Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема сознания в истории философии.

Поиск

 

Сознание является специфическим свойством человека, его родовым признаком,

который выделяет человека из царства животного мира. Животные, даже высоко развитые, не обладают сознанием. Сознание есть свойство социальное, возникает в процессе долгой эволюции и возникновения человека современного типа.

Каждая эпоха имела свои представления о том, что такое сознание. В итоге то, что называлось сознанием в одной эпохе, могло не признаваться в качестве такового в другой.

Исторически первым был термин душа. Представление о душе является, по-видимому, весьма древним. Оно возникло из наблюдений над смертью и состоянием тела после смерти.

«Испустил дух» – синоним «умер», перестал дышать, дыхание ушло из тела. А вместе с ним ушло тепло, ушло движение, ушла речь и все чувства. Осталось безжизненное тело как вместилище души. Смерть – это уход души из временного жилища – тела, но не смерть (уничтожение) самой души, А где она была до того, как вошла в тело? По Платону – на звезде, звезды – первые жилища душ. Довольно скоро анализ (уже философский) привел к необходимости наряду с понятием душа, как особой части человека, выделить понятие «ум», как характеристику внеиндивидуальной, надиндивидуальной, но духовной составляющей мира. «Мировая душа» у Платона – это демиург, творец мира вещей.

Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект, потому и была использована соответствующая метафора. Другая особенность сознания – умение человека сосредоточиваться внутри себя, направлять свое внимание на внутренний мир – не была проработана философией. Причина одностороннего видения проблемы сознания кроется в специфике реального мировоззрения и мироощущения античного грека, внимание которого было всецело направлено на окружающий мир.

Возникновение потребности во внутреннем сосредоточении. В культуре христианства произошло одно важное событие: обострение потребности человека обращать внимание на собственные переживания. Она была вызвана необходимостью общения с трансцендентным Богом. Возникла практика такого общения – молитва. В ней человек должен погрузиться внутрь себя, отключиться от потока жизни, от чувственных восприятий, освободиться от диктата тела. Молится душа. Мыслители, по сути, открыли новую грань проблемы сознания: сознание – это не только знание о внешнем мире, но прежде всего знание о собственном духовном опыте, его содержании. Если в античности точка отсчета для изучения сознания находилась вне внутреннего мира человека – такой точкой отсчета выступали внешние вещи, то теперь сознание могло изучать себя только с помощью анализа собственного содержания. Проблему сознания как самосознания четко сформулировал Бл.Августин (начало V в. н. э.), на которого оказал большое влияние греческий философ-платоник, основатель неоплатонизма – Плотин (III в. н. э.). С точки зрения Плотина, у всех людей есть способность выйти на высший уровень самих себя, на уровень Божественной мысли нашего «я», ибо до своего рождения мы были частицами духовного мира, не отделенными от него. Пробудить в себе духовное существо, ощутив в себе жизнь Духа можно в состоянии безмолвия, слияния с Божественным.

Сформировалось понимание сознания как явления духа. Традиция подобного толкования природы сознания многократно воспроизводилась и в Новое время, к примеру, в философии Гегеля, хотя философ понимал дух как некий Абсолют, существующий объективно и надындивидуально.

В Новоевремя произошло переоткрытие проблемы сознания, когда человек освободился от власти и опеки сверхчувственного, перестал признавать свою принадлежность двум мирам: земному и неземному, стал объяснять свое происхождение только через природную эволюцию, согласившись впоследствии с теорией Дарвина, согласно которой человек произошел из животного царства.

Единственной несомненной реальностью был признан индивид и его сознание. Р.Декарт – основоположник новоевропейской философии – объявил, что акт «я мыслю» является самым простым и самым очевидным основанием существования человека в мире, а также самого мира. Философия возвеличила субъекта, абсолютизировала человеческую деятельность и способности.

Наработанное в средние века умение человека обращать внимание на свой внутренний духовный мир стало основой новоевропейской культуры. Поэтому при объяснении феномена сознания никто не сомневался в том, что оно открыто только себе самому, что точку отсчета при его изучении надо выбирать в нем же самом. Сознания нет без самосознания – таков был вывод философов Нового времени. В акте самосознания сознание само себя знает, проясняет свое содержание и структуру. Сознание стало средством обнаружения объективно-природного мира, средством доказательства его существования. Сознание в актах самосознания обращало внимание только на предметное содержание, т.е. такое содержание, которое было связано с характеристиками объективно-предметного мира.

