Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. 5. Влияние общности на формирование личностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Человек является биосоциальным феноменом. Как биологическое существо он связан с природой, как социальное - с обществом. Человек как социальное существо отличается от животного мира, прежде всего, регуляцией своей деятельности. Эта регуляция имеет три особенности: 1) она основывается на общественном опыте, коллективной трудовой деятельности; 2) носит системный характер, управляема, регулируема; 3) осуществляется в культурологических формах. Социально-философская сущность человека состоит в субъектно-объектных отношениях, в отношениях личности и общества. Вместе с тем, человек - деятельностное существо. В процессе взаимодействия с внешним миром он изменяет его и изменяется сам. Результатом этих изменений является формирование материальной и духовной культуры. Культура выступает как показатель развития творческих сил человека. Следовательно, в основе социального формирования личности лежит творческая практически преобразующая деятельность. Сама практическая деятельность включает: 1) реальное преобразование внешней среды с помощью искусственно созданных орудий и средств труда (субъект-объектные отношения); 2) общение людей в процессе деятельности (субъект-субъектные отношения); 3) совокупность норм и ценностей (ценностно-целевые структуры), существующих в виде образов сознания и обеспечивающих целенаправленный характер практической деятельности. В философско-социальном плане личность (как социализированный человек) связана с такими категориями, как формирование, развитие, воспитание, социализация. Следовательно, можно говорить, что становление личности есть результат формирования и самоформирования, взаимодействия внешних и внутренних факторов и условий. Вместе с этим каждая личность в обществе выполняет свою определенную роль. Для выполнения этой функциональной роли необходимы соответствующие права. Из функций вытекают обязанности, которые определяют статус личности. Социальный статус личности отражает ее место в общественной иерархии, обусловленное множеством социальных факторов. Важнейшим вопросом социального формирования личности является ее включение в общественную жизнь, ее интеграция с конкретным социумом. При этом происходит интеграция отношений, устанавливаются устойчивые связи в социуме и между социумами, усиливается взаимодействие людей в социальной среде. Существует несколько уровней социальной интеграции: - первый уровень - интеграция личности в социально-экономических отношениях, которая опосредуется в детстве и юности родительским домом, а затем трудовой деятельностью; - второй уровень интеграции личности в обществе - функциональная интеграция. Она представляет довольно сложное и многослойное переплетение социальных связей и выполняемых личностью функций; - -третий уровень интеграции личности в общество выступает как нормативная интеграция, состоящая в усвоении личностью социальных норм, правил поведения и отношений, привычек и других нематериальных регуляторов. На этой основе формируются ценностные установки личности и система побуждений к конкретным действиям; - четвертый уровень интеграции личности в обществе отражает межличностную интеграцию, которая устанавливается как положительная связь личности в социальной общности. Социальное формирование личности связано с наличием соответствующих факторов. Анализ практики, а также философских и социальных исследований показывает, что к ним следует отнести: - включение личности в систему социальных отношений, связанных с выполнением соответствующих социальных ролей; - включение личности в общение; вне социального общения, вне социальной деятельности нет социализации, развития личности; - ориентацию личности в социальных ценностях, связанных с удовлетворением социальных потребностей; - включение личности в интеллектуальную и материальную трудовую деятельность, преследующую цель создания общественных ценностей; занимаемый личностью статус в общественной иерархии отношений и роль, предлагаемая обществом; - социальные общества, в поле которых личность реализует свои социальные функции; - совокупность социальных ценностей, социальных норм, - знаний, умений и навыков для выполнения личностью социальных - функций; - наличие социальной среды, обеспечивающей передачу личности культурных образцов, ценностей, норм данного общества; - формирование установки на ценности социализации личности. Статус (социальное положение личности) выступает как обобщенная характеристика, отражает возможности человека, его положение в системе социальных отношений, связанных с выполнением соответствующих социальных ролей. Статус личности в содержательном плане включает в себя права, обязанности и ответственное отношение к их выполнению. Различают личностный (личный) и социальный статусы. Остановимся на них несколько подробнее, так как они имеют непосредственное отношение к воспитанию и развитию личности, к ее образованию. Личностный статус в социологии связывается с положениемчеловека в социальной общности (социуме), исходя из его индивидуальных особенностей и выполняемой роли. Социальный статус отражает положение человека в обществе как представителя определенного социума. Социальный статус личности - сложное социальное явление. Этот статус, с одной стороны, выступает как процесс, с другой - как его результат. Сам статус проявляется в отношении личность и общество, в выполнении социальной роли: социальная роль личности - это нормативно одобренный способ деятельности и поведения, это «приведенные в действие» социальные нормы в соответствии с функциями человека как субъекта труда, познания, ценностного отношения и общения и задачи, которые он выполняет как член коллектива или представитель определенной профессии, социальной общности и т.