Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метафизика, онтология, субстанция. Основные

Поиск

Содержание (ФИЛОСОФИЯ – Часть -2)

Стр.

 

Лекция 9. Проблемы бытия. 1. Метафизика, онтология, субстанция. Основные формы бытия. 2. Формирование понятия материи. Системность и самоорганизованность материи. 3. Движение – как атрибут материи. Формы движения материи и их взаимосвязь. 4. Пространство и время как формы существования материи. Их специфика и взаимодействие.  
Лекция 10. Диалектика 1. Диалектика как учение о развитии и связях. Метафизика как метод. 2. Основные законы диалектики. 3. Категории (неосновные законы) диалектики: причина и следствие, необходимость и случайность, сущность и явление, единичное и общее, форма и содержание, элемент и система, возможность и действительность. Детерминизм. 4. Принцип развития и современная наука.  
Лекция 11. Проблема сознания. 1. Проблема сознания в истории философии. 2. Сознание – как отражение. Эволюция форм отражения. Общественная природа сознания. 3. Сознание как идеальное, субъективное. Структура сознания. Сознание и язык. Предметность сознания. 4. Самосознание. Основные формы самосознания. Рефлексивность сознания.  
Лекция 12. Познание как процесс. 1. Проблема познаваемости мира. Субъект и объект познания. Роль практики в познании. 2. Познание как процесс. Формы чувственного и рационального познания и их единство. Интуиция. 3. Соотношение и структура эмпирического и теоретического уровней познания. 4. Наука. Гуманизация науки. Отличие обыденного познания от научного.  
Лекция 13. Познание. Общество как система. 1. Проблема истины в философии и науке. Истина как процесс. Критерий истины. 2. Особенности методологии в постклассической науке. Общенаучные методы в научном познании. 3. Понятие общества. Особенности социального познания.. 4. Концепции исторического процесса (обзор).  
Лекция 14. Общество. 1. Формационный и цивилизационный анализ общества. 2. Общественное бытие и общественное сознание. Идеология и общественная психология. Формы общественного сознания. 3. Виды и факторы общественного развития. Субъекты исторического процесса. 4. Общественный прогресс и проблема его критериев.  
Лекция 15. Проблема человека 1. Природа, жизнь, человек. Проблема происхождения жизни. 2. Биологическое и социальное в человеке, их взаимодействие и единство. Понятия: «индивид», «индивидуальность», «личность». 3. Человек в мире. Поиски смысла существования. 4. Исторический детерминизм и свобода человека.  
Лекция 16. Культура и цивилизация.. 1. Философское осмысление культуры. 2. Цивилизация: единая или локальная? 3. Детерминизм культуры. Особенности современной культуры. 4. Понятие ценностей.  
Лекция 17.Человек в современном мире. Глобальные проблемы. 1. Современная эпоха и научно-технический прогресс. Современное государство и массовый человек. 2. Человек в информационном обществе. 3. Понятие глобальных проблем. Глобалистика. 4. Поворот к человеку в современной глобалистике. Глобальное сознание.  

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 9. ПРОБЛЕМЫ БЫТИЯ

1. Метафизика, онтология, субстанция. Основные формы бытия.

2. Формирование понятия материи. Системность и самоорганизованность материи.

3. Движение – как атрибут материи. Формы движения материи и их взаимосвязь.

4. Пространство и время как формы существования материи. Их специфика и взаимодействие.

 

МЕТАФИЗИКА, ОНТОЛОГИЯ, СУБСТАНЦИЯ. ОСНОВНЫЕ

ФОРМЫ БЫТИЯ.

 

Еще античные философы, как писал Платон в диалоге «Софист», вели «нечто вроде

борьбы гигантов из-за спора друг с другом о бытии», о том, как его понимать. Одни философы (Сократ, Платон) считали, что бытиеэто сущее как таковое, что «истинное бытие – это некие умопостигаемые и бестелесные идеи». Другие понимали бытие как сущие вещи, т.е. признавали «тела и бытие за одно и то же».

