Общественный прогресс и проблема его критериев. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественный прогресс и проблема его критериев.



 

Распространенным видом социальной динамики многие философы и социологи считают линейное движение, которое может быть как прогрессивным, так и регрессивным. Прогресс буквально означает движение вперед, приводящее к успеху. Обычно под прогрессом понимают переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Прогресс может захватывать как всю социальную систему, так и отдельные ее элементы. Регресс рассматривается как нисходящая линия развития, ведущая к угасанию социальных функций, кризису всей системы, грозящему ей коллапсом, гибелью.

Линейный регресс обладает асимметрической направленностью. Это означает, что историю нельзя повернуть вспять буквально, таким образом, как прокручивают в обратном направлении кинопленку.

В реальном историческом процессе возвращение, откат к старому, как правило, затрагивает только форму, а не содержание явлений. Например, возвращение власти Бурбонов после поражения Наполеона не смогло перечеркнуть социально-экономических преобразований, которые были проведены в ходе Великой французской революции конца XVIII в. тем не менее ход истории может возвратить тот или иной социальный организм как бы к старому, но обязательно на новом, более высоком витке общественного развития. Такое возможно только тогда, когда социальная динамика принимает спиралевидную форму, соответствующую диалектическому закону отрицания отрицания, открытому Гегелем. Напомним, что отрицание означает переход данного объекта в новое качество, противоположное исходному состоянию, но при сохранении некоторых черт этого исходного. Образовавшееся состояние подвергается в свою очередь отрицанию. Получается двойное отрицание или отрицание отрицания. Объект снова превращается в свою противоположность, но одновременно как бы возвращается в исходное состояние, хотя уже на новом, более высоком уровне.

Спиралевидная форма характеризует направленность социального развития и может быть обнаружена только в крупномасштабном подходе к истории.

Общественный процесс являет собой противоречивое единство непрерывности и прерывности, повторяющегося и неповторимого. Его безусловно нельзя представлять в виде относительно прямой линии. В нем одновременно проявляется цикличность, линейность и спиралевидность. История часто идет зигзагами и кружными путями.

Поступательное движение истории подчас прерывается, происходит отход от одной линии прогресса, движение вспять. Кроме того, социальный прогресс не однолинеен. В переломные периоды истории обычно существует целый спектр альтернативных тенденций или возможностей и идет ожесточенная борьба за их воплощение в действительность. Одним словом, историю следует считать творческим, поливариантным процессом.

Абсолютного критерия общественного прогресса нет. Многие исследователи предлагают разные критерии для оценки общества: прогрессирует оно или нет. Это и развитие производства, культуры, свобод, отношение к детям, старикам, экологии, даже количество потребления воды или прочитанных газет (т.е. уровень образованности) и т.п.

Можно выделить несколько основных критериев:

1. Уровень развития производительных сил и технологий;

2. Реальное соблюдение прав человека и сохранение общечеловеческих ценностей;

3. Уровень взаимодействия человека и Природы, уровень экологии Природы, ее сохранность.

Эти требования утверждают развитие и сохранение и человека, и общества, и их неотъемлемую часть – Природу.

 

 

ЛЕКЦИЯ 15. ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА

1. Природа, жизнь, человек. Проблема происхождения жизни и человека.

2. Биологическое и социальное в человеке, их взаимодействие и единство. Понятие: «индивид», «индивидуальность», «личность».

3. Человек в мире. Поиски смысла существования.

4. Исторический детерминизм и свобода человека.

 

 

1. ПРИРОДА, ЖИЗНЬ, ЧЕЛОВЕК. ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ

ЖИЗНИ И ЧЕЛОВЕКА.

 

Жизнь на Земле возникла более 4 млрд. лет, Homo Sapiens – 40 тыс. лет назад.

