Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3.5. Психологические характеристики больших социальных групп. Психология нацийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Психология больших социальных групп является одним из важнейших объектов социально-психологических исследований Значение этих исследований обусловлено тем, что человек осуществляет свою жизнедеятельность как член той или иной социальной группы, представитель определенной исторически сложившейся общности людей. Разные исследователи по-разному определяют предмет психологии больших групп. Так, Г.М. Андреева вопросами, подлежащими изучению, полагает следующие: · какие группы следует рассматривать в качестве «больших»; · какова структура психологии больших групп, ее основные элементы, их соподчинение, характер их взаимосвязи; · каково соотношение психики отдельных индивидов, входящих в группу, с элементами этой групповой психологии; · какими методами можно пользоваться при изучении всех этих явлений. Большие группы делятся на два вида: 1) объединение в группы происходит независимо от сознания и воли, входящих в эти группы людей; 2) группы, которые возникают в результате сознательного объединения людей. В основу детальной классификации больших социальных групп принимаются следующие признаки. По времени существования большие группы разделяются на: · длительно существующие большие группы (классы, нации); · коротко существующие (митинги, аудитории, толпа). По характеру организованности-неорганизованности на: · организованные группы (партии, союзы, толпа); · стихийные (толпа). По наличию определенного количества общих признаков и механизму связей с общностью: первый тип- объединение людей, имеющих общий, объективно существующий и социально значимый признак. Например, таким признаком может быть - демографический. Характеристика этих групп как социальных определяется их значимостью в жизни общества, ролью в системе общественных отношений (в системе производства, в семье). Эти группы по своему составу гомогенны, однородны, но именно по признаку их выделения. второй тип группу характеризуется тем, что люди, их составляющие, сознательно стремятся к объединению. Примером этих групп являются религиозные группы, партии, союзы, общественные движения. По своему социальному составу эти группы разнородны, гетерогенны. По социально-психологическим характеристикам они более однородны, чем группы первого типа. Если в первом случае приоритетное значение имеет объективная сторона общности, то во втором - субъективная. Речь идет о психологической общности. Субъективная общность не совпадает с общностью объективной. В историческом развитии общества и в конкретном развитии групп отдельные социальные общности проходят три этапа: 1. Первый уровень - типологический, характеризуется тем, что члены соответствующей группы объективно схожи между собой по каким-то признакам. Эти признаки могут иметь существенное значение в рефляции индивидуального поведения людей, но не составляют основания для создания психологической общности. Объединенные по этим признакам люди составляют сумму индивидов, но не составляют единства. 2. Второй уровень развития социальной группы характеризуется тем, что члены группы осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами. В примере с предпринимателями этот уровень означает, что предприниматели причисляют себя к новой социальной общности. Это уровень идентификации. 3. Третий уровень развития социальной группы предполагает готовность группы к совместным действиям во имя групповых целей. Члены группы осознают общность своих интересов. Класс в себе как общность переходит на положение класса для себя. Предприниматели, например, осознавая общность своих интересов, отличных от интересов других социальных общностей, объединяются -в ассоциации, союзы, корпорации, устанавливают взаимные связи с другими объединениями. Этот уровень развития называется уровнем солидарности. Психические явления в больших группах могут быть разделены по следующим сферам: когнитивной, потребностно-мотивационной. аффективной и деятельностной. Все психические процессы этих сфер в психологии больших групп приобретают свои специфические особенности. К когнитивной сфере относятся коллективные представления, социальное мышление, общественное мнение, общественное сознание, менталитет. Когнитивные процессы в больших общностях являются отражением социальных процессов, статуса групп в системе общественных отношений, уровня развития духовной жизни общества. Потребностно-мотивационная сфера представляется общегрупповой мотивацией, групповыми потребностями, ценностями, интересами, целями, установками, идеалами. В этом перечне мотивационных элементов потребности составляют, в известном смысле, базисную характеристику психологии человека. Классы и большие социальные группы в психологическом отношении различаются, прежде всего, своими потребностями, интересами, идеалами. Как элемент общественной психологии потребности возникают и развиваются в процессе жизни и деятельности человека. Особый интерес для психологии социальных групп представляет деление групповых потребностей на два вида: · потребности группы как данной системы, нуждающейся в определенных условиях своего функционирования; · потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т.