Кроме того, в истории философии, начиная с античных времен, одни философы придерживались парменидовского толкования бытия, другие – гераклитовского. Так, Парменид (V в. до н.э.) ввел в философию понятие бытия как чего-то устойчивого, вечного, неподвижного. Его современник Гераклит понимал бытие как вечно изменяющееся, движущееся, развивающееся. Платон возражал ему, считая, что такими свойствами обладает мир вещей, мир становления, который нельзя называть бытием. В Европе вплоть до XVII в. господствовало парменидовское понимание бытия. в ХХ в. философия постмодерна приняла гераклитовскую версию бытия.

По-разному интерпретируется в философии и ценность бытия: одни отождествляют бытие с благом, другие считают, что бытие есть зло. В соответствии с ценностным отношением к бытию, можно выделить философию бытия и философию свободы. Представители философии бытия (например, античные платоники и неоплатоники, средневековые религиозные философы), утверждая существование не зависящего от человека Абсолюта, который и есть Высшее Благо, тем самым как бы напоминают человеку о необходимости усмирить свою гордыню, отказаться от соблазна считать себя альфой и омегой всего, что происходит с ним и миром. Представители философии свободы, напротив, стремятся освободить человека от диктата любого бытия, к которому он относил и тело человека. Но это бытие он называл абсурдным и считал, что человек может испытывать к нему только чувство отвращения. Почему? Согласно Сартру, человек сам определяет себя своей волей, он есть лишь то, что он сам делает из себя. Человеческое Я свободно и не терпит никаких ограничений извне. Объявляя бытие злом и отождествляя бытие с миром природы и общества, философия свободы оправдывает гордыню и бунтарство, непримиримость ко всему, что создано не человеком, стремление переделать мир.

Философияставит данные проблемы в наиболее общей, предельной форме, выделяя всеобщие предпосылки бытия и исследуя наиболее общие взаимоотношения между миром и человеком. Конечно, ответы на поставленные вопросы могут быть при этом различными, вследствие разнообразия способов мышления. В качестве основы мира могут быть приняты как духовные, так и материальные образования, одна или несколько субстанций и т.д. Общим здесь выступает подход к постановке и решению проблемы на предельном онтологическом уровне. В историко-философской традиции онтологическая проблематика разрабатывалась в рамках метафизики.

Метафизика – наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. Метафизические проблемы есть во всех областях знания, везде мы упираемся в то, что недоступно разуму, в некий нерастворимый остаток: в познании человека, истории, природы. Например, принцип причинности неявно полагает, что, если все в мире пронизано причинно-следственными связями, то последовательность причин неизбежно уходит в бесконечность и предполагает первую причину, Бога, скажем, то есть тот уровень, о котором мы ничего не можем сказать в рамках рационального описания.

Термин «онтология», происходящий от сочетания древнегреческих слов «онтос» (сущее) и «логос» (знание), обозначает собой знание о сущем, или метафизику бытия. Так понимается онтология до сих пор – как учение о предельных, фундаментальных структурах бытия. Выделение онтологии в отдельную философскую дисциплину означает, что она, являясь основополагающей частью метафизики, не отождествляется с ней.

В философии со времен античности различают бытие и сущее. Сущее – совокупность окружающих вещей. Но среди многообразия вещей можно найти то, что является общим им всем, такой «нейтральный» признак всего мира (сущего вообще), заключающийся в том, что он – мир вообще – существует. Это выражено в понятии бытия.

Бытие – самая абстрактная философская категория, охватывающая все существующее. Но в реальном мире существует не бытие как таковое, а необозримое множество предметов, явлений, процессов.

Пытаясь осмыслить необозримое многообразие мира, человек встает перед проблемой: можно ли утверждать, что, несмотря на все это многообразие, существует какое-то единство, некая основа, объединяющая все виды бытия, и если существует, то что она собой представляет.

