Постклассической науки явился характерной приметой ХХ столетия. Целесообразно провести сопоставление основных характеристик классического и постклассического (современного) научного знания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постклассической науки явился характерной приметой ХХ столетия. Целесообразно провести сопоставление основных характеристик классического и постклассического (современного) научного знания.



Классическая наукаПостклассическая наука

1. Вынесение субъекта за скобки Признание субъектности знания.

познаваемого объекта (субъектно-

объектная парадигма).

 

2. Установка на рациональность. Учет внерационального остатка.

 

3. Господство динамических Важная роль вероятностно-

закономерностей. статистических закономерностей.

 

4. Объект изучение – по Объект изучения – в равной мере

преимуществу макромир. микро-, макро-, и мегамир.

 

5. Эксперимент. Моделирование (в том

числе математическое).

6. Безусловная наглядность. Условная наглядность.

 

7. Четкая грань между Стирание этой грани

естественными и (например, экология).

гуманитарными науками.

 

8. Отчетливая дисциплинарность. Дифференциация и интеграция наук.

Преобладание дифференциации Общенаучные дисциплины (теория

наук. систем, синергетика, структурный

метод и др.)

Утверждение принципа

универсального эволюционизма.

 

Первый пункт отмеченных сопоставлений касается отношения субъекта и объекта познания. Методология классической науки предполагала мысленную операцию отстранения субъекта от объекта. Элиминация (исключение) возмещающего воздействиясубъекта на объект рассматривалась как необходимое требование для любого знания, претендующего на статус научности.

Постклассическая наука строится на признании субъективности знания. Субъектность – это, конечно, не право на субъективный произвол. В подавляющем большинстве случаев воздействие познающего субъекта на изучаемый объект таково, что от него невозможно абстрагироваться. В большинстве случаев мы изучаем не объект в чистом виде – «как если бы человека не было» – а процесс взаимодействия человека с изучаемым объектом.

Обнаружение субъективности научного знания по-новому поставило проблему объективности. Субъектность не открывает дорогу к субъективизму. Она лишь показывает, что познавательный процесс не нейтрален по отношению к объекту изучения. Тот, кто познает, находится не вне а внутри изучаемого объекта. Он сам составляет одну их его активных частей.

Современная наука также вынуждена признать существенную роль внерационального (наряду с рациональным).

Классические представления основывались на убежденности в упорядоченности мира, существующей «от века» и в неизменном виде сохраняющейся вечно, В отличие от этого, постклассическая наука свидетельствует, что мир не столь упорядочен, как это казалось ранее.

Аналогичным образом ряд направлений современного научного познания не может обойтись без учета момента принципиальной неопределенности объекта изучения. Например, процесс регистрации микрочастиц и измерения их параметров таков, что неизбежно реагирует на присутствие наблюдателя. Прибор, осуществляющий регистрацию процессов микромира, становится фактором поведения микрочастиц, которые в его отсутствие, вероятно, вели бы себя по-иному. Еще большее значение отводит неупорядоченности такое научное направление, как синергетика. С точки зрения синергетики, хаос есть неотъемлемая сторона всех процессов изменения и развития.

Хаос и принципиальная непредсказуемость поведения объекта, выявленные развитием науки, свидетельствуют о том, что за пределами познания всегда остается некоторый внерациональный остаток. Это остаток принципиально неустраним, сколь бы совершенны ни были научные средства и методы.

Обнаружение принципиальной хаотичности и неопределенности ряда процессов и состояний привело, в частности, к тому, что в современной науке, наряду с динамическими закономерностями, все большую роль играют закономерности вероятностно-статистические.

Сегодня вероятностно-статистические методы занимают в арсенале науки все большее место. Видимо, господь Бог хотя бы отчасти все же «играет в кости» и вероятность составляет неотъемлемую особенность многих процессов. Это особенно ярко выявилось в исследовании микро- и мегамира.

