Социальные изменения и социальный прогресс



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные изменения и социальный прогресс



Социальные изменения и социальный прогресс

1. Социальные изменения и социальный прогресс.

2. Глобальное общество.

3. Модернизация общества.

1. Социальные изменения, их формы. В обществе непрерывно происходят различные социальные процессы, которые могут приводить к возникновению новых элементов и исчезновению ранее существовавших. В процессе развития социума просматриваются две основные модели поведения общественных систем - эволюция и революция.

Основные источники развития социальных процессов - это противоречия. При этом выделяются противоречия антагонистические и неантагонистические, внутренние и внешние, разрешаемые мирно и средствами насилия, вооруженной борьбы.

Если представить на схеме модель общества, то можно выделить ядро (базовую систему духовных, этических и эстетических ценностей), центральную область (сферу экономики, науки, техники) и внешнюю оболочку (политическую и юридическую сферы). Развитие общественной системы может идти извне, когда политическая сфера провоцирует культурные мутации. Обычно инициатива исходит от других цивилизаций. Возможен и иной путь: через естественные изменения собственной культуры к изменениям в экономике и соответствующему политико-юридическому оформлению. Первый путь - революционный, путь агрессии против чужой культуры. Второй - эволюционный путь поступательного перехода от низшей ступени к высшей, путь традиционный и гуманный.

Глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам циви­лизации называется социальным прогрессом. Это обобщающее понятие включает в себя как свои составные части экономический, технический и культурный прогресс. Фундаментом социального прогресса выступает технический.

В тех случаях, когда ускорение истории приводит к негативным последствиям, правильнее говорить о регрессе. Он знаменует попятное движение общества, отступление от завоеванных позиций, воз­вращение к предшествующему уровню. Между прогрессом и ре­грессом разница не только в векторе движения, но и в масштабах. Если прогресс — глобальный процесс, характеризующий движе­ние человеческого общества на всем протяжении исторического времени, то регресс — локальный процесс, охватывающий от­дельные общества и небольшие промежутки времени. Никогда еще человечество в целом не регрессировало, хотя его движение вперед могло задерживаться, останавливаться.

Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй — революционным.

Понятие глобализации.

В чем суть понятий «мировая деревня» и «мировая система»?

Мировая (глобальная) деревня(Global Village) — тезис о том, что Земля благодаря телефонам, самолетам, компьютерам и спутникам, не говоря уже о всемирных продуктах, стала слиш­ком тесной.

Понятие «глобальная деревня» ввел канадский философ и культуролог М. Маклуэн (1911—1980). К настоящему времени по­нятие «глобальная деревня» вошло в широкий научный и повсед­невный обиход. По мнению М. Маклуэна, под глобальной деревней имеется в виду все современное общество как оно воспроизводится с помощью «электрических» средств общения (телевидения, ра­дио, кино, телекоммуникаций). Изо дня в день вступая в связь друг с другом через их посредство, люди рассуждают и поступают так, как если бы они были совсем рядом, как если бы они жили в одной деревне. В глобальной деревне повседневно пере­плетаются и выставляются на всеобщее рассмотрение «все време­на и пространства сразу» — все мировоззрения, культуры, способы общения, ценности, созданные и сохраненные человечеством. «Глобальная деревня» — это мир повседневных «электрических» взаимосвязей. М. Маклуэн говорил: «Крупнейшая информационная революция произошла, когда спутник создал новое окружение для всей нашей планеты. С появлением спутника вся планета превратилась в глобальный театр, где нет больше зрите­лей, а есть только актеры».

Современные социологи и экономисты используют более точные понятия и категории.

Мировую системунадо понимать в узком и широком значе­нии. Известный американский политолог Иммануил Валлерштайн (1976) предложил различать: а) мировые империи, б) мировые экономиче­ские системы. В древности они практически совпадали. Что та­кое империя монголов в XIV в., куда входила покоренная Русь, — империя или экономическая система? Если множество террито­рий объединено только тем, что с них собирают налоги или дань, то это экономическая система. У нее нет единого политического центра и органа управления. Хотя известно, что русские князья ездили в Орду испрашивать грамоту на правление. А куда отнес­ти английские, испанские и французские колонии в Африке? Скорее, к системам, нежели к империям.

Какова сущность понятия «мировая империя»?

Мировая империявключает несколько территорий, объеди­ненных военной неполитической властью. Империи инков, Александра Македонского, Дария I, Наполеона, наконец СССР, который также относят к типу мировых империй, представляют собой очень разнородные (культурно, социально, экономичес­ки, реже — религиозно), обширные по территории, непрочные образования. Они создаются принудительно и быстро распада­ются.

