Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человек в информационном обществе.

Поиск

 

В последние десятилетия началась кардинальная революция, принципиально изменяющая отношение мира человека и мира природы. Она еще не получила общепринятого названия. Это и понятно – она еще более в истоках, чем в развороте Ее расцвет еще впереди. Чаще всего ее называют информационно-компьютерной или информационно-экологической. Ее собственным внутренним стержнем выступает создание и развертывание электронно-компьютерной и биотехнологической технологии. Ее результатом в самом широком смысле может стать новая цивилизация, условно говоря «постиндустриальная», «информационная», «информационно-экологическая».

Общество, контуры которого только-только проявляются, будет характеризоваться тем новым и совершенно особым местом, которое будут занимать в нем информация и знания. Уже сегодня в наиболее развитых странах основные области промышленного и сельскохозяйственного производства, связь и коммуникации, быт и развлечения, образование и духовная жизнь прочно опираются на достижения фундаментальных наук, становясь все более и более наукоемкими. Поиск, создание, возрастание и хранение, смысловая трансформация, тиражирование и распространение знаний занимает все большее место в деятельности людей. Информация становится ценным продуктом и основным товаром.

Функционирование знания в современном обществе имеет еще один важный аспект. Информация как вид знания необходима современному человеку не только для того, чтобы создавать материальные и культурные блага, но и для того, чтобы формировать у граждан определенную экономическую, социальную и политическуюпозиции. Без развитого самостоятельного мышления, без умения анализировать информацию из названных выше областей не может быть сформирована личность в современном обществе.

В мир вместе с компьютеризацией входит новый вид реальности - «виртуальная реальность», искусственная псевдосреда, с которой можно общаться как с подлинной. Эта новая технологическая среда окажет мощное (и пока что совершенно непредсказуемое) воздействие на человеческую психику.

На базе лавинообразного роста технических средств получения и переработки информации, роста количества информации, предназначенной для гражданского общества, формируется новый тип потребителя информации. Потребности личности меняются в своих приоритетах. Личность строит технологию поведения на основе обширной информации. Образование для современного человека имеет своей целью не столько обучить традиционным алгоритмам в мышлении и практике, сколько умению выбрать необходимую информацию, осмыслить ее, приведя обработанную информацию в соответствие со своими потребностями, принимать самостоятельные решения. Действия, основанные не на традиции, а на информации, - характерная черта современного человека. В то же время в мыслительном процессе человека многие функции копируются искусственным интеллектом, который заменяет рутинные формы интеллектуальной деятельности. техника вторгается во все сферы жизни современного человека. Осуществляются также попытки представить алгоритмы решения нравственных, политических и социальных проблем на основе машинных технологий.

Однако приходится признать подобную перспективу развития неудовлетворительной. У человека всегда присутствует способность личностной оценки и интерпретации информации. Этот личностный компонент есть составляющая человеческого Я. Помимо знаний, которые можно хранить в опредмеченной форме, человек обладает верой, интуицией, чувствованием и другими компонентами жизнедеятельности. Это относится и к ментальным структурам. Ментальные структуры придают как личности, так и обществу неповторимость, они, в конечном счете, отличают человека от других объектов среды.

Главная перспектива развития современного информационно-технократического общества – в создании плодотворной гармонии между развитием знания и технологий, с одной стороны, и способностью к адекватному развитию темпов приспособления человека к собственным результатам жизнедеятельности – с другой.

 

3. ПОНЯТИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ. ГЛОБАЛИСТИКА.

 

Возникновение особого рода проблем мирового развития, получивших название «глобальных», стало характерной приметой нашего времени. Актуальность глобальных проблем обусловлено рядом факторов. Прежде всего следует обратить внимание на резкое ускорение процессов общественного развития.

Причиной ускоренного развития социально-экономических процессов явился научно-технический прогресс. Биосфера Земли, т.е. сфера обитания живых существ, подвергается мощному воздействию различных видов человеческой деятельности. Антропогенное воздействие на природу постоянно возрастает. Сегодня силы человека, вооруженного техникой, сравнимы с силами природы, а порой превосходят их.

Названные факторы, как и целый ряд других, выдвинули перед человечеством задачи, ранее неизвестные. В частности, со всей остротой встали экологическая проблема и проблема обеспечения населения Земли необходимыми средствами существования. Вскоре к ним прибавилась проблема ядерного оружия и предотвращения ядерной катастрофы. Они стали первыми из большого числа глобальных проблем. Глобальными их стали называть по той причине, что они затрагивают не отдельные регионы или страны, а человечество в целом.

