Категории (неосновные законы) диалектики: причина и 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Категории (неосновные законы) диалектики: причина и



СЛЕДСТВИЕ, НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ, СУЩНОСТЬ И

ЯВЛЕНИЕ, ЕДИНИЧНОЕ И ОБЩЕЕ, ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ,

ЭЛЕМЕНТ И СИСТЕМА, ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ.

ДЕТЕРМИНИЗМ.

 

Каждой отдельной науке присуща система определенных понятий, выражающих ее основное содержание. Наиболее общие понятия называются ее категориями. Философскиекатегории – это фундаментальные понятия философии, содержанием которых являются обобщенные знания о свойствах о свойствах и связях действительности. Рассмотрим некоторые парные категории философии, в которых раскрывается смысл системной организованности и обусловленности объективного мира и его развития.

Следующий круг философских вопросов связан с решением проблемы обусловленности существования и развития мира и с характером этой обусловленности. В самой общей форме это есть вопрос о том, выступает ли бытие «в своем существовании и развитии как упорядоченный Космос или как неупорядоченный хаос». Проблема всеобщей обусловленности явлений и процессов в мире обозначается понятием «детерминизм».

Оно выражает представление о том, что любое событие, любой факт, явление и т.д. имеет свою причину и может выступать причиной другого события, факта или явления. Понятие причины, центральное в детерминизме, выступает как генетическая связь между явлениями, при которой одно явление, называемое причиной, при наличии определенных условий с необходимость. порождает, вызывает к жизни другое явление, называемое следствием. Иначе говоря, во взаимодействии между различными явлениями можно выделить разные типы таких взаимодействий, одним из которых является причинно-следственное.

Главные признакипричиннойвзаимосвязипорождающий характер причины по отношению к наступающему следствию, ее необходимый характер и пространственная и временная непрерывность причинно-следственных отношений. Переносимое вещество, энергия или информация изменяются при взаимодействии с другим объектом, что является фактором появления новых предметов. Соответственно, на разных уровнях бытия существенное значение имеют качественная и количественная специфика информации, скорость ее передачи и характер воспринимающего объекта, отсюда многообразие типов причинной связи и вариантов детерминационных отношений.

Характеристикой детерминации причинного типа является закономерность, когда все происходящее в мире, объясняется через реальные объективные взаимосвязи и отношения. Детерминация в этом случае реализуется через объективные законы. Таким образом, закономерность выступает как проявление взаимосвязанного и упорядоченного характера взаимодействия предметов, явлений, событий в мире.

Философские категории необходимости и случайности характеризуют противоречивость детерминационных отношений в мире. С одной стороны, причинная обусловленность и закономерность базируются на необходимости наступления тех или иных событий, следствий в результате действия каких-то причин. С другой стороны, в мире присутствует фактор случайности.

С диалектических позиций случайность и необходимость взаимосвязаны и представляют собой две сторон одного процесса развития. Развитие не носит однолинейного характера, оно осуществляется в реальном мире, и на него могут воздействовать как внутренние причины, так и внешние обстоятельства. В этом плане можно было бы сказать, что наличие случайности в мире необходимо. Это отмечал уже Гегель. Любой процесс развития, выступая как необходимый, т.е. подчиняющийся законам, реально осуществляется через массу случайных отклонений. Таким образом, необходимость означает, что обусловленное законами событие обязательно наступит, а случайность – это нечто такое, что может быть и может также и не быть, может быть тем или иным. Случайность определяет время и форму проявления событий, отражая фактор неоднозначности развития, которое выступает как целый спектр возможностей и вариантов реализации закономерностей. Необходимость прокладывает себе путь через массу случайностей, так как определяющие характер ее реализации внешние обстоятельства могут быть недоступны нашему познанию.

Сущность и явление. Существующие в мире детерминационые отношения позволяют особым образом характеризовать процесс познавательной деятельности человека. С одной стороны, он стремится познать сущность вещи, предмета, явления, события, с другой стороны, эта сущность как бы закрыта от него массой случайного, несущественного для данного объекта. Поэтому сущность проявляется своими отдельными сторонами, постигая совокупность которых человек приближается к познанию сущности как таковой.

В этом плане сущность – это всегда нечто абсолютное, а поэтому полностью не достижимое. Мы можем, например, считать, что абсолютно познали законы природы, приняв какую-то физическую концепцию (например Ньютона). Но проходит время и оказывается, что наши знания о физическом мире были весьма неточны и неполны и что возможно другое физическое описание мира. Познаем ли мы в этом плане сущность или нет? С одной стороны, конечно, познаем: на этой основе мы можем прогнозировать и объяснять те или иные явления. А с другой – наше знание остается относительным, так как эту сущность мы познаем через явления, которые доступны для нас лишь настолько, насколько позволяют наши возможности и зачастую непредсказуемая глубина и сложность объекта познания.

Таким образом, познавая явления, мы тем самым познаем и какие-то сторонысущности, приближаемся к ее таинственным глубинам. Это определяет относительность наших знаний о бытии в целом и в тоже время означает, что мы тем не менее познаем мир и можем получить знание о различных его аспектах.

Как единство качественной и количественной определенности объект представляет собой отдельное, т.е. некоторое целое, отделенное от других отдельных объектов.

Сравнение данного отдельного объекта с другими объектами ведет к выделению свойств, одни из которых принадлежат только данному объекту, другие повторяются в ряде объектов и являются общими ля некоторого множества. Результаты сравнения фиксируются в категориях единичного и общего. Единичное – это категория для обозначения неповторяющихся, присущих только данному объекту свойств, общее – категория, обозначающая свойства, повторяющиеся в некотором множестве объектов.