п. Социальная роль всегда реализуется через профессиональную деятельность и общественное положение, через функции, поручения и полномочия. Статус выступает как позиция личности. У личности поразным вопросам (нравственным, эстетическим, познавательным, политическим, ценностно-ориентировочным и др.) бывало множество позиций. Поэтому возникает статусный набор (Р. Мертон) как совокупность статусов конкретной личности. Среди этого набора имеется ведущий статус. Так, у учащихся и студентов ведущим статусом является учебный. К составным компонентам статуса следует отнести: 1) выполняемую личностью роль как поведенческую сторону статуса; 2) статус как элемент культуры личности; 3) психологическое отождествление (идентификация) личности со своим статусом; 4) статусные права личности; 5) статусные обязанности, связанные с положением личности в социуме. В соответствии со статусом формируется имидж личности. Имидж выступает как система представлений, сложившихся в обществе (социуме), о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом. Социальные роли. Социальная роль - модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе - как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. От банкира окружающие ожидают одного поведения, а от безработного - совсем иного. Социальные нормы - предписанные правила поведения - характеризуют именно роль, а не статус. Роль именуют еще динамической стороной статуса. Слова «динамическая», «поведение», «норма» указывают на то, что мы имеем дело не с социальными отношениями, а с социальным взаимодействием. Таким образом, мы должны усвоить следующее: · социальные роли и социальные нормы относятся к социальному взаимодействию; · социальные статусы, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся к социальным отношениям; · социальное взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения - его статику Между статусом и ролью есть промежуточное звено - ожидания людей. Ожидания могут фиксироваться и тогда они становятся социальными нормами. Только такое поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется ролью. Иное поведение ролью не является. Вывод: социальная роль невозможна без такт условий, как ожидания членов группы, функционально связанных с данным статусом, и наличие социальных норм, фиксирующих круг требований к выполнению этой роли. Можно сказать, что статус подчеркивает сходство людей, а роль их различие. Роль - это индивидуальное поведение в соответствии со своим статусом. Понятие «статусный набор», введенное в науку Г. Мертоном, обозначает совокупность всех статусов, принадлежащие одному человеку. Р. Мертону принадлежит и другое, тесно связанное с первым, понятие. Ролевой набор - совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемый с одним статусом. Максимальное слияние с ролью называется ролевой идентификацией, а среднее или минимальное - дистанционированием отроли. Дистанционирование от роли надо отличать от сокращения межстатусной дистанции. Студент и профессор - не только разные статусы, но и разные ранги в статусной иерархии. Профессор стоит выше, студент - ниже. Когда профессор держится на равных со студентами, он символически сокращает межстатусную дистанцию. Но когда студенты, не чувствуя реально существующей разницы между рангами, переходят на «ты», это называется фамильярностью неуместно развязным, слишком непринужденным поведением по отношению к старшим по возрасту или превосходящим по статусу людям. Поскольку последние допускают фамильярность, это свидетельствует об очень низком уровне идентификации человека со своим статусом. Таким образом, у каждого человека есть своя ролевая система. Но не со всеми ролями человек идентифицирует себя одинаково с одними (личностно значимыми) больше (ролевая идентификация) с другими (второстепенными) меньше (дистанционирование от роли). Термин «сокращение межстатусной дистанции» описывает характер отношений между двумя и более индивидами - носителями разных, но функционально связанных статусов. Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными. Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены). Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их). Определения социальной роли: · фиксация отдельного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений; · функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию; · общественно необходимый вид деятельности и способ поведения личности, которые несут печать общественной оценки (одобрение, осуждение и т. д.); · поведение личности в соответствии с ее общественным статусом; · обобщенный способ выполнения определенной социальной функции, когда от человека ожидаются определенные действия; · устойчивый стереотип поведения в определенных социальных ситуациях; · совокупность объективных и субъективных ожиданий (экспектаций), производных от социально-политической, экономической или какой-либо другой структуры общества; · социальная функция личности, соответствующая принятым представлениям людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений; · существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего о пределе иное положение, в его изаимодействии с другими индивидами; · система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т.е. как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами; · открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение; · представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации; · предписанные действия, характерные для тех, кто занимает определенную социальную позицию; · набор норм, определяющих, как должен вести себя человек данного социального положения. Социальная роль трактуется как ожидание, вид деятельности, поведение, представление, стереотип, социальная функция и даже набор норм. Виды социальных ролей. Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли. Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина - это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями. Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т.д.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 640; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.172 (0.007 с.) |