Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4.2. Методы и способы психологического воздействия

Поиск

Проблема психологического воздействия выступает как стерж­невая проблема в психологии.

Психологическое воздействие - социально-психологическая активность одних людей, направленная на других людей и их группы с целью изменения психологических характеристик личности, групповых норм, общественного мнения, настроений и переживаний.

Психологическое воздействие подразделяется на следующие виды:

- информационно-психологическое;

- психогенное;

- психоаналитическое;

- нейролингвистическое;

- психотронное;

- психотропное.

Информационно-психологическое воздействие (часто его называют информационно-пропагандистским, идеологическим) - это воздействие словом, информацией.

Психологическое воздействие такого вида ставит своей основ­ной целью формирование определенных идеологических (социальных) идей, взглядов, убеждений.

Психогенное воздействие является следствием физического воздействия на мозг индивида. В результате наблюдается нарушение нормальной нервно-психической деятельности или шокового воздействия окружающих условий или каких-то событий (например, картин массовых разрушений, многочисленных жертв и: т.п.) на сознание человека, в результате чего он не в состоянии рационально действовать, теряет ориентацию в пространстве.

Психоаналитическое (психокоррекционное) воздействие – это воздействие нa подсознание человека терапевтическими средствами, особенно в состоянии гипноза или глубокого сна.

Нейролингвистическое воздействие (НЛП - нейролинг­вистическое программирование) - вид психологического воздействия, изменяющий мотивацию людей путем введения в их сознание специальных лингвистических программ.

Психотронное (парапсихологическое, экстрасенсорное) воздействие - это воздействие на других людей, осуществляемое путем передачи информации через внечувственное (неосознаваемое) восприятие.

Психотропное воздействие -это воздействие на психику людей с помощью медицинских препаратов, химических или биологических веществ.

Выделяют три этапа психологического воздействия:

1) операциональный, когда осуществляется деятельность его субъекта;

2) процессуальный, когда имеет место принятие (одобрение) или неприятие (неодобрение) данного воздействия его объектом;

3) заключительный, когда проявляются ответные реакции как следствие перестройки психики объекта воздействия.

Психологическое воздействие осуществляется через приемы и - методы воздействия.

Прием воздействия — совокупность средств и алгоритм их ис­пользования,

Методы воздействия - совокупность приемов, реализующих воздействие на следующие сферы:

1) потребностно-мотивационную (знания, убеждения, ценностные ориентации, влечения, желания);

2) интеллектуально-познавательную (ощущения, восприятия, представления, воображение, память и мышление);

3) эмоционально-волевую (эмоции, чувства, настроения, волевые процессы);

4) коммуникативно-поведенческую (характер и особенности общения, взаимодеиствия, взаимоотношений, межличностного вос­приятия).

Основными методами психологического воздействия являются: убеждение, внушение, манипулирование.

Убеждение -это метод воздействия на сознание людей, обращенный к их собственному критическому восприятию.

Убеждая, необходимо следовать определенным правилам:

1) логика убеждения должна быть доступной интеллекту объекта воздействия;

2) убеждать надо доказательна опираясь на факты, известные объекту;

3) помимо-конкретных фактов и примеров (без них нельзя убе­дить тех, кому недостает широты кругозора, развитого абстрактного мышления), информация должна содержать и обобщенные положе­ния (идеи, принципы);

4) убеждающая информация должна выглялеть максимально правдоподобной;

5) сообщаемые факты и общие положения должны быть такими, чтобы вызывать эмоциональную реакцию объекта воздействия.

Критерием результативности убеждающего воздействия является убежденность. Это глубокая уверенность в истинно­сти усвоенных идей, представлений, понятий, образов.

Благодаря убежденности формируются установки людей, опре­деляющие их поведение в конкретных ситуациях.

Эффективность убеждения зависит:

1. Насколько оно доказательно и убедительно. Доказательность основывается на логичности, правдоподобии и непротиворечивости изложенного материала. Иначе говоря, важно не только то, что сооб­щается, но и то, каким образом это делается. Убедительность зави­сит в большой степени от учета присущих объекту воздействия ус­тановок, убеждений, интересов, потребностей, его образа мышления, национально-психологических особенностей и своеобразия языка. До­казательность не включает в себя убедительность автоматически. Ее может обеспечить только правильная пропорция между логическим и эмоциональным компонентами информационного сообщения.

2. Влияние убеждающего воздействия во многом зависит от того, как подобрана, построена и подана его аргументация. Убеждение ни в коем случае не может сводиться к простому изложению той инфор­мации, в истинности которой стремятся убедить людей, и к последу­ющему приведению доводов в ее подтверждение, как того требуют правила формальной логики. Существует гораздо больше способом убеждать людей.