Химическая эволюция, которая подготовила условия для скачка, означавшего возникновение качественно новой формы движения материи – биологической, т.е. жизни, имеет космический характер. Условия для другого величайшего скачка – появления Homo sapiens - после того, как первый предок человека (рамапитек) вышел из царства животных и начал историю обезъянолюдей, а затем гоминид создавались в течение 20 млн.лет.

История вопроса о происхождении жизни идет от наивных представлений древних, согласно которым жизнь на Земле возникает спонтанно и повсеместно. Эти представления разделяли ученые эпохи средневековья, Нового времени; они сохранились вплоть до середины ХIX в. Считалось, что сырая земля порождает червей, хлеб рождает плесень, разные гниющие вещества – грызунов, насекомых и змей. Изменить столь наивное воззрение было очень трудно. Только в ХIX в. Луи Пастер на ряде остроумных опытов доказал, что все живое происходит только от живого. Все организмы появляются только путем размножения родительских форм.

Какие же условия были необходимы для возникновения жизни? Предположительно особенности тех условий, в которых возникла жизнь, состояли в следующем. В то время наша планета содержала огромные массы воды в океанах. Вращение планеты способствовало предохранению ее от повышения температуры на поверхности до экстремального уровня. Первичная атмосфера состояла из водорода, аммиака, метана, небольшого количества углекислого газа и воды. При отсутствии озонового экрана в атмосфере поверхность Земли испытывала интенсивное воздействие солнечной ультрафиолетовой радиации.

Согласно гипотезе биохимика А.И.Опарина, в результате абиотических синтезов углеродистых соединений и их последующей предбиологической, т.е. химической, эволюции на Земле сложились необходимые условия для появления жизни. Химическая эволюция охватила массы углеродистых соединений, так что в разных местах Мирового океана проходили многократные процессы возникновения живого.

В 1955 г. С.Миллер осуществил эксперимент, как бы воспроизводящий условия возникновения жизни. Эти опыты дали большой фактический материал, свидетельствующий о том, что любое органическое вещество в виде моно- и полимеров возникает абиотически. Таким путем образуются основные вещества, без которых нет жизни, - аминокислоты, нуклеотиды и их полимеры.

Земля оказалась гигантской реакционно способной системой, в условиях которой синтезировалось огромное количество аминокислот и других органических кислот, до сих пор участвующих в метаболизме животных, растений и микроорганизмов.

Другой подход был развит американским ученым Г.Меллером, выдвинувшим в 1929 г. гипотезу, согласно которой начало жизни связано не просто с белком, а с особыми молекулами, способными к саморазмножению. Этими молекулами являются гены. По Меллеру, в основе появления жизни лежало возникновение «голого» гена, или, говоря языком современной науки, молекулы нуклеиновых кислот.

Другие подходы говорят о том, что жизнь – это вечное явление, существующее параллельно с неорганическим миром. В свое время эту точку зрения высказал С.Аррениус, выдвинувший гипотезу панспермии. Он полагал, что зародыши жизни были занесены на Землю из других миров с метеоритами или частицами космической пыли. С новым вариантом идеи о вечности жизни выступили Ф.Крик и Л.Оргел (гипотеза «направленной панспермии»). Согласно их взглядам, жизнь на Земле возникла не путем перехода от неживого к живому, а была когда-то занесена в форме живых организмов какими-то разумными существами, прилетавшими на нашу планету с той, на которой в то время якобы уже развивалась внеземная цивилизация.

Для проблемности в вопросе о человеке перечислим ряд загадок жизни, ответа на которые пока нет.

а) Что явилось источником возникновения жизни?

Неизвестно ни одного опыта, в котором живое возникло бы из неживого. Искусственно можно получить практически все белки, необходимые организму, синтезировать ферменты и т.д., но соединить все это и образовать истинно живой, самовоспроизводящийся объект – не удается.

б) Почему эволюция идет в направлении усложнения живых образований?