С учетом особенностей объектов микро- и мегамира становится понятным, что эксперимент для их изучения не всегда пригоден или чрезмерно громоздок и дорогостоящ. Поэтому в современной науке особая роль отводится моделированию (пункт 5. таблицы сопоставлений). Модель – это заместитель реального объекта, воспроизводящий его особенности. Построение и изучение модели позволяет выявить и анализировать закономерности изучаемого процесса без вмешательства в окружающий мир. наиболее перспективным в этом отношении является математическое моделирование, т.е. построение математических моделей. Математическая модель безразлична к материальному субстрату – будь то процессы живой и неживой природы или общественные и духовные процессы. Математическое моделирование выражает тенденцию к интеграции научного знания, в частности, к единству естественных и общественно-гуманитарных наук.

Для классической науки в целом характерна отчетливая дисциплинарность знания. Процесс возникновения смежных направлений резко интенсифицировался в ХХ веке. Он связан, в частности, с созданием таких наук, как физическая химия, биогеохимия, геофизика и многих других, лежащих на стыке классических наук. Еще более показательным для процесса интеграции явилось создание общенаучных дисциплин и методов, применимых для многих или большинства наук. Сюда следует отнести теорию систем, структурный метод, синергетику и другие.

Рассмотрим некоторые общенаучные методы научного познания.

Анализ – способ мысленного или реального расчленения объекта познания на части с целью выявления его структурных элементов и отношений между ними. Обычно анализ является самым первым этапом исследования, предшествует построению эксперимента и накладывает специфические особенности на его проведение: разные способы анализа могут привести к выявлению разных структурных элементов и их связей и отношений.

Синтез – понятие, противоположное анализу, характеризующее соединение различных элементов в единое целое. Существенно, что анализ служит для исследования уже известного, а синтез способен дать новое знание, так как объединение элементов в новую систему может привести к новому качеству: перекомбинирование даже старых элементов может приводить к появлению новых систем.

Аналогия – способ рассуждения, при котором конкретному предмету присваиваются признаки, ранее у него отсутствовавшие, на основании его сходства с другим предметом. Заключение в выводе по аналогии носит вероятностный характер. Аналогия очень часто используется при выдвижении гипотез. Степень уверенности в правильности вывода по аналогии тем больше, чем больше количество сходных признаков в рассматриваемых предметах и чем меньше признаков различия. Еще больше возрастает степень вероятности вывода, если сходные признаки являются необходимыми, а отличительные – случайными.

Дедукция – логический способ рассуждения, пользуясь которым из истинных посылок при строгом соблюдении правил логики с необходимостью получают истинное заключение. В основе дедуктивных выводов лежит отношение логического следования. Это отношение имеет направленный характер: из одного высказывания логически следует второе, если не может быть так, чтобы первое было истинным, а второе ложным. Заключение здесь всегда носит достоверный характер.

Индукция – логический способ рассуждения, при помощи которого из частного знания получают общее. Поскольку реальный перебор всех исходных посылок невозможен, заключение здесь всегда носит вероятностный характер.

Идеализация. Этот метод основан на универсальном мыслительном приеме, применяемом в любом познавательном процессе – абстрагировании (лат. abstractio – отвлечение), которое представляет собой мысленное отвлечение от одних свойств предмета и выделение других его свойств. Результатом абстрагирования являются абстракции – понятия, категории, законы, содержанием которых являются существенные свойства и связи явлений.

Видом абстрагирования является идеализация, сущность которой состоит в мысленном конструировании так называемых идеальных объектов, т.е. объектов, которые не существуют и не могут существовать в действительности, но изучение которых позволяет значительно упростить сложные системы, выделить свойства объектов в их «чистом» виде и благодаря этому установить существенные связи, не заслоненные побочными обстоятельствами. Таковы, например, плоскость, линия, точка, абсолютно твердое тело, абсолютно черное тело, идеальный газ и т.п.

Сконструировать идеальный объект – значит мысленно исключить некоторые реальные его свойства. Так, исключая толщину реального объекта, получают плоскость, исключая ширину, получают линию и, наконец, исключая длину, получают точку. Располагая реальные тела соответственно увеличению их твердости и мысленно продолжая этот ряд, образуют понятие абсолютно твердого тела, переходя таким образом к предельному случаю в развитии этого свойства.

Метод идеализации находит широкое применение в научном познании. Он позволяет переходить от эмпирических законов к теоретическим, формулировать их на языке науки.