Решение этой проблемы породило философские учения: плюрализм, дуализм и монизм, а категорией, выражающей ее суть, является субстанция (лат. substantia – сущность, то, что лежит в основе) – неизменная неуничтожимая основа бытия в противоположность его меняющимся свойствам и состояниям.

Плюрализм (лат. pluralis – множественный) отрицает единство, признает существование нескольких или множества независимых и несводимых друг к другу видов бытия.

Плюралистичны некоторые философские учения Древнего Востока и античности. Например, Эмпедокл сводил все многообразие вещей к четырем «корням»: земле, воде, воздуху и огню. В Новое время плюралистическую систему создал Лейбниц, согласно которому все состоит из бесчисленного множества абсолютно простых неделимых духовных субстанций – монад, образующих умопостигаемый мир; производным от этого мира является «физический космос». Плюрализм – характерная черта многих течений современной западной философии, в том числе персонализма с его идеей уникальности каждой личности.

Дуализм (лат.dualis – двойственный) исходит из признания двух равноправных и несводимых друг у другу начал: духовного и материального. Крупнейшим представителем этой концепции является Р.Декарт, выдвинувший идею двух равноправных и независимых друг от друга субстанций: мыслящего, но непротяженного духа, и протяженной, но не мыслящей материи. Считая обе субстанции конечными, Декарт объединяет их с помощью абсолютной бесконечной субстанции – Бога. Связь душевного состояния и физиологических процессов в организме человека Декарт пытался объяснить с помощью гипотезы о существовании особого органа – шишковидной железы мозга.

Дуализм лежит в основе психофизического параллелизма – учения, согласно которому психические и физиологические процессы независимы и несводимы друг к другу.

Монизм (греч. monos – один, единственный) – концепция, признающая основой мира одну субстанцию. В отличие от дуализма, не способного объяснить взаимосвязь материального и духовного, монизм исходит их единого начала. Решая эту проблему, он утверждает единство мира, единую основу бытия. В зависимости оттого, что признается такой основой – духовная или материальная субстанция, различают идеалистический и материалистический монизм.

Идеалистический монизм единой субстанцией, основой бытия считает идеальное: материя не способна к активности и нуждается в творческой активности духа. Мир един, так как является результатом этой активности. Идеалистический монизм в его различных формах характерен для философии Сократа и Платона, полагавших основой бытия особый мир идей и нравственно-эстетических понятий; Шеллинга и Гегеля, считавших единой основой бытия абсолютную идею, результатом развития которой, ее «инобытием», является весь материальный и духовный мир.

Материалистический монизм основывается на признании материального единства мира, считает материю основой всего существующего. Эта позиция характерна для материалистических учений античности: философов милетской школы, Гераклита. В эпоху Возрождения он утверждается в философских системах Н.Кузанского и Дж.Бруно. В Новое время Спиноза, отождествив природу с Богом, рассматривал ее как вечную и бесконечную субстанцию, которая является причиной самой себя и не нуждается ни в каком другом начале. Неотъемлемыми свойствами этой субстанции (ее атрибутами) являются протяженность и мышление. Признав единую субстанцию, Спиноза вместе с тем признает ее проявления в бесконечном множестве отдельных вещей (модусов). Материю как единую субстанцию признавали Гоббс, французские материалисты, Л.Фейербах, в русской философии – Герцен, Чернышевский и другие мыслители.

На позициях материалистического монизма стоит марксистская философия, дополнившая признание материального единства мира диалектической концепцией развития. Единство мира состоит в его материальности. Находясь в непрерывном изменении и развитии, многообразные предметы материального мира постоянно меняют свои формы, оставаясь вместе с тем материальными предметами. В процессе длительной эволюции материи на Земле появляется человек, наделенный сознанием, представляющее собой свойство материального органа – мозга. Эта позиция диалектического материализма согласуется с естественно-научными данными.

