Массовые социальные общности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Массовые социальные общности



Наша жизнь всесторонне пронизана понятиями, которые составляют основное содержание такой социологической категории, как “массовая социальная общность”.

Массовые общности характеризуются следующими признаками:

1. представляют собой структурно-нерасчлененные аморфные образования с довольно раздвинутыми границами с неопределенным качественным и количественным составом, не имеют точно обозначенного принципа вхождения в них;

2. для таких общностей характерен ситуативный способ существования, т. е. они образуются и функционируют на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможны вне ее, и поэтому оказываются неустойчивыми, меняющимися от случая к случаю образованиями;

3. им присуща разнородность состава, межгрупповая природа, т. е. эти общности разрывают классовые, групповые и иные границы;

4. вследствие своего аморфного образования они не способны выступать в составе более широких общностей в качестве их структурных единиц.

Типичным образцом массовых общностей являются участники широких политических или экологических движений (за мир, против ядерной угрозы, против загрязнения окружающей среды и т. д.), поклонники эстрадных звезд, болельщики спортивных команд, члены любительских ассоциаций по интересам (филателисты и т. д.). Их однотипное поведение зачастую продиктовано не разумом, а чувствами, общими эмоциями.

К массовым социальным общностям относятся:

§ этнические общности (расы, нации, народности, племена);

§ социально-территориальные общности — это совокупности людей, постоянно проживающие на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни,

§ социальные классы и социальные слои (это совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющие сходные функции в системе общественного разделения труда). Классы выделяются в связи с отношением к собственности на средства производства и характером присвоения благ.

Социальные слои (или страты) выделяются на основе различий в характере труда и образе жизни (различая в образе жизни наиболее наглядны).

Среди массовых общностей социологи разделяют толпу и массу.

Толпа — совокупность людей, находящихся в прямом контакте, обусловленном физической близостью. Характеристика толпы дана в работах Н. Михайловского “Психология толпы”, “Герои и толпа”.

Масса отличается от толпы опосредованным контактом.

Если какие-то значимые потребности людей не реализуются, и они осознают это как угрозу своему существованию, включаются механизмы защитного поведения. Возникает общность интереса, основанная на беспокойстве или даже страхе — формируется толпа. Человек перестает ощущать свои ролевые маски, снимает с себя ограничители поведения, он как бы регрессирует в мир первобытных страстей.

В толпе формируется чувство особой мощи, многократного увеличения собственных усилий. Человек чувствует себя увлеченным общим порывом, превращается в часть единого, живого организма. Во главе этой свежепереплавленной общности стоит лидер, и толпа полностью, беспрекословно подчиняется его воле.

Различают четыре основных типа толпы:

§ случайную;

§ конвенциальную;

§ экспрессивную;

§ активную

Случайным называется такое скопление, где каждый преследует сиюминутные цели. Таковы очередь в магазине или на автобусной остановке, пассажиры в одном поезде, самолете, автобусе, прогуливающиеся по набережной, зеваки, наблюдающие транспортное происшествие.

Конвенциальная толпа состоит из людей, собравшихся в данном месте и в данное время не случайно, а с заранее поставленной целью.

Участники религиозной службы, зрители театрального спектакля, слушатели симфонического концерта или научной лекции, болельщики футбола соблюдают определенные нормы и правила, которые регулируют их поведение, делают его упорядоченным и предсказуемым. У них много общего с публикой.

Театральные зрители знают, что во время спектакля нельзя разговаривать и комментировать происходящее, вступать в полемику с актерами, распевать песни и т. п. Напротив, футбольным болельщикам разрешается громко кричать, разговаривать распевать песни, вставать с места, плясать, обниматься и т. п. Таково неформальное соглашение (конвенция) о приличествующем поведении в конкретных ситуациях, ставшее обычаем. Когда в 1980-е гг. чиновники от спорта решили нарушить этот обычай и запретили болельщикам громко выражать свои эмоции, стадионы погрузились в траурную тишину. Футбол перестал быть праздничным зрелищем, посещаемость резко упала.

