Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Постсовременность (постмодерн) ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Если современность как феномен возникла после индустриальной революции, возможно ли утверждать, что информационная революция породит постсовременность? Некоторые ученые считают, что так и происходит, говорят о постмодерне (социальных формах, характерных для постиндустриальных обществ). Точный смысл слова «постмодерн» остается предметом споров. Социологи подхватили этот термин на волне социальной критики, которая началась с распространения в 1960-е гг. левых политических взглядов. Существует много вариантов постмодернистского мышления, однако все они предполагают 5 основных аспектов (Bernstein, 1992; Borgmann, 1992; Crook, Pakulski, & Waters, 1992; Hall & Neitz, 1993; Inglehart, 1997; Rudel & Gerson, 1999): 1. Современность не обеспечила решение важнейших проблем. Современная эпоха обещала избавить люден от нужды. Однако постмодернисты считают, что XX в. не привел к решению таких социальных проблем, как бедность, и подтверждают это тем, что многие люди все еще в финансовом отношении чувствуют себя неуверенно. 2. Яркий свет «прогресса» угасает. Современные люди смотрят в будущее, ожидая, что их жизнь значительно улучшится. Однако члены (и даже лидеры) постмодернистских обществ не так оптимистичны. Более того, воодушевление, сопровождавшее формирование современной эпохи более века назад, уступило место пессимизму; большинство взрослых американцев считают, что жизнь становится хуже (NORC, 2001). 3. Наука более не дает ответов на вопросы. Определяющими чертами современной эры были научный взгляд и убежденность в том, что технологии улучшат жизнь. Однако постмодернисты отмечают, что наука не решила многие старые проблемы (например, медицинские) и даже создала новые (такие, как загрязнение окружающей среды). Постмодернистские мыслители упрекают науку в «метанарративности», что подразумевает единственность истины. Они утверждают, что объективная реальность и истина не существуют вообще. Реальность, говорят они, эквивалентна «социальной конструкции»; более того, мы можем «вскрыть противоречия» в науке и увидеть, насколько часто та используется в политических целях, особенно влиятельными социальными группами. 4. Усиление культурных разногласий. Современность должна была оказаться эрой индивидуальности и терпимости, но и в этом она не оправдала ожиданий. Сторонники феминизма указывают, что патриархат все еще ограничивает жизнь женщин, а сторонники мультикультурализма добиваются улучшения положения меньшинств, которые еще остаются на обочине социальной жизни. Более того, сейчас, когда многие люди имеют все необходимые им материальные блага, еще большую важность приобрели идеи. Таким образом, постмодерн представляет собой и постматериалистическую эру, когда значительное общественное внимание будут привлекать такие вопросы, как социальная справедливость, защита окружающей среды и права сексуальных меньшинств.
Изменение социальных институтов. В свое время индустриализация повлекла за собой масштабное преобразование социальных институтов; то же самое происходит и по мере развития постиндустриальных обществ. Например, индустриальная революция поставила в центр жизни материальные вещи, а информационная выдвигает на первое место идеи. Семья в эпоху постмодерна также уже не соответствует никакому единственному образцу. Взгляд в будущее: модернизация и глобальное будущее В главе 1 мы предложили представить, будто весь мир уменьшился до масштабов одной деревни, насчитывающей тысячу жителей. Около 175 ее обитателей относились бы к представителям стран с высоким уровнем доходов, а 200 были бы настолько бедны, что это угрожало бы их жизни. Трагическое положение бедняков показывает, что некоторые крайне необходимые изменения еще не произошли. В главе 12 («Глобальная стратификация») представлены две различные точки зрения на то, почему во всем мире насчитывается 1 млрд попросту нищих людей. Теория модернизации утверждает, что когда-то все были бедны, технологические изменения, особенно индустриальная революция, повысили производительность труда и подняли жизненный уровень в некоторых странах. С этой точки зрения решение проблемы глобальной бедности заключается в содействии технологическому развитию всех стран. Однако по указанным выше причинам такая всеобщая модернизация довольно трудна. Вспомните, что Дэвид Рисман описывал живущих в доиндустриальных обществах как приверженных традициям и склонных сопротивляться изменениям. Поэтому сторонники теории модернизации утверждают: богатые общества должны помочь экономическому развитию бедных стран. Индустриальным державам придется помогать бежных студентов и предоставлять бедным странам помощь, стимулирующую экономический рост.
Приведенный обзор теории модернизации показывает, что подобная политика оказалась успешной в Латинской Америке и еще ряде азиатских стран — Тайване, Южной Корее, Сингапуре и Гонконге. Однако она породила и негативные последствия. Люди, придерживающиеся традиционного уклада (например, бразильское племя кайапо), смогли увеличить доходы, но утратили былые ценности и культурное своеобразие, присоединяясь к глобальной культуре западного материализма, поп-музыки, модной одежды и быстрого питания. Один бразильский антрополог так говорит о будущем кайапо: «По крайней мере они быстро поняли последствия просмотра телепередач... Теперь у них есть выбор» (Simons, 2001). Однако далеко не все считают, что модернизация бедных стран возможна. Согласно второму подходу к глобальной стратификации, теории зависимости, современные бедные общества, даже если и пожелают осуществить подобное, не смогут модернизироваться. Основным барьером для экономического развития оказывается не традициональный уклад, а глобальное господство богатых, капиталистических обществ. Первоначально оно выступало в форме колониализма, благодаря чему европейцы захватили Латинскую Америку, Африку и Азию. Торговые отношения вскоре обогатили Англию, Испанию и другие владевшие колониями страны, а сами колонии становились все беднее и беднее. Почти все из них уже получили политическую независимость, однако колониальный гнет сохранился, теперь правила диктуют международные корпорации, действующие во всем мире. По существу, теория зависимости утверждает, что богатые страны достигли своей модернизации за счет бедных, разоряя их природные ресурсы и эксплуатируя жителей. Даже сегодня беднейшие страны связаны невыгодными экономическими отношениями с развитыми обществами, которые покупают сырье и взамен предлагают недорогие промышленные товары. В целом, заключают сторонники теории зависимости, связи бедных обществ с богатыми только поддерживают имеющиеся формы глобального неравенства. Какой бы подход ни казался убедительнее, невозможно отграничить изменения, происходящие в США, от тех, что затрагивают остальной мир. В начале XX в. большинство населения стран с высоким уровнем доходов жили в небольших квартирах и имели ограниченное представление об окружающем пространстве. Сейчас, на заре XXI в., мир превратился в одно громадное поселение, потому что жизнь всех людей стала гораздо более взаимосвязанной. За последние 100 лет мы стали свидетелями невероятных человеческих достижений. Однако решения многих проблем нашего существования — в том числе смысл жизни, разрешение международных конфликтов и искоренение бедности — ускользнули от нас. В этот список можно добавить новые проблемы, требующие неотложного разрешения, — регуляция роста населения и создание устойчивого общества, находящегося в гармонии с окружающей средой. В следующие 100 лет нам необходимо решительно заняться этими вопросами, проявив максимум изобретательности и не оставшись равнодушными. Понимание законов человеческого общества позволяет нам посмотреть на эту задачу с оптимизмом.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.004 с.) |