Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические особенности политической власти

Поиск

Политическая власть - это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью социального субъекта (личности, группы, класса, нации, партии и т.д.) побуждать других социальных субъектов к действиям, обеспечивающим его интересы либо инте­ресы общества в целом.

Основные функции политической власти сводятся к формирова­нию политической системы общества; организации его политической жизни, политических отношений. Эти отношения включают в себя отношения между государствами и обществом, общественными груп­пами, классами, ассоциациями, политическими аппаратами и органа­ми государственного управления, партиями, гражданами и т.д. Поли­тическая власть реализуется в процессе политической деятельности людей и через политические отношения в обществе. Она, особенно если те или иные ее представители добились права управлять госу­дарством, может осуществлять свои функции различными способа­ми: экономическим регулированием и принуждением, политическим и идеологическим воздействием, правовыми, юридическими норма­ми и санкциями, моральным и нравственным стимулированием, пси­хологическими средствами. Однако только государственная власть как главенствующая среди различных видов политической власти обладает монополией на принуждение с помощью госаппарата в от­ношении всех членов общества.

Главным направлением анализа политических отношений высту­пают психологические механизмы, обусловливающие зависимость между индивидом (или группой людей) и властью: стремление к вла­сти или уход от нее; лучшее или худшее приспособление к ней; моти­вация процессов приобщения к политике, психологические особенно­сти формирования политических ценностей и т.д.

Вместе с тем не следует забывать, что власть в то же время зависит и от доминирующего в обществе типа политического созна­ния. Типы политического сознания - тоталитарный, авторитарный, либеральный, демократический - различаются по пяти основным признакам, которые в свою очередь определяются характером власт­ных отношений.

Первым из них является характер и мера осуществления вла­сти. В тоталитарном обществе это всеобщий, не знающий границ, контроль и насилие; в авторитарном - возникают анклавы, недоступ­ные контролю; в либеральном - власть ведет диалог с независимы­ми группами в этих анклавах и сама определяет его результаты; в демократическом же обществе власть осуществляется представи­телями граждан, избранными в соответствии с законом.

Второй признак представлен отношением людей к власти: не «за» или «против» конкретной власти, а общая характеристика взаимодействий общества с политической властью. Для тоталитарного сознания характерно слияние с властью, для авторитарного - отчуж­дение от нее, для либерального - влияние на нее и для демократи­ческого - выбор конкретных носителей власти.

Статус горизонтальных социальных структур - третий дифференциальный признак, различающий разные типы организации политической власти. Тоталитарный режим разрушает любые горизон­тальные структуры, авторитарный - допускает их в той мере, в какой они носят неполитический характер, либеральный - разрешает лю­бые организации, кроме тех, которые претендуют на власть. При де­мократическом строе структура общественных организаций стано­вится основой политической системы.

В любом обществе есть своя сфера допустимого и запретного, и характер этих запретов является четвертым дифференциальным признаком. В тоталитарном обществе разрешено то, что приказано властью, все остальное запрещено. В авторитарном обществе раз­решено то, что не имеет отношения к политике. В либеральном обществе разрешено все, кроме смены власти. В демократическом обществе разрешено все, кроме того, что запрещено законом.

К пятому признаку относится характер идеалов политическо­го поведения. Он определяет тот тип личности, который признается наиболее соответствующим целям власти, и тот тип власти, который наиболее соответствует ценностям общества. В тоталитарном об­ществе от власти требуется всемогущество, от людей - энтузиазм и скромность. В авторитарном обществе от власти ждут компетент­ности, от людей - профессионализма и послушания. В либеральном обществе от власти требуется нравственность, от людей - актив­ность. В демократическом обществе от власти и от граждан требу­ется одно - соблюдение законов.

Представителям западноевропейских стран присущи такие особенности политического поведения, как слабая политическая ак­тивность, замкнутость в своем политическом мире, сравнительно большой нигилизм, недостаточная общительность, стремление к удов­летворению только своекорыстных интересов, индивидуализм во всех делах и поступках, что объясняется определенными условиями.