Вся живая и неживая природа – от элементарных частиц до космических тел, отстоящих от Земли на сотни миллионов световых тел, от простейших растений до человеческого общества – представляет собой различные формы организации материи с присущими этим формам свойствами. С помощью спектрального анализа наука установила, что и химический состав Земли, что упавшие на Землю метеориты состоят из тех же элементов, какие открыты на Земле, физические и химические процессы, происходящие в космосе, те же, что и на нашей планете.

К основным формам бытия относят:

1) Бытие вещей (тел), процессов как природных, так и культурных. Особенность бытия первых состоит в том, что оно существует до, вне и независимо от сознания человека как вечно существующая реальность. Бытие культурных вещей и процессов («вторая природа») существует как результат воздействия человека на окружающий мир и в своем относительно самостоятельном существовании одновременно и противостоит и является составной частью природных процессов (Подробнее – следующие лекции).

2) Бытие человека в мире вещей (а) и в мире людей (б).

а) Это бытие состоит в том, что он одновременно подчиняется миру вещей, порабощен им и в то же время человек сознательно и активно в своих интересах воздействует на этот мир. б) Человеческое бытие определено биологическойзадачей продолжения рода и социальной задачей – построения семьи, участие в жизни общества и т.д. (Подробнее – в лекции о человеке).

3) Бытие духовноголичного и сверхличного (надиндивидуального). Первое бытие

– это обретение своего «Я», смысла жизни через сознание, самосознание, волю и деятельность. Бытие второе – это существующие в обществе нормы, традиции, идеи, идеалы и человеческий опыт предыдущих поколений людей, который воздействует на нас и опосредует наши мысли и поступки. (Подробнее – следующие лекции).

4) Бытие социальное: отдельного человека и общества.. (Об этой форме – все в лекции «Общество»).

 

МАТЕРИИ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ.

Учение о движении разрабатывалось на протяжении всей истории философской мысли. Уже на начальных этапах развития человеческого познания мыслители глубокой древности обратили внимание на изменчивость бытия. Анаксимандр высказал мысль о превращении апейрона в земные стихии и их переходе друг в друга. Гераклит говорил о живом огне, вечно воспламеняющемся и вечно угасающем, о потоке и взаимопереходах противоположностей. «Панта рей» – «все течет, все изменяется», - учил основоположник древней диалектики.

Французские материалы ХVIII в. разработали понятие об атрибутивности движения. Многие из них считали, что движение есть внутреннее, неотъемлемое, необходимое свойство материи, способ ее бытия.

Движение существует в разных формах. Но многие естествоиспытатели и философы – Галилей, Ньютон, Лаплас, Гоббс, французские материалисты ХVIII в. – сводили все формы движения материи к механическому движению, перенося его законы на другие формы движения, игнорируя специфику последних. Такая позиция характерна для механического материализма, который опирался на развитие механики.

Подобные попытки сведения высших, более сложных форм движения к низшим и объяснение высших форм на основе закономерностей, свойственных низшим формам, называется механицизмом, который в конкретном своем применении выступает как крайняя форма редукционизма (лат. reductio – отодвигание назад, возвращение к прежнему состоянию).

Определение движения как всякого изменения вообще выражает то, что все существующее находится в постоянном стремлении к другому, измененному состоянию.

Движение носит абсолютный характер, покойотносительный, так как всякое сохранение, будучи необходимым условием движения, неизбежно обречено на изменение. Движение – вечно, абсолютно. Являясь атрибутом материи, движение объективно, как и сама материя, универсально, всеобще, несотворимо и неуничтожимо, прерывно и непрерывно. Движение – вечно, оно не привносится извне, не берется ниоткуда, а есть самодвижение, потому что импульс, стремление к изменению заложены в самой противоречивой природе материального мира. Движение – не внешнее свойство материи, оно ее внутреннее, неотъемлемое свойство, атрибут, основной способеесуществования. В этом смысле природа движения абсолютна, так как абсолютна сама материя.