Эволюция жизни шла и продолжает двигаться по пути усложнения живых образований, т.е. от более простых и потому более вероятных систем к менее вероятным. Это не согласуется ни с какими известными законами. Многие исследователи, в том числе и материалистически настроенные, вынуждены связывать подобную направленность эволюции с вмешательством пока неизвестной организующей силы, возможно разумной.

в) Почему эволюция идет скачкообразно?

Появлению новых видов не предшествовали какие-либо постепенные изменения предыдущих вариантов. Новый вид всегда появлялся сразу полностью готовым к жизни и репродуцированию. Никакие усилия палеонтологов не привели к обнаружению переходных форм. Это заставляет говорить о скачкообразном, «пунктирном» характере эволюции, не имеющем объяснения.

г) Зачем понадобилось существо, способное познавать природу?

Человек занимает загадочное положение в мире живого. Ситуация выглядит так, как будто миллионы предшествовавших видов были прост неудачными пробами в погоне за созданием существа, приспособленного к широкомасштабному познанию Мира. Неживая природа вообще спокойно могла бы существовать без того, чтобы ее кто-то наблюдал и тем более познавал. Но тенденция Мира к самопознанию была столь неодолима, что одного появления представителей отряда приматов, явно обладавших определенной степенью разумности, оказалось недостаточно. Должен был появиться именно Homo sapiens, выделившийся среди приматов сочетанием двух особенностей: низко расположенной гортанью в глотке и хватательной конструкцией кисти. Первое подарило человеку прекрасные способности вокализации звуков, затем разговорный язык и, как следствие, языковое накопление знаний. Второе дало возможность захватывать предметы, ловко ими манипулировать, и за счет этого оказалось возможным производить довольно замысловатые эксперименты над природой, получая при этом новые и новые знания. Благодаря языковому общению соплеменников накопление знаний приобрело лавинообразный характер.

Когда природе наконец удалось создать активного преобразователя природы в виде человека, дальнейшая эволюция жизни на Земле пошла под непреодолимым влиянием этого нового вида. Так появился миф о нем как о венце природы, как о самоцели эволюции, хотя это, вероятно, не самоцель, а средство для достижения некой цели. Смысл истинной целит нам предстоит еще осознать и понять свое истинное предназначение в этом Мире. Возможно, цель заключена в создании общеземной цивилизации; возможно, человек должен позаботиться не только о своем виде, но о всей биосфере. В появлении человека безусловно заложен какой-то высокий смысл, но он пока для нас загадочен.

Антропосоциогенез.

По современным гипотезам человек и обществовозникли и формировались в неразрывном единстве. Это был целостный процесс, длившийся несколько миллионов лет.

Основы учения о происхождении человека были заложены Ч .Дарвиным, доказавшим родство человека и человекообразных обезьян. Известна также гипотеза Ф.Энгельса, в которой он обосновывает, что трудовая деятельность явилась основным условием формирования человека. Причинами эволюции человека были: прямохождение, освобождение руки от хватания для передвижения, использование руки для деятельности, изготовления приспособлений, орудий, а значит и развитие самой руки, кисти и части сознания, связанной деятельностью руки и кисти. Рука становится не только органом труда, но и его продуктом. Изменяется жизнь предка человека, используется огонь, увеличивается время коллективного общения и развития разнообразных знаков, которые являются языком общения. Изменяется гортань человека, голос, модуляция.

По словам Энгельса, сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самым главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству. А параллельно с дальнейшим развитием мозга шло дальнейшее развитие органов чувств, психики, сознания. За последние 40—50 тыс. лет видовые биологические особенности человека существенно не изменились, несмотря на быстрый темп и многочисленные катаклизмы исторического процесса. Хотя действие закона наследственности и изменчивости, как и других биологических законов, полностью не прекращается, развитие человека определяется главным образом и преимущественно законами общественно-историческими. Это выражается хотя бы в том, что человек не может стать человеком вне общества. Дети, которые в силу чрезвычайных обстоятельств с самого раннего возраста развивались вне общества, оставались на уровне животных..



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.016 с.)