Философия пошла по пути понимания сознания как какого-то естественного процесса появления условий определения и понимания человеком мира и себя самого. Например, мы видим мир пространственно-временным, потому что в нас уже есть способность видеть его таким. Прежде чем изучать мир, к примеру, в физике, мы уже знаем, что он существует как временной процесс и вводим во все формулы время. Тем самым с помощью сознания, как условия возможности познать мир, мы творим мир на уровне явлений, т.е. на уровне его какого-то определенного, зависящего от структур нашего сознания, понимания. Изучая мир, мы вкладываем в содержание проводимых с ним исследований какие-то параметры, которые принадлежат нашему сознанию. Сознание – это творчество. Человек взял на себя миссию творения мира на уровне явления (того, что дано чувствам), он стал «маленьким богом» (Лейбниц), верховным законодателем Природы (Кант). После Декарта и Канта была признана участность (от слова «участие») сознания в бытии.

Я в лекции не анализирую материалистические и идеалистические взгляды в истории философии (об этом было в лекциях по истории философии), а также понятия тилозоизм, пантеизм и др.

В XVIII в. французские материалисты Ламетри, Кабанис, опираясь на достижения передовой физиологии и медицины, обосновали положение о том, что сознание является особой функцией мозга, благодаря которой человек способен приобретать знания о природе и о самом себе.

В XIX в. Г.Гегель, затем К.Маркс, физиологи Сеченов, Павлов, психологи З.Фрейд,

К.-Г.Юнг, Л.Выготский и др. сформировали основу современного понимания сознания.

Сознание – это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир,и он сам. Сознание формировалось в ходе развития человека, в процессе его обособления от животных в течение порядка 2,5—3 миллионов лет. Так что сознание – это сравнительно молодой, недавно появившийся на Земле феномен, порожденный материей в ходе ее развития. Сознаниепродукт развития человека и общества, более узко – продукт высокоорганизованной материи: общественно развитого человека и его мозга. Видное место в исследовании работы головного мозга принадлежит отечественной физиологии, особенно учению И.П.Павлова. Учение Павлова и его последователей является естественно-научным обоснованием положения о том, что психическая деятельность имеет своей основой физиологические процессы, протекающие в коре больших полушарий головного мозга. Оно подтвердило материалистическое положение о мозге как материальном органе сознания и о сознании как функции мозга.

Важное значение для понимания психической деятельности человека, ее отличия от психики животных имеет учение Павлова о двух сигнальных системах. Если первая сигнальная система представляет собой реакцию нервной системы на непосредственное воздействие предметом внешнего мира, то вторая – это реакция на слово, представляющее собой обобщающий сигнал, заменяющий конкретный предмет, «сигнал сигнала». Благодаря второй сигнальной системе у человека формируется абстрактно-логическое мышление, которое принципиально отличает его от мышления высших животных, обладающих лишь наглядно-образным, предметным мышлением.

Сознание оказалось таким феноменом, который в принципе недоступен физическим и физиологическим методам исследования, хотя без применения этих методов невозможно изучать механизмы функционирования мозга и моделировать те или другие стороны в деятельности сознания. Хотя и сегодня проводится большая работа по изучению отдельных сторон психической деятельности человека, все же многие исследователи полагают, что без разработки комплексной теории, охватывающей всю область сознания, всю психику, понять сознание и объяснить жизнь человека невозможно.

Сознание как субъективная реальность не менее реально, чем любые другие формы реальности. Однако главные вопросы, на которые нет однозначного ответа, состоят в следующем: где эта реальность находится и каким должен быть язык ее описания. Сознание – это одна из тех особенностей человека, которые определяют его специфическое положение в мире, его особый онтологический статус. Философия выделяет основные типы отношения сознания к миру: это познание (одной из форм существования сознания является знание), это практика, представляющая собою целенаправленную деятельность одаренного сознанием человека, это ценностное отношение к миру, к обществу, к человеку, определяемое системой моральных, эстетических и других действующих в обществе норм. Бытие сознания – это важнейшая сторона бытия человека, поэтому в сознании следует выделять и изучать не только ту его сторону, которая выступает при осознании самого сознания, не только его самоотраженную часть (рефлексию), но и ту, которая, составляя живую компоненту живого действия реального человека, не подвергается им рефлексивному анализу.

 

2. СОЗНАНИЕ – КАК ОТРАЖЕНИЕ. ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ ОТРАЖЕНИЯ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.201.46 (0.008 с.)