Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Информация как философская категорияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Главное, с чем имеет дело журналист в своей профессиональной деятельности – информация. Он собирает ее, получает, осмысливает, накапливает, систематизирует, создает сам, распространяет. Он выступает как организатор определенных информационных процессов, имеющих большое значение в жизни общества. Понятно, что при таких обстоятельствах ему необходимо глубоко понимать сущность феномена, с которым он имеет дело каждый день – информации. Толковые словари предлагают объяснение понятий в объеме, достаточном для обыденного, непрофессионального общения людей. Так из словаря Ожегова,[1] мы можем узнать, что информация - это сведения об окружающем мире, кем-либо воспринимаемые (теоретическое толкование). А также сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь (коммуникативный - устанавливающий связи - аспект понятия). Такое определение ключевого для журналиста понятия породит больше вопросов, чем ответов. Что именно можно считать информацией: сведения, которые передают, или те, которые кем-то восприняты? Равны ли между собой передаваемые и воспринятые сообщения? А если их вообще не передают, то информации нет? Эти вопросы заставляют нас обратиться к наукам, где информация как таковая является предметом их специального исследования. Первоначальное понятие информации как сведений сохранялось почти два тысячелетия вплоть до середины XX века. Более широкое толкование оно приобрело благодаря развитию кибернетики, изучающей процессы информационного обмена. Основатель кибернетики Норберт Винер понимал информацию как «обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспосабливания к нему наших чувств»[2]. Этому процессу он придавал особое значение, подчеркивая, что «действенно жить – это значит жить, располагая правильной информацией».[3] Неудивительно, что при такой чрезвычайной важности информации для жизни человека и социума это понятие стало общим для всех частных наук, изучающих мир, а информационный подход, включающий в себя совокупность идей и комплекс математических средств их хранения и передачи, превратился в общенаучное средство исследования. Выяснением природы информации, ее гносеологического и методологического значения, занимаются, наряду с философами математики и физики (Винер, Хинчин, Колмогоров, Бриллюэн), специалисты в области теории связи и коммуникации (Шеннон, Черри, Харкевич), биологи и психологи (Эшби, Маккаллок, Миллер, Джордж), логики и лингвисты (Карнап, Бар-Хиллел, Кемени, Харрах). Но главное – информация стала претендовать на статус не просто научной, а философской категории. Категория – это «предельно общее понятие. Образуется как последний результат отвлечения (абстрагирования) от предметов, их особенных признаков. Для него уже не существует более общего, родового понятия и, вместе с тем, оно обладает минимальным содержанием, то есть фиксирует минимум признаков, охватываемых предметов. Однако это такое содержание, которое отражает фундаментальные, наиболее существенные связи и отношения объективной действительности и познания».[4] Абстрагируемся, например, от всяких отличий между столь, казалось бы, несопоставимыми понятиями как «стол» и «человек» и обнаружим общее в них. Это общее будет заключаться в том, что и то и другое вещественно, материально и представляет собой некую совокупность сведений о себе - информацию. Как видим, и материя, и информация могут быть использованы для характеристики любого объекта мироздания, что и делает возможным отнести их к числу самых общих описывающих мир философских категорий. Статус философской категории имеют такие понятия как материя, время, пространство, движение и теперь, благодаря кибернетикам, еще и информация. Правда, в философии несколько десятилетий идет спор между двумя концепциями представлений об информации: атрибутивной и функциональной. Атрибутивная концепция (Р.Ф.Абдеев, Б.В.Ахлибинский, Л.Б.Баженов, Б.В.Бирюков, К.Е.Морозов, И.Б.Новик, Л.А.Петрушенко, А.Д.Урсул и др.) утверждает, что информацией обладают все материальные системы, то есть она - атрибут материи, и свойственна объектам как неживой, так и живой природы. Абсолютный характер присутствия информации во всем и позволяет ей иметь статус философской категории наряду с такими же абсолютными понятиями как материя, пространство, время, движение. Кроме того, атрибутивисты подчеркивают независимость информации от процесса ее использования, то есть она есть у объекта даже в том случае, если он не взаимодействует с другими объектами. Можно сказать, что она содержится в нем как потенциальная. Такая статическая информация описывает внутреннюю организацию объекта, степень его упорядоченности и называется структурной информацией.