Представителям, восточных государств, как считают зарубеж­ные психологи, свойственны ориентация на приоритет групповых инте­ресов в ущерб ярко выраженным личным, внешнее показное восприя­тие общественных ценностей, видимое показное индивидуальное рав­нодушие, стремление выглядеть коллективистом, одобряющим любую совместную инициативу, хотя и остающимся при своем мнении.

Особой формой борьбы за власть является психологическая война, в настоящее время имеющая два значения. В понимании профессио­налов данное понятие отражает содержание деятельности специаль­ных органов одного государства, оказывающих психологическое воз­действие на гражданское население и (или) военнослужащих другого государства в интересах достижения как чисто политических, так и военных целей.

Официально и формально психологическая война против иност­ранных государств ведется с санкции президента, правительства или совета национальной безопасности государства. Фактически же в стране со слабой законодательной и исполнительной властью психо­логическая война осуществляется с помощью средств массовой ин­формации, контролируемых теми или иными политическими группи­ровками либо финансово-промышленными группами (в том числе транснациональными).

В обыденной жизни понятие «психологическая война» обознача­ет интуитивное, неквалифицированное использование средств обще­ния и механизмов социально-психологического воздействия одними людьми против других людей с целью их подчинения себе или создания благоприятных условий для своего существования и деятельности.

Психологическая война в таком виде существует (применяется) столько времени, сколько существует сам человек. Однако в дале­ком прошлом люди умели влиять друг на друга только в процессе непосредственного общения, оказывая воздействие на своих собе­седников посредством слов, интонации, жестов, мимики. В настоя­щее время способы воздействия стали более разнообразными, дей­ственными и изощренными благодаря накопленному и осмысленно­му за тысячелетия опыту, а также за счет создания специальных тех­нологий общения, взаимодействия и управления людьми.

Психологическая война в обычной жизни проявляется как:

1) результат функционирования неодинакового ролевого положе­ния (экономического, политического, культурного, этнического и ре­лигиозного) индивидов и их групп;

2) следствие столкновения противоположных взглядов, убежде­ний, ценностных ориентаций и установок людей;

3) производное от их излишне обостренной эмоциональной чув­ствительности в неудовлетворительных или конфликтных условиях существования, проявления повышенных самолюбивых притязаний к другим членам группы или общества в целом.

Формы политической активности и политического учас­тия во властных отношениях:

1) позитивные или негативные реакции людей на импульсы, исхо­дящие от политической системы общества, от ее институтов или их представителей, не связанные с необходимостью высокой активнос­ти человека. Последний лишь фиксирует их в своем сознании, часто систематизирует появляющиеся в итоге политические представле­ния для того, чтобы просто ориентироваться в социально-политичес­кой действительности, но не предпринимает инициативных действий;

2) активность, связанная с делегированием политических полно­мочий, т.е. электоральное поведение людей. В этом случае люди ис­пытывают определенные политические пристрастия, являются сто­ронниками конкретных партий или общественно-политических движе­ний и, доверяя им свои голоса и участвуя в выборах в государственные органы власти, выражают свое отношение к существующей полити­ческой системе, поддерживая ее или выступая против нее;

3) участие в деятельности различных политических и обществен­ных организаций. Эта форма политической активности свойственна людям, которые стремятся реализовать на практике свои политичес­кие интересы и привязанности, поддержать своими силами и своей энергией партии и движения, близкие им по духу и идеалам, и кото­рые способны, на их взгляд, изменить в лучшую сторону жизнь в го­сударстве;

4) выполнение политических функций в рамках институтов, вхо­дящих в политическую систему общества или действующих против нее. Вовлеченные в политическую активность люди, вступившие в конкретные партии или общественные движения, находясь в их ря­дах, вынуждены (или чаще всего по собственной воле и в соответ­ствии с личными убеждениями) принимать непосредственное и дея­тельное участие в проводимых этими политическими организациями мероприятиях;

5) прямую деятельность в составе политических движений или вне их, направленную против существующей политической системы и имеющую своей главной целью ее коренную перестройку.

