Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие психологического тренинга.

Поиск

ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА.

Тренинг (от англ, train — тренироваться) — в самом общем значе­нии рассматривается как способ, точнее, совокупность различных приемов и способов, направленных на развитие у человека тех или иных навыков и умений. Как один из инструментов психолога он может применяться в индивидуальной и групповой работе. Но наи­большую популярность этот способ воздействия приобрел в рабо­те с группой.

Групповой психологический тренинг представляет собой со­вокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития. При этом автор отмечает, что тренинговые мето­ды могут применяться как в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболе­ваний, так и в работе с психически здоровыми людьми, имеющи­ми психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии (Вачков И. В., 2000).

Психологический тренинг — не любая форма групповой работы, это особая форма групповой работы со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. По своей сути тренинг представляет собой форму обучения, присвоения новых навыков, открытия в себе иных психологических возможностей. Особен­ность этой формы обучения в том, что обучающийся занимает в ней активную позицию, а усвоение навыков происходит в про­цессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, дея­ния.

Битянова М. Р. разделяет два понятия: психологический тренинг и тренинговые занятия, проводимые в рамках учебной деятельности.

Тренинговые занятия в учебной деятельности (в школе, кол­ледже, вузе) — существенная модификация тренинговой мето­дологии и процедур, для того чтобы тренинг можно было ис­пользовать:

а) для всей учебной группы;

б) в обязательном порядке;

в) в режиме коротких встреч раз в неделю;

г) в ситуации довольно низкой психологической безопасности, характерной для учебных заведений

Привлекательность и активное увлечение и использование тренинга в работе с людьми связаны с рядом его специфичес­ких свойств.

В частности, один из известных специалистов в области приме­нения групповых методов работы с людьми Кьелл Рудестам от­мечает следующие преимущества данного способа решения пси­хологических проблем:

1) возможность получения обратной связи и поддержки от лю­дей, имеющих общие проблемы или переживания с конкрет­ным участником группы;

2) здесь происходит принятие ценностей и потребностей дру­гих людей;

3) в группе человек чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным забо­той и заботящимся, получающим помощь и помогающим;

4) наблюдая происходящие в группе взаимодействия, участни­ки могут идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь

при оценке собствен­ных чувств и поведения;

5) группа может облегчить процесс самоисследования и интроспекции, само- раскрытия;

6) группа дает экономические преимущества, как метод психо­логической помощи она экономически более доступна лю­дям (Рудестам К., 1993.)

 

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ГРУППОВЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ.

До начала ХХ века поведение людей в группах и способность групп оказывать психологическое и лечебное воздействие систематически не изучались. Были известны отдельные случаи использования групп для лечения больных туберкулезом (Дж. Пратт- 30-е годы), неврозами (Фрейд и его ученики- 30-е годы). Я.Морено в 1932 году ввел термин групповая психотерапия, работая над методами социометрии и психодрамы.

Первые группы социально-психологического тренинга были проведены в 1946 году К.Левиным и его коллегами, заметившими, что участники группы получают пользу от анализа собственных групповых переживаний.

В 50-60-е годы наблюдается растущий интерес психологов и психотерапевтов к работе с группами (К.Роджерс, Ф.Перлз, А.Эллис и др.), и интерес этот был обусловлен успехами психокоррекционной работы в группах, явными преимуществами групповой терапии.
Было выявлено, что СПТ группы (группы социально-психологического тренинга) дают возможность участникам получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих аналогичные проблемы и переживания. В процессе группового взаимодействия приходит принятие ценностей и потребностей других, в группе человек чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, получающим помощь и помогающим. В поддерживающей и контролируемой обстановке человек может обучиться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений. Группа облегчает процесс самоисследования и интроспекции, усиливает уверенность в себе, способствует возникновению ощущения комфортности нахождения с себе подобными.
И. Ялом выделил десять лечебных факторов СПТ групп: сплочённость, внушение надежды, обобщение (человек перестаёт считать свои проблемы уникальными), альтруизм, предоставление информации, множественный перенос (похожесть группы на семью), межличностное обучение (апробирование новых форм поведения), развитие межличностных умений, имитирующее поведение (подражание образцам), катарсис (психологическое очищение, облегчение).

