Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность и структура межличностного общенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
межличностное общение — это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого процесса.. Умение слушать собеседника – один из важнейший навыков общения. Люди, неумеющие слушать, сталкиваются с массой проблем в межличностном общении.Главная цель межличностного общения — достижение взаимопонимания. Межличностное общение связано с пополнением знаний (обучением) и сопряженным с ним изменением взглядов и поведения людей. Поэтому общение в команде необходимо контролировать. Процесс обучения посредством общения предполагает наличие отправителя, который передает сообщение, и получателя, который интерпретирует это сообщение и на него реагирует. Структура: Виды межличностного общения: 1)Императивное общение 2)Манипуляция 3)монологичесское общение 4)Диалоговое общение. Функции: 1) информационно-коммуникативная 2)регуляционно-коммуникативная 3)аффективно-коммуникативная УРовни общения:1. Макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни.. Общение здесь выступает как сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами. 2. Мезауровень (средний уровень): общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов 3. Микроуровень: здесь главный акцент делается на анализе элементарных единиц общения как сопряженных актов, 32. Виды межличностного общения. 1) Императивное общение — это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения — принуждение партнера — не завуалирована.
34. Основные функции межличностного речевого общения.
Законы психологии общения очень полезны для людей, которые хотят быть хорошими собеседниками и успешными по жизни. Учитесь выражать свои мысли и эмоции при помощи правильных слов, чтобы добиться желаемых результатов. 36. Способы речевого воздействия
Вопрос 37 Межличностная коммуникация является важнейшей категорией психологической науки, так как общение — это взаимодействие людей, вызванное потребностями их совместной деятельности и осуществляемое знаковыми средствами. В межличностной коммуникации тесно переплетаются два вида общения: вербальное и невербальное. Из двух видов межличностной коммуникации невербальная является более древней, вербальная же коммуникация — наиболее универсальной. Невербальная коммуникация осуществляется всегда при личном контакте. Обычно она сопровождается речью, но может употребляться отдельно от вербальных средств. Невербальные знаки обычно делят на три основные группы: язык тела; паралингвистические средства (степень громкости, распределение пауз, особенности мимики и жестикуляции в процессе общения); графические (одежда и украшения и т.д.). Язык тела, в свою очередь, включает пять составляющих: жесты, мимика, положение тела, проксемика (расположение людей в пространстве при общении), тактильная коммуникация. Жесты определяют коммуникацию способом знакового использования рук. Жесты, как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, так и экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи. Использование жестов для человека становится необходимым, когда другие средства недоступны или мало выразительны. Мимика — это способ использования выражения лица. В первую очередь мы смотрим человеку в глаза — зеркало души. Инструментом мимики является и рот. Мы можем наблюдать тончайшие различия в улыбке и взгляде. Положение деталей лица выполняет знаковые функции: поднятые брови в удивлении, гневе, страхе или приветствии. Мимика собеседника способна усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется 1–15 % информации. Мимические выражения несут более 70 % информации, т. е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть информацию (или лжет) если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1 / 3 времени разговора. Положение тела — это способ держать себя (наше тело). Считается, что расслабленное положение свидетельствует о доверии к собеседнику. Характер положения тела является весьма важным при первой встрече. Так, во время собеседования при приеме на работу рекомендуют сидеть прямо, не развалившись на стуле, чтобы продемонстрировать заинтересованность, смотреть в глаза собеседнику, но не очень настойчиво. Проксемика — способ использования пространства. Расстояние между собеседниками зависит и от возраста, и от пола коммуникантов, и от степени знакомства между ними. Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:
Информацию также несут такие движения человеческого тела, как поза и походка. Поза — это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Поза наглядно показывает, как человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные. Походка человека, т. е. стиль передвижения, позволяет легко распознать его эмоциональное состояние. Исследования психологов показали, что самая тяжелая походка при гневе, легкая — при радости, вялая, угнетенная походка — при страданиях. Тактильная коммуникация включает в себя прикосновения, похлопывания и т. п. Использование тактильных элементов коммуникации говорит о взаимных отношениях, статусе, степени дружбы между коммуникантами. Паралингвистические элементы — в отличие от собственно жестов — сопровождают речь, дополняют эмоциональную стороны коммуникации. К паралингвистическим моментам можно отнести такие языковые средства как интонация, тональный уровень голоса, даже громкость — выражающую, например, гнев. Паралингвистические средства многое могут сказать о сиюминутном состоянии собеседника (спокойствие, взволнованность, уверенность, усталость и т.п.). Одежда и внешний вид (прическа, украшения, косметика и т.