Экспрессивная толпа, в отличие от конвенциальной, собирается не для того, чтобы обогатиться новыми знаниями, впечатлениями, идеями, а для того, чтобы выразить свои чувства и интересы.

Городские танцплощадки, молодежные дискотеки, рок-фестивали, праздничные гуляния и народные фестивали (самые яркие проходят в латиноамериканских странах) — примеры экспрессивной толпы.

Активная толпа - любой из предшествующих типов толпы, которая проявляет себя в действии. Она собирается для того, чтобы принять участие в действии, а не для того только, чтобы наблюдать события или выражать свои чувства.

Видное место среди массовых социальных общностей занимают этнические общности (этнос), которые могут быть представлены различными социальными образованиями: племенем, народностью, нацией. Этнос — это устойчивая совокупность людей, исторически сложившаяся на определенной территории, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).

Естественной предпосылкой формирования того или иного этноса является общность территории, поскольку именно она создает условия для тесного общения и объединения людей. Впоследствии, когда этнос сформировался, этот признак приобретает второстепенное значение и может совсем отсутствовать.

Другим важным условием формирования этноса является общность языка, хотя и этот признак этноса не имеет абсолютного значения.

Наибольшее влияние в этнической общности имеет единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей.

Интегративным же показателем сформировавшейся этнической общности служит этническое самосознаниечувство принадлежности к определенному этносу. Видную роль в этническом самосознании играет представление об общности происхождения и исторических судьбах, входящих в этнос людей, опирающееся на генеалогические предания, участие в исторических событиях, на связь с родной землей, родным языком.

Сформировавшийся этнос функционирует как целостный социальный механизм и постепенно воспроизводится путем внутренних браков и через систему социализации. Для более устойчивого существования этнос стремится к созданию своей социально-территориальной организации племенного или государственного типа. С течением времени отдельные части сформировавшегося этноса могут быть разделены политико-государственными границами. Но и в этих условиях они могут сохранять этническую идентичность как принадлежащие к одной социальной общности.

В качестве примера можно рассмотреть формирование и развитие русского этноса. Посылкой его формирования служит территория Северного Причерноморья, куда в результате миграции переселилась значительная часть славянских племен. Формирование русского этноса подчиняется всем вышеописанным закономерностям.

Коренной сдвиг в формировании русского этноса произошел в середине IХ в. С этого времени начинает формироваться, считают исследователи, высшая форма русского этноса — русская нация. Оригинальную концепцию основных черт и условий формирования русской нации предложил П. А. Сорокин. Согласно Сорокину нация является многообразной (многофункциональной) солидарной, организованной, полузакрытой социально-культурной группой по крайней мере отчасти осознающей факт своего существования и развития. Эта группа состоит из индивидов, которые: являются гражданами одного государства; имеют общий или похожий язык и общую совокупность культурных ценностей, происходящих из общей прошлой истории этих индивидов и их предшественников; занимают общую территорию, на которой живут они или жили их предки. П. А. Сорокин подчеркивает, что только тогда, когда группа индивидов принадлежит к единому государству, связана общим языком, культурой и территорией, она действительно образует нацию.

Русская нация в указанном смысле возникла как нация с момента образования Русского государства в середине IX в. Совокупность основных черт русской нации включает ее сравнительно длительное существование, огромную жизнеспособность, упорство, выдающуюся готовность ее представителей идти на жертвы, а также необычайное территориальное, демографическое, политическое, социальное и культурное развитие в течение ее исторической жизни.

Огромное влияние на формирование русской нации оказало принятие в конце X в. православия в качестве государственной религии Киевской Руси (знаменитое крещение на Днепре в 998 г. Князем Владимиром своих подданных). По мнению П. А. Сорокина, основные черты русского сознания и все компоненты русской культуры и социальной организации представляли собой идеологическое, поведенческое и материальное воплощение установок православия с конца IX до XVIII в. Позднее на формирование русской нации начали оказывать влияние различные моменты светской сферы жизни, в том числе и западной культуры.

