Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятия: методология, научный метод, методика (1989 г.)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
«Термин «методология» греческого происхождения. Он означает «учение о методе» или «теория метода». Методология занимается теоретическими проблемами путей и средств научного познания и закономерностями научного исследования как творческого процесса. Она возникла на основе анализа научной деятельности ученых, общих особенностей применяемых методов и средств, сравнения и систематизации их. Тем самым методология вскрывает сущность научной познавательной деятельности. Понятие методологии является сложным и не всегда понимается однозначно. Оно употребляется прежде всего в широком смысле общей методологии наук. В этом случае это понятие означает философскую исходную позицию научного познания, общую для всех научных дисциплин. (...) Понятие методологии в более узком смысле слова означает теорию научного познания в конкретных научных дисциплинах. В.А. Штофф определяет его так: «В отличие от методологии в широком философском смысле, методологии, заостряющей внимание на анализе методологической роли и эвристического значения главным образом онтологических принципов, законов и категорий, методология науки в более узком смысле является частью гносеологии; она представляет собой теорию научного познания и призвана изучать закономерности ложного процесса познания в тех его многообразных и взаимосвязанных формах и проявлениях, которые характерны для науки». Методология педагогики представляет собой систему знаний об основах и структуре педагогический теории, о подходах к исследованию педагогических явлений и процессов, о способах получения знаний, которые правдиво отражают постоянно меняющуюся педагогическую действительность в условиях развивающегося общества. На современном уровне развития педагогической науки необходимо не только решать отдельные актуальные методологические вопросы, но и создать методологию педагогики как специфическую систему знаний. Это путь повышения эффективности педагогической теории. Но и наоборот, детальное изучение специальной методологии отдельных наук послужит развитию общей научной методологии. Термин «метод» происходит от греческого methodos, что означает «дорога за чем-либо», «путь». Понятие «научный метод» можно охарактеризовать как целенаправленный подход, путь, с помощью которого достигается определенная цель, нечто познается или решается. Метод представляет собой комплекс разнообразных познавательных подходов и практических операций, направленных на приобретение научных знаний. В педагогике под понятием научного метода имеется в виду система основных подходов и способов исследования, отвечающих предмету и задачам педагогической науки. Понятие «метод» применяется в широком или более узком смысле слова. Чаще всего оно означает специальные приемы научной дисциплины, например в педагогике – метод научного наблюдения, экспериментальный метод, метод опроса, метод моделирования и др. Иногда понятие «метод» употребляется в широком смысле, например метод теоретического анализа. В этом случае он служит для обозначения познавательного процесса, включающего кроме анализа и другие логические средства (синтез, абстракция, обобщение). Некоторые методы эмпирического исследования, особенно метод опроса и метод беседы, иногда образуются термином «техника», взятым из социологических исследований. Мы, однако, отдаем предпочтение термину «метод». Термином «методика» мы обозначаем различные конкретные формы и способы использования методов, при помощи которых осуществляется все более глубокое познание педагогический явлений и процессов. В педагогической науке употребляется понятие «исследовательская процедура», заимствованное из социологии. Обычно оно означает определенный комплекс познавательных средств и приемов, а также аспекты организации исследовательской деятельности (необходимое время, план исследования, число сотрудников, финансовые расходы)». [13] _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Прочитав фрагмент из статьи М.И. Демкова (см. раздел «Проблемно-аналитический материал»), подготовьте в форме кратких тезисов обоснование необходимости и роли гипотезы в научном исследовании. 2. Составьте библиографическое описание (карточки) работ, представленных в разделе «Проблемно-аналитический материал» первой и второй тем данного пособия. 3. На основе анализа приведенных ниже текстов (см. раздел «Проблемно-аналитический материал»), постарайтесь выполнить следующие задания (или одно из них по вашему выбору): · определите педагогические проблемы, которые, по Вашему мнению, целесообразно было бы исследовать; · сформулируйте проблему научно-педагогического исследования, дайте краткое обоснование ее актуальности; · определите объект, предмет, тему, цель, задачи исследования; · попытайтесь построить гипотезу и составить план экспериментальной работы. 4. Сформулируйте определения следующим понятиям, и запишите в свой «краткий педагогический словарь»: · проблема; · тема; · цель · задача; · гипотеза · исследовательский подход; · эксперимент. 5. Прочитайте отрывок из замечательной, удивительно доброй, книги Януша Корчака «Как любить ребенка» и определите, какие и насколько значимые противоречия в системе межличностных отношений детей раскрывает автор.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Тема 1.4. Тенденции развития общего В результате изучения темы, Вы должны: · знать основные тенденции развития общего и профессионального образования; · уметь анализировать реальную образовательную ситуацию с позиции этих тенденций; · понимать причины обуславливающие возникновения этих тенденций; · продолжить составление краткого педагогического словаря и выполнить ряд заданий для самостоятельной работы. При работе над данной темой может быть использована следующая литература: 1. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. – 1997.- №4. 2. Громкова М.Т. Образование взрослых («здесь» и «теперь»): Учеб. пособие для преподавателей системы доп. проф. Образования. – М., 1995. 3. Ермоленко В.А. Основные тенденции развития базового профессионального образования. – М. Педагогика, 1995 4. Загвязинский В.И. и др. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания // Педагогика. – 2002.- №9.- С.3-11. 5. Змеев С.И. Основы андрагогики: Программа для высших учебных заведений по специальности 031400 – Андрагогика. – М., 1999. 6. Кузнецова А.Г. Совершенствование процесса обучения на основе личностно-ориентированного подхода: Метод. рекомендации. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 1996. 7. Куликова Л.Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности. – Хабаровск, 2001. 8. Куликова Л.Н. Идеи гуманизма и гуманизации образования в их историческом развитии: педагогический взгляд. – Хабаровск, 2003. 9. Куликова Л.Н. Идеи гуманизма и гуманизации образования в их историческом развитии: педагогический взгляд. – Хабаровск, 2003. 10. Ломакина Т.Ю. О диверсификации непрерывного профессионального образования // Педагогика. – 2002.- №1.- С.75-78. 11. Максимова В.Н. Аксиологическая теория в контексте проблемы качества образования // Педагогика. – 2002.- №2.- С.9-14. 12. Новиков А.М. Построение системы непрерывного профессионального образования. - М., 2000. 13. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 1999 14. Проблемы и перспективы непрерывного образования (методики социально-педагогических исследований) / Под ред. С.Г. Вершловского. – СПб., 1996. 15. Профессиональная педагогика/ Под ред. С.Я.Батышева. – М., 1997. 16. Степанов Е.Н. Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания – М., 2002 17. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя.- М.: Владос, 2005 (Казань: Идел-Пресс, ГУП ПИК).- 383 с 18. Якиманская И.С. Технологии личностно-ориентированного образования. – М., 2000. ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
В настоящее время определяющими тенденциями развития системы профессионального образования выступают: · непрерывность; · интегративность; · стандартизация; · демократизация образования. Непрерывность образования Непрерывное образование означает продолжающийся всю жизнь процесс, в котором важную роль играет интеграция как индивидуальных, так и социальных аспектов человеческой личности и ее деятельности. В предложенной П. Ленграндом трактовке непрерывного образования воплощена гуманистическая идея: она ставит в центр всех образовательных начал человека, которому следует создать условия для полного развития его способностей на протяжении всей жизни. В контексте непрерывного образования по-новому рассматриваются этапы жизни человека: устраняется традиционное деление жизни на период учебы, труда и профессиональной дезактуализации. А.М. Новиков [12] раскрывает содержание понятия «непрерывное образование», сводя его к трём объектам (субъектам), к которым относятся: - личность; - образовательные процессы (образовательные программы); - организационная структура образования. Человек (личность), являясь объектом (субъектом) непрерывного образования, учится постоянно, без относительно длительных перерывов. Причём учится либо в образовательных учреждениях, либо занимается самообразованием. Возможны три вектора движения человека в образовательном пространстве. Во-первых, человек может, оставаясь на одном и том же формальном образовательном уровне, совершенствовать свою профессиональную квалификацию, своё профессиональное мастерство. Условно это можно назвать «вектором движения вперёд». Во-вторых, человек может подниматься по ступеням и уровням образования, а это есть «вектор движения вверх». При этом человек может последовательно восходить по ступеням и уровням образования или какие-то уровни и ступени пропускает. Например, учащийся может последовательно получить начальное, среднее и высшее профессиональное образование, либо сразу после школы приступить к программе высшего образования. В-третьих, непрерывность образования также подразумевает возможность не только продолжения, но и смены профиля образования, то есть возможность образовательного манёвра на разных этапах жизненного пути, исходя из потребностей и возможностей личности и социально-экономических условий в обществе (например, поменять специальность). Условно это можно обозначить как «вектор движения по горизонтали». Непрерывность в образовательном процессе выступает как характеристика включённости личности в образовательный процесс на всех стадиях её развития. Она же характеризует преемственность образовательной деятельности при переходе от одного её вида к другому, от одного жизненного этапа человека к другому. Непрерывность в организационной структуре образования характеризует такую номенклатуру сети образовательных учреждений и их взаимосвязь, которая с необходимостью и достаточностью создаёт пространство образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность образовательных программ, способных удовлетворить всё множество образовательных потребностей, возникающих в обществе в целом, в отдельном регионе и у каждого человека. Системообразующим фактором непрерывного образования выступает его целостность, то есть не механическое приращение элементов, а глубокая интеграция всех образовательных подсистем и процессов. Интегративность, как проявление целостности, характерна для любой устойчивой системы. Непрерывное образование должно отражать взаимосвязь и взаимодействие ряда компонентов: · совокупности образовательных программ разного уровня (основных и дополнительных), · сети разнообразных образовательных учреждений, реализующих эти программы, · органов управления образованием, специальных структур, осуществляющих образовательный маркетинг и координирующих развитие социально-образовательных процессов. Разнообразие ступеней образования представлено учреждениями, осуществляющими базовую (основную) подготовку в школе, профессиональную подготовку в среднеспециальном звене (колледжах, техникумах и т.