п.) говорит о более стабильных вещах, таких как личность коммуниканта, его или ее социальный статус, роль, работа. Первичная визуальная оценка личности позволяет судить о степени ее открытости, искренности, эмоциональности, характере, явных и скрытых намерениях. В ходе коммуникации на 7% нас убеждают слова, на 30% — голос собеседника, его звучание, интонация и более чем на 60% — взгляд, жесты, мимика. Это означает, что даже легкое расхождение смысла слов собеседника с жестами и мимикой способно вызвать огромное недоверие слушателя. Вот лишь некоторые примеры трактовки жестов: скрещенные руки, прикрывание рта рукой — мозг посылает сигналы на подавление лжи — независимо от волевых усилий; потирание уха — бессознательное нежелание слушать ложь; взгляд в область лба и глаз — деловые намерения, взгляд на все лицо — учтиво-светские намерения, взгляд, скользящий вверх и вниз по телу — интимные намерения, взгляд искоса в сочетании с улыбкой — заинтересованность, взгляд в сочетании с опущенными бровями — враждебность; узкие зрачки — негативная реакция, неприятие; расширенные зрачки — интерес, волнение, удовольствие; потирание носа в сочетании с закрытыми глазами — сосредоточенность. Таким образом, «глаз видит правду — ухо слышит ложь». Но ни один жест не может быть интерпретирован без учета других жестов или сопутствующих им обстоятельств. Как бы ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но деловое общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно перевести сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы. Например, красный свет сигнала переводится как «проезд закрыт», «остановитесь» и т.п. Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру и выступает в различных стилистических разновидностях (различные стили и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и т.п.). Все речевые характеристики и другие компоненты коммуникативного акта способствуют его успешной либо неуспешной реализации. Говоря с другими, мы выбираем из обширного инвентаря возможных средств речевой и неречевой коммуникации те средства, которые нам кажутся наиболее подходящими для выражения наших мыслей в данной ситуации. Это — социально значимый выбор, который бесконечен и многообразен. Остановимся на самых общих коммуникативных характеристиках речи. С точки зрения теории коммуникации, речь включается в единый коммуникативный акт и проявляет следующие свойства:
В речевой коммуникации мы еще раз убеждаемся, что слова не являются просто знаками для обозначения предметов или классов предметов. Используя слова в коммуникации, мы создаем целые системы идей, верований, мифов, свойственных определенному сообществу, определенной культуре. Используя речь, мы можем признавать социальный статус собеседника, либо не признавать его. Владение совокупностью приемов построения межличностного общения является важнейшим условием успеха любого специалиста. Необходимо запомнить следующие основные правила:
Вопрос 38
Витиеватость мысли.
Логическая цепь: «Если это так…, то напрашивается вывод…».
Искренности. Фонетический барьер возникает, когда люди говорят на повышенных тонах, при этом сразу блокируется понимание информации. Это связано с психологической особенностью человека. Когда на нас кричат, внимание человека концентрируется не на словах и смысле, а на отношении говорящего к партнеру. В результате (как защитная реакция) происходит сдвиг внимания. Он блокирует анализаторскую деятельность мозга, и слова, адресованные партнеру, не осознаются им.
Приемы преодоления: 1. Говорите громко, внятно, разборчиво. 6. Психологический барьер. Вопрос 39 Как мы показали, эффективность коммуникации в организации во многом связана с развитием навыков общения персонала. Результат этого процесса обозначается понятием коммуникативной компетентности личности. Коммуникативная компетентность – система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в ситуациях межличностного взаимодействия. Коммуникативная компетентность личности – это выраженность в личности таких необходимых для общения свойств, как: • умение кодирования, т.е. вербальный опыт, запас слов, использование знаков, навыки успешной публичной речи; • познавательный опыт, т.е. система ценностей, мировоззрение; • ситуативный опыт, т.е. наличие целей, потребностей и мотивов личности как субъекта мотивации. Таким образом, коммуникативная компетентность есть знание норм и правил общения, и связана она с более глубинными свойствами личности: общим духовным развитием, харизматичностью, обаянием. Рассмотрим более подробно социально-психологическую модель коммуникативной компетентности личности. Базовую структуру коммуникативного человека можно представить, как "могу", "хочу", "знаю", "умею", "действую". Эта структура есть синтез упомянутых выше свойств коммуникативной или общительной личности, куда входят: • коммуникативное "могу", или коммуникативные возможности и способности личности; • коммуникативное "хочу", или потребности и мотивы личности как субъекта коммуникации; • коммуникативное "знаю", или знания, позволяющие личности выступать в качестве коммуникатора; • коммуникативное "умею", или инструменты и операции, коммуникативные навыки и умения, реализующие непосредственно коммуникацию. Данная модель, излишне прагматичная, направлена на профессиональную компетентность и формирование социально-психологических навыков межличностного общения в организации. Из такого понимания коммуникативной компетентности личности выпадают мировоззренческий, ценностный, этический аспекты, хотя именно они определяют особенности межличностной коммуникации в сегодняшних СМИ, Интернете и косвенно – в организациях. Перейдем к характеристике конкретных индивидуальных действий, стимулирующих эффективное коммуникативное поведение. Для анализа таких действий в научной литературе используется понятие коммуникационного стиля. Коммуникационный стиль – тип действий, с помощью которых работник строит свое коммуникативное поведение. Знание стилей помогает определить тип коммуникативного поведения со всеми его плюсами и минусами. В измерении коммуникационного стиля используются две переменные величины: открытость личности и адекватность обратной связи. Открытость личности – это степень искренности человека в коммуникации. Адекватность обратной связи – уровень ответной реакции на искренность человека в коммуникации. Выделяют пять стилей межличностной коммуникации. 