Основополагающей идеей национальной духовной русской нации на протяжении многих веков ее существования была идея единения русских земель. Первоначально она рассматривалась как идея возвышения национально-государственного начала, преодоления феодальной раздробленности. Эта идея слилась с идеей противоборства иноземным захватчикам, татаро-монгольским завоевателям, ослаблявшим экономику, торговлю, разоряющим русские города и села, уводившим в неволю родных и близких, оскорбляющих нравственное достоинство русских людей. Последующее развитие духовно-нравственных основ русской нации тесно связано с собиранием русских земель вокруг Москвы, преодолением зависимости от ига Золотой Орды, формированием могучего самостоятельного государства.

История свидетельствует, что становление и развитие русской нации не было гладким. Случались подъемы и падения. Были периоды, когда она на время утрачивала свою государственную самостоятельность (татаро-монгольское завоевание), переживала глубокий духовно-нравственный кризис, падение нравов, всеобщий разброд и шатание (как в смутное время XVI в. или в период революции и гражданской войны начала XX в.). В конце XX в. произошло ее разделение по политическим мотивам на Россию, Белоруссию, Украину в рамках СНГ. Но преимущества сообщества людей, близких по крови и духу, неминуемо заставят политическое руководство этих стран искать и находить формы объединения. Создание Союза России и Белоруссии, его расширение и углубление — убедительное свидетельство целесообразности данного процесса.

 

25 Понятием «социальные изменения» обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени внутри социальных систем и во взаимоотношениях между ними, в обществе в целом как социетальной системе.

Формы социальных изменений:

Эволюция в широком смысле – это синоним развития, точнее, это процессы, которые в социальных системах ведут к усложнению, дифференциации, повышению уровня организации системы (хотя бывает и наоборот). Эволюция в узком смысле включает лишь постепенные количественные изменения, противопоставляемые качественным изменениям, т.е. Революции.

Реформа - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни или всей социальной системы. Реформы предполагают постепенные изменения тех или иных социальных институтов, сфер жизнедеятельности или системы в целом. Реформа может иметь и стихийный характер, но всегда - это процесс постепенного накопления каких-то новых элементов, свойств, в результате чего изменяется вся социальная система или важные ее стороны. В результате процесса накопления зарождаются, появляются и укрепляются новые элементы. Этот процесс называется инновацией. Затем идет отбор инноваций сознательно или стихийно, посредством которого в системе закрепляются элементы нового и как бы "выбраковываются" другие.

Революции представляют собой наиболее яркое проявление социальных изменений. Они знаменуют собой фундаментальные переломы в исторических процессах, преобразуют человеческое общество изнутри и буквально "перепахивают" людей. Они ничего не оставляют без изменения; заканчивают прежние эпохи и начинают новые. В момент революций общество достигает пика активности; происходит взрыв его потенциала самотрансформации. На волне революций общества как бы рождаются заново. В этом смысле революции - знак социального здоровья.

От других форм социальных изменений революции отличаются особенностями. 1. Они затрагивают все уровни и сферы общества: экономику, политику, культуру, социальную организацию, повседневную жизнь индивидов. 2. Во всех этих сферах революционные изменения имеют радикальный, фундаментальный характер, пронизывают основы социального устройства и функционирования общества. 3. Изменения, вызываемые революциями, исключительно быстры, они подобны неожиданным взрывам в медленном потоке исторического процесса. 4. По всем этим причинам революции представляют собой наиболее характерные проявления изменений; время их свершений исключительно и, следовательно, особенно памятно. 5. Революции вызывают необычные реакции у тех, кто в них участвовал или был их свидетелем. Это взрыв массовой активности, это энтузиазм, возбуждение, подъем настроения, радость, оптимизм, надежда; ощущение силы и могущества, сбывшихся надежд; обретение смысла жизни и утопические видения ближайшего будущего. 6. Они, как правило, опираются на насилие.

Социальная модернизация. Под модернизацией понимаются прогрессивные социальные изменения, в результате которых социальная система улучшает параметры своего функционирования. Например, процесс превращения традиционного общества в индустриальное принято называть модернизацией. Реформы Петра I, в результате которых Россия должна была достичь уровня развития Западных стран, также предполагали модернизацию. «Модернизация» в этом смысле означает достижение определенных «мировых стандартов» или «современного» уровня развития.