д.) и обучение в вузе – получение высшего профессионального образования. Разноуровневые (многоуровневые) основные и дополнительные программы направлены на подготовку специалистов разных уровней квалификации. Такие специалисты, несомненно, востребованы на рынке труда. Во время обучения они могут выбрать образовательную программу, соответствующую собственным притязаниям, отвечающую определённому уровню трудности, достижение которого определяется наличием более конкретных и чётко поставленных задач обучения. Принципы непрерывного образования: · охват образованием всей жизни человека; · понимание образовательной системы как целостной, включающей дошкольное воспитание, основное, последовательное, повторное, параллельное образование, объединяющее и интегрирующее все его уровни и формы; · включение в систему просвещения, помимо учебных заведений и центров доподготовки, формальных, неформальных и внеинституциональных форм образования; · горизонтальная интеграция: дом – соседи – местная социальная сфера – общество – мир труда – средства массовой информации – рекреационные, культурные, религиозные организации и т.д.; · связь между изучаемыми предметами; · связь между различными аспектами развития человека (физическим, моральным, интеллектуальным и т.п.) на отдельных этапах жизни; · вертикальная интеграция: связь между отдельными этапами образования – дошкольным, школьным, послешкольным; между разными уровнями и предметами внутри отдельных этапов; · между разными социальными ролями, реализуемыми человеком на отдельных этапах жизненного пути; · между различными качествами развития человека (качествами временного характера, такими, как физическое, моральное, интеллектуальное развитие и т.п.); · универсальность и демократичность образования; · возможность создания альтернативных структур для получения образования; · увязка общего и профессионального образования; · акцент на самоуправление; · акцент на самообразование, самовоспитание, самооценку; · индивидуализация учения; · учение в условиях разных поколений (в семье, в обществе); · расширение кругозора; · интердисциплинарность знаний, их качества; · гибкость и разнообразие содержания, средств и методик, времени и места обучения; · динамичный подход к знаниям – способность к ассимиляции новых достижений науки; · совершенствование умений учиться; · стимулирование мотивации к учебе; · создание соответствующих условий и атмосферы для учебы; · реализация творческого и инновационного подходов; · облегчение перемены социальных ролей в разные периоды жизни; · познание и развитие собственной системы ценностей; · поддержание и улучшение качества индивидуальной и коллективной жизни путем личного, социального и профессионального развития; · развитие воспитывающего и обучающего общества; · учиться для того, чтобы «быть» и «становиться» кем-то/ Интегративность образования
В образовании итегративность играет существенную роль и проявляется в различных формах и на различных уровнях (содержательном, организационно-педагогическом и др.) Рассматривая систему образования как интегративное явление, целесообразно рассмотреть весь комплекс интегративных связей ее отдельных частей. В педагогике интеграция обычно рассматривается «по горизонтали» и «по вертикали». Интеграция осуществляется на организационном, содержательном и методическом уровнях. I. На организационном уровне это объединение в комплекс учреждений разного уровня, например детский сад и школа; лицей - колледж-ВУЗ (университетский комплекс). Такое объединение является педагогической интеграцией по вертикали. Либо объединение учреждений или структур одного уровня в комплекс. Благодаря данным объединениям возможно создать общую материальную базу и объединить преподавательский состав, что имеет большой экономический эффект. Особым примером интеграции является Болонский процесс (это пример интеграции по вертикали) который предполагает объединение стран в общее европейское образовательное пространство. Процесс интеграции России в мировой образовательный процесс осуществляется с сентября 2003 года когда на Берлинской конференции министров образования стран - участниц Болонского процесса, к тому времени уже 33-х, Российская Федерация в лице министра образования РФ В.М. Филиппова поставила свою подпись под Болонской декларацией, тем самым обязавшись до 2010 года воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса. Это означает, что Россия перестает быть в изоляции и получает возможность влиять на решения, принимаемые участниками Болонского процесса. Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой же начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования» или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В дальнейшем, межправительственные встречи проходили в Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005) и Лондоне (2007). В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран. Предполагается, что основные его цели должны быть достигнуты к 2010 году. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 25092; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.141 (0.009 с.) |