонентами педагогического процесса;

· знать способы постановки целей;

· уметь строить «Дерево целей»;

· продолжить составление краткого педагогического словаря и выполнить ряд заданий для самостоятельной работы.

При работе над данной темой может быть использована следующая литература:

1. Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика М., 2001

2. Кларин М. В. Технология обучения: идеал и реальность. – Рига, «Эксперимент», 1999 г.–180 с.

3. Коджаспирова Г.М. Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2005.

4. Краевский В.В. Методология педагогики: прошлое и настоящее // Педагогика, 2002, № 1

5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 1999

6. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983. – 608 с.

7. Педагогика. Под ред. Пидкасистого П.И.; Высшее образование; 2007 г.; 430 с.

8. Педагогика /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2002. – 512 с.

9. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: В 2-х кн. - М.: Владос, 2000. -КнЛ.-С. 6-228.

10. Полонский В.М. Научно-педагогическая информация. Словарь-справочник. Изд-во «Новая школа» Москва, 1995- 256 с.

11. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям./ Под ред. Батышева С.Я. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. – 512 с

12. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Предисловие // Ушинский К. Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. – М.,1974.-Т.1.-С. 235.

13. Харламов И.Ф. Педагогика. 4-е изд., перераб. и доп. -М.: Гардарики, 2005. -520 с


ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Цель определяется как: · один из элементов поведения, сознательной деятельности, который характеризуется предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности и путей, способов ее достижения; осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. (Г.М. Коджаспирова) [12] · осознанный образ, преднамеренный полезный результат, который должен быть достигнут в результате деятельности (В.М. Полонский) [10]

 

Цель образования трактуется как: · результаты, на которые ориентируется общество в разработке содержания образования, в построении воспитательных программ, конечных целей учебно-воспитательного процесса (В.М. Полонский) [10] · образовательный идеал, задаваемый социальным заказом и реализуемый через различные подходы (модели) (Г.М. Коджаспирова) ЭКСТЕНСИВНАЯ МОДЕЛЬ: передача как можно большего объема накопленного опыта, культурных достижений, помощь обучающемуся в самоопределении на этом культурном базисе; ПРОДУКТИВНАЯ МОДЕЛЬ: подготовка учащихся к тем видам деятельности, которыми ему предстоит заниматься. ИНТЕНСИВНАЯ МОДЕЛЬ: подготовка учащихся на основе развития их универсальных качеств не только к освоению определенных знаний, но и к постоянному их совершенствованию и развитию собственных творческих возможностей. [3]

 

Цели обучения определяются как: · конечные знания и умения, которые должны приобрести учащиеся в процессе изучения данной дисциплины: планируемые результаты их познавательной деятельности. · конечные и промежуточные результаты обучения, которых достигают учащиеся в когнитивной (познавательной), аффективной (эмоционально-ценностной) и психомоторной областях (В.М. Полонский) [10]

Целеполагание всегда рассматривалось как важнейшая категориальная характеристика дидактического процесса. Исследованию этой проблемы уделяли особое внимание такие ученые-педагоги, как Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, Т. А. Ильина, В. В. Краевский, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина и другие. Однако, как показывает анализ, степень научной разработки данной проблемы и ее современное состояние могут быть, в общем, и целом квалифицированы как сложные и противоречивые.

Способы постановки целей:

· определение целей через изучаемое содержание;

· определение целей через деятельность педагога;

· определение целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного и т.п. развития обучающегося;

· определение целей через учебную деятельность учащихся.

 

 


Рисунок 10

Стратегическая цель современного образования – создание благоприятных условий для всестороннего развития гармоничной личности во всем богатстве её индивидуального проявления

Цель можно самостоятельно разрабатывать или, использовать готовые цели, отбирать и корректировать их.

 

 


Педагогические технологии – это алгоритмизированный процесс построения учебного процесса, целенаправленный, обеспечивающий активную деятельность педагога и учащегося, с гарантированным результатом

В педагогических технологиях используется таксономия целей.