Начало европейской гегемонии прослеживается с крес­товых походов — христианских военных экспедиций, предприня­тых между XI и XIV вв. в целях отвоевания «священной земли» у мусульман. В XV в. Европа установила регуляр­ную связь с Азией и Африкой, а затем и с Америкой. Европейцы колонизировали другие материки, приезжая в качестве моряков, миссионеров, купцов, чиновников. Открытие Америки Колумбом навсегда соединило Старый и Новый Свет. Испания и Португалия добывали в чужих странах рабов, золото и серебро, оттесняя ту­земцев в глухие районы.

Дешевая рабочая сила нужна была для растущей плантационной экономики, а рынком труда выступала Африка. Сахар и хлопок стали ос­новным предметом международной торговли, связав конти­ненты по разные стороны океана.

В XVII в. сложились два торговых треугольника, включающих в себя торговлю сахаром и рабами. Во-первых, производимые Англией товары продавались в Африке, а африканские рабы продавались в Америке, в свою очередь американские тропиче­ские товары (особенно сахар) продавались Англии и ее соседям. Во-вторых, спиртные напитки из Англии кораблями доставля­лись в Африку, африканские рабы — на Карибы, а черная патока (из сахара) посылалась в Новую Англию для изготовления спирт­ных напитков. Труд африканских рабов увеличивал американ­ское богатство, которое большей частью возвращалось в Европу. Продукты, выращенные рабами, потреблялись в Европе. Сюда из Бразилии шли кофе, краски, сахар и пряности, из США — хлопок и спиртное.

Постепенно международная торговля превратилась в господ­ствующий фактор развития. Вскоре и капитализм стали опреде­лять как экономическую ориентацию на мировой рынок в целях получения дохода. Сложилось понятие мировой капиталистиче­ской экономики— единой мировой системой, вовлеченной в про­изводство для продажи и обмена больше с целью увеличения прибыли, чем для обеспечения народа. Что такое мировая экономическая система?

Современность и прогресс

Люди современных обществ ждут социальных перемен и приветствуют их. Мы связываем современность с прогрессом (от лат. «движение вперед»), непрерывным.

Означает ли «современность» «прогресс»? Пример бразильского племени кайапо

В сгущающейся темноте мерцает пламя. У костра сидит вождь Канхонк, многие годы проводив­ший свои вечера именно так, за оживленными беседами и рассказами (Simons, 2001). В вечернее время небольшое племя кайапо, проживающее в буйных амазонских лесах Бразилии, полностью погружается в мир своих традиций. Кайапо не имеют письменности, поэтому, только собираясь по вечерам у костра, пожилые люди могут поведать о культуре предков своим детям и внукам. В прошлом такие вечера посвящались рассказам о храбрых воинах кайапо, которые сражались против португальских купцов, наводнивших Южную Америку в поисках рабов и золота. Однако время идет, но на вечерний ритуал собираются лишь несколько пожилых жителей деревни. «Это все Большой Призрак», - ворчит один мужчина, объясняя ситуацию. Действи­тельно, племя проклято «Большим Призраком»: его голубоватое сияние можно заметить в окнах домов по всей деревне. Дети, а также многие взрослые кайапо смотрят фильмы по телевизору. Спутниковая антенна, установленная в деревне несколько лет назад, привела к таким последствиям, о которых вряд ли кто мог помыслить. В результате, то что врагам пле­мени не удалось сделать с помощью оружия, совершили телепередачи. Люди кайапо принадлежат к 230 тыс. коренных жителей Бразилии. Они примечательны своеоб­разной техникой окраски тела и богато украшенной церемониальной одеждой. В 1980-е гг. добыча золота и продажа красного дерева сделала их состоятельными людьми, но перед ними встал вопрос, благословением или проклятием обернулось полученное богатство. Некоторые говорят, что богатство дает им возможность узнать об окружающем мире, позволяя путешествовать и смотреть телевизор. Другие же, как вождь Канхонк, в этом не уверены. Сидя у костра, он размышляет вслух: «Я говорю, что люди должны покупать полезные вещи - такие, как ножи и рыболовные крючки. Телевидением не наполнишь желудок. Оно только показывает нашим детям и внукам вещи белых людей». Бибтопап, самый старый шаман, кивает в знак согласия: «Ночь - время, когда пожилые люди учат молодых. Телевидение украло ночь» (Simons, 2001). История кайапо показывает, что изменение - не всегда только «прогресс». Племя входит в эру современности, но этот процесс имеет как положительные, так и отрицательные послед­ствия. С одной стороны, жизненный уровень кайапо повысился, они получили возможность строить хорошие дома, лучше одеваться и использовать новые технологии (например, теле­видение), соединяющие их с большим миром. С другой стороны, достаток значительно осла­бил традиции кайапо, и многие из них сейчас удивляются - имея на то все основания, - кем или чем они стали. Подобная драма разыгрывается повсюду, по мере того как изобилие и материализм богатых обществ соблазняют представителей все большего числа традицион­ных культур, забывающих в результате о своем наследии.