Психологи обращают внимание на существование не только форм политической активности, но и на реальное присутствие ее антипо­дов, видов политической пассивности, к которым относят:

1) выключенность людей из политических отношений и системы политической активности, сложившейся в обществе и государстве, обусловленной низким уровнем социального, экономического и куль­турного развития;

2) политическая невостребованность людей как результат излиш­ней заорганизованности политической системы, низкой эффективнос­ти механизмов обратной связи между такой системой и гражданс­ким обществом в целом, разочарованием населения в политических институтах;

3) политическая апатия как форма неприятия политической сис­темы (например, после чужеземного завоевания и оккупации, побе­ды контрреволюции, кровавого подавления массовых социальных и политических движений и т.д.);

4) политический бойкот как выражение активной враждебности народа к существующей политической системе и ее институтам.

Психологически поведение и действия активистов, согласно ис­следованиям зарубежных и отечественных ученых, объясняются наличием у них целого ряда личностных черт:

1) силы индивидуальности, проявляющейся в ярко выраженной уверенности и себе;

2) повышенной мотивации на внешний мир и обостренного чув­ства собственного достоинства;

3) личной увлеченности, заставляющей индивида принимать по­рой излишне инициативное участие в различных жизненных ситуаци­ях, сознательно окунаться в политическую деятельность, подчинять своей воле других людей;

4) склонности к расширенному и многозначному восприятию ок­ружающего мира, выражающейся в значительном интересе к собы­тиям, которые в нем происходят, и переходе к политической деятельно­сти, являющейся для них закономерным следствием этого интереса;

5) экстравертивных наклонностей, характерных для людей, по­стоянно ищущих контактов с другими людьми, хорошо себя чувству­ющих именно в таких обстоятельствах, что в окончательном виде способствует приходу в политику.

Таким образом, на политическую активность людей оказывают влияние как социальные, так и психологические факторы, лежащие в основе политической деятельности.

Психолого-политические качества людей проявляются в полити­ческой активности, политическом поведении, политической работе и политической деятельности.

Политическая активность является отражением целесообразно­сти политики.

Вопросы для закрепления:

1) Основные понятия политической психологии.

2) Теоретически и прикладные задачи политической психологии.

3) Психологическая характеристика политических режимов (форм) власти.

4) Психологические характеристики объектов политической де­ятельности.

Литература: [3], [4], [6], [8].

 

Тема 6.4. Экономическая психология

Одной из характерных особенностей современного состояния психологической науки стало появление и стремительное развитие экономической психологии - нового научного направления, призван­ного интегрировать подходы психологической и экономической наук в исследовании хозяйственной жизни общества, экономического пове­дения, взаимодействия и отношений хозяйствующих субъектов.

Среди психологов проблемы экономической психологии одним из первых начал разрабатывать французский ученый Габриэль Тард. По определению Г. Гарда, экономическая психология имеет дело с пси­хологическими основами экономики или, говоря другими словами, с психологическими положениями, на которых основывается экономи­ческая теория. Г. Тард одним из первых обратил внимание на роль социально-психологических факторов (этнокультурных особенностей, традиций, микросоциального окружения) в регуляции экономического поведения.

Предметом экономической психологии являются психоло­гические закономерности экономического поведения человека, свя­занного с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг. Она изучает закономерности взаимодействия и вза­имного влияния экономических факторов и психологических явлений в регуляции экономического поведения. Социально-психологический ана­лиз экономических явлений может проводиться на разных уровнях: макроэкономическом, мезоэкономпческом и микроэкономическом.

Основаниями построения системы экономической психологии и определения круга ее основных проблем может выступать выделе­ние основных сфер экономической жизнедеятельности и соответству­ющих им видов экономического поведения индивидуальных и груп­повых субъектов (производственное, предпринимательское, потреби­тельское, сберегающее). В таком случае в наиболее общем виде следует выделять: макроэкономическую психологию, где пред­ставлены экономические субъекты такого масштаба, как государ­ства, большие социальные группы и такие макроэкономические яв­ления, как экономическая политика, экономическое благосостояние страны. В центре внимания здесь оказывается сфера экономических отношений индивида и общества, а в качестве специальных проблем исследования выступают психологические механизмы экономического

поведения граждан по отношению к экономической политике госу­дарства, психологические проблемы отношений собственности, инф­ляции, безработицы, теневой экономики, богатства и бедности и т.д.