 

ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

Традиционно психологический тренинг применяют для развития навыков самопознания, самопонимания, рефлексии, изменения отношения к себе, другим, выработке навыков саморегуляции, развития эмоциональной гибкости, для улучшения социальной адаптации участников, углубления опыта психологической интерпретации поведения других людей.

Гораздо менее разработанной является проблематика применения психологического тренинга для нужд управления персоналом в организации.

Основными формами тренинга в развитии персонала являются деловые игры, групповые дискуссии, ролевые игры, всевозможные модификации "мозгового штурма", "конференции идей", "коллективные записные книжки" и метод анализа практических ситуаций (так называемые кейс-стадиз). Для достижения общего развития персонала, личностного роста сотрудников и снижения их конфликтности, с целью адаптации новых сотрудников в организации чаще всего применяются традиционные виды психологического тренинга.

Психологический тренинг является одним из наиболее доступных путей резкого ускорения обучения в группе, что достигается благодаря сильному эмоциональному подкреплению и усилению обратной связи. Выделены следующие области применения тренинга профессиональных навыков:

1. Пополнение недостающих знаний.

2. Исправление недостатков в выполнении работником должностных обязанностей.

3. Доведение до автоматизма навыков работы в кризисных ситуациях.

4. Закрепление навыков работы при исполнении особо важных для фирмы функций.

Тренинг также выступает в качестве "тренажера", на котором в безопасной обстановке осваиваются и оттачиваются управленческие и другие знания и умения. Групповой метод работы позволяет повысить интенсивность и стойкость возникающих изменений, максимально использовать возможности каждого участника.

Особенно широко возможности психологического тренинга раскрываются при внедрении командного метода работы, сплочении коллектива как психологической предпосылки управленческих нововведений. По сути, это единственный метод, позволяющий достичь реальных результатов в данной области. Лекции и другие традиционные методы лишь расширяют круг знаний, но не приводят к изменению поведения.

Использование психологического тренинга для обеспечения личностного роста и совершенствования (например, для снижения конфликтности человека) содержит элементы психокоррекции и психологии воздействия или даже психотерапии.

 

СПТ (СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ) КАК РАЗНОВИДНОСТЬ АКТИВНОЙ ГРУППОВОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

 

Социально психологический тренинг (СПТ) является областью практической психологии, использующей активные методы групповой психологической работы. В настоящее время существует достаточно большое количество различных форм социально-психологического тренинга, во многом пересекающихся друг с другом. Многообразие форм и видов групповой работы обусловлено различными теоретическими подходами, которые берутся за основу при разработке программы каждого отдельного тренинга.

Поставленные цели и задачи различные виды тренинговых групп решают с помощью использования определенных методов, приемов и техник социально-психологического тренинга.

Социально-психологический тренинг входит в число, так называемых, активных методов обучения, которые используются в качестве альтернативны традиционным методам и формам обучения. С помощью традиционных методов нет возможности приобретения умений и навыков в различных областях знаний. В них, как правило, приобретаются только теоретические знания, и отсутствуют возможности их практического закрепления. В отличие от традиционных форм обучения в тренинге происходит активное включение поведенческих моделей и идет взаимообмен опытом участников группы. В тренинге задействованы когнитивная, эмоциональная, поведенческая сферы личности. Единство этих паттернов в социально-психологическом тренинге расширяет индивидуальный репертуар действий личности.

Социально-психологический тренинг в узком смысле можно рассматривать как активные формы групповой работы направленные на повышение коммуникативной компетентности личности. Данная цель реализуется в ходе тренинга через приобретение знаний в области межличностного общения, а также приобретения и закрепления коммуникативных навыков.

Социально-психологический тренинг в широком смысле — это вся совокупность различных форм групповой работы и видов тренингов, направленных на мобилизацию всего личностного потенциала индивида и, таким образом, способствующих личностному росту. Данная цель реализуется в ходе тренинга через активные процессы самопознания и самосовершенствования, которые происходят с каждым участником тренинговой группы.