Рис. 1 Структурная информация об объекте В структурной информации любого объекта неживой природы, например, минерала или угля, содержатся сведения, отражающие процесс его появления на свет и происходившие в нем изменения. Под отражением философы понимают свойство материи запечатлевать, накапливать и сохранять в своей структуре следы воздействия других систем. Минерал и кусок угля, безусловно, сохраняют в своей структуре следы различных взаимодействий, в которые им довелось вступать, с иными объектами природы. Именно поэтому можно считать, что способностью к отражению обладают все виды материи: и живая, и неживая. И хотя отражение в неживой природе не носит характера самостоятельной активности, то есть не возникает по инициативе самих объектов взаимодействия, но от этого оно не перестает быть таковым. А раз есть отражение, то есть и информация как его результат. И именно таким образом накапливаемые отражения позволяют воссоздать и объяснить эволюцию жизни. Представители функциональной концепции (В.В.Вержбицкий, Г.Г.Вдовиченко, И.И.Гришкин, Д.И. Дубровский, Н.И.Жуков, А.М.Коршунов, М.И.Сетров, Г.И.Царегородцев и др.) считают, что информация возникает лишь при передаче ее другому воспринимающему субъекту. Нет восприятия - нет процесса отражения, нет и информации. А поскольку субъектами восприятия могут быть только биологические существа, то информация и информационные процессы, по мнению функционалистов, свойственны только живой природе. Информация выступает характеристикой взаимодействия передающего объекта и воспринимающего субъекта. И если в предмете происходят изменения, отражающие воздействие другого предмета, то можно сказать, что второй предмет становится носителем информации о первом предмете. Информация при этом превращается из потенциальной, внутриструктурной, в активную или усвоенную.
Рис. 2 Процесс отражения и получения информации при взаимодействии объектов
Как видим, информация – это отпечаток действительности, следы отражения при взаимодействии объектов. При этом очевидно, что в процессе отражения к ранее имеющейся структурной информации объекта 1 добавились сведения о его взаимодействии с субъектом 2 (динамическая информация). Динамическая информация описывает внешние взаимоотношения объекта с различными познающими его субъектами, и потому называется относительной информацией. Рис. 3 Относительная информация На наш взгляд, насколько описанные концепции информации (атрибутивная и функциональная) противоположны, настолько и совместимы, ведь с точки зрения системного подхода, любое явление должно быть рассмотрено как изнутри, так и снаружи. О.И. Семенков также высказывает мысль о том, что данные концепции отражают разные аспекты целостного понятия «информация» (статический и динамический, или структурный и относительный) и потому их можно рассматривать в единстве.[5] Итак, характеристика любого объекта живой и неживой природы требует полной информации о нем, которую можно представить в следующем виде: И (полная) = И (структурная) + И (относительная) Полная информация об объекте представляет собой сумму структурной и относительной информации, процесс перехода информации потенциальной (до ее передачи) в активную (усвоенную). А по определению Р.Ф. Абдеева, информация рассматривается «как мера упорядоченности структур и их взаимодействия, является объективной характеристикой на всех стадиях организации материи». [6] На основе данного определения информации уместно сделать очень важные выводы и для журналистов. Можно сформулировать требование к журналисту собирать о предмете его исследования как структурную, так и относительную информацию. Отсюда же вытекает и требование, предъявляемое к журналистскому тексту: обеспечить единство его внутренней структуры (содержания и формы) и его внешнего взаимодействия - с аудиторией. Отсюда вытекает и много других законов журналистской деятельности, о которых пойдет речь далее. Представим, например, подробнее конкретное взаимодействие какого-либо объекта бытия и журналиста, отражающего его в своем сознании и доносящего затем эти сведения до аудитории.