На мезоэкономическом уровне анализа в качестве экономи­ческих субъектов можно рассматривать отдельные предприятия и фирмы, население конкретных регионов с присущими им социально-­психологическими особенностями. В качестве относительно само­стоятельной здесь выделяется сфера бизнеса, где центральное мес­то занимают исследования различных видов деловой активности субъектов, наемного труда и предпринимательства.

На микроэкономическом уровне анализа субъектами эконо­мической активности выступают отдельные индивиды и малые груп­пы. Важным объектом эмпирических исследований на этом уровне выступает семья и экономическое поведение в быту. В центре вни­мания здесь оказываются проблемы потребительского и сберегаю­щего поведения граждан, принятие решений в сфере семейного бюд­жета, а также проблема экономической социализации детей в семье. Относительно самостоятельным направлением эмпирических иссле­дований на этом уровне выступает изучение психологических зако­номерностей взаимодействия и взаимоотношений продавцов и поку­пателей в процессе купли-продажи.

В качестве субъектов экономического поведения могут выступать индивиды, большие и малые группы. По своему статусу экономическая психология является смежной научной дисцип­линой (или междисциплинарной отраслью знания), объединяющей теоретические положения, методы и результаты исследований, на­копленные как в психологической науке, так и в экономике. Экономи­ческая психология тесно связана с экономической социологией и имеет во многом общее предметное поле и сходную структуру. Спецификой экономической психологии является исключительное внимание к субъективным, психологическим, осознаваемым и неосознаваемым явлениям, связанным с отражением человеком экономической сфе­ры жизнедеятельности и регуляцией его экономического поведения.

В экономической психологии центральным направлением эмпи­рических исследований является изучение поведения потребителем. Это обусловлено и практической востребованностью таких исследо­ваний для научного обеспечения решения задач рекламы и марке­тинга, и реальностями повседневной жизни общества с рыночной экономикой, которое не случайно называют обществом потребителей.

Основные методологические принципы экономической психологии:

1) принцип культурно-исторической обусловленности эконо­мической жизнедеятельности означает, что законы экономическо­го поведения не являются универсальными, внеисторическими. Пси­хологические особенности экономического поведения носят культур­но обусловленный характер и определяются особенностями истори­ческого развития общности;

2) принцип субъектности означает, что человек выступает не пассивным объектом экономических воздействий и влияния эконо­мических условий. Но активным субъектом, реализующим различ­ные виды экономического поведения, вступающим в экономическое взаимодействие и экономические отношения с другими экономичес­кими субъектами (индивидуальными и групповыми) Основными при­знаками субъектности являются: активность, сознательность дей­ствия, целостность и избирательность;

3) принцип диалектического единства (а не тождества) созна­ния и поведения экономических субъектов, предполагает возможность не только сходства, согласованности, но и различий, противоречия между экономическим поведением субъекта и его осознанием;

4) принцип взаимной связи и взаимного влияния экономичес­ких и социально-психологических явлений. Данный принцип пред­полагает наличие взаимодействия экономических и социально-пси­хологических, связанных с отражением различных сторон экономи­ческой жизни и регуляцией экономического поведения субъектов;

5) принцип единства теории, эксперимента (эмпирического исследования) и практики. Применительно к экономической психо­логии означает тесную связь развития теории экономической психо­логии как с проведением эмпирических исследований, так и с практи­ческой психологической деятельностью в разных сферах экономичес­кой жизни. Предполагает обращение психологов-практиков к теории и методам научной психологии и постановку проблем эмпирических исследований исходя из запросов и проблем социально-экономичес­кой жизни общества.

В качестве методов исследования в экономической психо­логии можно выделить: лабораторные эксперименты (различные экономические игры) и полевые исследования, проводимые в есте­ственных условиях

В прикладной области экономической психологии также существуют два главных направления: консультирование фирм и отдельных клиентов по конкретным проблемам, а также обуче­ние и подготовка руководителей и специалистов в области экономической психологии.

В качестве самостоятельного направления практической психо­логии активно формируется психология бизнеса, в рамках которой практические психологи отрабатывают методы и технологии прак­тической работы в этой области.

Вопросы для закрепления:

1) История становления и основные составляющие экономичес­кой социальной психологии.

2) Особенности представлений индивидов и социальных групп об экономических явлениях.

Литература: [2], [3], [6], [8].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 943; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.71 (0.009 с.)