Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общественная природа сознания.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сознание – это высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели окружающего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Отражение есть всеобщее свойство материи. Оно присуще всем вещам и явлениям объективного мира. В самом общем смысле под отражением понимается результат диалектического взаимодействия материальных объектов. В ходе взаимодействия каждая из его сторон претерпевает определенные изменения, реализующиеся в материальных следах этого взаимодействия. Иначе говоря, любое взаимодействие есть определенный обмен энергией (например, излучение и отражение излучения), вносящий определенные изменения во взаимодействующие объекты. Сообразно основным формам самодвижения материи отражение можно подразделить на три основных типа. Первый тип отражения, наиболее массовидный и распространенный, характерен для неорганической природы. Второй – возникает на ступени живой материи. И третий – на социальном уровне как специфическое отражение объективного мира в индивидуальном и общественном сознании. Общим для всех типов отражения выступает его материальный объект, а также принцип диалектического взаимодействия отражаемого и отражающего. Вместе с тем каждый тип отражения имеет специфические особенности. В неживой природе отражение неразрывно связано с эффектом передачи энергии, потенциально заключенной в материальных телах вовне, т.е. диалектическим отношением данного тела к внешней среде. Следовательно отражение в неорганическом мире находится в основном на энергетическом уровне. Но к этому нужно добавить, что отражение в неживой природе является генетической основой всех более высоких и сложных типов и видов отражения, выступая как внутреннее объективное свойство взаимодействия материальных элементов и систем. А исходя из этого, можно сделать вывод, что отражение в физическом мире есть объективная естественная предпосылка и база возможности познания материи путем отражения ее в органах чувства человека. Возникновение жизни – качественно новый тип диалектического отражения. В живой природе, начиная от одноклеточных простейших существ и до высших животных, отражение становится одним из главных признаков существования и развития живой материи. Наиболее общей его чертой здесь является направленный, многосторонний обмен не только энергией, но и информацией, выступающий как способ существования всего живого. На уровне жизни следует выделить три основных вида отражения. Первый – явление раздражимости, определяющее поведение живого существа и связанное с полученной извне информацией. Простейшие животные имеют две реакции на внешние раздражения: защита и поглощение пищи. На более высоких уровнях развития возникает третья – приспособление к окружающим условиям. Эта реакция выражается, например, в активном использовании защитной окраски или даже смены этой окраски при изменении окружающей среды. На более высоком уровне организации живого появления качественно новое свойство – чувствительность – способность отражать свойства предметов в форме ощущения. Это уже начальная форма психики. Высшие животные, психика которых основана на деятельности мозга, способны хорошо ориентироваться в окружающей среде, им свойственно избирательное отражение, которое, как утверждает известный физиолог П.К.Анохин, имеет опережающий характер: происходит «преднастройка» – животное настраивается на встречу с будущим событием. Хищное животное, завидев свою жертву, жертва, увидевшая хищника, мобилизуют все резервы своего организма. Нервная система позволяет организму активно строить свое поведение, действовать в окружающей среде, реализовать определенные цели. На этой ступени своего развития организм освобождается от «привязанности» к внешней среде, он способен строить свое поведение, приспосабливаться к изменившимся обстоятельствам. Высшие животные способны к некоторым видам рассудочной деятельности, к конкретному мышлению, но сознанием они не обладают. Они не осознают своих действий, не способны абстрактно мыслить и руководствоваться преимущественно инстинктами, помогающими им приспосабливаться к окружающей среде. Высшей формой отражения является сознание человека, мозг которого по сравнению с мозгом животных имеет больший вес, объем и гораздо более сложную организацию. Но дело не только и не столько в этом. Известны случаи, когда дети, воспитанные среди животных, оказывались затем существами, лишенными сознания. Обладая вполне нормальным мозгом, они приобретали привычки и инстинкты животных: ходили на четвереньках, если без помощи рук, не умели говорить. Из этого следует, что сознание не только функция мозга, но и продукт общественного развития. В процессе эволюции человек в борьбе за свое существование не мог ограничиваться, подобно животному, приспособлением к природе. С помощью созданных им орудий он воздействовал на нее: добывал необходимые для жизни пищу, одежду и т.п. Совершенствуя орудия, используя их, человек преобразовывал не только окружающую его действительность, но и свою собственную физическую и психическую природу; осваивал прямую походку, совершенствовал мозг, «очеловечивал» чувства, развивал мышление, память, волю. Труд объединял людей, создавал условия для их общения друг с другом. Это привело к потребности в средстве общения, к формированию языка, членораздельной речи. Труд, общение, язык явились важными стимулами возникновения и развития человека и человеческого общества. Сознание обусловлено обществом, является его продуктом и помимо общества развиваться не может. Это подтверждается и онтогенезом. Человек с раннего детства усваивает привычки, правила поведения, нравственные принципы той общественной среды, в которой он живет. Он овладевает языком, логикой мышления, культурой. Его сознание формируется в процессе трудовой деятельности, под влиянием существующих в данном обществе социальных отношений, политических и правовых идей, нравственных принципов, искусства, науки, религиозных или атеистических воззрений. Сознание формируется вместе с языком. Любая мысль выражается и закрепляется в словах и предложениях. Благодаря языку мысли одного человека передаются другимлюдям, формируются идеи и теории, которые становятся всеобщим достоянием, элементами общественного сознания. Сознание многофункционально. Сознание активно. Оно обеспечиваетжизнедеятельность человека и общества в такой же мере, как и материальное производство. Порождая мир идеальных образов, мир особых идеальных объектов, сознание дает возможность отрываться от материального мира, уходить за его пределы, возвышаться над ним. Сознание позволяет проигрывать идеально действия и предвидеть результаты материальных действий, позволяет выбирать наилучшие, как ему представляется, способы действий для достижения заранее поставленных целей. Но сознание может возвыситься над реальным миром и реальными отношениями настолько, что способно увести человека в вымышленный мир, принимая эти вымыслы за высшую реальность, за истинно сущий мир. Сознание способно переключить мысли, чувства человека на этот мир и подчинить ему многие формы жизнедеятельности человека. Элементы вымысла всегда присутствую в сознании. В обществе возникли и развились по крайней мере две сферы духовной жизни, где эти элементы оказались преобладающими: это религия и искусство. Они оказывают огромное влияние на жизнь людей, составляя значительную часть духовной жизни человека. Но в то же время они создают возможность уходить от реалий материального мира и жить своей особой жизнью. Так что сознание, с одной стороны, создает возможности для активной преобразующей деятельности в материальном производстве, в науке и технике, в общественной деятельности, с другой стороны, оно не допускает уход в мир искусства, в мир религии, в мир фантазии. Многоликость человека и общества, растущее многообразие форм жизнедеятельности исторически развивающегося человека порождает многообразие форм существования сознания.
3. СОЗНАНИЕ – КАК ИДЕАЛЬНОЕ, СУБЪЕКТИВНОЕ. СТРУКТУРА
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.160.29 (0.007 с.) |