Рис. 4 Прогрессивное взаимодействие журналиста и аудитории
В этом процессе происходит двойное отражение: сначала журналист отражает объект бытия, а затем аудитория отражает сообщенные ей журналистом результаты его отражения объекта бытия. Исходя из деления информации на внутреннюю структурную и внешнюю относительную, отрезок АВ на рисунке будет соответствовать структурной информации об объекте действительности; а отрезок ВС - это результат внешнего взаимодействия объекта с внешним миром, в том числе и с журналистом, то есть это относительная информация об объекте. В точке А вся информация находилась в потенциальном состоянии, а в точке С она стала активной, то есть воспринятой и осмысленной журналистом. Далее отрезок СД показывает процесс отражения в тексте сведений, находящихся в сознании журналиста. Это структурная информация журналиста, которая также пребывает в потенциальном виде до тех пор, пока текст никто не воспринимал. Отрезок ДЕ изображает процесс усвоения текста аудиторией, к которой адресовал его журналист. Это относительная информация журналиста, вступившего в процесс взаимодействия с аудиторией. В точке Е информация становится активной, то есть полученной и усвоенной аудиторией. Таким образом, исходя из сущности понятия «информация», можно сформулировать 4 условия работы для журналиста, при которых будет обеспечено успешное усвоение информации аудиторией: 1. Как можно более полный сбор информации о внутренней структуре и внешних связях объекта изучения. 2. Как можно более адекватное усвоение журналистом (то есть отражение в своем сознании) полученной информации. 3. Адекватное отражение в тексте усвоенных сведений. 4. Учет особенностей аудитории при написании текста, позволяющий обеспечить ей наиболее адекватное восприятие текста. Учитывая, что журналист периодически общается со своей аудиторией, мы изобразили этот процесс как повторяющийся. Если все указанные требования к передаче аудитории полученных журналистом сведений неуклонно и тщательно выполняются, то объем знаний журналиста и его аудитории будет расти с каждым разом. Две расходящиеся линии на рисунке изображают развитие журналиста (верхняя линия) и аудитории (нижняя линия) в процессе их взаимодействия. В результате мы имеем прогрессивное развитие взаимодействующих систем, отраженное на рисунке в виде расходящейся спирали. В случаях отсутствия какого-либо этапа работы или навыков в их осуществлении можно получить нежелательные формы взаимодействия журналиста и аудитории:
Рис. 5 Потеря интереса аудитории к текстам журналиста
Рис. 6 Отрыв журналиста от аудитории Рис.7 Полная потеря контакта с аудиторией
Вернемся от профессионального разговора о работе журналиста с информацией к разговору об информации как философской категории. Выделив две составляющие информации, кибернетики получили возможность абстрагироваться от ее конкретного содержания в каждом случае и обозначить всеобщие свойства информации. Стало ясно, что в силу своих статических и динамических свойств она выступает способом формирования нового содержания воспринимающей ее системы и потому выполняет по отношению к ней образовательную, управленческую и организаторскую функции. Она становится источником развития системы. Именно эти три фундаментальные функции информации и рассматривают кибернетики. 1. Первую они называют информационной или образовательной, то есть связанной «с реализацией в системе определенной совокупности процессов отражения внешнего мира и внутренней среды системы путем сбора, накопления и переработки соответствующих сигналов».[7] Такое восприятие и накапливание сведений и выполняет функцию познания. Важно, однако, понимать, что познание мира через его информационное отражение неизбежно имеет определенные погрешности. Это происходит из-за двойственной природы информации. С одной стороны, наличие у любого предмета потенциальной информации, обеспечивает ей такое качество как объективность. С другой - относительная информация, образующаяся при восприятии кем-нибудь (субъектом) информации о предмете, явно носит черты субъективности. Это происходит потому, что информация как результат отражения особенностей объекта в особенностях воспринимающего субъекта содержит в себе следующие сведения: - о качествах передающего сведения объекта; - о качествах воспринимающего субъекта, характеризующих его способности к восприятию данного вида сведений; - о качествах каналов, по которым передаются сведения, или условиях передачи сведений. Понятно, что сведения, имеющиеся у объекта до их передачи (потенциальная информация) будут отличаться от сведений, реально воспринятых субъектом (активная информация). А, значит, информация как результат отражения будет не совсем идентична сущности отражаемого объекта. В.Д. Попов подчеркивает: «Информация потенциально бытийственна, объективна, экзистенциональна как отражение факта, функционально-субъектна»[8]. Таким образом, любая информация имеет объективно-субъективный характер. Именно это обстоятельство и не позволяет говорить о результатах любого познания как об абсолютной истине. Познание – вечный процесс поиска истины, в котором объективно существующая картина мира преобразуется в сознании человека в объективно-субъективную информационную картину мира. Таким образом, именно информация как результат отражения делает познание мира возможным, хотя и не абсолютно истинным. Отсюда, кстати, берет начало требование, предъявляемое к журналисту, быть терпимым к чужому мнению, ибо никто не может сказать о себе, что он – истина в последней инстанции. Очевидно, что именно способность воспринимающего информацию субъекта к адекватному отражению бытия (к получению и усвоению информации) характеризует и уровень развития этого субъекта. Чем выше способность – тем выше и уровень развития. Приведем в доказательство этого тезиса таблицу, предлагаемую Р.Ф. Абдеевым, в которой он показывает соответствие форм отражения уровню развития субъектов (или систем).[9] Таблица 1.