е. типичные для группы потребности. Потребности второго рода, типичные, «массовые» для данной группы, возникают как из необходимости функционирования группы, так и из общности социальной среды, в которой находятся члены данной группы Групповые потребности, интересы, ценности, принятые членами социальных групп, составляют фонд общегрупповой мотивации. Они выступают стимулами и мотивами деятельности и поведения людей, определяя направленность личности и групп. Аффективная сфера психологии больших групп включает чувства, эмоции и настроения. Специфическими для больших групп являются социальные чувства. При этом два смысла включаются в определение «социальные чувства». В первом случае речь идет о чувствах, в которых отражается эмоциональное отношение к фактам, ситуациям, учреждениям социальной действительности. Во втором носителями социальных чувств являются объединения людей, социальные общности. В обоих этих случаях отношения людей играют важную роль в их общении, взаимовлиянии, взаимодействии. Деятельностную сферу психологии больших групп составляют коллективная деятельность и групповое поведение. Для деятельности больших социальных групп специфическими являются цели деятельности, ее структура, субъекты деятельности, ее формы. Посвоему социальному назначению существенно различаются профессиональная деятельность, общественная деятельность, социальные движения. Все четыре сферы психологии больших социальных групп органически взаимосвязаны. Их своеобразное сочетание в определенных общественно-исторических условиях проявляется двояким образом: · как характеристика типичной личности представителя определенной общности; · как характеристика психического склада общности (народа, класса, нации). Психический склад выступает как наиболее устойчивое образование в психологии общности. К нему относятся: социальный характер, традиции, обычаи, привычки, нравы. Эти явления характерны для разных общностей. Так, социальный характер группы, народа определяется специфической культурой, системой знаков, символов. Он формируется в конкретных условиях, под воздействием социального бытия, той системы ценностей, ориентации, в которых проходит процесс социализации. Характер с определенной логикой и последовательностью детерминирует одну линию поведения, одни поступки и исключает другие. Традиции представляют собой исторически сложившиеся под влиянием определенных условий жизни узаконенные способы воспроизведения исторически устоявшихся правил, норм поведения, отношений людей. Они определяют общее направление деятельности групп в специфических условиях. В традициях осуществляется преемственность тех или иных социально значимых форм поведения в типичных ситуациях, в различных сферах деятельности, сознательно поддерживающихся, закрепляющих те или иные отношения. Другим составным элементом психического склада общности являются обычаи. Обычай представляет собой прочно установившиеся в той или иной социальной группе, у того или иного народа правила реагирования на определенные события, осуществления некоторых общественно значимых действий (особые моменты трудовой деятельности, быта, семейной жизни, важные события в жизни человека: рождение, свадьба, характер праздников и др.). Обычай хранит определенный народный опыт, является символом каких-то ценностей, выработанных общностью, приучает уважать их. Обычай воспитывает определенное отношение к группе, к личности. Элементом психического склада, примыкающим к социальным обычаям, являются предрассудки. Предрассудок - это укоренившееся в обществе мнение «без разумного отчета в основательности его» (В. Даль), но относящееся преимущественно к «предостерегательным, суеверным правилами Предрассудки определяют отношения данной социальной группы к тем пли иным природным или социальным явлениям. Бытовавшее до некоторого времени мнение, что предрассудки - удел недостаточно образованных, малокультурных людей с ограниченным мировоззрением, не соответствует действительности. Фактически предрассудки в той или иной степени существуют у преобладающего большинства групп. У больших социальных групп существуют свои предрассудки. Общественно опасными являются национальные и религиозные предрассудки. Их общественная опасность сильно возрастает, когда эти предрассудки объединяются. Целостную характеристику психологических особенностей социальных групп представляет образ их жизни. Образ жизни - это совокупность устоявшихся, типичных для определенных социально-экономических отношений форм жизнедеятельности народов, классов, социальных групп, отдельных людей в