Материальный мир неисчерпаем, имеет бесчисленное множество форм движения, которые можно классифицировать и выделить из них ряд основных форм, характеризующихся некоторыми общими признаками: своим носителем, уровнем структурной организации и самоорганизации (неорганическая и органическая природа, общество), своими объективно действующими законами. К тому же, классификация основных форм движения материи обусловлена также и уровнем развития отдельных наук и философии. Впервые в истории познания классификация форм движения была разработана Энгельсом. Он выделил: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную формы движения материи. (Сейчас выделяют и геологическую форму движения). Выделенные Энгельсом основные формы движения материи не противоречат современному научному знанию. Данная классификация, во-первых, не допускает сведения высших форм к низшим, сложных к простым, так как целое есть не простая сумма частей; во-вторых, она раскрывает органическую связь всех форм, показывает, что высшие формы в подчиненном виде содержат в себе более простые, низшие. Однако понять явления высшей формы, исходя только из знаний о низших формах, невозможно. Например, биологические процессы жизнедеятельности организма включают в себя физико-химические процессы, но на основе этих процессов нельзя понять деятельность живого организма как целого. Высшая форма движения материи несет в себе новое качество, которое вбирает в себя все простые формы, представляет собой новое, органически целое, которое функционирует и изменяется по иным, свои законам. Таким образом, высшие формы движения образованы от простых, низших, но в тоже время несводимы к ним как к простой сумме частей.

Другое дело, что для более глубокого познания высших форм движения материи необходимо изучение и более простых процессов, составляющих их основу. Поэтому недопустим и отрыв высшей формы от низших. Чтобы понять возникновение и развитие высшей формы, ее структурную организацию, функционирование и развитие, требуется исследование взаимосвязи и взаимодействия всех форм движения, необходимо знание общих свойств, общих законов, объективно действующих в неживой, живой природе, обществе и познании. Отрыв и обособление высшей формы движения материи от низших форм неизбежно ведет к отрицанию генетического и структурного их единства, не дает возможности во всей глубине понять возникновение и функционирование нового.

Материальный мир в своем движении качественно многообразен и един. В этом качественном многообразии следует учитывать специфику каждой формы движения материи и их взаимосвязь.

 

МЕТАФИЗИКА КАК МЕТОД.

На протяжении длительного развития философии и науки складывались и формировались два взгляда, два направления в понимании сущности движения и развития. Одно направление рассматривало мир в состоянии покоя, в статике, другое – в динамике. Возникли и сформировались две концепции развития – метафизика и диалектика.

Как метод исследования природы метафизика сложилась в науке Нового времени. Он состоял в разложении природы на составные части и изучении каждой из них в отдельности, вне их изменения и развития. Такой подход к исследованию природы имел историческое оправдание: прежде чем рассматривать вещи в их взаимосвязях и изменении, нужно познать сами эти вещи, знать, что они собой представляют. Благодаря метафизике естествознание Нового времени достигло значительных успехов. Вместе с тем метафизика стала рассматриваться как общая философская концепция и универсальный метод познания. В результате сформировалась статическая картина мира, в которой бытие и его многообразные формы пребывают в устойчивом, неизменном состоянии.

Развитие знаний о мире, открытия в области естествознания показали ограниченность метафизического взгляда на мир. Метафизика стала подвергаться критике со стороны многих философов и ученых. Во второй половине ХIX в. старая, классическая метафизика уступает место новой ее форме – неометафизике, которая не отрицает развития, понимая его или как чисто количественные, эволюционные изменения, не ведущие к изменениям качественным, или как только качественные, скачкообразные, катастрофические изменения, не подготовленные эволюционными процессами, или представляя его как движение по кругу с возвратом к исходной точке. Понятно, что эти концепции дают картины мира, отличающиеся от картины мира, основанной на классической метафизике. Однако, абсолютируя одну форму развития и игнорируя другие, все неометафизические концепции страдают односторонностью, неспособностью объяснить многие явления и процессы в природе и обществе, в том числе – крупные открытия в естествознании. В философии формируется диалектическая концепция развития, обосновывается динамическая картина мира.

