Основные виды носителей научной и учебной информации и организация сбора информации




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные виды носителей научной и учебной информации и организация сбора информации



 

 

В процессе получения учебных и научных знаний студент сталкива­ется с различными носителями информации. Понимание цели и пред­назначения каждого вида источника информации позволит более точно и правильно использовать их в своей работе.

Учебник, учебное пособие книга, предназначенная для обучения какому-либо предмету, учебной дисциплине. Учебник представляет собой сжа­тый обзор наиболее признанных теоретических положений в области конкретного предмета. Учебник имеет четкую структуру в соответс­твии с программой изучения данной дисциплины, что позволяет сту­денту составить общее представление об основных понятиях, пробле­мах, вопросах предмета. Он эффективен при подготовке студента к экзамену или контрольной работе.

Монография научный труд, углубленно разрабатывающий одну тему, ограниченный круг вопросов. Монография необходима студенту для глубоко­го, детального знакомства с научной проблемой и наиболее полезна при выполнении курсовой и дипломной работ.

Научная статья – сочинение небольшого размера, опубликованное в специальном научном журнале или в научном сборнике. Статья обычно раскрывает какой-либо аспект рассматриваемой проблемы, в ней могут излагаться данные конкретных исследований. Поиск нуж­ной информации облегчается тем, что в последних номерах научных журналов содержится перечень опубликованных в них в течение года статей.

Диссертацияквалификационная научная работа по конкретной теме, защищаемая автором в диссертационном совете для получения ученой степени. В диссертации систематизируется и обобщается науч­ное знание по рассматриваемой проблеме, описывается совокупность новых научных результатов и положений, предлагаемых диссертантом. Фактически это монография, изданная на правах рукописи. Диссерта­ции хранятся в библиотеке, научно-информационном отделе по месту защиты. Использование диссертаций иногда полезно при подготовке дипломной работы, так как позволяет шире представить изучаемую проблему.

Автореферат диссертации краткое изложение основных поло­жений диссертации. Рассылается в библиотеки вузов согласно списку, утвержденному соответствующим ученым советом. В читальном зале вуза обычно можно найти авторефераты, написанные по тем отраслям знания, по которым ведется подготовка в данном вузе.

Сайт в Интернете электронный носитель информации. Эффек­тивен преимущественно для получения общей, популярной информа­ции по рассматриваемому вопросу, но сразвитием сети расширяется возможность получения электронных вариантов научной и учебной литературы.

Поиски необходимой литературыпродолжительный труд. Значение его огромно, ибо от полноты изучения опубликованного мате­риала будет зависеть качество курсовой работы. Следует спланировать свое время, выделить определенные дни и часы для работы в справочно-библиографическом отделе.

Информационный поиск в библиотекеосуществляется на основе каталогов. Каталоги - это существующие в виде карточек списки книг, имеющихся в фондах. Существует четыре вида каталогов: алфавитные, предметные, систематические и каталоги новых поступлений.

К алфавитному каталогуВы обращаетесь в том случае, если зна­ете название книги и фамилию автора.

В предметном каталогеназвания книг размещены не по алфавиту, а по рубрикам, каждая из которых посвящена какому-либо предмету (определенной теме). При этом сами рубрики следуют друг за другом в алфавитном порядке, как и названия книг внутри самих рубрик. Широ­кая тема, как правило, имеет подразделы.

Систематический каталог— это каталог, в котором названия книг сгруппированы по рубрикам и подрубрикам, однако сами рубрики, в отличие от предметного, расположены не по алфавиту, а по системе дисциплины.

Каталоги новых поступлений— это систематические каталоги поступивших новых изданий книг за последние полгода.

Сведения о литературе, полученные из каталогов, выписываются на определенные карточки, которые должны быть четко и правильно заполнены (плюс шифр, чтобы заказать книгу в библиотеке).

Например: Наумченко В.И. Самостоятельный учебный труд сту­дентов. Саратов, Сар.ГУ, 1984, - 148 стр. Биб-ка им. Ушинского. Ин­дексы: Ч 481.69 Н34. Инв. номер: 160640.