материальном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сферах. Вобразе жизни раскрывается как живут люди, какими действиями и поступками заполнена их жизнь, каков стиль их мышления, их потребности, интересы, идеалы, умонастроения, содержание и формы общения, какие цели они преследуют. В образе жизни общности, человека выражается система их отношений к обществу, труду, другим общностям, другим людям, к себе. Эти отношения отражаются в мировоззрении, ценностных ориентациях, жизненных позициях, социальных и личностных установках, потребностях, стиле жизни и поведении. Психология наций Нация - это высший этап развития этнической общности, которая соответствует определенной экономической формации, формирующейся на основе общности национального самосознания, территории, языка, особенностей материальной и духовной культуры, в том числе психического склада, проявляющегося в национально-психологических особенностях, традициях и обычаях. Психология этнической общности (нации), или национальная психология, имеет свою материальную базу, своих конкретных носителей и отражает то общее, что есть у представителей целой нации (этнической общности) в мировосприятии, устойчивых формах поведения, чертах психологического облика, в реакциях, речи и языке, отношении к другим людям. Национальная психология представителей конкретных этнических общностей - результат длительного и специфического развития, в котором задействованы многие факторы. Социально-политическое и экономическое развитие является важнейшим из них. Под его влиянием формируется своеобразие всех основных характеристик национальной психики, поскольку последняя во многом зависит от производственных и общественных отношений, особенности проявления которых в каждом государстве накладывают особый отпечаток на развитие сознания представителей каждой этнической общности. Историческое развитие этнической общности, по мнению многих ученых, - это те жесткие рамки многочисленных, но закономерных, временных, качественных трансформаций жизни и особенностей психики ее представителей, внешние и внутренние атрибуты которых предопределяют своеобразие зарождения, функционирования и проявления национальной психики. Возраст этнической общности обычно свидетельствует о длительности формирования национальной психики людей, возможностях ее перспективного развития или деградации. Чем он больше, тем устойчивее и консервативнее проявления ее различных черт. Межнациональные отношения этнической общности, их характер и исторические традиции влияют на характер формирования и проявления национального сознания и самосознания ее представителей, на специфику и динамику проявления чувств по отношению к другим нациям. Культурное развитие этнической общности (ее культура в целом) оказывает влияние на основные качественные характеристики национальной психики людей, специфику эстетического, морального и нравственного восприятия ими окружающего мира, отношения к представителям других социальных групп. Язык и письменность этнической общности определяют своеобразие мышления ее представителей, отражают в своем содержании разнообразие и богатство их мировоззрения, взглядов на особенности своей жизни и деятельности. Национальная психика - составная часть общественного сознания (общественной жизни), его важнейшего компонента - общественной психологии. Это явление реальное, проявляющееся в поступках и поведении людей и их групп и опосредующее все формы их общественного сознания - идеологию, правосознание, мораль, религию, науку, искусство и философию. К системообразующим компонентам национальной психики обычно относят национальное самосознание и сознание, национальный характер, национальные интересы и ориентации, национальные чувства и настроения, национальные традиции и привычки. Национальное самосознание - осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности ее положения в системе общественных (государственных, межэтнических) отношений. Оно проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает содержание, уровень и особенности представлений членов нации о своей определенной идентичности и отличии от представителей других общностей, о национальных ценностях и интересах, об истории нации, ее нынешнем состоянии и перспективах развития, а также о месте своей социально-этнической общности во внутригосударственных, межгосударственных и межнациональных отношениях. Не следует забывать и о национальном сознании различных этнических общностей, представляющем собой сложную совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и др. взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень духовного развития нации. Национальный характер - это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной этнической общности, определяющих привычную манеру их поведения и типичный образ действий и проявляющихся в их отношении к социально-бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и другим нациям. Национальные интересы и