Диалектика.

Как и метафизика, диалектика имеет свою историю. В древнегреческом обществе под диалектикой понимали ведение ученой беседы, искусство спора, в ходе которого путем столкновения противоположных мнений достигается истина (dialektike techne в переводе с греческого означает: искусство вести беседу, рассуждать). Так понимали диалектику элеаты, софисты, Сократ и другие античные мыслители. Так понимали ее и в Средневековье. В этом значении диалектика представляет собой теорию аргументации, как она и трактуется в современной западной литературе.

Возникнув изначально как понятие, обозначающее искусство вести спор, рассуждать, диалектика реализуется как особый философский метод анализа человеческих размышлений, как некая культура рассуждений, диалога, основанная на выявлении в целостном предмете противоречивых сторон его и в то же время усматривающая в внешне противоположных вещах и явлениях моменты единства и взаимосвязи.

В этом значении диалектикаэто учение о связи и развитии, о противоречиях и единстве противоположностей. Она также имеет свои корни в античности. Учению элеатов о неизменности бытия Гераклит противопоставил учение о его текучести. Это был стихийно диалектический взгляд на мир, и диалектику древних как ее первую историческую форму принято называть стихийной.

Наиболее крупный вклад в диалектическую концепцию внесли представители классической немецкой философии, прежде всего Гегель, разработавший диалектику как универсальную теорию и всеобщий метод познания, противопоставив диалектику метафизике как антидиалектике. В системе Гегеля весь материальный и духовный мир был представлен в виде процесса – в беспрерывном движении, изменении, развитии в результате борьбы противоположностей. В основу этого процесса было положено духовное начало – абсолютная идея. Гегелевская диалектика была, таким образом, идеалистической по сути. Она рассматривается как вторая историческая форма диалектики.

В марксистской философии диалектика Гегеля получила материалистическую интерпретацию. Она основывалась на признании диалектики объективного мира, отражением которого является субъективная диалектика – диалектическое мышление. Диалектика, созданная Марксом и Энгельсом, рассматривается как третья историческая форма диалектики. Вместе с тем на Западе возникают различные варианты диалектики: экзистенциальная (Кьеркегор, Ясперс и др.), негативная (Адорно, Маркузе), антиномическая (Булшаков, Флоренский), парадоксальная (Бердяев, Шестов) и многие другие. Здесь нет возможности останавливаться на этих вариантах.

Диалектика – это и теория, и метод. Как теория, концепция она обосновывает динамическую картину мира, представляя его как процесс, где все явления находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности, изменении и развитии. Как метод она ориентирует человека в его познавательной деятельности, в которой используются диалектические принципы.

Основными, исходными положениями (принципами) диалектики являются принцип всеобщей связи и принцип развития, основными законами о единстве и борьбе противоположностей, взаимный переход количественных и качественных изменений, отрицание отрицания. Диалектика включает в свое содержание систему философских категорий. Как ступени и формы познания они рассматриваются ниже. Под связью в широком смысле понимается универсальная взаимосвязь, взаимообусловленность всех предметов действительности, выражающая единство мира. Все, что существует, составляет отдельные, относительно самостоятельные, обособленные друг от друга предметы, явления, процессы. Но их отдельность, обособленность – относительная, они находятся в разнообразных связях друг с другом, образуя единое бытие. Среди многообразных связей – внутренних и внешних, необходимых и случайных, существенных и несущественных и др. – особое место занимают актуальные связи, называемые взаимодействиями. Взаимодействием называется связь, возникающая в результате воздействия предметов друг на друга и вызывающая их взаимные изменения. Элементарные частицы, молекулы и атомы, растительный и животный мир, природа и общество не просто взаимосвязаны, они взаимодействуют, следовательно, изменяются. Но изменение есть не что иное как движение, поэтому признание принципа всеобщей связи означает вместе с тем признание движения, изменения, развития.

