Тема 3.5. Психологические характеристики больших социальных групп. Психология наций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3.5. Психологические характеристики больших социальных групп. Психология наций



 

Психология больших социальных групп является одним из важ­нейших объектов социально-психологических исследований Значение этих исследований обусловлено тем, что человек осуществляет свою жизнедеятельность как член той или иной социальной группы, пред­ставитель определенной исторически сложившейся общности людей.

Разные исследователи по-разному определяют предмет психо­логии больших групп.

Так, Г.М. Андреева вопросами, подлежащими изучению, полага­ет следующие:

· какие группы следует рассматривать в качестве «больших»;

· какова структура психологии больших групп, ее основные эле­менты, их соподчинение, характер их взаимосвязи;

· каково соотношение психики отдельных индивидов, входящих в группу, с элементами этой групповой психологии;

· какими методами можно пользоваться при изучении всех этих явлений.

Большие группы делятся на два вида:

1) объединение в группы происходит независимо от сознания и воли, входящих в эти группы людей;

2) группы, которые возникают в результате сознательного объе­динения людей.

В основу детальной классификации больших социальных групп принимаются следующие признаки.

По времени существования большие группы разделяются на:

· длительно существующие большие группы (классы, нации);

· коротко существующие (митинги, аудитории, толпа).

По характеру организованности-неорганизованности на:

· организованные группы (партии, союзы, толпа);

· стихийные (толпа).

По наличию определенного количества общих признаков и механизму связей с общностью:

первый тип- объединение людей, имеющих общий, объективно существующий и социально значимый признак. Например, таким при­знаком может быть - демографический. Характеристика этих групп как социальных определяется их значимостью в жизни общества, ролью в системе общественных отношений (в системе производства, в семье). Эти группы по своему составу гомогенны, однородны, но именно по признаку их выделения.

второй тип группу характеризуется тем, что люди, их состав­ляющие, сознательно стремятся к объединению. Примером этих групп являются религиозные группы, партии, союзы, общественные движения. По своему социальному составу эти группы разнородны, гетерогенны. По социально-психологическим характеристикам они бо­лее однородны, чем группы первого типа. Если в первом случае при­оритетное значение имеет объективная сторона общности, то во вто­ром - субъективная. Речь идет о психологической общности. Субъек­тивная общность не совпадает с общностью объективной.

В историческом развитии общества и в конкретном развитии групп отдельные социальные общности проходят три этапа:

1. Первый уровень - типологический, характеризуется тем, что члены соответствующей группы объективно схожи между собой по каким-то признакам. Эти признаки могут иметь существенное зна­чение в рефляции индивидуального поведения людей, но не составля­ют основания для создания психологической общности. Объединен­ные по этим признакам люди составляют сумму индивидов, но не составляют единства.

2. Второй уровень развития социальной группы характеризуется тем, что члены группы осознают свою принадлежность к данной груп­пе, идентифицируют себя с ее членами. В примере с предпринимате­лями этот уровень означает, что предприниматели причисляют себя к новой социальной общности. Это уровень идентификации.

3. Третий уровень развития социальной группы предполагает го­товность группы к совместным действиям во имя групповых целей. Члены группы осознают общность своих интересов. Класс в себе как общность переходит на положение класса для себя. Предприни­матели, например, осознавая общность своих интересов, отличных от интересов других социальных общностей, объединяются -в ассо­циации, союзы, корпорации, устанавливают взаимные связи с други­ми объединениями. Этот уровень развития называется уровнем со­лидарности.

Психические явления в больших группах могут быть раз­делены по следующим сферам: когнитивной, потребностно-мотивационной. аффективной и деятельностной. Все психические процессы этих сфер в психологии больших групп приобретают свои специфические особенности.

К когнитивной сфере относятся коллективные представления, социальное мышление, общественное мнение, общественное созна­ние, менталитет. Когнитивные процессы в больших общностях явля­ются отражением социальных процессов, статуса групп в системе общественных отношений, уровня развития духовной жизни общества.

Потребностно-мотивационная сфера представляется обще­групповой мотивацией, групповыми потребностями, ценностями, ин­тересами, целями, установками, идеалами. В этом перечне мотива­ционных элементов потребности составляют, в известном смысле, базисную характеристику психологии человека. Классы и большие социальные группы в психологическом отношении различаются, преж­де всего, своими потребностями, интересами, идеалами.