Самопознание расширяет границы собственного «Я» индивида, способствует формированию адекватной самооценки личности и построению реального «Я» образа. Самосовершенствование стимулирует процессы перестройки внутреннего и внешнего опыта индивида и способствует коррекции уже сложившегося потенциала личности. В ходе социально-психологического тренинга имеют место обучающий, коррекционный и психотерапевтический эффекты. Это расширяет области применения групповой работы, повышает ее ценность и увеличивает возможности. Социально-психологический тренинг в настоящее время является такой разновидностью психологической работы, которая показала свою эффективность и широко используется в практической работе психологами, социальными работниками, а также в процессе обучения и подготовки различных специалистов.

ФУНКЦИИ ТРЕНИНГА

ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВУ ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ.

ГРУППОВЫЕ НОРМЫ И ТРЕБОВАНИЯ.

Каждый, кто пишет о тренинге, не может обойти эту тему, так как в данном случае мы имеем дело с организованной группой. У каждого автора может быть свой «свод» правил и принципов, но их конкретный состав и количество не могут быть универ­сальны, так как в каждом случае стоят разные цели, и групповой тренинг используется в определенном контексте, т. е. решает ка­кие-то конкретные задачи. Если постараться выделить то, что отмечает большинство пишущих на эту тему, то список может выглядеть следующим образом:

· добровольность;

· активность;

· сосредоточенность на настоящем («здесь и теперь»);

· открытость;

· персонификация и конкретность высказываний (избегание обобщений);

· центрация на себе, т. е. здесь отражение (отсчет, оценка и т. п.) окружающего мира начинается с себя;

· конфиденциальность.

В то же время, есть множество примеров, показывающих своеоб­разие «свода» правил для тех или иных случаев.

В частности, Г. И. Марасанов так видит «свод законов» груп­пового тренинга:

· точность начал и финала процедуры;

· конфиденциальность;

· активность;

· право говорить «нет»;

· не обманывать;

· право на поддержку;

· обязанность слушать — не перебивать;

· участвовать во всем;

· право на личное мнение;

· ко всем обращаться на «ты»;

· работать «от» и «до»;

· говорить от себя лично о происходящем сейчас (Мараса­нов Г. Я., 2001).

Битянова М. Р. разделяет нормы и правила в работе группы на две категории: основные и текущие.

Основные:

Закон «ноль-ноль», предусматривающий своевременное на­чало тренинга, его окончание и столь же своевременное возвра­щение в аудиторию после перерыва.

Обращение друг к другу на «ты» (для работы с детьми эта норма может быть несколько изменена, но обращение к ведуще­му по имени, без отчества, весьма желательно).

Работа «от и до»: человек, принявший решение об участии в тренинге, изыскивает возможность присутствовать на всех заня­тиях с начала до самого конца.

Конфиденциальность информации, обсуждаемой в группе, ее закрытость для обсуждения за пределами тренинговой ситуации.

«Здесь и сейчас». Работа группы разворачивается только в про­странстве актуальных переживаний и потребностей участников. Предметом обсуждения могут стать прошлые события и прошлые отношения между участниками, но только в контексте их сегод­няшнего отношения к тем ситуациям и отношениям. Наибольшую ценность имеют состояния, опыт переживаний и отношений, ко­торые рождаются непосредственно в групповом взаимодействии. Прошлого не изменить, но можно глубоко и ярко прожить насто­ящее, взяв лучшее в будущее.

Текущие:

Нормы и правила, касающиеся непосредственно поведения, взаимодействия, нужно вводить постепенно в течение первых часов работы, опираясь на тот опыт, который участники приоб­ретают в упражнениях. Назовем эти правила.

Все высказывания должны идти от своего имени: «я считаю...», «я думаю...», а не «все сейчас думают...», «большинство из нас...» и т. д.

При обращении к другому участнику или в рассказе о нем не­обходимо обращаться непосредственно к нему: «ты сказал», а не «Маша сейчас говорила». (Это правило вызывает много за­труднений. Ведущий должен быть настойчив и постоянно поправ­лять участников, пока функцию поправляющего не возьмет на себя кто-нибудь из членов группы. Нередко можно ощутить аг­рессию тех, кому никак не удается избавиться от привычки говорить о присутствующих «он» или «она». Относитесь к этому спо­койно и будьте последовательны в своих требованиях.)