Таксономия – классификация и систематизация объектов, построенная на основе их взаимосвязи, которая использует для описания объектов категории, расположенные последовательно, по нарастающей сложности. [2]

Таксономия педагогическая – построение четкой системы педагогических целей, внутри которой выявлены их категории и последовательные уровни (иерархия). [3]

Особенность таксономии целей в том, что цели формулируются через глаголы действия учащихся и поддаются однозначной диагностике достижения.

Широкую известность получили таксономии учебных целей, (Б.С. Блумом) в следующих сферах:

Таблица 5

КОГНИТИВНАЯ СФЕРА (познавательная)
Основные категории Примеры обобщенных учебных целей
ЗНАНИЕ (запоминание и воспроизведение изученного материала, терминологии, фактов и т.д.) УЧЕНИК: знает определения терминов, знает (перечисляет) конкретные факты, знает (перечисляет) методы и процедуры, правила и принципы.
ПОНИМАНИЕ (объяснение, интерпретация, краткое изложение и т.д.) УЧЕНИК: объясняет, интерпретирует факты, правила, принципы, словесный материал, схемы, таблицы, преобразует словесный материал и т.д.
ПРИМЕНЕНИЕ(умение использовать изученный материал в конкретных условиях и в новых ситуациях) УЧЕНИК: использует понятия, принципы в новых ситуациях; применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; правильно применяет метод или процедуру.
АНАЛИЗ (выделение частей целого, выявление взаимосвязи между ними, понимание принципов построения целого) УЧЕНИК: выделяет ошибки в логике рассуждений; выделяет скрытые предположения; выделяет причинно-следственные связи; оценивает значимость данных и т.д.
СИНТЕЗ (умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающие новизной) УЧЕНИК: пишет творческое сочинение; составляет план действия (проведения) эксперимента; использует знания из различных областей для составления плана решения какой-либо проблемы.
ОЦЕНКА (умение оценить значение материала; формулирование суждений на основе каких-либо критериев) УЧЕНИК: оценивает логику построения материала в письменном виде; соотносит выводы с имеющимися данными; значимость данных.
АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА (эмоционально-ценностная)
ВОСПРИЯТИЕ (готовность и способность воспринимать явления. С позиции педагога достижение цели состоит в привлечении, удержании и направлении внимания ученика) УЧЕНИК: осознает важность учения; внимательно слушает высказывания; проявляет осознание эстетических фактов; проявляет внимание к проблемам и потребностям других людей и др.  
РЕАГИРОВАНИЕ(активные проявления, исходящие от самого ученика. Ученик откликается на явления, стимул, проявляя интерес к предмету, явлению или деятельности) УЧЕНИК: выполняет домашнюю работу; подчиняется правилам поведения; участвует в обсуждении проблем класса; добровольно вызывается выполнять задание, знакомиться с совещаниями, конференциями; проявляет интерес к уч. дисциплине.
УСВОЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ(проявление отношения к тем или иных объектам, явлениям, деятельности: принятие ценностных ориентиров, приверженность ориентирам, предпочтение ценностной ориентации) УЧЕНИК: проявляет устойчивое желание учиться; целенаправленно изучает различные точки зрения, чтобы вынести свое суждение; проявляет убежденность, отстаивает какую-либо точку зрения или идеал.  
ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ (осмысление и соединение различных ценностных ориентаций, создание системы ценностей на основе наиболее значимых и устойчивых) УЧЕНИК: принимает ответственность за свое поведение; понимает свои возможности и ограничения; определяет жизненные планы в соответствии со своими возможностями, интересами, убеждениями.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ценности определяют поведение индивида, входят в жизненный план, привычный образ действий) УЧЕНИК: проявляет самостоятельность в учебной работе; проявляет сотрудничество в групповой деятельности; проявляет готовность к пересмотру своих суждений, изменению образа действий; проявляет навыки здорового образа жизни и т.д.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.176.215 (0.014 с.)