Под элементарным отражением (в таблице 1) понимается реакция воспринимающего субъекта на непосредственное физическое воздействие. Способностью к такой реакции обладает даже неживая природа: пни камешек – он и полетит. Тем более отреагирует на такое воздействие и животное, и человек. Опережающее отражение означает способность объекта реагировать на воздействие до момента его наступления. Если вы замахнетесь для удара, камень не тронется с места, а кошка убежит или приготовится к нападению. То же сделает и человек. Но способностью к предвидению воздействия, научному прогнозированию обладает только человек. Что же касается разновидности информации, то информация о внутренней структуре имеется у всех видов материи, а вот способностью к ее активной передаче и восприятию обладает только более развитые биологические системы, включая человека. Получая информацию, разные системы по-разному способны ее использовать. Неживая природа не обладает способностью использовать информацию даже в целях самосохранения (осуществления гомеостазиса). С появлением жизни возникло целенаправленное использование информации для сохранения системы и ее развития. Такой способностью обладает вся живая природа. Однако только человек умеет интенсифицировать информационные процессы, то есть получать и обрабатывать столько информации, сколько ему необходимо в каждом конкретном случае, и тем самым обеспечить себе устойчивое существование и развитие. Именно поэтому человек и является сегодня самой высокоорганизованной из известных систем (только он имеет плюсы во всех графах таблицы). Таким образом, из таблицы ясно, что чем более развита у субъекта способность к восприятию информации, тем более высоким уровнем организации он и будет обладать. Причем, ускорение и улучшение качества процесса приема-передачи и обработки информации в процессах жизнедеятельности позволяет успешнее бороться с энтропией (беспорядком, хаосом), повышать живучесть, приближая достижение цели. Информация превращается в неистощимый стратегический ресурс человечества, постоянно возрастающий по объему и доступности. Более того, ее значение возрастает, если, по предложению Л.В. Мрочко, связывать информацию не только с отражением реально существующего мира, но и с прогнозированием будущего. Исследователь обращает внимание на то, что «существуют и активные отражающие системы, способные из первичной информации генерировать новую информацию, которая хотя и не имеет своих первоисточников, своих исходных моментов, уже не является по существу отражением, поскольку соответствующих ей объектов в природе может и не существовать, да и собственно отражения как такового здесь уже нет. Поэтому мы считаем, - пишет он, - что информацию следует связывать и с отражением (первичные информационные структуры), и с генерацией (вторичные информационные структуры)».[10] Именно генерация как процесс получения принципиально новых сведений, не имеющихся еще в реальной действительности, сообщает информации способность выступать средством формирования будущего содержания, средством развития систем. Выводы о том, что информация является, по выражению Э. Шрейдингера, пищей для развития систем, особенно важны для журналиста, основная работа которого представляет собой процесс восприятия и передачи информации. От качества «пищи», которую он предлагает чаще чем кто бы то ни было своей аудитории, будет зависеть ни много, ни мало ее жизнь и уровень ее развития. Этот вывод непременно должен отразиться в обозначении миссии журналистики, которую мы сформулируем несколько позже. 2. Вторую функцию информации называют управленческой, то есть учитывающей «процессы функционирования системы, направления ее движения под влиянием полученной информации и степень достижения своих целей»[11]. Винер определял информацию через процессы взаимодействия организма со средой. Мы получаем от среды информацию – некую совокупность сведений. Эти сведения порождают в нас изменения, благодаря которым мы лучше уживаемся со средой. Таким образом, наши изменения не произвольны, а именно такие, какие обусловлены информацией, полученной от среды. Отсюда очевидно, что информация –средство изменения воспринимающего ее субъекта. Или, можно сказать, средство управления. Очевидно также и то, что управление, прежде всего, существует как естественный, а не искусственно организованный процесс, основанный на так называемых обратных связях, без которых управление как таковое просто невозможно. По сути дела, мы имеем простейший замкнутый контур с обратной связью на уровне обычного регулятора, с реакцией лишь на текущие воздействия. Рис. 8 Механизм управления для поддержания гомеостазиса системы