Безоценочность высказываний в отношении других участни­ков группы. Допускается и поощряется обратная связь в виде описания поведения, выражения собственных чувств по поводу этого поведения, но не оценка личности.

Активное участие в работе: если есть желание сказать, это нужно сделать, даже если неловко, страшновато, не хочется затя­гивать обсуждение. Но одновременно у участников есть право помолчать, не принимать участия в упражнении, если это про­диктовано внутренним состоянием.

Право говорить и обязанность слушать. Никто не имеет пра­ва монополизировать дискуссию, лишать других возможности принять в ней участие. Каждый может высказаться и должен дать возможность другим быть услышанными и понятыми.

 

Принцип активности

В тренинге люди вовлекаются в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме. Активность возрастает в том случае, если участникам дается установка на готовность включиться в совершаемые действия в любой момент.
Особенно эффективными в достижении целей тренинга через осознание, апробирование и тренировку приемов, способов поведения, идей, предложенных тренером, являются те ситуации и упражнения, которые позволяют активно участвовать в них всем членам группы одновременно. Принцип активности, в частности, опирается на известную из области экспериментальной психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что слышит, пятьдесят процентов того, что видит, семьдесят процентов того, что проговаривает, и девяносто того, что делает сам.

Если человек из любопытства приходит просто посмотреть, что будут делать окружающие, это не принесет никакого результата, да и наблюдателей на тренингах не бывает.

Общие тренинговые методы

Все методы СПТ ориентируются на широкое использование обучающего эффекта группового взаимодействия. Наиболее распространены групповая дискуссия и игро­вой метод.

Групповая дискуссия в психологическом тренинге – это со­вместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позво­ляющее прояснить (возможно, изменить) мнения, пози­ции и установки участников группы в процессе непосред­ственного общения. В тренинге групповая дискуссия может быть использована как в целях предоставления возможности участникам увидеть проблему с разных сторон (это уточняет вза­имные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации от ведущего и других членов группы), так и в каче­стве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний (это усиливает сплоченность группы и одновремен­но облегчает самораскрытие участников).

Впрочем, для других направлений тренингов не меньшее значение приобретают игровые методы, которые включают си­туационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельностные, имитационные, деловые игры. Использование игровых методов в тренинге, по мнению мно­гих исследователей, чрезвычайно продуктивно. На первой ста­дии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безбо­лезненного снятия «психологической защиты». Очень часто иг­ры становятся инструментом диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем. Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения, закреп­ляются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения.

ЭТАПЫ РАБОТЫ ГРУППЫ СПТ.

Дж. Коттлер и Р. Браун отмечают, что каждая группа проходит по крайней мере через пять отдельных стадий разви­тия:

1) стадия формирования;

2) начальная стадия;

3) переходная стадия;

4) рабочая стадия;

5) стадия завершения.

Стадия формирования. Здесь группа начинает свое развитие в процессе подбора будущих участников, которые уже тогда начи­нают размышлять и строить предположения о том, чего им следует ожидать. Знакомые между собой до первой встречи группы участ­ники, скорее всего, будут делиться своими ожиданиями и чув­ствами по поводу предстоящих встреч.

Начальная стадия — это время, когда завершена вступитель­ная часть, намечена цель, установлены основные правила и осу­ществлена предварительная работа по решению проблемы дове­рия. Она может длиться от нескольких минут (если программа действий ясна, а степень доверия высока) и до двух-трех сессий (в случае если необходимо более серьезно подойти к решению проблемы доверия и комфорта).

Здесь важно создать атмосферу доверия и установить правила. Одна из основных целей ведущего на этом этапе — задать опреде­ленную структуру, чтобы группа могла решить проблемы этой стадии и перейти на следующую.

Переходная стадия является вполне закономерным этапом, на котором в большинстве групп возникает ряд инцидентов и под­дающихся прогнозированию проблем, которые, как правило, яв­ляются знаками сопротивления и замешательства. Это период времени между тем, как члены группы впервые начали знако­миться друг с другом, и тем, когда они уже начали заниматься более серьезной работой. Здесь заметен ряд типичных признаков: долгое молчание; просьбы, чтобы ведущий задал структуру; вы­раженное беспокойство и дискомфорт у участников; некото­рые члены группы вступают в споры, создают затяжные конф­ликты, проявляют агрессию и даже нападают на ведущего.