Как элемент общественной психологии потребности возникают и развиваются в процессе жизни и деятельности человека. Особый интерес для психологии социальных групп представляет деление груп­повых потребностей на два вида:

· потребности группы как данной системы, нуждающейся в оп­ределенных условиях своего функционирования;

· потребности большинства личностей, входящих в данную груп­пу, т.е. типичные для группы потребности.

Потребности второго рода, типичные, «массовые» для данной группы, возникают как из необходимости функционирования группы, так и из общности социальной среды, в которой находятся члены дан­ной группы

Групповые потребности, интересы, ценности, принятые членами социальных групп, составляют фонд общегрупповой мотивации. Они выступают стимулами и мотивами деятельности и поведения людей, определяя направленность личности и групп.

Аффективная сфера психологии больших групп включает чув­ства, эмоции и настроения.

Специфическими для больших групп являются социальные чув­ства. При этом два смысла включаются в определение «социальные чувства». В первом случае речь идет о чувствах, в которых отража­ется эмоциональное отношение к фактам, ситуациям, учреждениям социальной действительности. Во втором носителями социальных чувств являются объединения людей, социальные общности. В обо­их этих случаях отношения людей играют важную роль в их общении, взаимовлиянии, взаимодействии.

Деятельностную сферу психологии больших групп составля­ют коллективная деятельность и групповое поведение. Для деятель­ности больших социальных групп специфическими являются цели деятельности, ее структура, субъекты деятельности, ее формы. Посвоему социальному назначению существенно различаются профес­сиональная деятельность, общественная деятельность, социальные движения.

Все четыре сферы психологии больших социальных групп орга­нически взаимосвязаны. Их своеобразное сочетание в определенных общественно-исторических условиях проявляется двояким образом:

· как характеристика типичной личности представителя опреде­ленной общности;

· как характеристика психического склада общности (народа, клас­са, нации).

Психический склад выступает как наиболее устойчивое образование в психологии общности. К нему относятся: социальный ха­рактер, традиции, обычаи, привычки, нравы. Эти явления характерны для разных общностей.

Так, социальный характер группы, народа определяется специфической культурой, системой знаков, символов. Он формируется в конкретных условиях, под воздействием социального бытия, той системы ценностей, ориентации, в которых проходит процесс социа­лизации. Характер с определенной логикой и последовательностью детерминирует одну линию поведения, одни поступки и исключает другие.

Традиции представляют собой исторически сложившиеся под влиянием определенных условий жизни узаконенные способы воспро­изведения исторически устоявшихся правил, норм поведения, отно­шений людей. Они определяют общее направление деятельности групп в специфических условиях. В традициях осуществляется преемствен­ность тех или иных социально значимых форм поведения в типичных ситуациях, в различных сферах деятельности, сознательно поддер­живающихся, закрепляющих те или иные отношения.

Другим составным элементом психического склада общности являются обычаи. Обычай представляет собой прочно установив­шиеся в той или иной социальной группе, у того или иного народа правила реагирования на определенные события, осуществления не­которых общественно значимых действий (особые моменты трудо­вой деятельности, быта, семейной жизни, важные события в жизни человека: рождение, свадьба, характер праздников и др.). Обычай хранит определенный народный опыт, является символом каких-то ценностей, выработанных общностью, приучает уважать их. Обы­чай воспитывает определенное отношение к группе, к личности.

Элементом психического склада, примыкающим к социальным обычаям, являются предрассудки. Предрассудок - это укоренив­шееся в обществе мнение «без разумного отчета в основательности его» (В. Даль), но относящееся преимущественно к «предостерега­тельным, суеверным правилами Предрассудки определяют отноше­ния данной социальной группы к тем пли иным природным или соци­альным явлениям. Бытовавшее до некоторого времени мнение, что предрассудки - удел недостаточно образованных, малокультурных людей с ограниченным мировоззрением, не соответствует действи­тельности. Фактически предрассудки в той или иной степени суще­ствуют у преобладающего большинства групп. У больших социальных групп существуют свои предрассудки. Общественно опасными явля­ются национальные и религиозные предрассудки. Их общественная опасность сильно возрастает, когда эти предрассудки объединяются.

