Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Самоорганизованность материи.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В античной философии под материей понималось первовещество, из которого возникают и во что превращаются все вещи (лат. materia – вещество, материал). Таким началом Фалес считал воду, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь. Анаксимандр – апейрон. В учении античных атомистов все существующее состоит из мельчайших неделимых частичек – атомов и пустоты. Атомистическая картина мира, сформировавшаяся еще в IV в. до н.э. и просуществовавшая до конца ХIX в., основывалась на понимании материи как вещества, строительным материалом которого являются атомы, наделенного вечными неизменными свойствами: протяженностью, непроницаемостью, постоянством массы, тяжестью, перемещением и др. Это понимание материи послужило основой для формирования ряда научных теорий и открытия законов природы, в том числе молекулярно-кинетической теории теплоты, закона всемирного тяготения, основных законов динамики, закона сохранения вещества, периодической системы элементов. Но на рубеже ХIX-XX вв. в понимании материи был совершен переворот, вызванный рядом научных открытий. В 1869 г. были открыты катодные лучи, которые стали рассматриваться как поток отрицательно заряженных частиц почти в 2000 раз легче атома водорода. В результате была выдвинута гипотеза о существовании атома электричества – электрона. В 1897 г. электрон был открыт. Были открыты рентгеновские лучи, радиоактивность. Кроме того, в свойстве радиоактивности – постоянно испускать энергию – некоторые физики увидели крушение принципа сохранения материи: материя превращается в энергию. Были сделаны и другие открытия. Рухнуло представление об одном «неизменном» свойстве материи – постоянстве массы. Электрон стал рассматриваться не как материальная частица, а как энергия (сгусток электричества). Этот, по словам французского физика Пуанкаре, «всеобщий разгром принципов» привел к тому, что многие ученые пришли к отрицанию материи (материя исчезла, осталась только энергия), к признанию энергии единственной основой мира, его субстанцией. Кризис физики имел своей основой механистическую картину мира и метафизический подход к объяснению его явлений. С точки зрения диалектики философское понятие материи не может быть сведено к представлению о ее строении и свойствах. Эти представления меняются и будут меняться вместе с развитием науки. Развернутое философское определение, сформулировано следующим образом: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». (В.И.Ленин). В этом определении материя не отождествляется с каким-либо ее конкретным состоянием – водой, воздухом, огнем, с ее пониманием как вещества, состоящего из атомов, элементарных частиц и т.п., оно не связано с представлениями о ее «неизменных свойствах». Это широкое философское понятие, охватывающее всю объективнуюреальность. Вместе с тем (и это важно подчеркнуть) данное определение – гносеологическое, на чем настаивал Ленин. Оно построено на противопоставлении материального и идеального, материи и сознания. В онтологическом смысле материя представляет собой единственную субстанцию, причину самой себя (causa sui Спинозы). Она несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве. Движение, пространство, время, системность и самоорганизация, а также сознание – ее свойства. Под системностью бытия понимается тот факт, что все существующее не является хаотичным скоплением отдельных, никак не связанных друг с другом предметов, явлений, процессов. Мир представляет собой сложную систему, состоящую из многих подсистем и элементов, находящихся в многочисленных структурных связях. Система – это ограниченное множество элементов, находящихся в устойчивых взаимосвязях. Наиболее крупной системой является вся известная современной науке Вселенная (мегамир, космос). Это развивающаяся система, состоящая из множества подсистем и элементов. В этой гигантской системе можно выделить три крупные подсистемы: микромир – элементарные частицы, ядра атомов, атомы, молекулы; макромир – живая и неживая природа на Земле; мегамир – Земля, планеты, Солнечная система, звезды, наша Галактика, система галактик, Вселенная. Каждая из этих подсистем представляет собой относительно самостоятельную систему. Таким образом, и микро-, и макро-, и мегамир представляют собой сложные, структурно организованные подсистемы. И хотя каждая из них имеет свои особенности, они находятся во взаимосвязи и взаимодействии, образуя единую гигантскую систему, в основе которой лежат элементы микромира. Все существующее – живая и неживая природа Земли, космические тела – состоят из элементарных частиц, атомов и молекул. Самоорганизация. Свойством Вселенной и всех ее элементов является не только системность, но и самоорганизация, направленность материи и усложнение ее структур. Однако к этой идее наука пришла не сразу. В ХIХ в. под влиянием учения Ч.Дарвина в науке утвердилась идея эволюции растительного и животного мира. Но эта идея не была распространена на представления о неживой природе. Равновесная термодинамика (раздел физики, изучающий процессы взаимопревращения различных видов энергии) основывалась на положении, согласно которому необратимая направленность процессов преобразования энергии в изолированных системах ведет к превращению всех видов энергии в тепловую энергию, которая рассеивается. Этот процесс ведет к возрастанию энтропии, к хаосу, к тепловой смерти Вселенной. Дальнейшее развитие науки привело к представлению о нарастающем усложнении организации материальных объектов, об эволюции не только органической, но и неорганической природы. Стационарная модель Вселенной была заменена на развивающуюся. Сформировалась концепция глобального эволюционизма. В последние десятилетия ХХ в. на основе открытий в области математики, кибернетики, химии, биофизики и некоторых других наук сложилось новое направление междисциплинарных научных исследований – синергетика (греч. synergos – согласовано действующий, совместный). Ее идеи выдвинуты и получили развитие в трудах ученых бельгийской школы во главе с И.Пригожиным, школы, возглавляемой Г.Хакеном (ФРГ). Синергетика исследует общие закономерности процессов самоорганизации окрытых нелинейных систем. Система является открытой, если она находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой, обменивается с ней веществом, энергией, информацией. В любой открытой системе живой и неживой природы – физических взаимодействиях, химических реакциях, живой клетке, организме, обществе происходят аналогичные процессы самоорганизации, т.е. организации, обусловленной внутренними причинами. В результате взаимодействия с внешней средой устойчивая система при определенных условиях переходит в динамический режим, соответствующий неравновесному состоянию; система становится неустойчивой, подверженной случайным отклонениям от неравновесного состояния – флуктуациям. Нарастание флуктуаций расшатывает структуру, ведет к ее изменениям и, следовательно, к изменениям всей системы в целом. Становление новой устойчивой структуры проходит через точку разветвления путей эволюции системы – точку бифуркации. Случайные отклонения, флуктуации ведут к нелинейному процессу развития; процесс может развертываться по одному из многих возможных структур. Таким образом, новая устойчивая (равновесная) система образуется из неустойчивости, неравновесности в результате действия случайностей, флуктуаций. Неустойчивость порождает устойчивость, из хаоса возникает порядок. Система самоорганизуется. Синергетика дополняет и уточняет ряд положений диалектики, по-новому трактует такие понятия, как саморазвитие, порядок и беспорядок, устойчивость и неустойчивость. Развитие понимается не как однолинейный, однонаправленный процесс, связанный с необходимостью, а как процесс, содержащий в себе возможность «выбора» одного из многих путей, «выбора», определяющегося случайностью. Беспорядок, неустойчивость, хаос не являются, с точки зрения синергетики, чем-то разрушительным, деструктивным, отклонением от магистрального пути эволюции, а выступают необходимым ее этапом, конструктивным началом, ведущим к организации новых, более сложных структур.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.104.30 (0.007 с.) |