Рабочая стадия. Преодолев (или «проскочив») предыдущую стадию, члены группы начинают работать над решением конкрет­ных проблем, рассматривать имеющиеся противоречия, исследо­вать те или иные проблемы, делиться личными наблюдениями. Среди основных признаков этой стадии выделяют: плавное пере­ключение внимания группы с одного участника на другого; от­дельные члены группы работают над достижением своих инди­видуально поставленных целей; уровень сплоченности, близости и доверия в группе достаточно высок; игры, конфликты и дей­ствия, воспроизводящие прежние модели поведения, быстро об­наруживаются, их начинают рассматривать и успешно прорабатывают; люди охотно раскрываются, конструктивно рискуют и делятся своими чувствами; члены группы становятся значитель­но более сензитивными и чуткими по отношению друг к другу.

Стадия завершения. Здесь участники пытаются разобраться с оставшимися нерешенными виутригрупповыми проблемами, оценить уровень производительности группы, попрощаться и за­вершить свои отношения с группой. Главная цель этой стадии заключается в том, чтобы помочь участникам сохранить свою энергию для продолжения развития после завершения работы группы.

Отношение к критике

Есть тренеры, которые остро переживают критику в свой адрес от членов группы или своих коллег. Это сигнализирует о том, что они не до конца осознают цели, которых хотят достичь в сво­ей работе.

Если критика помогает достижению поставленных целей, ее нужно принимать конструктивно и использовать для своего развития.

6. Скорость и темп ведения группы

Многие начинающие тренеры слишком много ждут от группы: они хотят быстрых результатов и надеются, что члены группы сразу же начнут меняться к лучшему.

А так как и слушатели ожидают от тренера «чуда», то у них появляется тревога и желание увеличить теми как самого тре­нинга, так и появляющихся изменений. И чем быстрее группа начинает продвигаться в своем развитии, тем больше появляет­ся поверхностного, не значимого в ее проживании.

При ведении группы необходимы паузы для осмысления и обду­мывания. Только в эти минуты рождается что-то новое.

Иллюзия изменений

Как правило, члены группы больше говорят об изменениях, чем на самом деле переживают их. Тренеру нужно приучить себя верить не словам, а реальной ситуации в группе.

Анализ специальной литературы показывает, что большин­ство авторов, рассматривая вопрос о требованиях к ведущему, месте и роли тренера, отмечают зависимость его ролевых пози­ций от целей тренинга. В этом контексте выделяются такие его функции, как:

· эксперт;

· эталон;

· руководитель (тренер, обучающая фигура и т. п.);

· аналитик;

· комментатор;

· посредник;

· «один из нас», равный со всеми участник и т. п.

Нет единства мнений и по поводу характеристик личности группового тренера, хотя анализ различных точек зрения пока­зывает наличие достаточно большого числа совпадений в выде­ленных конкретных свойствах.

Вачков И. В. на основании обобщения многочисленных исследований профессионально важных личностных черт групповых ведущих выделяет следующие личностные черты руководителя тренинговой группы:

· концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;

· открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;

· эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;

· аутентичность поведения, т. е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;

· энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;

· уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;

· уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;

· богатое воображение, интуиция;

· высокий уровень интеллекта.

ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В СПТ.

Особо важен вопрос этических проблем профессио­нальной деятельности, возникающих при проведении группового тренинга. Естественно, что в основе профессиональной деятель­ности специалиста лежат не только права и обязанности, опре­деляемые определенными нормативными актами, но и своеоб­разный «кодекс чести», как правило, существующий во всех профессиях.

Пряжников Н. С. выделяет следующие уровни этических регуля­торов деятельности практического психолога:

· правовой;

· моральный;

· нравственный.

Прежде всего отметим, что психология как профессия подчи­няется этическим нормам, общим для любой профессии, относя­щейся непосредственно к человеку. Это — уважение личности, человеческих прав и свобод, достоинства, надлежащая профес­сиональная компетенция, совестливость, доброжелательность и безусловная установка на благо клиента.