Единство единичного и общего, их синтез выражается категорией особенного. Реальный предмет (отдельное) есть прежде всего предмет, имеющий и единичные, и общие свойства. Свойства, общие для многих объектов, выступают в отдельном объекте в своеобразном сочетании с единичными свойствами, образуя особенное.

Таким образом, в процессе познания отдельный объект выступает сначала как некоторая неопределенность, в которой еще не выделены единичные и общие свойства. В результате их выделения и синтезирования формируется категория особенного, объединяющая обе противоположности. Отдельное представляет собой уже не некоторое нечто, неопределенность, а единство противоположностей, их синтез.

Форма и содержание – еще одна пара категорий, в которых реализуется диалектика познания. Любое явление проявляется для нас в определенной форме, которая подчеркивает устойчивость содержания, момент его статичности, определенности. Это – оформление сущности в конкретно-исторический момент ее познания, улавливание тех повторяющихся и необходимых связей, которые мы считаем закономерностью. Как форма не может существовать без содержания, так и содержание – без формы. Содержание всегда каким-то образом оформлено, а форма всегда оформляет некоторое содержание. Это общефилософская закономерность подтверждает себя и в объективном мире, что позволяет говорить о соотношении формы и содержания в материальных системах. В этом случае содержание – это все то, что имеется в материальной системе, включая как ее элементы, так и структурные связи, а форма – это внешнее выражение, способ существования данной системы.

Элемент, система, структура. Объект может быть исследован не только как целое, состоящее из частей, но и как система, состоящая из элементов. Системный метод с его категориальным аппаратом сложился на основе аналитического метода. Под элементом понимают объект, которые при определенном подходе к системе рассматривается как далее неразложимая ее часть (хотя при другом подходе он может рассматриваться как система). Так, планета Земля может рассматриваться и как элемент Солнечной системы, и как система, состоящая из элементов. Ограниченное множество элементов, находящихся в устойчивых взаимосвязях, образует систему. Совокупность связей, обеспечивающая упорядоченность элементов системы, ее самоорганизацию, относительную устойчивость, называется структурой. Эти категории широко применяются в современной науке, особенно при анализе сложны систем.

Для понятия структуры характерен особый тип отношений; это система связей, обеспечивающая упорядоченность элементов, их относительную устойчивость. Находясь в структурных связях, элементы системы выполняют определенную функцию, характеризуются способом поведения. Поэтому система может быть рассмотрена со стороны ее функций. Если структура выражает устойчивость системы, то функция – ее изменчивость. Благодаря функционированию система имеет постоянную тенденцию к совершенствованию, к перестройке структуры. Система, таким образом, характеризуется и устойчивостью, и изменчивостью.

Структура объекта, с одной стороны, связывает его в единое целое, а с другой – заставляет элементы функционировать по законам данной системы. Если человек как элемент включен, например, в партийную или иную общественную систему, то здесь на первый план выступает не вся совокупность его личностных свойств, а прежде всего то, что позволяет ему активно функционировать в качестве элемента данной системы. И все иные его личностные свойства будут затребованы лишь в той степени, в какой они способствуют данному функционированию, обеспечивая устойчивость всей системы в целом. В противном случае, если человек нарушает нормальное функционирование системы, он будет ею отторгнут или будет вынужден отказаться от проявления некоторых собственных качеств, мешающих данному функционированию. Если же человек осознает необходимость изменения, например, общественной системы, он необходимо должен вмешаться в изменение ее структуры (т.е. устойчивых связей между элементами), а не только заменять одни элементы на другие. Поэтому в стабильной стадии развития любой системы изменение ее структуры нежелательно. если система эффективна, то за эффективность сохраняется и усиливается.

Типы систем многообразны. Существуют материальные и идеальные, статичные и динамичные, закрытые и открытые системы.

Материальные системы, элементами которых являются материальные объекты.

Идеальные системы характеризуются относительной устойчивостью, стабильностью, и равновесностью, способностью сохранять данное состояние в течение определенного времени (например, Солнечная система).

Динамичным системам свойственны структурные изменения. Это – живой организм, современное общество и т.п. системы.

Различия между закрытой и открытой системами определяются их отношениями с внешней средой. Все статичные системы относятся к закрытым, изолированным от внешней среды, хотя в самих системах могут происходить динамичные процессы. Открытые системы характеризуются постоянным обменом с внешней средой веществом, энергией, информацией, а также самоорганизацией. К ним относятся динамичные системы.

Возможность и действительность. Данная пара категорий затрагивает еще один момент относительности мира. Действительность – это все то, что нас окружает, то, что уже существует, или, как отмечал Гегель, это «наличное бытие объекта». Можно сказать, что это актуальное бытие. Возможность же – это потенциальное, т.е. еще не реализованное, бытие. Это некоторая тенденция развития, которая может реализоваться, а может и не реализоваться. Возможность и действительность взаимосвязаны. С одной стороны, действительность содержит в себе самые разнообразные возможности развития того или иного процесса, его потенциальное будущее. С другой стороны, сама действительность есть результат реализации одной из возможностей. Количественная оценка возможности осуществления случайных событий связана с категорией вероятности как своеобразной меры возможности, когда мы можем говорить о наступлении того или иного события и формах его проявления с определенной долей вероятности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.229.151.93 (0.015 с.)