Будучи столь благосклонными к изменениям, американцы порой считают тра­диционные культуры отсталыми. Однако у всяких перемен, особенно тех, что ве­дут к повышению материального благополучия, две стороны. Это слишком слож­ный процесс, чтобы говорить исключительно о прогрессе (см. «Означает ли "совре­менность" "прогресс"? Пример бразильского племени кайапо»).

Даже обогащение имеет как положительные, так и отрицательные аспекты

в США продлевало жизнь и делало ее комфортнее в материальном смысле. В то же
время многие люди удивляются, почему в современном обществе так высок уро­
вень стресса и постоянно не хватает времени на семейный отдых или просто совме­
стное времяпрепровождение. I'

Наука также имеет свои плюсы и минусы. Согласно данным недавно проведен­ного исследования, американцы совершенно уверены (намного сильнее, чем жи­тели других стран), что наука улучшает жизнь (Inglehart et al, 2000). В то же вре­мя многие взрослые жители США чувствуют, что научные изыскания «слишком быстро изменяет образ жизни» (NORC, 2001).

Новые технологии всегда были противоречивым вопросом. 100 лет назад авто­мобили и телефоны обеспечили быстроту перемещений и эффективность комму­никации, но в то же время ослабили традиционную привязанность к родному го­роду и даже к семье. Существует мнение, что компьютеры действуют аналогичным образом: позволяя нам общаться с людьми всего мира, отдаляют нас от соседей; предоставляя доступ к огромным объемам информации, ставят под угрозу нашу частную жизнь. Короче говоря, все мы осознаем, что социальные изменения непре­рывно ускоряются, но спорим, являются ли те либо другие изменения прогрессив­ными или отбрасывают общество назад.

Социальные изменения и социальный прогресс

1. Социальные изменения и социальный прогресс.

2. Глобальное общество.

3. Модернизация общества.

1. Социальные изменения, их формы. В обществе непрерывно происходят различные социальные процессы, которые могут приводить к возникновению новых элементов и исчезновению ранее существовавших. В процессе развития социума просматриваются две основные модели поведения общественных систем - эволюция и революция.

Основные источники развития социальных процессов - это противоречия. При этом выделяются противоречия антагонистические и неантагонистические, внутренние и внешние, разрешаемые мирно и средствами насилия, вооруженной борьбы.

Если представить на схеме модель общества, то можно выделить ядро (базовую систему духовных, этических и эстетических ценностей), центральную область (сферу экономики, науки, техники) и внешнюю оболочку (политическую и юридическую сферы). Развитие общественной системы может идти извне, когда политическая сфера провоцирует культурные мутации. Обычно инициатива исходит от других цивилизаций. Возможен и иной путь: через естественные изменения собственной культуры к изменениям в экономике и соответствующему политико-юридическому оформлению. Первый путь - революционный, путь агрессии против чужой культуры. Второй - эволюционный путь поступательного перехода от низшей ступени к высшей, путь традиционный и гуманный.

Глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам циви­лизации называется социальным прогрессом. Это обобщающее понятие включает в себя как свои составные части экономический, технический и культурный прогресс. Фундаментом социального прогресса выступает технический.

В тех случаях, когда ускорение истории приводит к негативным последствиям, правильнее говорить о регрессе. Он знаменует попятное движение общества, отступление от завоеванных позиций, воз­вращение к предшествующему уровню. Между прогрессом и ре­грессом разница не только в векторе движения, но и в масштабах. Если прогресс — глобальный процесс, характеризующий движе­ние человеческого общества на всем протяжении исторического времени, то регресс — локальный процесс, охватывающий от­дельные общества и небольшие промежутки времени. Никогда еще человечество в целом не регрессировало, хотя его движение вперед могло задерживаться, останавливаться.

Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй — революционным.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.226.244.254 (0.027 с.)