 

Типология социальных изменений:

 

Размах Малые изменения Маргинальные изменения Всеобъемлющие изменения Революционные изменения
Направление изменений Упадок Прогресс
Временной горизонт Краткосрочные изменения меньше года Среднесрочные изменения 1-5 лет Долгосрочные изменения более 5 лет
Уровень изменений Индивид, группа, организация, институт, общество.
             

Автор: Андрей Руднев на 10:49

 

 

26 Социальное управление – это управление в социальных системах, т.е. в системах, элементами которых являются люди.

Механизмы управления социальными системами:

а) механизм сознательного управления, целенаправленного, целеустремленного управления, поскольку осуществляется людьми, наделенными волей и сознанием, для достижения определенной цели;

б) механизм стихийного регулирования, когда упорядоченность является результатом массы случайных, единичных актов;

в) относительно иных, не социальных систем признак целенаправленности замещается признаком целесообразности. Таковы, например, биологические системы, гомеостаз которых обеспечивается целесообразным поведением их особей.

Такой подход позволяет рассматривать социальные системы не на основе идеологических и политических оценок, а на основе выявления и обобщения объективных закономерностей общественного развития, сформулированных вне зависимости от идеологических и политических пристрастий.

Природа социального управления. Момент возникновения вместо первобытного стада как суммы, совокупности отдельных элементов (биологических, биоэтнических компонентов) новой системы, обладающей интегративными качествами, которых не было у её отдельных элементов – социальными связями, – это отдельный момент в развитии социального управления. Первобытное общество как система (род, племя) - то новое «целое», ради обеспечения приоритета которого над индивидуальным, личным, и осуществлялось социальное регулирование.

Преобразование системы «первобытное стадо» в новую систему, «первобытное общество» было обусловлено изменяющейся внешней средой, для выживания в которой потребовалось объединить усилия людей. Момент объединения усилий и означает совместную, скоординированную деятельность, т.е. управление, и, следовательно, группа людей превращается в систему как совокупность «взаимосвязанных элементов, выполняющих определенные функции для достижения единой цели».

Первой, исторически обусловленной (вынужденной) функцией социального управления была функция управления совместной производящей деятельностью людей (функция управления производством). Например, совместная охота, оборона от опасностей извне.

Следующими функциями, вероятно, являлись функция распределения добытого продукта, функция «социального обеспечения» - защиты женщин, стариков и детей, функция прогнозирования, без которой невозможно выживание системы, функция принуждения к исполнению требований и другие управленческие функции. Функция принужденияобеспечивала соблюдение правил, необходимых для выживания системы. Со временем сформировался специальный управленческий аппарат.

Признаки социального управления:

1. Волевой характер, сознательный (управление осуществляется через волю и сознание людей).

2. Интегративными свойствами становятся социальные отношения, системообразующий фактор – общий (совместный) интерес, общая цель.

3. Властный характер механизма управления, власть обеспечивает единство воль и подчинение их управляющей воле.

4. Историчность управления (зависит от этапа развития общества).

5. Способы управления:

-командное, принудительное,

- стимуляционное, добровольное,

- программное (заложена программа).

6. Цикличность управления означает четыре стадии управленческой деятельности:

- сбор и обработка информации,

- принятие управленческого решения,

- реализация решения,

- контроль за исполнением решения, корректировка.

 

27 Социальная стабильность.

Стабилизация экономической, политической и социальной жизни современного российского общества – это то, чего ждут и на что надеются россияне. Под стабильностью понимается способность системы функционировать, сохраняя неизменной свою структуру и поддерживая равновесие. Социальная стабильность есть важнейшее условие нормального существования любого общества.

В современной ситуации зачастую возникают представления о том, что всякие изменения ведут только к ухудшению материального положения людей, их благосостояния и тем самым подрывают основу стабильности всего общества. В действительности социальная стабильность не является синонимом неизменности социальных систем и отношений. Такая неподвижность в обществе есть признак не стабильности, а застоя.

В социологическом смысле социальная стабильность – это воспроизводство социальных структур, процессов и отношений в рамках целостности самого общества. Причем это воспроизводство не есть простое повторение предыдущих ступеней, а включает в себя многообразные элементы изменчивости.