 

3. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО

ПОЗНАНИЯ.

 

Предметом социальной философии является обособившееся от природы специфическое материальное образование (общество), представляющее собой исторически изменяющиеся формы деятельности людей и отношений, направленных на производство, поддержание и воспроизводство их жизни.

Философское понятие общества включает в себя два главных признака: 1) общество есть обособившаяся часть природы, 2) будучи связанной с целым, эта часть развивается по своим специфическим законам, не сводимым к законам, которые изучает естествознание.

Долгое время любые социальные объекты, в т.ч. и само общество в целом познавали на основе (по модели) естественно-математического (научного) знания считая, что социальные явления – это природные явления и познаются законами естественных наук.

В XIX веке укрепляет свой статус социальное познание, его специфика. Оно показало, что социальный объект нельзя сводит полностью к природному, но и нельзя также полностью противопоставлять природному. Социальное – это выделившаяся часть природного, развивающаяся по своим особым закономерностям.

Специфика социального познания состоит в следующем:

1) Прежде всего, надо признать, что существует особый объект – «общество», - которое не сводится к простой сумме составляющих его людей или человеческих индивидов. Объединение людей в большие совокупности порождает новое качество – особый феномен, подчиняющийся иным закономерностям, чем поведение отдельно взятого индивида. Таким образом, общественная жизнь предполагает некоторую «сверхличную» жизнь – жизнь больших масс людей, взятую как целостность, как система.

2) Объектом познания выступает общество как открытая динамическая система, которая осуществляет непрерывный обмен веществом и энергией с окружающей средой. Будучи динамической системой, общество непрестанно изменяет свое состояние, развивается во времени, причем это развитие носит вероятностный (стохастический) характер, а законы также являются законами-тенденциями с вероятностными закономерностями.

3) Субъектом познания выступает не просто независимый субъект-исследователь, а субъект как представитель определенного общества (исторического), определенной культуры, религии, партии, класса со своими интересами, идеалами, ценностями.

Поэтому особое значение в социальных науках приобретает сознательно исповедуемая установка ученого на независимость и самостоятельность суждений, так как здесь легко поддаться соблазну подыгрывания каким-либо социально-политическим силам. Столь же важна установка на интеллектуальнуючестность, которая со времен Декарта определяет всякое исследование, претендующее на статус научности.

Очевидно, что в социальных науках объективность так же необходима, как в естественных. Однако очевидно и то, что на деле достичь ее гораздо труднее. Тем не менее, к объективности следует стремиться, иначе науке будет грозить опасность превратиться в совокупность противоречивых суждений произвольно-субъективного толка. Развитие обществознания свидетельствует, что при должной научной трезвости и добросовестности удается выявить общественные регулярности и закономерности.

4) Так как общество – это система, то для изучения этой системы, подсистемы или элементов этих систем применяется системный подход, который как правило, дополняется структурным и функциональным. Научному подходу к социальной реальности служат также методы социальной статистики, позволяющие выявить и зафиксировать определенные регулярности проявлений общественной жизни в различных сферах.

5) В научном исследовании вместо эксперимента, который в обществе применяется в ограниченных рамках и формах, используются различные познавательные методы и приемы: моделирование через конструирование идеальной модели, абстрагирование, т.е. прием мысленного «вырезания» определенной части реальности и искусственного изолирования ее от остальных, прием мысленного упрощения и др.

Социальная философия решает такие задачи: Во-первых, социальная философия стремится не только обозреть общественную жизнь в ее целом, но и обнаружить смысл существования общественных институтов и общества как такового. Во-вторых, в рамках социальной философии одной из важнейших является проблема отношения личности и общества, поставленная, прежде всего, в общем плане, т.е. в известной независимости от конкретных типов общественной организации. В-третьих, социальная философия задумывается над онтологическими основаниями общественной жизни, т.е. исследует условия, при которых общество сохраняет свою целостность, не рассыпается на изолированные части или на совокупность не связанных никакой общностью индивидов.

В-четвертых, в рамках социальной философии осмысливается методология научного познания общественной жизни, обобщается опыт общественных наук.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.118.192 (0.018 с.)