Окружающая среда воздействует на систему, вызывая в ней отклонения от нормального функционирования. Золотое правило саморегуляции в формулировке П.К.Анохина гласит: «Само отклонение от нормы служит стимулом возвращения к норме».[12] Такое отклонение от нормы может быть вызвано и внутренними процессами, происходящими в системе. В открытых системах источником отклонений могут стать внутренние и внешние противоречия в единстве. Пошатнувшееся равновесие системы требует решений и действий, восстанавливающих нормальное функционирование. Такие решения и действия могут приниматься всякий раз при возникновении отклонений и поддерживать гомеостазис системы. Простейший пример такого поведения: падает температура воздуха – люди надевают теплую одежду. И совершенно невозможно представить себе процесс наоборот: люди надевают теплую одежду – температура воздуха падает. В естественных процессах управления все изменения диктуются средой, а не субъектом управления, как это, к сожалению, нередко бывает в искусственном иерархическом социальном управлении. При нарушении фундаментального принципа естественного управления, согласно которому решение принимается обязательно на основе обратных связей, управление не только не способствует сохранению и развитию системы, но и разрушает ее, вмешиваясь в естественные механизмы регуляции. Поскольку журналистика представляет собой систему передачи информации с обратными связями, важно соблюдать в ней фундаментальный принцип естественного управления. Аудитория, на которую воздействует среда, сообщает журналисту (как субъекту управления) сведения о своих потребностях и интересах, которые он и стремится удовлетворить своей деятельностью. На практике же мы нередко наблюдаем обратную картину: учредители изданий и журналисты не пытаются выяснить, что интересно и нужно их аудитории, а решают за нее, что ей следует читать, пытаясь таким образом управлять общественным мнением. А потом удивляются, почему их издания не продаются и закрываются по причине отсутствия финансирования. Ответ простой: искусственное иерархическое управление, не основанное на обратных связях, не может обеспечить жизнеспособность системы. Мы рассмотрели самый простейший механизм управления, способный реализовать минимальную цель – выживание. А для достижения более сложной цели - устойчивого существования механизм управления усложняется, хотя и он функционирует на основе того же принципа обратных связей. Если замечено, что отклонения какого-либо типа возникают регулярно, то может быть выработана некая программа устранения отклонений этого типа. Она может представлять собой и превентивные (предупредительные) меры (результат опережающего отражения), что и позволяет системе не просто поддерживать свой гомеостазис, но и существовать вполне устойчиво. Такое управление представляет собой простейший контур циркулирующей информации: сигнал об отклонении – принятие решения с использованием типовых программ – осуществление действия по устранению отклонений.
Рис. 9 Механизм управления с целью поддержания устойчивого существования с использованием типовых программ
Постепенно система накапливает большое количество информации о разнообразных отклонениях, формируется информационный банк данных, тезаурус (полный, систематизированный набор данных в какой-либо области знаний), научные теории. Эти теоретические знания используются для принятия таких решений, которые не только могут гарантировать устойчивое существование, но и обеспечить устойчивое развитие системы. В отличие от предыдущих механизмов управления для достижения столь сложной цели как устойчивое развитие необходим постоянный поток информации от объекта управления о тех проблемах (отклонениях), которые возникают у него под воздействием окружающей среды. Такой поток должен иметь хорошо организованную систему его приема и регистрации. Эта система позволяет отсортировать в так называемом семантическом фильтре информацию по ее смысловому значению и отправить ее для принятия решений. Информация о наиболее простых отклонениях может быть направлена сразу к субъекту управления, который руководствуется при принятии решений типовыми программами и своим эмпирическим опытом. Информация о более сложных проблемах отправляется сначала для теоретического осмысления специалистами, обладающими знаниями в различных областях науки, и затем уже к субъекту управления для принятия окончательного решения. Субъект управления после принятия решения направляет информацию исполнителям, которые в соответствии с ней и осуществляют действия для решения проблем, изначально обозначенных объектом управления.