Принцип развития.

Диалектическая концепция признает любые формы движения: хаотическое, круговороты, функционирование и т.д. Но главное внимание она обращает на развитие, понимая его как необратимое, направленное, качественное изменение системы. Этими свойствами развитие отличается от других видов движения. Обратимость характерна для функционирования, т.е. повторяющихся изменений системы, не ведущих к изменению ее качества. Направленность означает внутреннюю связь моментов изменения системы, ведущего к возникновению нового качества. Понятие развития позволяет проследить источники возникновения того или иного явления, его генетическую связь с другими явлениями, а значит, осуществлять прогнозы деятельности человека, развития общественной структуры, направления развития мира, космоса и т.д.

Развитие – сложный многообразный процесс, оно может быть и прямолинейным, и зигзагообразным, ускоренным и замедленным, прогрессивным и регрессивным. В отличие от других разновидностей движения, которые могут быть вызваны действием внешних по отношению к данной системе сил, развитие – это самодвижение, его источник находится в самом объекте. Этот источник – противоречия в самом объекте.

 

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ.

 

Прежде чем рассмотреть основные законы диалектики дадим определение понятию закон. Закон – это внутренняя необходимая, существенная связь в объекте или между объектами, она характеризуется также всеобщностью и относительной устойчивостью.

Действие закона нередко затруднено противодействующими факторами, это особенно характерно для законов функционирования и развития общества. Например, экономические законы в условиях рынка прокладывают дорогу через массу случайностей и отклонений, действуют как законы-тенденции.

Законы могут быть самыми различными и отличаться друг от друга по степени общности (от наиболее общих, абстрактных, философских до конкретно-эмпирических), по сферам бытия, по предметам исследования в разных науках (законы общественные, законы природные, законы мышления, законы конкретных наук и т.д.), по детерминационным отношениям (статистические или динамические).

Теоретический закон (закон науки_ формируется на теоретическом уровне, когда уже познаны различные стороны объекта, выраженные в ряде категорий, в том числе в категориях причины и следствия, необходимости и случайности. Содержание закона близко понятию сущности, выражает главное в ней, хотя сущность более общая и богатая по своему содержанию категория.

Гегель сформулировал основные законы диалектики – «закон отрицания отрицания», «закон перехода количества в качество», «закон единства и борьбы противоположностей».

Закон отрицания отрицания означает, что в любом процессе развития каждая последующая ступень является, с одной стороны, отрицанием предшествующей ступени (через отрицание каких-то свойств и качеств), а с другой – отрицанием этого отрицания, так как воспроизводит в изменившемся предмете, на новой ступени, в новом качестве, некоторые свойства и качества отрицаемого предмета, В процессе развития диалектически сочетаются моменты разрушения элементов старой системы при обогащении их новым качеством. Содержание, которое необходимо и способно к дальнейшему совершенствованию и развитию, ничего существенного не утрачивает, оно «снимается» новым качеством, переходит в свою противоположность. Такое отрицание есть диалектическое отрицание.

Закон отрицания отрицания выступает прежде всего как синтез, т.е. достижение нового качественного содержания не путем простого их суммирования, а за счет преодоления противоречивых сторон предмета. Это дает основания в более общей форме обозначать его как «закон диалектического синтеза», который обеспечивает, с одной стороны, изменение и появление нового предмета, а с другой – сохраняет генетическую связь с предшествующими явлениями и предметами. Весь процесс развития предстает как определенная последовательность циклов и образно выглядит в виде расширяющейся спирали, указывающей общее направление, тенденцию развития.