Очень удобно карточки оформлять на перфокартах или отдельных листах формата А5. Это позволяет на одной стороне выписывать библиографическое описание источника, а на другой стороне делать крат­кие заметки об источнике или выписать аннотацию. В дальнейшем это позволит лучше систематизировать информацию и ускорит ее анализ. Карточки можно систематизировать в соответствии с разделами работы или в алфавитном порядке.

Для ускорения поиска необходимо использовать такие библиогра­фические издания, как реферативные журналы.Вслучае отсутствия в библиотеке требуемого издания можно провести поиск по электрон­ным каталогам библиотекведущих научных учреждений:

- Российская Государственная библиотека - http://www.rsl.ru;

- Государственная публичная научно-техническая библиотека- http://www.gpntb.ru;

- Российская национальная библиотека - http://www.nlr.ru;

- Библиотека по естественным наукам РАН - http://195.178.196.201/

index.html;

- Научная библиотека Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова - http://www.lib.msu.ru;

- Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ) - http://www2.viniti.ru.

Ведущие библиотеки осуществляют изготовление и распростране­ние электронных копий литературных источников.

Студент может заказать интересующую его литературу по межбиб­лиотечному абонементу (МБА), обратившись к сотрудникам универ­ситетской библиотеки. Необходимо учитывать, что проходит опреде­ленный срок выполнения заказа (он может быть более месяца). Кроме того, книга, полученная по МБА, на руки читателю не выдается, а мо­жет быть использована им только в читальном зале.

В настоящее время многие научные журналы в той или иной форме представлены в сети Интернет. Основные варианты представления журна­ла: общая информация о журнале, библиография (оглавления по томам и номерам), библиография + abstracts, библиография + abstracts + пол­ные тексты статей (чаще всего в формате PDF).

Общая информация о журнале, а также библиография (и иногда abstracts) обычно предоставляются свободно, а полные тексты статей - ограниченно (в пределах подписки на бумажные версии изданий или за отдельную плату). Информация о журналах чаще всего размещается на сайтах издательств, в рамках которых эти журналы выходят в свет, или научных обществ и организаций соответствующего направления. Поэтому простейший способ найти в Интернете интересующий Вас журнал (если он там представлен) - обратиться к серверу издающей его организации. Однако, если издательство (или его Интернет-адрес) не известно, информацию о присутствии журнала в сети Интернет и соот­ветствующем адресе можно получить через справочные страницы по периодике в Интернете.

 

3.2.2. Обзор периодических изданий по теории обучения иностранным языкам и базисным наукам

 

 

Кроме учебников, монографий и других крупных работ отечественных и зарубежных исследователей, существует ряд центральных периодических изданий, посвящённых проблемам обучения иностранным языкам, а также актуальным проблемам исследований в психологии, педагогике, лингвистике. Внимательное ознакомление с публикациями в представленных журналах может оказать существенную помощь студенту при решении проблемы исследования. Представим краткий обзор этих изданий.

Научно-методический журнал «Иностранные языки в школе» основан в 1934 году. Выходит восемь раз в год. Его учредитель – Министерство образования и науки Российской Федерации. Главный редактор журнала Н.П. Каменецкая. Все разделы журнала («Теория», «Практика», «Вопросы подготовки учителя», «Страноведение» и др.), посвящёны проблемам преподавания иностранных языков в школе, но в нём публикуются и материалы, имеющие отношение к вопросам лингвистики и филологии.Сайт в Интернете: www.chpk.ru, e-mail: marketing@chpk.ru.

Научно-теоретический журнал «Педагогика» выходит с июля 1937 года. Выходит десять раз в год. Учредители: трудовой коллектив редакции Российской академии образования. Главный редактор – В.П. Борисенков. Основные разделы журнала – «Научные сообщения», «Вопросы обучения и воспитания», «Кадры науки, культуры, образования», «История школы и педагогики», «Сравнительная педагогика». Сайт: www.chpk.ru, e-mail: marketihg@chpk.ru.