Целостную характеристику психологических особенностей соци­альных групп представляет образ их жизни. Образ жизни - это со­вокупность устоявшихся, типичных для определенных социально-эко­номических отношений форм жизнедеятельности народов, классов, социальных групп, отдельных людей в материальном и духовном про­изводстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сферах. Вобразе жизни раскрывается как живут люди, какими действиями и поступками заполнена их жизнь, каков стиль их мышления, их по­требности, интересы, идеалы, умонастроения, содержание и формы общения, какие цели они преследуют. В образе жизни общности, человека выражается система их отношений к обществу, труду, дру­гим общностям, другим людям, к себе. Эти отношения отражают­ся в мировоззрении, ценностных ориентациях, жизненных позициях, социальных и личностных установках, потребностях, стиле жизни и поведении.

Психология наций

Нация - это высший этап развития этнической общности, которая соответствует определенной экономической формации, формирующейся на основе общности национального самосознания, территории, языка, особенностей материальной и духовной культуры, в том числе психического склада, проявляющегося в национально-психоло­гических особенностях, традициях и обычаях.

Психология этнической общности (нации), или национальная пси­хология, имеет свою материальную базу, своих конкретных носите­лей и отражает то общее, что есть у представителей целой нации (этнической общности) в мировосприятии, устойчивых формах пове­дения, чертах психологического облика, в реакциях, речи и языке, отношении к другим людям.

Национальная психология представителей конкретных этнических общностей - результат длительного и специфического развития, в котором задействованы многие факторы.

Социально-политическое и экономическое развитие является важнейшим из них. Под его влиянием формируется своеобразие всех основных характеристик национальной психики, поскольку последняя во многом зависит от производственных и общественных отноше­ний, особенности проявления которых в каждом государстве накла­дывают особый отпечаток на развитие сознания представителей каж­дой этнической общности.

Историческое развитие этнической общности, по мнению мно­гих ученых, - это те жесткие рамки многочисленных, но закономер­ных, временных, качественных трансформаций жизни и особеннос­тей психики ее представителей, внешние и внутренние атрибуты ко­торых предопределяют своеобразие зарождения, функционирования и проявления национальной психики.

Возраст этнической общности обычно свидетельствует о дли­тельности формирования национальной психики людей, возможнос­тях ее перспективного развития или деградации. Чем он больше, тем устойчивее и консервативнее проявления ее различных черт.

Межнациональные отношения этнической общности, их харак­тер и исторические традиции влияют на характер формирования и проявления национального сознания и самосознания ее представите­лей, на специфику и динамику проявления чувств по отношению к другим нациям.

Культурное развитие этнической общности (ее культура в це­лом) оказывает влияние на основные качественные характеристики национальной психики людей, специфику эстетического, морального и нравственного восприятия ими окружающего мира, отношения к представителям других социальных групп.

Язык и письменность этнической общности определяют свое­образие мышления ее представителей, отражают в своем содержа­нии разнообразие и богатство их мировоззрения, взглядов на особен­ности своей жизни и деятельности.

Национальная психика - составная часть общественного сознания (общественной жизни), его важнейшего компонента - общественной психологии. Это явление реальное, проявляющееся в поступках и поведении людей и их групп и опосредующее все формы их обще­ственного сознания - идеологию, правосознание, мораль, религию, науку, искусство и философию.

К системообразующим компонентам национальной психи­ки обычно относят национальное самосознание и сознание, нацио­нальный характер, национальные интересы и ориентации, нацио­нальные чувства и настроения, национальные традиции и привычки.

Национальное самосознание - осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности ее положения в системе общественных (государственных, межэтнических) отношений. Оно проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает содержание, уровень и особенности пред­ставлений членов нации о своей определенной идентичности и отли­чии от представителей других общностей, о национальных ценностях и интересах, об истории нации, ее нынешнем состоянии и перспекти­вах развития, а также о месте своей социально-этнической общности во внутригосударственных, межгосударственных и межнациональных отношениях.

Не следует забывать и о национальном сознании различных этнических общностей, представляющем собой сложную совокуп­ность социальных, политических, экономических, нравственных, эс­тетических, философских, религиозных и др. взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень духовного развития нации.

Национальный характер - это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной этнической общности, определяющих привычную манеру их по­ведения и типичный образ действий и проявляющихся в их отноше­нии к социально-бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к сво­ей и другим нациям.