В основе глобальных проблем лежат противоречия особого рода. Во-первых, по масштабу своего действия они носят поистине глобальный, т.е. общепланетарный, характер, затрагивая интересы всего человечества, всех регионов и государств. Во-вторых, затрагиваемые ими интересы имеют жизненное значение не только для ныне живущих людей, но и для последующий поколений, которые могут и не появиться на свет, если ныне живущие не найдут разумных способов решения этих противоречий. В-третьих, решение глобальных проблем нельзя отодвигать в будущее, иначе буде поздно. И в-четвертых, для своего решения они требуют объединения всего человечества или, по крайней мере, объединение усилий ведущих, так называемых великих держав.

Сегодня очевиден комплексный (междисциплинарный) характер глобальной проблематики. Это значит, что в исследовании глобальных проблем должны принимать участие самые разнообразные отрасли научного знания – как общественно-гуманитарные науки, так и естественные и технические. Вместе с тем возникает необходимость синтеза различных подходов, объединения и осмысливания полученных результатов. Таким образом, постепенно сформировалась особая область знания – теория глобальных проблем или глобалистика.

Глобалистика обращает особое внимание на вопрос о предельных нагрузках антропогенного характера, которые природа способна выдержать. Экологический кризис проявляется как нарушение естественного равновесия в результате чрезмерных перегрузок на природные системы, многократное превышение допустимых норм загрязнения окружающей среды. Пока сохраняется мера, в рамках которой отходы производственной и иной деятельности утилизируются естественным путем, кризиса не наступает. Но человек создал дополнительные нагрузки на окружающую среду, значительно превышающие возможности природы к противостоянию такому воздействию. Природа оказалась не в состоянии адсорбировать (очистить и включить в природные системы) отходы человеческой деятельности. С нарушением меры деградация естественной среды приобретает необратимый характер.

Столь же большое значение для глобалистики приобрел факт обнаружения исчерпаемости природных ресурсов. По мере развития экономической деятельности все большее число природных ресурсов переходит из категории возобновимых в категорию невозобновимых. Выяснилось, что для запасов отдельных элементов, минералов, горных пород существует свой предел истощения. Таким пределом истощения может быть либо полное исчерпание запасов, либо ограниченное, связанное с экологической безопасностью, т.е. когда дальнейшая разработка ставит под угрозу экологическое равновесие, либо, наконец, - невозможность для общества платить за данный ресурс слишком высокую цену.

Важным фактом теории глобальных проблем явилось осознание не только ограниченности природных ресурсов, но и возможной ограниченности бытия человечества. Речь идет о реальной возможности самоуничтожения человечества.

Ядерное оружие и ряд других факторов, о которых мы вели речь ранее, выдвинули на первый план задачу выживания человечества. Стало очевидно, что все другие задачи имеют смысл лишь постольку, поскольку остается разрешимой основная – задача выживания.

Отмеченные факты теории глобальных проблем – возможность необратимой деградации природной среды, исчерпаемость природных ресурсов, опасность самоуничтожения человечества – имеют огромное мировоззренческое и методологическое значение. Они, в частности, легли в основу метода изучения глобальных проблем, получившего название глобального моделирования.

Метод глобального моделирования состоит в теоретической имитации динамики глобальных процессов с помощью математических моделей и компьютерной техники. Очевидно, что возможности современной вычислительной техники позволяют учесть огромное число параметров мирового развития и на этой основе выявить отдаленные последствия современных тенденций. Именно на стремлении спрогнозировать характер отдаленных последствий тех процессов, которые сегодня хорошо известны, был построен первый доклад Римскому клубу, опубликованный в 1972 году.

Глобальные проблемы обычно делят на три группы.

Первую группу составляют те проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т.е. между группами государств, обладающих сходными политическими, экономическими и иными интересами: «Восток –Запад», богатые и бедные страны и др. Эти проблемы следует назвать интерсоциальными. К ним относится проблема предотвращения войны и обеспечения мира, а также установления справедливого международного экономического порядка.

Вторая группа объединяет те проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы. Они связаны с ограниченностью возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера. Это такие проблемы как обеспеченность энергией, топливом, сырьевыми ресурсами, пресной водой и т.д. К этой же группе относится и экологическая проблема, т.е. проблема охраны природы от необратимых изменений отрицательного характера, а также задача разумного освоения мирового океана и космического пространства.

Третью группу глобальных проблем составляют те, которые связаны с системой « индивид—общество ». Они непосредственно касаются отдельного человека и зависят от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности. Сюда относятся общества предоставить реальные возможности для развития личности. Сюда относятся проблемы здравоохранения и образования, а также вопросы контроля за численностью народонаселения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 976; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.198.181 (0.008 с.)