3. Эффективность убеждающего воздействия во многом зависит от правильного выбора его формы. Этот выбор обусловлен целями и задачами, конкретными условиями обстановки и некоторыми други­ми факторами.

4. Эффективность убеждающего воздействия зависит от ситуа­ции информирования.

Для получения максимального эффекта убеждающее воздействие должно соответствовать определенным требованиям.

1. Быть правильно сориентированным и плановым. Убеждающее воздействие надо проводить в соответствии с целями конкретных мероприятий на основе тщательно продуманных планов.

2. Быть направленным на конкретный объект. Убеждающее воз­действие должно готовиться и осуществляться на определенные груп­пы населения, с учетом их важнейших индивидуальных, социальных, религиозных, национальных и культурных характеристик.

3. Быть ориентированным преимущественно на интеллектуаль­но-познавательную сферу психики объекта. Убеждающее воздействие должно строиться путем логичного изложения материала, убедитель­ной аргументации, с опорой на достоверные факты.

4. Быть направленным на инициирование определенного поведе­ния. Конечной целью убеждающего воздействия является формиро­вание такого поведения (действия или бездействия) людей, которое отвечает целям психологического воздействия.

Внушение - это метод психологического воздействия на созна­ние личности или группы людей, основанный на некритическом (и часто неосознанном) восприятии информации.

При внушении сначала происходит восприятие информации, со­держащей готовые выводы, а затем на ее основе формируются мо­тивы и установки определенного поведения. В процессе внушения интеллектуальная (аналитико-синтезирующая) активность сознания либо отсутствует, либо она значительно ослаблена, а восприятие ин­формации, настроений, чувств, шаблонов поведения базируется на механизмах подражания.

Внушению должны быть присущи следующие характеристики.

1. Целенаправленность и плановость. Внушающее воздействиё осуществляется на основе конкретных целей и задач, соответствующих пла­нам его организаторов и тем условиям, в которых они проводятся.

2. Конкретность объекта внушения. Внушающее воздействие эф­фективно в отношении строго определенных групп и слоев населения, при обязательном учете их важнейших социально-психологических, национальных и других особенностей.

3. Некритическое восприятие информации объектом внушения. Внушающее воздействие предполагает очень низкий уровень критичности и сознательности объекта. В отличие от убеждения, внушение основывается не на логике и разуме человека, а на его способности воспринимать слова другого лицакак должное, как инструкцию к действию. Поэтому оно не нуждается ни в системе логических доказательств, ни в активной мыслительной деятельности.

4. Определенность инициируемого поведения. Конечной целью внушения является формирование определенных реакций и поступков людей, соответствующих намерением его инициаторов.

Эффективность внушающего воздействия обычно зависит:

1) от способностей субъекта к внушению;

2) от содержания внушения;

3) от внушаемости объекта воздействия, связанной с отношением объекта к субъекту.

Внушение основано на использовании внушаемости (суггестив­ности) людей. Это свойство психики, проявляющееся в ее податливости психологическому воздействию. Оно связано с возрастными, половыми, индивидуальными психическими особенностями людей, с их силой воли, жизненным опытом, а также с широтой кру­гозора, компетентностью и рядом других факторов.

1. Общая внушаемость обусловлена особенностями психическо­го развития конкретной личности, она свойственна всем людям, хотя в разной степени.

2. Ситуативная внушаемость возникает как следствие аномальных состояний психики, дефицита информации и т.д.

Внушаемость также разделяют на индивидуальную и групповую.

Групповая внушаемость обеспечивается взаимовнушением (за­ражением) между членами группы. Под психическим заражением понимают процесс передачи эмоционального состояния от од­ного индивида к другому на психофизиологическом уровне компос­та - помимо смыслового воздействия или дополнительно к нему. Объект может оказывать сопротивление внушающему воздействию субъекта, которое называется контрсуггестией. Способность к нему зависит от особенностей интеллектуальной и эмоционально- волевой сфер личности.

Сопротивляемость внушению подразделяется на намерз ную и ненамеренную. Основой ненамеренной сопротивляемости является свойственная многим людям склонность во всем сомне­ваться, недоверчивость и другие проявления общей критичности. На­меренная сопротивляемость внушению действует на осознаваемом уровне психики: объект воздействия сознательно анализирует то, что ему пытаются внушить, сопоставляет содержание внушения со сво­ими знаниями, взглядами, убеждениями и т.п.