Стабильное общество – общество развивающееся и в то же время сохраняющее свою устойчивость. Это общество с отлаженным процессом и механизмом социальных изменений, сохраняющими его стабильность и исключающими такую политическую борьбу, которая ведет к расшатыванию его устоев. Вместе с тем стабильными могут быть и авторитарные, и тоталитарные общественные системы. Однако в конце концов такие системы “взрываются”, становятся средоточием социальных раздоров, конфликтов и общей нестабильности.

Таким образом, стабильность в обществе достигается не за счет неизменности, неподвижности, а за счет осуществления назревших социальных изменений в нужный момент и в нужном месте. Социальные изменения являются необходимым условием и элементом социальной стабильности.

 

 

28 Под социальным контролем

понимается вся совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные (отклоняющиеся) формы поведения с целью их устранения или минимизации.

Выделяется два типа социального контроля: внутренний

(самоконтроль) и внешний

(совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение социальных норм). Внешний контроль существует в неформальной и формальной разновидностях. Неформальный контроль выражается в таких формах, как одобрение или осуждение со стороны родственников, друзей, коллег, знакомых, общественное мнение, традиции, обычаи. Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации. Методы внешнего контроля в зависимости от применяемых санкций делятся на жесткие и мягкие, прямые и косвенные.

Возможны три основные формы внешнего контроля:

1. изоляция – отлучение от общества закоренелых преступников, вплоть до смертной казни;

2. обособление – ограничение контактов, неполная изоляция, например в колонии, психбольнице;

3. реабилитация – подготовка к возвращению к нормальной жизни (например, реабилитация алкоголиков, несовершеннолетних правонарушителей).

В настоящее время сформировались следующие подходы к профилактике девиантного поведения:

– информационный подход – информирование людей о нормативных требованиях, предъявляемых к ним государством и обществом;

– просветительские беседы с будущими родителями (о вреде пьянства и наркомании);

– медико-биологический подход – предупреждение возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера;

В отечественной социологии проблемы социального контроля были наиболее полно рассмотрены в трудах Питирима Сорокина. Автор наметил динамику применения позитивных и негативных санкций: от интенсивного в более примитивных и антагонистических социальных структурах до полного исчезновения в будущем. Сорокин, наряду с другими прогрессивными учеными, писателями, общественными деятелями России (Бердяев, Булгаков, Герцен, Кистяковский, Кони, Набоков, Розанов, Соловьев и многие другие) был последовательным и настойчивым противником смертной казни.

Следует отметить развитие в России новых форм социального контроля в виде деятельности негосударственных / общественных организаций по оказанию помощи заключенным, бездомным, лицам, имеющим проблемы с алкоголем или наркотиками, сексуальным меньшинствам.

 

 

29 Социальный конфликт — это социальное явление, содержанием которого является процесс развития и разрешения противоречивости отношений и действий людей, детерминируемый прежде всего объективными закономерностями развития общества.

 

Структура социального конфликта может быть представлена следующим образом:

 

1) противоречие, которое выражено в проблеме и является объективной предпосылкой конфликта (источник конфликта);

2) люди как носители данного противоречия, представляющие различные социальные интересы (субъекты конфликта);

3) объект конфликта (скрытые нужды - блага, ресурсы, по которых поводу чего возникает конфликт);

4) предмет конфликта (открытые нужды - материальные образования с ним связанные);

5) столкновение субъектов конфликта (процесс, активная фаза), в котором как бы происходит “противоречие в действии”.

Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий следующим образом.

 

1. Личностный конфликт.

2. Межличностный конфликт.

3. Межгрупповой конфликт.

4. Конфликт принадлежности.

5. Конфликт с внешней средой.

 

Конфликтам присущи четыре основных параметра: причины конфликта; острота конфликта; длительность конфликта; последствия конфликта.

Причины конфликта.

 

Причина конфликта является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Можно выделить следующие типы причин.