Диалектика преодолевает, включая в себя (снимает – в терминологии Гегеля), два типа представлений о процессе развития. Одно представляет развитие в виде стрелы и утверждает, что в процессе развития всегда появляется что-то совершенно новое и нет никакого повторения старого. Другое – в форме кругового движения и утверждает, что в процуессе развития есть лишь повторение того, что уже было когда-то. Снятие этих представлений приводит к образу спирали и к утверждению, что в процессе развития отдельные черты, стороны, свойства развивающихся объектов утрачиваются навсегда, но другие – повторяются на новых витках спирали, на новом уровне развития.

Таким образом, в процессе развития закон отрицания отрицания характеризует направленность изменений, их преемственный характер и бесконечность.

Закон перехода количества в качество выражает взаимосвязь между количественными и качественными изменениями и говорит о том, что в процессе развития «количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений». Качественное изменение обозначает возникновение нового объекта, предмета, явления. Качество, как отмечал Гегель, «есть вообще тождественная с бытием, непосредственная определенность… Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть». Поэтому понятие «качество» следует отличать от свойств предмета. Качество – это внутренняя определенность предмета, некоторая совокупность свойств, без которых предмет уже перестает быть данным предметом. А свойство более элементарно, это как бы одна сторона качества.

Количество – это внешняя определенность предмета по отношению к бытию. Поэтому количество выражает не сущность предмета, а лишь его внешние количественные свойства. Количественные параметры различных предметов и явлений, их пространственно-временные характеристики (размеры) могут совпадать. Сравнение предметов по их количественным характеристикам безразлично к качеству (мы можем, например, сравнивать размеры живого существа и неодушевленного предмета, скажем слона и стола). Выделение качества и количества объекта является лишь операцией абстрактного мышления, в реальности нет качества без предшествующих ему и происходящих в нем всегда количественных изменений, так же как любое количественное изменение является результатом какого-то качественного изменения.

Мыслимое единство количественных и качественных изменений выражается «мерой». Таким образом, качество, количество и мера суть лишь ступени развития, формы бытия.

Закон перехода количества в качество говорит о том, что в любом предмете как особом качестве происходит накопление количественных изменений, которые на определенном уровне развития предмета (перешагнув меру) приведут к изменению его качества, т.е. возникнет новый предмет. В свою очередь этот новый предмет, новое качество порождает серию новых количественных изменений, делая тем самым процесс развития бесконечным.

Например, человек мог долгое время развиваться как биологический вид, но, вступив в социальные отношения, он на новой качественной ступени развивается уже как социальное существо. Механизм процесса развития и скорость его протекания могут быть различными. Развитие может носить как эволюционный, постепенный, так и скачкообразный характер. например, для социальной практики характерны резкие революционные переходы («скачки»), а затем – восстановление равновесия, накопление недостающих количественных изменений.

Известно, что Д.И.Менделеев (1834-1907) открыл фундаментальный для химии закон, согласно которому свойства химических элементов находятся в периодической зависимости от их атомных весов. Сам этот закон служит прекрасной иллюстрацией закона перехода количественных изменений в качественные. Вообще химия является областью науки, где на каждом шагу приходится сталкиваться с действием закона перехода количественных изменений в качественные. Изменение состава атомного ядра на протон и нейтрон и соответствующее изменение внешней оболочки на один электрон приводит к появлению нового химического элемента; изменение на группу СН2 в ряду предельных углеводородов приводит к появлению нового химического вещества.

Закон единства и борьбы противоположностей выражает сущность процесса развити я. Диалектическая концепция считает противоречия источником самодвижения, саморазвития объекта. Противоречие, по Гегелю, движет миром, является корнем всякого движения и жизненности. Закон единства и «борьбы» противоположностей занимает центральное место в материалистической диалектике, являясь ее «ядром». Он основан на признании противоречий природы вещей и явлений действительности. Противоположные стороны, свойств, тенденции не только завися



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.27.225 (0.017 с.)