Журнал «Народное образование» основан императором Александром I в 1803 году. Выходит десять раз в год. Учредители журнала: Министерство образования РФ, Российская академия образования, Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование». Главный редактор – Алексей Кушнир. Основные разделы журнала – «Образовательная политика», «Технология и практика обучения». «Управление образованием», «Народный проект». Сайт: www.chpk.ru, e-mail: marketing@chpk.ru.

Научный журнал «Вопросы психологии» издаётся с января 1955 года. Выходит шесть раз в год. Учредители журнала: Российская Академия образования, трудовой коллектив редакции. Главный редактор – Е.В. Щедрина. Основные разделы журнала – «Теоретические исследования», «Возрастная и педагогическая психология», «Экспериментальные исследования», «Психология и практика». Сайт: www.voppsy.ru, e-mail: vop.psy@23.relcom.ru.

Научный журнал «Вестник Московского университета. Серия 19. лингвистика и межкультурная коммуникация» основан в 1946 году. Выходит четыре раза в год. Учредители журнала: Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова; факультет иностранных языков и регионоведения МГУ. Главный редактор – С.Г. Тер-Минасова. Основные разделы журнала – «Теория языка и речи», «Традиции в культуре», «Вопросы лексикографии», «Теория и практика перевода», «Язык. Познание. Культура», «Научная жизнь», «Учебные программы».

Научный журнал «Вестник Московского университета. Серия 9. филология» основан в 1946 году. Выходит раз в два месяца. Его учредитель – Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; филологический факультет МГУ. Главный редактор – М.Л. Ремнева. Все разделы, которые содержит данный журнал («Статьи», «Материалы и сообщения», «Школа современных лингвистических теорий», «Научная жизнь» и др.) посвящены теоретическим проблемам русского языка, его истории, анализу художественных произведений.

«Психологический журнал» основан в 1980 году. Журнал издаётся под руководством Отделения общественных наук Российской академии наук. Выходит шесть раз в год. Главный редактор – чл.-корр. РАО А.Л. Журавлёв. Основные разделы журнала – «Психология личности», «Психофизиология», «Научная жизнь». Сайт: www.naukaran.ru, e-mail: journ@psychol.ras.ru.

Научный журнал «Вопросы филологии» основан в 1999 году. Выходит три раза в год. Учредитель – Институт иностранных языков, издаётся совместно с Институтом языкознания Российской академией лингвистических наук. Главные редакторы – Э.Ф. Володарская, В.А. Виноградов.

Научный журнал «Психологическая наука и образование». Учредители журнала: Московский городской психолого-педагогический университет, Психологический институт Российской академии образования. Главный редактор – В.В. Рубцов. Сайт: www.psyedu.ru, e-mail: pno@inbox.ru. Сайт журнала уникален тем, что на нём есть полный архив всех статей журнала с 1996 по 2007 год и аннотации новых выпусков на русском и английском языках.

Научный журнал «Вопросы языкознания» основан в январе 1952 года. Издаётся под руководством Отделения историко-филологических наук Российской академии наук. Выходит шесть раз в год. Главный редактор – Т.М. Николаева.

Материалы, публикуемые в нижеследующих журналах, вы можете найти на соответствующих сайтах:

Журнал « Иностранные языки PLUS»

http://plus.study.ru/rus/journal/zima_2008/sertifikat/note1.htm

 

Журнал «Педагогика»

http://presslist.info/pcsmi/29005.html

 

Журнал «Общая психология»

http://magazine.mospsy.ru/temas16.shtml

 

Электронный журнал «Педагогическая наука»

http://rspu.edu.ru/journals/pednauka/1-2002/index.htm

 

Издательство СГУ «Инновации в образовании»

http://www.edit.muh.ru/content/mags_innov.htm

 

Издательский дом «Первое сентября»

http://www.1september.ru/

 

Газета «Начальная школа»

http://nsc.1september.ru/

 

Газета «English»

http://eng.1september.ru/

 

Газета «Deutsch»

http://deu.1september.ru/

 

Газета «La Lanque francaise»

http://fra.1september.ru/

Издательство СГУ «Психология обучения»

http://www.edit.muh.ru/content/mags_psych.htm

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.85.57.0 (0.007 с.)