Рис. 10 Механизм управления с двумя контурами регуляции, обеспечивающий устойчивое развитие системы
Приведенное нами описание природного происхождения и эволюции механизмов управления предложено Р.Ф. Абдеевым. Он же дает определение механизма управления: «Механизм управления есть закономерно возникшая в процессе эволюции специфически организованная форма движения материи, заключающаяся в целенаправленном, многоцикличном преобразовании информации в двух взаимосвязанных, замкнутых обратными связями (ОС) контурах и функционально реализующая как сохранение устойчивости управляемого объекта, системы (1 контур ОС), так и развитие, дальнейшее повышение уровня ее организации (или создание новых структур) путем отбора и накопления информации (во 2 контуре ОС)».[13] Таким образом, информация реализует свою управленческую функцию, циркулируя в любых природных и искусственно созданных механизмах управления. Из описанных механизмов управления видно, какую роль и место занимает информация в жизни каждого человека и общества в целом. Организм может сохранять свою упорядоченность только путем постоянного извлечения из окружающей среды информации. «Человек, - пишет В. Самохвалова, - может быть представлен как сложный информационный процесс, постоянно уравновешивающий внутреннюю среду организма и внешнюю среду его окружения путем обмена информации».[14] 3. Третья функция информации - организационная, она обеспечивает «устройство и степень совершенства самой системы управления в терминах ее надежности, живучести, полноты реализуемых функций, совершенства структуры и эффективности затрат на осуществление процессов управления в системе».[15] Организация и регулирование самой системы управления происходит также благодаря циркулирующим по тем же двухконтурным схемам информационным потокам. Только эти потоки имеют целью наведение порядка в самом механизме управления. Итак, воссоединив три фундаментальные функции информации, можно сделать вывод о том, что информация обеспечивает системам такие качества как выживаемость, устойчивость и развитие. Для формирования оптимального поведения в среде обитания система должна постоянно приспосабливаться к непрерывно изменяющимся внешним условиям, изучая эту среду путем сбора и обработки как внешней, так и своей внутренней информации. В результате изучения в системе возникают представления о динамической информационной модели внешнего мира, и она успешно определяет свое место и роль в нем. Журналистика как система, работающая с информацией и находящаяся в системе обратных связей со своей аудиторией, аналогичным образом определяет свое место и роль в более широкой по сравнению с ней системе – человеческом сообществе. И именно в зависимости от этой роли в информационном процессе получает свое онтологическое (природное) определение. Журналистика – одна из форм оперативного отражения реальной действительности в периодически распространяемой информации, целью которой является обеспечение общества в целом и человека в частности сведениями, необходимыми для их функционирования и устойчивого развития. Действительно, журналистика с помощью всей совокупности своих действий отражает реальную действительность и рисует общую картину мира со всеми закономерностями ее функционирования и развития. Журналистика также аналогично описывает картину общественного бытия и его развития в системе мироздания. Она создает и галерею персональных образов, реализующих себя в общественном пространстве. Созданные ею картины позволяют ее аудитории выбрать оптимальные способы взаимодействия с описанной средой, а, значит, обеспечить себе жизнеспособность и развитие. Такова миссия журналистики. Естественно, что эту миссию профессионалы могут выполнить только тогда, когда отраженные ими картины адекватны (соответствуют) действительности и понятны аудитории. Подлинно журналистские тексты (массовая информация) диктуются только самой природой вещей и никем иным, они онтологичны по происхождению и по сути. Их онтологичность обусловлена уже объектом и предметом журналистики. Объектом журналистики, то есть тем, «на что направлена активность» профессионалов пера, выступает все мироздание «как самостоятельный центр бытийной активности».[16] Предметом ее знания является мироздание как целостный объект (нечто всеобщее), а также любой его частный объект (что-то конкретное), позиционированные в поле массового внимания и понимания, а также связи между объектами, включенными в это поле. Журналистика в силу своего предмета и миссии берет на себя ответственную роль ориентира своей аудитории по ее же запросам в современной действительности. Но и в силу своей информационной природы (познавательной, управляющей и организующей) она не может не вносить существенную лепту в выбор направлений и путей эволюции, как личностных, так и общественных. А.