Различают индивидуальную и групповую сопротивляемость внушению.

Индивидуальная сопротивляемость представляет собой про­тиводействие внушению со стороны одного человека.

Под групповой сопротивляемостью понимается сопротивле­ние внушению со стороны группы как целого. Эта разновидность со­противляемости внушению зависит от качественного состава груп­пы: степени ее сплоченности, единства целей и мотивов деятельнос­ти и других факторов.

Различают общую и специальную сопротивляемость внушению.

Общая обусловлена таким качеством, как критичность людей по отношению к попыткам что-то внушить им. В целом, она широка по спектру действия, но слаба по силе (хотя имеются существенные различия между людьми по этим параметрам).

Специальная сопротивляемость внушению имеет более уз­кую сферу действия, вплоть до отношения к конкретному человеку или конкретной внушаемой информации. Например, человек, воспитан­ный на определенных принципах, не воспримет противоречащую им информацию (предать Родину, отказаться от своих убеждений и т.д.).

Сопротивляемость внушению характеризуется динамизмом. Ве­личина реальной сопротивляемости внушению постоянно колеблется как в сторону понижения, так и в сторону повышения. При своем ро­сте она может привести к такой величине, когда любое внушающее воздействие бесполезно. Так, высокой сопротивляемостью внуше­нию обладает солдат в атаке. В это время что-либо внушать ему не имеет ни малейшего смысла.

Специфическое внушение осуществляется посредством распро­странения конкретных идей, представлений, образов и другой инфор­мации с целью замещения существующей установки и провоцирова­ния определенной поведенческой реакции объекта воздействия.

При специфическом внушении используют только вербальные (речевые) средства влияния, и оно обычно является составной час­тью убеждения, значительно усиливающего его эффективность.

Различают следующие основные способы специфического вну­шения.

1. «Приклеивание ярлыков». Используется для того, чтобы опо­рочить какую-то идею, личность или явление посредством оскорби­тельных эпитетов или метафор, вызывающих негативное отношение.

2. «Сияющее обобщение». Заключается в обозначении конкрет­ной идеи или личности обобщающим родовым именем, имеющим положительную эмоциональную окраску. Цель - побудить объект воздействия принять и одобрить преподносимое понятие или сужде­ние. Этот способ позволяет скрывать отрицательные последствия усвоения содержания внушения и тем самым не провоцировать нега­тивные ассоциации.

3. «Перенос» (трансфер). Суть его - вызвать через преподноси­мый образ (понятие, лозунг, идею) ассоциацию с чем-либо или кем- либо, имеющим в глазах объекта бесспорный престиж (ценность), чтобы сделать содержание воздействия приемлемым.

4. «Свидетельство». Заключается в цитировании высказываний личности, которую уважает или, наоборот, ненавидит объект воздей­ствия. Высказывание, как правило, содержит положительную оценку преподносимой идеи (понятия, суждения) и ставит своей целью по­буждение объекта воздействия к принятию навязываемого ему по­ложительного или отрицательного мнения по этому поводу. Обычно используется как элемент манипулирования сознанием противника.

5. «Игра в простонародность». Основана на побуждении объект внушения к отождествлению субъекта и преподносимых им идей (понятий, суждений) с позитивными ценностями вследствие «народности» этих идей либо вследствие принадлежности источника информации к так называемым простым людям.

6. «Перетасовка фактов». Заключается в тенденциозном подбо­ре только положительных или только отрицательных реальных фактов для доказательства справедливости позитивной либо негативной оценки какой-то идеи (суждения, понятия, явления).

7. «Общая платформа». Этот способ основан на побуждении объекта воздействия принять содержащуюся в информации идею (суждение, оценку, мнение) на том основании, что якобы большинство представителей данной социальной группы разделяют ее.

Неспецифическое внушение осуществляется путем провоцирования у объекта воздействия отрицательных психических состояний, вызывающих определенное поведение. В процессе его осуществле­ния речевые (вербальные) факторы сочетаются с неречевыми (не­вербальными). Основная цель неспецифического внушения - форми­рование у объекта воздействия астенических состояний.

В основе формирования астенических состояний лежит феномен фрустрации. Под ним понимают переживание неудачи, возникаю­щее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к цели. Фрустрация возникает у людей вследствие реального или кажущегося неудовлетворения их потребностей в физической и со­циальной безопасности, в общении, в пище, в бытовых удобствах и т.д.

