Факторы общественного развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы общественного развития.



Под фактором понимают устойчивый тип социальной деятельности какого-либо рода, движущую силу некоего процесса. Понятие «фактор» увязывают с понятием «детерминант» (определитель). Детерминант – это то, что вызывает причинно-следственную связь каких-то явлений. Учение о причинно-следственной обусловленности носит название детерминизма. Ему противостоит индетерминизм – взгляд, допускающий наличие беспричинной случайности и абсолютно свободной воли.

Факторы общественного развития принято делить на объективные и субъективные. К объективным факторам относят те движущие силы, которые непосредственно связаны с материальными отношениями и естественными условиями жизни общества (экономика, наука и технология, географическая среда и природные богатства, народонаселение). Все эти факторы можно считать детерминантами и говорить соответственно об экономическом, научно-технологическом, географическом, демографическом детерминизмах.

К примеру, географический детерминизм – направление в социальной философии, считающее географическую среду главным фактором общественного развития. Одним из видных представителей этого направления был французский просветитель Ш.Монтескье (1689-1755). Он утверждал, что такие природные условия, как климат, почва, размер территории и географическое положение, в решающей степени определяют законы и нравы каждой страны, а следовательно, и ее историческую судьбу. Жаркий климат изнеживает людей, порождает лень, равнодушие, приводит к рабству. Умеренно-холодный климат побуждает людей к упорному труду, закаливает их, способствует свободолюбию. Географическая среда формирует нравы людей, их психику и через них определяет ход исторического развития.

Географический детерминизм носил в XVIII в. прогрессивный характер. Выступая против феодально-теологических представлений, он пытался дать естественно-научное объяснение истории. Однако картина изменилась в XIX и ХХ вв., когда географический детерминизм модифицировался в геополитику, которая стала использоваться для обоснования различных интересов отдельных стран.

Английский философ и экономист Т.Р.Мальтус объяснял противоречия, возникающие в ходе общественного развития, не социальными, а чисто биологическими факторами, и в первую очередь быстрым ростом населения. Мальтузианство представляет собой классический образец демографического детерминизма.

Мальтус сформулировал так называемый естественный закон, согласно которому рост населения происходит в геометрической прогрессии, а рост средств существования – в арифметической. Вследствие этого миру угрожает абсолютное перенаселение.

К демографической проблеме надо подходить, учитывая конкретно-исторические особенности каждой страны, каждого региона. И решать ее следует, исходя из интересов и суверенитета каждого государства, демократическим путем. В настоящее время ряд развивающихся стран принимает меры по планированию семьи, стремясь затормозить рост населения. Было бы ошибкой считать такую политику неомальтузианской. Такой она становится тогда, когда демографическую и иные проблемы пытаются решить только на ее основе. Эти проблемы могут быть решены в ходе общего социального прогресса, путем развития современных производительных сил, образования и культуры.

Демографическая проблема неотделима от проблемы продовольственной. Прогнозы ученых достаточно противоречивы, тем не менее многие из них признают возможность значительного увеличения производства продовольствия и тем самым ликвидации голода в мире. Некоторые специалисты склоняются к тому, что нищету и голод порождает не высокая рождаемость, а неравное и несправедливое распределение богатства.

Одним из самых влиятельных течений философии и социологии на Западе является техницизм или технократизм, - течение, опирающееся на методологию так называемого технологического детерминизма. С точки зрения последнего, решающим фактором, главной движущей силой социального развития являются наука и техника, научно-технический прогресс в целом. Однако этот процесс оценивается двояко: либо как позитивная сила, автоматически перестраивающая «индустриальное общество» в «постиндустриальное», в котором воплотятся идеалы социальной справедливости в своеобразном ее понимании, либо как негативная, демоническая сила, порождающая трудности и противоречия сегодняшнего и завтрашнего дня.

С середины 80-х годов наблюдается новая вспышка «технологического оптимизма»: формируется якобы новая «электронно-информационная цивилизация» под воздействием компьютерно-коммуникационной революции, которая, по утверждению японского социолога Й.Максуда, способна «радикально изменить общество и, возможно, весь западный мир». Возникает качественно новый тип общества, движущей силой развития которого будет производство не материальных ценностей, а информации, что создает всесторонний социальный прогресс, создаст благоприятные условия для самовыражения личности.

Субъективный фактор охватывает активную, целенаправленную деятельность, которая непременно осмысливается, осознается человеком. Деятельность субъективного фактора без наличия хотя бы минимальных объективных условий и материальных факторов невозможна. Что же касается объективных факторов, то они в отрыве от субъективного фактора остаются нереализованной возможностью.