Национальные интересы и ориентации - это общественно­-психологические явления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической общности, служащие сохра­нению ее единства и целостности. Национальные интересы и ориен­тации являются важнейшей движущей силой поведения и деятельно­сти людей.

Национальные чувства и настроения — это эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и ценностям. Национальные чувства могут иметь как позитивный, так и негативный оттенок.

Национальные традиции и привычки - сложившиеся на осно­ве длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся новым членам этничес­кой общности правила, нормы и стереотипы поведения, действий, об­щения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью.

Однако в содержании системообразующих компонентов нацио­нальной психологии, во-первых, присутствуют разнопорядковые эле­менты. Например, в национальном характере людей можно конста­тировать наличие как эмоциональных, так и мотивационных черт, ко­торые не могут быть адекватно интерпретированы, на основе одина­ковых психологических закономерностей и встречаются также в дру­гих составляющих психологии нации. Во-вторых, главным этнодифференцирующим признаком является не статика, а динамика национально-психологических феноменов. Поэтому наряду с системообразующими необходимо исследовать еще и динамические компоненты.

Динамические компоненты психологии нации (националь­но-психологические особенности) в отличие от системообразующих позволяют осмыслить и с использованием экспериментальных мето­дик наиболее точно выявить специфику проявления и функциониро­вания национально-психологических феноменов.

Принято считать, что в структуру динамических компонентов национальной психологии входят мотивационно-фоновые, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-­поведенческие национально-психологические особенности, проявля­ющиеся как результат непосредственного реагирования психики пред­ставителей конкретных этнических общностей на воздействия окру­жающей среды и других людей.

Мотивационно-фоновые национально-психологические осо­бенности характеризуют побудительные силы деятельности пред­ставителей той или иной этнической общности, показывают своеоб­разие их мотивов и целей.

Интеллектуально-познавательные национально-психологические особенности определяют своеобразие восприятия и мышле­ния носителей национальной психики, выражающееся в наличии у них специфических познавательных качеств, отличных от аналогичных у представителей других народов и дающих возможность по-особому воспринимать окружающую действительность, оценивать ее, стро­ить планы деятельности, модели и схемы способов достижения ре­зультатов.

Эмоционально-волевые национально-психологические особенности обусловливают функционирование у представителей той или иной этнической общности четко выраженных своеобразных эмоцио­нальных и волевых качеств, от которых во многом зависит результа­тивность деятельности.

Коммуникативно-поведенческие национально-психологичес­кие особенности охватывают информационное и межличностное взаимодействие, общение ^взаимоШ'НР1]Шшя1:Гредставителей конк­ретных народов, показывают их отличие, поскольку у этнической об­щности существуют свои установившиеся нормы взаимоотношений и обмена необходимыми сведениями, особенности организации и ру­ководства.

Существуют также принципы изучения и анализа нацио­нальной психологии, в соответствии с которыми целесообразно строить процесс, методическую систему изучения национально-пси­хологических особенностей:

1) принцип учета исторических условий развития;

2) принцип анализа национальной психики в единстве с психоло­гией социальных классов, других групп общества;

3) принцип учета многообразия проявления национально-психо­логических особенностей;

4) принцип сравнительности в анализе национально-психологичес­ких особенностей.

Проблемы национальной психологии связаны с государственным устройством. Мировой опыт свидетельствует о том, что государство целесообразно строить на основе административно-территориального признака, предоставляя той или иной нации культурную автономию.

В настоящее время до предела обострилась проблема национа­лизма, крайней формой проявления которого является расизм, пред­ставляющий собой определенный тип отношений между каким-то одним этническим меньшинством и каким-то другим этническим большинством. Выделяют следующие варианты этих отношений:

1) ассимиляцию, которая предполагает полное исчезновение на­циональных меньшинств;

2) плюрализм, означающий право на самостоятельность групп меньшинства и готовность господствующих групп поддержать это право;

3) правовую защиту этнических меньшинств;

4) перемещение населения;

5) длительное порабощение.

Для преодоления национализма и расизма необходим комплекс социально-политических, экономических, культурных, межнациональ­ных и других мероприятий.

Вопросы для закрепления:

1) Проблематика больших групп.

2) Условия формирования и существования больших групп.

3) Стихийные группы и массовые движения.

4) Функции национальной психологии.

5) Особенности национального характера.

Литература: [2], [3], [7], [8], [9].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.031 с.)