Цель неспецифического внушения как раз и заключается в том, чтобы посредством акцентирования фрустрации спровоцировать у объекта астенические психологические состояния (беспокойство, депрессию, страх, панику и т.д.). Основными способами неспецифи­ческого внушения выступают устрашение, эмоциональное подавле­ние, инициирование агрессивных эмоциональных состояний.

Устрашение (инициирование страха) - это формирование состо­яний беспокойства, депрессии или апатии; пробуждение чувства страха перед реальной или вымышленной опасностью, а также перед неиз­вестностью.

Необходимо различать страх перед реальной и вымышленной опасностью. Страх перед реальной опасностью (допустим, перед уг­розой гибели или превращения в калеку) глубже, так как базируется на определенном жизненном опыте. Однако страх перед вымышлен­ной опасностью также может существенно снизить состояние уве­ренности людей.

Эмоциональное подавление используется в основном для фор­мирования у людей таких астенических психических состояний, как тревога, депрессия, апатия.

Тревога - это эмоциональное состояние, возникающее в ситуа­циях с неясным исходом и связанное с ожиданием неблагополучного развития событий. Тревога может проявляться как ощущение беспо­мощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факто­рами, как преувеличение их могущества и опасности.

Депрессия - это аффективное эмоциональное состояние, харак­теризующееся отрицательным фоном. Человек в состоянии депрес­сии испытывает тяжелые, мучительные переживания подавленнос­ти, тоски, отчаяния. Для поведения людей в состоянии депрессиихарактерны замедленность, безынициативность, быстрая утомляе­мость, что в совокупности приводит к резкому падению продуктив­ности деятельности.

Апатия - это эмоциональное состояние, возникающее вследствие потери перспектив, эмоциональной подавленности, утраты веры в ко­нечные цели, в руководство, в успех кампании и т.д. Способы специ­фического и неспецифического внушения применяются людьми в ко­рыстных целях, в интересах завоевания власти над ними или из поли­тических соображений.

Особенности манипулирования. Манипулирование пред­ставляет собой способ психологического воздействия, нацеленный на изменение направления активности других людей и осуществляемый настолько искусно, что остается незамеченным ими. Манипулирова­ние в то же время - это такое применение власти, при которой обла­дающий ею влияет на поведение других, не объясняя им, чего он отних ожидает.

Выделяют три уровня манипулирования:

первый уровень - усиление существующих в сознании людей нужных манипулятору идей, установок, мотивов, ценностей, норм;

второй уровень связан с частными, малыми изменениями взглядов на то или иное событие, процесс, факт, что также оказывает воздействие на эмоциональное и практическое отношение к конкрет­ному явлению;

третий уровень - коренное, кардинальное изменение жизненных установок путем сообщения объекту.

Манипулирование осуществляется при помощи следующих приемов:

1) дозирования информации (сообщается только часть сведе­ний, а остальные тщательно скрываются, в результате картина ре­альности искажается в ту или иную сторону либо вообще становится непонятной);

2) смешивания истинных фактов со всевозможными пред­положениями, допущениями, гипотезами, слухами (в этом случае становится невозможным отличить правду от вымысла);

3) затягивания времени (все сводится к тому, чтобы под раз­личными предлогами оттягивать обнародование действительно важ­ных сведений до того момента, когда будет уже поздно что-то из­менить);

4) ответного удара, (вымышленную версию тех или иных событий через подставных лиц распространяют в органах СМИ, нейт­ральных по отношению к обеим конфликтующим сторонам; пресса обычно повторяет эту версию, так как она считается более «объек­тивной», чем мнения прямых участников конфликта);

5) своевременной лжи (способ заключается в сообщении со­вершенно лживой, но чрезвычайно ожидаемой в данный момент ин­формации: чем больше содержание сообщения отвечает настроени­ям объекта, тем эффективнее его результат; потом обман раскрыва­ется, но за это время острота ситуации спадает либо определенный процесс принимает необратимый характер).

Манипулирование сознанием людей обычно используется в ко­рыстных целях или же это имеет место в ходе политических и изби­рательных кампаний, когда «грязные технологии» применяются для победы или завоевания власти любым способом.

Вопросы для закрепления:

1) Феномен психологического влияния.

2) Понятие влияния, виды влияния. Способы социально-психоло- гического влияния.

3) Заражение, внушение, подражание, убеждение. Понятие зараже­ния, его функции. Феномен паники, механизмы включения заражения.

4) Манипуляция в системе межличностных отношений. Структу­ра манипулятивного воздействия. Средства манипулирования. Защи­та от манипуляции.

Литература: [3], [7], [9], [16], [35].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 2656; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.60.19 (0.014 с.)