Особенно ярко проявляется действие субъективного фактора в критические, переломные или, выражаясь метафорически, судьбоносные моменты истории. Любая личность, так или иначе участвуя не только в воспроизводстве непосредственной жизни, но и в изменении общественных отношений и институтов, безусловно, является элементом субъективного фактора. Объединяясь в социальные группы, классы, партии и т.п., индивиды превращаются в реальную, а в благоприятных условиях – решающую силу истории.

Не случайно ряд авторитетных мыслителей считает главной движущей силой исторического процесса деятельность выдающихся личностей и элитарных групп. На их роль в развитии общества указывалось, как мы видели, в трудах Г.Тарда и В.Парето, О.Шпенглера и А.Тойнби, М.Вебера и П.Сорокина, других представителей социальной философии. Народные массы характеризуются ими как проводники идей творческих личностей, воплощающие в жизнь их открытия и изобретения, цели и идеалы в область и политики и духовной жизни.

Здесь, однако, следует сделать одно уточнение. В исторический процесс прямо или косвенно включены все люди, поскольку они включены в процесс общественного производства, а также в политическую и духовную жизнь общества. В этом отношении все они являются участниками исторического процесса. Но его субъектами они становятся лишь в той мере, в какой действуют сознательно, то есть осознают свое место в обществе, социальное значение своей деятельности и направленность исторического процесса.

В последнее время в науке и политике все чаще говорят о человечестве как самостоятельном субъекте исторического процесса. Для этого имеются веские основания. В современных условиях человечество все чаще выступает как единое целое в силу расширения и упрочения экономических, политических и культурных связей народов всех стран, усиления их взаимозависимости.

Все субъекты исторического процесса, будь то отдельные личности, классы, нации, народы, человечество в целом, действуют исходя из своих потребностей, интересов, целей и идеалов – побудительных сил их деятельности.

Потребности людей есть выражение того, что объективно необходимо для их социального существования. Это можно сказать об их потребностях в пище, жилище, передвижении, социальной свободе, политическом самовыражении, духовном творчестве и т.д. Потребности и передаются субъектами как выражение объективной необходимости. Будучи осознанными, они проявляются как внутренние побуждения субъекта к той или иной деятельности, потреблению продуктов материального и духовного производства и т.д. Эти побуждения проявляются в весьма широком диапазоне – от инстинктивных до ясно осознанных и логически осмысленных.

Осознать свои настоящие интересы – значит осознать оптимальные пути и способы удовлетворения своих потребностей и вместе с тем пути и способы упрочения своего положения в обществе. А это значит осознать всю систему экономических, социальных, политических и других отношений, характер и направленность их развития. Ведь в рамках данных отношений возникают и реализуются интересы субъектов. Однако сознать это весьма непросто. Значит, непросто осознать и собственные объективные данные интересы.

Например, нелегко это сделать для нации – одного из субъектов процесса. Практически нет в мире ни одной страны мононациональной, всегда есть люди другой нации, интересы которых необходимо учитывать, чтобы избежать конфликтов. Хотя определение нации как таковой тоже вызывает ряд споров по проблеме «чистоты» нации. Можно определить, что нацияэто устойчивое объединение людей, связанных общим языком, общей территорией, общностью экономической жизни и некоторых особенностей психического склада людей, выраженных в специфических чертах культуры данного народа.

Так что перед каждым субъектом исторического процесса всегда стоит проблема осознания своих подлинных интересов в той или иной ситуации, то есть того, что именно ведет к упрочению его позиций в обществе, создает возможности для наиболее полного удовлетворения его экономических, социальных, политических и духовных потребностей, для его всестороннего развития и проявления его способностей. Только в этом случае он сможет реализовать себя в обществе и историческом процессе.

Потребности и интересы людей находят свое выражение в их целях и идеалах. В своих целях люди сознательно полагают (моделируют) результаты своей деятельности, которые они хотят получить. Наиболее социально значимая цель жизни и деятельности субъекта может выступать как его идеал. Так, например, существует идеал всесторонне развитой личности и идеал совершенного общества. Каждый субъект подходит к тому или другому идеалу с позиций собственных интересов. Для одного идеалом может быть авторитарное общество с сильной авторитарной властью, для другого – демократическое общество, в котором гармонически сочетаются интересы всех субъектов и широко развиты гражданские права и свободы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 2915; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.01 с.)