Помимо общих этических требований, в ряде стран выработа­ны этические стандарты и нормативы, специфичные для практи­кующих и консультирующих психологов. Одно из первых мест в них принадлежит принципу конфиденциальности, т. е. сохране­ния личной тайны клиента. Этот принцип заключается не только в неразглашении сведений из личной жизни клиентов, но и в разъяснении клиенту исходных позиций психолога, во избежание утаивания информации, затрагивающей, к примеру, уголовное право. Специфическим этическим нормативом является требова­ние избегать физического контакта с клиентом (кроме преду­смотренных технических или процедурных манипуляций), огра­ничиваясь принятыми в обществе выражениями приветствия (рукопожатие, поклон и т. п.). Экспрессивное проявление со сто­роны клиента, выходящее за рамки принятого этикета, требует специального анализа.

В случае платной психологической помощи размер гонорара должен быть оговорен заранее с учетом возможностей и взаим­ной приемлемости вознаграждения. Консультирующий психолог должен быть готов к тому, что клиент не сможет оплатить предо­ставляемые услуги, и принять решение, не ущемляющее досто­инства человека и не лишающее последнего необходимой психо­логической помощи.

Клиент имеет право:

· на выбор психолога;

· на обсуждение и принятие решения о приемлемости для него того или иного метода психологической помощи;

· на оценку результатов психологической помощи по ходу ее оказания;

· на отказ от услуг консультирующего психолога;

· на ориентировку в концепциях и сроках психологической помощи;

· на информацию об образовании и квалификации психолога.

Решение о необходимости психологической помощи, как пра­вило, принимает сам клиент».

 

 

ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА.

Тренинг (от англ, train — тренироваться) — в самом общем значе­нии рассматривается как способ, точнее, совокупность различных приемов и способов, направленных на развитие у человека тех или иных навыков и умений. Как один из инструментов психолога он может применяться в индивидуальной и групповой работе. Но наи­большую популярность этот способ воздействия приобрел в рабо­те с группой.

Групповой психологический тренинг представляет собой со­вокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития. При этом автор отмечает, что тренинговые мето­ды могут применяться как в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболе­ваний, так и в работе с психически здоровыми людьми, имеющи­ми психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии (Вачков И. В., 2000).

Психологический тренинг — не любая форма групповой работы, это особая форма групповой работы со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. По своей сути тренинг представляет собой форму обучения, присвоения новых навыков, открытия в себе иных психологических возможностей. Особен­ность этой формы обучения в том, что обучающийся занимает в ней активную позицию, а усвоение навыков происходит в про­цессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, дея­ния.

Битянова М. Р. разделяет два понятия: психологический тренинг и тренинговые занятия, проводимые в рамках учебной деятельности.

Тренинговые занятия в учебной деятельности (в школе, кол­ледже, вузе) — существенная модификация тренинговой мето­дологии и процедур, для того чтобы тренинг можно было ис­пользовать:

а) для всей учебной группы;

б) в обязательном порядке;

в) в режиме коротких встреч раз в неделю;

г) в ситуации довольно низкой психологической безопасности, характерной для учебных заведений

Привлекательность и активное увлечение и использование тренинга в работе с людьми связаны с рядом его специфичес­ких свойств.

В частности, один из известных специалистов в области приме­нения групповых методов работы с людьми Кьелл Рудестам от­мечает следующие преимущества данного способа решения пси­хологических проблем:

1) возможность получения обратной связи и поддержки от лю­дей, имеющих общие проблемы или переживания с конкрет­ным участником группы;

2) здесь происходит принятие ценностей и потребностей дру­гих людей;

3) в группе человек чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным забо­той и заботящимся, получающим помощь и помогающим;

4) наблюдая происходящие в группе взаимодействия, участни­ки могут идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь

при оценке собствен­ных чувств и поведения;

5) группа может облегчить процесс самоисследования и интроспекции, само- раскрытия;

6) группа дает экономические преимущества, как метод психо­логической помощи она экономически более доступна лю­дям (Рудестам К., 1993.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 3792; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.18.73 (0.016 с.)