Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Известный психолог А. Н. Леонтьев говорит, Что ребенок в момент рождения – это лишь «кандидат в человека», и он не может им стать в изоляции, без нормального общения с людьми.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
2. БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕВ ЧЕЛОВЕКЕ, ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ЕДИНСТВО. ПОНЯТИЯ: «ИНДИВИД», «ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ», «ЛИЧНОСТЬ». Укажем некоторые определения понятия человек: - это мера всех вещей (Протатор); - это образ и подобие Бога и вместилище греха (христианская традиция); - это мыслящая вещь (Декарт); - это тростник, который мыслит (Паскаль); - это единственное существо, которое знает, что оно есть (Ясперс); - это совокупность общественных отношений (К.Маркс); - это существо, которое изготавливает орудия труда (Франклин). Каждое из этих определений указывает на какое-то важное свойство человека (надо Рассмотреть на семинаре). Дадим рабочее определение этому понятию: человек: 1) высшая ступень живых организмов на Земле, которые есть объективный результат развития Земли и Космоса; 2) субъект общественно-исторических и культурных преобразований. Тут указана двойная природа (биологическая и социальная) человека. Рассмотрим Это ниже. По своей сущности, как уже отмечалось, человек есть существо социальное. В то же время он есть дитя природы и не может в своем существовании выйти за ее рамки, функционировать безотносительно к своей собственной биологической природе, не может перестать есть, пить, покинуть свою телесную оболочку и т.д. Биологическое в человеке выражается в генах, в морфофизиологических, электрохимических, нервно-мозговых и других процессах его организма. Социальное и биологическое находятся в человеке в неразрывном единстве, сторонами которого являются личность, как его «социальное качество», и организм, который составляет его природную основу. Со стороны своей биологической природы каждый индивид обусловлен с самого начала определенным генотипом – набором генов, получаемых от родителей. Уже при рождении он получает ту или иную биологическую наследственность, которая в виде задатков зашифрована в генах. Эти задатки влияют на внешние, физические данные индивида (рост, цвет тела, форму лица, силу голоса, продолжительность жизни и т.д.), на его психические качества (эмоции, темперамент, отдельные черты характера и т.п.). Задатки – это лишь предпосылки способностей человека, которые нельзя свести к генотипу. Способности обусловлены, в общем виде, единством трех факторов: биологическим (задатки), социальным (социальная среда и воспитание) и психическим (внутреннее «Я» человека, его воля и т.п.). При рассмотрении проблемы социального и биологического следует избегать двух крайних точек зрения: абсолютизации социального фактора – пансоциологизма и абсолютизации биологического фактора – панбиологизма. В первом случае человек предстает как абсолютный продукт социальной среды, как tabula rasa (чистая доска), на которой эта среда от начала до конца пишет все развитие индивида. Сторонники этой концепции не только сущность человека, но и все человеческое существование связывают с влиянием социальной среды. Ко второй концепции относятся различного рода биологизаторские учения. В частности, сюда относятся расистские теории, утверждающие о природном превосходстве одной расы над другой. На биологизаторских позициях стояли и представители социал-дарвинизма, пытавшиеся объяснить общественную жизнь, основываясь на учении Дарвина о естественном отборе. Для примера рассмотрим понимание человека у Маркса и Фрейда. настаивая вслед за Фейербахом на том, что человек есть природное существо, Маркс подчеркивает, что окружающий человека предметный мир – это мир созданный предшествующими поколениями общественных предметов, который, одновременно, является раскрытой книгой человеческих сущностных сил. Осваивая эту книгу, человек и становится человеком. Даже пять внешних органов чувств – продукт всей предшествующей всемирной истории. Человек есть общественное существо и всякое проявление его жизни, представляет собой утверждение общественно жизни. В дальнейшем эти положения были заострены. В шестом тезисе о Фейербахе говорится: сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, в своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. Иначе говоря, сущность человека располагается «во вне» человека, в обществе, «совокупности всех общественных отношений». Это истолкование природы человека как всецело общественной имеет ряд следствий. Первое следствие: изучая конкретные общественные отношения, мы изучаем тем самым «живых личностей» (Ленин). Второе следствие: общество развивается неизмеримо быстрее, чем природа, человек никакой мерой не ограничен и находится в непрерывном процессе становления (Маркс). Третье следствие: радикально изменив общественные отношения, можно кардинально преобразовать природу человека, создать принципиально новых людей. Такой подход в сочетании с концепцией истории как смены общественно-экономических формаций, в которой «связь времен» осуществляется почти исключительно через развитие производительных сил, позволил сделать ряд крупных открытий в области изучения человека и общества, но в то де время таил в себе возможность вульгарного социологизма и исторического релятивизма. Из иного понимания природы человека исходит психоанализ. Согласно классической парадигме Нового времени человек есть сознательное существо, абсолютно прозрачное для самого себя. В любое время человек может выяснить источник, механизмы, побудительные мотивы своих решений и действий. Классический психоанализ, созданный З.Фрейдом, открыл, что сознание и психику человека нельзя отождествлять и что такое отождествление есть не более чем иллюзия интроспекции, самонаблюдения человека, Помимо сознания человеческая психика содержит и бессознательное. Согласно психоанализу, не внешние раздражения, а влечения, исходящие изнутри, определяют по большей части, направленность человеческого развития и являются его двигателем. Главным среди влечений является сексуальное влечение (либидо). Бессознательное – это кипящий котел, содержание 5оторого рвется наружу с целью получить моторную разрядку. Само оно имеет сложный состав и складывается из унаследованных психических образований, аналогичных инстинкту животных, из всего того, что было вытеснено из сознания в течение жизни. Присутствие бессознательного определяет несколько структур внутреннего мира человека. По Фрейду, личность, человеческое «Я» вынуждено постоянно терзаться и разрываться между Сциллой и Харибдой – неосознанными осуждаемыми побуждениями «Оно» и нравственно-культурной цензурой «Сверх-Я». Таким образом, оказывается, что собственное «Я» – сознание человека не является «хозяином в своем собственном доме». Именно сфера «Оно», всецело подчиненная принципу удовольствия и наслаждения, оказывает, по Фрейду, решающее влияние на мысли, чувства и поступки человека. Человек – это прежде всего существо, управляемое и движимое сексуальными устремлениями и сексуальной энергией (либидо). (О З.Фрейде смотрите также предыдущие лекции). Однако объяснить развитие и поведение человека преимущественно в терминах и рамках биологии было бы неверно. Как мы уде отметили, биологическое и социальное в человеке находится между собой в тесной взаимосвязи. Младенец, попавший в животные условия существования, даже если и выживает физически при благоприятных обстоятельствах, однако не становится человеком. Для этого индивиду нужно пройти определенный период социализации. Еще один аспект влияния социального на биологическое в человеке состоит в том, что биологическое в человеке осуществляется и удовлетворяется в социальной форме. Природно-биологическая сторона существования человека опосредуется и «очеловечивается» социокультурными факторами. Это касается и удовлетворения таких сугубо биологических потребностей, как продолжение рода, еда, питье и т.д. Правда, следует отметить, что это «очеловечивание» природы на практике не всегда означает ее облагораживание. Подобно тому, как отдельный индивид способен, в отличие от животного, на удовлетворение своих естественных потребностей в извращенной форме, подобно этому, общество способно пагубно влиять на свою природную среду. Такое влияние сегодня – это не только факт, но и важнейшая глобальная проблема, решение которой связано с выживанием самого человека.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.104.103 (0.01 с.) |