ориентации - это общественно-психологические явления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической общности, служащие сохранению ее единства и целостности. Национальные интересы и ориентации являются важнейшей движущей силой поведения и деятельности людей. Национальные чувства и настроения — это эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и ценностям. Национальные чувства могут иметь как позитивный, так и негативный оттенок. Национальные традиции и привычки - сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью. Однако в содержании системообразующих компонентов национальной психологии, во-первых, присутствуют разнопорядковые элементы. Например, в национальном характере людей можно констатировать наличие как эмоциональных, так и мотивационных черт, которые не могут быть адекватно интерпретированы, на основе одинаковых психологических закономерностей и встречаются также в других составляющих психологии нации. Во-вторых, главным этнодифференцирующим признаком является не статика, а динамика национально-психологических феноменов. Поэтому наряду с системообразующими необходимо исследовать еще и динамические компоненты. Динамические компоненты психологии нации (национально-психологические особенности) в отличие от системообразующих позволяют осмыслить и с использованием экспериментальных методик наиболее точно выявить специфику проявления и функционирования национально-психологических феноменов. Принято считать, что в структуру динамических компонентов национальной психологии входят мотивационно-фоновые, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие национально-психологические особенности, проявляющиеся как результат непосредственного реагирования психики представителей конкретных этнических общностей на воздействия окружающей среды и других людей. Мотивационно-фоновые национально-психологические особенности характеризуют побудительные силы деятельности представителей той или иной этнической общности, показывают своеобразие их мотивов и целей. Интеллектуально-познавательные национально-психологические особенности определяют своеобразие восприятия и мышления носителей национальной психики, выражающееся в наличии у них специфических познавательных качеств, отличных от аналогичных у представителей других народов и дающих возможность по-особому воспринимать окружающую действительность, оценивать ее, строить планы деятельности, модели и схемы способов достижения результатов. Эмоционально-волевые национально-психологические особенности обусловливают функционирование у представителей той или иной этнической общности четко выраженных своеобразных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит результативность деятельности. Коммуникативно-поведенческие национально-психологические особенности охватывают информационное и межличностное взаимодействие, общение ^взаимоШ'НР1]Шшя1:Гредставителей конкретных народов, показывают их отличие, поскольку у этнической общности существуют свои установившиеся нормы взаимоотношений и обмена необходимыми сведениями, особенности организации и руководства. Существуют также принципы изучения и анализа национальной психологии, в соответствии с которыми целесообразно строить процесс, методическую систему изучения национально-психологических особенностей: 1) принцип учета исторических условий развития; 2) принцип анализа национальной психики в единстве с психологией социальных классов, других групп общества; 3) принцип учета многообразия проявления национально-психологических особенностей; 4) принцип сравнительности в анализе национально-психологических особенностей. Проблемы национальной психологии связаны с государственным устройством. Мировой опыт свидетельствует о том, что государство целесообразно строить на основе административно-территориального признака, предоставляя той или иной нации культурную автономию. В настоящее время до предела обострилась проблема национализма, крайней формой проявления которого является расизм, представляющий собой определенный тип отношений между каким-то одним этническим меньшинством и каким-то другим этническим большинством. Выделяют следующие варианты этих отношений: 1) ассимиляцию, которая предполагает полное исчезновение национальных меньшинств; 2) плюрализм, означающий право на самостоятельность групп меньшинства и готовность господствующих групп поддержать это право; 3) правовую защиту этнических меньшинств; 4) перемещение населения; 5) длительное порабощение. Для преодоления национализма и расизма необходим комплекс социально-политических, экономических, культурных, межнациональных и других мероприятий. Вопросы для закрепления: 1) Проблематика больших групп. 2) Условия формирования и существования больших групп. 3) Стихийные группы и массовые движения. 4) Функции национальной психологии. 5) Особенности национального характера. Литература: [2], [3], [7], [8], [9].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.1 (0.014 с.) |