Д.Урсул, рассуждая о такой перспективе развития как формирование ноосферы, подчеркивает сущностную способность информации быть ценностным ориентиром на этом пути.[17] Таким образом, ценности, обсуждаемые в журналистских произведениях, равно как и не обсуждаемые, замалчиваемые, есть ни что иное как выбор эволюционного пути. И, конечно, велика ответственность журналистики за то, чтобы этот выбор был сделан человечеством в соответствии с критериями прогресса. Поскольку мы ведем речь не о естественной эволюции, а о процессе сознательного выбора, то неизбежно сталкиваемся с понятием «управление» и «самоуправление». Абдеев особо подчеркивает сходства в процессах управления различных систем. В живой и неживой природе, по его мнению, «первостепенное внимание следует уделять выявлению отклонений параметров системы от нормы, дав полную свободу разнообразию флуктуаций (колебаний – пояс. автора), а в социальной сфере – плюрализму (разнообразию – выдел. автора) мнений, с тем, чтобы обеспечить широту выборки для отбора наилучшего варианта при принятии решений».[18] Это утверждение можно возвести в статус профессионального кредо журналистов. Журналисты должны обеспечить отражение как можно более полной картины общественной жизни и жизни личности, держать руку на пульсе этой жизни, своевременно оповещая о сбоях ее ритма (отклонениях от устойчивого развития), разворачивать широкие общественные дискуссии по поводу возникающих проблем, с целью выработки оптимальных решений, обеспечивающих обществу и человеку жизнеспособность и развитие. Таким образом, журналистика, формирующая и направляющая информационные потоки, предстает как организатор самого оперативного и массового механизма управления и самоуправления общественным и личностным развитием. При этом она не выступает субъектом иерархического управления, самостоятельно принимающим управленческие решения. Ее дело в организации публичного циркулирования информации между объектом (аудиторией) и субъектом управления (властью) как в первом, так и во втором контуре управления, в эмпирической и в теоретической сфере. Организация оперативного качественного информационного круговорота обеспечивает эффективную регулирующую и самоорганизующуюся деятельность и позволяет обществу устойчиво развиваться. Такова возможная позитивная реализация миссии журналистики. Но в равной мере возможна и реализация ее контрСмыслов. В условиях неравновесных систем, к каким чаще всего и относят социальные системы, при неадекватном информационном отражении действительности можно получить, по выражению Л.Г. Свитич,[19] «катастрофические эффекты» для цивилизации. Как видим, по мере развития и углубления познания обнаруживается необходимость постижения системно-динамического характера всей складывающейся картины мира. Что взять за основу создания такой картины? Какую философскую категорию? То, что информация является категорией философской, мы уже обсудили. Она – неотъемлемый атрибут материи и движения. Помня, что движение – способ существования материи, можно утверждать, что информация реализует этот способ, являя собой меру изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы. Информация даже шире каждой из философских категорий, потому что она является не только объективной естественнонаучной характеристикой всех материальных объектов, но и характеристикой их взаимодействия на всех уровнях организации материи. Информация являет собой меру изменений, происходящих в мире. Именно это и позволяет взять ее за основу целостной динамической естественнонаучной картины мира и осуществить интеграцию различных научных концепций в единую - информационную картину мира. Таковую и представил Р.Ф. Абдеев.[20] Он показал эволюцию видов информации: от характеризующей неживую природу (геогенез), к информации о биологической природе (биогенез и психогенез) и до социальной информации, производимой человеческим сообществом (ноогенез), а также показал перспективы информационного и, следовательно, цивилизационного развития в направлении ноосферы. Идея развития на основе отражения и упорядочивания функциональных связей как всеобщего принципа, продемонстрированная в информационной картине мира, не только доказывает общность происхождения всех живых организмов на Земле, но и определяет закономерность их появления и развития. Информационная картина мира позволяет предс
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 609; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.145 (0.021 с.) |