1. Наличие противоположных ориентаций. У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентаций относительно наиболее значимых сторон социальной жизни. Все они различаются и обычно противоположны. В момент стремления к удовлетворению потребностей, при наличии блокируемых целей, достичь которых пытаются несколько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации приходят в соприкосновение и могут стать причиной возникновения конфликтов.

2. Идеологические причины. Идеологическая причина конфликта заключается в разном отношении к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения субординации, доминирования и основополагающие мировоззрения у различных групп общества.

3. Причины конфликта, заключающиеся в различных формах экономического и социального неравенства. Неравенство в распределении ценностей существует повсеместно, но конфликт возникает только при такой величине неравенства, которая расценивается как весьма значительная.

4. Причины конфликтов, лежащие в отношениях между элементами социальной структуры. Конфликты появляются в результате разного места, которое занимают структурные элементы в обществе, организации или упорядоченной социальной группе. Конфликт по этой причине может быть связан, во первых, с различными целями, преследуемыми отдельными элементами. Во-вторых, конфликт по этой причине бывает связан с желанием того или иного структурного элемента занять более высокое место в иерархической структуре.

 

Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта целесообразно проводить по трем основным стадиям:

 

1. Предконфликтная ситуация. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени, предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения. Предконфликтная стадия - это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать. Предконфликтная стадия характерна также формированием каждой из конфликтующих сторон стратегии или даже нескольких стратегий.

2. Непосредственно конфликт. Эта стадия характеризуется, прежде всего, наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения противника. Это активная, деятельная часть конфликта.

Разрешение конфликта. Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Устранение, прекращение инцидента - необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать фрустрирующее состояние, искать его причину. И тогда угаснувший было конфликт вспыхивает вновь.

3. Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменении может принимать различные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причин конфликта. Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте.

30 К концу ХХ в., т.е. через поколение после завершения демографического перехода, русский этнос оказался в кризисном состоянии. Главное из проявлений кризиса – рост смертности, снижение продолжительности жизни, падение уровня рождаемости, особенно усилившееся с начала 90-х годов. Россия впервые в своей истории столкнулась с фактом отрицательного естественного прироста и тенденцией к депопуляции.

Одной из особенностей России, впрочем, и СССР тоже, было то, что города формировались как многонациональные (за исключением, пожалуй, части русских городов). Причем «титульные» этносы, составлявшие, как правило, большинство в сельской местности, далеко не на всех этапах урбанизации представляли большинство в городах, особенно в крупнейших. Поэтому даже титульные этносы (не говоря уже об этнических меньшинстах) всегда занимали в городах «своих» республик определенные ниши как в территориальной, так и в отраслевой структуре населения. Этнические общности образуют территориальные анклавы и одновременно концентрируются в определенных отраслях городского хозяйства. В современной России можно выделить этносы, в которых и дем. переход и процессы экстенсивной урбанизации находятся в завершающей стадии. Среди титульных этносов России – это осетины и татары. В их среде завершился процесс первичной урбанизации, т.е. горожане в настоящее время составляют большинство, а новое поколение городских жителей будет состоять уже из потомков горожан, а не сельчан.

От того, как именно, под влиянием каких факторов протекает процесс миграции населения в города, каким образом мигранты вписываются в эти города, как принимает их население городов, во многом зависят не только культура и социальное самочувствие народа, характер межнациональных отнощений, но и в конечном счете и целостность российского государства.

Миграция – любое перемещение населения за границы определенной территории; перемещения, связанные с изменением места постоянного проживания.

· Маятниковая м.;

· Сезонная м.

Для этносоциолога наиболее важными являются два типа миграций.

Миграции между населенными пунктами различного ранга.

В современном обществе насел. пункты имеют различный статус: выделяют от наиболее крупных, многофункциональных (считаются наиболее престижными для проживания – крупные города), домалочисленных и наименее престижных (сельская глубинка). Миграции, как и любой другой вид социальной мобильности, могут быть «вертикальными», связанными с повышением или понижением статуса места жительства, и «горизонтальными», когда преезд осуществляется между населенными пунктами одного и того же ранга. С вертикальными миграциями ассоциируются процессы урбанизации, необходимым элементом которых является миграция населения из сел в города.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 857; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.082 с.)