1. "Открытие себя" – характеризуется высокой степенью открытости: от среднего до максимального. Индивид открывает себя другим, вызывая внимание к себе. К сожалению, обратная связь неадекватно низкая. Использующий данный стиль человек, слишком эмоционально, близко к сердцу принимает реакцию других на свое поведение; это может проявляться в бесконечных эмоциональных разговорах среди коллег, с целью прояснить ситуацию, коллеги слушают, но прямой поддержки не выражают. 2. " Реализация себя" – характеризуется максимальной открытостью и максимальной ответной реакцией на искренность. Этот стиль хорош для идеальных условий. В реальных буднях организационной жизни всегда есть ограничения, не позволяющие человеку применять этот стиль, среди которых разница в возрасте, статусе, мировоззренческие разногласия и т.д. 3. "Замыкание в себе" – характеризуется низким уровнем открытости и низким уровнем ответной реакции. Человек замыкается в себе, устанавливая четкую грань между собой и коллективом. 4. "Защита себя" – характеризуется низким уровнем открытости, но высоким уровнем обратной связи. Этот стиль используют люди, любящие обсуждать других, но не себя. Про таких людей можно сказать: видят соломинку в глазах ближнего, а в своем глазу бревна не замечают. 5. "Торговля за себя " – характеризуется умеренной открытостью и умеренной ответной реакцией. Человек порой бывает поставлен в такую ситуацию, когда становится выгодным распространение о себе всевозможной информации, правдивой и не очень, с целью привлечь к себе внимание для последующих выгод. Определяя коммуникационные стили, необходимо помнить, что лучшим из них будет тот, при помощи которого раскроется личность человека. Поиск стиля – это поиск самого себя, открытие самого себя, и происходит это с человеком в течение всей его жизни. Это сложный и противоречивый процесс, в ходе которого человек обретает себя и свой стиль через пробы других стилей и ошибки, которые неминуемы на этом пути. Но главное – обязательно встать на этот путь! Встав на него, мы уже что-то начнем понимать о себе! Еще одним понятием, отражающим особенности коммуникации индивидов в группе и организации, является понятие " коммуникационная роль ". Принятие коммуникационных ролей означает выполнение индивидами различных функций в групповых и организационных коммуникационных сетях, что обеспечивает их целостность. Выдающийся немецкий и американский социальный психолог К. Левин выделил следующие коммуникационные роли: • "сторож", "привратник" – предотвращает информационные перегрузки, фильтруя и отсеивая избыточные сообщения (секретарша); • "связной" – интегрирует и объединяет части сети; • "космополит" – связывает систему с внешней средой, придавая ей открытый характер (отдел по внешним связям); • "лидер мнений" – доступный для общения авторитет. Существуют и другие классификации коммуникационных ролей. Например, такая: • председатель (координирует сотрудничество); • работник команды (поддерживает других членов); • chaper (доминантный участник, придает идеям форму); • работник компании (практический организатор); • оценщик (критический аналитик идей); • исследователь (сотрудничающий аналитик); • plant (производитель идей и хороший контактер); • завершитель (отвечающий за план и сроки его реализации). Обобщив опыт теоретических исследований коммуникативной личности, а также коммуникационных стилей и ролей, рассмотрим далее проблему проектирования коммуникативного поведения в современной организации. Согласно теории коммуникативной личности, необходимо развивать ее компетенции, которые воплощаются в знаниях, умениях, навыках и действиях в сети коммуникаций. Итак, для эффективного общения необходимо уметь: • слушать и слышать собеседника. Слушать надо активно, т.е. задавать вопросы, повторять услышанное, для подтверждения адекватности восприятия передаваемого сообщения; • правильно выбирать канал сообщения; более личное или более сложное лучше передавать с глазу на глаз. Рутинные сообщения могут передаваться по проверенным, формализованным каналам: презентации, деловые записки, письма, e-mail; • понимать смысл сообщений и отправителю, и получателю. Для этого отправитель, если это менеджер, должен изучать мнения, настроения, предпочтения персонала, что поможет ему адекватно сформулировать сообщение, а работникам объективно истолковать его; • руководителям нужно чаще использовать различные формы непосредственных коммуникаций с персоналом, клиентами и другими группами, заинтересованными в успешной работе организации. Здесь могут применяться такие виды общения, как наблюдение, личные беседы, в ходе которых можно лучше понять организационные про
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 14076; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.190 (0.018 с.) |